В четвертом часу дня отбыли в Новодевичий на совещание… Я облегченно вздохнул, когда не услышал в речи Местоблюстителя вопроса об утверждении постановления Архиерейского Собора 1961 года. Но вздох мой был преждевременным. Следующим было выступление митрополита Никодима [Ротова], в котором было ясно сказано, что Собору предстоит решить три вопроса: 1. Об утверждении или одобрении постановлений Архиерейского Собора; 2. О кандидатуре в Патриархи; 3. О старообрядцах и о снятии с них клятв Собора 1667 года. Характерным было то, что митрополит открыто подчеркивал, что постановление Архиерейского Собора 1961 года о приходах есть дело советского законодательства, и поэтому мы не можем нарушать его и идти против Совета, с которым за истекший период сложились добрые взаимоотношения. За митрополитом Никодимом выступил митрополит Алексий [Ридигер] Таллинский. Последний убил меня окончательно. Он заявил, что эти постановления дискуссии не подлежат. Они должны быть приняты целиком и полностью. “Если дискуссии не подлежат, то зачем же тогда нас собрали? Значит, все уже утверждено, а нами просто прикрылись. Как ширмой. Факт печальный”, — подумал я». И далее, перечислив все, о чем говорили выступавшие, владыка пришел к неутешительным выводам: «Выступления наших иерархов носили характер однотипности: кандидат хорош, постановления Архиерейского Собора 1961 года прекрасны и… следует снять клятвы Собора 1667 года со старообрядцев. Вот и всё. Никто из выступавших не коснулся существенных нужд нашей Русской Матушки-Церкви. Никто не заикнулся о притязаниях исполнительных органов на права настоятелей храмов, о вмешательстве местных властей во внутренние дела приходов и т.п. Не стал говорить об этом и я, чувствуя, что изменить ход событий невозможно. Надо избирать иные способы спасения, возможные в современной обстановке. Мой вывод: на совещании происходит переливание из пустого в порожнее и переживание старого. Заключение: в нашей действительности не может быть свободного решения насущных вопросов Церкви. Этому мешает сама идеология внешнеполитической и внутриполитической жизни…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/30/pl...

Впрочем, церковные решения могут быть неожиданными. После смерти патриарха Пимена (Извекова) в 1990 году местоблюстителем стал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), который был одним из кандидатов на патриарший престол. Но в полуфинале выборов он набрал в два раза меньше голосов, чем митрополит Алексий (Ридигер), и не прошел в следующий тур. А вскоре он был лишен сана за то, что учинил православный раскол на Украине. И еще один пример: наиболее медийный иерарх того времени, большой друг деятелей культуры, главный церковный издатель митрополит Питирим (Нечаев) хоть и был выдвинут кандидатом в патриархи, но не прошел даже отборочный тур. И на этот раз все скорее всего также решится непосредственно на Поместном соборе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/sobornaya-demokratiya/

«От наша страна една такава крачка е просто невъзможна – подчертава се в посланието. – Представителите на държавната власт на Естония, разбира се, могат да не знаят и да не разбират това, но вие, нашите братя во Христе, знаете какво означава за една обител нейната канонична връзка с Майката Църква. Ние не можем, нямаме право едностранно да я скъсаме, тъй като ставропигиалният статут на манастира е фиксиран в Устава на нашата обител, който ние не можем да променяме по наше желание. Ставропигия манастирът получи през 1990 г. с усилията на приснопаметния Патриарх Алексий II (Ридигер). За сестрите от обителта паметта за него е свещена, защото именно той, бидейки в богоборческото хрушчовско време Талински архиерей, спаси обителта от закриване. Основаният през 1891 г. Пюхтицки манастир се моли непрестанно на Господа вече 133 години. В света през това време се извършиха фундаментални промени... Напомняме за извършилите се промени само с една цел – за да покажем, че нашият манастир е бил независим от страстите на обществено-политическия живот и от първия си ден досега пази нерушима вярност към своето монашеско предназначение и призвание, състоящо се от молитва и труд. Ето защо ние сме дълбоко убедени, че намесата на държавата в повече от стогодишната уредба на манастирския живот е лишена от какъвто и да е съзидателен смисъл. Сестрите на манастира са се молели и трудели и в Царска Русия, и в Съветския съюз (СССР), и в Естонската Република, и ние искрено се надяваме, че и занапред няма да бъдем лишени от възможността да отправяме молитви към Бога, за да може мирният живот да бъде даруван на цялата Земя, на всички страни и народи». Игуменията и сестрите се обръщат към християните на Естония от различни конфесии с убедителна молба да подкрепят Пюхтицкия манастир. «Сигурни сме, че всеки вярващ разбира: всяка политика, а да не говорим за политически натиск, са дълбоко чужди на монашеството. Манастирът е извън политиката. Такова е нашето кредо. И ние искаме да се надяваме, че вашите молитви ще помогнат на властите на Естонската Република, към които се отнасяме с голямо уважение, да проумеят тази истина», казват в заключение авторите на посланието.

http://new.mospat.ru/bg/news/91704/

Конечно, были и такие, которые пошли за большевиками, потому что они пообещали им землю и сладкую жизнь. Но считать, что все «красные» были шкурниками и лодырями, так же нелепо, как полагать, что все «белые» воевали за дворянские привилегии. Да, «красные» были обмануты, да большевистские главари использовали их иллюзии в своих нечестивых целях. Но не будем забывать, что и те, кто воевал за «белых», тоже были обмануты. Девятнадцатилетний подпоручик-доброволец, истекающий кровью под Новочеркасском или под Ростовом, конечно, ничего не знал ни об участии генерала Алексеева в антицарском заговоре в феврале 1917 года, ни о сговоре Колчака с английской разведкой и американскими олигархами. Доброволец этого ничего не знал, он умирал за Россию. Гражданская война слишком противоестественная и сложная вещь, чтобы простому человеку было сразу понятно, на чью сторону идти. Это ведь только нынешним борцам с коммунизмом всегда ясно, что надо всегда быть неважно с кем, но против «коммуняк». А 92 года тому назад разразилась великая народная трагедия: Братоубийственная война. И подходить к явлению Гражданской войны надо именно как к трагедии, а не как к очередному поводу свести счёты со своими политическими противниками. Между тем, русский народ, и «белые», и «красные», никогда не принял коммунизма, идеи «мирового пожара» и «всемирной революции». К концу 20-х годов всем стало понятно, что явил собой большевизм. Но если большая часть проигравших «белых» все свои надежды связывала с новой иностранной интервенцией против Советской России, то православные люди, оставшиеся в ее пределах, понимали, что большевизм попущен народу России за грехи, что нужно переболеть большевизмом, выстрадать прощение Божие. Примечательно, что все Святейшие Патриархи Московские постреволюционного периода, начиная от Патриарха Тихона и заканчивая Патриархом Кириллом, либо сами, либо их семьи, пострадали от большевизма. Патриарх Тихон (Белавин) был фактически убит большевиками, Патриарх Сергий (Страгородский) неоднократно арестовывался, Патриарх Алексий I (Симанский) был арестован и сослан, Патриарх Пимен (Извеков) был арестован и сослан, дед Патриарха Алексия II (Ридигера) был расстрелян большевиками, родители были вынуждены бежать заграницу от гонений большевизма, дед и отец Патриарха Кирилла (Гундяеева) были узниками советских концлагерей.

http://pravoslavie.ru/37618.html

Однако произведённый ремонт носил по большей части «косметический» характер, что, в частности, подтверждается информацией, размещённой на сайте Компании «Волга-Альп», производившей работы по ремонту кровли храма-памятника. «В 2005 году, в год 1000-летия Казани и приезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, - сообщалось, в частности, в размещённой на нём 24 января 2008 г. статье, - специалистам компании «Волга-Альп» предложили поучаствовать в косметическом ремонте внешней обшивки стен Храма. Мы откликнулись на предложение и нами были выполнены работы по частичной замене и ремонту металлических листов кровли и его окраске. Ремонтировали самыми дешёвыми материалами и красили самой дешёвой краской. Бюджета на полноценные работы не хватало. В любом случае, это лучше, чем ничего и более того, мы осознавали свою глубокую причастность к восстановлению исторической и архитектурной ценности. Сколько мы себя помнили, Храм представлял собой заброшенный, осквернённый надписями, исторически-культурный позор на въезде в город. Для нас было большой честью первыми участвовать в восстановлению внешнего облика Храма, который стоял запущенный с пятидесятых годов прошлого века».(44) Представители той же компании помогли вернуть на храм-памятник Георгиевский крест, установленный в июле 2005 г.(45) «Настоятель Храма Отец Феодор, - отмечалось в той же статье, - попросил нас о помощи. Силами прихожан был изготовлен деревянный прототип георгиевского креста, которого не было на храме 55 лет. Под торжественную процессию и молитву, с помощью альпинистских методов подъёма, нашими силами и Б[о]жьей помощью, этот крест был установлен на своё историческое место и освящён. Эта работа была для нас большой честью. Впоследствии крест был заменён на металлический».(46) Вместе с тем, состояние самого памятника продолжало давать повод для постоянных нареканий, усилившихся на фоне празднования в 2005 г. 450-летия Казанской епархии РПЦ и подготовки посещения Казани Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (А.М.Ридигером).

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

Неравноправие И. с православными проявлялось прежде всего в правовом статусе религ. общин и ограничениях, связанных с переменой вероисповедания и с прозелитизмом. Российское законодательство не допускало возможности перехода православных в инославие, в то время как переход И. в Православие не только был дозволен, но и поощрялся. Пропаганда неправосл. учений была запрещена. Юридическое преимущество И. над иноверцами заключалось в том, что переход из инославных исповеданий в нехристианские был запрещен, а обратный переход был возможен при определенных условиях, как правило с особого разрешения министра внутренних дел, а на Кавказе - главноначальствующего гражданской частью (наместника). Разрешались браки православных с И. (при условии венчания и крещения детей в правосл. Церкви), но не с иноверцами. В отдельных случаях правительство предоставляло И. дополнительные права. При имп. Екатерине II И., переселявшиеся в Россию из-за границы, получали ряд льгот, могли свободно совершать богослужение. В 1857 г. в Прибалтике 98 чел. подали заявления о желании вернуться из Православия в лютеранство, 44 из них правительство разрешило такой переход. Хотя эта мера противоречила основам российского законодательства, она соответствовала политике опоры на местное нем. дворянство, к-рая проводилась до 80-х гг. XIX в. в Прибалтике, где протестант. общины имели привилегированный статус (см. подробнее: Алексий II (Ридигер), Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 256-258). 17 апр. 1905 г. был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», к-рый существенно изменил правовой статус И. Снимались прежние жесткие ограничения на переход из Православия в инославие. Общий запрет на переход верующих из инославных исповеданий в нехристианские был сохранен, но для возвращающихся в свое прежнее исповедание (а также в исповедание своих предков) было сделано исключение. После выхода указа переход иноверцев в любое инославное исповедание не встречал препятствий. В 1917 г. Временное правительство приняло меры по созданию внеконфессионального гос-ва.

http://pravenc.ru/text/468817.html

И вот рассказ о моем крещении для меня тоже очень примечателен. Моя мама и бабушка решились законспирироваться основательно. Дачу мы снимали в Мариенбурге, где был действующий храм, но крестили меня в храме в Гатчине, который находится поблизости. Крестили тогда двоих младенцев. Одного тщедушного, худого, который все время плакал, а другого, то бишь меня, такого же почти, как сейчас, — полного, с перетяжечками и очень радостного. Священник погрузил меня в купель трижды, а я при этом не только не смутился, но почему-то хохотал и поджимал ноги, требуя дальнейших погружений. Вот они и случились в этом храме, храме святого апостола Павла, ровно через тридцать лет после моего крещения, я был в 1988-м году рукоположен тогдашним нашим митрополитом Алексием (Ридигером) в пресвитерский сан. Моей крестной была сослуживица моей бабушки, являвшаяся членом партии. Конечно, ни о какой катехизации, ни о каком религиозном воспитании не приходилось и говорить в годы моего детства. Наоборот, я прошел через типичную советскую систему детского сада. Потому что жили мы в тяжелых условиях. После развода с моим отцом, моя мама, бабушка и парализованная прабабушка жили в одной комнате в коммунальной квартире. Меня отправили в детский сад. И вот уже тогда я в глубине своего сердца возненавидел любую форму коллектива, коллективного воспитания. Мне казалось, что люди, которые с ранних лет призывают меня радостно идти в детский сад, лгут. Лгут дети, которым якобы радостно в этом детском саду. Лгут дети в тихий час, изображая, что они спят, хотя хочется просто играть и жить активной детской жизнью. Ощущение вот этой окружающей меня фальши стало сопровождать меня очень рано. Иная жизнь Но, одновременно, вокруг меня был город. То, что я жил в центре Петербурга, тогда Ленинграде, постоянно напоминало мне о существовании какой-то иной жизни. И надо сказать, что я много времени проводил с бабушкой, дачу мы снимали, как правило, в Павловске или в Царском селе. Я и летом пребывал в состоянии той самой петербургской России, которая совершенно не напоминала тот мир, который меня окружал. Ощущение того, что я живу в городе, в котором должны были быть другие люди, и должна была быть другая жизнь, сопровождало меня с ранних лет.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Заявленный в начальном периоде руководства Г. курс на «перестройку» не предполагал отказа от основополагающих принципов советской системы, в т. ч. и по отношению к религии. Религ. убеждения по-прежнему воспринимались как предрассудок, ставились задачи по усилению атеистической работы. В 1985 г. было принято решение рассылать Информационный бюллетень Ин-та научного атеизма не только в областные, но и в районные комитеты партии, тираж издания был увеличен в 20 раз. Принятая в 1986 г. новая редакция Программы КПСС декларировала, что формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание являются важными задачами в области идейно-воспитательной работы. Проводившаяся РПЦ с нач. 80-х гг. ХХ в. подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси явилась поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности». В сент. 1985 г. Секретариатом ЦК КПСС было принято секретное постановление «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», в к-ром подчеркивалась отрицательная роль христианства как разновидности религиозно-идеалистического мировоззрения, оправдывавшей социальную несправедливость. В ответ на развернутую в зап. странах кампанию по защите свободы совести в СССР ЦК КПСС в марте 1986 г. принял постановление «О мерах по противодействию клеветнической клерикальной зарубежной пропаганде в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции», в к-ром указывалось на необходимость тщательного контроля за деятельностью религ. орг-ций. Особую активность в этот период проявлял 4-й отдел 5-го Управления КГБ СССР, утверждавший перечень основных агентурно-оперативных мероприятий по подготовке к 1000-летию Крещения Руси. Предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в сфере государственно-церковных отношений не находили понимания у руководителей гос-ва. 17 дек. 1985 г. в адрес Г. было направлено письмо управляющего делами Московской Патриархии Таллинского митр. Алексия (Ридигера, впосл. Патриарх Алексий II ) с предложением о пересмотре устаревшего законодательства о религ. объединениях. Ответом на это обращение было указание Совета по делам религий при Совете Министров СССР, что подобные вопросы Церкви поднимать не следует (ПЭ. Т. 1. С. 707).

http://pravenc.ru/text/166175.html

Помню, мы гостили у него вместе с моим другом отцом Леонидом Грилихесом, который сейчас служит в Брюсселе. Мы гуляли по городу, ходили во всем музеи, отец Сергий много рассказывал о Ван Гоге. Он прекрасно знал культуру этой страны и даже написал о Голландии книгу. Оставаясь человеком совершенно русской, петербургской культуры, он воспринимал страну, в которой ему Господь благословил служить в течение 25 лет, как родную и людей, которые там живут, от себя не отделял. Это видно уже потому, что половина его прихода составляли голландцы. Он был настоящим апостолом, миссионером в своей стране благодаря тому, что сумел воспринять голландскую национальную культуру. Мне очень горько от его ухода.  Я полюбил этого человека, мы хорошо друг друга понимали. Он написал для одной из моих книг предисловие, и для меня это огромная радость. Я знаю, что сейчас ко мне должна прийти его последняя книга о свободе, которую он буквально за несколько дней до смерти подписал специально для меня. Протоиерей Сергий Овсянников родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, затем Ленинградскую духовную семинарию (1982) и Ленинградскую духовную академию (1986). Кандидат богословия. На протяжении многих лет работал консультантом по библейским переводам в Объединенных библейских обществах. Женился на Е. А. Фоогд. Рукоположен во диаконы в 1987 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) (впоследствии Патриарх Алексий II). Переехал в Голландию. Во священники рукоположен в Лондоне в 1990 г. митрополитом Сурожским Антонием (Блумом). Настоятель Свято-Николаевского прихода в г. Амстердам (Голландия) после ухода на покой протоиерея Алексия Фоогда. Проживал в Амстердаме. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/otets-sergiy-byil-nast...

Человек Все рубрики Ольга Кремлева Сутки дежурной санитарки (дневник) В это время загремела телега, на которой развозят завтрак. Она уже у 17-й палаты! А я еще не была совсем на первом посту! Я бегом побежала в начало коридора, откуда начинают раздавать завтрак. Его развозят минут за двадцать, а потом вскоре начинают собирать тарелки и ругаться, если кто-то непокормлен. Кормить с ложечки надо человек шесть-семь, и еще человек восемь смогут сами есть, если их усадить, поставить им еду и постоянно присматривать. Если минут пять на каждого, то до последнего я доберусь где-то через час-полтора. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) " Я стараюсь не прилепляться к земным вещам " Порой так хочется пригласить в резиденцию не только официальных лиц, ради которых перекрывается трасса, но и самых обыкновенных гостей - тех, кто симпатичен, вызывает дружелюбный интерес, желание поговорить, пообщаться. Но день до того спрессован, что, когда возвращаюсь домой, уже не до товарищеских разговоров. Что же касается друзей, то большинство из них остались в Санкт-Петербурге. Игорь Пшеничников Простое русское чудо Мирским людям, приезжающим в скит преподобного Сергия Радонежского на пару-тройку дней, может показаться, что жизнь здесь как мед – паломников хорошо принимают, кормят и поят, показывают все, что те хотят, да еще пытаются предугадать их желания в стремлении исполнить закон гостеприимства. Однако не следует путать свои ощущения гостя с повседневной монашеской жизнью. Жизнь в скиту для его насельников – совсем не мед, а подвиг. Монахи оставили мир и отказались от всего мирского ради любви к Богу. Их главная работа – молитва за нас, мирян. Это люди, ежедневно совершающие подвиг самопожертвования, чтобы мы увидели Свет. Сутки дежурной санитарки (дневник) В это время загремела телега, на которой развозят завтрак. Она уже у 17-й палаты! А я еще не была совсем на первом посту! Я бегом побежала в начало коридора, откуда начинают раздавать завтрак. Его развозят минут за двадцать, а потом вскоре начинают собирать тарелки и ругаться, если кто-то непокормлен. Кормить с ложечки надо человек шесть-семь, и еще человек восемь смогут сами есть, если их усадить, поставить им еду и постоянно присматривать. Если минут пять на каждого, то до последнего я доберусь где-то через час-полтора. Ольга Кремлева

http://pravmir.ru/category/chelovek/nash...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010