редакций. Начиная с XVI в. в рус. рукописных и печатных Типиконах 16 сент. ставится знак «3 точки в полукруге», что означает шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в зависимости от системы знак мог быть красным или черным. Память Е. В. 11 июля отмечается уже в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) вместе с памятью св. отцов IV Вселенского Собора. Совершается та же служба Е. В., что и 16 сент. В Студийско-Алексиевском Типиконе ( Пентковский. Типикон. С. 353) 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха. Признаки торжественности службы, тропарь Е. В., служба на литургии совпадают с теми, что характерны и для памяти 16 сент. На службе на память св. отцов IV Вселенского Собора, отмечаемой в воскресенье после памяти Е. В., на вечерней стиховне поется самогласная стихира Е. В., содержащая одновременно прославление Вселенского Собора. В последующих редакциях Студийского устава становится менее явной связь памятей Е. В. и св. отцов IV Вселенского Собора, т. к. празднование памяти последних привязывается к 16 июля (это указание есть уже на полях в списке Студийско-Алексиевского Типикона, ГИМ. Син. 330, 70-е гг. XII в.). В Иерусалимском уставе память святых отцов шести Вселенских Соборов предписывается совершать в Неделю до или после 16 июля, т. е. вне прямой связи с памятью Е. В. В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 470) последование Е. В. 11 июля в целом имеет тот же устав, что и 16 сент., но на литургии после входа поются тропарь и кондак Е. В. (в системе Евергетидского Типикона это является свидетельством повышенного статуса памяти по сравнению с 16 сент.), указаны др. Апостол и Евангелие - Гал 3. 23-29, Мк 5. 24b - 34. Мессинский ( Arranz. Typicon. P. 166) и Георгия Мтацминдели ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267) Типиконы 11 июля содержат ссылку на 16 сент.; последование Е. В. соединяется с последованием Октоиха. В Иерусалимских Типиконах разных редакций 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха, служба Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

священник читает «немного наклонив голову». В третью группу молитв входит только 1я из нынешних и 2я до слов Твое бо, яко воистинну , остальная часть этой молитвы читается тайно во время просительной ектении, которая произносится дважды или трижды – до тех пор, пока иерей не закончит чтение молитвы. Стиховны (нынешние), во время которых диакон совершает каждение, поются двумя хорами медленно: каждая стихира повторяется, поэтому к двум стихам современной Триоди добавляются еще Воздаждь ми радость спасения… и Дух Твой Благий… , на Слава, и ныне : «Царю Небесный». В конец вечерни поется тропарь праздника, далее следует возглас Премудрость и отпуст. Панихида отменяется; только после вечерней трапезы совершается простое повечерие. На утрени в Понедельник Святого Духа (около 8 часа) отменяются кафизмы, поется 1й канон праздника (7 глас) на 4 и канон Святому Духу, ныне положенный на повечерии, на 6 со стихами библейских песен. По 3 песни седален праздника (а не Святому Духу) и чтение слова святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна, положенное ныне в праздник по кафизмах 77 . По 6 песни – кондак и икос, по 9 песни эксапостиларий праздника Свят Господь Бог наш . Хвалитен нет, а на стиховне стихира праздника (глас 4) Некнижныя ученики и 3 подобна ей со стихами Сердце чисто и Не отвержи ; Слава, и ныне : Троицу Единосущную . Отпустительный тропарь праздника. На Литургии, совершаемой в храме, – праздничный антифон, Слава, и ныне : кондак; поется Трисвятое и далее по чину, соответствующему нынешнему Типикону. Далее в Евергетидском Уставе излагаются указания для попразднства, продолжающегося до субботы и имеющего некоторые отличия в богослужении от современной практики 78 . 2. 3. Студийско-Алексиевский Типикон (XI век) Студийско-Алексиевский Типикон 79 , сохранившийся только в славянских переводах в рукописях XI–XV веков, был дан патриархом Константинопольским Алексием около 1034–43 года основанному им близ столицы монастырю Успения Пресвятой Богородицы. Этот устав наиболее точно следует практике Студийского монастыря, поскольку патриарх Алексий долгое время был постриженником и игуменом этой обители. Алексиевская редакция Студийского Устава была принята в XI веке преподобным Феодосием Печерским в своем монастыре и была господствующей на Руси до начала XV века 80 .

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

(см. выше, стр. 372, прим. 4), образец святогорских уставов, в дисциплинарной части представляет сокращение и небольшое изменения Диатипосиса; из него здесь оставлены отделы о часе служб, о пище, о соразмерности в службах, о нестяжательности, о порядке оставления монастыря, о заключении, об одежде и нерабочих днях. Часы службы указываются для утрени: во весь год утреня будничная в 8 ч. (2 ч. ночи); (часом позже чем в Диатип.), в воскресенья в начале 7-го и праздничная в начале 5-го (немного позднее, чем в Диат.), в двенадцатидневие, сырную неделю и вторые дни великих господских праздников к нач. 9 ч. (ок. 2 ч. ночи); в Великий пост к началу 6 ч. (ок. 11 ч. ночи). Относительно постов отменяется разрешение Диатипосиса на сыр для Пятидесятницы и для праздников в многодневные посты и сохраняется это разрешение для праздников в обыкновенные среду и пятницу. Занятым тяжелыми работами в пост дается пища в 6 ч. (не в 3). Приобретать монахам запрещается деньги (о мебели умолчано). Из епитимий сохраняется заключение с замечанием: «наказание же побоями или другими, уместными в миру средствами, нашими отцами осуждено, хотя в случае крайней нужды позволительно прибегать и к ним». При желании оставить монастырь вручит уходящего другому игумену, или предпримет другие какие-либо меры». Праздничные дни делятся на нерабочие для всех, и работников, и нерабочие только для братии; к первым кроме 12 праздников относятся 13, 26 сентября, 8, 14 ноября, 6, 9 и 26 дек.; 1 янв.; 23 апр.; 8 и 24 (Симеона Чудотворца) мая; 24, 29 июня; 29 авг.; ко вторым: 20 сентября; 18, 23 и 26 окт.; 1, 13 ноября; 4, 13, 27 дек.; 17, 20, 25 янв.; 17, 24 февраля; 9 марта; 8 июня; 1, 8, 20, 27 июля; 31 авг.; малое количество «мирских» праздников (для рабочих) Синаксарь объясняет малочисленностью рабочих в монастыре (4 только) и большим жалованьем им [ 233 ]. Дисциплинарная часть Студийско-Алексиевского устава На основе Ипотипосиса выработана дисциплинарная часть в Студийско-Алексиевском уставе (XI–XII b.), который был так долго регулятором монашеской жизни в России.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

та. трто. та се тъ сна въставъ полунощную п приношю ти спсе. припада вопию ти. не дажь уснути ми въ грховную смрть. но ущедри м пропныс волею лежащаго в лности. варивъ [въ]стави сп[и] м Въ престони [] млтв. по сн нощн. воси ми днь. безъгршне хе бе сп[н] м б Мрь чта влчце въстави м падающас в пропасти лютаго нечани. сгршени скорби. ты бо си гршнымъ спни. ты помощь крпко заступлени. рабы сво спсающи мо К тоб члвбче влко сна въставъ прибгаю. на дла подвизаюс. млрди тво молю ти с помози ми на вско врем. вски вещи збави м. вско мирьскы злобы дьвольскаго поспшени. въведи м м въ цртви твомь вчнмь. ко блгвно сть им тво ца сна стго дха ны мо Слва тоб ги бе мо. же члвбьнымь свомь промысломь. сподобивы м недостона сна въстлти и входл получити стго дому тво. прими ги гла млтвы мо. сподоби дхмь смреномь. срмь съкрушеномь устъ мохъ приносити теб млтву да азъ бьщникъ буду съ угожьшими теб мени твому стму нын прис мо Прта влчце бце. жени нечты помыслы. странаго клменьнлго срца мого. угаси ми пламень стртий. помилу м ко немощенъ смь и странъ смь. збави м гже всхъ находщихъ ми лукавныхъ помыслъ. древнихъ ми быча. не забуди мене гршна. т бо мю гршны заступницю. помощь вры тобою нлдюс прити прощени грховъ. проча нощи мимошедъши. блгдарю т ги дне прошю мирна. безгршна беумтежна. пода же ми спсе сп м 5. Выводы Как показало настоящее небольшое исследование, Кур представляет собой молитвенный комплекс (или «правило»), совершавшийся монахами в промежуток времени между пробуждением от сна и прибытием на богослужение в церковь . В византийской аскетической литературе XI b. и далее присутствуют прямые прототипы как Кур, так и других подобных молитвенных комплексов, заполнявших свободное время монахов в промежутках между службами в храме и различными повседневными заботами. Будучи надстройкой над системой ежедневных уставных служб, Кур и другие подобные «правила» не упоминаются в Студийско-Алексиевском уставе, что отнюдь не означает их отсутствия в реальной аскетической практике. Краткая версия Кур, уже без характерного заглавия, помещается в самом начале многочисленных Часословов и Орологиев, включая современные печатные издания. На Руси знакомство с Кур было достаточно широким и, вероятно, не ограничивалось исключительно монашеской средой, на что указывает тот факт, что в состав позднейшего последования утренних молитв из русского Молитвослова, через посредство изданий Виленского братства конца XVI – 1 половины XVII b. 69 , перешли не только тексты краткой версии Кур из печатных Часословов, но и три молитвы, характерные для Кур в его древнерусских рукописях (одна из которых составлена из двух тропарей Кур). Библиография

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Тем не менее сопоставление этих Типиконов со Студийско-Алексиевским уставом может показать отличительный характер последнего и объяснить, почему именно этому уставу выпал такой широкий и продолжительный район действия. Ни в одном из известных ныне ктиторских уставов административный отдел не касается в такой степени всех сторон монастырской жизни, как в Студийско-Алексиевском уставе. Они занимаются более вспомогательными учреждениями монастыря — больницами, странноприимницами, чем внутреннею жизнью монастыря. Иногда делаются и заметные отступления от заветов подвижничества. Так, например, организация Константинопольского Пантократорского монастыря напоминает скорее штат св. Софии Константинопольской, чем великие лавры древности; здесь те же церковные чины, включая и четырех женщин, убирающих храм и соответствующих «мироносицам» св. Софии и храма Воскресения [ 242 ]; черные работы лежат на четырех постоянных лицах, а не на всей братии по очереди [ 243 ]. Замечательна особенность в выборе игумена, представляемая некоторыми из этих Типиконов: избирали трех кандидатов и окончательное избрание решали жребием, причем хартии с именами избранных полагались на престоле и возносилась молитва, чтобы Бог явил достойного; хартию брал с престола священник, неграмотный монах или мальчик [ 244 ]. Замечательно также требование некоторых из этих Типиконов, например Евергетидского, чтобы Типикон прочитывался в начале каждого месяца за трапезою. Типикон императрицы Ирины в дисциплинарном отношении Из этих Типиконов заслуживает внимания Типикон имп. Ирины, как первый (и почти единственный) опыт женского монашеского устава. Разница от мужских уставов: легче постный режим: в среду и пятницу обычно елей; ежедневно не два, а два или три блюда; но вина не по 2 или 3 чаши, а по 1, с дозволением и прибавки по воле игумении; спят все в одной или двух комнатах, чтобы «все были явны всем»; видеться с родственниками мужчинами дозволяется только в воротах монастыря в присутствии игумении или честнейшей монахини; исключения не делается и для больных монахинь, которые приносятся к воротам на носилках.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Тип.) или в соединении с пс. 134 (Николо-Касул., 25 декабря), при чем иногда назначается для пения на все 8 гласов; в одном Орологии к 13–15 ст. этого псалма положены такие припевы: «Ублажает Тя, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». «Достойно есть ублажати Тя, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим и Матерь Бога нашего». «Глаголюще Тя Богородицу, ублажает Тя вси роди, яко Матерь Бога нашего» [ 68 ]. (Отголосок борьбы с несторианством?). В Евергетидском уставе слово πολυλους =полиелей уже ставится без дальнейшего пояснения и очевидно в смысле нынешнего устава (может быть только в составе кроме 134 и 135 еще 136 пс., как в Студийско-Алексиевском), но для Христовых праздников и Успения перед ними кроме одной или двух «дневных» кафисм с седальнами праздника положена еще особая праздничная кафисма, с седальном или ипакои послед нее, например, для Рождества Христова и Богоявления — каф. 16 «Рече Господь Господеви» — «медленно и с большими аллилуиариями», на Успение — Непорочны с аллилуиариями гласа (в другие праздники не говорится об аллилуиариях) [ 69 ]. — Таким образом исполнение кафисм в Студийских уставах носит явный отзвук песненного последования. Не упоминается в рассматриваемых Типиконах о каких-либо тропарях или припевах к 50 пс., которые вместе с 50 пс. в песненной утрени занимали видное место. — На каноне, о числе стихов на котором молчит Ипотипосис, и для которого Диатипосис назначает 8 стихов [ 70 ] для будней Пятидесятницы, 10 для ее воскресений и праздников, 10 и более для остальных дней года [ 71 ] (у Симеона Солунского 8, 6 или 4, см. выше, стр. 346), простейшую практику дает Криптоферратский Типикон, не указывающий числа стихов для канона и иногда только упоминающий об удвоении ирмосов (например на Рождество Христово удвоялись вторые ирмосы «Спасе люди») [ 72 ]; не указывают часто числа стихов и Типиконы Сицилийской (например, для Рождества Богородицы), они же дают для канона и самое меньшее число стихов — 8 (например для Воздвижения) [ 73 ]; далее по количеству стихов на каноне следует Студийско-Алексеевский устав, назначающий их часто 10, maximum 12 (в великие праздники, даже Рождество Христово, и при стечениях) [ 74 ]; Типиконы Калабрийской редакции делают шаг далее, назначая для великих праздников, например Рождество Христово, и 14 стихов и с особенною точностью регламентируя количество стихов [ 75 ]; наконец Евергетидский устав назначает большей частью 12 или 14 стихов, а для великих праздников и 16 [ 76 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В древнейших уставах эти указания очень кратки и неопределенны и даются в месяцеслове под соответствующими числами месяца. Так уже в Студийско-Алексиевском уставе под 8 сентября сделано замечание, что если оно случится в воскресенье, «поется прежде недельная служба», и что так же надо поступать, если в воскресенье случится память апостола или евангелиста; из подробностей службы дается только указание относительно тропарей в конце вечерни и на литургии. Под 25 марта такое же замечание (в Студийско-Алексиевском уставе) очень обширно; оно предусматривает совпадение Благовещения с субботой и неделей обыкновенными, с Лазаревой субботой, цветной неделей, всеми днями Страстной недели, с Неделей и понедельником св. Пасхи и дает указания относительно всех стихир, тропарей и канонов, Этим и исчерпываются в Студийско-Алексиевском уставе материал, соответствующий содержанию нынешних Марковых глав. Замечания эти здесь не надписываются именем Марка. Такой же вид и объем имеют эти замечания в западных Студийских Типиконах, и в Евергетидском Типиконе; и здесь над ними не появляется имени Марка, что для западных Студийских Типиконов особенно характерно ввиду близости их к месту деятельности Марка еп. Отрантского. Такой же объем и вид имеют замечания о совпадении неподвижных праздников с подвижными в древнейших списках Иерусалимского устава, греч. Моск. Рум. Муз. Сев. и грузинском Шиомгвимском; здесь эти замечания очень близки к Студийским, за исключением, конечно, особенностей Иерусалимской практики, и также не носят имени Марка. В позднейших греческих списках Иерус. устава, так уже и в ркп. Моск. Синод. библ. XIII–XIV b., эти замечания дополняются приписками на полях, так что кругом Благовещения поля нескольких страниц испещрены ими. Но в таком древнем списке Иерусалимского устава, как греч. ркп. Моск. Синод. библ. должно быть, XIII b. все замечания такого рода собраны в одно место, разделены на 95 глав и надписываются: «Марка грешного иеромонаха свод (σνταγμα), составленный на недостающее (ποομενα) Типикона» (л.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

В древних слав. Минеях (XII в.; ГИМ. Син. 166. Л. 123 об.- 130 об.; РНБ. Соф. 203. Л. 98 об.- 103) последование 21 мая включает канон, 2 седальна (1-й - это отпустительный тропарь в Студийско-Алексиевском Типиконе), 2 группы стихир-подобнов (2-я включает только 2 стихиры); могут содержаться 5 стихир-самогласнов (напр., см.: ГИМ. Син. 166), к-рые также зафиксированы в Стихирарях того времени (напр., БАН. 34.7.6). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 455-456) служба равноапостольным К. и Елене имеет тот же устав, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону. На вечерне отменяется стихословие кафизмы, на литургии поются изобразительны, на блаженнах - тропари из 3-й песни канона К. и Елены, прокимен из Пс 18, аллилуиарий со стихом из Пс 88, причастен (Пс 18. 5), чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 152-153), представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 21 мая в честь равноапостольных К. и Елены указан ряд песнопений, отсутствующих в др. студийских Типиконах: цикл стихир-подобнов и 3 самогласна на «Господи, воззвах», славники на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех; на «Бог Господь» - тот же тропарь, что и в Типиконе Великой ц.; праздничной особенностью службы является пение особых антифонов (Пс 19, 20, 88) на утрене; указания о литургии те же, что и в Типиконе Великой ц. В Иерусалимском уставе память равноапостольных К. и Елены также отмечается 21 мая. Степень торжественности службы в этот день в разных редакциях Иерусалимского уставах может варьироваться. Начиная с ранних редакций XI-XII вв. (напр., Sinait. gr. 1094 - см.: Lossky. Typicon. P. 216) и до редакций XVII в., последование равноапостольных К. и Елены соответствует уставу малого праздника: на утрене поется «Бог Господь» и тропарь, стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на 6, на вечерне и утрене назначаются стихиры-самогласны, в т. ч. для пения на хвалитех; канон равноапостольных К. и Елены исполняется на 6. Такой же устав имела служба в честь равноапостольных К. и Елены в печатных московских Типиконах (1610, 1633 и 1641) до исправленного издания 1682 г.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

В описании богослужения Пятидесятницы Студийско-Алексиевский Устав (далее – САУ) имеет много общего с Евергетидским Типиконом. Накануне в субботу назначается поминовение усопших по чину мясопустной субботы. В отличие от Евергетидского Устава, на вечерне в пяток вечера вместо прокимна указывается Аллилуиа, и по обычной ектении не поется тропарь в конец вечерни, а диакон произносит Премудрость , и следует отпуст. Паннихис после вечерни САУ не знает. На утрени вместо Бог Господь поется Аллилуиа с тропарем и по 17 кафизме седален мученичен с покоином из Октоиха. Вместо канона дневного святого, служба которого по САУ отменяется, первым поется заупокойный канон Октоиха 6 гласа 81 . Не упоминается о приготовлениях параекклисиарха в усыпальнице после 6 песни, светилен поется нынешний Память совершающе . На хвалитех (в гробнице) 3 мученична Октоиха и 3 подобна с Господи, воззвах , после чего с отдельными стихами поются еще другие стихиры Октоиха; на стиховне к 1й и 3й стихирам Октоиха и 2й – Триоди прибавляются с отдельными стихами иные стихиры (к примеру, нынешний славник стиховен вечерни). После отпустительного тропаря ( Со святыми упокой. .. или Воистинну суета.. . или Помяни, Господи ) диакон произносит заупокойную ектению с 40-кратным Господи, помилуй 82 , после чего следует отпуст. На Литургии 4 песнь канона на Блаженнах . На праздничной вечерне в отличие от Евергетидского Типикона в САУ на Господи, воззвах 9 стихир (1я трижды), на стиховне нынешняя стихира попразднства, глас 7: Параклита имуще , исполняемая трижды с нынешними стихами; панихида отсутствует; на утрени одна кафизма с седальном и чтением Слова на 50-ницу святителя Григория Богослова; в канонах ирмосы и тропари по дважды. На хвалитех, в отличие от нынешнего Устава, на Славу, и ныне : повторяется 3я стихира. На стиховне (великого славословия нет) поются нынешние 1–3 самогласны с Господи, воззвах , на Слава, и ныне : 1й. О часах не упоминается. На Литургии ко 2 антифону припев: Спаси ны, Сыне Божий, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа. Входный стих: Велия слава Его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на Него . На вечерне в день праздника на Господи, воззвах 3 стихиры Некнижныя ученики по дважды, на Слава, и ныне : то же. О коленопреклонных молитвах замечание: «чтет из алтаря на слух всем». Прочее как в Евергетидском Уставе, за исключением указания о повторении стиховен и о каждении на них. Повечерие не упоминается. На утрени все соответствует предписаниям Евергетидского Типикона, только на хвалитех поются 3 хвалитные стихиры праздника (на Слава, и ныне : повторяется 1я), а на стиховне нынешние 1–3 с Господи, воззвах (на Слава, и ныне : повторяется 1я). Предписания о попразднстве в САУ имеют много общего с указаниями Евергетидского Устава. 2. 4. Афоно-Студийский Типикон

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Молитвы по К. начинают появляться в Псалтирях с XI в. (Athen. Soc. Hist. Ethn. 3; Ath. Vatop. 1231 и проч.). Современный цикл из 22 таких молитв (20 по К. и по одной в начале и в конце Псалтири) - далеко не единственный из представленных в рукописях (см.: Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004. Vol. 1. P. 306-358). Вне рамок собственно монашеской практики келейное чтение одной или неск. К. также выполняется как по желанию дополнительно, так и в качестве епитимии, при совместной молитве мирян и т. д. См. также статьи Псалтирь , Псалмодия . Лит.: Розанов. Устав. С. 234-239; Петровский А., свящ. Кафизма//ПБЭ. Т. 9. С. 301-303; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 631-636; Mateos J. La Psalmodie variable dans le rite Byzantin//Acta philosophica et theologica. R., 1964. Vol. 2. P. 327-339; Taft. Liturgy of the Hours; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Ms. Princeton, 1990. Vol. 1: 9th-12th Cent.; Пентковский. Типикон; Frøyshov S. R. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. [P., 2003]; idem. The Georgian Witness to the Jerusalem Liturgy: New Sources and Studies//Inquiries into Eastern Christian Worship: Selected Papers of the 2nd Intern. Congr. of the Soc. of Oriental Liturgy, Rome, 17-21 Sept. 2008/Ed. B. J. Groen, S. Hawkes-Teeples, S. Alexopoulos. Leuven, 2012. P. 227-267. (Eastern Christian Studies; 12); idem. The Jerusalem Psalter and its Radiance: Investigations of Early Liturgical Psalter Divisions of the Syro-Palestinian Sphere (в печати); Getcha J. La réforme liturgique du métropolite Cyprien de Kiev. P., 2010; Parpulov G. Psalters and Personal Piety in Byzantium//The Old Testament in Byzantium/Ed. R. S. Nelson, P. Magdalino. Wash., 2010. P. 77-105. С. Р. Фрейсхов В греческой певческой традиции В греч. студийской практике, отразившейся в слав. Студийско-Алексиевском уставе, каждая К. исполнялась на один из 8 гласов недели. В певч. рукописях в каждом гласе записывались 9 мелодических моделей для распевания К. (как правило, 1-й, 2-й и 3-й или 2-й, 3-й и 4-й), по 1 модели для каждой «Славы» (статии), т. о., всего 72 модели, или «аллилуиария» (названы по припеву к псалмовым стихам - «Аллилуия»). Кроме того, для отдельных К. и их «Слав» были созданы дополнительные напевы (для 1-й «Славы» 1-й К., для полиелея (1-й «Славы» 19-й К., 2 напева), для 2-й «Славы» 7-й К. и для 3-й «Славы» 20-й К.; всего 5) ( Пентковский. Типикон. С. 404-405). Наборы моделей на 8 гласов (разной степени полноты) известны по немногочисленным визант. нотированным рукописям XII-XIII вв. (Стихирарь. Sinait. gr. 1273, XII в.; Асматикон-Псалтикон. Mess. Salvad. 129, 2-я четв. XIII в.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. V, 1225 г.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. VII, 2-я пол. XII в.; см.: Shkolnik. 1997). Записи моделей в средневизант. интервальной нотации позволяют реконструировать простые по стилистике напевы.

http://pravenc.ru/text/кафизмы.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010