Феодора Студита ), где он взамен литии «на раце св. отца» предлагает таковую же «в притворе св. Алексия»... Если о. Лисицин даёт понять, что Алексеевский устав имеет столько же, если не более, соприкосновения с Софийским, как со Студийским, это... объясняется тем пренебрежением к вопросу о типе суточного богослужения, которое автор последовательно проводит через всю книгу: для него не важно, какой строй имела в том или другом уставе вечерня или утреня, а важны редкие обряды и частности. Тип же суточного богослужения в Алексеевском уставе точно такой же, как в сохранившихся памятниках Студийского устава – Ипотипосисе и Диатипосисе, с которыми Алексеевская запись поразительно совпадает даже в столь любимых у о. Лисицина мелочах. Ряд же указываемых у автора различий этой записи с первыми не что иное, как прогресс Студийской практики... Во всяком случае, даваемый, «Алексеевским» уставом тип богослужения совершенно не такой, как в современных ему Типиконах Великой Константинопольской Церкви (к которому ктитор патриарх обращается только за мелочами, похваливая при этом его), а тогда на Востоке господствовали только эти два типа суточного богослужения» (Извлечение из журналов Совета Киевской Дух. Академии за 1910–11 учебный год; журнал 9 июня 1911 г., стр. 441–442). – К доводам проф. Скабаллановича считаем нужным добавить следующее. Во-первых, уже самые оговорки автора Устава при таких мелких отступлениях от чисто местных особенностей практики Студийской, как отмена службы по утопшим братиям Студийского монастыря, назначение литии не у гробницы преп. Феодора, которой в Алексеевском Успенском монастыре разумеется не было, а в Алексиевском притворе, самые оговорки эти свидетельствуют, что патриарх Алексей точнейшим, почти механическим образом копировал практику Студийскую; иначе не было ему никакого смысла и поминать об этих местных Студийских обычаях, которых всякому новому монастырю не было никакой ни нужды, ни обязанности звать. Во-вторых, почтенный исследователь, документально доказывая, что в устав патр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

94 Одно из самых ранних упоминаний содержится у Константина Багрянородного (De ccrimoniis aulae byzantinae 1. 43 (34); см.: Le livre des ceremonies/Ed. A. Vogt. Vol. I. P., 1935, p. 167–168). 96 Перенесение поклонения Кресту на Крестопоклонную седмицу, как нам кажется, можно объяснить следующим образом. Четвертая седмица Великого поста была в Константинополе началом усиленной подготовки оглашаемых к принятию Крещения в Великую субботу (см.: Крещальная литургия. М.. 2002, с. 112–117; Желтов М. С., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Великий пост //Православная Энциклопедия. Т. 7. М., 2004, с. 454–463), а Великая пятница – последним днем этой подготовки. Вполне логично предположить, что чин поклонения Истинному Древу каким-то образом соотносился с огласительным циклом, и поэтому при появлении нового чина поклонения св. копию древний чип был перенесен с последнего дня предкрещального цикла на первый. 97 См., напр.: Eastmond A. Byzantine Identity and Relics ofthe True Cross in the Thirteenth Century//Восточнохристианские реликвии/Ред.-сост. Λ. Μ. Лидов. Μ., 2003, с. 205–215. 98 См.: Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. М., 2001, с. 70–78: он же. Студийский устав и уставы студийской традиций//Там же. М., 2001, с. 69–80. 100 Например, в Студийско-Алексиевском уставе 1034 г. говорится о том, что вечерня вечером в Великую пятницу совершается не в главном храме монастыря, а в «церквице св. Георгия» (весьма вероятно, по причине уборки в главном храме; ркп. ГИМ. Син. 330, 3-я четв. XII в. Л. 32 06.), а в Евергетидском Синаксаре 2-й пол. XI в. сообщается, что та же вечерня поется в «храме св. апостолов... а главный храм моют» (ркп. Athen. 788, пол. XII в. Fol. 149). 102 Перевод выполнен по изданию: Egerie. Journal de voyage/P. Maraval, ed. P., 1982. (Shretiennes; 296) 106 Перевод выполнен с французского перевода А. Рену (с учетом армянского текста) по изданию: Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121. Vol. 2. Turnhout, 1971. p. 280–281. (Patrologia Orientalis. T. 36, fasc. 2, 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

XVII в.) в 1360-1362 гг. был основан Введенский Владычный в Серпухове мон-рь (Рождественский В. А. Историческое описание Серпуховского Владычного общежитийного девичьего монастыря. М., 1866. С. 116; Клосс. С. 38, 40-41), возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский . Монастырское предание приписывает ему также создание Алексиевского девичьего мон-ря в Москве для своих сестер (ок. 1358), хотя это мнение разделяется далеко не всеми исследователями (ср.: Ушакова Е . Краткий исторический очерк Алексеевского монастыря. М., 1877. С. 7-9; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 119; Баталов. С. 28, 323). Относительно 3 последних мон-рей нельзя исключить позднего возникновения преданий, имевших целью возвысить значение обители, связав их историю с прославленным Московским святителем. По существу открытым остается вопрос о богослужебном уставе общежительных мон-рей в это время, поскольку наиболее ранние дошедшие рус. списки Иерусалимского устава датируются лишь самым концом XIV в. При А. продолжало распространяться почитание свт. Петра. Перед поездкой А. в Орду в 1357 г. в Успенском соборе в Москве у гроба митр. Петра «зажьглася свеча сама о себе» (ПСРЛ. Т. 25. С. 180; ср.: Т. 15. Вып. 1. Стб. 66); после молебна она была раздроблена для благословения присутствующих. В праздник Успения Богородицы 1372 г., по свидетельству летописей, у гроба митр. Петра исцелился мальчик, немой и с парализованной рукой; А. велел звонить в колокола и служил молебен. Под конец жизни А. оказался перед проблемой назначения своего преемника. Очевидно, он, как и вел. кн. Димитрий Иоаннович, противился навязываемой извне кандидатуре Киприана, заблаговременно назначенного в К-поле, видя в этом победу Ольгерда и неудачу собственной церковной политики (что в тот момент соответствовало действительности, хотя позднее ситуация существенно изменилась). Вероятно, А. желал видеть своим преемником человека искушенного, подобно себе, в монашеской жизни. Идеальной фигурой в этом отношении был прп.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В Дрезденском списке Типикона Великой церкви 26 приводится замечание, в котором сравниваются практики соборного и монашеского богослужения. Об утрене: «Подобает знать, что в Великой церкви Евангелие не читается, в монастырях же, если хочет настоятель, читается 9е утреннее Евангелие» (можно заметить, что в другие праздники Типикон Великой церкви назначает утреннее Евангелие); и о Литургии: «В монастыре же Студийском говорятся антифоны Литургии эти [ Пс.18, 19, 20 ], но эти антифоны поются только в Студийском монастыре, тогда как Великая церковь и прочие — по обычаю», т. е. вседневные антифоны «Благо есть», хотя другие списки Типикона указывают именно праздничные антифоны 27 . На вечерне Пятидесятницы в Типиконе Великой церкви нет коленопреклонных молитв. В Студийских Типиконах празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид: ему предшествует вселенская поминальная суббота, к понедельнику приурочивается особое воспоминание Святого Духа, и вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, в субботу — отдание. Так, по Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (сохранившемуся в славянском переводе — рукописи 70х гг. XII в.: ГИМ. Синодальное собр., 330) 28 всенощного бдения нет, как его не бывает вообще по Студийскому уставу На вечерне 1я кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на 9 (как в любой воскресный день, но здесь стихиры только празднику). Вход и три паримии (такие же, как и в Типиконе Великой церкви и в нынешней службе), на стиховне трижды поется стихира 7го гласа «Параклита имуще» (в нынешней редакции «Утешителя имуще»), на «Слава, и ныне» — «Царю Небесный» (6й глас). Тропарь праздника: «Благословен еси, Христе Боже наш». На утрене поется только 1я кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова святителя Григория Богослова) — «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного Евангелия используется 9е воскресное Евангелие. В Студийском уставе устанавливается соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с 1го гласа в неделю Антипасхи; это проявляется не только в пении соответствующих песнопений Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

В неделю Антипасхи совершалась праздничная служба, на утрене не было кафизм и Евангелия. Воскресная служба переносилась на понедельник Антипасхи. Недели Пятидесятни-цы имели те же названия, что и ныне. В среду Преполовения Пятидесятницы разрешался пост, с чем, впрочем, были согласны далеко не все церковные деятели того времени. В Апостольский пост часто пели службу «с аллилуиа», что в отличие от указаний послениконовских Типиконов не отменяло литургии. Древнейшие славянские Триоди являются полными, т. е. заключающими в себе песно-пения всего периода пения Триоди (РГАДА. Тип. 137). Впоследствии (ок. XII в.) введено деление Триоди на Постную, начинавшуюся в неделю мытаря и фарисея и заканчивавшуюся в 6-ю пятницу поста, и Цветную, начинавшуюся в субботу Лазареву, перед цветоносной неделей, и заканчивавшуюся в неделю Всех святых. Студийский месяцеслов, определяющий круг неподвижных (минейных) праздников,– к-польский по происхождению – основан на синаксаре Типикона Великой церкви. Студийско-Алексиевский устав указывает одну-две памяти в день, среди которых есть несколько местных студийских памятей (напр., 26 янв.– перенесение мощей прп. Феодора Студита и его брата свт. Иосифа Солунского). Многие дни (от 1/3 до 2/3 месяца) не имели тропаря, в эти дни совершалась служба с пением «аллилуиа», имевшая в Студийском уставе роль будничной службы. В такие дни память святого отмечалась лишь чтением его жития, совершались все часы, не отменялись монастыр-ские работы (послушания); когда такие дни приходились на среду и пятницу, то полагались пост до 9-го часа (ок. 15 часов) и поклоны. С умножением числа праздников служба «с аллилуиа» стала совершаться все реже, в наши дни она воспринимается как постовая. Несколько более праздничными были дни памяти святых, когда отменялись часы и поклоны, но не отменялись послушания, трапеза полагалась в шесть часов (ок. полудня). Такие дни обычно имели тропарь, но иногда в эти дни также совершалась служба «с аллилуиа». Еще более крупные праздники отмечались освобождением от часов, поклонов и работ до обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

До настоящего времени дошла рукопись XII в., содержащая славянский перевод Студийского устава в “алексиевской редакции”; в отечественных рукописных собраниях имеется также несколько подобных списков XIII в. 49 . Древнейший список XII в. имеет следующее заглавие: “Уставник уставлен убо не по писанию в монастыри Студийстем преподобным отцем нашим исповедником Феодором, предан же писанием от Алексея святаго и вселенскаго патриарха в поставленным им монастыри во имя Божественныя Матери” 50 . То обстоятельство, что Студийский устав был введён преподобным Феодосием на Руси в середине XI века — в годы, когда уже имелся “алексиевский” вариант этого устава, даёт основание соглашаться с мнением русского исследователя, высказанным им в начале ХХ столетия: “Не зная другого письменного устава Студийского, и находя сей (алексиевский — а. А.) устав в русском списке XII в., мы имеем полное основание думать, что именно этот устав введён Феодосием в монастыре Печерском” 51 . Но в данном случае важно то, что как видоизменённый, так и первоначальный устав имеет тесную связь со Студийским монастырём, поскольку патриарх Алексий был выходцем из этой обители. О повсеместном следовании правилам Студийского устава в XIII в. свидетельствует древний рукописный памятник, содержащий “Ответы Константинопольского патриаршего собора на вопросы Сарайского епископа Феогноста” (1276 г.). На вопрос: “Аще не будет епископа во граде, лзе (можно) ли игумену крест въздвизати?” был дан следующий ответ: “Сего не бранят канони святаго Феодора Студийского” 52 . В середине XIV в. Студийский устав по-прежнему имел широкое употребление на Руси. Это явствует из записок Стефана Новгородца (1348/49 гг.), который сообщает, что из Студийского монастыря “на Русь посылали много книг: Устав, Триоди и иные книги” 53 . Характерно, что, говоря о Студийском уставе, новгородский паломник не даёт дополнительных объяснений, предполагая в русских читателях осведомлённых и образованных людей. Текст Студийского устава был хорошо знаком русскому паломнику; можно даже предположить, что он мог читать его по древнейшему известному на сегодня славянскому списку XII в. (ГИМ. Синод. собр. 330) 54 . Эта рукопись была написана в Новгороде и принадлежала Благовещенскому монастырю, основанному в 1170 г.; этот монастырь находился на левом берегу р. Волхов у озера Мячина и существовал до 1786 г. В 1652 г. этот список Студийского устава вместе с большим числом других книг был перевезён патриархом Никоном из Новгорода в Москву в Патриаршую библиотеку 55 .

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Дометиана нет, оно снова появляется только в Иерусалимском уставе. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. подробных указаний о службе этого дня нет, но на утрене предписано читать слово свт. Григория Богослова (Or. 11). Последование соединяется с последованием попразднства Богоявления ( Пентковский. Типикон. С. 319). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 388) содержится полное описание службы, соединяются последования Г. и попразднства, на утрене - «Бог Господь» с тропарем праздника и Г. Ορθοδοξας δηϒ (    ) (тропарь святого поется только на «Бог Господь», а в конце вечерни и утрени поется только тропарь праздника). Кроме тропаря, в последование Г. входят кондак, светилен и неск. самогласнов. На литургии на блаженнах поется песнь 3-я из канона святого, чтения: прокимен 7-го гласа из Пс 115, Евр 7. 26-8. 2, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Ин 10. 9-16, причастен - Пс 111. 6b. В Мессинском Типиконе 1131 г., ( Arranz. Typicon. P. 105) отмечено соединение последований Г. и попразднства, пение тропаря Г., на литургии - песнь Г. на блаженнах и чтения: прокимен 7-го гласа из Пс 63, Еф 4. 7-4. 13, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Мф 4. 25-5. 12, причастен - Пс 111. 6b. Свт. Григорий Нисский (?). роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Свт. Григорий Нисский (?). роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Во всех редакциях Иерусалимского устава 10 янв. указаны последования 2 святых - Г. и прп. Дометиана (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), соединяются 3 последования: Г., прп. Дометиана и попразднства Богоявления. На повечерии поется последование прп. Маркиана. Г. и прп. Дометиану поется общий тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), кондак Г. указывается по 6-й песни канона. Служба на литургии не расписана, только указана песнь Г. на блаженнах. Иногда в рукописях и изданиях, составленных в соответствии с Иерусалимским уставом, приводится отдельный тропарь Г.

http://pravenc.ru/text/166529.html

История его . Полиелей, но неизвестно, в каком смысле, указывается Иерусалимским канонарем VII b. в грузин. версии на пасхальном бдении «на гл. 8 с аллилуиа», а также позднейшими редакциями Константинопольско-Софийского устава, например, на Воздвижение (Вступ. гл., 340). В памятнике с ясно выраженным характером этого устава — в Кондакаре Благовещенского монастыря (где есть так наз. «азматик» — род песнопения неизвестного назначения, но приложимый только к песненному последованию) — 135 пс. положен на ноты в разных гласах: 1-й гл. с 1 ст. по 4-й, 2-й — с 5, 3 — с 9, 4 — с 13, 5 — с 17, 6 — с 21, 7 — с 23, 8 — с 25 [ 611 ]. В Студийско-Алексиевском уставе пс. 134–136, хотя пелись только наряду в числе других псалмов 19-й кафизмы, в которую они входят, следовательно, всегда в пятницу на утрене, но имели особо торжественное исполнение, особую мелодию 4 или 6 гл., припев аллилуиа, разнившийся количеством для каждого из этих псалмов, и назывались полиелеем (Вступ. гл., 365). Таким образом, полиелей был по этому уставу каждую пятницу и никогда более. Должно быть, древнейшего типа утреня, когда она в воскресенье не имела кафизм, то не имела и полиелея; посему он был принадлежностью только воскресных утрень Четыредесятницы; и ныне полный полиелей — со 136 пс. — только пред Четыредесятницей. Западные Студийские уставы назначают пс. 135 или оба в качестве праздничных на утрене подле других, иногда с особыми припевами, вроде наших величаний (Вступ. гл., 366). Иерусалимские уставы в древн. греч. ркп. делают из этих псалмов аналогичное Студийско-Алексиевскому употребление (там же, 376), но говорят о полиелее только на праздники (как и Евергетидский устав) и в период 3 кафизм (от 20 сентября до Великого поста) [ 612 ]. По Арсению Суханову, на Востоке «кто Псалтырь говорит, тот же на налое на крылосе Господи помилуй трижды, Слава и ныне, таже два псалма иже на полиелее, на конце Слава и ныне, а не поют тех псалмов» [ 613 ]. В Киево-Печерской лавре полиелейные псалмы поются в следующем составе: Хвалите имя Господне, аллилуиа, хвалите раби Господа, аллилуиа 3. Яко велий Господь и Господь наш над всеми боги, аллилуиа 3 (и т. д.) Господи, имя Твое в век и память Твоя в род и род. Благословен Господь от Сиона… Исповедайтеся Господеви яко благ, аллилуиа 2. Яко в век милость Его, аллилуиа (так и далее «аллилуиа»). Рукою крепкою и мышцею высокою. И избавил ны есть от врагов наших. Исповедайтеся Богу Небесному. Каждение на Непорочных и полиелее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Лисицина мелочах. Ряд же указываемых у автора различий этой записи с первыми ничто иное, как прогресс Студий­ской практики... Во всяком случае, даваемый, «Алексеевским» уста­вом тип богослужения совершенно не такой, как в современных ему Типиконах Великой Константинопольской Церкви (к которому ктитор патриарх обращается только за мелочами, похваливая при этом его), а тогда на Востоке господствовали только эти два типа суточного богослужения» (Извлечение из журналов Совета Киевской Дух. Ака­демии за 1910–11 учебный год; журнал 9 июня 1911 г., стр. 441–442). – К доводам проф. Скабаллановича считаем нужным добавить сле­дующее. Во-первых, уже самые оговорки автора Устава при таких мелких отступлениях от чисто местных особенностей практики Сту­дийской, как отмена службы по утопшим братиям Студийского мона­стыря, назначение литии не у гробницы преп. Феодора, которой в Алек­сеевском Успенском монастыре разумеется не было, а в Алексиевском притворе, самые оговорки эти свидетельствуют, что патриарх Алексей точнейшим, почти механическим образом копировал прак­тику Студийскую; иначе не было ему никакого смысла и поминать об этих местных Студийских обычаях, которых всякому новому мо­настырю не было никакой ни нужды, ни обязанности звать. Во-вторых, почтенный исследователь, документально доказывая, что в устав патр. Алексея вошли некоторые обряды и обычаи устава Великой Церкви, едва ли основательно заключает отсюда, что именно сам патр. Алексей видоизменил Студийскую практику соответственно по­рядкам Великой Церкви. Ведь, возможно другое предположение, именно: патриарх Алексей потому и внес в свой устав эти обряды и обычаи, что они стали входить в практику самой Студийской обители и потому естественно должны быть записаны в полном уставе Студийской оби­тели. А что действительно порядки Великой Церкви прививались прак­тике самой Студийской обители и, так сказать, ассимилировались с нею, несомненное свидетельство этого представляет вторая редакция ‘Υποτπωσις-а, которая по вопросу о порядке начала пасхальной литургии прямо предписывает держаться обычая Великой Церкви – «τ τς εγ­λης κκληβας παραδεδομνα» (Дмитриевский Τυπικ, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Литургия преждеосвященных Даров в богослужебных книгах XII–XIV вв. чаще носит название «постной» службы, иногда называется литургией свт. Василия Великого или других, но не свт. Григория Великого , папы Римского. К особенностям совершения литургии преждеосвященных Даров в рассматриваемый период следует отнести следующие: 1) она могла совершаться Великим постом ежедневно, как предписано Студийским уставом, в т. ч. и в понедельник, вторник и четверг первой седмицы, а также в Великую Пятницу и в сырные среду и пятницу (см. Сырная седмица). В соответствии со Студийским уставом на Благовещение, случившееся в постный день, литургия также соверша-лась преждеосвященная, а Златоустова – только в храмах, посвященных Божией Матери. 2) Отсутствовал обряд перенесения св. Агнца (см. Агнец литургический) с престола на жертвен-ник. 3) Возглас «Свет Христов просвещает всех» произносил диакон, имевший в руке три за-жженные свечи (см. Трехсвечник) и кадило. В XIV в. этот возглас стал уже произноситься свя-щенником, также с «триплетеной» свечой и кадилом. 4) Во время великого входа дискос со св. Агнцем нес диакон, как на полной литургии. 5) Причащение на литургии преждеосвященных Даров совершалось по чину полных литургий, сначала от св. Хлеба, затем – от Чаши. Такой порядок причащения связан с существовавшим в Русской Церкви до кон. XVII в. убеждением, что при погружении Агнца в Чашу ее содержимое становится Кровью Христовой. Круги триодных и минейных праздников. В Студийско-Алексиевском уставе годовой богослужебный круг подвижных праздников (триодный) имел уже практически завершенный вид, и, хотя он претерпел впоследствии некоторое развитие, состав памятей и тексты Триодей остались почти неизменными до нашего времени. Триодный круг, как и ныне, начинался неде-лей о мытаре и фарисее и состоял из трех подготовительных к Великому посту седмиц, шести седмиц поста, Страстной седмицы, семи седмиц Пятидесятницы, седмицы после Пятидесят-ницы. Триодная часть студийских уставов завершалась изложением правил об Апостольском (Петровом) посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010