Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения мира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения мира Иерусалимском уставе , сделавшемся после XII-XIV вв. общепринятым в правосл. Церкви. При этом памятники студийской традиции различаются между собой значительно существеннее, чем редакции Иерусалимского устава, так что изложение службы В. ч. в совр. печатных изданиях мало отличается от описанного в древних рукописях порядка. Об освящении мира, к-рое является прерогативой Патриархов, монастырские Студийский и Иерусалимский уставы, умалчивают (поэтому, напр., в совр. практике РПЦ чин освящения мира не содержится в общераспространенных книгах, а служится по особой книжечке). Согласно этим уставам, в В. ч. бывает одна трапеза, за к-рой разрешаются елей и вино. По Студийско-Алексеевскому Типикону 1034 г., лучше др. студийских памятников отражающему первоначальную редакцию студийского Синаксаря, накануне В. ч. совершается великое повечерие . На утрене поется «Аллилуия», но место троичнов занимает тропарь «      »; стихословятся 2 кафизмы (с «ипакои» по 1-й и «тропарем» (совр. тропарь пророчества) по 2-й); канон (полный) прп. Космы Маюмского; по 3-й песни канона поется седален, по 6-й - кондак; по 9-й песни - светилен (8-го гласа «    »); стихир на хвалитех нет, есть только на стиховне. Все часы - со стихословием Псалтири (как в обычные дни Великого поста). Перед литургией совершается включенный в состав службы изобразительных чин умовения ног. Студийские памятники разделяются на 2 группы в зависимости от положения этого чина в кругу служб в В. ч.: Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы следуют к-польской практике: чин умовения совершается до литургии (как в Типиконе Великой ц., хотя в нем чин происходит между вечерней и литургией, а в студийских памятниках - до вечерни и литургии); прочие, нек-польские, Типиконы - иерусалимской: чин умовения бывает после литургии (то же - и в Иерусалимском уставе) (см.: Пентковский. Типикон. 131-132).

http://pravenc.ru/text/150115.html

др. почитаемых святых. В Студийско-Алексиевском Типиконе упоминаются: 2 цикла стихир-подобнов в честь П. (на подобны «Званный свыше» и «О преславнаго чудесе», согласно их совр. названиям) на «Господи, воззвах»; 2 самогласна П.- на стиховнах вечерни и утрени (6-го гласа,     и 5-го гласа,     самогласны предписано петь после будничных стихир Октоиха; из Октоиха же берутся седальны по кафизмах и 1-й из 2 канонов утрени); канон П. 2-го гласа; отпустительный тропарь П.       седален П. (глас и начальные слова не указаны) и кондак П. 5-го гласа     а также литургийные чтения: прокимен из Пс 63, Апостол (2 Тим 2. 1-10), аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие (Ин 15. 17 - 16. 2) и причастен (Пс 111. 6-7) ( Пентковский. Типикон. С. 356). В афонском Георгия Мтацминдели Типиконе (ок. 1042) уставные указания о празднике П.- примерно те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; чтения литургии совпадают с перечисленными в Типиконе Великой ц. Прп. Георгий Мтацминдели предписывает исполнять кондак П. в качестве отпустительного тропаря вечерни (на утрене, как и в Студийско-Алексиевском Типиконе,- общий тропарь мученику), что, возможно, говорит о влиянии на афонскую практику XI в. традиции пения паннихис накануне праздничных дней ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 268). Действительно, в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. предписано совершать паннихис с каноном П. и кондаком в его честь накануне 27 июля, после вечерни ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 475). В остальном состав гимнографического последования П. в этом уставе близок к описанному в Студийско-Алексиевском Типиконе: на «Господи, воззвах» - стихиры на подобен «Званный свыше» по дважды (2-й цикл подобнов, на «О преславнаго чудесе», здесь перенесен на хвалитные псалмы утрени); на стиховне вечерни, после стихир Октоиха, поется самогласен Εξλαμψε σμερον; утрени - Μητρικν γαπσας εσβειαν (они совпадают с указанными патриархом Алексием Студитом); канон - 2-го гласа авторства Феофана; отпустительный тропарь - общий мученику (но указан еще и особый седален П.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

T. 1. P. 348); также М. М. упоминается 4 мая без богослужебного последования (Ibid. P. 280-282). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. М. отмечается 22 мая вместе с памятью сщмч. Фоки; богослужебное последование М. М. включает отпустительный тропарь 1-го гласа                  ; кондак, канон 8-го гласа, цикл стихир-подобнов, самогласен, дополнительный подобен (на стиховне утрени), седален; на литургии прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 39. 2, Евангелие - Ин 20. 11-18 либо Мк 16. 1-8 ( Пентковский. Типикон. С. 355). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, 22 июля служба М. М. соединяется с рядовой службой Октоиха; по сравнению с содержащимся в Студийско-Алексиевском Типиконе богослужебное последование М. М. включает дополнительный цикл стихир-подобнов и дополнительный самогласен ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 473). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, особенности богослужебного последования М. М. состоят в указаниях для литургии: назначаются прокимен Пс 147. 1, Апостол - Деян 2. 14-21, аллилуиарий Пс 101. 14, Евангелие - Ин 20. 11-18, причастен Пс 32. 1 ( Arranz. Typicon. P. 169-170; то же самое в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургич. груз. памятники. С. 267-268). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.,- память М. М. отмечается 17 июня; помещены только отпустительный тропарь 1-го гласа Χριστ τ δι μς κ παρθνου τεχθντι σεμν Μαγδαλην (                ) (тот же, что и в Студийском уставе) и указания для вечерни: цикл стихир-подобнов и самогласен; указания на литургии общие для праздников в честь св. жен (см.: Lossky. Typicon. P. 226). В Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. 22 июля соединяются последования М. М., сщмч. Фоки и Октоиха; отпустительный тропарь и стихиры на вечерне М.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

До настоящего времени дошла рукопись XII в., содержащая славянский перевод Студийского устава в «алексиевской редакции»; в отечественных рукописных собраниях имеется также несколько подобных списков XIII в. 49 . Древнейший список XII в. имеет следующее заглавие: «Уставник уставлен убо не по писанию в монастыри Студийстем преподобным отцем нашим исповедником Феодором, предан же писанием от Алексея святаго и вселенскаго патриарха в поставленным им монастыри во имя Божественныя Матери» 50 . То обстоятельство, что Студийский устав был введён преподобным Феодосием на Руси в середине XI века – в годы, когда уже имелся «алексиевский» вариант этого устава, даёт основание соглашаться с мнением русского исследователя, высказанным им в начале ХХ столетия: «Не зная другого письменного устава Студийского, и находя сей (алексиевский – а. А.) устав в русском списке XII в., мы имеем полное основание думать, что именно этот устав введён Феодосием в монастыре Печерском» 51 . Но в данном случае важно то, что как видоизменённый, так и первоначальный устав имеет тесную связь со Студийским монастырём, поскольку патриарх Алексий был выходцем из этой обители. О повсеместном следовании правилам Студийского устава в XIII в. свидетельствует древний рукописный памятник, содержащий «Ответы Константинопольского патриаршего собора на вопросы Сарайского епископа Феогноста» (1276 г.). На вопрос: «Аще не будет епископа во граде, лзе (можно) ли игумену крест въздвизати?» был дан следующий ответ: «Сего не бранят канони святаго Феодора Студийского» 52 . В середине XIV в. Студийский устав по-прежнему имел широкое употребление на Руси. Это явствует из записок Стефана Новгородца (1348/49 гг.), который сообщает, что из Студийского монастыря «на Русь посылали много книг: Устав, Триоди и иные книги» 53 . Характерно, что, говоря о Студийском уставе, новгородский паломник не даёт дополнительных объяснений, предполагая в русских читателях осведомлённых и образованных людей. Текст Студийского устава был хорошо знаком русскому паломнику; можно даже предположить, что он мог читать его по древнейшему известному на сегодня славянскому списку XII в. (ГИМ. Синод. собр. 330) 54 . Эта рукопись была написана в Новгороде и принадлежала Благовещенскому монастырю, основанному в 1170 г.; этот монастырь находился на левом берегу р. Волхов у озера Мячина и существовал до 1786 г. В 1652 г. этот список Студийского устава вместе с большим числом других книг был перевезён патриархом Никоном из Новгорода в Москву в Патриаршую библиотеку 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Типикон. С. 147-148). Т. о., афонская литургическая традиция X-XI вв. основывалась на студийской, являющейся синтезом к-польских и палестинских обычаев. Порядок богослужения по Студийскому уставу в отличие от более древних практик, хотя и имел ряд характерных особенностей, был очень близок к тому, к-рый принят в правосл. Церкви в наст. время. Общие и наиболее характерные особенности первоначальной редакции Студийского устава, отраженной в студийском «Ипотипосисе» (в 2 его версиях) и Студийско-Алексиевском Типиконе , по сравнению с используемым ныне Иерусалимским уставом таковы (опущены особенности, относящиеся к отдельным праздникам): 1) в Студийском уставе не было воскресных и праздничных всенощных бдений ; 2) по Иерусалимскому уставу на утрене всегда не меньше 2 кафизм Псалтири (за исключением всего неск. дней триодного цикла), а по Студийскому уставу почти полгода (от Антипасхи до Воздвижения Креста Господня) на утрене стихословили только 1 кафизму, в праздники она вообще отменялась (при этом в студийской традиции кафизмы пелись, к псалмам при пении могли прибавляться созданные прп. Феодором Студитом аллилуиарии и степенные антифоны и др.); 3) древняя редакция Студийского устава не знала пения полиелея на утрене (полиелей Иерусалимского устава включает в себя псалмы 134, 135 и избрáнный, исполняется на праздничной утрене; термин «многомилостиво» (πολυλεος) встречается и в Студийско-Алексиевском Типиконе (ГИМ. Син. 330. Л. 257об., 70-е гг. XII в.- Пентковский. Типикон. С. 405), но обозначает не особую часть праздничной утрени, а 1-й антифон 19-й кафизмы); 4) утреня во весь год (за исключением Великой субботы) заканчивалась утренним славословием в монастырской (ныне часто называемой «будничной») редакции, за к-рым следовали стиховные стихиры и т. д.; 5) священнические молитвы вечерни и утрени, заимствованные из песненного последования , не читались подряд, как ныне, а различным образом распределялись по составу служб (см. Арранц. С. 104-114); 6) часы по Студийскому уставу в праздники отменялись; 7) студийские предписания о соблюдении постов значительно мягче; 8) Студийский устав не знал дней, в к-рые нельзя было бы совершать литургию (в те дни Великого поста, Сырной и Страстной седмиц, когда ныне возбраняется совершение любой литургии, по Студийскому уставу совершалась литургия Преждеосвященных Даров ).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Древнейший и простейший вид этих припевов, тот, который они имели, должно быть, в практике Великой Константинопольской церкви, дается теми греч. Псалтирями IX b. (Моск. Синод. библ.), которые указывают и «антифоны» к псалмам, такие же, как в «Каноне антифонов псалмов Божией Великой церкви» Константинопольского псевдопатриарха (монофизита) Анфима VI b. Эти припевы: для 1-й песни не указан, для 2-й: Слава Тебе Боже, 3: Помилуй мя Господи, 4: Услыши мя Господи, 5 и 6: Ущедри мя Господи, 7 и 8: Умилосердися о мне Господи, 9 и 10: Благословен еси Господи [ 684 ]. Позднее, в Студийском уставе, для песней составлены припевы («отпелы»), особые для каждой в соответствии с их содержанием. Они указываются, например, Часосл. Соф. библ. при СПб. Ак. XIII b. некоторые из них, именно — почему-то только припевы песней 2, 4 и 7, указываются важнейшею ркп. Студийск. уст. Моск. Син. библ. (с замечанием, что 2-я песнь поется во вторник, если не случится Бог Господь, 4-я в четверг и 7-я в субботу); эти припевы совпадают со стихами, помещенными в нынешней следованной Псалтири в качестве эпиграфов к песням (за исключением 2 песни). 1. Господеви поим, славно бо прославися. 2, 1–14: Слава Тебе Боже, 15–22а: Сохрани мя Господи, 22b–39: Праведен еси Господи, 39b–43: Слава Тебе Боже. 3. Свят еси, Господи, (и) поет Тя (Тя поет) дух мой. 4. Слава силе Твоей, Господи. 5. Господи Боже (Твой) мир даждь нам. 6. Яко пророка Иону спаси мя (нас, Господи). 7. Отец наших (отец и нас) Боже, благословен еси. 8. Господа пойте (дела) и превозносите во вся веки. 9. Похвала Св. Богородицы; аще по чину 1 гл.: Роди вси блажат Тя (и далее припевы для 8 гласов) (Богородицу в песнех величаем) [ 685 ]. В Студийском уставе, по-видимому, стихи песней припевались к каждому ирмосу и тропарю канона (о 14 августа: «уставляют стихи по числу стихов канонных»), так даже на великие праздники, следовательно, не было разницы между Господеви поим и Поим Господеви [ 686 ], для чего все песни, исключая длинные — 2-ю, 4-ю и 7-ю, — делились, должно быть, на 14 стихов, а эти последние песни, должно быть, сокращались для праздников, как показывает вышеприведенное замечание о 2, 4 и 7 песни Студийско-Алексиевского устава, и пелись в целом виде в будни (2-я во вторник и т. д.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

К XI в. описанная выше литургическая традиция, которую в К-поле называли «чин святоградца», а в совр. лит-ре обычно обозначают как студийская, уже была повсеместно распространена в правосл. мире. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) знал 3 варианта этой традиции: к-польский (Студийский устав), палестинский (Иерусалимский устав) и афонский (Святогорский устав, его следует отличать от позднейших афонских Типиконов, основанных на Иерусалимском уставе, поэтому ниже он будет обозначаться как староафонский). В классификации Никона отсутствует еще один локальный вариант традиции, первоначально возникший, по всей вероятности, на западе М. Азии, но с кон. XI в. благодаря авторитету Евергетидского Типикона ставший наиболее признанным в К-поле и потеснивший старую студийскую практику. Общий строй богослужения П. в этих традициях один и тот же, различаются лишь детали ( Bertoni è re. 1972. P. 157-293). Древнее пасхальное бдение неизменно трактуется как вечерня и литургия Великой субботы, но не самóй П.; кульминацией празднования и наиболее подробно описанным богослужением является утреня П. Основные источники сведений о Студийском уставе известны из студийского «Ипотипосиса» и Студийско-Алексиевского Типикона; староафонская традиция отражена в Георгия Мтацминдели Типиконе (ок. 1042 г.; см. богослужение П.- Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 291-293) и в Типиконах южноиталийских греческих монастырей, древнейшим из к-рых является Мессинский Типикон (1131 г.; см. богослужение П. здесь, а также - Arranz. Typicon. P. 247-252). Евергетидский и Иерусалимский уставы сохранились в первоначальном виде (богослужение П. согласно Евергетидскому Типикону - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 555-560). Иерусалимский устав вошел в состав мн. рукописей и изданий разного времени, имеющих множество разночтений, однако текст главы о богослужении П. отличается стабильностью: ср., напр., рукопись XII в. (Sinait. gr. 1095. Fol. 134v-137v) и печатное греч. издание Типикона (Венеция, 1577. Л. 87-89).

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Таким образом, «православным следует знать и твердо помнить (а духовенство должно обстоятельно и подробно это разъяснять), что в ДВЕ ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ, преимущественно пред всеми другими случаями поминовения усопших, ИХ ДОЛГ МОЛИТЬСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ВСЕХ ОТ ВЕКА УСОПШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАНАХ, чтобы, исполняя заповедь Церкви и поддерживая ее установление, тем самым, говоря мирским языком, как бы гарантировать сохранение этого святого установления “в долготу дней” [Пс. 92 :5], обеспечить поминовение наших любимых усопших до скончания века, и как бы внести некоторый залог в сокровищницу Церкви в счет поминовения и нас самих в века последующие» с. 41] . Традиция предварять наступление поста совершением особого поминовения усопших – довольно древняя. Так, в Иерусалимском Уставе уже в VII веке поминовение усопших совершали в сырную субботу. Впоследствии эта идея была воспринята в Константинополе, но так как здесь день сырной субботы уже был «занят» памятью всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (современная служба сырной субботы), то заупокойная служба была смещена на неделю раньше и закреплена за субботой мясопустной. В результате мясопустная суббота как день особого поминовения усопших в константинопольской традиции начинает отмечаться только в монастырских Уставах IX века (до этого данная суббота была обычным днем). При этом в Уставе Великой церкви такой памяти нет вообще, во всех рукописях здесь указаны только рядовые чтения субботы мясопустной; видимо, в главном патриаршем соборе с его торжественными богослужениями заупокойное последование было неуместно. Однако в студийских Типиконах особая память субботы мясопустной отмечается с самых ранних редакций (она есть в Студийско-Алексиевском Типиконе). Затем заупокойное богослужение мясопустной субботы постепенно проникает в другие Уставы и окончательно закрепляется в XI веке. Современный канон, находящийся в Триоди в службе данной субботы, составлен преподобным Феодором Студитом . Правда, И.А. Карабинов считает, что сам преподобный Феодор свой канон предназначал для службы Троицкой субботы, тогда как изначально в службе субботы мясопустной употреблялся другой канон, составленный другим песнописцем IX века – святым Климентом. В каноне Климента много говорится об ужасах смертного часа и Страшного Суда, то есть этот канон тематически соответствовал субботе мясопустной как дню, предшествующему Неделе о Страшном Суде. Однако впоследствии канон Климента был опущен, а в службу субботы мясопустной перенесен из Троицкой субботы канон преподобного Феодора с. 53] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Типикон. С. 301). При этом служба Н. не отменяла вседневных песнопений Октоиха: стихир на стиховнах вечерни и утрени и канона. Впрочем, в данном уставе то же наблюдается и в отношении памяти большинства др. святых, так что этот порядок нельзя считать признаком вседневного характера службы. Напротив, она отмечена такой яркой праздничной особенностью, как пение в конце каждой песни канона утрени ирмосов Рождества Христова, по образцу службы на Введение во храм Пресв. Богородицы (причем на память Н. в Студийско-Алексиевском уставе указаны ирмосы не 1-го, как на Введение, а 2-го канона Рождества -     - Там же. С. 300), что соответствует катавасии в позднейшем смысле этого термина; Студийско-Алексиевский устав предусматривает ее лишь для самых важных праздников. Составитель устава - патриарх Алексий Студит - также отметил, что в Студийском мон-ре 7 дек. совершалась служба только в честь свт. Амвросия Медиоланского, но сам предписал для своего мон-ря исполнять 7 дек. песнопения как свт. Амвросию, так и Н. (и совершать вечерню и утреню без кафизм), продлевая этим празднование Н. еще на целый день. В афонском Георгия Мтацминдели Типиконе (ок. 1042) память Н. 6 дек. отмечается по праздничному чину: на утрене вместо кафизм поются 3 антифона из Пс 91, 32, 111, за ними - «Всякое дыхание» и читается Евангелие (Ин 10. 11-16). 7 дек. соединяются последования в честь Н. и свт. Амвросия ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 243). В уставах греч. мон-рей Юж. Италии описан аналогичный чин службы. Так, в Мессинском Типиконе 1131 г. богослужение открывается праздничной вечерней, без кафизмы, со входом и паремиями ; на утрене вместо кафизм поются 3 антифона из Пс 96, 131, 111, степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и читается Евангелие (Ин 10. 9-16); канон поется с рождественской катавасией, в конце утрени - великое славословие без стиховных стихир. Песнопения Октоиха полностью опускаются. Тропарь и кондак на входе во время литургии поются только Н. Ради праздника 6 дек. отменяются все работы, а трапеза устраивается дважды в день, несмотря на пост; упоминается вкушение в этот день даже молочных продуктов - Типикон предписывает ради праздника раздавать беднякам хлеб, вино и сыр в качестве «руги».

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Третий древний список студийского устава патриарха Алексия находится в Московской синодальной типографской библиотеке 1206). И. И. Срезневский по письму относит его к XII в. По глаголитской заметке видно, что писал его некто Микула. К сожалению, эта рукопись не имеет ни начала, ни конца. Устав начинается триодью и именно средою и пятком сыропустными, а сему предшествовавший синаксарь или месяцеслов всего лета, для нас весьма важный, оторван. Затем указ о кафизмах (краткий) и панихидах, далее о службах святых недели и на разные случаи (кратко). После сего, что для нас важно, кондакарь на целый год святым 165 . И затем триодный; наконец степенны из осмогласника на все гласы. Вообще весьма сходствуя со студийским уставом синодальной библиотеки, сей устав имеет и замечательные особенности и довольно излишнего в сравнении с ним 166 . В обеих редакциях этого устава есть свидетельство о том, что основою их служил устав самого патриарха Алексия. Статья о панихиде начинается так в обеих редакциях: «да бывает же панихида за ны седмижды летом собирающимся всем в притвор святого Пантелеимона, идеже и наш гроб есть... Си же заповедуем, извествуем, да по отшествии нашем к Богу, да ходят мниси на всяк день и вечер на гроб усопших по отпущении на павечерница и да творят за ны молитву к Богу» и проч. Но обе редакции настолько различны, что это различие предполагает два разных греческих списка устава патриарха Алексия. Итак и о самом этом уставе можно сказать, что списки Алексиевского устава не согласуются один с другим, как Никон Черногорец сказал об уставах студийском и иерусалимском. Но которая редакция древнее, списка синодальной библиотеки или типографской? Судя потому, что в типографском списке есть довольно прибавлений, естественно полагать, что редакция синодального списка по происхождению древнее типографского. Типографский список более сходствует с уставом Великой Константинопольской церкви, особенно в триодной части. Так в типографской редакции в неделю сыропустную положена память архиепископов Флавиана и Льва, во 2 неделю Великого поста память Поликарпа (т. е. Смирнского), в 4-ю Дометия, в понедельник пасхальный апостолов, во вторник собор Богородицы. Всего этого нет в синодальной редакции и все это есть в уставе Великой Константинопольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010