Супруги говорят, что большую роль в их жизни сыграл протоиерей Николай Архангельский. Он был духовником Таниной мамы, к нему же за духовным руководством обратилась молодая семья. —Как же важно иметь наставника! — размышляет Дмитрий.— Очень непросто мирскому человеку перестраивать мировоззрение. Когда ты только начинаешь воцерковляться, учишься видеть в событиях жизни Промысл Божий, у тебя еще не выработаны рефлексы правильного отношения. Сталкиваясь с какими-то стрессовыми ситуациями, мы впадали в ступор. Какие были нервы! А ведь верующий человек в любой ситуации сохраняет спокойствие: на все воля Божия. Помню, как Тане предстояли очередные роды, а у нее не было флюорографии. И за это ее отправили рожать в «грязное» отделение больницы, куда свозили женщин, у которых при наблюдении в женской консультации не хватало каких-то анализов. Слезы, паника — мы подцепим инфекцию! Звоню отцу Николаю, объясняю ситуацию, прошу благословения забрать жену и перевезти ее в другой роддом. А он спокойно говорит: «Оставайтесь там, где вы есть». Мы послушались, и это были самые комфортные — если такое слово вообще уместно — роды. Тогда как в других роддомах персонал сбивался с ног из-за большого потока рожениц, в «грязном» отделении столпотворения не наблюдалось. Внимательное, добросердечное отношение медработников к мамам тогда очень тронуло Татьяну. И впоследствии мы не раз добрым словом вспоминали батюшку, который удержал нас от поспешного, неверного шага. Отец Николай никогда ни на чем не настаивал, никогда не возмущался, ни к чему нас не принуждал. Он не тащил нас, словно репку из земли, а поливал, рыхлил вокруг нас землю, и в таком добром отеческом уходе мы росли, согретые его любовью и молитвами. Бывало, задумаем что-то, не посоветовавшись с батюшкой, начнем осуществлять наши планы, а все идет не так. Придешь к отцу Николаю, расскажешь, что к чему, он вроде и ничего не скажет особенного, а только все у нас потом получается, по его молитвам. После того как отец Николай отошел ко Господу, духовного наставника семья Штокгамеров обрела в лице игумении Феодосии (Бессоновой), настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова. Матушка игумения в свое время отговорила Дмитрия и Татьяну от рискованного шага — они хотели уехать в глубинку, в сельскую местность.

http://pravoslavie.ru/80521.html

8 вер., ширина 1 ар. 4 вер., вышина – 1ар. 6 вер.; от царских дверей до Престола 2 ар. без вершка; от Престола до … места 3 арш., от боков Престола с правой и левой сторон до стены по 4 арш. Жертвенник также на дубовых столбцах, длина и ширина его по 1 арш. 5 вершков, вышина – 1 арш. 6 вер. И Престол, и жертвенник утверждены на каменном фундаменте. Вокруг всего храма ограда: наполовину железная, а наполовину деревянная меро. 78 саж. Расстояние между оградами Одигитриевской и Алексиевской церквей 7 саж. Храм внутри побелен, цоколь же внутри и снаружи окрашен серою с крапинами краскою. Кумпол и крыша покрыты листовым железом, и сделаны на всех углах водосточные трубы. Кумполы окрашены масляною краскою синего цвета, а скаты крыш – медянкою. Кумпол на главной части храма деревянный, на новой же пристройке каменный, главы деревянныя, обшиты листовым железом, позлащенныя; шейки обиты белым листовым железом. На главной части храма крест железный четырехконечный, на новой пристройке – шестиконечный, оба сквозные, позлащенные. В оной церкви двери западныя, в притворе деревянныя и таковая же на выходе столярной работы; внешния же двери железныя плотной работы, все окрашены- деревянныя в желтую краску, а железныя – в синюю. Северная и южная боковыя двери столярной работы, окрашенныя в желтую краску; внешния же двери плотницкой работы, но обиты железом и окрашены в синюю краску. Все двери растворяются на выход, на две половины; внуиренния двери имеют по одному замку, а внешния – по два. Потолок в трапезной и кумпол в главной части – деревянные, оштукатуренные. Наружный и внутренний вид Алексиевского храма в настоящее время «Третий» храм, устроенный в стиле «ренессанс» помещицею А.Н. Соковниною в 1845 году, существовал в том виде, как он устроен, до 1896 года. В 1896 году в виду тесноты и других неудобств храм Алексиевский по разрешению епарх. Начальства по плану архитектора М.Мейшера был значительно расширен и существенно отремонтирован на средства церковныя и прихожан (всего израсходовано более 10-ти тысяч рублей).

http://sobory.ru/article/?object=09466

В Евергетидском Типиконе (малоазийской редакции Студийского устава) 2-й пол. XI в., как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, память М. и др. ветхозаветных пророков совершается в 1-е воскресенье Великого поста; на вечерне в честь пророков поются 2 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» и 2 самогласна на стиховне, на утрене указан канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, седален и самогласен на хвалитех ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 520-521). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, М. и Аарон вспоминаются в 1-ю неделю Великого поста, но в отличие от Студийско-Алексиевского и Евергетидского Типиконов особых песнопений им не назначается, кроме самогласной стихиры на утрене ( Arranz. Typicon. P. 213-214). В древнейших редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.,- память М. отмечается 4 сент.; песнопения Октоиха соединяются с песнопениями М. и сщмч. Вавиле (его память тоже отмечается 4 сент.); М. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Η σεπτ το προφτου σου πανγυρις (        ), канон, стихиры ( Lossky. Typicon. P. 158). О совершении памяти М. в 1-е воскресенье Великого поста не говорится, но в богослужебных указаниях отмечен отпустительный тропарь Κα χορς τν προφητν μετ Μωσες κα Ααρν εφροσν εφρανεται σμερον (                  ), т. е. память пророков все-таки совершается в этот день (Ibid. Р. 252-253). В древнейшей сохранившейся слав. редакции Иерусалимского устава - Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г.- М. упоминается 4 сент., но конкретных указаний о составе богослужебного последования М. в этот день не содержится; в 1-е воскресенье Великого поста пророкам назначается самогласная стихира на литии ( Миркович. Типикон. Л. 34а, 138а). В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. 4 сент. соединяются службы М., сщмч. Вавиле и рядовая служба Октоиха; М. указан отпустительный тропарь Το προφτου σου τν μνμην Κριε ορτζοντες (          ), канон, цикл стихир, самогласная стихира; в 1-е воскресенье Великого поста память М. и пророков не акцентируется.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией. Лит.: Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1901; Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. S. 110; Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 127; Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Leidig E. Natanael, ein Sohn des Tholomäus//Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 374-375; Esbroeck M. , van. The Rise of St. Bartholomew " s Cult on Armenia//Medieval Armenian Culture. Chico (Calif.). 1984. P. 161-178; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70; NTApo. Tüb., 1991-19926. Bd. 1. S. 424-440; Bd. 2. S. 404-408. Э. П. С., Э. П. А. Гимнография Служба 11 июня. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. память В. дана вместе с памятью ап. Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам, Евангельское чтение - Лк 9. 1-10. 1. 16-21, причастен Пс 32.1). Согласно рукописи Hieros S. Crucis gr. 40, X в., на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа «Απστολοι νδοξοι, πρεσβεσατε τ λεμονι Θε να πταισμτων [φεσιν παρσχ τας ψυχας μν]» (                      ) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 80; Mateos. Typicon. T. 1. P. 310, 312). По всем редакциям Студийского устава в день памяти В. и Варнавы совершается праздничная служба с «Бог Господь». В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 169 об.- 170) память апостолов отмечается отдыхом от трудов. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 459-460) и Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 157-158) отменяется вечерняя кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на утрене заменяются на особые праздничные антифоны. В богослужении по Иерусалимскому уставу происходило постепенное увеличение степени праздничности последования апостолам. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в Типиконе 1633 г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику московского Успенского собора 1633 г. также не совершалась праздничная служба: «Вечер и утро благовест в лебед, звон в два колокола, поют по уставу» ( Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 56). В Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры на стиховне и седальны апостолов. В совр. греч. Минее последование практически то же (только седальны после кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Свящ. Синода от 20 сент 1722 г., каждому апостолу от 12 должна совершаться полиелейная служба ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 242), что было закреплено в последующих изданиях Типикона, включая использующееся ныне в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/154389.html

А среди богослужебных памятников календарь с пропусками дат встречается, например, в Студийско-Алексиевском Типиконе, пример которого показывает, что еще и в XI в. идея «полного» календаря не была в Византии доминирующей. В целом, продемонстрированная Лурье в § 4.2 избирательность в работе с источниками, когда из их массива просто подыскиваются под заранее разработанную концепцию несколько примеров (причем с игнорированием их относительных датировок), а остальные игнорируются, уже сама по себе достаточна для того, чтобы составить представление о релевантности рассуждений автора об истории календарей объективному научному исследованию. § 4.3-4.4. Занятия автора иконами происходят примерно на таком же уровне, как и христианской археологией (см. выше). Единственное, что ему известно, - это работы о. Павла Флоренского и Б. Раушенбаха, которые не принимаются подавляющим большинством исследователей восточно-христианской живописи и не включаются ни в один серьезный курс истории христианского искусства. Приведем несколько образцов некомпетености автора в области христианской иконографии: например, случай с «линейной перспективой, открытой художниками Ренессанса» (с. 113), хотя давно и хорошо известно, что византийцы знали и применяли ее, как наследие античности; колонки и драпировки на иконах, вопреки Лурье, вводятся не для маскировки стыков между планами с разной перспективой, а как символ внутреннего помещения, о чем эксплицитно говорят иконописные ерминии; только человек с большой фантазией может увидеть на иконе на рис. 1 «криволинейный престол», который в действительности, имеет форму обычной для обратной перспективы трапеции. Вывод же автора о сходстве пространства агиографии и иконографии базируется опять лишь на бездоказательном сравнении, отягощенном непониманием самого пространства иконы и вчитыванием в него собственных идей. § 4.5. Еще одна аналогия между агиографией и иконографией видится автору в том, что обе они концентрируются на положении человека, т. е. читателя или зрителя.

http://pravoslavie.ru/38389.html

Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашым, от Него помилавани быти, аще не Ты, Владычице, умолиши Его о нас: вся бо можеши испросити у Него, матернее к Нему дерзновение имущи. Сего ради к тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей, прибегаем, усердно молящеся: испроси у рождашагося от Тебе Единароднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотеческой православной вере твердое, до конца дней наших, пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да прочее время жития нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, жизни вечныя во Царствии Отца светов, Емуже, купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, нане и присно и во веки веков. Молитва 2 О Пречистая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и от всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Молитва 3, чтомая в Московском Алексиевском монастыре Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и послушающей моления наша и подающей с верою просящым исполнение по коемуждо прошению. Скорбящым бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, грешныя прощаеши, прокаженныя очищаеши, малыя дети милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще же, Госпоже Владычице, и от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни врачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Паисий Лигарид в своем слове в заключение опровержения Соловецкой челобитной, задавшись вопросом, вследствие каких причин возник раскол на Руси, находит, что раскол произошел «от лишения и неимения народных училищ, такожде от скудости и недостаточества святые книгохранительницы». Ввиду этого Паисий настоятельно советует открыть на Руси училища. Обращаясь к царю, он говорит: «Ты убо, о пресветлый царю, подражай Феодосией, Юстинианом, и созижди зде училища ради остроумных младенец, ко учению трех язык коренных, наипаче: греческаго, латинскаго и славянскаго». И далее он говорит: «Ибо от сего новаго училища Алексиевского (которое имеет быть открыто царем), известнаго известнее (т.е. несомненно), изыдут, аки от коня троанского, христоименитии борцы, иже о добродетели твоего пространнейшаго царства, о умножении сего чина церковнаго, и общей напоследок пользе всего христоименитаго гражданства ратовати будут» 25 . Каким образом Паисий Лигарид в 1666 году мог обращаться к царю с советом: «Созижди зде училища ради остроумных младенец, ко учению трех язык коренных, наипаче: греческаго, латинскаго и славянскаго», когда в Москве уже существовало несколько греко-латинских школ? Очевидно, совет позаботиться об открытии в Москве греко-латинского училища Паисий мог давать государю только в том случае, если доселе греко-латинских школ в Москве вовсе не существовало, иначе оказалось бы, что Паисий увещевал царя открыть в Москве такие школы, которые в ней уже давно были открыты и без его запоздалых советов. Подобного промаха в обращении к царю осторожный и ловкий Лигарид никогда бы себе не позволил. Сильвестр Медведев, воспитанник, говорят, латинской Спасской школы в Москве, изучивший в школе риторику, пиитику, богословие и другие науки, вручая 21 января 1685 году царевне Софье привилегию на академию, поднес ей стихи своего сочинения, в которых, всячески восхваляя мудрость, говорит, что если Ольга явила на Руси свет веры, то царевна Софья «свет науки явити хощет России», что она «донос от нас хощет отъяти, яко Россия невесть наук знати», что она «перва зде мудра явися», и затем говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Впечатления от нескольких дней пребывания в Свято-Алексиевской Пустыни оказались столь сильными, что я не решился сразу написать об увиденном. Думалось: вот эмоции улягутся и тогда можно будет все осмыслить по порядку. И вот уже давно побелели холмы и поля, а вспомню звезды над Пустынью, светящиеся окна библиотеки, деревянные мостки, часовню, кадета Мишку, стайки девочек в белых фартуках, веселые глаза отца Алексия - и вновь чувствую, что не могу разъять все это, разложить по педагогическим полочкам. ...Экспедиции в Крым, музей, рефераты, олимпиады - это еще можно понять, но зачем же деревенской гимназии, пусть и классической, выпускать тиражом 500 экземпляров сугубо научное издание, где в редколлегии - ведущие филологи и археологи Москвы, Петербурга и даже из Америки? И как же надо преподавать, чтобы заинтересовать ребят, к примеру, статьей «К вопросу о проэмии к «Истории» Геродота»? Чиновникам, озабоченным «реструктуризацией» сельской школы и прочими реформами, тут все показалось бы избыточным. Детям, взятым с улицы, - древнегреческий и латынь?! Подросткам, еще вчера спавшим в канализационных люках, - первые места в олимпиадах МГУ?! Заморышам, брошенным на произвол судьбы, - одна из лучших коллекций бабочек в Европе? Фундаментальная библиотека? И все это в деревне?! Да кто позволил?!.. Сейчас я вновь перечитал тот блокнот, где делал записи во время поездки. Кое-что уже стало забываться, и теперь эти записи и для меня самого - как письма оттуда, из Пустыни. Пусть же они так и останутся - письмами. Заметками на полях той жизни, что не похожа ни на городскую, ни на деревенскую, ни на монастырскую... Это какая-то совсем отдельная жизнь. Нет, не отгороженная от мира (тут и заборов-то нет), а особенно глубокая, полная. Письмо второе, Про деревню Новоалексеевку, часовню Федора Конюхова и дровяной сарай английской аристократии Снег с дождем. Вянет трава, тускнеет под низкими облаками еще вчера багряный и золотой лес, все живое жмется к теплу, ищет свет в сумерках. Бесприютно и взглядом блуждать, не то что ногами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

В первых шкафах, у самого входа - книги для самых маленьких читателей. Тут же отдельный маленький стол и стульчики для дошколят и их любимый сундук. «Раньше они так перерывали книги, что потом долго приходилось все расставлять по местам, - рассказывает главный хранитель библиотеки Татьяна Георгиевна Крылова. - Сейчас мы уже знаем их любимые книги и держим их в сундучке». Такого обилия справочных изданий я не видел даже в университетской библиотеке. Энциклопедии русские, европейские, американские, немецкие... «Здесь треть нашей библиотеки, рассказывает Татьяна Георгиевна, - Без периодики, без учебников - 115 тысяч томов. Размещать негде. Чтобы разгрузить библиотеку, на мансардном этаже Новой гимназии будет открыта еще четыре читальных зала и десять хранилищ, а также отдел редкой книги. В этот отдел переедут вот эти старинные шкафы: тут у нас западно-европейские рукописи и издания, начиная с шестнадцатого века, а древнерусские - пятнадцатого. Линней и Паскаль, прижизненные издания. Учебник Федора Поликарпова - первый в России учебник латыни и древнегреческого, и лексикон к этому учебнику. " Арифметика " Магницкого. Двухтомник Платона шестнадцатого века. Издание гомеровской " Одиссеи " », тоже шестнадцатый век - параллельно на греческом и на латинском... У нас договор с Исторической библиотекой об обмене фондами». Я онемело таращился на раритеты, не веря своим глазам, а потом, чтобы как-то успокоиться, сел полистать журналы, выходящие в Пустыни. «Схолии», научный, публицистический и художественный альманах. Тираж 15 экземпляров... Статья «Несколько слов о коллекции пауков в энтомологическом кабинете Свято-Алексиевской Пустыни». Первая фраза, попавшаяся на глаза: «Чувство неприязни, которое питает человек к паукам, совершенно неосновательно...» Отрывок из дневника гимназистов, встречавших рассвет на высоте 2100 метров: «В 6 ч. подъем. С собой взяли лишь хлеб, яблоки и фотоаппараты. Начало светать, поэтому шли очень быстро... Вот все подтянулись, сгрудились на краю обрыва. Где-то далеко внизу зеленое море пихт, все остальное - небо. А через несколько минут что-то огромное, круглое, дрожащее... И вдруг брызнули первые лучи! Мы запели «Отче наш»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Урок химии Из уставных документов: «Гимназия Свято-Алексиевской Пустыни является закрытым учебным заведением, и сочетает в себе свойства и качества классической гимназии, физматшколы, духовного и реального училищ и аграрной школы…» Пустынь стремительно наладила связи с МГУ, МПГУ, геолого-разведочным университетом, с академическими институтами РАН. Профессора стали приезжать в Новоалексеевку читать лекции старшеклассникам. Ребят стали брать в геологические, палеонтологические и археологические экспедиции. Оказалось, что когда речь идет о живом деле спасения, старым оппонентам – науке и Церкви – нечего делить. Глупо бодаться вокруг Дарвина, когда по городам и весям тысячи детей роются в мусорных контейнерах, живут на теплотрассах и побираются на вокзалах. Рассказывает отец Алексий: «Дети очень слабые к нам попадают, с истощенной нервной системой, с ничтожным культурным и нравственным запасом. Очень быстро мы поняли, что по программе классической гимназии у нас смогут обучаться максимум двадцать процентов ребят. Многие дети до этого и в обычной-то школе еле учились или не учились вовсе. А тут такая сложная программа: кроме сильной математики, четыре языка – два классических и два новых, а с церковнославянским – все пять. Поэтому школу нам пришлось дробить, делить, приспосабливая ее к детям, к их возможностям и склонностям. Так при основной школе у нас появилась трудовая, потом появилась школа искусств и кадетский корпус…» На дверях математического класса – табличка: «Раушенбаховская аудитория». Вся обстановка этого класса посвящена Борису Викторовичу Раушенбаху. Здесь хранятся переданные вдовой великого ученого подлинные архивные документы – тетради, рукописи, блокноты, фотографии. В классе астрономии – экспозиция, посвященная одному из основоположников астрофизики Василию Григорьевичу Фесенкову… Первых иностранцев, приезжавших в Пустынь, больше всего поражало своеобразие русского пути к высокой духовности: нет канализации и дороги, но есть шесть музеев. Сейчас есть и канализация, и дорога, и даже кулеры с водой в коридорах школы.

http://pravoslavie.ru/36914.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010