Пелгусий рассказал потом видение Александру, и тот запретил ему больше никому не рассказывать об нем. Приехавши в Новгород в 1241 году, Александр немедленно пошел на немцев к Копорью, взял крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, только изменников вожан и чудь перевешал. Но нельзя было так скоро освободить Псков; только в следующем 1242 году, съездивши в Орду, Александр выступил ко Пскову и взял его, причем погибло семьдесят рыцарей со множеством простых ратников, шесть рыцарей взяты в плен и замучены, как говорит немецкий летописец. После этого Александр вошел в Чудскую землю, во владения Ордена; войско последнего встретило один из русских отрядов и разбило его наголову; когда беглецы принесли Александру весть об этом поражении, то он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду его, который был еще крепок 5 апреля. На солнечном восходе началась знаменитая битва, слывущая в наших летописях под именем Ледового побоища. Немцы и чудь пробились свиньею (острою колонною) сквозь русские полки и погнали уже бегущих, как Александр обогнал врагов с тыла и решил дело в свою пользу; была злая сеча, говорит летописец, льда на озере стало не видно, все покрылось кровию; русские гнали немцев по льду до берега на расстоянии семи верст, убили у них 500 человек, а чуди бесчисленное множество, взяли в плен 50 рыцарей. " Немцы, - говорит летописец, - хвалились: возьмем князя Александра руками, а теперь их самих бог предал ему в руки " . Когда Александр возвращался во Псков после победы, то пленных рыцарей вели пешком подле коней их; весь Псков вышел навстречу к своему избавителю, игумны и священники со крестами. " О псковичи! - говорит автор повести о великом князе Александре, - если забудете это и отступите от рода великого князя Александра Ярославича, то похожи будете на жидов, которых господь напитал в пустыне, а они забыли все благодеяния его; если кто из самых дальних Александровых потомков приедет в печали жить к вам во Псков и не примете его, не почтите, то назоветесь вторые жиды " . После этого славного похода Александр должен был ехать во Владимир прощаться с отцом, отправлявшимся в Орду; в его отсутствие немцы прислали с поклоном в Новгород, послы их говорили: " Что зашли мы мечом, Воть, Лугу, Псков, Летголу, от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите " ; отпустили также заложников псковских и помирились.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Савастиян иноком, Кириил мипрополит; да вложить митрополит вм. да вложат ему; ужас великый; егда от ракы и его отступиша вм. и одва оиступиша от ракы его; бысть проповедано вм. бысть слышано; от Кюрила митрополита святителя: се же слышавши бывшее, братие, кто... Из остальных трех списков изданный и Волок. обнаруживают почти буквальное сходство между собой. Отметим следующие отличия их друг от друга: молитвами (Волок., ср. Печ.) вм. молитвою: начаток положу си (Волок.) вм. начать положюсь; Сей бе вм. той бе; словеса си вм. словеса сих; нача солнце въсходити вм. солнце восходи; папа нашь вм. папа. Эти списки в сравнении с остальными списками содержат следующие отличительные черты. Имя Александра почти всегда приводится вместе с великокняжеским титулом и отчеством: эпизод о Веспасиане и характеристика благочестивого князя пострадали от непонимания переписчиком оригинала 65 ; М; Еусписиана, сына Нерона царя: укориша укором; и се некто вм. и сего ради некто; Соломоню царю; и рече вм. и помысли в собе да; пойде вм. Подвижеся; сотворивый небо и землю, море и реки в чюжая части земли; песньсловъца Давида; ко отцу во град Киев; и мнози вм. темже и мнози; и сподоби вм. темже сподоби; скажем же силу их; силу варяжскую и станы их вм. станы и обрытья их; быста руки своя; Борис Глебу; видевше Пелгусиа вм. видев же; Пелгусиа же виде вм. он же видев; князь же рече ему: не поведай вм. не рци: храбрых и силных: Божиею благодатию вм. Б. милостью; подивившась кн. А. Ярославичь вм. подивишася: о падение шатра того, други же вм. слугы же; боятися вм. блюстися; подобна ему князя во отечествия его вм. под. ему князя и почестив его; землю свою вм. з. его; воспив к ним вм. восписа к нему; первый от вас учеша; ревновав по Господе Бозе вм. пострада Богови; желая небеснаго царствиа возпртият ангильскии образ мнишескаго житиа вм. и бысть мних, бе бо желание его паче меры ангельскаго образа: игумени же и попове и дьяконе вм. ерей и дьякони; хотяще приступити вм. хотяще прикоснутися. Все приведенные места, как справедливо указывает С.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

д. и эпизод о Римских кардиналах с предварительным рассуждением о благочестивом князе. Что же касается Ростовской летописи, то в общем устанавливается тесная связь между ней и Воскресенской летописью, чего и следовало ожидать, раз мы знаем, что они обе восходят к одному и тому же источнику. Но, помимо этого, наблюдается близость некоторых чтений к тексту первой редакции Coф. I летописи. Несомненно, что составитель, кроме своих непосредственных источников, пользовался общерусским сводом, содержащим житие в первоначальной редакции. На это указывают места: от силы Сампсоновы вм. сил; иже бе вм. еже бе; землю Александрову вм. землю великаго князя Александра Ярославича; молитися Богу вм. св. Софии; не со многою дружиною вм. в мале вой своих; возехав по досце вм. изъеха; от Ангела Божия вм. от Ангел Божиих. Пользованием общерусским сводом объясняется еще дополнение псалма: мы же востахом и исправихомся, пропуск фраз Новгородского свода 1448 г. «или менше, то Бог весть», «сохранени вси Богомь и св. Софиею» и «ею же ради кровь свою пролияша», и, наконец, летописное известие «княжив десять лет». Возможно, что составитель сверил свой список с текстом отрывка в Новг. IV летописи, как видно из сообщения числа «25 июля» и из чтения накладше вм. наметавши. Остальные отступления в тексте Ростовской летописи мы считаем его редакционными особенностями. Мы видели, как составитель, сохраняя смысл, заменяет одни слова и выражения другими. Он не отказывается от вставки, когда полное понимание текста, по его мнению, требует пояснения («самовидца, бывшаго тогда тамо», «уже бо весна бе» и т. д.). Но наряду со вставками попадаются случаи, когда он сокращает текст своего протографа, причем выбрасывает типичные слова и выражения жития, как, напр., «жалостно бе слышати», «о княже наш честный и драгий». Приступая к описанию Невского побоища, он, ничем не указывая связи настоящего рассказа с предыдущим, начинает: «Приидоша нецыи в Новгород». Можно думать, что такое начало составляет особенность редакции свода 1480 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горе тсбе, бедный человече... уже погибаем Преставление в. кн. А. Я. Невскаго и по нем седе на великом княжение брат его кн. Ярослав Ярославич Тверский. см. Воскр. бысть же плачь велий и кричание и туга, якоже несть такова бывала бысть же плачь велий и кричание и туга велика см. Воскр. месяца ноября в 23 день, на память св. Анфилофии ноемвриа 23 ноемвриа 23, княжив десять лет егда же вложиша тело святое его в раку... приступль и хоте разняти егда бо положиша во гроб св. тело его... приступи и разняти хоте егда бо и т. д., приступль и хоте разняти да вложить митрополит грамоту душевную, он же сам, яко жив сущи, распростер руку свою и взя грамоту от руки митрополита; прият же я всих ужас велик, егда от раки отступиша. Се же быст проповедано всем от К. митр. И от ик. его С. да вложит митрополичю грамоту прощалнюю в ню, он же простре руку сам, яко жив, и вложи митрополит грамоту, он же паки согнув руку свою прием ю. И паки объят ужас видевших то и проповедано бысть всем се от К.… см. Воскр. за Псков и за все великое княжение живот свой отдавая и за правоверную веру. см. Воскр. Из вышеприведенных сопоставлений видно, что Воскресенский список жития имеет тесную связь со списком Coф. I летописи. Любопытно, что там, где первая и вторая редакции последней расходятся между собой, текст Воскресенского списка ближе примыкает ко второй. Местами текст Воскр. летописи обнаруживает сходство со списком Царского. Кроме того, попадаются черты, указывающие на дополнительный летописный источник, как, напр., известие о поездке Александра к Кановичам (ср. Лавр. лет. 6755 г.). Из чисто формальных особенностей отметим следы редакционной работы над текстом подлинника. Сюда относится ряд сокращений, вставок и подновлений. Особенного внимания заслуживают те случаи сокращения, когда составитель свода выбрасывает типичные выражения и целые эпизоды жития, сохраненные Coф. I летописью, как-то: выражения о сильном восточном царе, о кончине Ярослава, о нужде, причиненной Татарами, о горе автора по поводу смерти князя и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

апостолов и св. отцов, которые за Христа страдали во все дни своей жизни. А ослушания остерегайтесь, чтобы не погибнуть, как погиб первозданный Адам чрез Еву, приведенную в непослушание Богу. Любовь имейте ко всем, со всеми пребывайте в мире, как Христос весь мир возлюбил, без выбора, и подал нам совершенный образец в Себе. Ибо пришел Он, Господь милостивый, с Небес, и родился в вертепе от Девы – для нас; жил с человеками и принял крещение не имея греха; светло преобразился для нашего уверения; был связан и затворен в темнице, внушая нам не унывать в таком же несчастий; был распят на кресте, все для того, чтобы наше спасение устроить; возлег во гробе не за Свои грехи; воскрес, чтоб нас извести на свет; вознесся на Небеса, чтобы и нам, по апостолу, быть восхищенными в Сретение Его. Все сие сотворил Он премудро, с любовию и уверенностью, что Своим примером нас приведет ко спасению, и для того, чтобы нас избавить от муки в будущем веке» 20 . При обучении старались юношу ознакомить с книгами Священного Писания , главным образом с Евангелием и Псалтирью, которая надолго сделалась особенно любимой книгою для русского народа. Чтение книг Священного Писания, без сомнения, сопровождалось необходимыми объяснениями, вроде следующего: «Читай, княже мой, читай третий псалом первого часа: Милость и суд воспою Тебе, Господи, и проч. В нем верное изображение, каков должен быть царь и князь. Если ты будешь испытывать и соблюдать то, о чем говорится в этом псалме, он просветит еще более умные очи твои, отвратит от них всякую суету, освятит твой слух, очистит сердце, исправит стопы, предохранит ноги твои от поползновения... И воссияет тебе свет, сияющий праведникам, на много лет останешься неосужденным и неповинным, а потом от царства дольнего вознесешься в горнее» 21 ... Эти простые, задушевные наставления глубоко западали в сердце. Книги Священного Писания оставались неразлучными спутниками на всю жизнь, к ним прибегали, ища вразумления, в трудных обстоятельствах жизни. Можно вообразить, с каким вниманием относился юный Александр к словам наставников! С ранних лет он отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В 699 г. хиджры (28.IX 1299 – 15.IX 1300) Ногай потерпел окончательное поражение от Тохты и погиб 169 . Это сразу же сказалось на соотношении сил в Северо-Восточной Руси: в 1300 г. состоялся княжеский съезд в Дмитрове, на котором рассорились Михаил Тверской и Иван Переяславский – «Михаило с Ываном не докончал межи собою» 170 . С этого времени Михаил стал союзником великого князя Андрея 171 . Даниил же осенью того же 1300 г. двинулся походом в Рязанское княжество: «Данило князь московъскыи приходил на Рязань ратью и билися у Переяславля (Рязанского. – А.Г.), и Данило одолел, много и татаръ избито бысть, и князя рязанского Костянтина никакою хитростью ял и привед на Москву» 172 . По-видимому, результатом этого похода стало присоединение к Московскому княжеству Коломны 173 . Каковы причины данной акции Даниила? Под 6808 ультрамартовским (т.е. 1299) годом в Лаврентьевской летописи читается фраза, в которой пропущено сказуемое: «Того же лета рязаньскыи князи Ярославичи у Переяславля» 174 . Ярославичи – это Михаил и Иван, сыновья умершего в предыдущем году Ярослава Романовича, старшего брата Константина, на которого в 1300 г. ходил Даниил Московский 175 . Очевидно, после смерти Ярослава в Рязанском княжестве возник конфликт между его сыновьями и их дядей; в Переяславле-Рязанском вокняжился Константин, и после того как в 1299 г. подступившие к столице Ярославичи не смогли его одолеть, они обратились за помощью к Даниилу Александровичу. Поход последнего имел успех. Константин оказался в московском плену, а рязанским князем стал, видимо, Михаил Ярославич (в качестве такового он выступает в выписи из жалованной грамоты, предположительно датируемой 1303 г. 176 ). Коломну Даниил, вероятно, получил в качестве платы за поддержку, оказавшуюся определяющей для решения судьбы рязанского стола. Примечательно, что московского князя не смутило присутствие на стороне Константина татарского отряда. Между тем на рубеже ХШ- XIV вв. такое присутствие является несомненным свидетельством поддержки князя правящими кругами Орды 177 . Тем не менее Даниил нападает на такого князя на его земле и наносит удар по отряду ордынцев. Факт этот беспрецедентен: ранее только Дмитрий Александрович разбивал татарский воинский контингент (в 1285 г.), но, во-первых, это было действие, предпринятое в защиту своей территории, во-вторых, за Дмитрием стоял Ногай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это был стариннейший меч, принадлежавший одному из перегринаторов еще первого похода. У него было латинское имя Медулларис, чтоозначало, кажется, «рассекающий до мозга костей». — Нет, — спокойно отвечал фон Акен, — я просто задумался о красоте Божьего мира, о красоте природы, в особенности нашей, северной. Разве можно вообразить себе подобную красоту где-нибудь в Египте? — Ты поэт, Иоганн, — засмеялся Кюц-Фортуна. — Тебе надо примкнуть к Люсти-Фло, вместе вы напишете куда более изящные рифмованные хроники. — Завтра я обещаю утопить в этой проруби парочку русских, — сказал фон Акен, желая показать, что, несмотря на склонность к тонким чувствам, он остается истинным тевтоном — воином, завоевателем пространств и народов. Глава восьмая. В предвкушении каши Вэто самое время князь Александр Ярославич в последний раз объезжал противоположный от немца берег Чудского озера, принимая окончательные решения о судьбах завтрашней битвы. При нем находились отроки Ратисвет и Терентий Мороз, брат Андрей со своими оруженосцами Туреней и Переяской, Ратша и Гаврила Олексич, Сбыслав и Яков Свистун. Светило яркое солнце, было морозно, но с востока поддувал теплый ветерок, о котором Яков сказал: — Восток тепликом дышит, весенний. Глядишь, не завтра, так послезавтра немцу уже и опасно по льду идти будет. У них чуяльщики тоже имеются, поймут, что завтра — самый поздний день, когда можно идти воевать нас. — Да чего уж там, и без того всем ясно, що завтра нам с ними расцеловываться, — промолвил Сбыслав. — Гляньте-ка, они там нашу вчерашнюю лунку изучают, — указал зоркий Ратисвет на дозорных немцев, копающихся в проруби. — А на берегу-то их — видимо-невидимо! — То-то и оно, что сие только одному тебе и видимо, — усмехнулся Олексич. — Ты у нас глазастый, не хуже приснопамятного Ратмира. — А и я их вижу, — сказал Александр, и впрямь углядев на другом берегу озера шевеление больших войск рыцарей. — Я тоже, — поспешил похвастаться и своим зрением ловчий. — Не так уж и далёко до них. Верст шесть. — А то и пять, — возразил князь Андрей.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Святой благоверный князь, полководец Александр Ярославич Невский за свою жизнь не проиграл ни одного сражения и смог сохранить Русскую землю в условиях татаро-монгольского нашествия. Он канонизирован русской православной церковью как святой. Жизнь и деятельность великого князя служит прекрасным образцом глубокой государственной мудрости, труда, энергии и самопожертвования. Для подготовки вопросов квиз-турнира Президентская библиотека предоставила документы и материалы, посвящённые князю Александру Невскому. Электронные копии печатных изданий и видеолекции представлены на портале Президентской библиотеки в коллекции Александр Невский (1221–1263) , куда также вошли исследования, очерки, биографии, жития, речи, архивные и изобразительные материалы. Основная цель квиз-турнира – вовлечение участников в активную поисковую деятельность, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, побуждение к изучению исторической литературы и расширение знаний об отечественной и мировой истории. Мероприятие направлено на повышение уровня знаний учащихся благодаря знакомству с малоизвестными фактами и редкими документами, а также осмыслению найденного материала и поиску правильного ответа на поставленные вопросы. Квиз-турнир позволит выявить и поддержать одарённых и талантливых учащихся. К участию в квиз-турнире приглашаются школьники 7–11-х классов, учащиеся колледжей, студенты 1–2 курсов высших учебных заведений, а также воспитанники кадетских корпусов и кадетских классов, суворовцы, юнармейцы, члены спортивных и творческих коллективов, неформальных объединений города Москвы и других регионов России. Возраст участников – от 14 до 21 года. Количество команд от одной организации не ограничено, численность команды – до 5 человек. Награждение победителей пройдёт в очном формате. Организаторы квиз-турнира: Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России», Президентская библиотека, Фонд «Правопорядок-Щит» и Ассоциация руководителей служб информационной безопасности при поддержке Московского центра «Патриот.Спорт», Международной Академии связи и Координационного центра доменов .RU/.РФ

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/17/...

Допускаются христианством не эти войны, а совершенно противоположные им по своим мотивам, характеру и цели. Для примера укажем на две такого рода войны. В XII веке не давали покоя русскому народу и половцы. Удельные князья, предпочитавшие воевать по личным своекорыстным побуждениям, не соглашались идти в поход на половцев, не смотря на призывы князя Владимира Мономаха , и отговаривались тем, что им жалко подвергать людей бедствиям войны. Владимир Мономах , наконец, обратился к удельным князьям с следующей речью: «Вы жалеете людей. а не думаете о том, что вот придет весна, выедет смерд (крестьянин) в поле с конем пахать землю. Приедет половчин, крестьянина убьет, коня уведет. Потом наедут половцы большой толпой, перебьют всех крестьян, заберут их жен с детьми в полон, угонят скот, а село выжгут. Что же вы в этом-то людей не жалеетев как Эти слова Мономаха заставили князей устыдиться своего эгоизма и идти войной против половцев, вследствие чего русская земля сравнительно благоденствовала при Владимире Мономахе. 1432 При св. благоверном князе Александре Ярославиче (Невском) шведский король задумал завладеть Новгородской землею и обратить православных в католичество, для чего раздобылся и особой буллой от Римского папы. Последний возбуждал ею шведов к войне против православных, обещая отпущение грехов всем, кто выступит в поход. Нашлась, конечно, масса охотников, и король назначил главнокомандующим лучшего полководца, зятя своего, Биргера, выступившего в 1240 году в поход. Александр Невский не ждал нападения и не был готов к обороне, но, дорожа православием , решился защищать народную и свою святыню, собрал ратников и после горячей молитвы в соборном храме св. Софии выступил против врагов дорогого русским православия. Господь благословил блестящим успехом предпринятое Александром Невским святое дело, и русские люди были спасены от насильственного обращения в католичество. 1433 Какими кровавыми жертвами ни сопровождаются такого рода войны, назвать их «самым ужасным злодейством» не решится никто из тех, у кого сохранились здравый разум и совесть. Подобного рода войны представляют собою служение правде и добру со стороны предпринимающих и ведущих их. Здесь нарушителями заповедей Божиих являются те, которые своими действительными злодействами вынуждают к защите родных очагов и священных алтарей. Защита всего этого составляет прямую обязанность представителей верховной государственной власти и находящегося в её распоряжения войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Наши князья довольствовались небольшой данью. Внутреннее управление больших издержек с их стороны не требовало. Все государственные расходы главным образом ограничивались издержками на содержание князя, его семейства и двора, которые не могли быть тяжелы для населения, так как для покрытия их князья обыкновенно имели свои княжеские села, доставлявшие им все необходимое, свои заповедные леса, рыбные ловли и т. п. Естественно, что при сборе дани с подвластной страны, большею частью натурою – хлебом, воском, медом, живностью, князья довольствовались лишь избытком достояния. Не то предстояло теперь... Народ, действительно, сразу почувствовал всю тягость возложенных на него повинностей, но пока терпел, слушаясь своих князей. Приходилось, конечно, не раз Александру Ярославичу разъяснять народу необходимость повиновения и исправного отбывания повинностей. Вполне возможно, что иной раз он вынужден был, в случае сопротивления, силой заставлять народ исполнять требования татар и наказывать за непослушание. Горько было ему все это... Как часто приходилось ему слышать, что он не жалеет своего народа, действует заодно с безбожными!.. Болезненно сжималось его сердце при этих упреках со стороны современников, из которых очень немногие понимали, что только тяжелая необходимость заставляла его так поступать. Александр страдал больше, чем народ, страдал нравственно, видя бедствия своих подданных, которых любил, как братьев во Христе. «Не обижайте простых, бедных людей, – часто говаривал он своим боярам. – Сии братиею Божиего именуются по слову Господню, и о нас ходатаи к Богу. Бог взыщет их кровь и слезы из рук ваших»! 366 Как же тяжело было ему видеть, что татары терзали русских за малейшую неисправность! Но что же он мог предпринять с своей стороны в защиту своих подданных? Не он ли ручался пред ханом в исправном платеже дани и полной покорности своего народа? Если бы он вздумал предпринять какую-нибудь решительную меру, не постигла ли бы его участь брата Андрея? Не забота о себе, конечно, имела тут место, нет: сам он «не токмо живота не щадяше, но и душу свою всегда тщашеся полагати» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010