В защиту единства Русской Церкви / Патриархия.ru 30 августа 2023 г. Заявление в связи с запретом доступа преподавателей и студентов Киевских духовных школ на территорию Киево-Печерской лавры [Документы] 15 июля 2023 г. Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с преследованием наместника Киево-Печерской лавры 14 июля 2023 г. Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи с попытками изгнания верующих из Киево-Печерской лавры [Патриарх : Послания] Новости 1 апреля 2024 г. 17:52 При поддержке депутата и полиции в Хмельницкой области Украины захвачен Покровский храм села Загонцы 28 марта сторонники «ПЦУ» при участии депутата Хмельницкого районного совета Александра Черниевича срезали замки с обеих входных дверей Покровского храма Украинской Православной Церкви в селе Загонцы (Хмельницкий район Хмельницкой области Украины) и завладели помещением. 27 марта 2024 г. 18:31 Суд постановил передать государству Успенский собор Украинской Православной Церкви в Каневе Суд обязал Киевскую митрополию вернуть в государственную собственность Успенский (Георгиевский) собор XII века в Каневе Черкасской области Украины, являющийся объектом культурного наследия национального значения. 22 марта 2024 г. 15:13 Предстоятель Польской Православной Церкви призвал молиться о подвергающихся гонениям православных верующих Украины Современное христианство переживает трудные и сложные времена: в обществе возникает все больше конфликтов, национальных и религиозных разногласий, отметил в великопостном послании Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, особо упомянув трагические события на Святой Земле и гонения, которые переживают православные на Украине. 22 марта 2024 г. 11:38 Митрополит Черкасский Феодосий рассказал в ООН о преследовании Украинской Православной Церкви властями Украины 20 марта митрополит Черкасский и Каневский Феодосий выступил в Организации Объединенных Наций на совещании «Общие дебаты по ситуациям с правами человека, требующим внимания СПЧ ООН».

http://edinstvo.patriarchia.ru/

В Калининграде проходят торжества по случаю 60-летия со дня рождения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 20 ноября 2006 г. 11:55 18-19 ноября 2006 года в Калининграде проходят торжества в честь 60-летия со дня рождения и 30-летия архипастырского служения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 18 ноября в Калининградском драматическом театре состоялись торжественный акт и праздничный концерт, посвященные этим юбилейным датам. На праздник в Калининград собрались архипастыри Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и различных христианских конфессий, видные государственные и общественные деятели, региональные руководители, деятели культуры, ученые и военачальники, настоятели зарубежных приходов Московского Патриархата, духовенство Смоленской и Калининградской епархии . Среди участников торжества — митрополиты Киевский и всея Украины Владимир , Патриарший Экзарх всея Беларуси, Минский и Слуцкий Филарет , Симферопольский и Крымский Лазарь , Кишиневский и всея Молдавии Владимир , архиепископы Берлинский и Германский Феофан , Брюссельский и Бельгийский Симон , Херсонский и Таврический Ионафан , Костромской и Галичский Александр , Саранский и Мордовский Варсонофий , Рязанский и Касимовский Павел , Львовский и Галицкий Августин , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий , епископы Ставропольский и Владикавказский Феофан , Балтийский Серафим , Венский и Австрийский Иларион , заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк , епископ Вяземский Игнатий . На празднике также присутствуют представители Поместных Православных Церквей: от Александрийской — епископ Киринский Афанасий, Экзарх Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси; от Антиохийской  — епископ Филлипопольский Нифон, Представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; от Сербской — епископ Моравичский Антоний, Представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси ; от Румынской — архиепископ Тырговишский Нифонт; от Болгарской — Представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Игнатий (Карагьозов); от Элладской — митрополит Калавритский и Эгиалейский Амвросий; от Польской — епископ Белостокский и Гданьский Иаков; а также протоиерей Алексий Ющенко, Представитель Митрополита Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси и архимандрит Закхей (Вуд) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/162853.htm...

В обеих хрониках сообщается, что до возведения на Патриарший престол К. был пресвитером и экономом в к-польской Великой ц. (Св. Софии). Свт. Григорий I Великий (Двоеслов), папа Римский (590-604), в послании к К. упоминает, что знал его, еще когда сам был папским апокрисиарием в К-поле (579-585/6). Сведения о кончине патриарха К-польского Иоанна IV Постника и возведении на престол его преемника К. дошли до Рима, вероятно, в том же 595 г. Однако папа Григорий I, несмотря на давнее личное знакомство, не спешил вступать в общение с новым патриархом. Как он объясняет в послании от авг. 596 г. к пресв. Афанасию из Лукании (Юж. Италия), он ждет интронизационного послания («синодики») от К. ( Greg. Magn. Reg. epist. VI 62). Оно было получено в Риме, по всей видимости, через год после того, как К. занял патриаршую кафедру. Папские ответы датируются окт. 596 г. Сохранилось 2 послания папы Григория I к К. 1-е, частное (Ibid. VII 4), в котором папа выражает радость по поводу избрания К. патриархом, вспоминает о своем знакомстве с ним в К-поле. Второе послание (Ibid. Ep. VII 5) носит официальный характер, в нем упомянуты имена представителей К. в Риме: пресв. Георгий и диак. Феодор, доставившие папе интронизационное послание патриарха. Именно в этом офиц. ответе папа касается вопроса относительно титула «Вселенский патриарх», вызвавшего обострение отношений между Римом и К-полем еще при предшественнике К. Иоанне IV Постнике. Из папского послания и дальнейшей переписки видно, что К. также принял этот титул и его решение возмутило папу, к-рый посчитал это попыткой К-польских архиереев присвоить себе главенство над всей Церковью. Тем не менее папа, хотя и просил К. отказаться от этого титула, но заявил, что не намерен разрывать с ним церковное общение. Исходя из содержания ответного послания папы, К., по всей видимости, просил осудить посмертно как еретика арианина Евдоксия , еп. Германикийского (впосл. Антиохийского), в 360 г. занявшего К-польскую кафедру (360-370/1). Папа ответил, что не понимает, о ком идет речь, поэтому не видит основания для осуждения: Евдоксия нет ни среди еретиков, осужденных Вселенскими Соборами, ни среди тех, о ком писали отцы Церкви. Впосл. папа консультировался по этому вопросу со свт. Евлогием I , патриархом Александрийским (580-607/8), к-рый и указал, что речь идет об одном из лидеров арианства. Однако папа остался при своем мнении, считая, что церковные историки, в трудах которых содержится информация о богословских взглядах Евдоксия, не могут иметь авторитет в данном вопросе (Ibid. VII 31, VIII 29).

http://pravenc.ru/text/1840201.html

В трактате, посвященном 5 Патриархатам, которые составляли систему пентархии, Н. Д. вслед за патриархом Антиохийским Петром III (1052-1056) и своим старшим современником богословом Никитой Сеидом уподобляет Церковь человеческому организму, глава к-рого - Христос, а 5 чувств - это 5 Патриархатов ( Siciliano. 1979. P. 170-171; Gahbauer. 1993. S. 198). Кратко описав историю Патриархатов, определив их географические границы, Н. Д. обратился к экклезиологической проблематике и последовательно опроверг идею примата Римского престола по отношению к К-полю, Александрии, Антиохии и Иерусалиму. Более того, он привел обоснование первенства К-польского Патриаршего престола в рамках пентархии. Ссылаясь на каноны Вселенских Соборов (II Всел. 3; IV Всел. 28; Трул. 36), Н. Д. доказывал, что «предпочтение Рима апостолом Петром» не является достаточным основанием для утверждения примата Римской кафедры по отношению к другим Патриархатам. Ни в одном из канонов, говорящих о первенстве Рима, не упоминается ап. Петр, а основанием первенства считается лишь статус Рима как столичного города. После того как Рим перешел «под власть варваров» и утратил столичный статус, церковное первенство папы Римского также было потеряно. К-поль, к-рый остался единственной столицей Римской империи, напротив, с полным основанием может претендовать на церковное первенство и даже «судить остальных трех патриархов» (Notitia patriarchatuum. 1866. P. 292; ср.: Gahbauer. 1993. S. 198). Как указывает Дж. Сицилиано, приведенный тезис, фактически разрушающий теорию пентархии, не встречается у современников Н. Д., т. е. визант. канонистов XII в.: Алексия Аристина , Иоанна Зонары , патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона , архиеп. Фессалоникийского Василия Охридского и Никиты , митр. Никомидийского ( Siciliano. 1979. P. 174-175). Тем не менее, несмотря на Великую схизму 1054 г. (см. ст. Разделение Церквей ), Н. Д., как и его визант. современники, не подвергал сомнению незыблемость пентархии, считая ее богоустановленным институтом ( Gahbauer. 1993. S. 199). Трактат Н. Д. не только был направлен против идеологии Римской курии, но и содержал полемику со взглядами нек-рых греч. богословов, живших в Юж. Италии, к-рые (как, напр., знаток античности проповедник Филагат из Черами) отстаивали папский примат ( Siciliano. 1979. P. 176). Незадолго до написания трактата Н. Д. составил его краткое изложение (эпитому) ( Laurent. 1937. P. 18-23).

http://pravenc.ru/text/2577637.html

Варшава. Кафедральный собор Марии Магдалины. Katedra w. Marii Magdaleny Карта и ближайшие объекты Располагается на углу улицы Торговой и аллеи Сверчевского (ныне аллеи Солидарности) Построенный в 1869 г. по проекту Н.Сычева, он имеет в плане форму креста в характерной византийской архитектуре. Внутренняя часть уцелела во время последней войны, сохранила дорогое убранство. Получил статус кафедрального митрополичьего собора в 1921 г. В собор частично перенесены мозаичные панно из разрушенного в 20-е годы Собора святого благоверного князя Александра Невского. После проведения железных дорог Прага во второй половине 20 века стала важным узлом и промышленным районом, где трудилось много русских. По инициативе архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского Иоанникия и кн. Черкасского, летом 1866 г. был образован Строительный комитет по сооружению храма, в котором были " заинтересованы одинаково и православное население Варшавы, и вся Православная Россия " , во главе с генерал-лейтенантом Г.П. Рожковым, бывшим гражданским губернатором Варшавы. Проект в " тоновском " русском стиле составил приглашенный из столицы архитектор Синода Н.А. Сычев, над росписями и иконами трудились русские академики Р.Ф. Виноградов и В.В. Васильев. Заложенную в 1867 г. церковь 29 июня 1869 г. освятил архиепископ Иоанникий. К этому дню императрица Мария Александровна подарила образ св. Марии Магдалины. В следующем году в новом храме побывал император Александр II. До Первой мировой войны церковь была приходской. Кроме местных жителей, в ней молились солдаты, чины полиции и жандармского управления, служащие железной дороги. В 1928 в подвальном этаже была освящена нижняя церковь во имя Страстей Господних, а два года спустя весь собор был отремонтирован. 17 сентября 1925 г. в присутствии всего епископата Польши, представителей Вселенского Патриарха, членов правительства, в храме Св. Марии Магдалины состоялось провозглашение томоса, подписанного 13 ноября 1924 г. Константинопольским Патриархом Григорием VII, о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. За этим последовало вручение правительственных наград участникам этого события. Часть бывшего причтового дома была отведена под резиденцию предстоятеля Польской Церкви и канцелярию, которые располагаются здесь и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=19245

Вербилово. Вербиловский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1670. Адрес: Россия, Псковская область, Пустошкинский район, село Вербилово Координаты: 56.458792, 29.08905 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты «Вербилова Слобода» В начале 16 века, во времена бесконечных набегов на наши земли польских и литовских завоевателей царь Иван 3 сумел-таки добиться перемирия с королём польским Александром. Из Летописи - «1503. Сентября заключено было перемирие съ Лифляндскими рыцарями и Литовцами». В «Перемирной грамоте» адресованной русскому царю в 1503 году содержалось предложение «6 лет межи себе рати и войны не замысляти», перечислены 19 городов и 70 волостей, которые король обещал «не воевати и незачепляти». В этом списке, помимо прочих, была названа и Вербилова Слобода (Вербилово). Это как раз и есть первое упоминание в официальных источниках о деревне Вербилово нынешней Алольской волости. Существует легенда, что именно в те далёкие времена крестьяне и назвали эти живописные места с Вербиловой Слободой польским словом «Алоль», т.е. алольщина. В книге М. Е. Мельникова «О чём говорят географические названия» можно найти описание и расшифровку значения термина - Алоль. Алоль - посёлок расположен на северо-западе Пустошкинского района, Псковской области, в 2-х км от дер. Вербилово. Через этот населённый пункт протекает река Алоля или Алоль. Это левый приток реки Великой. Название «Алоль» река носит только в низовьях, наверное, из-за указанного одноимённого посёлка. А так, почти на всём протяжении её называют «Алолей». Правильное историческое написание – Ололя. Эта форма зафиксирована в писцовой книге Полоцкого повета 16 века. При сопоставлении названия реки с другими гидронимами (оз. Алё, оз. Олица) легко выделяется корень –ол-. Это корень содержится и в других языках. Эстонское –ылу-, финское –олун-, латышское – олус- означают «пиво». В норвежском языке есть диалектное слово «олле» - родник, ключ. При широчайшей распространённости слов с корнем – ол- трудно с определённостью сказать «Ололя» дославянское название или же славянское. Некоторые считают, что Алоль в переводе с польского означает «красивая». Но бесспорно одно: в его основе лежит значение – «вода, река».

http://sobory.ru/article/?object=08125

Винница. Кафедральный собор Спаса Преображения. Кафедральный собор Преображения Господня Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1758 и 1760. Архитектор:Паоло Фонтана Адрес: Украина, Винницкая область, г.Винница, ул.Соборная, 21. Координаты: 49.233179, 28.475431 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построен как доминиканский костёл на средства брацлавского судьи и магната Михаила Грохольского. В 1839 году передан православным. Собор 3-нефный, 6-столпный, с барочными фасадами. Основанием своим собор обязан трагедии, постигшей его предшественника, полностью уничтоженного пожаром - доминиканский монастырь в селе Селище (бывший Черленков). Новый монастырь в 1639 году было решено основать на землях Винницы как часть деревянных оборонных сооружений крепости. Главным инициатором сооружения стал Стефан Черленковский, а земли были выделены Яном Ордживольским. Спустя почти десятилетие хозяева монастыря (монахи-доминиканцы) покинули свою обитель, спасаясь от войск Максима Кривоноса во время украино-польской войны 1648-1654 годов. В 1758 году граф Михаил Грохольский (1705-1765) принимает решение о реконструкции костела с возведением в его стенах родовой усыпальницы Грохольских. Однако по итогам русско-польских войн в 1772 году территория Винницы отошла к Российской империи, поэтому костел постепенно приходит в запустение - в начале XIX века количество монахов в нем составляло лишь пять человек. В 1832 году монастырь был упразднен, а его костел был передан в ведение православного духовенства и в 1833 году освящён как православный храм. Для придания ему черт православного храма на фасадных башнях возвели новые шатровые завершения. Ещё один шатёр устроили над специально устроенным фальшивым барабаном над средокрестием. В 1847 году собор посетил Николай I с сыновьями Александром и Николаем. Через год Николай собственноручно подписал проект реконструкции Преображенского собора, которую из-за недостатка средств начали лишь в 1860 году. В 1855 году настоятель собора протоиерей Порфирий Вознесенский обратил внимание на то, что много прихожан почти не посещают церковь зимой.

http://sobory.ru/article/?object=37458

Впервые название «украинцы» в этническом смысле этого слова встречается в квазиисторической работе польского графа Яна Потоцкого «Очерк исторической и географической Скифии, Сарматии и Славян», изданной на французском языке в 1795 году, который, несмотря на свою русофобию, все-таки выводил своих украинцев от восточнославянских племен - полян, древлян, северян, волынян и бужан. Но этого для противопоставления украинцев и русских польской шляхте было недостаточно. И вот уже другой польский граф, Тадеуш Чацкий, который вместе с Гуго Коллонтаем и Адамом Чарторыйским умело использовали либерализм российского императора Александра I в своей антирусской деятельности на территории нынешних Беларуси и Украины, в псевдоисторической работе «О названии « Украина » и зарождении казачества» (1801) объявляет, что украинцы, оказывается, произошли от... укров - некой особой славянской орды (разумеется, в действительности никогда не существовавшей), пришедшей на Днепр из-за Волги в первые века нашей эры. От укров Чацкий вывел Украину не как нарицательное название, а как собственное имя, а уже от Украины - украинцев. Эти польские выдумки были разоблачены в «Истории русов», опубликованной в начале XIX века неизвестным автором, скрывшимся под именем архиепископа Георгия Конисского. «С сожалением должно сказать, - пишет он, - внесены некоторые нелепости и клеветы в самые летописи малороссийские, по несчастью, творцами оных - природными русскими, следовавшими по неосторожности бесстыдным и злобным польским и литовским баснословцам. Так, например, в одной ученой историйке выводится на сцену из древней Руси, или нынешней Малой России, новая некая земля при Днепре, называемая тут Украиною, а в ней заводятся польскими королями украинские казаки; а до того будто бы сия земля была пуста и необитаема и казаков в Руси не бывало. Но, видно, господин писатель таковой робкой историйки не бывал нигде из своей школы и не видал в той стране, называемой им Украйною, русских городов старейших от его, королей польских».

http://ruskline.ru/opp/2015/4/14/pro_ukr...

Вселенский IV Собор (Халкидонский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Деяния Собора известны в неск. редакциях на греч. и лат. языках. Еще до открытия Собора документы, имевшие отношение к делу Евтихия (деяния К-польского (448) и Эфесского (449) Соборов, переписка и др.), были переведены по поручению папы св. Льва I Великого на латынь и вместе с его Томосом к свт. Флавиану, архиеп. К-польскому, были опубликованы, послужив основой «Новарского собрания о деле Евтихия» (Collectio Novariensis de re Eutychis; ACO. T. 2. Vol. 2 (1)). Первоначальный греч. текст деяний не сохранился, но известно, что вскоре после окончания Собора экземпляр соборных деяний был отправлен в Рим; там он хранился в папском архиве и послужил основой для последующих лат. редакций. По распоряжению имп. Маркиана ок. 454/5 г. соборные акты были отредактированы и опубликованы. При этом 3-е деяние (о Диоскоре) заняло место 2-го, нек-рые деяния (о Каросе и Дорофее, Домне Антиохийском, Фотии и Евстафии) были опущены, к протоколам соборных заседаний были присоединены собрания писем, имевших отношение к созыву, проведению и признанию Собора. В наст. время греч. текст деяний, к-рый приобрел окончательный вид только в VII в., представлен 2 рукописями: Venetus (Marc. gr.) 555 (XI в.) и Vindob. hist. gr. 27 (XII в.), в них в целом сохранен порядок расположения документов, сложившийся в сер. V в., но находятся опущенные прежними редакторами протоколы нек-рых деяний. Среди древних греч. редакций, содержащих фрагменты соборных деяний,- «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana, рукопись Vatic. gr. 1431), возникшее в Египте в лагере противников Халкидонского Собора при Александрийском архиепископе-монофизите Петре Монге (после 482) (ACO. T. 2. Vol. 2 (2)). Лат. версия известна в 3 редакциях. Работа над древнейшей (Фа) началась не ранее понтификата Гормизда (514-523). Эта редакция, сохраняемая в 3 рукописях IX столетия (Reginensis 1045, Barberinus 680, Parisin. lat. 16832), соответствует в целом греч.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010