Киевская митрополия в XVI в. К оглавлению В 1501 г. произошло объединение польской и литовской корон и единым монархом стал Александр с титулом «короля Польского и великого князя Литовского». После смерти митрополита Иосифа (Болгариновича) митрополитом Киевским был назначен Иона II (1503—1507), бывший архимандрит Минского Вознесенского монастыря, духовник княгини Елены. Митрополит Иона был весьма активен в защите Православия, в его правление исчезли все следы унии. В конце XV — начале XVI в. между Литвой и Москвой произошли военные столкновения: первое — в 1492—1494 гг., второе — в 1499—1503 гг., третье — в 1507—1508 гг. Во время перемирия 1503—1507 гг. положение русского населения Литвы улучшилось. Король Александр, обеспокоенный отъездом православных князей из приграничных земель в Московию, решил проявить благосклонное отношение к Православию. Так, он выделил большие земельные наделы Гродненскому Борисоглебскому монастырю, Киевскому Пустынскому монастырю и другим обителям. 16 июля 1503 г. были подтверждены все права Витебска с сохранением права перехода его жителей из католичества в Православие. 1 марта 1505 г. король Александр дал жалованную грамоту Смоленску. В ней подтверждались все права города, и прежде всего непритеснение из-за православной веры и невмешательство в жизнь монастырей. Ранее, около 1500 г., православный князь Александр Иоаннович Ходкевич основал Супрасльский Благовещенский монастырь, причем сам король (а тогда — великий князь) Александр написал грамоту Патриарху Константинопольскому, испрашивая благословения на новосозданную обитель и на ее строителя. После смерти Александра в Вильно (1506) польско-литовским королем стал его родной брат Сигизмунд (1506—1548). Он не ограничивал прав юго-западной Церкви на протяжении всей своей жизни, за исключением последних лет его правления. Православной княгине Елене, вдове Александра, он дал в пожизненное владение г. Бельск. Благосклонное отношение Сигизмунда к Православной Церкви выразилось в пожертвованиях («наданьях») Спасскому и Иоанно-Богословскому монастырям в Смоленске, Киевскому Никольскому Пустынскому монастырю, в заботах о православном населении Луцка. Сигизмунд пожаловал защитнику Православия князю Константину Иоанновичу Острожскому богатый Жидичинский монастырь в Гродно и ряд других поместий, в том числе и замок в Дубне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

священник Александр Берташ Скачать epub pdf Родился 28.08.1834 г. в в семье псаломщика желобовской Троицкой церкви с. Желоби Белозерского уезда Новгородской губернии, ныне деревня Петропочинок Череповецкого района Вологодской области. До начала учебы часто посещал с отцом Кирилло-Белозерский монастырь. Окончил Белозерское Духовное Училище, Новгородскую Духовную Семинарию. В 1855 году как лучший ученик Александр Желобовский был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1859 году со степенью магистра богословия. Выбрал служение военного священника, отказавшись от преподавания в семинарии. 17 сентября 1859 года по благословению протопресвитера В. Б.Бажанова рукоположен во иерея. Назначен служить полковым священником в Митавский гусарский полк, расквартированный в Старицком уезде Тверской губернии. В 1861–1866 гг. занимал должность благочинного 7-й кавалерийской дивизии. В 1863 г. во время усмирения польского мятежа находился при войсках (в пределах Ковенской и Минской губерний). В 1866 г. Желобовский был переведен в Гатчину священником лейб-гвардии Кирасирского полка (впоследствии общество офицеров полка на прощание преподнесло ему золотой магистерский крест). В 1868 г. назначен в церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге, 21 октября 1869 г.– в церковь во имя святых Захарии и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка (оба храма не сохранились). В 1873 г. возведен в сан протоиерея. С 26 января 1880 г. А.А. Желобовский – благочинный гвардейского духовенства, с 1882 г.– настоятель «Всей артиллерии» собора во имя преподобного Сергия Радонежского (не сохранился). На прощание от Кавалергардского полка получил золотой наперсный крест с украшениями. Александр Желобовский выстроил дом причта при соборе на Сергиевской улице (1882–1884) и часовню с юго-западной стороны собора в память о спасении царской семьи при крушении поезда на станции Борки (1891 г., на пожертвования купца П. И. Долгина). Состоял членом Совета благотворительного братства преподобного Сергия. Законоучительствовал в Сергиевском приходском приюте, в учебной команде лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, в Сергиевском хоре малолетних певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 1 05.07.2018 1319 Время на чтение 33 минут О трудах и подвигах Николая Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского; Царя Казанского, Царя Астраханского, Царя Польского, Царя Сибирского, Царя Херсониса Таврического, Царя Грузинского; Государя Псковского и Великого Князя Смоленского, Литовского, Волынского, Подольского и Финляндского; Князя Эстляндского, Лифляндского, Курляндского и Семигальского, Самогитского, Белостокского, Корельского, Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных; Государя и Великого Князя Новагорода низовския земли, Черниговского, Рязанского, Полотского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Удорского, Обдорского, Кондийского, Витебского, Мстиславского и всея северныя страны Повелителя; и Государя Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследного Государя и Обладателя; Государя Туркестанского; Наследника Норвежского, Герцога Шлезвиг-Голстинского, Стормарнского, Дитмарсенского и Ольденбургского и прочая, и прочая, и прочая. «Верую Ему [Господу Иисусу Христу], яко Царю и Богу». из Чинопоследования Таинства Крещения каждого христианина «Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя». Патриарх Константинопольский Антоний (XIVb.) «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя». Преподобный Серафим Саровский Судьба Царя - судьба России. Не будет Царя - не будет и России» Оптинский старец Анатолий (Потапов) (1917 г.) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога». Старец Николай (Гурьянов) Россия - наследница Ромейской Православной Империи - на протяжении тысячелетия созидалась, распространялась вширь, обустраивалась, благоукрашалась православным русским народом во главе с Помазанниками Божиими. Равноапостольный Великий Князь Владимир; Великие Князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иоанн Данилович (Калита), Димитрий Донской, Василий Васильевич, Иоанн Великий, Василий Иоаннович; Цари Иоанн Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович; Императоры Петр Великий, Павел I, Александр I Благословенный, Николай I, Александр II Освободитель, Александр III Миротворец и многие другие созидали в согласии с Божией волей великую и славную Россию. Многие Государи Российские уже прославлены Церковной полнотой как Угодники Божьи или почитаются как местночтимые святые.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

Митрополичого округу в Казахстан на з митрополитом Астанайським Олександром паломницьку до православних святинь 3 листопада 2012 р. 22:48 27-31 октября 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась паломническая поездка делегации Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан во главе с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром к православным святыням Польши. В поездке владыку Александра сопровождали секретарь Митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; руководитель информационного отдела Округа протоиерей Евгений Иванов; руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин, сотрудники митрополии. 27 октября в аэропорту Варшавы делегацию из Казахстана встречал архиепископ Люблинский и Холмский Авель . По прибытии из Варшавы в г. Люблин митрополит Александр посетил епархиальное управление и Преображенский кафедральный собор, где совершил молебен перед чудотворной Люблинской иконой Божией Матери. 28 октября , в неделю 21-ю по Пятидесятнице, митрополит Александр возглавил церковные торжества в Люблине в честь Люблинской иконы Божией Матери. Глава Митрополичьего округа совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе — древнем храме, освященном святителем Петром (Могилой), митрополитом Киевским и Галицким. Владыке Александру сослужили архиепископ Люблинский и Холмский Авель, епископ Супрасльский Григорий, духовенство Люблинской и Белостокской епархий Польской Православной Церкви, члены казахстанской делегации в священном сане. Решением Синода Казахстанского Митрополичьего Округа архиепископ Люблинский и Холмский Авель был удостоен ордена «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана». По окончании богослужения митрополит Александр вручил награду владыке Авелю. Епископ Супрасльский Григорий был награжден медалью «140-летия учреждения Туркестанской епархии». Во второй половине дня митрополит Александр в сопровождении архиепископа Авеля посетил достопримечательности Люблина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2566786...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава одиннадцатая. Филарет и Александр 1823–1825 Начинался закат эпохи Александра I. Вместо Союза благоденствия возникли Северное и Южное тайные общества, которые приведут декабристов на Сенатскую площадь отметить окончание дней Александровых. Сам государь становился все более религиозным, погружался в мистику, думал о своем уходе. Думал и о том, кому передать престол. У самого государя – ни детей, ни внуков. Следующий за ним по старшинству брат Константин женился на особе не царской крови, польской графине Грудзинской, и лишился прав на престолонаследие. Стало быть, надо было писать завещание в пользу Николая. Летом 1823 года Филарета вызвали в Петербург. Ехать и хотелось и не хотелось – конечно, лестно получить из рук самого государя орден Святого Александра Невского, но снова видеть тамошний так называемый высший свет, общаться с вертлявым Голицыным... По приезде московский архиепископ встретился с министром духовных дел и народного просвещения, и Александр Николаевич сообщил ему о воле государя императора: – Необходимо срочно написать манифест о переходе прав наследования российского престола от Константина к Николаю. Филарет выполнил поручение, вскоре первый вариант манифеста вернулся к нему от Александра с поправками. Филарет переписал заново и вновь отправил государю. Александр поставил подпись под документом, составленным Филаретом. Можно было вернуться в Москву, поспешить к празднику Успения Богородицы, и 15 августа в Успенском соборе Кремля Филарет уже произносил «Слово по возвращении к своей пастве из Санкт-Петербурга». В нем выразилась вся радость возвращения из суетной Северной столицы в более спокойную Москву. – Обращаюсь к вам, Боголюбезные братья и чада Церкви сия, не умолчу ныне о том, о чем умолчал здесь за год пред сим, – о скорби разлучения с вами... И лишь после этого он перешел к разговору об Успении Богородицы и заговорил о страхе смерти, коего не должно быть у истинно верующего христианина: – Спроси себя, слушающий сие, умеешь ли ты таким образом праздновать Успение, или ты только боишься смерти, или совсем не хочешь думать о ней? Вопрос немаловажный; он может показать тебе, в каком состоянии душа твоя, и чего подлинно ты можешь надеяться или бояться. Если ты часто, хотя и без страха призываешь к себе смертный помысл, дабы поставить его судиею твоих дел и стражем твоей совести: благо тебе! Он может соделаться для тебя ангелом, которому заповедано будет сохранять тебя на всех путях твоих. Но если ты совсем не помышлял доныне о смерти, и бегаешь всего, что напоминает о ней: горе тебе! Сие расположение духа не обещает чистого добра в настоящей жизни и не предвещает блаженства в будущей, которого, впрочем, при употреблении средств, дарованных благодатию, всех нас да сподобит Господь наш Иисус Христос , истинная жизнь наша, предстательством Преблагословенныя Девы Марии, Матери жизни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Тобольск. Часовня Александра Невского. Александровская часовня Карта и ближайшие объекты В июле 1837 года в Тобольске побывал цесаревич Александр Николаевич, впоследствии император Александр II. По прошествии 50 лет в память об этом событии построена Александровская часовня на Плац-парадной площади в подгорной части Тобольска, напротив губернаторского дома. Освящена она была в дни празднования 300-летия Тобольска. Проект местного зодчего был поправлен Альфредом Парландом, автором храма «Спаса-на-Крови» в Санкт-Петербурге. Часовня размерами 6 на 6 метров сложена из кирпича и побелена. Несмотря на невеликие размеры, она прекрасно «держит» большую площадь, которая носит имя часовни. Источник: Тобольско-Тюменская епархия Находящаяся в Нижнем Посаде Александровская часовня всецело связана с Домом Романовых. 2 июня 1837 года Тобольск посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. Огромные массы народа покрыли в тот день берег в Подчувашинском предместье. Со старинного Московско-Сибирского тракта на правый берег наследника престола доставил специальный катер. На берегу Александра Николаевича встречали генерал-губернатор князь П.Д. Горчаков, гражданский губернатор Х.Х. Повало-Швейковский и многочисленные тобольские чиновники. Для приема цесаревича был приготовлен генерал-губернаторский дом на плацпарадной (Благовещенской) площади. Этот дом был и путевым дворцом на случай приезда в Тобольск высоких гостей. Свой первый день в городе Александр Николаевич начал с посещения Софийско-Успенского собора, осмотра Кремля, где он сделал один удар в ссыльный Углический колокол. После прогулки по Кремлю наследник посетил Тобольскую гимназию, где ему были представлены преподаватели, в их числе и П.П. Ершов, который преподнес цесаревичу свои приветственные стихи, за что был вознагражден часами. Наследник осмотрел гимназические классы, приказал спросить уроки учащихся, отведал их кушанья и, найдя во всем чистоту и порядок, остался очень доволен. Вечером в помещении Общественного собрания был дан бал в честь цесаревича. Наследник престола кроме польского протанцевал четыре французских кадрили.

http://sobory.ru/article/?object=00972

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вильнюс. Часовня Александра Невского. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Памятник русским воинам в Вильне В 1863 году, в то время, когда плачевный звон колоколов православных церквей в Вильне возвестил о первом погребении русских храбрых воинов, павших геройской смертью в делах с польскими мятежниками, была открыта подписка на сооружение памятника над их могилами на виленском православном кладбище. По подписке за короткое время было собрано только 399 р. 20 к., впоследствии Государыня Императрица пожаловала 500 рублей и было приступлено к сооружению надмогильной часовни по рисунку архитектора-академика Николая Михайловича Чагина. Но так как расход по смете исчислялся в 4.000 р., то недостающую сумму пополнили из штрафных денег, собранных с лиц участвовавших в мятеже. Таким образом, в течение нынешнего лета могильный курган, приютивший в недрах своих прах падших героев, украсится достойным памятником и сохранит потомству имена тех, кто доказал врагам и завистникам России всю мощь нашего народного духа. Олонецкие губерн. ведомости 1864 г. Часовня во имя святого Александра Невского в Вильне, построенная в память русских воинов, погибших во время Польского восстания 1863 года. Располагалась в небольшом сквере на Георгиевском проспекте (ныне проспект Гедимина) напротив зданий тогдашнего Реального училища и еврейского Учительского института. (ныне площадь Винцо Кудиркос в Вильнюсе). Часовня была заложена 22 октября 1863 года в присутствии виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьёва. Автор проекта часовни архитектор профессор Императорской Академии художеств А.И. Резанов. Сооружалась под руководством виленского архитектора Н.М. Чагина на добровольные пожертвования разных городских обществ Северо-Западного края. 30 августа 1865 года часовня была освящена при генерал-губернаторе К.П. фон Кауфмане. При часовне для наблюдения за нею был построен домик для сторожа. Ежегодно 29 августа в часовне проводилась торжественная панихида по убитым воинам.

http://sobory.ru/article/?object=35517

Впрочем, решение овладеть лаврою принадлежало не столько самому самозванцу, сколько одному из его воевод – Петру Сапеге. Ян-Петр-Павел (у русских – Петр Павлович) Сапега, каштелянович Киевский, староста Усвятский и Керепетский, происходивший из весьма знатного Польского (собственно, Литовского) рода Сапег, племянник или двоюродный брат тогдашнего знаменитого канцлера Литовского Льва Сапеги, наделенный хорошими военными способностями, но с наклонностями в достаточной мере разбойничьими, будучи увлекаем жаждой приключений и упражнений в грабительстве, для чего наше отечество представляло тогда такое прекрасное поприще, пришел к самозванцу в Тушино с семью тысячами навербованного им войска более или менее вскоре после того, как самозванец основался в нем станом (в конце августа 1608 года). Пробыв при самозванце дней около двадцати и тяготясь его бездеятельностию, а также быв побуждаем и своей враждой с его гетманом (главным воеводой) князем Романом Рожинским, Сапега решился отделиться от него и самостоятельно начать завоевание замосковной, северной, Руси. Первую крепость на север от Москвы представлял собою Троицкий монастырь, и Сапега решил начать свои завоевания с последнего. Конечно, он мог бы и обойти монастырь, не трогая его. Но Поляка привлекала слава о великих богатствах монастыря, которые молва представляла, конечно, и несравненно б(льшими, нежели каковы они были в действительности, между тем как взятие монастыря казалось делом сравнительно легким. С другой стороны, чрез взятие монастыря произведено было бы чрезвычайно важное нравственное впечатление на северных Русских: если бы монастырь достался в руки самозванца, то северными Русскими, которые смотрели на монастырь как на свою величайшую святыню, это могло быть понято одними как знак того, что Бог отступается от них, и повергло бы их в отчаяние, при котором уже не может быть мужества в сопротивлении; другими – как свыше сделанное приглашение признать самозванца истинным Димитрием и своим царем. Наконец, имелось в виду и то очень важное, чтобы занятием Троицкого монастыря загородить дорогу к столице из северной России. К Сапеге для овладения Троицким монастырем присоединился Александр Лисовский. Лисовский (Ян-Александр, у Русских – Александр Иванович), явившийся к самозванцу из Польши несколько ранее Сапеги и еще до прихода его под Москву, как известно, представлял собою идеал отчаянного наездника: рыща в своих разбойничьих набегах с невероятною быстротою, он успел исходить с шайками своих головорезов всю северную Русь, так что трудно указать в ней место, где бы он не побывал.

http://sedmitza.ru/lib/text/438603/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В ПАРИЖЕ кафедральный храм Западноевропейского экзархата Русских приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Первое правосл. рус. богослужение в Париже было совершено в Гостином доме на ул. Турнон в связи с отправкой царем Алексеем Михайловичем 17 авг. 1668 г. в столицу Франции «Великого посольства» во главе с П. И. Потёмкиным. В царствование императрицы Елисаветы Петровны в 1757 г. в одном из залов российского посольства в Париже была устроена ц. во имя апостолов Петра и Павла с назначением к ней постоянного священника. В 1819 г. церковь переместилась на ул. Меле, в 1831 г. - на ул. Берри в специально нанятый особняк, где церковь располагалась до возведения Александро-Невского храма. Петропавловская ц. благоукрашалась в основном заботой рус. колонии в Париже, напр., А. Н. Демидов пожертвовал напрестольное Евангелие в серебряном окладе, находящееся в наст. вр. в А. Н. с. В 1854 г. франц. живописец Л. Рубио, жена к-рого была русской, написал иконостас для Петропавловской ц. При устроении нижней Свято-Троицкой ц. в Александро-Невском храме этот иконостас был перенесен в нее. 16 апр. 1846 г. вторым священником Петропавловской ц. был назначен Иосиф Васильев , через 3 года утвержденный настоятелем. Он создал при храме школу для рус. детей, церковную б-ку, организовал социальную помощь нуждающимся. Будучи единственным офиц. лицом, оставшимся в Париже во время Крымской войны, сщмч. Иосиф посвятил себя духовному окормлению рус. военнопленных, интернированных во Францию. Прихожанами Петропавловской ц., помимо проживавших в Париже русских, а также путешественников из России, были правосл. греки, славяне, валахи, арабы; в праздники церковь не вмещала всех молящихся. Основной заботой свящ. Иосифа было сооружение в Париже правосл. церкви. На просьбу о финансировании строительства из правительства и Святейшего Синода последовал отказ. Тогда настоятель решил воздвигнуть храм на пожертвования паствы, однако встретил трудности в получении разрешения на открытие книг по сбору средств. Только личная поддержка имп. Александра II Николаевича позволила начать работы, государь пожертвовал 50 тыс. р. После этого Святейший Синод отпустил также 50 тыс. р., еще 50 тыс. р. свящ. Иосиф собрал среди купцов на Нижегородской ярмарке, свыше 2 млн. франков было собрано во Франции.

http://pravenc.ru/text/64444.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010