Полгода до крещения Протоиерей Александр Сорокин о том, зачем долго учиться перед тем, как надеть крест 29 августа, 2017 Протоиерей Александр Сорокин о том, зачем долго учиться перед тем, как надеть крест 29 августа – престольный праздник петербургского собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых. Как ленинградский молокозавод снова стал храмом, почему музеи и Церковь не могут найти общий язык, зачем священнику заниматься дизайном афиш и мыть чашки и почему катехизация – не барьер на пути к крещению – рассказывает протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма. Шахматная игра: молокозавод в здании храма – До сих пор не могу привыкнуть к тому, что когда я въезжаю на Миргородскую со стороны лавры, то вижу вместо странного серого здания белоснежный собор. С этим местом у каждого, наверное, связаны свои ощущения, а у вас? – Мое первое знакомство с собором – это ежедневный взгляд из окна школы 169, в которой я учился в 70-е – 80-е годы и которая стоит буквально через дорогу. Очень жалею, что не сохранил тетрадок, куда от нечего делать срисовывал загадочные значки, украшающие фасад. Тогда это был молокозавод 2 – одно из крупнейших молочных предприятий Ленинграда, снабжавшее его и молоком в разных видах, и сырками в шоколадной глазури, и прочими продуктами. Но с виду это было настоящее промышленное здание, и родители, хотя и верующие люди, не заостряли моего внимания на том, что это храм, а сам я не мог догадаться. А значки, которые я срисовывал, впоследствии оказались архитектурным украшением, идею которого архитектор Степан Кричинский взял из древних русских городов – Юрьева-Польского, Ярославля. На них, в основном, изображены закладные кресты разных конфигураций, которые сегодня многим кажутся необычными, а также мифические животные. Все это выглядит при ближайшем рассмотрении довольно странно, непривычно, эклектично, но это ход архитектора, который украшал фасад храма. – Вы это позже для себя открыли? – Я этим уже занимался, когда шла реставрация. Поскольку я составлял и статьи по истории храма, и брошюры, и путеводители, и контент для сайта, поэтому волей-неволей изучил все, что касается истории и убранства Феодоровского собора.

http://pravmir.ru/polgoda-do-kreshheniya...

Александров. Кафедральный собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр " Сатурн " , был основан первый храм Александровской земли - деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов 12,14 по Советскому переулку. Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине 11 века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название " село Рождественское " . В последующие столетия, по мере строительства великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с образовавшимся посадом. Негласная столица Ивана Грозного требовала все большего увеличения обслуги, поэтому на правом берегу реки Шерны (Серой) выросла обширная Александрова слобода. Со времени первого основания храма Рождества Христова церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. Однако, как это не удивительно, она чудом пережила Смутное время с нашествием в 1612 году католиков - польско-литовских завоевателей. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1649 году, после католического нашествия, Рождественская церковь была перестроена - подновлена и расширена. Она стала колыбелью для будущего Успенского женского монастыря. Именно здесь поселились первые монахини, постриженные святым преподобным Лукианом Александровским: вдова слободского священника Анна с именем Анисия и еще одна вдова Фекла с именем Феодора. Позднее монахини перешли в Успенский храм новообоснованного монастыря. В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская церковь, при ней были устроены новые приделы - во имя святого пророка Илии и во имя святителя ИоаннВа Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00772

Алексий, архиепископ Литовский и Виленский (Лавров-Платонов Александр Федорович) Родился в 1829 году в селе Семеновском Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1850 году окончил Ярославскую духовную семинарию (в РБС т. 2. – С. 19 ошибочно указана дата окончания семинарии – 1830 г.) и поступил в Московскую духовную академию. В июне 1854 года окончил курс Московской духовной академии; 9 октября определен при академии бакалавром по кафедре церковного красноречия и законоведения. 31 августа 1855 года удостоен степени магистра. С 1862 года – преподаватель греческого языка. С 10 февраля 1864 года – экстраординарный профессор на кафедре греческого языка и библиотекарь академии. В 1870 году перешел на кафедру церковного законоведения. В 1877 году овдовел. 9 января 1878 года принял монашество; 17 марта возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. 30 апреля 1878 года хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии. С 22 января 1883 года – епископ Дмитровский, первый викарий Московской епархии. С 9 марта 1885 года – епископ Таврический и Симферопольский. 11 мая 1885 года назначен епископом Литовским, священноархимандритом Свято-Духова Виленского монастыря. С 20 марта 1886 года – архиепископ. Скончался 9 ноября 1890 года в Вильне, погребен в Свято-Духовом монастыре в пещерной церкви, у левой стороны. Архиепископ Алексий приобрел всеобщую известность своей ученостью и глубоким знанием канонического права. Его труды всегда отличались глубокой обоснованностью, строгостью взгляда относительно Православия и истинного патриотизма. Однако он не искал славы и популярности, но старался скрыть свое имя при издании трудов. Как архипастырь, преосвященный Алексий показал себя непоколебимо твердым поборником веры и благочестия, ревнителем истины, защитником Православия и русского населения от польско-католических интриг. Замечательные духовно-нравственные качества архиепископа Алексия снискали ему любовь и уважение среди окружающих. Он отличался кротостью нрава, ласковостью, доступностью, честностью и спокойствием в исполнении своих архипастырских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антуан Нивьер Биографический справочник АЯ A Абрамов (мирское имя не установлено) см. Митрофан, епископ. Аваев Александр Александрович (дата рождения не уставновлена – сконч. после 1946, Гданьск, Польша), протоиерей. Бывший капитан 3-го мортейного артиллерийского парка в Москве, в начале 1910-х гг. оставил военную службу и поступил послушником в Оптинский монастырь, вел летопись скита Оптиной Пустыни (31.9.191127.7.1914), мобилизован во время 1-й мировой войны (1914), попал в плен к немцам (19151917), после окончания войны остался в Германии, священник (1923), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, настоятель церкви в д. Феодервальде в Восточной Пруссии (19221923), настоятель церкви единоверческой общины в Эккеосдорфе (г. Воиново) в Восточной Пруссии (19231945), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, протоиерей (7.1.1931), настоятель миссионерской общины в г. Мемель (19411944), настоятель церкви в г. Данциге (Гданьске) (1945), принят в клир Польской Православной Церкви (14.6.1946), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. А. Аваева (19231945). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Аверкий (Таушев Александр Павлович; 1.11.1906, Казань – 13.4.1976, Джорданвилль, Нью-Йорк, США), архиепископ. Сын чиновника военного ведомства. После революции эмигрировал в Болгарию, окончил богословский факультет Софийского университета (1930), работал в епархиальном управлении Мукачевской епархии (1930), состоял в юрисдикции РЗЦ, пострижен в монашество в сербском монастыре Изе (17.5.1931), иеродиакон (18.5.1931), иеромонах (7.4.1932), игумен (1937), настоятель прихода в г. Мукачеве (1.12.1938), уехал в Белград, где стал законоучителем и 3-м священником русской Троицкой церкви (19401944), протосинкель Архиерейского Синода РЗЦ (1941), архимандрит (1.10.1944), переселился вместе с членами Синода РЗЦ в Мюнхен (1945), синодальный духовник, благочинный монастырей в Германии (19.7.1947), переехал в США (1950), председатель Миссионерско-просветительской комиссии при Архиерейском Синоде (1950), профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета, литургики (до 1956) и гомилетики Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле (1950), редактор журнала «Православная Русь» (19501976), ректор Троицкой Духовной семинарии (17.2.195213.4.1976), епископ Сиракьюсский, викарий Восточно-Американской епархии (23.5.1953), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Анастасий (Грибановский) в Нью-Йорке, постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ (19541976), настоятель Троицкого монастыря в Джорданвилле (1960), возведен в сан архиепископа (17.8.1961), правящий архиерей самостоятельной Сиракьюсской епархии (13.2.1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белосток. Церковь Софии, Премудрости Божией. Biaostocka cerkiew Hagia Sophia Церковь. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 1987 и 1998. Архитектор:Михал Балаш Адрес: Польша, г. Белосток, ул. Травяная, д. 9 (15-161 Biaystok, ul. Trawiasta 9) Координаты: 53.155655, 23.201083 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея создания храма «Святой Софии – Премудрости Божией» в Белостоке возникла в 1986 году во время перелёта Константинополь-Варшава. Тогдашний предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Василий, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (с 1998 г.  митрополит), а также протоиерей Александр Хилимонюк, настоятель прихода «Всех Святых» в Белостоке, возвращались после визита у Вселенского Патриарха Димитрия I. Будущие основатели храма, гостившие тогда у Патриарха, посетили знаменитый собор «Святой Софии» в Константинополе, но помолиться в нем они не смогли, поскольку это запрещали турецкие законы. Интересно, что кроме Константинополя, храмы «Святой Софии» были и на территории СССР. Однако, в этих храмах молиться было нельзя, поскольку в СССР религия была вытеснена из жизни общества, а государство на протяжении семи десятилетий боролось со всеми религиозными конфессиями. «Если еще один храм будет построен в Белостоке, пусть будет посвящен Святой Софии. Пусть хотя бы в этой церкви Премудрости Божией будет продолжаться молитва», – подумали тогда делегаты. Храмы «Айя Софья» «Святой Софии – Премудрости Божией» наиболее величественные, красивые. Их основывали императоры и князья в Константинополе, Софии, Охриде, Киеве, Полоцке, Великом Новгороде и Салониках. Позже, в новейшее время, храмы в честь Премудрости Божией были также построены в Вашингтоне, Лос-Анжелес, Лондоне, Базеле (Швейцария), Харбине (Китай). 18 июня 1982 г., тогдашний архиепископ Белостокский и Гданьский Савва создал новый приход «Всех Святых» при кладбищенском храме с аналогичным названием в Белостоке на улице Высоцкого, д. 1. Этот приход в будущем станет «матерью» новой православной общины «Святой Софии - Премудрости Божией». Настоятелем прихода «Всех Святых» был назначен отец Александр Хилимонюк, викарий кафедрального собора святителя Николая в Белостоке. Именно на его плечи был возложен труд первого, очень сложного этапа - строительства храма «Святой Софии» и организации вокруг него приходской общины.

http://sobory.ru/article/?object=30498

В фойе духовно-административного центра Ташкентской епархии была представлена художественная выставка «Образ святого благоверного князя Александра Невского в миниатюрах Лицевого летописного свода», подготовленная Издательским Советом. Также в фойе центра камерный оркестр Ташкентской епархии «Consonanza» под управлением дирижера Кирилла Чахлова исполнил классические произведения, театральный художник, живописец, педагог О.Н. Малягина провела для детей художественный мастер-класс «Гармония радости». В конференц-зале духовно-административного центра центра прошла просветительская конференция «Образ святого благоверного Александра Невского в литературе и искусстве». Форум открылся литературно-музыкальной композицией, посвященной святому князю, в исполнении воспитанников воскресной школы при Успенском кафедральном соборе Ташкента и сводного архиерейского хора Ташкентской епархии. В конференции приняли участие руководители русского, украинского, белорусского, польского, туркменского, таджикского и казахского культурных центров Ташкента, воспитанники духовных школ Ташкентской епархии, прихожане, педагоги, студенты и многочисленные гости. Во вступительном слове митрополит Ташкентский Викентий отметил значение благоверного князя Александра Невского для Ташкентской епархии. По преданию, святой князь совершал свой путь в Каракорум через территорию современного Узбекистана, города Нукус, Хорезм, Ургенч и Сырдарья, а в XIX-XX столетиях в Ташкенте действовали три храма, посвященных благоверному князю. В своем докладе, посвященном обзору художественных и литературных произведений об Александре Невском, митрополит Калужский и Боровский Климент представил анализ почитания святого князя на протяжении столетий, а также обратил внимание участников конференции на использование образа Александра Невского в советском кинематографе и наглядной агитации в годы Великой Отечественной войны. Владыка Климент также обратил особое внимание на книгу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Александр Невский — Имя России», выпущенную Издательством Московской Патриархии , в которой рассказывается о жизненном пути и подвиге святого князя. В заключение митрополит Климент представил книгу «Александр Невский. Блистая славою на земле и на небесах» из серии «Святые России», подготовленную Российским фондом социально-культурных инициатив, и передал экземпляры издания для епархиальной и семинарских библиотек Ташкентской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5856322...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Закрыть itemscope itemtype="" > Суворовский след 02.12.2014 232 Время на чтение 8 минут Поводов для написания этой статьи сразу несколько. Во-первых, фигура Александра Васильевича Суворова недавно стала предметом дискуссии в программе «Дело принципа». Во-вторых, в этом году исполняется ровно двести двадцать лет Польскому восстанию 1794 года и, соответственно, Суворовскому походу в Беларусь. Наконец, в-третьих, 24 ноября - День рождения великого полководца. В последнее время о Суворове, случается, рассказывают различные байки. Как правило, рождены они польскими и французскими публицистами еще в XVIII - XIX веках, но есть и отдельные «местные находки». Что же, попробуем в них разобраться. «Полководец никогда не участвовал в оборонительных войнах» Именно таким занимательным «открытием» поделился несколько лет назад в одной из своих многочисленных книг Владимир Орлов. Итак, небольшой урок истории для господина Орлова и Ко. Первой войной Александра Васильевича, стала Семилетняя. Россия вступила в этот вооруженный конфликт в сентябре 1756 года, после того, как Пруссия оккупировала Саксонию. Согласитесь, это уж никак не завоевательный поход. Обе русско-турецкие войны, в которых прославился великий полководец, и 1768-1774, и 1787-1791, были объявлены не Россией, а самой Османской империей. Причем речь не идет о какой-то формальности или же провокации. Каждый раз турки сознательно готовились к войне, желали ее, но победы Румянцева, Суворова и Ушакова рушили их надежды и умножали новыми землями Российскую империю. Успех русского оружия вселял надежду на освобождение армянам, сербам, грекам и болгарам, порабощенным османами. Участие Суворова в войне против Барской конфедерации в 1769 - 1772 годах стало следствием официальной просьбы о помощи короля Станислава-Августа Понятовского. Хотя, соглашусь, в данном конкретном случае вряд ли можно говорить об оборонительной войне. Наконец, знаменитые Итальянский и Швейцарский походы были предприняты без всяких претензий на завоевание каких-либо территорий. Вот дословная цитата из англо-русского договора, заключенного накануне войны: «Действительнейшими мерами положить предел успехам французского оружия и распространению правил анархических; принудить Францию войти в прежние границы и тем восстановить в Европе прочный мир и политическое равновесие». Кстати, повсюду суворовских чудо-богатырей встречали как освободителей. А в Швейцарии имя генералиссимуса почитают до сих пор.

http://ruskline.ru/opp/2014/12/3/suvorov...

иеродиакон Софроний (Макрицкий) Детские и юношеские годы Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1/14 августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губернии 3 , в благочестивой дворянской семье. Во святом крещении младенец был наречен Димитрием, в честь великомученика Димитрия Солунского (память 16 окт./8 ноября). Его отец, Александр Иванович Тяпочкин (1861 г. рождения), надворный советник, отставной полковник, бывший командир полка, служил начальником почты и телеграфа в городе Екатеринославе. (Город Екатеринослав с 1926 года стал называться Днепропетровском.) Мать, Элеонора Леонардовна Тяпочкина (1869 г. рождения, в девичестве Маковская, в православном крещении – Александра), дочь премьер-министра польского правительства, вела свое происхождение от богатого и знатного рода. Одна из двух ее сестер, Полина, была замужем за генера¬лом Осетровым. Супруги жили в Ялте при императорском Ливадийском дворце. Двое братьев пребывали в Варшаве и одно время занимали важные государственные посты в польском правительстве (уже после 1918 г.). Один был премьер-министром, другой – министром сталелитейной промышленности Польши (до 1939 г.). Родители Димитрия были людьми благочестивыми и богобоязненными, отличались душевной теплотой, любовью к Богу и ближним. Господь послал им шестерых детей – троих сыновей и трех дочерей. Димитрий был последним ребенком в большой и дружной семье Тяпочкиных. Уже в детстве было очевидно для окружающих Божественное благоволение к этому избраннику. С детства Димитрий полюбил храм и часто убегал с занятий на богослужения. «На деньги, данные для обеда в школе, – вспоминает его сестра Надежда Александровна, – он покупал свечи в храме». Пример добродетельной жизни родителей, их стремление памятовать о Боге, ходить пред лицем Его не могли не повлиять благотворно на впечатлительный ум и чистую душу отрока Димитрия. В роду Тяпочкиных не было ни одного священнослужителя, отец Серафим был первым. Его старший брат, Константин, служил в кадетском корпусе при императоре Николае II и был расстрелян большевиками в 1922 году. Второй брат, Александр, также погиб в смутное революционное время. Сестры Мария и Елена стали врачами, а Надежда – домохозяйкой, воспитывала своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в. (Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; ок. 1554-29.10.1624, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря. Родители Е. жили во Львове, отец был дьяком. Предки Е. служили кн. Константину Константиновичу Острожскому , при поддержке к-рого Плетенецкие получили шляхетство. Родовое прозвище происходит от с. Плетеничи Русского воеводства (ныне Львовская обл.). Александр учился, вероятно, в школах при Львовском Успенском братстве и в Остроге, участвовал в братском движении (см. Братства ). В 1594 г. А. Ф. Плетенецкий принял постриг с именем Елисей, в следующем году при содействии кн. Константина Острожского получил в управление Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь близ Пинска. За участие в правосл. Брестском Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ) король приказал Е. передать управление Лещинским мон-рем униат. Холмскому еп. Дионисию (Збируйскому) (АЗР. Т. 4. 112). Мон-рь Е. не отдал и позднее препятствовал попыткам униатов им овладеть. В 1599 г. Е. был избран архимандритом Киево-Печерского мон-ря. В ЦГИАК Украины хранятся материалы 1600-1613 гг., свидетельствующие о борьбе Е. против передачи мон-ря и его владений Киевскому униат. митр. Ипатию Потею . При возведении Потея в 1600 г. на митрополичью кафедру король отдал ему Печерский мон-рь вместе с имениями, в 1603 г. подчинение обители униат. митрополитам было утверждено папским бреве. Поскольку эти решения нарушали предоставленное в 1522 г. шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией печерского архимандрита, в 1603 г. король был вынужден подтвердить это право и в 1605 г. выдал Е. соответствующий привилей (часто в лит-ре этот год считается временем утверждения Е. в сане настоятеля Киево-Печерского мон-ря), но в том же 1605 г. король отдал Потею имения Печерского мон-ря в Литовском великом княжестве . После смерти Потея в 1613 г. Е. силой (при помощи казаков) вернул земли мон-рю и униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский вынужден был от них отказаться. Е. добился для Печерского монастыря ставропигии - независимости от Киевской кафедры и подчинения К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/189869.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010