Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2009 26 мин., 16.12.2009 1-я страница обложки – фото Василия Семидьянова (барк «Крузенштерн» - ил. к разделу «Смысловая география. Миссия дальнего плавания», С.56-67), Владимира Ештокина, PhotoXpress. Пролог: (на заставке – фото Дмитрия Польского) Александр Солженицын . «Смерть – не как напасть, а смерть – как гребень…». Стихотворение. Декабрь 1953 г.//Фома. - – декабрь 2009. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Сияние вечной жизни. Памяти Патриарха Сербского Павла //Фома. - – декабрь 2009. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Грани: Глазами посетителей . Информация о работавшей в Москве, в ЦВЗ «Манеж» с 4 по 8 ноября выставке-форуме «Православная Русь», которую посетили 60 тысяч человек, и впечатления некоторых посетителей. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2009. – С.6. – (рубрика « Грани »). Об увиденном на выставке рассказывают: Сергей , журналист, Псков; Александра , студентка, Иваново; Сергей , художник по металлу, Москва; Людмила , дизайнер, Москва; Дэннис , предприниматель, Афины, Греческая Православная Церковь. Коротко: Ищем там, где нужно… Информация о прошедшем в Москве с 1 по 8 ноября благотворительном кинофестивале «Лучезарный ангел» , в конкурсной программе которого – игровое, документальное и анимационное кино, объединенное общей темой духовного поиска. Гран-при фестиваля был удостоен фильм Владимира Хотиненко «Поп» (подробнее об этом фильме см. на С.76). Специальные призы жюри получили создатели фильма « Чудо» - режиссер Александр Прошкин (подробнее о фильме на С.10) и актер Сергей Маковецкий , сыгравший в обоих фильмах//Фома. - – декабрь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани. Коротко »). www.cerkovradio.ru. Информация о том, что с 4 ноября начал работу новый портал «Православное радио» ( www.cerkovradio.ru .), где можно ознакомиться с подборкой радиопередач по православной тематике//Фома. - – декабрь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани. Коротко »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-80-...

сост. Александр Ратшин Курской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОРОДИЦКИЙ-ЗНАМЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Курске; находится под управлением архимандрита. Основан в 1612 году курскими гражданами в благодарность Богу, немедленно по отступлении 8 сентября войск польского гетмана Жолкевского, грозившего Курску разорением, и имел тогда две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Михаила Малеина с приделом Зосимы и Савватия Соловецких; они в 1631 году сгорели и были вновь построены также деревянные. Потом обитель дважды подвергалась разорению и сожжению от поляков: в 1634 и 1649 годах; после чего была возобновляема; а в 1649, по указу царя Алексея Михайловича, вместо бывших деревянных церквей и других строений, на пожалованную от казны сумму, воздвигнуты уже каменные; что все и окончено до 1680 года, с пособием доброхотных дателей, а более князя Григорья Григорьевича Ромодановского. Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Знамения Богородицы, великолепный храм, в недавнем времени сооруженный, вместо прежнего, существовавшего с 1649 года; в нем престол обложен медными позлащенными досками, с изображениями страстей Христовых, сделанных из серебра; украшение это устроено в 1771 году при архимандрите Викторе (Лодыженском). Здесь находится чудотворная икона Знамения Божией Матери, называемая Корсунскою-Коренскою, явившаяся 8 сентября 1295 года в 27 верстах от Курска, на месте нынешней коренной пустыни, и перенесенная сюда в 1618 году из Воскресенского Курского Собора. Празднество этой иконе совершается дважды: 8 сентября и 27 ноября. Она ежегодно, с 1618, бывает носима в торжественном крестном ходе, при бесчисленном стечении богомольцев, в Коренную пустынь, т. е. на самое место явления ее, пред начатием тамошней ярмарки, и остается там с 9 пятницы после пасхи до 12 сентября. 2) Богоявления Господня, при кельях архимандрита, освященная 1 апреля 1688 года. 3) Апостолов Петра и Павла, над св. вратами. – В Лазареву субботу ежегодно совершается сюда крестный ход из Курской приходской церкви Пророка Илии. – В 1736 году скончался в этой обители епископ Белградский Досифей (Богданович-Любинский), сосланный сюда по наветам клеветников. – Ныне в здешнем монастыре имеют пребывание курские епархиальные архиереи. – Обителью управляли сначала строители, потом игумены; а в 1674 году учреждена здесь архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1. Духовная память Содержание духовных памятей монастырям составляло пожертвование от частных лиц в монастырь на помин своей души и душ сродников своих. В архиве Данилова монастыря есть такой акт 1586 года. Он начинается словами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа Троицу единосущную и нераздельную»; затем: Се яз раб Божий Матвей Дмитриев Пыжов пишу сее духовную память целым умом и разумом, кому что дати, и на ком что взяти и кому моя душа поминати. Приказываю свою душу поминати отцу своему духовному, Духовскому игумену Марку, да приказываю свою душу поминати Троицкому Данилова монастыря государю своему архимандриту Сергию с братьею. А дал есми в дом живоначальные Троицы и препод. Даниилу по своих родителех и по своей душе, в наследие вечных благ, на поминок, вотчину свою отца моего благословение Дмитрия Ивановича Пыжова, да дяди моего благословение Фёдора Ивановича Пыжова в Юрьеве Польском, в Кривцове стану, на р. Шахе, сельцо Микульное, да к тому селцу пустошь Бузаново, в срок без выкупа, в наследие вечных благ. Благочестивый завещатель не просто завещевает поминать свою душу; но, кроме всеобщего поминовения, назначает особые дни, в которые душа особенно нуждается в поминовении и молитвах церковных. А поминати, – говорит он далее, – моя душа архимандриту Сергию с братьею за тот вклад четыредесятницу (то есть сорокоуст) обедню служити по всяк день, а на третины и на девятины и на полусорочины обедниж служити и панихиды пети собором. Устроивши, так сказать, по себе поминовение, завещатель начинает заботиться о поминовении душ сродников своих. Да архимандритуж Сергию с братьею после моего живота впрок за тот вклад поминати деда моего Ивана, да отца моего Дмитрея и матерь мою Ульяну и дядю моего Фёдора, мои родители, и дважды в год на братью кормы чинити, и деда моего и отца моего и матерь мою и меня в сенодик написати во вседневной, и иных моих родителей написати в общей сенодик. Во вклад его в монастырь, после смерти его, могли вступиться его родственники, могли, как родовым имением, воспользоваться, отнять его у монастыря; – на этот случай в духовной помещена угроза суда божия над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

22 июня 1663 г. П. получил от царя Алексея Михайловича через иеродиак. Мелетия Грека 300 золотых флоринов на поездку в Москву для участия в Соборе по делу патриарха Никона. 25 июня 1663 г. П. написал об этом письмо К-польскому патриарху Дионисию III Вардалису , которое из Александрии в К-поль доставил Мелетий Грек ( Фонкич. 1997. С. 166). П. выехал из Египта 25 мая 1665 г., наземным путем через Эрзурум 10 окт. прибыл в Тбилиси, где ожидал Антиохийского патриарха Макария III , 30 нояб. 1665 г. находился в Шемахе. В это время К-польский патриарх Парфений IV указом от нояб. 1665 г. под давлением Порты поставил патриархом Александрийским Иоакима, епископа Родосского (см. Иоаким II ; Τζουμρκας. 2010. Σ. 32). 21 июня 1666 г. П. и патриарх Макарий прибыли в Астрахань; до Москвы их сопровождал Мелетий Грек, к-рый одалживал П. деньги на дорожные расходы (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 52). 4 июля в Астрахани Иоанн Сакулис, эконом Антиохийской Церкви и греческий писец из окружения патриарха Макария, передал П. переписанную им рукопись с «Воспоминаниями о Ферраро-Флорентийском Соборе» Сильвестра Сиропула (Ath. Vatop. 664; Фонкич. 2003. С. 328-329). 2 нояб. 1666 г. патриархи прибыли в Москву, и через 2 дня состоялась их встреча с царем. 7 нояб. патриархи возглавили работу Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на к-ром было санкционировано осуждение и низложение патриарха Никона. П. принимал активное участие во всех 8 заседаниях Собора. 12 дек. 1666 г. в кельях вост. патриархов в Чудовом мон-ре был зачитан написанный по-гречески и по-русски соборный приговор. На Рождество 1666 г. П. произнес речь с панегириком Москве, унаследовавшей скипетры Палеологов и освященной служением 2 вост. патриархов (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 152-155). 26 февр. 1667 г., после избрания нового Московского патриарха Иоасафа II , Собор продолжил работу до июня 1667 г.: П. участвовал во всех заседаниях для рассмотрения поставленных царем Алексеем Михайловичем вопросов. 1 сент. 1667 г. П. произнес речь на новолетие (изд.: Ibid. Σ. 151-152), 1 янв. 1668 г.- на начало года, праздновавшееся вост. Церквами (изд.: Ibid. Σ. 149-150).

http://pravenc.ru/text/2578657.html

26 февраля 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены: митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; епископ Нарвский и Причудский Лазарь; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Находкинский и Преображенский Николай. ЖУРНАЛ 1 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, председателя организационного комитета празднования десятилетия Поместного Собора Русской Православной Церкви и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о состоявшихся торжествах. Справка: С 27 января по 1 февраля 2019 года в Москве проходили торжества, посвященные десятилетию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для участия в праздничных мероприятиях прибыли 301 архиерей Русской Православной Церкви, а также официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с митрополитом Триполийским Феофилактом; Антиохийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном Х; Грузинской во главе с митрополитом Горийским и Атенским Андреем; Сербской во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем; Румынской во главе с митрополитом Тырговиштским Нифоном; Болгарской во главе с митрополитом Старозагорским Киприаном; Польской во главе с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем; Чешских земель и Словакии во главе с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом; Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. Иерусалимская Церковь была представлена настоятелем Подворья Иерусалимской Православной Церкви в Москве архимандритом Стефаном (Диспиракисом).

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытки заключения церковной унии в Великом княжестве Литовском (конец XV в.) и Брестская уния (конец XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. В конце XVI в. мы наблюдаем принципиально иную ситуацию. Для позиции, занятой польским епископатом в это время, следует считать симптоматичным, что один из главных организаторов Брестской унии, католический епископ Луцка Бернард Мацейовский, пригласил из Рима ученого грека Петра Аркудия, который, ссылаясь на опыт «греческой» Церкви в венецианских владениях, должен был разъяснять православным, что подчинение власти римского папы вполне может сочетаться с сохранением традиционных обрядов восточной церкви . Правда, как известно, католический епископат Речи Посполитой так и не согласился на предоставление православным иерархам, принявшим унию, всех тех прав и привилегий, которыми обладали католические епископы, но его новая, гораздо более либеральная позиция способствовала тому, что уния была заключена на условиях, приемлемых для западнорусских епископов и части местного православного общества . Что касается папского престола, то для него и в XV в. не было характерно отрицательное отношение к особенностям православных обрядов, которое было присуще позиции польского епископата. В Риме никогда не ставили под сомнение действительность крещения по православному обряду. Сведения об этом стали одним из стимулов для составителей послания папе Сиксту IV, чтобы обратиться со своими просьбами в Рим, минуя польский епископат. О реакции папской курии на предложения, исходившие от православной стороны, можно судить по текстам посланий, направленных после их получения папой Александром VI виленскому епископу Войтеху Табору и литовскому великому князю Александру . Анализ их содержания показывает, что в Риме не исключали возможности принять западнорусскую церковь под папскую юрисдикцию на условиях, выработанных во Флоренции.

http://sedmitza.ru/lib/text/442988/

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Лента новостей Лента новостей - Религия «Православию нанесена тяжелая рана»: Патриарх Кирилл обратился к главам Поместных Православных Церквей 20 декабря, 2018. Новостная служба «Нет сомнений, что украинский сценарий в будущем может быть реализован в отношении какой-либо другой Поместной Церкви», — заявил Патриарх 20 декабря. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей в связи с ситуацией на Украине. Каноническому Православию на Украине и во всем мире нанесена тяжелая рана. Об этом заявил Патриарх Кирилл в посланиях главам Поместных Православных Церквей, сообщает служба коммуникации ОВЦС. Послания были направлены Предстоятелям Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской Церквей, Православным Церквям Чешских земель и Словакии, а также Америки. Глава Русской Православной Церкви известил их о так называемом «объединительном соборе» двух украинских раскольнических групп, который прошел 15 декабря в Киеве. Каноническая Украинская Православная Церковь отказалась от участия в мероприятии, считая его « незаконным собранием». Патриарх Кирилл напомнил, что процесс «предоставления автокефалии Украине» был инспирирован главой светской власти страны в собственных политических целях. «Состоявшееся собрание лишь подтвердило факт открытого вмешательства государства в церковную жизнь», – констатировал глава РПЦ. Так, президент Украины ПетрПорошенко не только присутствовал на этом «соборе», но и был в его президиуме, лично наблюдая за ходом собрания. В ближайшие дни в Верховной раде пройдет голосование по проекту закона о лишении УПЦ права именоваться в соответствии со своим уставным названием. «Цель этого переименования – проведение перерегистрации всех приходов и монастырей, признание недействительными документов о правах канонической Церкви на храмы и другое церковное имущество», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/pravoslaviyu-nanesena-...

II. Ближний Боярин, Дворецкий и Оружейничный Богдан Матвеевич Хитрово, второй ктитор Троицкого Лютикова монастыря В конце XIV века из большой Татарской Орды выехали в Россию при Великом Князе Олеге Ярославиче Рязанском два родные брата, по имени Салах-мир и Едуган- сильно хитр. Сей последний (во святом крещении Андрей, а в иночестве Антоний) был родоначальником Хитровых, прапрадедом Окольничего Елизария Яковлевича Хитрово, сын которого Матвей Елизарьевич (отец Богдана Матвеевича) 28 получил в 1620 году за службы их рода жалованную грамоту и поместья, и в том числе Перемышльского уезда село Григоровское 29 , которое было первым постоянным местопребыванием Хитровых. Здесь-то, надобно полагать, родился любимец двух Царей Алексея и Федора, славный и сильный в свое время Боярин, Дворецкий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. t Будучи по летам почти ровесником Царю Алексею Михайловичу, он начал свое служебное поприще при дворе его под покровительством сильного вельможи того времени, Царского дядьки, Бориса Ивановича Морозова 30 . Молодой Хитрово сперва служил при дворе в Спальниках или Постельничих (1635), а потом по пожаловании в Стольники находился Воеводой в Темникове (1646), обвел земляным валом город Керенск; обстроил вновь Корсунь (в Симбирской губернии) 1647 году, и за сию службу пожалован (1648 г.) из Стольников в Окольничие и получил 500 крестьянских дворов 31 . Тогда Царь поручил ему обвести валом и город Симбирск. С 1651 года Хитрово управлял сперва челобитным приказом, потом земским и новой чети. В 1653 году января 12, в именины сестры Государевой, Царевны Татьяны Михайловны, Б. М. Хитрово был пожалован из Окольничих в Бояре (см. Дворовые записки под сим годом). В том же году он был отправлен в Польшу вместе с Боярином Князем Борисом Александровичем Репниным, Оболенским и Дьяком Алмазом Ивановым в Посольство к новому Польскому Королю Яну Казимиру. Свита их, говорят иностранные писатели, состояла из 600 человек. Послам сим поручил Царь посредство между Королём и Гетманом Запорожского войска Хмельницким, приглашая Короля принять его с войском в свое покровительство, с обеспечением всех привилегий оного, а главное – истребить в Украйне ненавистную всему народу Унию и обеспечить свободу и право Православной веры, и в тоже время приказал требовать у Речи Посполитой: почему они изменили Царский титул, в противность мирному трактату. Богдан Матвеевич в то время уже имел титул Оружейничего и Наместника Ржевского, как видно из его собственноручной надписи на книге «Беседы Евангельские толкование св. Иоанна Златоустог о», приобретенной им для себя во Львове, во время этого посольства: «7161/1653 года июня в....д, сия книга глаголемая беседы Апостола и Евангелиста Иоанна, а куплена сия глаголемая книга севож году в Литовском городе во Львове, как по указу Великого Государя ходили великие и полномочные послы: Окольничей и Оружейничей 32 и Наместник Ржевский Богдан Матвеевич Хитрово».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

I. Духовная литература настоящего периода до борьбы с жидовствующими К оглавлению В первые тридцать пять лет настоящего периода, до начала борьбы с ересию жидовствующих, главными событиями были: в нашей Церкви — независимость ее от Цареградского патриарха (неполная) и разделение на две митрополии, а в нашем отечестве — покорение уделов великим князем московским и свержение монгольского ига. На все эти события отзывалась наша духовная литература целым рядом посланий. Мы только перечислим здесь эти послания, а не станем рассматривать их вновь, так как мы уже познакомились с ними при изложении самих событий, к которым они относились. По поводу самостоятельного возведения на престол митрополита Ионы русскими иерархами великий князь Василий Васильевич писал послания к Цареградскому патриарху и греческому императору, а сам митрополит Иона писал к патриарху и объяснял это событие в своем окружном послании ко всем сынам России . Чтобы предотвратить отделение Западной, или Литовской, митрополии от Московской, а потом, когда оно совершилось, чтобы предохранить православных от совращения к папизму и покорности лжемитрополиту Григорию, присланному в Литву из Рима, митрополит Иона писал послание к польскому королю Казимиру и другое к киевскому князю Александру Владимировичу; два послания к литовским князьям, боярам и всем мирянам; два — к литовским епископам, и в частности, послания к епископам — Смоленскому, Черниговскому и другим, каждому порознь; одно послание в Новгород и одно в Псков. Все русские епископы соборне писали о том же к епископам литовским, а литовские присылали свои послания к митрополиту Ионе, хотя не дошедшие до нас. Преемники митрополита Ионы Феодосий и Филипп писали, один за другим, в Новгород и внушали жителям не изменять православию, а владыке — охранять их от Литовского лжемитрополита . Желая оказать нравственное содействие великому князю московскому в его борьбе с уделами, наши первосвятители рассылали послания, в которых убеждали всех покориться его власти и не держать стороны его врагов. Так, во время борьбы Василия Васильевича с Шемякою митрополит Иона писал окружное послание ко всем русским и еще отдельные послания к жителям Новгорода и Вятки, поддерживавшим Шемяку. Митрополит Филипп писал к новгородцам, чтобы они не отлагались от московского князя и не вступали в союз с королем польским, а митрополит Геронтий повторил послания Ионы к вятичам о покорности великому князю всея России .

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010