Список литературы 1 . Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста , архиеписко­па Константинопольского и его пастырская деятельность. Изд. 2-е. СПб., 1874. 2 . Бажанов М., прот. Св. Иоанн Златоуст  и его пастырская деятельность в Антиохии. Казань, 1907. 3 . Библейская энциклопедия. М., 1990. 4 . Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 1–4: М., 1994. 5 . Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, муче­ник. М., 2006. 6 . Диалог Палладия, епископа Еленопольского с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епис­копа Константинопольского, Златоуста/Вступительная статья, пе­ревод с древнегреческого, комментарии А.С. Балаховской. М., 2002. 7 . Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период первых все­ленских соборов. Ярославль, 1898. 8 . Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон. 2005. 9 . Древний патерик, изложенный по главам. М., 1991 (Реп­ринт. воспроизведение изд. 3-го. М., 1899). 10 . Доброклонский А. Сочинение Факунда, еп. Гермионского в защиту трех глав. М., 1880. 11 . Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древ­ней Церкви III–VIII вв./Ученые записки Православного универ­ситета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. 12 . Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. 13 . Зарин С. Аскетизм. М., 1996. 14 . История Византии. В трех томах. М., 1967. Т. 1. 15 . Казанский П. С. История православного монашества на Во­стоке. Ч. 1–2. М. 2000. 16 . Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. 17 . Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. 18 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. Париж, 1947. 19 . Св. Климент Александрийский . Педагог. Ярославль, 1890. 20 . Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. СТСЛ, 1992. 21 . Кременечский А., свящ. Место блаженной кончины и по­гребения св. Иоанна Златоуста  и Василиско-Златоустовский обще­жительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908. 22 . Лебедев В. Подробное описание жизни и пастырской дея­тельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинополь­ского. М., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Три книги Маккавейские Название книг – Маккавейских в нашей славянской и русской Библиях есть буквальный перевод их греческого названия. В греческой же Библии они надписываются: Μακκαβαων α (т. е. πρτος λγος), Μακκαβαων β (т. е. δυτερος λγος), Μακκαβαων γ (т. е. τρτος λγος), – что в русском переводе значит: Маккавейская книга первая, Маккавейская вторая и Маккавейская третья. Название это произошло от того, что исчисленные книги повествуют, либо о деятельности и подвигах знаменитых братьев Маккавеев в тяжкий период владычества сирийского над Иудеей (как две первые), либо о событиях, близких ко временам Маккавейским, и родственных с ними по духу и характеру (как третья). Писатели книг Маккавайских, и время происхождения каждой книги Ни в Писании, ни в предании Иудейском нет никаких намеков на писателя первой книги Маккавейской; так что, относительно его, существуют только одни предположения. Книгу эту приписывают, то Иоанну Гиркану (сыну Симона Маккавея), то историку Иосифу Флавию, то, наконец, великой Синагоге Иудейской. С наибольшей, впрочем, вероятностью можно положить, что писатель первой книги Маккавейской, если не был современником Иоанна Гиркана, то жил недолго после него; ибо свою историю он доводит только до Гиркана и ссылается на летопись его времени и правления 1084 . В этом же, отчасти, убеждает и несовершенное знакомство его с римским народом и его историей 1085 , что было бы трудно предположить в писателе иудейском веком позднее, – когда имя Римлян гремело, можно сказать, во всем мире. Таким образом, происхождение 1-й книги Маккавейской можно отнести к 106 году до Р. X., – т. е. ко времени, около которого случилась смерть Иоанна Гиркана 1086 . Первоначальный язык, на котором написана 1-я книга Маккавейская, есть, по свидетельству Оригена и блаженного Иеронима , Сиро-Халдейский. Но оригииал ее потерян; до нашего же времени дошли только переводы греческие и сирийские. Автор второй книги Маккавейской так же неизвестен. Известным можно считать только то, что не он есть писатель 1-й Маккавейской книги, хотя предмет и события обеих этих книг одновременны. Писатель 2-й книги, по-видимому, даже и не видал 1-й книги и ничего из нее не заимствовал. Порядок повествования у него другой, и свои рассказы он доводит до гораздо ближайших пределов, в сравнении с 1-й книгой Маккавейской. Эти рассказы извлечены им из пяти книг некоего Иасона Киринейского, которые он и сократил, для удобства читателей 1087 . Так как оригинальный язык 2-й книги Маккавейской есть греческий, равно, как и весь характер ее, также и обороты речи – носят на себе отпечаток греческий; то, можно полагать, что и писатель ее был Иудей-еллинист, и, может быть, Александриец. Примечают, что повествователь был несколько удален по времени от событий, о которых рассказывает, и жил примерно около первой половины первого века до Р. X. 1088

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век В раннехристианской Церкви (I–III вв.) годовой богослужебный круг основывался на двух праздниках – Пасхе и Пятидесятнице. Оба праздника Церковь унаследовала от иудейской традиции, где Пасха была воспоминанием об исходе израильского народа из Египта, а Пятидесятница – воспоминанием завета, заключенного на Синае между Богом и народом израильским (см.: Исх. 19:1–16 ). В христианской Церкви Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница – воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов (см.: Деян.2:1–13 ). Дата празднования Пасхи поначалу не была одинаковой для всех христианских Церквей. В конце II века по этому вопросу разгорелись споры между асийскими Церквами и Римским епископом Виктором. От имени асийских христиан в споре участвовал епископ Поликрат Ефесский, который защищал местный обычай (восходящий якобы к апостолу Иоанну Богослову) праздновать Пасху вместе с иудеями 14 нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Епископ Виктор, напротив, настаивал на том, что Пасха должна праздноваться непременно в воскресный день: в этом он следовал традиции Церквей Рима, Александрии, Коринфа и Палестины. Дело чуть не дошло до взаимных отлучений, однако в спор вступил Ириней Лионский , которому удалось примирить враждующие стороны. Празднование Пасхи во II-III веках предварялось одним, двумя или несколькими днями поста. В частности, в «Апостольском предании» упоминается двухдневный пост перед Пасхой. Ириней Лионский пишет: «Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и сорок ночных часов». Более продолжительный пост предписывался готовящимся к принятию крещения. Предпасхальный пост был посвящен воспоминанию страданий и смерти Христа на кресте и назывался «пасхой распятия», в отличие от «пасхи воскресения», которая заключалась собственно в воспоминании воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

[франц. conclave, букв.- «запертые вместе», от лат. conclave, букв.- «запирающаяся комната» (приставка con- означает совместное действие, clavis - «ключ»)], особая закрытая консистория Коллегии кардиналов католич. Церкви, члены к-рой собираются для избрания нового папы Римского. Первоначально Римского епископа избирали клир и миряне Рима, а также епископы соседних (субурбикарных) городов. Начиная с IV в. большое влияние на выборы стали оказывать светские правители - рим. и визант. императоры, остгот. короли, франк. короли и императоры, правители Свящ. Римской империи, короли Франции. Светское вмешательство, отсутствие четкой процедуры выборов вели к регулярным конфликтам и избранию антипап . Пытаясь ослабить давление со стороны светской власти, папа Римский Николай II буллой «In nomine Domini» от 13 апр. 1059 г. оставил право избирать папу лишь кардиналам-епископам (см. ст. Кардинал ), к-рым в случае вакансии Папского престола надлежало выбрать достойного из рим. клира; народ и духовенство Рима получили лишь право одобрения (acclamatio) избранного кандидата. Буллой также предписывалось проводить папские выборы в Риме, но в случае необходимости допускалась возможность их проведения вне этого города. В выборах папы Римского Иннокентия II (1130) впервые участвовали все кардиналы (а не только кардиналы-епископы), право участия всех членов Коллегии кардиналов в выборах папы было подтверждено на Латеранском II Соборе (апр. 1139). Ввиду постоянных расколов в период противостояния Папского престола с императорами Свящ. Римской империи, сопровождавшихся появлением «имперских» антипап, на Латеранском III Соборе (март 1179), созванном папой Римским Александром III , процедура выборов папы Римского вновь подверглась изменению. 1-й канон Собора подтвердил исключительное право Коллегии кардиналов осуществлять выборы Римского епископа, установил новый порядок их проведения: для избрания на Папский престол вместо простого большинства голосов было введено квалифицированное большинство (2/3 голосов), а также отменил аккламацию рим. клира и народа ( Mansi. T. 22. Col. 217-218).

http://pravenc.ru/text/1841930.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кукловоды» новой встречи Патриарха с Папой Посол РФ в Ватикане назначил время, но не указал место встречи папы Римского и Патриарха Московского 19.02.2022 4053 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора На фоне обострения ситуации на Украине и начала обстрелов Донбасса и Луганска прозвучало взрывоопасное и разрушительное для России и Русской Церкви заявление высокопоставленного представителя дипломатического корпуса Российской Федерации. Как сообщают СМИ , посол России в Ватикане Александр Авдеев на семинаре в Генуе заявил: « Сейчас готовится вторая встреча папы Римского Франциска и патриарха Кирилла. Скорее всего, она будет в июне-июле. Место встречи еще не выбрано, но, насколько я знаю, подобран хороший принцип для выбора места: встретиться там, где страдают, где страдают, в первую очередь, христиане». Очередные громкие заявления о том, что состоится встреча Патриарха Московского с папой Римским, вызывают возмущение среди православных людей. В череде подобных заявлений как будто содержится жестокая издёвка – интрига с выбором места «братского общения», регулярное вбрасывание новых «информационных поводов», травмирующих православные души… Нет смысла повторять, почему святые отцы называли католицизм ересью. И почему встречи с папой Римским Предстоятеля Русской Церкви, самой большой и многочисленной среди Поместных Церквей, были невозможны до известных событий в Гаване 2016 года. Очевидно, что с позиций церковных трудно найти здравые и убедительные объяснения упорству ряда церковных иерархов, с которым продавливается новая встреча Патриарха Московского с папой Римским. Заявления Авдеева, посла России в Ватикане, довольно внятно указывают на то, что в этой взрывоопасной встрече заинтересованы светские власти, политики, относящиеся к Церкви и Православию как к инструменту решения политических задач. Причем, с точки зрения многовековой истории Церкви, речь идёт о задачах преимущественно сиюминутных и узкогрупповых. Так называемая «забота о христианах мира», которой обосновывается готовящаяся встреча – это пустое и жалкое лицемерие. Эта забота могла бы стать реальной, если бы церковные и светские власти в России приложили усилия к защите и укреплению Православия и православной русской культуры у себя дома. От этого стал бы духовно здоровее наш народ, стала бы крепче Россия, которая без иезуитской «помощи» папы Римского смогла бы защитить не только христиан в мире, но и немалую часть человечества, страдающего сегодня под игом строителей нового мирового порядка.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/19/ku...

поиск:   разделы   рассылка Четвертый визит к третьему папе Встреча Владимира Путина с новым римским понтификом вовсе не была простой формальностью Источник:  Взгляд Владимир Путин нанес визит в Ватикан, где встретился с римским понтификом Франциском. Для российского президента это уже четвертый визит в город-государство и третий папа, с которым он ведет переговоры. Тем для обсуждения с Франциском явно больше, чем с предыдущими папами, и дело вовсе не в возрасте понтификов, а в положении дел в нашем глобализирующемся мире. Сразу же после того, как президентский самолет прилетел в итальянскую столицу, Владимир Путин направился в Ватикан на встречу с Папой Римским Франциском. После беседы с глазу на глаз, которая продолжалась 35 минут (вдвое больше запланированного), президент и понтифик обменялись подарками. Путин подарил Папе икону Божьей Матери и получил в подарок майолику с изображением Ватиканских садов. При прощании Папа Римский просил президента России передать наилучшие пожелания патриарху Кириллу. Также Путин в присутствии членов делегации встретился с государственным секретарем Ватикана Пьетро Паролино. Знакомство Путина с папой Франциском вовсе не является данью протоколу. Ватикан, обладающий одной из лучших в мире разведывательных служб, мощнейшими информационно-аналитическими структурами, не только влияющий на полуторамиллиардную паству, но и имеющий целую сеть организаций, работающих с элитами (таких как орден иезуитов, Мальтийский орден и " Опус Деи " , объединяющие десятки тысяч вовсе не рядовых участников), продолжает оставаться одним из самых главных мировых центров силы. И папа – не только духовный пастырь, но и глава уникального наднационального государства. Так что у Путина, уделяющего особое внимание личным контактам с ключевыми фигурами мировой политики, могло быть очень много общих тем для разговора с понтификом. Еще накануне визита посол России в Ватикане Александр Авдеев сказал, что на встрече будут обсуждаться ключевые международные проблемы, главной из которой является ситуация в Сирии. По словам Авдеева, позиции России и Ватикана близки в вопросах необходимости защиты христианского населения на Ближнем Востоке и в конфликтных районах, в частности в Ливане и в Сирии. Еще в сентябре, во время саммита " двадцатки " в Петербурге, папа Франциск обратился к Владимиру Путину с посланием по сирийскому вопросу.

http://religare.ru/2_102936.html

IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества Древнехристианский период заканчивается приблизительно с началом V века: историческая грань намечается фактами разделения Римской Империи на Западную и Восточную в 364 году и падением Рима в 410 году. В этот период быт и искусство культурных классов, торговля, условия городской жизни, искусство и художественная промышленность, словом, вся показная сторона жизни, за исключением народных бытовых форм, носит римский характер. Под римским характером и римским стилем искусства следует разуметь историческую прививку греческой культуры и искусства к покрывшему мир древу Римской Империи, которая господствует в первые века христианской эры от крайнего Запада древнего мира до Востока, от Испании до Египта и Сирии, всюду внося порядок и государственные формы цивилизации. Основание Византии и перенесение в нее государственной резиденции, а отсюда передвижение крупных интересов торговли и перенесение промыслов с Запада на Восток, наконец, падение Рима и культурное возрождение Египта, передней Азии и вообще всего греко-восточного мира способствуют развитию Востока и угасанию Запада. Уже первая половина IV столетия отмечена оживлением греко-восточной образованности и тяготением культурного Запада к восточным центрам, а весь период V–VI столетий должен быть отмечен возрождением греческого искусства и назван греко-восточным периодом. Средоточием культурной и художественной деятельности в эту эпоху являются Малая Азия, Сирия и Египет, а представительными центрами – Константинополь и Александрия, правда, первый позднее, почти в VI веке, тогда как Александрия и Антиохия были центрами культуры уже в предыдущем периоде. Известно, что VI век доселе, и не без основания, называют золотым веком Византии, или эпохой ее процветания, но его подготовка совершилась не в Константинополе. Если, при самом начале этого периода, и выделяется видная политическая роль Византии, этой новой столицы Константина, то политическое ее значение не должно быть отожествляемо с культурным. Культурная роль Византии начинается только с началом шестого века, а художественное первенство – только с царствованием Юстиниана. Самая постройка византийских дворцов, общественных зданий Византии, даже первых церквей, была, прежде всего, слишком декоративной задачей, чтобы быть сколько-нибудь прочной, и уж, конечно, должна была носить характер официально принятый и наименее оригинальный. По-видимому, в Риме, под влиянием рано усилившегося папства, были более значительные постройки христианских церквей, чем в самом Константинополе, почему и сохранилось их там более 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Мобильное приложение 07:56 08.04.2024 Предстоятель Хроника служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ведущий диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. 16.04.2018 21:00 Прямой эфир.Священник Александр Волков пресс-секретарь Патриарха.Тема: " Патриаршее служение. " 23.05.2016 21:00 Прямой эфир. Пресс-секретарь Святейшего Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. Тема: « Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла.» 02.03.2016 21:00 Прямой эфир. Пресс-секретарь Патриарха Моск. и Всея Руси Кирилла священник Александр Волков рассказывает о встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском. 08.02.2016 21:00 Прямой эфир. Пресс-секретарь Святейшего Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. Тема: « Предстоящая встреча Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска. " 23.11.2015 21:00 Прямой эфир. Пресс-секретарь Патриарха Моск. и Всея Руси Кирилла дьякон Александр Волков рассказывает о последних церковных событиях с участием Святейшего Патриарха Кирилла. 31.05.2014 19:00 В прямом эфире диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла, отвечает слушателям радио «Радонеж» (передача от 26.05.2014) 08.12.2013 23:00 Программа «Предстоятель» (хроника служения Святейшего Патриарха Кирилла). 28.04.2013 23:02 Программа «Предстоятель». Хроника служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 29.04.2013 21:14 Программа «Предстоятель». Хроника служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21.04.2013 23:02 Программа «Предстоятель». Хроника служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 15.04.2013 23:09 Программа «Предстоятель». Хроника служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 08.04.2013 23:02 Программа «Предстоятель». Хроника служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 31.03.2013 23:00 Программа «Предстоятель». Хроника служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24.03.2013 23:01 Программа «Предстоятель».

http://radonezh.ru/predstoyatel

Указатель имен Августин Аврелий (354–430), христианский теолог и философ, представитель христианской патристики. Авель (библ.), второй сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом Каином ( Быт.4:2–8 ). Авраам (библ.), родоначальник еврейского народа. Адам (библ.), первый человек, созданный Богом и вместе с Евой изгнанный из Рая. Адлер Альфред (1870–1937), австрийский врач и психолог, основатель школы «индивидуальной психологии». Алданов (наст. фамилия Ландау) Марк Александрович (1886–1957), русский писатель и публицист, с 1919 г. в эмиграции. Александр из Гэльса, Александр Гэльский (ок. 1185–1245), средневековый богослов и философ, основатель францисканской школы в Парижском университете, которому приписывается обширный труд «Сумма теологии», составленный его последователями. Александр I (1777–1825), российский император с 1801 г. Александр II (1818–1881), российский император с 1855 г. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964), русский философ и социолог, близкий друг и родственник Б. П. Вышеславцева . Анаксимандр (610 – ок. 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), теолог, представитель схоластики. Аполлон (миф.), бог солнечного света, бог прорицатель и врачеватель, покровитель музыки и поэзии («Мусагет», т. е. «водитель Муз»), сын Зевса и Латоны. Арджуна, в древнеиндийской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ. Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, одно из действующих лиц диалога Платона «Пир». Архимед (ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик, убитый римским солдатом при взятии Сиракуз. Аскольдов (наст. фамилия Алексеев) Сергей Александрович (1871–1945), русский философ. Афина (миф.), дочь Зевса, родившаяся из его головы, богиня мудрости. Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), русский революционер, мыслитель, теоретик анархизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

В.Я. Саврей Раздел II. Иудео-александрийская философия Лекция 3. Филон Александрийский: опыт систематизации философских идей предшественников Философские школы древней Александрии, о которых рассказывалось в первой лекции, были общим достоянием эллинистического мира. Только эклектизм имел собственно александрийское происхождение, но, как мы видели, достаточно позднее. Поэтому со всей достоверностью можно предполагать, что иудейская философская традиция представляет начальный этап в развитии собственно александрийской философии. Иудеи поселились в Александрии уже в III в. до Р. Х., после того как Палестина в 301 г. попала под власть Птолемеев, уступивших ее в борьбе с Селевкидами лишь сто лет спустя. В период расцвета империи Лагидов «поездка из палестинской Газы в египетский Пелусид продолжалась в мирное время всего несколько дней» 28 . Ко времени Филона в Египте иудеев было не менее миллиона. В столице им принадлежал целый квартал, имевший права самоуправления. В середине II в. до Р. Х. первосвященник Ония IV основал для разросшейся общины храм в Леонтополе (Нижний Египет), в котором возносились молитвы Богу Израилеву и который был разрушен по приказу Веспасиана. Богато украшенный храм представлял подобие Иерусалимского. Итак, Александрия была вторым после Иерусалима центром еврейского мира на протяжении нескольких веков. Здесь явно и долговременно иудеи вступали как в антагонизм, так и в культурный обмен с окружающими народами. Антагонизм демонстрировался целым рядом исторических событий: кровавыми мятежами, нередко перераставшими в конфликты между жителями разноплеменных кварталов города, тяжбой с римским наместником Флакком, ход которой описан в сочинении Филона Александрийского «In Flaccum», расхожими представлениями греков и римлян о замкнутости, гордыне, «варварских» суевериях иудеев. Культурный обмен проявлялся не менее ярко и оригинально в литературе, где иудеи часто выступали под греческими именами, желая донести до соседей свое учение в приемлемой для них форме философского, исторического или религиозного («Сивиллины оракулы») повествования, а отдельные язычники отдавали должное Библии, которую они могли прочесть на своем языке, и ставили еврейских пророков в один ряд с величайшими из своих философов: так, Нумений Апамейский (II в. по Р. Х., Сирия) называл Платона «аттическим Моисеем».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010