Велье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1763. Колокольня - 1860. Адрес: Псковская область, Пушкиногорский район, село Велье Координаты: 56.96935, 28.575833 Проезд:3 км от автодороги Санкт-Петербург - Киев, или рейсовый автобус от районного центра Пушкинские Горы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство каменной церкви началось 1 мая 1762 года, закончено в 1763 году. Руководил строительством управляющий вотчиной графа Ягужинского Л.А. Травин. На сооружение церкви была употреблена каменная плита разобранных крепостных сооружений на городище. К этому времени опасность вражеского нападения и проникновения вглубь Российской Империи миновала. Правительствующий Сенат в 1759 году разрешил разборку каменных крепостей внутри России и использование камня для строительства церквей, монастырских храмов, богаделен. Видимо, не все каменные плиты были соответствующего качества, т.к. часть плит привезли с берегов реки Синей. Кроме главного престола, в приделе устроен престол Успения Божией Матери. В 1909 году придел перестроен. В церкви хранилась местночтимая чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Колокольня оставалась долгие годы деревянной. Её построили из камня в 1860 году на церковные средства. На колокольне в начале XX века было 8 колоколов. На большом колоколе, весом 101 п. 26 ф. была надпись: «1783 года сентября 3 дня, во дни благочестивого правления премудрой государыни императрицы Екатерины Алексеевны вторыя лит сей колокол в царствующем граде Москве Псковского наместничества Опочецкого уезда в Велейскую вотчину от армии генерал-майора императорского величества действительного 57 камергера, флигель-адъютанта и кавалера орденов российских Святого Благоверного князя Александра Невского и польских Белого Орла и Святого Станислава, Александра Димитриевича Ланского его собственным иждивением. Лит на заводе Струговщикова». Второй колокол весил 55 п. 37ф. третий – 35 п. 17ф., на нем была надпись: «1763 года 31 марта Сергеем Павловичем Ягужинским в церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Четвёртый колокол весил 24 п. 30 ф., пятый – 18 п. 19 ф., шестой – 9 п. 8 ф., седьмой – 3 п., восьмой – 1 п. При колокольне в связи с церковью устроена церковная сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=07666

Владимир Палей Палей Владимир Павлович, князь (1897–1918) – поэт, прозаик. Его отец, младший сын Александра II великий князь Павел Александрович в 1889 году женился на греческой принцессе Александре, мать которой, греческая королева Ольга, приходилась родной сестрой великому князю Константину Константиновичу – поэту К.Р. Но этот династический брак продлился недолго, в 1891 году великая княгиня Александра (Алике) умерла при родах второго ребенка. В 1902 году великий князь Павел Александрович вступил во второй брак, но не династический, а морганатический, тайно обвенчавшись за границей на «разводке» Ольге Пистолькорс (урожденной Карнович), имевшей от первого брака троих детей. Узнав об этом, старшая сестра, великая княгиня Мария Александровна, писала брату: «Как мог ты это сделать, как мог ты изменить данному слову из-за совершенно фальшивой идеи о чести, как мог ты бросить свое Отечество, службу и прежде всего своих бедных, бедных, теперь совсем осиротевших детей! Бросить для чего, главное для кого? Честь не в том состоит, мой милый, чтобы всем жертвовать для женщины; и ведь ты Великий князь, а не какой-нибудь господин Иванов или Петров, на которого никто не обращает внимания. Где твои прежние принципы, где твое чувство долга». Император Николай II подверг своего дядю, как считалось тогда, вполне заслуженной каре – увольнению со службы командира Гвардейского корпуса и запрета на возвращение в Россию. Что же касается его дочери Марии и сына Дмитрия, то сразу же после смерти Александры Греческой их взяла на воспитание великая княгиня Елизавета Федоровна. А великий князь Павел Александрович действительно пожертвовал всем для женщины, которую полюбил. Его брак, несмотря на опалу, оказался на редкость счастливым. Их сын Владимир преподнесет родителям стихотворение «Папе и маме», рефреном которого станут слова: «нам хорошо вдвоем»: Нам хорошо вдвоем... Минувшего невзгоды, Как тени беглые, теперь нам нипочем: Недаром грустные и радостные годы Мы вместе прожили... Нам хорошо вдвоем!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Война священная. Часть 2 Памяти 1812 года План Наполеона продолжал осуществляться. Но если корсиканец и впрямь был таким гением, каким нам являют его историографы, то он уже после Бородина чувствовал, чуял, что впереди его ждет погибель. Мрачно входил он в Москву, дабы вскоре в ужасе бежать из этой горящей столицы непонятных, кошмарных русских, спаливших свой великий город, только чтобы выкурить из него врага. Несокрушимый Наполеон пришел в Россию, и русские вспомнили: «Христиане же мы!» И тогда нечто непонятное произошло с победителем, взявшим столицу Руси. Некая неодолимая сила вышвырнула его вместе с «великой армией» вон. Прекрасные слова нашел Александр Сергеевич Пушкин в финале своей неоконченной повести «Рославлев», главная героиня которой, узнав о пожаре Москвы, произносит: «Неужели… пожар Москвы наших рук дело? Если так… О, мне можно гордиться именем россиянки! Вселенная изумится великой жертве! Теперь и падение наше мне не страшно, честь наша спасена; никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит сам себе руки и жжет свою столицу». Осенью 1812 года в Петербурге с мучительным нетерпением ждали хороших вестей из Москвы. Царь был здесь. Положение его становилось шатким. Родная сестра Екатерина Павловна писала ему: «Недовольство дошло до высшей точки, и Вашу особу далеко не щадят. Если это уже до меня доходит, то судите об остальном». Желали его присутствия вблизи театра военных действий. Но Александр оставался в Петербурге. Разочарованный в собственных полководческих дарованиях, он боялся своего присутствия на войне. Его война перешла в область мистическую. Он сильней, чем когда-либо, раскаивался в своем пассивном участии в умерщвлении отца. Полагал, что и это является причиной обрушившихся на него и на страну бедствий. Тема религиозного мистицизма Александра I до сих пор, можно сказать, не раскрыта и требует особенного и внимательного изучения. Отечественная война 1812 года и последовавший за нею Европейский поход русских войск полностью изменили Александра Павловича.

http://pravoslavie.ru/55885.html

Вручена Шеинская премия августа 2021 Вручение Шеинской научной премии впервые состоялось в день памяти священномученика митрополита Вениамина и иже с ним убиенных, 13 августа, в Российской национальной библиотеке . Одним из расстрелянных участников Петроградского процесса 1922 года был священномученик архимандрит Сергий (Шеин). Шеинская премия учреждена в конце 2020 года историком и общественным деятелем Александром Мраморновым и командой издательства " Спасское дело " в связи с 150-летием со дня рождения священномученика Сергия (в миру - Василия Павловича Шеина). Она будет отныне присуждаться автору лучшей работы в сфере краеведения, развития территорий, церковной истории, политического богословия, канонического права. В этих областях трудился и Василий Павлович Шеин - выпускник Императорского училища правоведения, член всех трех предсоборных комиссий начала XX века, руководитель законодательного отдела канцелярии Государственной думы, а потом ее депутат 4-го созыва, в 1917-1918 годах - секретарь Всероссийского Поместного Собора. Церемония вручения Шеинской премии направлена на привлечение внимания к нуждам развития отечественной гуманитарной науки, книгоиздания, а также к необходимости увековечения памяти священномученика Сергия (Шеина) и других участников Петроградского процесса. Учредитель премии Александр Мраморнов рассказал, что более десяти лет занимается изучением наследия Поместного собора 1918 года. " Собор - значимое событие в жизни нашей Церкви и общества, которое осталось в тени российской революции, и гуманитарная задача - вывести его из этой тени, - сказал Александр Мраморнов. - Поместный собор - это не только идеи, но и люди, удивительные люди, о которых мы так мало знаем, хотя их имена у всех на слуху. Участники собора совершили своеобразный " мирный подвиг " . 200 лет соборы вообще не проводились, и весь труд по его подготовке и проведению был на плечах канцелярии. В организации собора немалая заслуга скромного труженика Василия Павловича Шеина, будущего архимандрита Сергия. Он был выдающейся личностью, и изучением его жизни и вклада в историю Церкви обязательно надо заниматься. О нем вспоминали, что у него был тихий голос, он не обладал ораторским талантом. С другой стороны, отмечают христианское смирение и цельность его личности, достоинство, с которым он держался, в том числе во время неправого суда, приговорившего четырех человек к расстрелу. Сегодня - 99 лет их памяти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Глава 6 1–3. Воцарение Дария Мидянина и возвышение при нем Даниила. 4–9. Попытка врагов пророка погубить его. 10–17. Приведение ими в исполнение своего замысла. 18–24. Спасение Даниила и смерть его недоброжелателей. 25–28. Указ Дария Мидянина. Дан.6:1 . Угодно было Дарию по­ставить над цар­с­т­во­м сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, Из связи данного стиха с 30 ст. предшествующей гл. и из 28 ст. настоящей с несомненностью следует, что Дарий, сын Ассуиров, из рода Мидийского ( Дан.9:1 ) был преемником Валтасара и предшественником Кира по управлению Вавилонской монархией. Между тем, по свидетельству греческих историков Геродота и Ксенофонта, власть над Вавилоном перешла после смерти Валтасара не к Дарию, которого они не знают, а к Киру, завладевшему вавилонской империей. Равным образом Александр Полигистор и канон Птоломея после рассказа о завоевании Вавилона сразу говорят о царствовании в нем того же самого Кира. Не совпадает показание книги Даниила и со свидетельством вавилонских надписей. По указанию так называемого цилиндра Кира, вице-королем Вавилона по его завоевании был полководец Кира Угбара. Разногласие между библейскими и внебиблейскими свидетельствами усиливается, наконец, и тем обстоятельством, что последние совершенно не знают имени Дария Мидянина. Ввиду всего этого противники подлинности книги пророка Даниила заподозревают самое существование данного царя и отвергают историческую достоверность повествования 6 гл. Но что касается преемственной смены вавилонских царей после Валтасара, то достоверность показания книги Даниила подтверждается свидетельством вавилонских надписей. Кир называется в них вавилонским царем не ранее третьего года после падения Вавилона, а в течение двух первых именуется просто царем народов. Ясно, что он занял вавилонский престол не сразу после взятия Вавилона; два года царствовал до него кто-то другой. Это и утверждает книга пророка Даниила, называя предшественником Кира по вавилонскому царству Дария Мидянина. И так как, по свидетельству Иосифа Флавия, он носил у греков другое имя, то защитники подлинности кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XI Попытка Птолемея VI Филометора овладеть Сирийским царством; сражение с Александром и гибель обоих царей (ср. Antt. XIII, 4, 5 и д.) ( 1Мак.11:1–19 ). Осада Иерусалимской крепости Ионафаном и договор с царем Димитрием (ср. Antt. XII, 4, 9) ( 1Мак.11:20–37 ). Содействие Ионафана Димитрию во вновь разгоравшейся борьбе за престолонаследие (ср. Ann. XII, 4, 9 и 5, 1–4) ( 1Мак.11:38–53 ). Воцарившийся Антиох утверждает Ионафана в первосвященстве и в других его правах. Переход Ионафана на сторону Антиоха и борьба за последнего против Димитрия (ср. Antt. XII, 5, 3–7) ( 1Мак.11:54–74 ). 1Мак.11:1–11 Между тем царь Египетский, собрав многочисленное войско, как песок на берегу морском, и множество кораблей, домогался овладеть царством Александра хитростью и присоединить его к своему царству. Он пришел в Сирию с мирными речами, и жители отворяли ему города и выходили навстречу, ибо дано было от царя Александра повеление встречать его, потому что он был тесть его. Когда же Птоломей входил в города, то оставлял войско для стражи в каждом городе. Когда приблизился он к Азоту, то показали ему сожженное капище Дагона, и Азот и окрестные города разрушенные, и тела пораженные и сожженные во время сражения, ибо сложили их в груды по пути его, и рассказали царю о всем, что сделал Ионафан, жалуясь на него; но царь промолчал. Тогда вышел Ионафан навстречу царю в Иоппию с почетом, и приветствовали друг друга и ночевали там. И шел Ионафан с царем до реки, называемой Елевфера, и потом возвратился в Иерусалим. Царь же Птоломей овладел городами на морском берегу до Селевкии приморской и составлял злые замыслы против Александра. И послал послов к царю Димитрию, говоря: приди сюда, заключим между собою союз, и я дам тебе дочь мою, которую имеет Александр, и ты будешь царствовать в царстве отца твоего. Я раскаиваюсь, что отдал ему дочь мою, ибо он старался убить меня. Так клеветал он на него, потому что сам домогался царства его. Хитрость, посредством которой Птоломей хотел овладеть царством Александра, состояла в том, что Птоломей всюду старался показать себя защитником прав Александра, как своего зятя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

День 6 июля 1812 года является знаменательным в истории Отечественной войны. В июне еще существовала хотя слабая надежда на мирный исход переговоров императора Александра I с Наполеоном, императором французов. По поводу неожиданного, без объявления войны, перехода французских войск чрез реку Неман министр полиции Балашев командирован был в главную квартиру Наполеона с письмом государя Александра Павловича. Личная беседа Балашева с Наполеоном и ответ, данный последним, довольно ясно показали, что примирение с гениальным баловнем счастья стало невозможно. Подавляющая численность вражеских войск и огромные военные приготовления, также открытая самоуверенность Наполеона в мощном содействии польских и литовских окраин, предавшихся врагу России по обольщению мечтой о политической самостоятельности, выразительно убеждали в том, что неприятель твердо решился внести меч и огонь в самую глубь Российского государства. При великом страхе и трепете русских граждан от нашествия западного завоевателя и с ним двенадцати языков последовал высочайший манифест, в лагере близ города Полоцка 6 июля, о вступлении неприятеля в пределы России и о вооружении государства Российского. В знаменитом манифесте провозглашено было следующее . «Неприятель вступил в пределы Наши и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ея и благоденствие. С лукавством в сердце и лестию в устах несет он вечные для ней цепи и оковы. Мы, призвав на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска Наши, кипящие мужеством попрать, опрокинуть его и то, что останется неистребленного, согнать с лица земли Нашей. Мы полагаем на силу и крепость их твердую надежду, но не можем и не должны скрывать от верных Наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отважность его требует неусыпного против нее бодрствования. Сего ради, при всей твердой надежде на храброе Наше воинство, полагаем Мы за необходимонужное собрать внутри Государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Другую особенность своего душевного склада – умственную одарённость А. П-ч, нужно полагать, получил от матери, Александры Афанасьевны, урождённой Фортинской, дочери священника села Свинчуса, расположенного при Оке, того же уезда. Бедная в материальном смысле, состоявшая из 3-х сыновей и двойного числа дочерей, семья Афанасия Фортинского оказалась богатой в духовном отношении. Братья (Бортинские: Димитрий, Тимофей и Яков, – все окончили духовную семинарию и посвятили себя духовно-учебной службе. Первый был инспектором Петроградского Александро-Невского Духовного Училища, второй принял монашество, а третий служил в Шостье священником. Светским оставался лишь старший – Димитрий Афанасиевич, который, хотя не принял монашества, как средний брат, и священства, как младший, однако, жил «монахом», не женатым, не только, таким образом не уступая им первенства над собою по образованию, но всецело равняясь с ними и в отношении аскетизма. За бессемейностью Димитрия и монашеством Тимофея, единственным продолжателем фамилии Фортинских оказался Яков, священствовавший в Шостье. Дети о. Якова ещё нагляднее выявили интеллектуально-религиозную потенцию семьи Фортинских. Старший сын о. Якова – Николай, по окончании Московской Духовной Академии бакалавром, состоял сначала законоучителем Военной Гимназии, а затем протоиереем Московского Храма Христа-Спасителя, ныне же почётным членом МДА. Феодор Яковлевич Фортинский, второй кузен Александра Павловича по матери, окончил Киевскую Академию, после чего был профессором и умер ректором Киевского Университета Св. Владимира. Наконец, дочь о. Якова – Евдокия, выйдя замуж за свящ. Пармена Яковлевича Лебедева, оказалась наследницей отцовского места в селе Шостье. Сын её – Александр Парменович Лебедев, состоящий помощником смотрителя Касимовского Духовного Училища, окончил Московскую Академию и тем уравнял в смысле получения высшего образования свою мать с её братьями, за невозможностью в то время ей самой сделать это. Родственником А. П-чу, по той же линии Фортинских, приходился † еп. Антоний Черниговский. В даровитой семье Фортинских А. П-ч не был, таким образом, исключением. Особенно близко по своему складу он подходили к Феодору Яковлевичу Фортинскому, повторив своими профессорством и инспекторством в Московской Академии высокое положение Фортинского в Киевском Университете. Матери своей А. П-ч лишился в 1905 г. 30 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Закрыть itemscope itemtype="" > День «апофеоза русской славы среди иноплеменников» Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова 11.04.2024 38 Время на чтение 6 минут Фото: mosvedi.ru Сегодня Святая Церковь вспоминает мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 363), преподобного Иоанна пустынника (IV), святителя Евстафия исповедника, епископа Вифинийского (IX). преподобных Марка (XV), Ионы (1480), Псково-Печерских, святого Михаила, исповедника, пресвитера (1933). В этот день, 29 марта 1814 года, пришедшийся тогда на первый день Светлого Христова Воскресения, Государь Император Александр I Павлович, находясь во главе доблестной Русской армии, вступившей в Париж, устроил публичное православное богослужение – «апофеоз русской славы среди иноплеменников». На площади Согласия, где революционерами в 1793 году был злодейски казнен французский король Людовик XVI и его супруга королева Мария Антуанетта, был воздвигнут алтарь, вокруг которого встали семь русских священников из полкового духовенства, в праздничных облачениях. С утра на бульварах и улицах Парижа выстроилось около 80 тысяч человек союзной армии, в основном русские. Толпы любопытных теснились вокруг Тюильри и по набережной Сены. «И вот, - вспоминал Император Александр I, - при бесчисленных толпах парижан всех состояний и возрастов, живая гекатомба наша вдруг огласилась громким и стройным русским пением... Все замолкло, все внимало!.. Торжественная была эта минута для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения из холодной отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших в Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу. Сыны Севера совершали как бы тризну по королю французскому. Русский царь по ритуалу православному всенародно молился вместе со своим народом и тем как бы очищал окровавленное место пораженной царственной жертвы. Духовное наше торжество в полноте достигло своей цели; оно невольно втолкнуло благоговение в самые сердца французские».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/11/de...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010