II. Царствование императора Николая Павловича (1825–1855) 1. Личные отношения, жизнь и деятельность святителя Филарета за это царствование Что касается личных отношений, жизни и деятельности святителя московского Филарета, то прежде всего царствование Александра I оставляло новому царствованию, как мы припомним, долг восстановления чести Филарета, оправдания его в глазах общества от несправедливых обвинений и нападок со стороны лиц, восстававших на него в 1824 году, восстановления его авторитета среди паствы. Таковое восстановление и оправдание действительно и совершилось постепенно, начиная с первых же дней царствования Николая Павловича. В письме к родительнице своей от 6 декабря 1825 года Филарет, извещая ее о кончине государя императора Александра Павловича, между прочим, говорил: «Я имею особенные причины быть тронут сим происшествием, имев известные опыты благоволения покойного Государя, и неизвестные другим. Но воля Божия во всем есть, и да будет!» 342 Здесь ближе всего разумеется то особенное доверие покойного государя к Филарету, благодаря которому последний, в числе не многих, самых приближенных к государю лиц (князь А. Н. Голицын и граф А. А. Аракчеев), удостоился быть хранителем великой государственной тайны о престолонаследии, врученной ему, как мы знаем из раньше сказанного, в 1823 году в августе. Эта тайна заключалась в том, что за бездетностью императора Александра I и цесаревича Константина Павловича, престол Российской Империи, согласно воле их обоих, должен был перейти к великому князю Николаю Павловичу. Подтверждающими все сие актами были: а) собственноручное письмо цесаревича Константина Павловича к Государю императору Александру Павловичу от 14 января 1822 года о добровольном отречении его от престола, на который по рождению своему он мог когда-либо иметь право, с просьбою утвердить таковое намерение его императорским словом и согласием государыни – матери Марии Феодоровны; и б) собственноручный же ответ императора Александра на это письмо, от 2 февраля того же года, с изъявлением согласия как с его стороны, так и со стороны императрицы – матери на это отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) (25.06.1796, Царское с. (с 1808 г. Царское Село; ныне Пушкин в составе С.-Петербурга) - 18.02.1855, С.-Петербург), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский. Третийй сын имп. Павла I Петровича и его супруги - имп. Марии Феодоровны , родной брат имп. Александра I Павловича , отец имп. Александра II Николаевича . Коронован 22 авг. 1826 г. в Москве и 12 мая 1829 г. в Варшаве. Детство и становление Н. П. род. в Царскосельском дворце 25 июня в 3 ч. 30 мин. утра. При крещении, совершённом 6 июля, был наречен Николаем в честь свт. Николая Мирликийского. В отличие от старших детей великокняжеской четы, воспитанием которых занималась бабушка, имп. Екатерина II Алексеевна , Н. П. и его младший брат, вел. кн. Михаил Павлович, были отданы на попечение матери, вел. кнг. Марии Феодоровны. Первые годы Н. П. воспитывался под наблюдением статс-дамы Ш. К. Ливен. 7 нояб. 1796 г. зачислен на службу генерал-лейтенантом и полковником в лейб-гвардии Конный полк, 28 мая 1800 г. переведен в лейб-гвардии Измайловский полк. Вечером 11 марта 1801 г. имп. Павел I последний раз посетил Н. П., которому шел 5-й год, и об убийстве отца в ночь на 12 марта у него остались смутные воспоминания. Главным воспитателем 7-летнего Н. П. стал генерал-майор М. И. Ламздорф, который часто наказывал вел. князя за строптивый характер. Первым учителем Н. П. и вел. кн. Михаила Павловича был генерал-майор Н. И. Ахвердов, преподававший в течение 12 лет в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе (уроки рус. истории, географии, статистики, рус. словесности). Помимо изучения основных предметов Н. П. под рук. Ахвердова охотно учился строить крепости, делать из воска бомбы, картечи, ядра.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Протоиерей Александр Павлович Смирнов Некролог 4 19 сентября 1950 г. в гор. Москве неожиданно скончался от кровоизлияния в мозг выдающийся деятель Русской Православной Церкви, и. д. ректора Московской Духовной Академии и ректор Московской Духовной Семинарии, настоятель Московского Николо-Кузнецкого храма, протоиерей Александр Павлович Смирнов. Почивший был хорошо известен верующим не только г. Москвы, но и по всему СССР. В лице о Александра Русская Православная Церковь потеряла пастыря, который горел огнем любви к православному народу и служил ему от всей души устно и литературно. Нет сомнения, что весть о смерти этого достойнейшего пастыря глубоко взволнует и опечалит его многочисленных по­читателей. Если судить по внешности, о Александру, казалось, надо было жить еще долго. Он был бодр, крепкого сложения, почти всегда благодушен и весел. Ему едва исполнилось 62 года. Смерть стерегла о Александра и сразила тогда, когда он о ней не думал. Накануне смерти, 18 сентября, он был на своей подмосковной даче. Довольный и даже радостный, гулял он по аллеям дачи; восхищался падающими с деревьев желтыми листьями и говорил своей матушке, что тут, на даче, он рад бы прожить целый месяц, отдыхая отдел... Его оставляли на даче ночевать; но он знал, что “мрежи иные его ожидают”, и поехал в Москву, в свою городскую квартиру 5 . Там по телефону вел разговор с сотрудниками Патриархии, с инспектором Академии и около 10 ч. вечера изнеможенно сел на диван, заявив, что ему дурно. Послали за врачом. Он поставил диагноз: “кровоизлияние в мозг”. Больной потерял сознание. Так, до самой смерти, оАлександр оставался без сознания, лежал с закрытыми глазами... В ночь на 19 сентября он был напутствован Святыми Тайнами и особорован. Но час его жизни на земле пробил, и Господь призвал его в Свою тихую обитель, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. “Так, видно, Богу угодно!” – сказал перед потерей сознания почивший о. Александр. Да, Ему “угодно”, чтобы люди сознавали, что их жизнь – пар исчезающий и что мы “всуе мятемся”...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

Решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви от 17 ноября 2010 года 1 декабря 2010 г. 16:45 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей резолюцией утвердил решения , принятые на заседании Общецерковного суда 17 ноября 2010 года.   Решение Общецерковного суда по делу 02-01-2010   Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, судей архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, секретаря епископа Дмитровского Александра, заседая в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, 17 ноября 2010 года с 10.00 по 11.30, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12.10.2010 года, рассмотрев дело о решении епархиального суда Тобольской епархии о запрещении клирика Тобольско-Тюменской епархии священника Александра Геннадьевича Павловича от 16.06.2010 года, а также материалы дела, заслушав участников дела, РЕШИЛ 1. Констатировать, что епархиальный церковный суд Тобольско-Тюменской епархии, рассматривая дело по обвинению священника Александра Павловича в поступках, подпадающих под действие правил Карфагенского Собора 42-го, Антиохийского Собора 24-го и 25-го, Феофила архиепископа Александрийского 10-го, не заслушал ряд свидетелей, могущих высказаться в пользу обвиняемого лица, и не дал оценки ряду документов, могущих послужить к его оправданию. 2. Констатировать, что при вынесении решения о виновности священника Александра Павловича в совершении действий, повлекших за собой банкротство ООО «Сибирский зодчий», и таким образом нанесения ущерба церковному имуществу, епархиальный суд Тобольско-Тюменской епархии не рассматривал деятельность священника Анатолия Войнова, находившегося на посту директора предприятия с 23 января 2006 года и до решения светского суда о банкротстве ООО «Сибирский зодчий» 1 октября 2008 года. Отметить, что таким образом не поставлен вопрос о возможной ответственности священника Анатолия Войнова, и что данное обстоятельство не позволяет вынести суждение о том, насколько действия священника Александра Павловича на посту директора ООО «Сибирский зодчий» неизбежно влекли за собой банкротство предприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1331729.ht...

Заседание открыто в 5 часов вечера в присутствии Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина и следующих членов Собора: Агапита, архиепископа Екатеринославско-го и Мариупольского, Арсения, епископа Приазовского и Таганрогского, Гавриила, епископа Челябинского и Троицкого, Гермогена, епископа Аксайского, Димитрия, архиепископа Таврического и Симферопольского, Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, Макария, епископа Владикавказского и Моздокского, Митрофана, архиепископа Донского и Новочеркасского, Михаила, епископа Александровского, Сергия, епископа Сухумского, Аббати Андрея Ивановича, Абрамова Николая Матвеевича, Апраксина Петра Николаевича, протоиерея Беловидова Петра Ивановича, Верховского Павла Владимировича, Вознесенского Николая Павловича, священника Востокова Владимира Игнатьевича, Гаденко Константина Парфильевича 141 , Гладкого Ивана Ефимовича, Граббе Павла Михайловича, протоиерея Добровольского Михаила Капитоновича, протоиерея Завитаева Ивана Макаровича, Ивановского Александра Иосифовича, священника Карташева Николая Тимофеевича, священника Кожина Василия Ивановича, священника Козлова Ивана Николаевича, священника Конограя Михаила Андреевича, священника Красовского Алексея Федоровича, священника Лаванова Владимира Алексеевича, генерала Левшина Дмитрия Федоровича, священника Ло-мако Григория Петровича, протоиерея Львова Владимира Александровича, Львова Николая Николаевича, протоиерея Малиновского Александра Платоновича, священника Ногатырева Алексея Гаврииловича, Никонорова Иосифа Всеволодовича, священника Николайченко Иоанна Николаевича, протоиерея Окиншевича Кирилла Емельяновича, Оппокова Виктора Владимировича, генерала Павлова Георгия Андреевича, инока Полихрония, Рейнеке Михаила Михайловича, протоиерея Рождественского Александра Петровича, Россиева Павла Амплиевича, священника Свенцицкого Валентина Павловича, Сенько-Поповского Леонида Алексеевича, протоиерея Смирнова Димитрия Андреевича, Сперанского Якова Дмитриевича, Терещенко Ивана Никифоровича, князя Трубецкого Григория Николаевича, протоиерея Хандалеева Василия Павловича, Хомякова Василия Дмитриевича, протопресвитера Шавельского Георгия Ивановича, протоиерея Чернявского Василия Антоновича, генерала Эр-на Николая Францевича, Якушева Петра Самуиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтесса Надежда Александровна Павлович (1895–1980) оказалась в Оптиной в 1921 году. Здесь впервые видит она преподобного Нектария. В течение трех дней пытается поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце («я видела настоящего святого»), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной. По благословению преподобного Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что «скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя». В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжелобольного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения. Она и выполняла завещанное как могла в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и Оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия (Мечева). Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Александр Павлович Лопухин Профессор Александр Павлович Лопухин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Исторический очерк В истории христианского Иерусалима и его святых мест можно установить несколько периодов с определенным характером. Из них первый период, протекающий со времени Спасителя до Константина Великого , можно назвать переходным, сохраняющем римско-иудейский, языческий характер. Около 41-го г. Агриппа Iй производил сооружение своих стен вокруг Иерусалима, не успев, однако, вполне закончить обводной стены. Около 64-го г. закончены были работы по святилищу иерусалимского храма; но уже в следующем году начались известные волнения, а между 66–70 гг. в Иерусалиме господствовала анархия. По случаю взятия Иерусалима в 70 г., в истории Тацита помещено известное описание города, а у Иосифа Флавия даны сведения о разрушениях, исполненных римлянами после взятия города. Тит, – по словам Иосифа, – приказал разрушить весь город до основания, за исключением той части стены, которая смотрела на запад, где он решался устроить цитадель, и трех самых высоких башней на Сионе. «Проезжая затем по Иерусалиму, Тит, – по словам иудейского историка, – убедился в том, что он представляет совершенную пустыню и что мерзость запустения воцарилась и на святом месте». Но археология имела уже много случаев убедиться в том, что фразы историков о полном разрушении древних городов мало отвечают действительности, а более риторике. Пожары древних городов покрывали их территорию такою массой мусора, который закрывал нередко не только фундаменты древних зданий, подвалы и остатки стен, но даже нижние этажи, а – по обычаю древних – для построек фундаменты устраивались поверх развалин и куч мусора, их скрывавшего. В восточных городах, среди развалин, находят себе приют семьи бедуинов, и в Иерусалиме на холме Сиона, посреди развалин бывшей крепости, устроилась бедная слободка, в среде которой христианская община руководилась, ради святости места, епископом.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/ierusali...

Скачать epub pdf Март-Апрель Попов К.М., А.Т., И.И. Проф. Александр Павлович Шостьин [† 11 января 1916 г.]: (Некролог с портретом и автографом)//Богословский вестник 1916. Т. 1. 3/4. С. 1–49 (1-я пагин.). —1— Одиннадцатого января 1916 года, скончался исправляющий должность ординарного заслуженный профессор Императорской Московской Духовной Академии Александр Павлович Шостьин . Очерк жизни, характеристику и библиографию покойного профессора даёт ниже помещаемый некролог. На большой старинно-семинарской дороге из Касимова в Рязань, среди дремучих лесов с одной стороны и заливных лугов красавицы Оки с другой, залегло село Шостья. От этого села получила своё начало фамилия «Шостьиных». Здесь именно, в селе Шостье, служили предки Александра Павловича до отца его, Павла Иларионовича, включительно. Александр Павлович Шостьин родился 23 мая 1862 г. в г. Касимове, когда отец его состоял уже диаконом соборной церкви названного города. Спустя четыре года Павел Иларионович стал священником Богоявленской церкви того же города, а через пять лет перешёл к кладбищенской церкви, на каковом месте и скончался 1 апреля 1877 г., когда, следовательно, А. П-чу было всего около пятнадцати лет. Своему отцу почивший обязан был, вместе с внешним обликом, твёрдым нравственным воспитанием и составлявшим одну из существенных черт его характера эстетизмом; особенно проявлявшимся в наклонности к музыке и пению. Другую особенность своего душевного склада – умствен- —2— ную одарённость А. П-ч, нужно полагать, получил от матери, Александры Афанасьевны, урождённой Фортинской, дочери священника села Свинчуса, расположенного при Оке, того же уезда. Бедная в материальном смысле, состоявшая из 3-х сыновей и двойного числа дочерей, семья Афанасия Фортинского оказалась богатой в духовном отношении. Братья (Бортинские: Димитрий, Тимофей и Яков, – все окончили духовную семинарию и посвятили себя духовно-учебной службе. Первый был инспектором Петроградского Александро-Невского Духовного Училища, второй принял монашество, а третий служил в Шостье священником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Церкви и Православию я обязан тем, что сохранил себя» Беседа с членом епархиального совета Корсунской епархии Н.И. Кривошеиным – Никита Игоревич, вы являетесь представителем известного русского дворянского рода. Расскажите, пожалуйста, о вашей семье, о том, каков был ваш жизненный путь. – Я горжусь моими предками, их деяниями. Горжусь и тем, что оба моих деда – Алексей Павлович Мещерский и Александр Васильевич Кривошеин – были обруганы вождем мировой революции: Мещерский (в связи со стачками в Сормово) был назван «кровавым эксплуататором», а Кривошеин (в связи с вопросом о земельной реформе) – «постоянно врущим». Алексей Павлович Мещерский, один из основателей русской тяжелой промышленности, был в 1919 году выкуплен из Таганской тюрьмы (где он сидел, ожидая исполнения смертного приговора): его освободили за взятку, которую дали чекистам, у которых «чистые руки и холодная голова». Этот случай коррупции – пожалуй, первый зафиксированный в истории этой службы – описан в «Архипелаге Гулаг». В эмиграции Александр Павлович помог созданию в Париже храма в честь иконы Божией Матери «Знаменье». Он был человеком прочной веры, редкой энергии. Советы в 1930-е годы пытались уговорить его вернуться для работы в Госплане; он не колеблясь отклонил это предложение, переданное через «красного графа» Алексея Игнатьева. Скончался он в 1938 году. Горячо советую тем, кто лучше хочет узнать о России в предреволюционный период, об эмиграции, о расцвете сталинщины в советской провинции, прочесть воспоминания моей покойной матери Н.А. Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни» (М.: Русский путь, 1999). Александр Васильевич Кривошеин, министр земледелия с 1908 по 1915 год, глава правительства юга России при генерале П.Н. Врангеле, был одновременно страстным реформатором и твердым контрреволюционером. Книга «Путевые заметки по Сибири», написанная в соавторстве с П.А. Столыпиным, стала теоретической основой крестьянской реформы и переселенческой политики. Запоздалость и незавершенность модернизации сельского хозяйства, замедление реформ после убийства Столыпина стали, конечно же, одними из главных факторов победы большевиков.

http://pravoslavie.ru/31254.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 3 (16) Священномученик Сергий Кедров Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании в 1901 году Московской Духовной семинарии Сергей Павлович был направлен учителем в Старниковскую церковноприходскую школу в Бронницком уезде, где проработал до 1908 года. 5 октября 1908 года в Троицком храме села Фаустово Сергей Павлович обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева. Храм, в котором служил священник Александр Зверев, известен с XVII века и построен тщанием царя Алексея Михайловича. В этом храме служил священник Иван Афанасьев; его преемниками были священники Василий Иванов, Петр Васильев, Сергей Петров, Иван Сергеев, Филипп Иванов, Сергей Филиппов. После священника Сергея Филиппова с 1830 года в храме стал служить его зять, Григорий Афанасьевич Зверев, благодарная память о котором сохранялась среди жителей села как о священнике, много потрудившемся для благоустроения прихода. С 1870 года его место занял сын, священник Александр Григорьевич Зверев, чья дочь вышла замуж за Сергея Павловича Кедрова. 17 октября 1908 года Сергей Павлович был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. В селе было два храма: Живоначальной Троицы с верхней холодной частью и с нижней теплой – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; другой храм, во имя соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, был холодным. Приход состоял из села Фаустово и расположенной в трех верстах от него деревни Юрасово и включал в себя двести сорок восемь домов, в которых проживало около тысячи шестисот прихожан. В селе была церковноприходская школа, которой заведовал отец Сергий, в ней училось около пятидесяти мальчиков и сорока девочек. В школе отец Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор, причем они оказались настолько верны своему храму, что и во время наступивших при советской власти гонений, преследований и угроз не оставили клироса.

http://fond.ru/kalendar/1146/sergiy/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010