391. Слово пред погребением тела генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова (Говорено в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александроневской лавры, в Высочайшем присутствии Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Их Императорских Высочеств Государей Великих князей Цесаревича Константина Павловича и Михаила Павловича, 5 июля; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.) 1817 Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни. ( Uak. I. 12 ). Ты знаешь, к чему теперь сие апостольское слово, если ты слышишь нас, безмолвный предначинатель сего слова; и ты не огорчишься, что, приветствуя тебя в сей последний на земли раз, мы не избрали для тебя другого приветствия, которое казалось бы более торжественным. Ибо лучше ли было бы ублажать тебя славою сих тленных венцов, когда они праздны носятся в воздухе и не достигают уже бессмертной главы; или сих знаков чести, возданной заслугам твоим, когда Церковь подвизается в молитвах о том, чтобы ты сподоблен был «почести вышняго звания» ( Фил. 3:14 ); или сих громких имен, когда ты уже не носишь их, восприяв «новое имя, которого» здесь «никто не знает» ( Anok. II. 17 )? Довольно ли было бы теперь ублажать тебя воспоминаниями временного счастия, которое и прежде ты ценил токмо по способам творить добро, и которое, хотя есть достояние избранных, коим принадлежат и «настоящая и грядущая» ( 1Kop. III. 22 ), однако не есть их отличие, ибо в нем участвуют не редко и те, кои «восприемлют... благая... в животе своем» ( Лyk. XVI. 25 )? Но что я говорю? Самое воспоминание твоих добродетелей не усладило бы для тебя нашей беседы, когда ты, может быть, уже яснее нас познаешь, «кто постоит, аще назрит Господь беззакония» ( Nc. CXXIX. 3 )! Итак, мы приветствуем тебя преимущественно надеждою блаженства, предуставленного тому, кто не яко младенец токмо, питаем был земными благословениями, но паче яко муж, претерпением искушения очищен, укреплен и приуготовлен к венцу небесному. «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни». Участники сего торжественного сетования! Внесем отрадную мысль о пути к блаженству чрез искушение , яко светильник во мрак судьбы человеческой вообще, и особенно во мрак предстоящего нам гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

475. Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Успенском Соборе августа 30). 1825 Радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех. ( Лук. Х, 20 ). В радости проводим мы настоящий день: потому что на нем написано возлюбленное имя Александра, верховного для нас на земли виновника победных и мирных радостей общественных, охранителя и распространителя непорочных радостей семейственных и личных, собственную радость и покой приносящего в жертву, «да» мы под Его державою «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» ( 1Tuм. II, 2 ). Желаем ли сию возвышенную на земле радость еще возвысить некоторым образом в достоинство небесной радости? Мы имеем и для сего твердое основание: ибо нет сомнения, что радостотворное для нас «имя» Александра, благословенное в делах благословенных, «написано ... на небесех» ( Лук. Х, 20 ), откуда благословляется благое, откуда невидимо управляются правительства сего видимого мира, откуда исходят судьбы людей и народов. Радость праведная, радость святая! Сияй как ясное утро, согревай сердца, как летний полдень, услаждай и упояй, как вино зрелого винограда! Пусть раздается «глас радости и спасения в селениих праведных» ( Nc. CXVII, 15 ). Да будет только радость праведная и святая по своему предмету, также праведна и свята по своему образу и действиям. Да будет радость достойна предмета радости. Дайте мне и себе несколько досужных минут радости, чтоб развить сию мысль в некоторое наставление каждому из нас. Есть обычай, по которому каждый из нас некоторою радостию и торжественностию ознаменовывает день своего имени, какое он получил от Церкви. Что за обычай? Когда с радостию воспоминают и празднуют день рождения, сей обычай легко изъясняет себя, хотя бы и не говорило Евангелие о радости, «яко родися человек в мир» ( Uoah. XVI, 21 ). Не трудно вообразить, что бытие лучше ничтожества; что жизнь на земле, под солнцем, превосходнее мертвого сна или темничного заключения младенца в матерней утробе; и потому не удивительно, что мы с торжеством воспоминаем день, которым для нас вечное ничтожество кончилось, и девятимесячный гроб раскрылся 964 . Но когда один назван Криспом, а другой Гаием: что торжествуют они? Не вижу, откуда бы взять на сие ответ, разве из приведенных в начале сего слова слов Христовых: «они радуются, яко имена их написаны суть на небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ) Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ) Благословенный (12.12.1777, С.-Петербург -19.11.1825, Таганрог), имп. Всероссийский (с 12 марта 1801). Старший сын имп. Павла I Петровича и императрицы Марии Феодоровны. Современники А. отмечали такие черты его характера, как «христианское смирение и величавость», мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние. Биографы А. писали, что он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью. А. воспитывался под руководством бабки, императрицы Екатерины II , к-рая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем буд. императора был швейцарец Ф. С. Лагарп - философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником - прот. Андрей Самборский, долгое время служивший при рус. посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьёв и географ П. С. Паллас. В 1793 г. А. вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779-1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились 2 дочери - Мария (1799-1800) и Елизавета (1808-1810). A. взошел на престол в результате переворота - убийства в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства. В манифесте 12 марта 1801 г. A. объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой». Он восстановил отмененные Павлом I «жалованные грамоты» дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.

http://pravenc.ru/text/64316.html

468. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорского Вдовьего дома, декабря 12). 1824 Пощадит нища и убога, и души убогих спасет ( Ncaл. LXXI, 13 ). Один из Псалмов Давидовых частию в виде молитвы, частию в виде пророчества, изображает благословенного Богом царя. Первою чертою сего изображения полагается дар рассуждения или мудрость, царю потребная. «Боже, – восклицает Давид, – суд Твой цареви даждь» ( Пс. 71:1 )! Другую черту сего изображения составляет правосудие: «судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника» ( Пс. 71:4 ). Далее в изображении царя сего является распространение добродетели и благоденствия между его подданными: «возсияет во днех его правда и множество мира» ( Пс. 71:7 ); необыкновенное расширение пределов его владычества: «обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя» ( Пс. 71:8 ), низложение врагов его: «врази его персть полижут» ( Пс. 71:9 ); покорность ему отдаленных царств, уважение от всех царей; «Царие Фарсийстии и острови дары принесут; поклонятся ему вси царие земстии» ( Пс. 71:10–11 ). Теперь, кажется, уже всю меру царского величия наполнило изображение Давидово, кажется еще не найдется черты, которая могла бы присоединиться к блистательным чертам, доселе положенным, или потеряться между ними: но Псалмопевец продолжает: «пощадит нища и убога, и души убогих спасет». Разумеете ли, что хочет сказать чрез сие Пророк? Он хочет сказать, что и при высоких, собственно царских добродетелях, и при могуществе царства, и после славы побед, и среди всемирной знаменитости, еще возвеличить, еще украсить, еще прославить может царя – сострадание к нищим, избавление бедствующих, – «пощадить нища и убога, и души убогих спасти». Примечайте, россияне, как тот же вседействующий Дух Божий, Который в песни Давида тростию и письменами начертал образ благословенного царя, – в том же виде, тот же образ начертывает событиями и делами в жизни благословенного Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Александр, епископ Полтавский и Переяславский (Павлович Андроник Иванович) Родился 17 мая 1799 года в селе Кобриновой Гребле Уманского уезда Киевской губернии в семье священника. Начальное образование получил в сельской школе. 17 июля 1817 года окончил Киевскую духовную академию и был рукоположен во диакона в местечко Бородянку Киевского уезда с оставлением учителем латинского языка при митрополичьем хоре в Киеве. 15 июня 1820 года рукоположен во священника и назначен в Полоцкий пехотный полк. С 1827 по 1832 год был священником в местечке Рыжановке Звенигородского уезда Киевской епархии. В 1832 году, по его просьбе, он снова был назначен священником в Алексопольский полк, в котором служил в течение 15 лет (до 1847 года). За этот период времени он был возведен в сан протоиерея (12 декабря 1841 г.). С 1847 по 1853 год протоиерей Андроник был настоятелем Соломбальского Преображенского Морского собора Архангельской епархии. Здесь он зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны, как ревностный пастырь примерной жизни, как надежный помощник вдовам и сиротам армейского духовенства. 20 июня 1853 года епископом Христофором Андроник был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре; 21 июня 1853 года возведен в сан архимандрита, а 25 июля 1853 года назначен настоятелем Соловецкого монастыря. В 1854 году на Соловецкую обитель напали англичане с целью захвата Соловецких островов. Здесь проявился характер архимандрита Александра как настоящего патриота, истинного сына России. Он организовал оборону островов, на предложение неприятеля сдать обитель ответил отказом и призвал всех к усиленной молитве. Его действия увенчались успехом. Англичане прекратили бомбардировку и отступили от обители. За эту победу настоятелю монастыря архимандриту Александру свою признательность выразили духовные и гражданские власти. Он получил ряд наград, в том числе от императора Николая I. 17 ноября 1857 года архимандрит Александр был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского в Казанском соборе митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

П.В. Долгоруков Князья Грузинские Князья Грузинские разделяются на две ветви: старшая, царствовавшая в Грузии до 1724 года, происходит от Царя Бакара Вахтангеевича; младшая, царствовавшая в Грузии до 1800 года, происходит от последнего Царя Грузинского Георгия XIII. 1) Старшая ветвь Царь Бакар Вахтангеевич (см. во второй части, статью о князьях Багратионах), выехал в Россию в 1724 году; был генерал-поручиком артиллерии и кавалер святого Андрея. Он скончался 1-го февраля 1750 года, на 51-м от рождения, оставив, от брака с княжною Анною Георгиевною Эристовою, двух сыновей: Александра и Леона. Царевич Александр Бакарович, российской гвардии капитан, от брака с княжною Дарьею Александровною Меншиковою, имел двух сыновей и трёх дочерей: княжна Елисавета Александровна была за князем Николаем Ивановичем Одоевским; княжна Анна Александровна († 1842) за генерал-лейтенант князем Борисом Андреевичем Голицыным; княжна Дарья Александровна за князем Петром Сергеевичем Трубецким; князь Александр Александрович умер холостым; князь Егор Александрович, действительный каммергер (рождение 1762 † в мае 1852), от брака с Варварою Николаевною Бахметевою оставил одну дочь, княжну Анну Егоровну, за генерал-майором графом Александром Петровичем Толстым. Младший сын Царя Бакара Вахтангеевича, царевич Леон Бакарович, российской гвардии майор, от брака с княжною Александрою Яковлевною Сибирскою, имел трёх сыновей: Якова (см. далее), князя Дмитрия Леоновича и князя Леона Леоновича, женатого на Прасковье Евграфовне Татищевой (рождение 1767 † 1841) и пять дочерей: княжну Дарью Леоновну, за князем Мелиховым, после, во 2-м браке, за Чемодановым; княжну Анну Леоновну, за князем Дадиановым; княжну Марию Леоновну, за Марковым; княжну Софию Леоновну и княжну Анастасию Леоновну. Старший сын царевича Леона Бакаровича, князь Яков Леонович, от брака с княжною Верою Петровною Урусовой), имел пять сыновей и двух дочерей; а) князь Николай Яковлевич, действительный статский советник, рождение 5 мая 1783; б) князь Пётр Яковлевич, рождение 1785, находясь штабс-капитаном лейб-гвардии егерского полка, убит под Бородиным; в) князь Яков Яковлевич, действительный статский советник, рождение 1 ноября 1789; г) князь Сергий Яковлевич, гофмейстер, рождение 7 мая 1797; д) князь Александр Яковлевич, рождение 1802; находясь капитаном гвардии, умер от чумы в турецком походе, 2 июля 1828 года; е) княжна Александра Яковлевна, рождение 1787 † 1853, за действительным статским советником Дмитрием Павловичем Левшиным; ж) княжна Вера Яковлевна, за действительным статским советником Дмитрием Павловичем Левшиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Пожня. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Пожня, от Пскова 324 версты. Входил в Торопецкий уезд Псковской губернии. Церковь Казанской Божией Матери, каменная, трехпрестольная, построена в 1714 году. Прихожан в 1876 году - 120 дворов (384 мужчины, 412 женщин), в 1879 году - 451 мужчина, 483 женщины. В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник В. Макаровский. В разные годы служили: Свящ. Иоанн Тимофеевич Жемчужин. Свящ. Василий Иоаннович Макаровский - 1883. Свящ. Николай Алмазов - 04.09.1897. Свящ. Александр Шахарский 13.10.1897 - 27.05.1903. Свящ. Алексий Черепнин - 1907 - 04.11.1910. Свящ. Александр Павлович Королев 31.12.1910 - 1915. В 1913 году служили: Священник Королев Александр Павлович, псаломщик Горожанский Василий Иоаннович, церковный староста Терентьев Феодор Терентьевич. Церковь не сохранилась. По материалам: Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913. Официальный сайт Псковского Епархиального Управления Протокол реставрационного заседания 18 сентября 1914 г. Доложено отношение духовной консистории от 29 мая 1914 г., с проектом ремонта этой церкви, составленным инженером-архитектором А.Н. Подчекаевым, и с его же пояснительной запиской следующего содержания: " Весной 1911-го года, вследствии злого умысла, в церкви погоста Пожен Псковской губ. Торопецкого уезда случился пожар, и так как поджог был сделан ночью и пожар застал всех обывателей врасплох, то в церкви выгорело все, что было сделано из дерева, и остались лишь каменные стены со сводами, да железные решетки в окнах. Поженская церковь построена торопецким помещиком Челищевым в XVII веке из кирпича, при чем вся, в высшей степени искусная и разнообразная орнаментация карнизов, поясков, оконных и дверных наличников, в виде колонок, богато разукрашенных сандриков и пр.

http://sobory.ru/article/?object=38409

свящ. Владимр Стасюк В воспоминаниях представлены встречи заслуженного профессора и инспектора МДА Александра Павловича Шостьина (+1916) и Николая Васильевича Левкоева, студента МДА в 1908–1912 гг. Профессор характеризуется как добрый и отзывчивый человек. Представлены небольшие зарисовки из жизни Московской Духовной Академии начала XX века. Публикация осуществляется впервые и приурочена к 100-летней годовщине кончины инспектора. 11/24 января 2016 года исполняется 100 лет со дня преставления заслуженного профессора и инспектора МДА Александра Павловича Шостьина . Он родился 23 мая 1862 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье диакона, а позднее священника Павла Иларионовича Шостьина 1 . Александр закончил Касимовское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию. В 1881 году он поступает в МДА, которую закончил в 1885 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют профессорским стипендиатом, и в 1890 году Александр Павлович становится магистром богословия. Тема его диссертации: «Источники и предмет догматики по воззрению католических богословов последнего полустолетия». С 1883 года – доцент кафедры Пастырского богословия и педагогики. Преподавательская и учёная деятельность Александра Павловича продолжается вплоть до самой кончины в январе 1916 года 2 . Он был одним из немногих светских инспекторов МДА (1907–1912 гг.), выбранных из числа лиц, не имеющих сан 3 . Воспоминания о профессоре были написаны вскоре после кончины одним из его бывших учеников – Николаем Васильевичем Левкоевым, студентом МДА LXVII курса, кандидатом богословия, проходившим обучение в академии в 1908–1912 гг. 4 После смерти Александра Павловича он прислал свои воспоминания вдове и детям профессора. Воспоминания из архива дочери Ариадны Александровны Шостьиной публикуются впервые 5 . Н.В. Левкоев. Нечто из воспоминаний об Александре Павловиче Шостьине 6 «Несколько дней тому назад я получил из Сергиевского Посада печальную для меня весть о кончине дорогого и незабвенного Александра Павловича. Тяжёлый недуг уложил в постель крепкого телом и душой Александра Павловича ещё в бытность мою в академии. Это было уже не менее четырёх лет тому назад. Болезнь то утихала, то снова давала о себе знать. Одно время Александр Павлович даже как будто поправился.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

140. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре, ноября 20; напечатано в Воскр. Чтен. 1837 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год И возращу тя зело, зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изъидут. ( Быm. XVII. 6 ). Если день природы неодушевленной может нечто говорить внимательному, как некто подслушал и свидетельствовал, что «день дни отрыгает глагол» ( Ncaл. XVIII. 3 ): то не больше ли внятно и обильно должен говорить день человеческий, ознаменованный особенными действиями Провидения Божия, или воспоминаниями о них. – Какое слово может обнять все, что нынешний день говорит уму и сердцу Россиянина? Он говорит, во-первых, о том за четырнадцать лет бывшем дне, в который Бог в сердце приснопамятнаго Александра, и в его заветную хартию положил мысль о царствовании Николая, как преимущественно желанном и благонадежном для России; потом, о другом дне, от котораго начинаются двенадцатилетние, до ныне, опыты, удостоверяющие, что в завете Александра заключалось предусмотрительное и благотворное для России определение Божиих судеб. В царствовании полном деятелности, «день дни отрыгает глагол» Царских подвигов, подъемлемых и совершаемых в войне и мире, в законодательстве и правосудии, в усовершении устройства разных родов общественной службы, званий и состояний, в покровительствовании и распространении просвещения и благотворения, в превозможении трудностей, в отвращении опасностей, в умножении плодов народнаго благоденствия в настоящее время, в сеянии новых семен общественнаго блага на будущия времена: и естественно, что нынешний царственный день особенно полон отголосками столь многоразличных глаголов царской славы. Впрочем, когда вижу, что день сей собрал вас, верныя и избранныя чада России, привел во храм, поставил пред олтарем: то с утешением о вас заключаю, что день уже изглаголал в сердца ваши свою проповедь, и что вы уже приняли его поучение, которое в том наипаче и состоит, чтобы принести Богу славу, благодарение и молитву за Царя, Богом дарованнаго, царствующаго под осенением Провидения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

14 октября (1 октября по старому стилю) исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося представителя русской библейско-богословской школы второй половины XIX – начала XX веков Александра Павловича Лопухина (1852–1904). Этот великий ученый, по воспоминаниям его друзей, обладал «от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью, быстро синтезирующим умом и добрым, отзывчивым сердцем» 2 . Энергия и работоспособность Александра Павловича были просто невероятными. Как заметил современник ученого, если бы последнему довелось занимать высокие административные должности, «то он, вероятно, был бы автором многих проектов и планов по разным вопросам своей сферы». Положение профессора, которое он занимал, в некотором смысле ограничивало его творческие наклонности, «предоставляя ему проявить их только на поприще литературного труда. Зато на этом поприще он проявил редкую не только в русской, а даже и в иностранной литературе производительность. О нем, как об Оригене , по справедливости можно повторить слова блаженного Иеронима , что за свою жизнь он мог столько написать, сколько иной за свою жизнь не может прочитать» 3 . Еще будучи студентом, А. П. Лопухин напечатал в санкт-петербургском богословском журнале «Церковный вестник» более ста научно-публицистических и литературно-критических статей по различным вопросам 4 . Позже, будучи редактором академических журналов и ведя постоянный раздел в «Церковном вестнике», он публиковал множество небольших статей, подписывая их как своим полным именем, так и различными псевдонимами. Наряду с этим он успевал готовить и издавать отдельные труды, иногда весьма пространные, состоявшие из нескольких томов, посвященные самым разным вопросам. Сам Александр Павлович иронизировал по этому поводу, и, сказав однажды, что хорошо бы собрать все работы профессоров Санкт-Петербургской Духовной академии в отдельный шкаф, вдруг пошутил, что его собственные произведения станут главным препятствием, поскольку уже они займут отдельный шкаф, весьма солидный по размерам. Если бы можно было издать все его работы, напечатанные в академических изданиях, то получилось бы многотомное собрание сочинений. Не было ни одного более или менее крупного события в современной ему церковной жизни России и мира, на которое не отозвался бы А. П. Лопухин 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010