" Молитва - ключ к двери благодати Божией " октября 2016 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Петергофа В Неделю 17-ю по Пятидесятнице, 16 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил престол в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петергофе и совершил в нем Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич , настоятель и благочинный Петродворцового округа протоиерей Павел Кудряшов с клиром, почетный настоятель протоиерей Александр Кудряшов и другие священнослужители. За богослужением чтец храма святителя Василия Великого на проспекте Народного Ополчения Сергий Кузнецов был рукоположен во диакона к тому же храму. После богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом. " Каждый раз, когда мы приобщаемся благодати Божией, благодарим Господа за то, что Он дает нам эту силу, зерно, которое должно в нас произрастать и приносить плоды. Господь Сам сказал: " Без Мене не можете творити ничесоже " (Ин. 15:5), то есть без Бога невозможна истинная духовная жизнь. Поэтому в нашей Церкви и существуют Таинства, к которым мы приобщаемся для нашего спасения.  Препятствие к благодати - грех. Поэтому мы должны исповедоваться в своих грехах, преодолевать их. Пока человек не встанет твердо на путь спасения, с ним нет благодати Святого Духа. Мы должны как можно чаще очищать себя, освящать в Таинствах " , - сказал архипастырь. " Господь всех нас призывает к совершенству, ко спасению, к любви - и не только к ближним, но даже к врагам, - продолжил владыка. - Школа любви начинается с того, что мы любим своих домашних. Но высота подвига любви состоит в том, чтобы, как сказал Господь в сегодняшнем евангельском чтении, любить своих врагов (Лк. 6:35). Для нас это непостижимо: кажется, невозможно любить тех, кто нас не любит. Но если мы хотим быть Христовыми учениками, мы должны поступать так, как поступал Христос. Господь, конечно, ждет исправления от людей, но посылает дожди, солнце и хорошую погоду равно и на грешников, и на праведников, показывая пример, как мы должны строить свою духовную жизнь " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Пресвятая Богородица заняла место выше ангелов " августа 2016 Митрополит Варсонофий совершил чин погребения Божией Матери в Петропавловском соборе Петергофа В праздник Успения Пресвятой Богородицы , 28 августа, митрополит Санкт-Петербугский и Ладожский Варсонофий совершил уставное богослужение с чином погребения Божией Матери в соборе святых апостолов Петра и Павла Петергофа . По крытой галерее храма был совершен крестный ход с плащаницей. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Петродворцового округа , настоятель собора протоиерей Павел Кудряшов с клиром, почетный настоятель протоиерей Александр Кудряшов . По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Мы совершили умилительный чин погребения плащаницы Божией Матери, - сказал владыка. - Богородица была в замысле Божием еще до сотворения мира. Первые страницы Библии говорят о том, что Бог обращается к змию: " Семя жены будет поражать тебя в голову " (Быт. 3:15). Пророки также пишут о Ней, например, Исаия: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына " (Ис. 7:14). Царь Давид пишет: " Стала царица одесную Тебя " (Пс. 44). Но всякая жизнь на земле подходит к концу. После подвигов и трудов Матерь Божия преставилась " . " Мы видим Ее на плащанице словно уснувшей - продолжил архипастырь. - Гроб не мог удержать тело, которое вырастило Спасителя, обнимало, ласкало Его. Представительница мира была взята на небо и стала выше ангелов. Она заняла место, где раньше были только серафимы и херувимы, стала ближе к Богу, чем кто-либо. Поэтому мы и обращаемся к Ней в молитве, чтобы Она донесла наши просьбы до своего Сына, нашего Господа. Царица Небесная исполняет эту миссию предстательства. Поэтому все праздники, связанные с Ней, мы отмечаем с нежностью и благоговением. Кроме того, мы просим, чтобы Царица Небесная не оставила нас, когда мы из этой жизни будем переходить в жизнь вечную " . " После победы Христа над смертью человеческие души пребывают с Богом. Мы знаем, что за этой границей есть два пути. Души одних находятся в селениях праведных, а есть души, находящиеся в адских селениях. Поэтому о смерти нужно размышлять заранее. Она придет, возможно, раньше, чем вы думаете, и к ней надо быть готовым. Нужно постоянно думать о чистоте души, бороться с грехами, заниматься добрыми делами " , - заключил митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Таинства - дары благодати Духа " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Михайловском соборе Ломоносова В день Святого Духа , 20 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в соборе святого архангела Михаила в Ломоносове . Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Петродворцового округа протоиерей Павел Кудряшов, настоятель протоиерей Павел Суслов с клиром, архимандрит Серафим (Шкредь), протоиерей Александр Кудряшов и другие священнослужители. По окончании богослужения правящий архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодня, на второй день после Пятидесятницы, Святая Церковь установила прославление третьей ипостаси Святой Троицы - Святого Духа. Мы собрались в храме, чтобы поблагодарить Его за дары, которые Он дает нам, - начал владыка. - Мы знаем из Священного Писания и Предания, какие благодатные дары были у первых христиан, когда Церковь была гонима и только начинала распространяться по земле. Когда она стала свободна, дары начали умаляться и даваться только за подвиг. Многие стали подвизаться в Палестинских, Египетских, Сирийских пустынях, стяжали там благодать Святого Духа. Мы почитаем этих святых и удивляемся дарам, которые они получили " . " Мы дожили до XXI века, Господь и нам дает дары благодати Духа в Таинствах, начиная с Таинства Крещения, Миропомазания и закачивая Таинством Причащения. Нам надо стараться совершенствовать эти дары, - продолжил владыка. - Нельзя все время быть младенцами о Христе, потихоньку нужно переходить в стадию новоначальных. Может, кто-то сподобится высокого совершенного возраста - для этого нужна праведность " . " Мы иногда выбираем какие-то пути, суетимся, что-то делаем, пытаемся соединить добродетели с грехами, привычками... Это неправильный путь. Нужно совсем отстать от грехов. Жить по воле Божией, как жили святые угодники, исполнять заповеди Божии, - напутствовал архипастырь. - Мы знаем про эти заповеди, но теоретически. Чтобы узнать их по-настоящему, нужно попробовать исполнить хотя бы одну. Кто исполняет их, тем дается благодать Святого Духа. И она помогает следовать заповедям снова и снова. Будем читать Евангелие, святых отцов, будем делать что-то доброе, и Господь даст нам Свои дары. Я думаю, первый дар, который мы получим, дар мира и радости " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Без прощения невозможно не только исполнить Евангелие, но даже понять его " августа 2014 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в петергофском соборе святых Петра и Павла Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, почетный настоятель храма протоиерей Александр Кудряшов, настоятель храма  протоиерей Павел Кудряшов  с клиром, председатель издательского совета митрополии игумен Силуан (Туманов),  председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков, иеромонах Никита (Миних) и другие сотрудники епархиального управления в священном сане. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью. " Сегодня мы слушали Евангелие о прощении. Господь не случайно в Успенский пост напоминает об этом. Мы знаем, что Он начинал Свое служение с проповеди о покаянии: " Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное " , и завершал на кресте словами о прощении: " Отче, прости им, ибо не знают, что творят " . Господь так сказал о Своих распинателях, потому что по-человечески мы знаем: люди стараются за обиды мстить друг другу. Отсюда - всевозможные войны. А вот с Неба пришло нам другое указание: любить своих врагов и прощать. На земле даже невозможно было подумать о том, чтобы любить врагов, наоборот, их старались убивать. Но Господь Своей заповедью " Любите врагов ваших " показал, что только любовью можно исцелить всякое зло, которое творится на земле и, умирая на кресте, показал эту любовь к распинающим. Он даже оправдывал их перед Отцом: " Отче, прости их, они не понимают, что делают " , - сказал владыка.  По его словам, " Господь напоминает нам, чтобы мы, как первоклассники, выучили урок: без прощения невозможно не только исполнить Евангелие, но даже понять его " .  " Евангелие зиждется на милости Божией и прощении. Сегодня мы слушали Евангелие, которое напоминает, что мы должны прощать своих обидчиков. Если мы в этом Успенском посту несем труды покаяния, но не прощаем ближним обиды, оскорбления, то наш пост бесполезен.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

К прославлению И. РПЦ в 2001 г. рижским иконописцем прот. Александром Шабельником на основе фотографий 20-30-х гг. XX в. с учетом пожеланий архиеп. Рижского и всей Латвии Александра (Кудряшова) были написаны образы И., ставшие иконографическими образцами. И. представлен в архиерейском богослужебном облачении - в красном саккосе, белом омофоре и митре, с панагией, правая рука с благословляющим перстосложением (с крестом или без него), в левой - закрытое или раскрытое (текст: Мф 5. 11) Евангелие. К перенесению мощей святого в 2003 г. тем же иконописцем исполнен ростовой вариант этой иконографии, помещенный над ракой И. в кафедральном соборе в честь Рождества Христова в Риге. Образ И. этого извода (с крестом и раскрытым Евангелием) с частицей мощей находится в Москве в соборе Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители; др. аналогичная икона (И. с благословляющей десницей) - в Латвийской христ. академии в Юрмале. Выносная икона И. с поясным образом святого и неск. аналойных икон находятся в храмах Латвии. Известны 2 иконы И., отличные от распространенной иконографии: на одной И. изображен благословляющим дикирием и крестом, в саккосе с орнаментом и в митре, с панагией на груди. На другой он в черном клобуке, архиерейской мантии и епитрахили, с благословляющей десницей, в левой руке - посох. Лит.: Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и тр. сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Житие св. сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского. Рига, 2008. В. А. Александрова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/469171.html

6. Протоиерей ГРИГОРЬЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ - Палица 7. Протоиерей ГУЦУ РОМАН СЕРГЕЕВИЧ - Палица 8. Протоиерей ДЕНИСЕНКО НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Митра 9. Протоиерей ДОРОХОВ ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ - Палица 10. Протоиерей ЗАВАРИНСКИЙ ИГОРЬ БОГДАНОВИЧ - Палица 11. Протоиерей КЛИМЕНКОВ ВАЛЕРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - Палица 12. Протоиерей КЛОКОВ АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - Палица 13. Протоиерей КОПЕЙКИН КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - Палица 14. Протоиерей ЛОБАНОВ ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВИЧ - Палица 15. Протоиерей МОКРОПОЛОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ - Митра 16. Протоиерей НИКОЛАЕВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ - Орден прп.Сергия Радонежского 17. Протоиерей ОСТАШЕВСКИЙ СЕРГИЙ ВАДИМОВИЧ - Крест с украшениями 18. Протоиерей ПАНИЧКИН АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВИЧ - Палица 19. Протоиерей ПРОКОФЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - Орден прп. Серафима Саровского III ст. 20. Протоиерей САХАРУК ИОАНН БОРИСОВИЧ - Палица 21. Протоиерей СТЕПАНОВ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ - Палица 22. Протоиерей ЦЬОЛКА ИОАНН СТЕПАНОВИЧ - Крест с украшениями 23. Протоиерей ШВЕЦОВ ВАЛЕРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - Палица 24. Протоиерей ЮШИН ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ - Палица 25. Игумен ВАРФОЛОМЕЙ (ЧУПОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ) - Палица 26. Иеромонах ГЕРМАН (КОКАЧЕВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ) - Сан игумена 27. Иеромонах МАРТИРИЙ (КОЛЬЧИКОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ) - Сан игумена 28. Иеросхимонах ВАРАХИИЛ (ЭРЛИХ ВАДИМ ИГОРЕВИЧ) - Сан игумена 29. Священник ИВАНОВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ - Сан протоиерея 30. Священник ИСАЕВ АЛЕКСИЙ СЕМЕНОВИЧ - Сан протоиерея 31. Священник КАДНИКОВ ВИКТОРИН ВЛАДИСЛАВОВИЧ - Сан протоиерея 32. Священник КОВАЛЬЧУК ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - Сан протоиерея 33. Священник КОРШУН ГЕННАДИЙ КАРПОВИЧ - Сан протоиерея 34. Священник КУДРЯШОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Сан протоиерея 35. Священник КУКСЕВИЧ СЕРГИЙ ИВАНОВИЧ - Сан протоиерея 36. Священник ЛЮБИМОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - Сан протоиерея 37. Священник МАРОН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - Сан протоиерея 38. Священник МУРАВЛЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Сан протоиерея 39. Священник ОСТАШЕВСКИЙ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ - Сан протоиерея 40. Священник СКРИПКИН АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - Сан протоиерея

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=176...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Матрёнин Сергей Игоревич; род. 6.09.1973, Рига), еп. Даугавпилсский и Резекненский. После окончания 8-ми классов (1988 г.) поступил в железнодорожное училище. В 1989-1990 гг. обучался живописи и графике в частной студии, принимал участие в реставрации рижского храма во имя Всех святых, где был пономарем. В 1991 г. стал иподиаконом Александра (Кудряшова) , еп. Рижского (в 1994-2002 гг. архиепископ, с 2002 г. митрополит). Нес послушание помощника секретаря епархиального управления, исполнял обязанности референта. В 1996-2000 гг. учился в Рижской ДС. 20 апр. 1997 г. архиеп. Рижским Александром пострижен в иночество с наречением имени Александр во имя прп. Александра Свирского . 22 марта 1998 г. рукоположен во диакона, а 6 сент. во священника. 16 окт. 1998 г. назначен настоятелем крестовой церкви во имя прп. Серафима Саровского и штатным клириком рижского Свято-Троицкого кафедрального собора. 20 марта 1999 г. пострижен в мантию с наречением имени Александр во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 2001 г. к празднику св. Пасхи возведён в сан игумена. В 2002 г. работал в комиссии по подготовке к прославлению сщмч. Иоанна Рижского. На пастырском собрании в декабре 2005 г. был избран секретарем Латвийского Церковного суда. В Казанском соборе на Красной площади в Москве 21 июля 2006 г. возведен в сан архимандрита. 19 июля 2006 г. Свящ. Синодом РПЦ назначен епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии. 19 авг. 2006 г. в храме Христа Спасителя, собором архиереев во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II хиротонисан во епископа Даугавпилсского, викария Рижского и всея Латвии Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. назначен на вновь образованную Даугавпилсскую и Резекненскую кафедру. Ист: Наречение и хиротония архим. Александра (Матренина)//ЖМП. 2006. 9. С. 13. Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Даскэлул) (ок. 1660 - 1725), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд.

http://pravenc.ru/text/174598.html

Митрополит Варсонофий выразил соболезнования в связи с кончиной протоиерея Александра Кудряшова июня 2020 В обращении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия к духовенству и прихожанам Петродворцового округа, родным и близким усопшего сказано, что более чем за полвека служения Господу отец Александр многое сделал для развития церковной жизни северной столицы - как в эпоху гонений, так и в годы церковного возрождения. Долгие годы он исполнял послушания благочинного и секретаря епархии, был инспектором духовной академии , передавая будущим священнослужителям богатый пастырский и жизненный опыт. " С его именем связано начало возрождения приходской жизни многих храмов города на Неве, в том числе Петропавловского собора Петергофа, где он десятилетия был настоятелем, - сказано в послании. - Отец Александр был не только ревностным пастырем, но и замечательным семьянином, созидал свою малую церковь в любви к Богу и ближним. Его сыновья и дочери стали священнослужителями и матушками, многие из них трудятся на приходах епархии, подражая примеру благочестивого родителя. Со дня моего назначения на петербургскую кафедру почивший неизменно нес послушание ответственного по подготовке и освящению храмов епархии, несмотря на преклонный возраст, являя неутомимую энергию и усердие. До последних дней он стоял у престола Господня, был жизнерадостным и рассудительным. В памяти духовенства отец Александр останется верным сыном Церкви Христовой, человеком горячей веры и любви к ближним, который свое счастье видел в служении Богу " . Протоиерей Александр Кудряшов родился 2 августа 1936 года в Чернигове, в семье рабочих. В 1957 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. 4 ноября 1967 года в Князь-Владимирском соборе был рукоположен во пресвитера митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). Был клириком Никольского собора , ключарем Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры , настоятелем храмов, благочинным, секретарем епархиального управления . С 1996 по 2011 год - настоятель Петропавловского собора Петергофа, с 1998-го благочинный Петродворцового округа, с 2011 года - почетный настоятель и духовник благочиния. Значительную часть пастырского служения отца Александра занимали духовные школы, где он преподавал церковные дисциплины. Труды и заслуги священника отмечены наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей. 25 марта 2018 года в связи с 50-летием служения в пресвитерском сане был удостоен патриаршей награды - второго наперсного креста с украшениями. Был женат, имел десятерых детей. Все сыновья стали священниками, дочери - замужем за священниками; священнослужителями стали и двое внуков.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

(входят 22 прихода, 9 приписных храмов, 13 часовен) 6. Приморский округ - благочинный прот.Ипполит КОВАЛЬСКИЙ (входят 16 приходов, 4 приписных храма, 4 часовни) 7. Царскосельский округ - благочинный прот.Геннадий ЗВЕРЕВ (входят 13 приходов, 15 приписных храмов, 13 часовен) 8. Петергофский округ - благочинный прот.Александр КУДРЯШОВ (входят 7 приходов, 4 приписных храма, 4 часовни) 9. Красносельский округ - благочинный прот.Валерий ШВЕЦОВ (входят 12 приходов, 7 приписных храмов, 4 часовни) По Ленинградской области - 13 округов: 1. Всеволожский округ - благочинный прот. Николай ТЕТЕРЯТНИКОВ (входят 20 приходов, 5 приписных храмов, 6 часовен) 2. Волосовский округ - благочинный прот. Александр ГАНЬЖИН (входят 13 приходов, 4 приписных храма, 3 часовни) 3. Выборгский округ - благочинный прот. Лев ЦЕРПИЦКИЙ (входят 13 приходов, 1 приписной храм, 2 часовни) 4. Гатчинский округ - благочинный прот. Владимир ФЕЕР (входят 19 приходов, 5 приписных храмов, 4 часовни) 5. Кировский округ - благочинный свящ. Вячеслав ХАРИНОВ (входят 11 приходов, 3 приписных храма, 5 часовен) 6. Ладожский округ - благочинный прот. Павел ФЕЕР (входят 13 приходов, 7 приписных храмов, 6 часовен) 7. Лодейнопольский округ - благочинный прот. Михаил НИКОЛАЕВ (входят 10 приходов, 6 приписных храмов, 7 часовен) 8. Лужский округ - благочинный прот. Николай ДЕНИСЕНКО (входят 10 приходов, 2 приписных храма, 11 часовен) 9. Сестрорецкий округ - благочинный прот.Сергий КОЛОМИЕЦ (входят 12 приходов, 3 приписных храма, 6 часовен) 10. Сосновоборский округ - благочинный прот. Стефан ВИТЬКО (входят 9 приходов, 4 приписных храма, 1 часовня) 11. Тихвинский округ - благочинный прот. Александр ВАХОВСКИЙ (входят 9 приходов, 6 приписных храмов, 10 часовен) 12. Тосненский округ - благочинный прот. Александр МУРАВЛЕВ (входят 11 приходов, 2 приписных храма, 3 часовни) 13. Ямбургский округ - благочинный прот. Леонид СТЕПАНОВ (входят 16 приходов, 1 приписной храм, 8 часовен) Монастыри и монастырские подворья выделены в особое благочиние, которое окормляет наместник Александро-Невской Лавры архим. Назарий (ЛАВРИНЕНКО). В настоящее время в Санкт-Петербургской Епархии действуют 11 монастырей (8 мужских и 3 женских), 14 монастырских подворий (9 мужских и 5 женских) и 2 скита.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Барятинский В. Царственный мистик; Кудряшов К. В. Александр I и тайна Федора Козмича. Пг., 1923. Здесь и далее все цитаты по этим изданиям. В другом переводе с французского загадочности явно меньше: «…мы прибыли в Таганрог, где заканчивается первая часть путешествия; погода переменчивая. Finis» (Русская Старина. 1892. С. 71). Письмо к Г. И. Вилламову от 7 декабря 1825 г. См.: Шильдер. Т. 4. С. 441–442. См.: Валоттон А. Александр I/Пер. с фр. М., 1991. Дочь Франца, напомним, была женою поверженного Наполеона. См.: Эйдельман Я. Я. «Не ему их судить…»//Он же. Из потаенной истории России… Paleologue М. Alexandre I. Un tsar enigmatique. Paris, 1937; Griinwald С de. Alexandre 1-er, le tsar mystique. Paris, 1955. См. также: Валоттон А. Александр I. С. 330–331. Николай Михайлович, великий князь. Легенда о кончине императора Aлekcahдpa I в Сибири в образе старца Федора Козьмича. СПб., 1907. См. подробнее: Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. С. 150–151. См.: Лотман Ю. М. Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»//Собр. соч. В 3 т. Т. 2. Таллин, 1992. Что, между прочим, доказывают исторические прецеденты; вспомним хотя бы демарш Ивана Грозного, удалившегося в Александровскую слободу именно для того, чтобы вернуться в столицу еще более сильным и еще менее зависящим от бояр. По необходимости краткое и ясное сопоставление западного, византийского и русского типов отношения к проблеме «Священной Державы», а значит, к фигуре самодержца и природе его власти, см.: Аверинцев С. С. Византия и Русь: Два типа духовности. Статья первая. См.: Эйдельман Н. Я. Грань веков. С. 86. См., например: Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство… М., 1883; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916; Попов К. Д. Юрьевский архимандрит Фотий и его церковно-общественная деятельность. Ср. также чрезвычайно важную работу, где проблема сакрализации монарха в России рассмотрена в социокультурном аспекте (с некоторыми издержками системного подхода к подвижному историческому материалу): Успенский Б. А. Царь и патриарх.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/7/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010