Тогда блаженный сказал императору: «Благочестие ваше стоит, поскольку священники совершают свое служение, во всем исполняя божественные заповеди Спасителя. Но если они не будут думать о своем спасения, отвращая через увещевание паствы от кривой стези, обличения и порицания, но позволят каждому идти своим путем, они за них дадут отчет в тот день воздаяния, будучи приговорены к наказанию, поскольку скрыли в земле талант Господа своего 1177 . Итак, чтобы не быть ответственными за это обвинение, прошу всех вас преуспевать в безупречных делах, воздерживаться от порочного образа жизни и проводить время в молитвах и молениях в святых Божиих, церквах, не оскорблять Святого Духа во гневе вашем 1178  и не приводить в уныние смиренную мою душу. Но узнайте и вот что, чтобы не потворствовать никому, кто нуждается в наставлении, но изобличать его для пользы его души. Ибо некогда и царь Давид, согрешив, был изобличен пророком Пафаном и, приняв смертельный удар, благоразумно произнес исповедание, сказав: Согрешил я пред Господом. Откуда и произошло вдруг исцеление через плоды покаяния. И в награду он получил прощение греха. Ибо сказал ему Пафан: Господь снял с тебя грех твои ( 2Цар. 12:13 ). Да будет это для вас примером спасения, чтобы, будучи обличены в грехах, вы не приходили в негодование, но покаялись со страхом Божиим, отвращаясь от злых ваших дел».  Отвечая, император и все остальные сказали ему: «Мы выслушали твои слова, отче честной. Поступай во всем так, как угодно очам твоим. Ибо никто не нарушит повеления твоего, но все, что будет приказано тобой нам, мы ревностно исполним, повинуясь словам твоим, словно от Самого Христа услышав их». И все дивились, слушая его. После этого, ненадолго прекратив речь, вновь, вдохновляемый Святым Духом, отверзши уста свои, он учил их тому, что провозглашено Господом Богом всяческих и говорит: «От всякого, кому дано много, много и потребуется ( Лк. 12:48 ). И еще: Ибо меньший заслуживает помилования, а сильные сильно будут истязаны ( Прем. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Христос, – говорит Апостол Павел, – «поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных Пастырями и Учителями к совершению святых на дело служения для создания Тела Христова, дабы все возращали в Того, Который есть Глава», то есть во Христа ( Еф. 4:11,12,15 ). И тот же Апостол заповедует тем, коих Дух Святый поставил Епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровью( Деян. 20:17 ). Ибо каждый Епископ есть представитель благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ Общему Пастыреначальнику Христу и как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, по нестрогому словоупотреблению называется её Главою. Существенно же Сам Господь и Бог наш – Иисус Христос, и един Он есть Глава Церкви. Когда несколько Епископов находятся под управлением одного старейшего или многих, соединенных в один правительственный Собор, то старейший, смотря по пространству области его и власти, именуется Архиепископом, Митрополитом, Экзархом и Патриархом, или Патриарха заменяет равный ему в достоинстве Синод. В таком виде Вселенская Церковь представляет свою Высшую Иерархию в Великих Церквах: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Российской. Все же вкупе Православные Церкви, повсеместно разсеянные, могут образовать из себя Вселенский Собор, который в союзе мира властен управлять Кафолической Церковью и непогрешителен в своих уставах. Соборы Вселенские и Поместные служили всегда утверждением Церкви, когда возникали ереси и соблазны, предвиденные, впрочем, Апостолами. «Дух ясно говорит», – возвещал Св. Павел, – «что в последние времена отступят некоторые от веры, слушаясь духов обольстителей и учения бесовского» ( 1Тим. 4:1 ). И потому заранее увещевал: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и суетной лестью, по преданию человеков, по вещественным началам мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8,9 ). «И хотя бы и мы, или Ангел в Небе стал благовествовать вам, не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Христос единственный Первосвященник, «Он имеет священство непреходящее» ( Евр.7:24–27 ). Действительно, единственный Совершитель таинств – это Господь наш Иисус Христос. Совершителями Таинств называются еще священники, которые находятся в Церкви, но на самом деле единственный Совершитель Таинства это Господь наш Иисус Христос. Действительность Таинства зависит главным образом и от того совершает Господь Таинство или нет. Иисус Христос «предстоит и принимает» покаяние грешника в Таинстве Покаяния; человек стоит перед Христом, а священник является свидетелем этого покаяния. Иисус Христос «Приносящий и Приносимый» в таинстве Евхаристии. Это Его Первосвященническая функция. Апостол Павел говорит, что церковное управление сосредоточено в Иисусе Христе: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, – и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–6 ). О том, что Господь прямо называется главою Церкви, смотрите: ( Кол.1:18 ), (Эф. 1, 22–23; 5, 23) и др. Что касается Апостолов, то они рассматриваются как слуги Божий: «кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали... все – Бог возращающий» ( 1Кор.3:5–7 ). Обязанность, налагаемая на нас единством Церкви Ее можно охарактеризовать цитатой: «Стараться сохранять единство духа в союзе мира» (Бф. 4, 3). Мы знаем, что без взаимного союза, без единения, без любви не может быть совершено никакое доброе дело, и никакое богоустановленное общество существовать не может. Поэтому все наши усилия должны быть направлены на поддержку друг друга. Соглашение с единством Церкви существования многих отдельных, самостоятельных Церквей «Многие отдельные самостоятельные Церкви, например, Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, суть частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единаго тела Церкви Великой, иметь единую главу Христа, и единый дух веры и благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

патриарху (там же). В 1630 году с послом Сомовым послано Константинопольскому на 350 р., Иерусалимскому на 200 р. и Александрийскому на 100 рублей (Турецкие статейные списки 1630–1650 гг. 6. С. 5–11). В 1631 году Иерусалимскому патриарху было послано на 400 рублей (7152 г. На 3). В 1633 году с послами Дашковым и Сомовым послано Константинопольскому патриарху на 400 р., Александрийскому на 150 р. (Турецкие статейные списки, 6. С. 90). В 1634 году с послами Карабиным и Матвеевым послано Константинопольскому патриарху заздравной милостыни на 250 р., да на помин Филарета Никитича 400 р., Иерусалимскому заздравной милостыни 150 р., заупокойной – 500 р.; Александрийскому – заздравной 150 р., заупокойной 200 р. (Турецкие статейные списки, 6. лл. 162 – 164; греческие дела 7142 г. Но 6; 7152 г. 3; 7153 г. 27). В 1635 году с греком Иваном Петровым послано Константинопольскому на 250 р., Иерусалимскому на 150 р. (7143 г. 7). В 1637 г. Иерусалимскому патриарху с его игуменом Паисием, приезжавшим в Москву, послано на 150 р. В 1638 году с греком Иваном Петровым послано Константинопольскому на 300 р. и Иерусалимскому на 150 р.; а в 1639 г. с другим греком, Константином Остафьевым, было послано Александрийскому патриарху на 150 р. ив 1640 году с тем же греком на 150 р. В 1641 г. с греком Романом Савельевым послано Константинопольскому на 100 р., Иерусалимскому на 150 р. В 1643 году с послом Ильею Милославским послано Константинопольскому на 250 р., Иерусалимскому на 150 р., Александрийскому на 150 р. и Антиохийскому на 100 р. В 1645 г. с послом Телепневым и архимандритом Амфилохием, приезжавшим в Москву из Константинополя, послано: Константинопольскому на 350 р. Иерусалимскому на 350 р., Александрийскому на 150 р. и Антиохийскому на 150 р. (Греческие статейные списки 5, лл. 222 – 229; Греческие дела 7153 г. 32 и 47; 7158 г. 27; 7170 г. 28; 7191 г. 18; Турецкие статейные списки 6, л. 231). В 1650 г. Константинопольскому патриарху было послано на 150 р. (7158 г. 27), а в 1651 году ему же с послами Телепневым и Кузовлевым послано на 250 р., Иерусалимскому на 150 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Александрийскому на 150 р. (Турецкие статейные списки 6, лл. 332 – 333). В 1653 г. Иерусалимскому патриарху с нарочито присланным в Москву за милостынею архимандритом послано на 1500 р. (7161 г. 10). В 1662 году Антиохийскому патриарху Макарию с архимандритом его Неофитом, приезжавшим в Москву, послано на 500 р. (7179 г. 25). В 1663 году Иерусалимскому патриарху с иеродиаконом Мелетием послано на 300 золотых (7178 г. 6). В 1667 г. Константинопольскому патриарху послано на 300 р., Иерусалимскому на 200 р. (7191 г. 8; ср. Турецкие статейные списки, No 7, л. 155). В 1669 г. с иеродиаконом Мелетием послано Константинопольскому на 200 р., да ему же в том же году с послом Нестеровым послано было от патриарха Иоасафа на 150 золотых, соболя и бархат; Иерусалимскому – 200 р. и на искупление Святого Гроба 800 р., да по челобитью Паисия Лигарида на 300 р.; а патриарх Иоасаф со своей стороны послал с Нестеровым на 100 золотых, сорок соболей, 10 аршин бархату; Антиохийскому с Мелетием послано на 200 рублей (7176 г. 19; 7178 г. 7; Турецкие статейные списки 10, л. 316 на об. и 322 на об.). В 1671 году Антиохийскому патриарху Макарию с присланным им в Москву митрополитом Тирским и Сидонским послано 300 золотых червонных, да соболями 700 р. (7191 г. 8; ср. Греческие статейные списки 7, л. 105). В 1681 г. с послом Возницыным было послано Константинопольскому на 250 р., Иерусалимскому на 150 р. Александрийскому – на 150 р. и Антиохийскому на 100 р. (7191 г. No 8; Турецкие статейные списки 24, лл. 243 и 245). В 1682 г. за разрешение Никона дано: Константинопольскому – 300 талеров, Иерусалимскому – 300 талеров, Александрийскому – 150 талеров, Антиохийскому – 100 талеров (Турецкие статейные списки 21, л. 224). В 1683 г. послано: Константинопольскому на 120 р., Иерусалимскому на 100 р., Александрийскому на 100 р., Антиохийскому на 70 р. и старому Константинопольскому патриарху на 70 р. (7191 г. 8). В том же году Александрийскому патриарху с архимандритом его Симеоном, приезжавшим в Москву, послано было на 2000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

На Домна антиохийского Евтихий имел серьезные основания не рассчитывать. Об этой апелляции Флорентий сообщил Флавиану уже в его покоях. Флавиан был убежден в заблуждении Евтихия и, считая приговор собора вполне справедливым, опубликовал его в церквах. Евтихий обращался письменно ко Льву и Диоскору – и к суду константинопольского общественного мнения, развешивая афиши по улицам (ер. Leon. 23 ad Flav.).    Решение Константинопольского собора вызвало сильнейшую радость на востоке. «Господь приник с небес и Сам изобличил тех, которые сплетали на нас клевету, и обнаружил их нечестивое мудрование», писал Феодорит Евсевию анкирскому. Акты собора Константинопольского приняты на востоке как образцовое изложение веры. Еще яснее сказалось это впечатление Константинопольского собора в деле Ивы. Против него были выставлены такие обвинения, что трудно было ожидать его оправдания; ему приписывали выражение: «Я не завидую Христу, сделавшемуся Богом, потому что насколько Он сделался Богом, настолько сделался и я». Под влиянием Константинопольского собора комиссия в Тире, Вирите, потом опять в Тире, окончила заседания миром: сами судьи сделались посредниками в примирении Ивы с его обвинителями.    Но это был только временный луч света среди темных надвигавшихся обстоятельств. Евтихий представлял собой силу; его поддерживали в Александрии. Между Константинополем и Римом возникли недоумения, так как деяния собора не были отправлены своевременно в Рим, а папа Лев настоятельно требовал их. При дворе заподозрили православие Флавиана и император в начале 449 г. подверг архиепископа унижению, потребовав от него изложения его веры для оправдания в подозрении, будто он учит одинаково с Несторием.    Здесь Флавиан нисколько не отказался от высказанных им на соборе положений. Он писал: «Исповедуя Христа в двух естествах, после воплощения Его от Св. Девы и вочеловечения мы исповедуем в одной ипостаси и одном лице одного Христа, одного Сына, одного Господа. И не отрицаем, что одно естество Бога Слова воплощенное и вочеловечившееся, потому что из двух естеств один и тот же есть Господь наш И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   Митрофан, еп. константинопольский — I.37    Модест, префект — IV. 16    Моисей, библ. — I,18, 36; III.23; V.12; VI.22; VII.22, 38, 42    Моисей, пустынник — IV.36    Монаксий, консул — VII. 17    Монтан, ересиарх — I.23; II.37; VII.32    Мосх, библ. — VII.43    Нарсес, перс. царь — VII. 18    Нарцисс, еп. антиохийский — II.9    Нарцисс, еп. иерусалимский — VII.36    Нарцисс, еп. киликийский — II.18, 26, 41    Нектарий, еп. константинопольский — V.8, 10, 13, 19; VI.1, 2, 19    Неон, еп. — IV.12    Неона, еп. селевкийский — II.42    Непоциан, племянник Констанция — II.26    Несторий, еп. константинопольский — II.23; VII.29, 31, 32, 34, 35    Нигриан, консул — II.26, 29    Никоклес, учитель Галла — III.1    Ниламмон, еп. — II.28    Новат, еп. — II.15; VI1.25    Озий, библ. — II.37    Оливрий, консул — V.2, 26; VI. 1    Олимпий, еп. — II.26    Оптар, вождь гуннов — VII.30    Оптим, еп. Антиохии писидийской — V.8; VII.36    Орест, префект Александрии — VII.13—15    Ориген, богослов — IV.25—27; VI.7, 9, 10, 12—14, 17; VII.6, 32, 45    Ориген, еп. — II.35, 45; III.7; V.12    Орфист, пресвитер — III.25    Осия, библ. — II.37    Осия, еп. кордовский — I.7, 13; II.20, 29, 31; III.7    Отрей, еп. мелитинский — V.8    Павел, библ. — I.6; III.8; IV.23; V.17, 22    Павел, еп. — IV.12    Павел, еп. константинопольский — II.6, 7, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 26, 27; V.9    Павел, еп. константинопольский (новацианин) — VII. 1, 17, 29, 39, 46    Павел Самосатский — I.36; II.20, 29, 30; IV.12; VII.32    Павел, еп. тирский — I.29    Павел, чтец — VI. 15    Павлин, еп. антиохийский — III. 1, 2; V.3, 5, 9, 15    Павлин, еп. триверский — II.36; III.6, 9    Павлин, ересиарх — VI.3    Павлин, консул — I.13    Палладий, еп. г. Еленополис — VII.36    Палладий, монах — IV.23    Палладий, скороход — VII. 19    Памвсол, монах — IV.23    Панкратий, еп. иерусалимский — II.29    Пардамий, еп. — IV. 12    Пасиник, еп. — IV. 12    Пасиник, еп. зимский — III.23    Патрикий, еп. — IV.12    Патрикий, еп. палтийский — III.25

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На Домна антиохийского Евтихий имел серьезные основания не рассчитывать. Об этой апелляции Флорентий сообщил Флавиану уже в его покоях. Флавиан был убежден в заблуждении Евтихия и, считая приговор собора вполне справедливыми опубликовал его в церквах. Евтихий обращался письменно ко Льву и Диоскору — и к суду константинопольского общественного мнения, развешивая афиши по улицам (ер. Leon. 23 ad Flaw). Решение Константинопольского собора вызвало сильнейшую радость на востоке. «Господь приник с небес и Сам изобличил тех, которые сплетали на нас клевету, и обнаружил их нечестивое мудрование», писал Феодорит Евсевию анкирскому. Акты собора Константинопольского приняты на востоке как образцовое изложение веры. Еще яснее сказалось это впечатление Константинопольского собора в деле Ивы. Против него были выставлены такие обвинения, что трудно было ожидать его оправдания; ему приписывали выражение: «Я не завидую Христу, сделавшемуся Богом, потому что насколько Он сделался Богом, настолько сделался и я». Под влиянием Константинопольского собора комиссия в Тире, Вирите, потом опять в Тире, окончила заседания миром: сами судьи сделались посредниками в примирении Ивы с его обвинителями. Но это был только временный луч света среди темных надвигавшихся обстоятельств. Евтихий представлял собой силу; его поддерживали в Александрии. Между Константинополем и Римом возникли недоумения, так как деяния собора не были отправлены своевременно в Рим, а папа Лев настоятельно требовал их. При дворе заподозрили православие Флавиана и император в начале 449 г. подверг архиепископа унижению, потребовав от него изложения его веры для оправдания в подозрении, будто он учит одинаково с Несторием. Здесь Флавиан нисколько не отказался от высказанных им на соборе положений. Он писал: «Исповедуя Христа в двух естествах, после воплощения Его от Св. Девы и вочеловечения мы исповедуем в одной ипостаси и одном лице одного Христа, одного Сына, одного Господа. И не отрицаем, что одно естество Бога Слова воплощенное и вочеловечившееся, потому что из двух естеств один и тот же есть Господь наш И.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Большинство иерархов Элладской Церкви не разделяют позиции Константинопольского Патриарха HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Телиженко, специально для " Православия.Ru " Большинство иерархов Элладской Церкви не разделяют позиции Константинопольского Патриарха Унизительным по отношению к Архиепископу Афинскому и всея Эллады считают последнее заявление Константинопольского Патриарха Варфоломея многие иерархи Элладской Православной Церкви. Неординарное предложение вынес митрополит Александрупольский Анфим, который потребовал провести вначале выборы Фессалоникийского митрополита, а потом уже обсуждать с Константинопольской Патриархией вопрос «Новых территорий» для окончательного решения проблемы. Фессалоники, 16 октября 2003 г. Унизительным по отношению к Архиепископу Афинскому и всея Эллады считают последнее заявление Константинопольского Патриарха Варфоломея многие иерархи Элладской Православной Церкви . Блаженнейший Христодул возвращается сегодня из Румынии, где пребывал по приглашению Ясского митрополита. Сразу по прибытии в Афины он встретится со своими ближайшими сотрудниками, чтобы обсудить события, получившие развитие в последние дни. Ожидается, что в этих встречах будут участвовать митрополиты Элладской Церкви, как поддерживающие линию самого Архиепископа, так и поддерживающие Патриарха. Неординарное предложение вынес митрополит Александрупольский Анфим (Севрная Греция), который потребовал провести вначале выборы Фессалоникийского митрополита, а потом уже обсуждать с Константинопольской Патриархией вопрос «Новых территорий» для окончательного решения проблемы. Со стороны греческого правительства соблюдается нейтралитет в отношении возникшего кризиса между двумя Поместными Церквами. «Церковные стороны должны проявить благоразумность, ответственность и трезвость», - заметил, отвечая на вопрос журналистов, пресс-атташе правительства Х.Протопапас. Министр иностранных дел Греции Г.Папандреу подчеркнул, что «правительство и все партии греческого парламента, с которыми я общался, беспокоятся о возникшем конфликте». Неоднозначную реакцию вызвало резкое заявление прежнего мэра Афин и экс-лидера оппозиционной партии «Нэа Димократиа» М.Эверт, занявшего четкую позицию в поддержку Элладской Церкви: «Вопросы национальных интересов вынуждают, чтобы национально чувствительные – В.Т.) территории напрямую подчинялись Элладской Церкви». Дело в том, что в Северной Греции живет огромное количество иммигрантов из стран бывшего СССР, Албании, Болгарии, Сербии. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010