Известно также, что апостолы после сошествия на них Святого Духа проповедывали только между иудеями и самарянами, почитая язычников нечистыми и недостойными к вступлению в Церковь Христову. Но Сам Господь вразумил Апостола Петра. В видении был показан ему сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные, и слышан был голос, повелевающий ему заколоть и есть. Апостол ответил: «нет Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» ( Деян.10:14 ). Вновь послышался голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). Этим видением Господь вразумлял Апостола Петра, чтобы он не почитал язычников нечистыми и принимал бы их чрез крещение в Церковь Христову. «Вы знаете», говорил Ап. Петр Корнилию и бывшим с ним в доме другим язычникам, «что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» ( Деян.10:28 ). Отсюда понятно, что всякий, к какому бы народу ни принадлежал, может принадлежать к Церкви Христовой. Будучи соборною или вселенскою, наша православная Церковь называется также восточною. Но это название нисколько ни противоречит вселенскому характеру Церкви Христовой. Она называется восточною не потому, чтобы ограничивалась каким-либо местом, именно востоком, а по особым воспоминаниям. В раю, который был насажден на востоке, была основана и первая церковь безгрешных прародителей Адама и Евы. Там же, по грехопадении, положено было основание ветхозаветной церкви. Принадлежавшие к ней евреи получали спасение чрез веру в обещанного Спасителя. На востоке в земле иудейской, в нынешней Палестине, где находится священный город Иерусалим, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и до ныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних церквах восточных, каковы иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, и в единомысленных с восточными, какова есть, благодатию Божиею, и Всероссийская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Матф. 16, 18). " Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь " (Матф. 28, 20). Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины " (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: " Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Иоан. 14, 26). Дух Святый " пребудет с вами во век " (Иоан. 14, 16). Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто " Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " , сказал Сам Господь (Матф. 19, 17). Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим (Ефес. 4, 4-6). Она имеет и одну цель - освящать людей; одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой. Единство Церкви обязывает всех нас " сохранять единство духа в союзе мира " (Ефес. 4, 3). Существование отдельных поместных православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все они являются членами одного тела - Единой Церкви Христовой (вселенской) - все одинаково исповедуют, имеют общение в молитвах и св. таинствах. Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми таинствами, в которых подается верующим благодать Святого Духа. " Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... " (Ефес. 5, 25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Каждая хр. община имела свою «сокровищницу бедных», на средства которой и поддерживались эти последние, нередко весьма значительные числом. Так, например, одно время константинопольская Церковь давала пропитание 3.000 бедняков, а от щедрот александрийской Церкви одновременно пользовалось 7.500 душ. Всем таким несчастным требовалось, затем, помещение. И вот, повсюду начали возникать госпитали. В короткое время в одной Византии насчитывалось их тридцать семь. Убежища для путников и иностранцев, приюты для больных, для неизлечимых, сиротские дома, пристанища для инвалидов, убежища для престарелых и другие благотворительные учреждения воздвигались, как по волшебному мановению. Возбуждая ревность своей паствы к благотворительности, предстоятели Церкви не ограничивались одними прекрасными речами. В отличие от тех демагогов, которые яростно вопиют против господства капитализма и, в тоже время, ревниво оберегают свои миллионы, отцы Церкви показывали веру свою от дел своих. Свв. Амвросий Медиоланский , Григорий Нисский , Василий Великий , блаженный Августин , с целью облегчить тяжкую участь бедных, буквально отказались от всех мирских благ и ограничивались только самым необходимым. «Первое серебро, которое роздал Златоуст со дня своего посвящения в сан пресвитера, было его собственным, и с той поры он более уже ничего не имел; сам он сделался первым бедняком сначала антиохийской, а потом константинопольской Церкви» (Maury, La prédication sociale au quatrième sièlce. Revue de théologie de Montauban, 1-er décembre 1896). Таким образом, христианство обращает внимание каждого, стремящегося к истинной жизни, прежде всего, на свое внутреннее «я». С себя самого нужно начинать дело преобразования жизни и в себе самом углубиться настолько, чтобы не видеть пока чужих пороков. И, действительно, в нагорной проповеди Спаситель преподает подлинно высочайшие заповеди: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату: дай, я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно! Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Как же нечестивые осмеливаются суесловить о том, о чем не позволительно умствовать, когда они – люди, и не в состоянии объяснить и того, чтó на земле? И что говорю о том, чтó на земле? Пусть скажут нам о себе самих, если в состоянии будут исследовать собственную свою природу, подлинно дерзкие и самонадеянные эти люди, не трепещущие славы, в нюже желают приникнути ангелы (ср.: 1Пет. 1:12 ), которые – столько выше нас и природою и чином. Ибо чтó ближе к Богу херувимов и серафимов? Но и они не только не смеют взирать, или предстоять в прямом положении, но даже не с обнаженными, но как бы с прикровенными лицами произносят славословие, немолчными устами в Трисвятой песни прославляя не иное что, а только Божие неизреченное Естество. И никто из богомудрых пророков, особенно сподобившихся сего видения, не возвещал нам, что, произнося первое Свят, серафимы восклицают громким голосом, а второе произносят тише, третие же еще слабее, и потому, собственно, величают только первую Святыню, вторую же подчиняют Ей, и третию поставляют еще ниже. Да не приближается к нам это безумие богомерзких и безрассудных еретиков! Всепетая, досточтимая и достопокланяемая Троица есть Единая, Нераздельная и Неописуемая. Сочетавается же неслитно, и как Единица делится несекомо. Почему досточтимые эти живые существа троекратным возношением славословия, взывая: Свят, Свят, Свят, показывают три совершенные Ипостаси, а единым произношением слова: Господь выражают единую сущность. Посему умаляющие Единороднаго Сына Божия хулят Бога, имея ложное понятие о совершенстве, и, несправедливо называя Его несовершенным, делают себя достойными самого жестокого наказания, потому что произносящие хулу на одну из Божественных Ипостасей не получат отпущения грехов ни в сем веке, ни в будущем. Но Бог – силен отверсть сердечные очи их к познанию Солнца правды, да, познав Того, Кого прежде отвергали, вместе с нами и они прославят Его неослабно благочестивым разумом, потому что Его есть Царство, – Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Когда посланный императрицей пришел к Иоанну, тот, внимательно посмотрев на Феодориха, сказал ему: « Если императрица конфискует твое имущество, то она не оставит тебе больше ничего. Каким образом сможешь ты собрать [другое имущество] вместо того? Ибо ты не только не находишься в безопасности, но даже не можешь рассчитывать на воздаяние от Бога. Если же ты отдашь имущество Христу, оно вернется к тебе в Царстве Небесном, умноженное в бесчисленное количество раз, и ты наследуешь жизнь вечную, ибо благотворящий бедному дает взаймы. Господу ( Притч. 19:17 ), и Сам Господь учит, говоря: Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах» ( Лк. 12:33 ). Отвечая, Феодорих сказал ему: «Вот, все имение мое я отдаю на церковную странноприимницу ради нужды бедных и странников, сохраняя лишь немногое ради того, чтобы содержать себя и своих детей. Отдаю же и должникам моим все, что я должен им стремясь вернуть долг достаточным количеством золотых монет». Итак, муж сей уйдя и исполнив все, что обещал блаженному Иоанну, придя к нему, просит помолиться за него Богу, чтобы Он простил ему все его грехи и принял дела его милосердия. Он же, отвечая, сказал ему: « Что касается прежних твоих грехов, то, дерзая на милосердие нашего Господа и Бога, я отвечаю тебе, что ты уже получил от Него оставление их. Но отныне храни самого себя, чтобы не согрешить перед Ним, чтобы Он сотворил тебя достойным Царствия Небесного, искупив от вечного осуждения. Ибо дело твоего милосердия принято, подобно тому, как было c сотником Корнилием» 1201 . Императрица же Евдоксия, узнав о произошедшем с Феодорихом весьма опечалилась. И, призвав к себе одного из первых царедворцев, приказывает, чтобы он пошел к великому Иоанну и сказал ему следующее: «По приказанию твоему я освободила патриция Феодориха, не причинив ему вреда и не взяв у него ничего, хотя государство имеет нужду из-за внезапно появившихся различных расходов. Ты же похитил его вместе с его имуществом, получив имущество в свое пользование, хотя это приличествует нам, поскольку он приобрел его, служа на государственной службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Малеванцы появились сравнительно недавно, именно в 1888 году, когда штундист, мещанин города Таращи, Киевской губернии, Кондратий Малеванный объявил себя Спасителем, имеющим судить мир. Из баптизма же выродился адвентизм, основателем которого в 1833 году был баптистский пресвитер Вильям Миллер, назначивший кончину мира и второе пришествие Христа сперва на 1843, а потом на 1844 годы, что конечно, к его великой досаде, не исполнилось. Так и многие другие секты появились у нас недавно, следовательно, все они – не божественного, а человеческого происхождения; их придумали непокорные Церкви люди, поэтому все секты и недолговечны, ибо всякое подобное «предприятие и дело, если от человек, то оно разрушится» ( Деян. 5: 38 ). И мы, действительно, видим, что все наши секты постоянно дробятся и разрушаются. Возьмем для примера хотя бы штундизм, или баптизм. Существует у нас эта секта недавно а уже распалась на много толков: есть «староштундисты“ и «ново-штундисты», крестящие детей и не крестящие, есть штундисты «духовные“, есть штундисты «воскресники“ и «субботники“, есть «баптисты“ и «евангелические христиане“, есть «штундо-хлысты“, «адвентисты“ и т. д. Словом, – сколько голов, столько и умов. Оттого все секты и не долговечны, что они противны Богу и Его св. Церкви. Наша же православная Церковь , как апостольская и Христова, будет существовать вечно, до скончания мира, ибо Сам Христос сказал о ней: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее“ ( Мф. 16: 18 ). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их законным преемникам, во все дни, до скончания века“ ( Мф. 28: 20 ). 3) Чем еще наглядно доказывается та истина, что наша Русская церковь – апостольская? Тем, что она находится в единстве веры и молитвенном общении со всеми Греко-восточными церквами, основанными св. Апостолами, каковы, например, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская и другие частные церкви, составляющие вместе Вселенскую Христову Церковь . О Филадельфийской церкви в Откровении Иоанна Богослова мы читаем следующее: «Знаю твои дела; вот Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прийдет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле“ ( Откр. 3: 8, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Между тем сатанинское направление и притязание на равнобожеское главенство стало преследовать жену – Православную Церковь , при брани между духовными поборниками той и другой стороны – лжи сатанинской и небесной благодатной истины, клеветнического самовозношения и Агнчего самопожертвования; но поборники лжи были наконец низринуты с неба церковного, на тяжкое горе для живущих на земле и на море, а жене открылось верное убежище от гибельной лжи в пустыне ( Апок.12:7–14 ). События показали, как Православная церковь была преследуема лживыми притязаниями папства, как начала, и – поборники этой лжи были прогнаны с неба православия церковными обличениями, производимыми Ангелами или пастырями церквей, при содействии, конечно, и сил бесплотных, как земля общественных порядков и море жизни общественной подпали на западе жестокой тирании воспреобладавшего над ними папства, а убежище от этого преобладания для православного востока постепенно открывалось именно в пустыне, – в средах магометанского опустошения, принявших на себя напор страшных тогда папских сил и чрез то истощивших эти силы. Так произошло, что, по Апокалипсису, змий, этот дух равнобожеских притязаний, пустил из пасти своей, вслед жены, воду как реку, чтобы увлечь жену рекою, но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей; и ему свою свирепость к жене осталось обратить только уже против остатка ее семени в собственном его владычестве ( Апок.12:15–17 ). История раскрыла это тем неудержимым движением крестовых походов, которым наводнен и чуть не увлечен был весь восток, так что не только в Святой Земле основалось Латинское царство, но на некоторое время паписты завладели было и самым престолом Константинопольского Императора. Но земля мира магометанского поглотила все это наводнение западных идей и движений народных; и ложь папства свою свирепую вражду к православной церкви направила против остатка ее семени на самом западе (в роде, наприм. столь близкого к православию Гусса и друг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Мы же, иереи, клирики и даже начальствующие из мирян, должны быть сильно избиты, так как мы согрешили сознательно и не имеем снисхождения, поскольку нам вверены многие души, а мы не заботимся об их здравии, так как не подумали, что доходы, которые получает Церковь , она получает ради нищих и слепых и не следует нам расточать на самих себя и на недолжные дела их достояние. Ибо следует епископу быть безукоризненным, как наиудивительнейший Павел написал к Тимофею» 1179 . Говорил он им и дальше, присоединяя к настоящему слову и многое другое, и, конечно, из послания к евреям следующее: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр. 13: 16–17 ). И, истолковывая эти слова, ои учил мирян и всех находящихся под властью священника совершать дела милосердия и мира и не нерадеть об участии в богослужении и о почитании священников. Священников же (он учил) постоянному бдению, молитвам за народ и наставлениям, попечению, твердости в Боге и надежде на воскресение, поскольку они стремятся не для себя только устроить жизнь, но для тех, над кем поставлены начальствовать. «Ибо, – сказал он, – написано и следующее: Горе вам, потерявшим терпение! Что будете вы делать, когда Господь посетит? ( Сир. 2:14 ), а также слово апостольское: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12:14 )». Поскольку и иереям, и находящимся у власти мирянам было вверено дело надзирать и начальствовать, он содействовал им и увещеванием, что подобает более не вспоминать прошлую дружбу и вражду, кто свой, а кто чужой, но, напротив, кто добрый, и кто злой, обо всех думать справедливо и иметь попечение о спасении всех, а порочных в согласии с Писанием, которое говорит: обличай, запрещай, увещевай ( 2Тим. 4:2 ), молитвой и наставлением [убеждать] переменить [свой] безрассудный выбор и совершать благие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Начались переговоры с Римом по устранению раскола. Под Пасху 519 г. в Константинополь прибыли легаты папы Гормизда (514–523) – епископы Иоанн и Герман, пресвитер Бланд, диаконы Феликс и Диоскор, которые доставили патриарху Иоанну II вероисповедную формулу, подписанную папой в 515 г. против акакианского раскола и известную как formula Hormisdae (или libellus Hormisdae). «Апостольский престол всегда хранит кафолическую веру ненарушимой. Итак, Мы, желая не отпадать от этой веры и во всем следуя установлениям отцов, анафематствуем все ереси. Подобным образом анафематствуем Акакия, некогда епископа города Константинополя, сделавшегося последователем тех и соучастником, и всех пребывающих в общении с ними и в участии. (...) Надеюсь, что я пребуду с вами в том едином общении, которое проповедует апостольский престол. (...) Обещая на последующее время не сообщаться с отлученными от общения кафолической Церкви, т.е. с не соглашающимися во всем с апостольским престолом, Мы обещаем не поминать имена их при священнодействиях. Если же когда-либо попытаюсь усомниться в чем из моего исповедания, то исповедую, что я, через собственное осуждение, становлюсь соучастником тех, которых осудил». Провозглашая верность Халкидонскому Символу веры , либеллус устанавливает преемство ереси от Евтиха и Диоскора до последующих константинопольских, александрийских и антиохийских патриархов, предписывает не поминать имена этих еретиков за литургией и изъять их из диптихов. Все, кто не согласится с содержанием либеллуса, признавались соучастниками ереси. Основываясь на евангельских словах: Ты Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:18–19 ), папа Гормизд ведет линию кафолического учения Римской церкви прямо от апостола Петра и подчеркивает нестойкость Востока в ортодоксальном вероучении тем, что еретик Несторий, занимавший константинопольскую кафедру, был осужден на Эфесском соборе «святым Целестином , папой города Рима, и Кириллом, предстоятелем города Александрии», и тем, что александрийский патриарх Диоскор был привержен еретическому учению константинопольского архимандрита Евтиха, тогда как Рим всегда был оплотом истинной веры. (Тезис либеллуса о том, что в Риме истинная вера существовала непрерывно, был использован папой Львом XIII в 1896 г. в энциклике Satis cognitum.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если, как мы уже сказали, основное в этом опыте, в самой сущности Церкви есть единство, и единство не природное, а сверхприродное – во образ единства Святой Троицы («Они не от мира, как и Я не от мира... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино» Ин.17:16, 21–22 ), то можно ли сказать, что им вдохновлялось православное рассеяние в своем церковном устроении? Наделе каждая национальная эмиграция немедленно заводила свою Церковь , по-видимому, искренне считая, что юрисдикция любой национальной Церкви (то есть, по существу, всего лишь поместной, ограниченной своей территорией) распространяется на представителей этой национальности во всех пяти частях земного шара. Принцип «посольских» церквей, явление не церковное, а государственное, просто и как бы бессознательно перенесли на целые «заграничные» епархии, митрополии и, наконец, целые «зарубежные» Церкви. Так, например, в Америке на одной и той же территории правят чуть ли не шесть или семь православных епископов разных наций и национальных юрисдикций, и это вопреки основному канону о том, что в одном городе и на одной территории-епархии может быть только один правящий епископ, предстоятель Церкви Божией, то есть всех православных христиан, живущих в этой области, которые составляют «одно тело и один дух», которые «призваны к одной надежде», у которых «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:4–5 ). Еще дальше в этом направлении идет Зарубежный Синод митрополита Анастасия. Здесь территориальный принцип открыто заменен национальным, ибо Синод имеет подчиненные себе приходы не только вне границ поместных Церквей (Америка, Западная Европа, Австралия), но и на территории существующих православных, но не русских патриархатов (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, раньше в Сербии и Болгарии). Конечно, такое положение объясняется ненормальностью и трудностью условий, в которых мы живем, всей трагической сложностью окружающей нас обстановки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010