И послá егó от юдóли Хеврóни. И прииде в Сихéм [Израиль] сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришёл в Сихем Св. Ефрем Сирин: «Как Господь из Отчего недра послан к нам спасти всех нас, так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братьям своим» (тв. ч. 2, стр. 117). Гл. 37, 17 Речé же емý человек: отидóша отсюду: слышах бо их глагóлющих: пóйдем в Дофаим. И иде Иóсиф вслед брáтии своея и обрете я в Дофаиме И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдём в Дофан. И пошёл Иосиф за братьями своими и нашёл их в Дофане «Иосиф нашёл братьев своих в Дофаиме, что значит (согласно с Филоном) „великий недостаток”; так и израильтяне в пришествие Иисуса Христа изобличены были в великом недостатке очевидно по отношению к правде и всякой честности» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 4, стр. 330–331). Гл. 37, 18 Предузреша же егó издалéче, прéжде приближéния егó к ним, и зле умыслиша убити егó И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его Гл. 37, 19 речé же кийждо к брáту своемý: сé, сновидец óный идет И сказали друг другу: вот, идёт сновидец Гл. 37, 20 ныне ýбо приидите, убиéм егó и ввéржим егó во един от рвóв, и речéм: зверь лют снедé егó: и ýзрим, чтó бýдут сóния егó пойдём теперь и убьём его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов «Как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нёс он им мир от отца, так и жестокосердые всегда иудеи, увидев Спасителя, говорили: „Это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше” ( Мк.12, 7 ; Мф.21, 38 )» (св. Ефрем Сирин тв. ч. 2, стр. 117; ср. св. Кирилл Александрийский тв. ч. 1, стр. 328). Гл. 37, 24 и поéмше егó ввергóша в рóв: рóв же тóщ, воды не имяше и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нём не было По мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И после прочего 49 < Петр Александрийский добавляет> : «И это вот говорит: «И все сделают вам, потому что не узнали Пославшего Меня» 50 . Если не узнали Пославшего и Посланного, не следует сомневаться, что стали невежественны и в отношении установления о Пасхе, так что ошибались не только в выборе ее места, но и в начале месяцев с первого из месяцев года, (Р. 3) в четырнадцатый день которого древние, искренно соблюдая закон, после равноденствия справляли Пасху по божественному установлению. Современные же совершают ее перед равноденствием 51 весьма нерадиво и оплошно проявляя невежество; (D. 7) точно так они сделали и в этот год, как и сам, признавая, ты пишешь в этих : «Нам безразлично, даже если ошибаясь относительно движения луны, евреи иногда проводят свою Пасху в фаменоте 52 , или – из-за вставного месяца в каждый третий год – в фармути; ибо нам не представляется ничего другого, как вспомнить о страдании Его 53 в то самое время, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами 54 , прежде чем египтяне уверовали 55 . Не сейчас впервые, наблюдая движение луны, они по необходимости проводят Пасху дважды в трехлетие в месяц фаменот и один раз в фармути; очевидно, они всегда так поступали от начала и до пришествия Христа. Оттого-то, обвиняя их, Бог через пророка говорил: «Я сказал: они всегда заблуждаются сердцем, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» 56 . Вот тут-то, как видишь, оказывается, что ты произносишь много ложного не только относительно людей, но и в отношении Бога; во-первых, потому, что иудеи не заблуждались в этом, когда были с ними с самого начала очевидцы и служители 57 , и уж тем более – не от начала и до пришествия Христа. Ибо не за учреждение Пасхи Бог их называет «заблуждающимися (D. 8) сердцем», как ты написал 58 , но по причине всяческого неповиновения, за подлые и низкие дела, так как увидел, что они обратились к идолопоклонству и к блуду». И немного спустя < Петр Александрийский пишет> : «Так что, если в этом вопросе ты крепко, и весьма крепко, дремлешь, разбуди себя иглами 59 Екклесиаста, вспомнив говорившего: «Преткновение от земли лучше, нежели от языка» 60 . Ибо, как ты видишь опять, вынесенное тобой обвинение касается предводительствовавших ими иудеев; нужно предвидеть последующую великую опасность, так как мы слышали, что «кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову» 61 . Более чем легкомыслен всякий, кто осмеливается на это: обвинять Моисея, столь великого слугу Бога, или следующего за ним Иисуса Навина, или позднейших их преемников и правителей, я говорю о судьях, и о появившихся царях, а также о духоносных пророках, а еще о тех, кто стал у них безупречными первосвященниками, с которыми, если и не во всем им следуя, (Р. 4) но в самом надлежащем соблюдении Пасхи были согласны, как и относительно прочих праздников».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Ягве Моисею ( Исх. 16:33–34 ). Помимо свидетельства о попечительной милости Божией над Своим народом, сосуд с манной около ковчега прообразовательно указывал на грядущего Мессию, на истинный хлеб, сходящий с небес. О том св. Кирилл Александрийский : «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, являет нам свыше сшедшее и животворящее Слово, т.е. от Отца, как бы в священном и нескверном теле» О поклонении и служении в духе и истине, ч. 2, кн. 10, с. 456]. Христос Сам в Капернаумской синагоге сопоставил манну небесную с истинным хлебом жизни, Своей пречистой Плотию, даруемой верным во святой Евхаристии ( Ин. 6:31–33 ). Расцветший жезл Аарона. После бунта Корея, Дафана и Авирона, Ягве явил, что не всем дано священнодействовать, а только колену Левия. Из жезлов от всех колен израильских, положенных пред Ягве, расцвел только жезл Ааронов. И положил Моисей жезлы от всех колен израильских пред лицем Ягве, в скинии откровения. На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левина, расцвел, пустил почки, дал цветы и принес миндали ( Чис. 17:7–8 ). И вот, расцветший жезл Ааронов был положен у ковчега свидетельства для утверждения истинного священства, служителей славы Ягве во Израиле. Св. Кирилл Александрийский : «Итак, то, что жезл процвел, есть ясный признак того, что божественный Аарон светло и особенно избран был из рода Левиина на священнодействие. Но если перейти от этого жезла, как грубого еще образа, к духовному созерцанию, то снова воссияет таинство Христа» [там же, с. 457]. Христос – истинный Первосвященник по чину Мелхиседека и установил в Церкви Своей истинно апостольское священство. Жезл же Ааронов – строгое предостережение всем кореям, дафанам и авиронам всех времен, в том числе и беззаконным самочинным сектантским учителям и пасторам. – Свиток с книгой закона (Торы). Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И призвал, Иаков Рахиль и Лию, и сказал им: «отец ваш», которому «всею силою моею работах» (– 6), десять раз «измени мзду мою: но не даде ему Бог зла сотворити мне» (–7); и все козни отца вашего обратились на него же самого. Когда обещал он дать мне в награду овец пестрых, думая, что родится их немного; тогда родилось множество пестрых овец. А когда обещал мне овец с крапинами, думая, что таких родится немного; тогда все рождались с крапинами. Тогда Рахиль и Лия сказали ему: нет нам части «в дому отца нашего» (–14). Все, что было у него, отдал он сыновьям своим, а нас «продаде и снеде снедию сребро наше " (–15) Истощил и твои силы в те четырнадцать лет, в которые ты работал ему за нас. «Ныне убо, елика тебе рече» Господь, твори; мы готовы идти с тобою в тот день, когда пошлет тебя Бог» 455 . Заручившись сочувствием жен и «видя уже нечистоту совести в Лаване, Иаков не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним; а только исполнял повеление Господне» 456 . «И взял с собою весь скот свой, и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который приобрел он в Месопотамии, (и все свое), чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю ханаанскую» ( Быт. 31:18 ). Отправился Иаков на родину в отсутствие Лавана, который был занят стрижкой овец и не подозревал о намерении Иакова. Все обстоятельства, случившиеся с Иаковом со времени встречи с Рахилью у колодезя, св. Кирилл Александрийский толкует в преобразовательном смысле по отношению к Церкви Христовой и ее первым апостолам. Удаление Иакова из Месопотамии в Харран, к язычникам, каковым был и Лаван, св. Кирилл Александрийский сопоставляет с выходом св. апостолов на проповедь язычникам. «Итак, удалились они (апостолы) из страны иудейской и, оставив народ надменный и дерзкий, обратились к язычникам, по заповеди Спасителя нашего (Мф. 28:19). Но что они суть пастыри духовные и люди сведущие в детоводительстве к Богу, это они показывают тотчас, не дозволяя себе недеятельности в том, что им было всего приличнее; ибо тотчас же предлагают слово учения о Христе и убеждают делать то, что способно приносить пользу, как несомненно и божественный Иаков делал ясным для пастухов из Харрана, что и сам он был пастух, говоря: «еще есть дне много, не у час собирати скота: напоите овцы, шедше пасите» ( Быт. 29:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К образу Богослужения Православной Церкви принадлежит Апостольский обычай стоять при Богослужении мужам с открытой, а женам с покрытой головою. Этот обычай предписан Апостолом Павлом, который говорит: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог . Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор.11:3–7,10 ). Согласно с сим наставлением Апостола, издревле сохраняют обычай стоять при Богослужении Апостольской Православной Церкви, мужи с открытой головою, а жены с покрытой. О сем обычае говорит Тертуллиан : «Богу истинному, Богу живому, мы, возводя очи на небо, с распростертыми руками, с обнаженной головой, без понудителя, от сердца молимся» 171 . Обращение Православных Христиан при Богослужении к Востоку При Богослужении Православная Церковь всегда обращается к Востоку, знаменуя тем свое обращение к истинному свету, к Востоку свыше ( Лк.1:78 ). К действиям, совершаемым Солнцем правды на земле, приникает и Церковь небесная ( 1Пет.1:12 ). К Востоку Православная Церковь обращается при Богослужении, по Апостольскому преданию, как свидетельствуют Тертуллиан 172 , св. Афанасий Александрийский , св. Василий Великий 173 и многие другие. Особенно пространно об Апостольском обычае обращаться к Востоку при молитве говорит св. Афанасий Александрийский . Отвечая Князю Антиоху, он пишет 174 : «Иудеям говорим, что мы, верующие, кланяемся к Востоку, исполняя законоположение св. Духа, рекшаго через Давида: поклонимся на место, идеже стояте нозе Господни ( Пс.131:7 ). И когда Иудей спросит, где стояли ноги Господни, то пророк Захария научает их, говоря: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку ( Зах.14:4 ). Посему и сами Иудеи, молясь в Иерусалим, обращаются к Востоку – к горе Елеонской. Вот краткий ответ для Иудеев. К Еллинам же говорим мы следующее: когда мы кланяемся к Востоку, то отнюдь не думаем, будто бы Бог ограничивается Востоком; но поскольку Бог есть истинный свет и называется истинным светом, посему, устремляя взор на созданный свет, мы покланяемся не ему, но Творцу его, светлой стихией научаясь почитать светлейшего паче всех стихий и предвечного Бога. Верные же пусть услышат и узнают, что блаженнейшие Апостолы для того заповедовали обращать Церкви Божии к Востоку, чтобы мы устремляли взор к раю, который потеряли, к нашему древнему отечеству и стране, прося Бога и Владыку снова ввести нас туда, откуда изгнаны». Участие Православн. Христиан при богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Как он (Мелхиседек), поскольку не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и поскольку не имел родословной – безродословным, – так и Христос, поскольку не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродословным» (тв. т. 4, стр. 382). «Повествование о сем как бы изображает пред нами вечность и безначальность Христа как Бога», говорит св. Кирилл Александрийский . Вот почему «Боговдохновенное Писание не поименовало нам рода Мелхиседека или того, от какого отца он произошёл, мы не находим сказания и о том, до какого числа лет дожил он» (тв. ч. стр. 108). Если же «Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни, не потому, что он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие; а Иисус Христос не имеет ни начала дней Своих, ни конца жизни не в том смысле, как Мелхиседек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца», то это, – говорит св. Златоуст, – потому, что «то, чтó в Мелхиседеке было как тень, на Иисусе Христе исполнилось как истина» («Беседы на Псалмы» т. 1, стр. 518; ср. его же «Толкование на послание к Евреям» стр. 208). Мелхиседек – прообраз Христа по признанию всей Церкви. «Священника Божия и Царя уединена, Христово подобие в мире жития в человецех подражай», т. е. «Подражай Священнику Божию и Царю одинокому (Мелхиседеку), Христову образу жизни между людьми в мире» (Канон Андрея Критского Четверг п. 3, тр. 3). Авраам и Исаак Гл. 15, 4 И áбие глáс Госпóдень бысть к немý, глагóлющий: не бýдет сéй наследник твóй, но иже изыдет из тебé, тóй бýдет наследник тебе И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдёт из чресл твоих, будет твоим наследником Гл. 15, 6 И верова Аврáм Бóгу, и вменися емý в прáвду Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность Св. Кирилл Александрийский : «Христос – сын от свободной, т. е. от Нового Завета, во образ Которого Исаак разумеется сыном по обетованию и через веру» (тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Киррил Александрийский, IV–V вв: «Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сжег города содомлян? Очевидно, что Отец, всё совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим, – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын– рядом с Отцем?» Толковая Библия Лопухина : По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий, или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания , сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин.5:22–23 ; 2Фес.2:8 ; Откр.1:16, 2:16, 19:15 ) • «И он сказал Моисею: Поднимись к Иегове, ты, а также Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля, и поклонитесь издали» ( Исх.24:1 ПНМ). Весьма интересным представляется комментарий на данный пассаж, который можно найти в Талмуде: «Мидраш рассказывает об ответе рабби Идита на вопрос одного сектанта по поводу текста Исх.24:1 , где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Metatron, который носит с Господом одно имя» C древних времён сформировалось мнение, согласно которому Memra (по Талмуду – Метатгоп – прим.) т.е. Ангел Господень – это будущий Мессия. Такая мысль встречается в некоторых ранних иудейских писаниях и апокрифах, из чего мы можем сделать вывод, что она имела место уже в период (IV-I века до Р. Х.) Эта же мысль стала традиционной для христианского богословия • «И Господь сказал ему: … А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» ( Ос.1:4, 7 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

Метод экзегезы Мидраш 1. Указание на личность Соломона Стихи из Екклесиаста, где автор говорит о себе, сопоставляются с местами Священного Писания , указывающими на те или иные биографические подробности из жизни Соломона. Например, В святоотеческих толкованиях параллели Когелет – Соломон хотя и встречаются, но значительно реже. Здесь более характерна параллель Когелет – Иисус Христос. Таким образом подчёркивается единство книги Екклесиаста не только с книгами Ветхого Завета, но и Нового Завета. Этим подчёркивается связь книги Екклесиаста с другими книгами Ветхого Завета. 2. Природные явления Мидраш часто рассуждает о природных явлениях. Например, где и как земля «пьёт». Есть в Мидраше даже запись научного эксперимента, проведённого двумя раввинами в море р. 21]. Рассуждения о природных явлениях встречаем у Олимпиодора Александрийского. 3. Идентификация Метод идентификации заключается в том, что выражения общего характера соотносятся с конкретной личностью, событием или объектом, взятым из Библии или же из близких среде Мидраша реалий. Например, высказывание «нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» ( Еккл. 1:11 ) связывается с допотопным человечеством, египтянами и чудесами, происшедшими в Египте перед исходом. Еккл. 2:5 «устроил себе сады и рощи» понимается, как намёк на большие коллекции трактатов Мишны, такие, как у рабби Хийя Старца или у Бар Каппары р. 58]. 4. Аллегория Аллегория является распространённым экзегетическим моментом Мидраша. Есть сходство в обеих традициях, христианской и иудейской, в употреблении этого метода. Примером может служить Еккл. 2:24 «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией». Мидраш толкует это место так: еда и питьё означают Тору и добрые дела р. 71]. У св. Дионисия Александрийского «есть и пить» в Еккл. 2:24 означает таинственную трапезу: «Что речь идёт здесь не о чувственных яствах, это он сам покажет ниже, говоря: благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира. …Итак он говорит о таинственных брашнах. А от духовной трапезы никто не вкусит, если не будет призван Им и не послушает Премудрости, гласящей: прииди и яждь».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мне хочется показать вам, что этого не нужно стыдиться, а нужно стыдиться того, что вы делаете. А ты между тем не думаешь стыдиться последнего, а стыдишься первого, и таким образом осуждаешь Бога, который так устроил». Регламентирует ли Церковь сексуальные отношения в браке? Церковь не регламентирует эти отношения. Однако следует помнить, что по словам свт. Иоанна Златоуста , брак «лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения». Временное сексуальное воздержание в браке находит в церковных документах два обоснования – аскетическое (возможность отдаться особо усердной молитве) и практическое (один из способов контроля рождаемости). Основанием для этого служат слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7:5 ). Комментируя этот стих, свт. Иоанн Златоуст поясняет, что апостол здесь «разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: да молитеся , но: да пребываете в молитве , потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения». В древних общецерковных канонах по этому вопросу находятся следующие правила. 3е правило свт. Дионисия Великого : «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла (см. 1Кор.7:5 )». 5е правило Тимофея Александрийского : «Если жена пребудет ночью со своим мужем или муж с женой, а совершается богослужение, то следует ли им причаститься или нет? Ответ: Не следует, поскольку апостол призывает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:5 )». 13е правило Тимофея Александрийского : «На сочетающихся браком в какие дни недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие дни иметь им право на это? Ответ: То, что сказано мной прежде, говорю и теперь. Апостол повелевает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (см. 1Кор.7:5 ). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти дни приносится Господу духовная жертва». Последнее замечание связано с тем, что согласно церковным канонам, присутствие на литургии обязывает верных причащаться Святых Тайн .

http://azbyka.ru/seks

Нав.13:29 .  Моисей дал удел и половине колена Манассиина, который принадлежал половине колена сынов Манассииных, по племенам их; Слова " который принадлежал половине колена сынов Манассииных», повторяющих то же, что сказано в начальных словах этого стиха, читаются в еврейском тексте, но не находятся в переводе LXX по древнейшим его спискам, как и в славянской Библии. Нав.13:30 .  предел их был: от Маханаима весь Васан, все царство Ога, царя Васанского, и все селения Иаировы, что в Васане, шестьдесят городов; При описании удела полуколена Манассиина библейский писатель сначала указывает южный пограничный пункт – Маханаим и затем важнейшую северную часть его владений – Васан ( Нав.12:5 ), как называлось царство Ога до завоевания его израильтянами, после чего оно стало известно под названием «селений Иаировых» ( Втор.3:14 ). Нав.13:31 .  а половина Галаада и Астароф и Едрея, царственные города Ога Васанского, [даны] сынам Махира, сына Манассиина, половине сынов Махировых, по племенам их. Здесь в частности указывается та половина Галаада, которая точнее обозначена находившимися в ней столичными городами «Астарофом и Едреей», т.е. северная, которую получило старшее поколение Манасиина колена, называвшееся по имени своего родоначальника Махировым, в отличие от других поколений, ведших свой род также от него ( Чис.26:29–32 ), но носивших имена других ближайших родоначальников. Северная часть Галаада отдана была Махирову поколению, как принимавшему особенно деятельное участие в ее завоевании ( Чис.32:39 ; Нав.17:1 ). 117 В Александрийском списке по фототипическому его снимку, конец Нав.13 и начало Нав.13 читается κα τ Ευα κ Θαιμαν κα πσ γ Χανααν. Здесь слово Θαιμαν отделено от следующих затем слов πση γ черточкой или точкой, составляющей в Александр. списке единственный знак препинания. Ставящаяся в печатных изданиях греческого текста перед κ Θαιμαν точка принадлежит издателям, разделяющим его применительно к принятому разделению на стихи. Непосредственная связь слов: к югу с концом Нав.13 ясно выражена и в переводе блаженного Иеронима Ad meridiem vero sunt Hevaii – «а к югу Евеи». По словам других комментаторов (напр. Keil. Iosua, 105), так же переведено это место и в Сирском Пешито. 119 Так читается начало 8-го стиха в Александрийском и древнем Ватиканском (кроме δ δο, отсутствующих в последнем) и др. списках. 122 Перевод этого памятника на русский язык с объяснением см. в «Христианском Чтении» 1870 г., где помещены статьи проф. Д. А. Хвольсона «Новооткрытый памятник Моавитского царя Меши». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Иисуса Навина. 848-1053 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010