" В начале Ты, основал землю, и небеса -- дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся " (Пс. 101. 26-28). Фрагмент облачения св. Кутберта В книге Премудрости Соломона сказано, что " на подире первосвященника был целый мир " (Прем. 18. 24). Об символах природных стихий среди облачений первосвященника упоминают Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Филон Александрийский учил, что " всякий человек по своему телесному устроению сородственен всему миру, ибо образован из тех же самых стихий " (О сотворении мира, 146). Одежды ветхозаветного архиерея соответствовали космическому значению завесы Иерусалимского храма. По словам Филона Александрийского вместе с первосвященником во святое святых входила вся вселенная, изображенная на его облачениях (Жизнь Моисея, II). В новозаветной традиции богослужебные облачения также соотносятся с космической символикой храма. Богослужение Православной Церкви указывает на связь между совершенным Христом спасением человека и преображением всего творения. Домостроительство спасения человека и человечества во Христе, начатое в Воплощении Сына Божия через соединение с Его Божеством плоти человеческой, означает в то же время и спасение видимой Вселенной посредством преображения ее во Христе и Теле Его - Церкви (Духовное преображение творения в православном богослужении, Журнал Московской Патриархии 1983). Чин облачения архиерея на середине храма означает вочеловечение и Крещение Христовы. В византийских храмах архиерей облачался, стоя на реках изображенных на полу храма. При этом святитель изображал Христа, облекшегося в одеяние падшего адамова естества и омывшего одежду человеческой плоти водами крещения. В службе на Богоявление (Крещение) Господне Святая Церковь воспевает: " Одеяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданския... Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир " (стихиры на литии).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/cu...

В этих словах послания к Диогнету чувствуется, что уже существует некоторая нотка недоверия к дидаскалам, которых, повидимому, обвиняют в новшестве. Наряду с уважением, которым были окружены истинные дидаскалы, постепенно рождается опасение, направленное вообще против гнозиса. Первоначальная церковь знала не только ложных пророков, но и ложных учителей. Первые предостережения против них мы находим в Пастырских посланиях. С одной стороны, мы находим в них слова, которые имели необычайный резонанс, как в истинном, так и в ложном гнозисе: «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( II Tuм. 2,2 ), а с другой стороны: «много есть и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Титу 1,10–11 ), так как «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( I Tuм. 1,19 ). «Ученне 12-ти апостолов» говорит о ложных учителях, а Ерма в своем «Пастыре» предостерегал верных против тех, кто «вводили чуждые учения и совращали рабов Божьих» 243 . Если Ириней Лионский , считая безрассудными вопросы, что делал Бог до сотворения мира 244 , или как Бог родил Сына 245 , не отрицал окончательно гнозиса, особенно касающегося экономии спасения 246 , то Тертуллиан решительно заявлял, что нет ничего общего между Афинами и Иерусалимом, Академией и Церковью 247 . Течение, направленное против гнозиса, а косвенно и против дидаскалов, было настолько сильно, что Климент Александрийский должен был поставить проблему веры и гнозиса, никогда неизжитую до конца Церковью: «Некоторые, говорил он, которые считают себя умными людьми, думают, что хорошо не касаться ни философии, ни диалектики и не заниматься изучением природы. Они требуют веру, чистую и простую, как будто они хотят, нисколько не заботясь о винограднике, собирать с самого начала гроздья винограда» 248 . Синтез веры и знания, к чемустремился Климент Александрийский и Ориген , не был принят церковным сознанием их времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Вот самое пререкаемое место в Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38). Христианский мыслитель третьего века, свидетель еще традиционно-языческого уклада жизни, Климент Александрийский поясняет смысл этих слов: “Словом мать, которую приходится оставлять ради Христа, обозначено аллегорически отечество и родная страна. Под словом же отец Писание разумеет порядки частной жизни, над которыми праведник с благодарением и великодушием должен возвышаться, чтобы стать угодным Богу” (Строматы, IV,4). “Господь вовсе не повелевает проникнуться ненавистью к своему собственному семейству. Господь хочет сказать нам своими словами только это: Не увлекайтесь неразумными пожеланиями и избегайте следовать обычаям общественным, ибо семейство состоит из родных, а города из семейств” (Строматы III,15). Речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противления Евангелию – а потому «Убежим от обычая: он душит человека» (Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 118,1). «Вы состарились в суеверии, молодыми придете к истинному богопочитанию» (Там же, 108,3). «Есть также люди, которые говорят: мы соблюдаем все то, что оставили нам отцы наши. Разве те, кому отцы их оставили нищету, не стремятся разбогатеть? А те, кого родители не воспитывали, хотят получить воспитание и выучиться тому, чего не знали отцы их. И почему это дети слепых видят, а дети хромых ходят прямо? Ибо не хорошо человеку следовать за своими предками, жившими дурно Поэтому исследуй, хорошо ли жил твой отец, а если отец твой жил плохо, ты живи хорошо. И оплачь отца своего, что он жил плохо, если плач твой может помочь ему» (Слово Мелитона Философа пред Антонином Кесарем//Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М., 2000, сс. 148-149).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Вот это – то, о чем пишет Климент Александрийский , что в глазах жителей Ханаана он был как царь, как князь Божий. И жители Ханаана говорят: «Послушай нас, господин наш» ( Быт. 23:6 )! То есть они как бы догадываются, что Авраам намного выше их. Но можно и иначе истолковать слова «пришелец и поселенец». Слово, переведенное у нас как «пришелец» (на иврите гер), точно переводиться как: «пришелец». Но следующие слово, переведенное у нас как «поселенец», на иврите тошав, означает: «оседлый» или даже «кореной житель». То есть Авраам как бы говорит: «Если хотите я буду вести себя среди вас как гер (гастарбайтер), а если не хотите, то могу вести себя и как тошав (как коренной житель), ведь Бог уже отдал мне эту землю. « Ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей » ( Быт. 23:6 ). То есть они готовы предоставить любое место, где Авраам захочет похоронить Сарру, и готовы предоставить места, где были их гробницы, чтобы там приготовить место для Сарры 231 . Но Авраам думает совсем иначе, он не хочет верующую Сарру хоронить на одном погосте с язычниками. И вот поведение Авраама, о котором Климент Александрийский говорит: «Поэтому их деяния стали законом для нас», является для нас примером. Он не хочет хоронить свою жену даже среди гробниц князей земли Хета, он хочет иметь свое собственное кладбище. « Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу » ( Быт. 23:7–9 ). Вот это слово (Махпела) переводится на русский язык как «двойная». То есть – двойная пещера 232 . Декларируя, что он хочет создать место погребения в земле Ханаана, Авраам как бы заявляет об его окончательном решении поселиться на этой земле. Известно, что в древности на Востоке человека хоронили в месте захоронения его предков, от чего и существовал эвфемизм: «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ). И так как Авраам не собирался возвращаться в Месопотамию, он и создает новое место погребения для своего клана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Все различие состояло только в том, что через обязательные жертвы израильтяне как бы насильно или, как выражается св. Ириней Лионский о подобных обрядовых предписаниях, «как бы узами» 317 притягивались к этой жизни и научались той истине, что они всецело принадлежат Богу. Жертвы же вольные, напротив, вытекали из сознания и поддерживали сознание в необходимости святой жизни, «что должно, как говорит св. Кирилл Александрийский , возносить Богу, как воню благоухания и как нечто должное, святолепное жительство и славу отличной жизни» 318 . Самый выразительный вид вольной жертвы, возведенной в обет, представляло назорейство, мнения отцов о котором уже изложены Лучшим же примером обязательных даров израильтян Иегове могут служить десятины 319 и посвящение Иегове от всего первородного – от человека до скота и начатков плодов. 320 Посвящение Богу всего первородного, по мнению отцов, согласно с Библией было установлено в память избавления израильтян от погибели в Египте и в знак того, что сама жизнь их после того принадлежала всецело Богу и Ему должна была посвящаться 321 . «Бог, говорит блаж. Феодорит, узаконил израильтянам приносить первородное из волов и овец, напоминая тем о спасении их первородных.... Сие дает видеть и самый закон: «когда же после, спросит тебя сын твой: «что это?». Ты скажешь ему: «рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства. Ибо, когда Фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота: посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, а всякого первенца из сыновей моих выкупаю» ( Ucx. XIII, 14  15 ) 322 Св. Кирилл Александрийский , объясняя закон о первородном в прообразовательном смысле, видит в посвящаемых первенцах христиан, как приобретение Сына Божьего ( Uc. LIII, 12 ), избавившего нас Своей кровью от власти демонов. «Как израильтяне, говорит св. Кирилл, как бы жили жизнью агнца, закланного в ночь смерти египетских первенцев, так и мы уже не своей жизнью живем, но жизнью умершего ради нас Христа“ 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Гал.2:20: .. .уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия. В этом стихе - ключевая для антропологии, собственно христианская мысль: через веру во Христа, Сына Божия, т.е. через самого Него человек преображается телесно. Но преображение достигается через Крест Христов. Его Пречистое Тело и Пречистая Плоть через Крест возводят к небесному и наше тело и плоть. В этом вопросе мы вступаем в догматически выверенную, особенно деяниями IV Вселенского (Халкидонского) Собора, область понятий. Именно " Халкидонский орос " утверждает во Христе человеческое тело и человеческую душу, " неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно " соединенные с божественным естеством. 4.3. Тело и плоть Христа Одно из значений этого понятия есть Церковь. По своей огромной сложности оно выходит далеко за рамки нашей темы. Будем говорить собственно о теле Иисуса Христа в прямом смысле. 4.3.1. Общие свойства Во времена догматических споров это положение подвергалось сомнению, поэтому многие святые отцы и учители доказывали его со всею силою данной им благодати ума. " Тело Его было истинным... ибо оно было таким же, как наше " (Святитель Афанасий Александрийский) " Если кто говорит, что Тело Христово нетварно, и исповедует, что Он - нетварное Слово Божие, от тварной человеческой природы восприявшее плоть и вочеловечение, как написано, да будет анафема " (Святитель Григорий Неокесарийский) " Если Господь ничего не воспринял от Марии... то сорок дней... постясь, не взалкал бы, когда тело стремилось к свойственной ему пище " (Священномученик Ириней Лионский) Как видим, тело Его было, по учению отцов, тем же, что и у нас, и оно не только требовало пищи, сна, отдыха, но страдало и умирало. " Ибо Божество поистине совершает спасение чрез тело, которое у Него Самого, чтобы страдание было у плоти, а действование - у Бога " (Святитель Григорий Нисский) " Так как страдание это претерпело тело, бывшее Его собственным телом, то и говорится опять, что Он Сам пострадал за нас; Он [был] бесстрастен в страдающем теле " (Святитель Кирилл Александрийский)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Гл. 16, 13 и да возложит фимиáм на óгнь пред Гóсподем, и покрыет дым фимиáмный очистилище éже на свидениих, и не ýмрет и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть «В этом, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – изображался Христос, всю св. скинию, т. е. Церковь , наполнявший духовным благоуханием» (тв. ч. 5, стр. 225). Гл. 16, 34 И бýдет сиé вáм закóнное вечное, éже молитися о сынех Изрáилевых о всех гресех их, единою в лето да сотворится И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году «И сие прообразует домостроительство по плоти Спасителя нашего, – замечает бл. Феодорит, – ибо как архиерей, единою в лето входя во Святое Святых совершать сие священнослужение, так, по слову Божественного апостола, Владыка Христос, единожды претерпев спасительное страдание, восшёл на небо, „вечное искупление обретый” ( Евр.9, 12 )» (тв. т. 1, стр. 179). Гл. 21, 11 и ко всякой души умéршей да не приидет: над отцéм своим и над мáтерию своéю да не осквернится и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя По объяснению св. Кирилла Александрийского , – тем, что «архиерей должен удаляться от мертвечины, не подходя ни к чему мёртвому, не заботясь при сем о почтении к отцу или матери, или братьям, косвенно указывает на то, что во Христе отнюдь нет ничего скверного» (тв. ч. 2, стр. 256–257). Гл. 21, 13 Сéй в женý деву от рóда своегó да пóймет В жену он должен брать девицу [из народа своего] Гл. 21, 14 вдовицы же и изгнáныя, и осквернéныя и блудницы, сих да не пóймет: но девицу от плéмене своегó да пóймет в женý вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену По мысли того же св. Отца, жена ветхозаветного Первосвященника долженствовала быть девою, а не отверженной во образ Церкви Христовой из язычников (тв. ч. 2, стр. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 19, 11 и да бýдут готóвы в дéнь трéтий: в трéтий бо дéнь снидет Госпóдь на гóру Синáйскую пред всеми людьми 92 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай Повелением „быть готовыми к третьему дню”, по мнению св. Исидора Пелусиотск ого, евреи «руководятся к тридневному Господню воскресению» (тв. ч. 1, стр. 204). С ним согласен в этом и св. Киприан Карфагенский (тв., ч. 2, стр. 53). Гл. 19, 16 Бысть же в трéтий дéнь бывшу ко ýтру, и быша глáси и мóлния и облак мрáчен на горе Синáйстей, глáс трýбный глашáше зелó: и убояшася вси людие, иже в полце На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане „В третий день бывшу ко утру...» потому что, – объясняет св. Кирилл Александрийский , – «пришёл и сошёл с небес Единородный не в первое время и не в начале века сего, а также и не во второе или среднее время, но как бы в третье и в последнее, и как бы утром и в начале дня, т. е. уже по отогнанию мысленной тьмы, присущей нам и как бы по прошествии ночи и исчезновению мрака» (тв. ч. 5, стр. 137). При этом «когда Бог сошёл в виде огня, то явился дым, как бы вылетавший из печи и к верху сильно кружившийся, ибо, – замечает он, – снизошло к нам ради нас с неба Слово Божье „яко от горнила” ( Мал.3, 2 )» (ibid, стр. 141). Гл. 19, 24 И речé емý Госпóдь: иди, сниди и взыди ты и Аарóн с тобóю: жерцы же и людие да не нýдятся взыти к Бóгу, да не когдá погубит от них Госпóдь И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы [Господь] не поразил их «Восходит Моисей (олицетворение закона) не без Аарона, который был образом Христа, ибо честен закон во Христе и связан со Христом духовным созерцанием, – говорит св. Кирилл Александрийский , – так что нельзя «отделять закон от созерцания во Христе, прилепляясь только к одной тени и не принимая истину за первообраз прообразов» (тв. ч. 2, стр. 17–18)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 24, 17 И речé Давид ко Гóсподу, егдá виде áнгела биюща люди, и речé: сé, áз éсмь согрешивый, áз éсмь пáстырь злó сотворивый, а сии óвцы чтó сотвориша? да бýдет ныне рукá твоя на мне и на домý отцá моегó И сказал Давид Господу, когда увидел ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего Св. Кирилл Александрийский , объясняя это в мессиански-прообразовательном смысле, говорит: «Христос, как бы созерцаемый в образе Давида, избавил нас. Поскольку Он видел, что смерть истребляет сущих на земле, то и сделался Ходатаем за нас перед Отцом: Он Себя Самого принёс за нас и добровольно подверг смерти, называя грех Своим не потому, будто Он соделал грех, но потому, что по Писанию Сам „грехи наша берет на Себя и о нас болезнует” и „со беззаконными вменися” ( Ис.53:4, 12 ), и хотя Сам не знал греха ( 2Кор.5, 21 ), но «быв по нас клятва» ( Гал.3, 13 ). Нужно же, как сказано, более потерпеть пастырю, нежели овцам; и Он как „пастырь добрый душу Свою положил за овцы” ( Ин.10, 11 )» (тв. ч. 1, стр. 164). И бл. Феодорит по поводу этого места замечает: «Давид умолял произнести правдивый приговор на него и на его род, выражаясь, как истинный пастырь, и подражая сыну своему и Господу, положившему за овец душу Свою» (тв. т. 1, стр. 415). Гл. 24, 25 И создá тáмо Давид олтáрь Гóсподеви: и вознесé всесожжéния и мирная. И послýша Госпóдь земли, и отят язву от Изрáиля И соорудил там Давид жертвенник Господу и принёс всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян От сего прообраза переходя к Первообразу, св. Кирилл Александрийский говорит: «Иисус Христос Сам принёс Себя в жертву как бы в виде и образе вола молотящего и соделался всесожжением и жертвой примирительной» (тв. ч. 1, стр. 166). А усматривая мессиански-прообразовательные черты в дальнейших словах сего стиха, тот же св. Отец делает такое сопоставление: «Когда воздвигнут был жертвенник, на котором возложены примирительная жертва и жертва всесожжения, то печаль прекращена, ибо внял Господь земли, и истребление было остановлено. Так и тогда, как Христос принёс Себя за нас в жертву, смерть была упразднена и тление уничтожено, так как всемогущий Бог приклонил ухо, как бы уже готовое к мольбам всех» (ibid, стр. 167–168). 3 Книга Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 25, 37 И да сотвориши светил егó сéдмь, и постáвиши светила егó, и светити бýдут от единаго лицá егó И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его Так как «число 7 есть признак совершенства», то, по его же толкованию, семеричное число лампад светильника предуказывало на то, что «всесовершен и по естеству Своему Еммануил как Бог, и в разделении исходящих от Него дарований совершенно предлагается достойными принять их» (ibid, стр. 141). А по толкованию св. Климента Александрийского , «золотой светильник святилища не только внешним своими устройством, но и своими светом предызображал свет, принесённый на землю Христом» («Строматы» кн. 5, гл. 6, стр. 545). «Златозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Своими озаряющ всяческая», т. е. «Сияющий золотом светильник предызобразил Тебя, неизреченно воспринявшую неприступный Свет, Своею премудростью просвещающий всё» (Октоих гл. 6, Нед. Утр. к. 3, п. 8, т. 4). Гл. 26, 1 Скинию же да сотвориши от десяти опóн от виссóна скáнаго и синеты, и багряницы и червленицы скáныя: херувимы делом ткáным да сотвориши я Скинию же сделай из десяти покрывал кручёного виссона и из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою Кручёный виссон из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, по мнению св. Кирилла Александрийского , предуказывал на Христа, ибо, «будучи тонким и бестелесным по естеству, рождённое от Бога Отца Слово некоторым образом скручено через сплетение как бы с плотью. Итак, Он есть и кручёный виссон; но также есть как бы и «синета» (гиацинтовый голубой цвет), потому что не от земли, а свыше и с неба. Ибо гиацинту уподобляется на высоте и вверху находящееся эфирное тело, достигающее и до самой тверди; пурпур же, поскольку не есть раб, как будто сотворённый, но от Бога Царь и Господь всяческих. Червленица же кручёная, потому что умопредставляемый в сплетении с плотью и пребывая истинно Словом Божьим, Он дал кровь Свою за нас, так как червленица есть знамение крови» (тв. ч. 2, стр. 169–170).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010