Гл. 26, 14 И да сотвориши покрóв скинии от кóж óвних червлéных, и прикрывáла от кóж синих свéрху И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и ещё покров верхний из кож синих «Покрышки из бараньих кож красных, – по его же мнению, – указывают на Христа через красный цвет, поскольку Он явился во плоти, ибо таков некоторыми образом цвет кожи; а покрышки из кож синих указывают на Христа через гиацинт, ибо Он с неба и свыше» (ibid, стр. 170). Гл. 26, 33 И повесиши завесу на столпех, и внесéши тáмо внýтрь завесы кивóт свидения: и разделяти бýдет завеса вáм посреде святилища и посреде Святáя Святых и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого Святых Отделявшая Святое Святых от святилища завеса, по его же мнению, также «проявляла таинство Христа» в том смысле, что сокрытый за завесой ковчег завета предызображал собою Христа, Который «едва не таился как бы за завесою, принявши плоть, ибо, – замечает св. Отец, – разве не назвали для нас завесою тело Христово мудрый ап. Павел ( Евр.10, 19–20 )» (ibid, стр. 196). Гл. 27, 20 И ты заповеждь сынóм Изрáилевым, и да вóзмут тебе елéй от мáсличия без дрождéй чист изжáт в светение, да горит светилник всегдá И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время По объяснению св. Ефрема Сирина , «сим изображается учение Распятого, ибо всякий другой елей не от маслин означает учения чуждые» (тв. ч. 5, стр. 510). Гл. 28, 1 И ты приведи к себе Аарóна, брáта твоегó, и сыны егó от сынóв Изрáилевых, да священнодействуют мне Аарóн и Надáв, и Авиýд и Елеазáр и Ифáмар, сынове Аарóни И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых Аарон – прообраз Христа как Первосвященника, по мнению свв. Кирилла Иерусалимского («Огласительные поучения» X, 11; стр. 171–175), Афанасия Великого (тв. ч. 2, стр. 266–267), Кирилла Александрийского (тв. ч. 1, стр. 72, 127 и др.; ч. 2, стр. 17 и др.; ч. 3, стр. 6 и др.; ч. 4, стр. 87 и др.; ч. 5, стр. 113). По Златоусту («Толкование на послание к Евреям» стр. 305), всякий ветхозаветный Первосвященник – прообраз Христа. Назначение Аарона для священнодействия Самим Богом, по мысли св. Кирилла Александрийского , предуказывало то, что и «Христос зван как бы в Первосвященника волею Отца» (тв. ч. 2, стр. 263).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 35, 28 и на сложéние, и на елéй помáзания, и на сложéние фимиáма также и благовония, и елей для светильника и для составления елея помазания и для благовонных курений «Фимиам, сказано, был составной, – говорит св. Кирилл Александрийский , – потому что ведение о Христе слагается из двух сторон, так как Он есть вместе Бог и человек, впрочем, из обоих один – Сын и Христос» (тв. ч. 1, стр. 223). Гл. 37, 3 И сотвориша завесу от синеты и багряницы, и червленицы спрядены и виссóна скáнаго, дело швéнно херувимы Гл. 36, 35 И сделал завесу из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и из кручёного виссона, и искусною работою сделал на ней херувимов «Бывшие в скинии завесы „от синеты, багряницы и червленицы спрядены и виссона сканого”, – по объяснению св. Ефрема Сирина , – изображают Еммануила» (тв. ч. 6, стр. 510). «Повторением (в главе 37) повествования о всех утварях скинии, об устроении кивота, трапезы, светильника и всего прочего, – по объяснению того же св. Отца, – даётся разуметь, что когда Еммануил придёт во славе Своей и сядет на престоле царства Своего, тогда откроется дело всякого человека... и всякий по житию своему получит приличное ему место в умопредставляемой скинии» (ibid, стр. 513). В частности описываемый в стихах 17–24 (по русской Библии ) «золотой светильник, – по его же объяснению, – изображает и показывает нам тайну креста; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть стран» (ibid, стр. 509). Гл. 40, 2 в дéнь пéрвый мéсяца пéрваго, в новомéсячие постáвиши скинию свидения в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания «Св. скинию надлежало водрузить в 1 день и притом в новомесячие 1 месяца и во 2 год (ст. 17), ибо, – говорит св. Кирилл Александрийский , – день 1 указывает на то вожделенное и спасительное для нас время, в которое Единородный, соделавшись человеком, смертью Своей плоти стяжал Богу и Отцу сущих на земле... Это был день 1 в неделе (славянское – по Субботе), в который Христос воскрес из мёртвых, разрушив страшную державу смерти» (тв. ч. 2, стр. 189). Ибо «как начало месяца есть первый из дней в нём, т. е. новомесячие, так и как бы некоторое начало нового века, и наступление новости времён есть время пришествия Христова ( 2Кор.5, 17 ; Гал.6, 15 )» (ibid, стр. 191).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 4, 11 и кóжу тéлчу, и всю егó плóть со главóю, и с крáйними частми, и со утрóбою, и с мотылы а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его Гл. 4, 12 и да изнесýт всегó телцá вне полкá на место чисто, идеже изсыпáют пéпел, и да сожгýт егó на дровáх огнéм всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах «Кожа тельца и прочее сожигается вне врат стана. Таким образом, – замечает тот же св. Отец, – даже и самое место страдания Христова не оставляет закон неуказанными нам; посему и Божественный ап. Павел сказал нам: „Да исходим вне врат, поношение Его носяще” ( Евр.13, 13 ), – т. е. за нас и ради нас понесённый крест» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 2, стр. 224, 292; ч. 3, стр. 129). С этим согласен и св. Златоуст, говоря: «Как жертвы, приносимые за грехи, были некоторым прообразом и сожигались за станом, так и Иисус, принёсший Себя за грехи наши, пострадал за вратами» («Толкование на послание к Евреям» стр. 508 и 513). Гл. 4, 13 Аще же вéсь сóнм сынóв Изрáилевых согрешит не хотящь, и утаится глагóл от лицá сóнма, и сотворят едину от всех зáповедий Госпóдних, еяже не леть éсть творити, и согрешáт Если же всё общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно Гл. 4, 14 и увестся им грех, имже согрешиша в нéм: и да приведéт сóнм телцá от волóв непорóчна о гресе, и приведéт и пред двéри скинии свидения то, когда узнан будет грех , которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания «Созерцай, – говорит св. Кирилл Александрийский , – как бы в тельце опять Еммануила, закалаемого за нас, избавляющего нас от греха, изъемлющего от суда и отводящего от наказания, входящего „большею и совершеннейшею скиниею” не с помощью тельцов и козлов, но „Своею кровию” ( Евр.9, 11–12 ) и единожды вкусившего смерть» (тв. ч. 2, стр. 160). «Приводится же телец и за грехи неведения народа одинаково и без изменения, и способ жертвоприношения был во всём тот же самый: ибо равным образом и Еммануил принёс Себя за малых и великих, за народ и священников» (ibid, стр. 224–230). «Телец приносим был за начальника 95 и народ общим как бы и одним и тех же грехом недуговавших; ибо Себя Самого принёс Христос за всех вместе как бы в образе тельца, в жертву многоценную и великую» (ч. 3, стр. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

д. Послшайте мен, мо, послшайте, и ко мн вншите: к законъ изыдетъ, и сдъ мой во свтъ зыкмъ. 4. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдёт закон, и суд Мой поставлю во свет для народов. Приближаетс скор правда мо, и изыдетъ к свтъ мо, и на мышц мою зыцы надтис бдтъ: мен строви жидати и на мышц мою уповати бдтъ. 5. Правда Моя близка; спасение Моё восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою. Ис.51:6 Воздвигните на небо чи ваши и воззрите на землю дол, понеже небо к дымъ утвердис, и земл к риза бетшаетъ, же на земл коже изомртъ, же мо во вкъ бдетъ, и правда мо не скдетъ. 6. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет. Ст. 4–6. Своему избранному народу Господь возвещает, что произошедшие от Него закон и право должны просветить все языки ( Лк.2:31 ), что приблизилось время оправдания и опасения всего человечества, дабы народы, находящиеся вдали от царства Божия, уповали на Господа и надеялись на мышцу Его; – устрояемое же Господом оправдание и спасение людей не связаны условиями времени и пространства (неба и земли), но суть абсолютны и вечны ср. Мф.24:25 ; Евр.1:10–12 . В ст. 4, вместо =в р.-с. и племя Моё, 70 читали: , чему придали синекдохический смысл, а посему: κα ο βασιλες – и царе. Св. Кирилл Александрийский по поводу сего выражения цитирует: кнзи собрашас с Бгомъ авраамлимъ ( Пс.46:10 ). Последнее сл. ст. =в р.-с. поставлю 70 читали: , почему: ταχ= скор (ср. Притч.12:19 ). В ст. 5 славян. к свт=в ват. ς φς не имеет себе соотв. в евр.-м. и ал. т.; вместо: – в р.-с. и мышца Моя (буквально сл. мышцы Мои) будет судить народы, 70 читали: , почему: κα ες τν βραχονα μου ϑνη λπιοσιν= и на мышц мою зыцы надтис бдтъ. По поводу этих слов св. Кирилл Александрийский замечает: «а мышцей Отца св. Писание везде называет Сына: ибо Он есть сила Его. Если же кто пожелает здесь разуметь мышцу самого Сына, на которую будут надеяться народы, призываемые ко спасению, то пусть тот разумеет здесь божественную и превосходную силу Его, которой Он сотрёт сатану и миродержителей века сего, спасая сущих от язык» ( Мф.12:29 ; Пс.88:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Да и Апостол Павел предупреждал о будущих «лжесловесниках, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» ( 1Тим. 4:2–3 ). Да и Сам Господь Иисус Христос не гнушался прийти на брак в Кане Галилейской, и даже первое чудо совершил именно там! Думается, тому, кто ушел в монастырь, а значит, умер для мира, не совсем удобно снова погружаться в мирские проблемы. Наставлять мирских людей по силам только великим монахам, таким, как, например, Иоанн Златоуст . А первый наш наставник, это, конечно, великий монах Апостол Павел, сделавшийся для всех – всем, и могущий вместить в себя и тех, и других. И он говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» ( 1Кор. 7:5 ). И еще он сказал: «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:9 ). Можно вспомнить и общецерковное предание, зафиксированное в «Книге правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отцев». Там, в третьем правиле Дионисия Александрийского , сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быть достаточными судьями». А в Канонических ответах Святейшего Тимофея Александрийского, в той же книге, на вопрос: «Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и наутро будет священнослужение, то должны ли они причаститься, или нет?» – дается ответ: «Не должны». То есть безусловный запрет на супружескую близость общецерковное предание полагает только накануне Причащения. Остальное–дело постепенного, ненасильственного возрастания во Христе. У современных супругов и так трудная жизнь, в тисках разных обстоятельств: работа порой с утра до ночи, командировки, жилищная теснота, тут же и дети, тут же и родители... И вот, только остались наедине, как случайно взглянули на календарь, а там – постный день! Ну что же это за жизнь такая?!. В одном из писем Паисия Святогорца , как раз тоже великого, современного, монаха, находим мудрое и тонкое рассуждение на эту тему: «Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Святые Отцы не дают точных определений о том, как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть четко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Два из всех фрагментов в рукописи имеют надписание: « Дионисия Александрийского к Оригену », вследствие чего некоторыми исследователями высказывается гипотеза о том, что они являются выдержками из письма св. Дионисия к Оригену «О мученичестве», о котором упоминает Евсевий 496 . Сам издатель (Feltoe) предполагает возможность, что некоторые части этих фрагментов не принадлежат св. Дионисию, а восходят к более позднему времени. Однако убедительных аргументов в пользу таких своих сомнений он, по нашему мнению, не приводит, а поэтому все фрагменты мы будем рассматривать вышедшими из-под пера александрийского святителя. Первый фрагмент посвящен изъяснению 42-го стиха (Отче! О если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет), где запечатлевается одна из высших точек напряжения Гефсиманского борения Господа 497 . Св. Дионисий прежде всего обращает внимание на то, что Господь говорит: да минует Меня 498 , а не «пусть не подходит или не приближается ко Мне ( μ προσεχτ γγιστω μοι)». Ибо «мимоходящее всегда бывает возле и вблизи того, мимо чего проходит, и если бы не приблизилось, не могло бы и пройти мимо». Поскольку же «мимоходящее не есть нечто неподвижное ( απρσιτν εστιν – неприступное, недосягаемое) и не остается на одном месте, Спаситель прежде всего и просит, чтобы миновало искушение, которое приближалось к Нему, хотя явно медленно и постепенно. Вот первый способ, как “не впасть в искушение” ( Мф. 26:41 ), – тот способ, о котором Он советует молиться слабым: они должны молиться, чтобы искушение приходило, – [ибо сказано]: Надобно придти соблазнам ( Мф. 18:7 ), – но чтобы сами они не впали в искушение. Самый же совершенный способ не впасть во искушение есть тот, о котором Он не без оснований ( οχ πλς) просит: не как Я хочу, но как Ты ( Мф. 26:39 ). Ведь Бог не искушается злом ( Иак. 1:13 ): Он желает давать нам блага больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем ( Еф. 3:20 )». Далее св. Дионисий продолжает: «Конечно, Сам Возлюбленный знал совершенную волю Его (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.      «Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия. Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес. Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть. Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

http://pravoslavie.ru/94670.html

Еще и еще раз, с нежностью и любовью, Иисус Христос обращается к поникшим, опечаленным ученикам: Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. И далее, чтобы хоть как-то вывести их из грустного оцепенения: Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу, ибо Отец Мой более Меня. Слова эти звучат, может быть, даже с некоторым упреком. Нет, Христос знает, что Его ученики действительно любят Его и потому так расстраиваются, но они еще не умеют любить духовно, их любовь сильна, но недостаточно самоотверженна, потому что она еще носит земной, человеческий характер. Господь внушает Своим последователям, что падать духом не стоит. Обещая им встречу с Собой, Христос побуждает учеников внутренне согласиться на недолгую разлуку, которая даст Сыну Божию возможность взойти к Отцу Небесному, чтобы получить подобающее Ему прославление. Ради этого можно потерпеть. Для любящего человека интересы любимого всегда стоят на первом месте, и он охотно, с радостью жертвует собой, только бы любимому было хорошо. Если этой жертвенности и самоотверженности нет, то нет и истинной любви. Да, как бы трудно и грустно тебе ни было, как бы ни угнетала тоска, но если расставание на пользу любимому, то любящий человек не будет ему препятствовать. Разве в своей жизни, братья и сестры, вы с этим не сталкивались? Далее Господь говорит: ..Отец Мой более Меня. Что имеется в виду? Одни святые отцы (святители Кирилл Александрийский , Афанасий Александрийский, блаженный Августин) трактовали это выражение, как сравнение славы Сына Божия с той славой, в которой неизменно пребывает Бог Отец. Другие же учители Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов, преподобный Иоанн Дамаскин ) усматривали здесь мысль о происхождении Сына Божия от Отца, Который есть «вина и начало Рожденному от Него». И то и другое мнение, впрочем, согласны во взгляде на смерть Христову не только как на прекращение земной жизни и скорбь потери, но и как на начало отшествия Иисуса Христа к Отцу Небесному и Его полное, действительное прославление.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока «Христос есть овча единолетнее, т. е. совершенное, ибо Он всесовершен и свободен от недостатков по самому естеству Своему» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 5, стр. 266). Гл. 23, 13 и жéртву егó две десятины муки пшеничны спряжены в елéи: жéртва Гóсподу, в воню благовóния Гóсподу: и возлияние егó винá четвéртую чáсть ина и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина «Принесение хлеба в святую скинию и предложение Богу во Святом Святых, – по объяснению того же св. Отца, – может означать, и весьма естественно, восхождение Еммануила на небеса ( Евр.9, 24 )» (ibid, стр. 263). Гл. 23, 29 всяка бо душá, яже не покорится в дéнь тóй, потребится от людий своих а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего Заповедь о посте в день очищения, – по мнению ап. Варнавы, – указывала на смерть Христа (или, по его выражению, на то, что «Сам Он за наши грехи имел принести в жертву сосуд Своего духа», т. е. тело Своё) и именно на то обстоятельство её, что Он, «будучи распят, был напоен желчью и уксусом» (послание гл. VII, стр. 47). Гл. 23, 39 И в пятыйнáдесять дéнь мéсяца седмáго сегó, егдá скончáете жита земли, прáзднуйте Гóсподу сéдмь дний: в дéнь пéрвый покóй, и в дéнь осмый покóй А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой «Из этого можно понять, – замечает св. Кирилл Александрийский , – как и само дело как бы громко вопиет, что во Христе Бог даёт нам снова райские сладости» ( Лк.23, 43 )» (тв. ч. 3, стр. 284). Гл. 24, 1 И речé Госпóдь к Моисéю, глагóля: И сказал Господь Моисею, говоря: Гл. 24, 2 заповеждь сынóм Изрáилевым, да вóзмут ти елéй от мáсличия чист исцежéн в светение, да горит светило всегдá прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе Он же: «Возложил Авраам на сына полена дров, потому что и Спаситель нёс крест» (ibid. стр. 140). «Исаак нёс дрова, когда восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно агнцу: и Спаситель, неся крест, шёл на лобное место, чтобы там подобно агнцу быть закланным за нас» (ibid. стр. 141). Св. Кирилл Александрийский : «На Исаака отец своими руками возлагает бремя дров, нужных для всесожжения и отправляется до места жертвоприношения. Ибо и Христос, неся на плечах крест Свой, „пострадал вне врат” ( Евр.13, 12 ) по совету Бога и Отца» (ч. 4, стр. 147–148). Св. Иоанн Златоуст : «Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест» (тв. т. 2, стр. 789–790). «Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осуждённого... Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нёс дрова. Только тогда все дело ограничилось произволением отца, так как то было прообразование, а теперь всё исполнилось самым делом, потому что это была истина» («Толкование на Евангелие от Иоанна» т. 2, стр. 494). Св. Климент Александрийский : «Исаак нёс дрова для жертвоприношения: подобно этому Господь нёс крестное древо» («Педагог» кн. I, гл. 5, стр. 20). Бл. Иероним: «Исаак был прообразом Христа, когда сам нёс древо для своей будущей смерти» (тв. т. 12, стр. 302). Гл. 22, 9 приидóста на место, éже речé емý Бóг: и создá тáмо Авраáм жéртвенник и возложи дровá: и связáв Исаáка сына своегó, возложи егó на жéртвенник верхý дрóв И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров Гл. 22, 10 И прострé Авраáм рýку свою, взяти нóж, заклáти сына своегó И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего Св. Григорий Богослов замечает: «Авраам принёс необычайную жертву – образ великой Жертвы» (ч. 3, стр. 31). По мнению ап. Варнавы, Исаак служит ясным прообразом страждущего Христа, именно «когда был возложен на жертвенник» (посл. гл. 12, 47); и по мнению св. Киприана Карфагенского , в этом случае Исаак «предызобразил жертвоприношение Господа» (ч. 2, стр. 286): а по мнению св. Иоанна Златоуста , – даже ещё «ведомый на жертву» (тв. т. 1, стр. 432), а тем более, когда «приносим был в жертву, ибо под этим действием с сыном разумеем и нечто другое таинственное, именно крест» («Беседы на Псалмы» т. 1, стр. 370).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010