«Маёшка», или проделки юнкера Лермонтова Ему доставляло большое удовольствие показывать свою силу, главным образом в руках. 15 октября, 2014 Ему доставляло большое удовольствие показывать свою силу, главным образом в руках. Лет сто назад в петербургском Николаевском кавалерийском училище царил культ «корнета Лермонтова». «Славная Школа» гордилась своим выпускником, в его честь здесь проводились праздники и выставки, был создан музей и установлен памятник. Юнкера свято чтили «лермонтовские» традиции и передавали их из поколения в поколение. После революции, оказавшись в эмиграции, один из бывших юнкеров, ротмистр 2-го лейб-гусарского Павлоградского полка Константин Скуридин написал небольшое исследование, посвященное учебе Лермонтова в Школе. Сегодня, в день 200-летия со дня рождения поэта, мы предлагаем это исследование вашему вниманию. В 1832 году М.Ю. Лермонтов подал прошение в Императорский Московский Университет об увольнении его из Университета «по домашним обстоятельствам» с просьбой приложения «надлежащих свидетельств для перевода в Императорский Санкт-Петербургский Университет с зачетом времени его пребывания в Московском Университете на словесном отделении». В просьбе Лермонтову Петербургский Университет отказал и разрешил прием на условиях сдачи вступительных экзаменов на 1-й курс. Вместо университета Лермонтов поступил в Школу Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, несмотря на желание его бабушки Е.А. Арсеньевой «не видеть своего внука военным». Ряд обстоятельств был причиной принятого Лермонтовым решения: прельщал короткий срок обучения, соблазняла военная служба с возможностью быстрой карьеры и скорой выслуги лет, наконец, уговоры друзей и родственников, уже поступивших в Школу. 4 ноября 1832 г. Лермонтов со всеми прочими «недорослями из дворян» держал экзамен и по оценке полученных баллов был зачислен приказом от 20 ноября кандидатом в Школу. 14 ноября был принят на службу лейб-гвардии в Гусарский полк на правах вольноопределяющегося унтер-офицера, а 18 декабря последовал следующий приказ по Школе: «На основания предписания заведующего Школой Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров г. генерал-адъютанта Нейгарта от 17-го числа сего декабря за 273 определенные на службу, на правах вольноопределяющихся, в полки лейб-гвардии недоросли Михаил Лермонтов в Гусарский, Александр Головин в Конный и Николай Вырубов в Измайловский, переименовываются первые двое в юнкера, а последний в подпрапорщики с показанием по спискам из дворян, о чем объявляя по вверенной мне Школе, предписываю гг. эскадронному и ротному командирам с означенных юнкеров Лермонтова и Головина и подпрапорщика Вырубова, взыскать за употребленную при рассмотрении из документов вместо гербовой простую бумагу с каждого за один лист по два рубля, и доставить ко мне для отсылки в Уездное Казначейство. Генерал-майор барон Шлиппенбах».

http://pravmir.ru/mayoshka-ili-prodelki-...

Всеукраинская премьера " Страстей по Матфею " состоялась в Днепропетровске Днепропетровск, 14 апреля 2009 г. Накануне Страстной Седмицы 9 апреля Центр Православной Культуры «Лествица» совместно с Днепропетровским областным советом представил благосклонному вниманию любителей классической музыки очередную, восьмую по счёту встречу на «Острове классики». На этот раз в Академическом театре русской драмы им. М. Горького прозвучало музыкальное произведение для хора и оркестра «Страсти по Матфею» композитора Илариона (Алфеева), бывшего епископа Венского и Австрийского. Масштаб концерта — и в духовном и во временном смысле — велик и знаменателен. В первую очередь грандиозностью темы — Страсти Христовы, а во-вторых — это крупное произведение для хора, оркестра и солистов впервые было исполнено в Украине. Всеукраинская премьера состоялась по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Мировые и европейские премьеры уже прошли в Америке, Канаде, Австралии, Италии и Москве. 8 апреля состоялась венгерская премьера произведения в Будапеште. Пришла очередь и для Украины познакомиться «вживую» со «Страстями по Матфею» епископа Илариона. И особенно приятно, что именно Днепропетровск стал первым городом в Украине, который взял на себя труд и ответственность за премьерное исполнение этого непростого произведения. «Страсти» были исполнены объединённым хором Спасо-Преображенского кафедрального собора и Днепропетровской областной филармонии (хормейстеры: Ольга Пучкова и дьякон Вячеслав Марцинков) и камерным составом Академического Симфонического оркестра Днепропетровской областной филармонии. Солисты: Игорь Сахно – Евангелист, Алёна Бокач – сопрано, Светлана Сошнева – меццо сопрано, Игорь Чернявский – тенор. В своем интервью после концерта главный дирижер Академического симфонического оркестра областной филармонии заслуженный деятель искусств Украины Наталья Пономарчук поделилась своими переживаниями: «Я очень серьезно, с большой ответственностью отношусь к сегодняшнему событию, к сегодняшней премьере на Украине произведения Владыки Илариона. Я знаю, что весь мир, в частности многие европейские государства, уже имели честь его услышать. Тем особенно интересно сегодняшнее событие, что мы имеем честь исполнить эти «Страсти по Матфею», именно православные. Очень сложная задача, поскольку масштаб события вселенский. Разумеется, мы может только какой-то отблеск, отпечаток далекий изложить того, что произошло тогда и с тех пор происходит каждый раз в душах людей. Это наша попытка сопереживать, соучаствовать, молиться и переживать Страстную неделю и ожидать Пасхи Господней».

http://pravoslavie.ru/30048.html

Несмотря на все горести, война принесла и радостные моменты, о которых я тоже никогда не забывал и не забуду. Это момент первой встречи с мамой после войны. Когда я пришел домой после фронта, мама меня не ждала — я ей очень давно не писал, а за месяц до моего прихода ей пришла похоронка на одного из моих старших братьев. С одной стороны, она была очень рада, что я вернулся живым, с другой, она оплакивала своего погибшего старшего сына. Мое возвращение с фронта праздновала не только наша семья — все соседи пришли разделить с нами радость. Соседки начали накрывать на стол: кто-то принес несколько картошин, кто-то свеклу, хлеб, а одна соседка даже стакан вина. Лучшего застолья у меня в жизни не было! Вы не представляете, какое это было счастье. Такого счастья я больше никогда не испытывал, хотя после этого в моей жизни было очень много прекрасный мгновений. Но те чувства радости от того, что я прошел такую тяжелую войну и вернулся домой, ни с чем нельзя сравнить. Александр Михайлович Чернышов с правнуком      Поэтому нынешнему поколению хочется пожелать больше трудиться на благо Родины, любить и защищать ее. Сегодня Россию хотят сломить всеми правдами и неправдами. Америка и Запад понимает, что с сильной Россией им не справиться, что ее нужно поставить на колени, но я считаю, что нашу Родину с таким прекрасным молодым поколением не сломить. «После пережитого жизненные неприятности кажутся ерундой» Герой Советского Союза Борис Васильевич Кравцов с матерью Борис Васильевич Кравцов , Герой Советского Союза, начальник разведки 2-го дивизиона 132-го гвардейского артиллерийского полка 60-й гвардейской Павлоградской стрелковой дивизии 12-й армии 3-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант: — Для многих людей моего поколения война является самым ярким временем в жизни, несмотря на то, что это было все-таки страшное время. Мы, молодые лейтенанты, были нужны Родине, и это и по сей день вызывает у меня гордость. Я был артиллерийским разведчиком, все время находился на передовой, в пехоте, рядом с командиром батальона или командиром роты. Эта опасная служба мне запомнилась на всю жизнь. Помню, как один молодой лейтенант вырыл окоп, оборудовал его связью, замаскировался, но немцы, видимо, его заметили. На утро к окопу этого лейтенанта подошел немецкий танк и направил дуло в окоп, расстрелял нашего лейтенанта прямо у нас на глазах.

http://pravoslavie.ru/70551.html

Нам всем необходимы какие-то основополагающие фигуры, которые формируют фундамент нашего миропонимания – конечно же, это герои, общие для всей России. Василий Игоревич: вы родились в Павлограде, вы – человек из эпохи, которая объединяла нас: всю Великую, Малую и Белую Русь. Все мы жили вместе и не мыслили другого будущего… – Павлоград сейчас «прогремел» в прямом и переносном смысле, благодаря взрыву боеприпасов на каких-то складах. Я все время говорю (чтобы не было путаницы с Павлодаром), что это место очень легко запомнить. Дело в том, что известный всем литературный герой – Николай Ростов из «Войны и мира» – служил в Павлоградском гусарском полку. Гусарские полки были расквартированы в основном на Украине (Сумской полк знаменитый, Ахтырский полк, Павлоградский полк…). Что такое город Павлоград? Он был подарен Императрицей Екатериной II своему сыну Павлу I. Он расчерчен, как крепость, на прямоугольные улицы. Потом, следующая часть его истории – это была столица западного Донбасса, место шахтеров, куда, как на все комсомольские стройки, приезжали со всей страны – вместе с ДнепроГЭСом поднимали Донбасс, западный Донбасс в том числе. Это Новороссия, которая никогда Украиной не была. В мое время мы считали, что наша столица – Москва, а не Киев, хотя и Киев – тоже столица. – Конечно, ведь у нас никогда не было разделения на «украинцев» и «русских»… – Никогда не разделяли! Но когда это разделение вдруг пошло – после развала СССР, – мы с моим другом считали (так нам хотелось верить), что искусство должно объединять народы. И особенно – русский, украинский и белорусский народ. Я сделал две большие выставки: две в Киеве, одну в Севастополе (тогда это была еще украинская территория). И вот, выставка в Киеве получилась по-настоящему грандиозной: на мой взгляд, это был такой способ объединения наших народов. Потому что уже тогда пошли центробежные тенденции на Украине очень сильные, уже была «оранжевая» власть. Но тем не менее теплилась надежда, что все будет нормально. – А ведь в России тогда тоже пытались «раскачивать» ситуацию… И все-таки не случилось того, что случилось на Украине. А как вы думаете: люди тут сыграли главную роль, или, может быть, какие-то исторические «фетиши» или антигерои, которые «подняли на борьбу» людей?

http://pravoslavie.ru/155301.html

Духовенство Днепропетровской епархии активно участвует в ликвидации последствий трагедии в Днепропетровске Днепропетровск, 16 октября 2007 г. Четвертый день не только Днепропетровск, но и вся страна говорит о страшной трагедии на жилом массиве «Победа». Четвертые сутки без перерыва все службы областного центра борются за жизни пострадавших от сильнейшего взрыва бытового газа в десятиэтажном доме. По данным МЧС всего от взрыва пострадали более 400 человек, погибло 15 человек, судьба 10 до сих пор остается неизвестной, несколько десятков горожан, в том числе и дети, находятся в городских больницах, с разными степенями травм. Списки людей, которые до этого времени не найдены горожане составляют сами, в настоящее время записано 10 человек. Об их судьбе не знает никто. Рядом списки тех, кто находится в больницах, далее — перечисление погибших. Возле стены, где вывешены последние данные жертв взрыва женщины стоят с зажженными свечами и со слезами на глазах. Они надеются на лучшее. Несмотря на все прилагаемые усилия спасатели, к сожалению, из под завалов достают только тела погибших. В настоящее время их количество увеличилось до 15 человек. Из них только двое имеют возраст более 40 лет, еще двое — возрастом 23 и 25 лет, остальные — дети и подростки от 6 до 18 лет. Согласно соответствующему указу Президента Украины Виктора Ющенко 16 октября оглашено Днем национальной скорби. По случаю Дня памяти и скорби митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней выступил в прямом эфире на областном телеканале и обратился ко всем горожанам с архипастырским словом по поводу великой трагедии, которая случилась утром 13 октября в Днепропетровске. В момент трагедии владыка совершал Божественную литургию и в своих архипастырских молитвах он сразу поминал всех пострадавших и погибших в результате взрыва. В своем обращении митрополит поддержал пострадавших и запалил в них огонек надежды: «Сегодня День скорби, День траура! День, когда мы очень близко принимаем случившуюся трагедию. А случилось страшное: погибли десятки людей, столько же покалечено.

http://pravoslavie.ru/24433.html

По данным А. Вилкула, потеря составила 3,5 млн. валютной выручки. «Причем убытки нарастают как снежный ком: только сегодня не выполнено 8 маршрутов, которые равняются 30 тысячам тонн ЖРС. Это снова миллионы долларов недополученной валюты, в которой так остро нуждается Украина», - констатирует он. Энвер Цкитишвили С аналогичной ситуацией в мае столкнулись мариупольские металлурги. По словам генерального директора меткомбината «Азовсталь» Э. Цкитишвили, по причине нехватки сырья в текущем месяце комбинат потеряет в производстве около 20 тыс. тонн стали, а страна не получит около млн. валютной выручки. «Хроническое невыполнение перевозок по Камыш-Заре в объеме заявленных «Укрзализныцей» 23 грузовых поездов в сутки вынудило нас искать альтернативные варианты поставок сырья на комбинаты», - говорит он. Однако любой из них приводит к значительному увеличению затрат. Возможно, российская альтернатива была бы дешевле, но ее теперь просто нет! «Из планируемых к перевалке в мае 100 тыс. тонн концентрата в лучшем случае мы получим 50%, и все это по причине отсутствия достаточного количества магистральных локомотивов в Приднепровском филиале ПАО «Укрзализныця» - при необходимом минимуме в четыре машины по факту работает только две. Подходы к Бердянску затоварены, работники УЗ не подтверждают планы перевозок и не согласовывают графики отгрузок. Простаивает порт, простаиваем мы», - сетует директор «Азовстали». От такой политики несут прямые убытки и аграрии. Как правило, ранние зерновые должны быть вывезены в максимально сжатые сроки для освобождения элеваторов под кукурузу, сою и подсолнечник. В ином случае агробизнес понесет убытки. Так оно и произошло в прошлом году: ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» оценила их в размере 100 млн. грн. «Отдельные компании, особенно в западных регионах, из-за нехватки топлива и запчастей для локомотивов или вагонов-зерновозов ожидали в период пиковых перевозок подачи вагонов до двух недель», - подчеркивают эксперты ассоциации. Интересная история произошла с Павлоградским химзаводом - одним из стратегических предприятий украинской оборонки. Помимо своей основной деятельности УЗ также является владельцем 20 щебеночных карьеров страны. Раньше этот химзавод тесно проводил на этих объектах УЗ буровзрывные работы и зарабатывал на этом неплохие деньги. Однако в этот раз по надуманным причинам его исключили из тендерных торгов (якобы из-за несоответствия документации).

http://ruskline.ru/opp/2017/maj/24/polya...

С 12 сентября 1996 года - архиепископ Днепропетровский и Павлоградский, управляющий Днепропетровский епархией. 19 июня 2002 года за церковные заслуги возведен Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в сан митрополита. - Владыка Ириней, что Вам наиболее запомнилось во время Вашего служения в Японии? - Это, конечно общение с японцами. Они меня учили петь самурайские песни. Я их учил петь русские песни, например, " Катюшу " . Но потом, когда они захотели идти ко мне в храм, я решил, что нужно спеть что-то такое, чтобы мои прихожане действительно были в восхищении. Я им предложил: давайте споем молитву. А я им дал ноты и молитву на японском языке. Как спели! Быстро разучили. Потом начали регулярно ходить на службы. Я сознательно старался не навязывать им учения, через месяц они подошли и спросили: " Шимпу сан ( " отец " по-японски), как бы нам посетить вас? " Я сказал, что нужно еще что-нибудь выучить, например Херувимскую песнь Бортнянского на японском языке. Они тоже спели. Боже мой! Сколько было благодарности! Так они, наверное, год воцерковлялись. А потом говорят: " Отец Ириней, крестите нас! " Я им дал катехизические беседы для знакомства на японском языке. Они приняли крещение. Одна девочка вышла замуж за японского кандидата в семинаристы. Одна стола регентом в нашем храме. Я спрашивал у батюшки, который там служит, он говорит, что некоторые до сих пор там поют и служат. - Что вас больше всего изумило в Японии? - Японская живопись, японские сады. У них же земля на вес золота, поэтому они любой уголок преображают так, что просто восхищаешься: там и фонтанчик может быть и красивый газон и т.д. В них заложено, что природа - это книга Божия, и ей нужно любоваться и благодарить Бога. В Японии господствуют пантеистические представления. Вот птичка поет, японец руки сложит, о чем-то подумает. Или там источник журчит - он голову склонит - для него это красота Божия. Те, которые неправославные, они так и считают, что Бог присутствует во всех элементах природы, то есть являются пантеистами. А православные понимают неверность этого представления, но они тоже склонятся, но они понимают, что это Божие творение, рука Божия. Они еще более понимают книгу красоты Божиего творения. Поэтому всюду они стараются украсить как-то, чтобы было красиво, чтобы было нарядно. Это меня восхищало.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Несколько слов надо сказать о таком понятии, как монашеская республика. Речь идёт, конечно, как и во всех клетках таблицы, о «чистом» варианте, то есть об автономной самоуправляемой общине, состоящей из истинных монахов, каждый из которых видит в любом из своих братьев по обители святого человека, а себя считает последним из людей. А теперь о правлении венчанного царя. Венчанный монарх представляет собой сакральную личность, это, выражаясь фигурально, «светский первосвященник». Соответственно, ему не просто охотно подчиняются, его любят. Как любят – об этом мы читаем в «Войне и мире». «Остановившись против Павлоградского полка, государь сказал что-то по-французски австрийскому императору и улыбнулся. Увидев эту улыбку, Ростов сам невольно начал улыбаться и почувствовал ещё сильнейший прилив любви к своему государю. Ему хотелось высказать чем-нибудь свою любовь к государю. Он знал, что это невозможно, и ему хотелось плакать. Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов. “Боже мой, что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов. – Я бы умер от счастья”. Государь обратился к офицерам: – Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души. – Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя! – Вы заслужили георгиевские знамёна и будете их достойны. “Только умереть за него!” – думал Ростов». Возможно, православная монархия, в которой посчастливилось жить нашим прапрадедам, – всё-таки лучшее реальное общественное жизнеустроение? Беседа 8. Материалистическая и прагматическая линия в эллинской философии По своему духовному типу древние греки – народ для нас довольно загадочный и малопонятный. С одной стороны, они изобрели демократию, и это, казалось бы, говорит о том, как высоко они ценили свободу личности. С другой стороны, они свято верили в рок, в предопределённость судьбы каждого человека, а ведь такая предопределённость делает свободу иллюзорной: ты хоть вон из кожи лезь, а всё равно с тобой будет то, что тебе на роду написано, а точнее, заранее назначено троицей Клото, Лахесис и Атропос – богинями судьбы, которых греки именовали мойрами. Это совсем не та психология, что у христиан, которые говорят «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Христиане делают свой жизненный выбор сразу, безо всякого рока, по своей воле грешат, по своей воле воздерживаются от грехов, а судить, что перевесило, предоставляют Всевышнему, надеясь на Его милость. Вера христиан в Страшный суд есть не что иное, как вера в человеческую свободу, ибо если бы человек не был свободен, делая то, что ему предназначил рок, то за что можно было бы его наказывать или награждать после смерти?

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

Действительно, только открытие кампании задержало Ростова и помешало ему приехать — как он обещал — и жениться на Соне. Отрадненская осень с охотой и зима со святками и с любовью Сони открыли ему перспективу тихих дворянских радостей и спокойствия, которых он не знал прежде и которые теперь манили его к себе. «Славная жена, дети, добрая стая гончих, лихие десять — двенадцать свор борзых, хозяйство, соседи, служба по выборам! — думал он. Но теперь была кампания, и надо было оставаться в полку. А так как это надо было, то Николай Ростов, по своему характеру, был доволен и той жизнью, которую он вел в полку, и сумел сделать себе эту жизнь приятною. Приехав из отпуска, радостно встреченный товарищами, Николай был посылан за ремонтом и из Малороссии привел отличных лошадей, которые радовали его и заслужили ему похвалы от начальства. В отсутствие его он был произведен в ротмистры, и когда полк был поставлен на военное положение с увеличенным комплектом, он опять получил свой прежний эскадрон. Началась кампания, полк был двинут в Польшу, выдавалось двойное жалованье, прибыли новые офицеры, новые люди, лошади; и, главное, распространилось то возбужденно-веселое настроение, которое сопутствует началу войны; и Ростов, сознавая свое выгодное положение в полку, весь предался удовольствиям и интересам военной службы, хотя и знал, что рано или поздно придется их покинуть. Войска отступали от Вильны по разным сложным государственным, политическим и тактическим причинам. Каждый шаг отступления сопровождался сложной игрой интересов, умозаключений и страстей в главном штабе. Для гусар же Павлоградского полка весь этот отступательный поход, в лучшую пору лета, с достаточным продовольствием, был самым простым и веселым делом. Унывать, беспокоиться и интриговать могли в главной квартире, а в глубокой армии и не спрашивали себя, куда, зачем идут. Если жалели, что отступают, то только потому, что надо было выходить из обжитой квартиры, от хорошенькой панны. Ежели и приходило кому-нибудь в голову, что дела плохи, то, как следует хорошему военному человеку, тот, кому это приходило в голову, старался быть весел и не думать об общем ходе дел, а думать о своем ближайшем деле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

«Международная Киноассамблея на Днепре – 2016» 16.01.2016 11:50:18 Кульков Сергей Андреевич ДНЕПРОПЕТРОВСК. С 28 по 31 января 2016 года в Днепропетровске пройдет «Международная Киноассамблея на Днепре-2016». Кинофорум проводится центром православной культуры «Лествица» по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея при личной поддержке мецената социальных проектов – народного депутата Украины Андрея Шипко. Партнером кинематографических встреч является кинотеатр «Правда-кино», в залах которого все дни будут проходить показы фильмов и встречи с их режиссерами и героями. Главная цель форума – популяризация документального киноискусства и создание благоприятных условий относительно развития современного документального кино в Украине. Нынешняя «Киноассамблея на Днепре»  посвящена 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон, которое празднуется Православной Церковью в Украине в наступившем 2016 году. В этом году  лозунг «Киноассамблеи на Днепре» стал другим, но по своей сути не изменился. Если предыдущие шесть лет он звучал: «Правда о нас – в документальном кино», то теперь –  «Единство кинематографа – в правде». Уже седьмой год «Киноассамблея» собирает лучших режиссеров-документалистов и ценителей документального кино из разных стран для знакомства с лучшими новинками украинского и зарубежного кинематографа, обмена опытом, творческих встреч и общения со зрителями. Отличительной чертой кинофорума являются творческие встречи с известными режиссерами и актерами.  В этом году в работе «Киноассамблеи» примут участие известные режиссеры-документалисты из Украины, Беларуси, России, Польши, Эстонии и Сербии. Торжественное открытие «Киноассамблеи» 28 января – в 19:30. Накануне открытия - в 19:15, в малом зале кинотеатра «Правда-Кино» состоится пресс-конференция с организаторами и гостями «Киноассамблеи на Днепре-2015».  Приглашаются к участию только представители СМИ. Зрители смогут увидеть документальные картины, созданные в 2013-2016 годах. Всего будет показано 25 фильмов, 16 из которых впервые будут показаны на Украине! Следует отметить, что среди премьерных фильмов есть и такие, которые вообще впервые выйдут на экран.

http://radonezh.ru/text/mezhdunarodnaya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010