В 1721 году преосвященный Феодосий, архиепископ Новгородский и архимандрит Александро-Невского монастыря, управлявший и епархией Петербургской, перенес образ Казанской Богоматери в Александро-Невский монастырь. Но по просьбе причта и прихожан св. икона возвращена была на прежнее место.  В 1727 году Св. Синодом разрешено было поднимать образ в дома прихожан по востребованию желающих и по примеру Государыни Цесаревны и Великой Княжны Параскевы Иоанновны, которая поднимала образ в свой дворец на три недели 74 .    Как храм Рождества Богородицы на Петербургской стороне, в котором находился образ Казанской Богоматери, очень обветшал и предположено было вместо него построить новую церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте: то св. Синодом предписано было перенести образ в придел св. Харитона в Троицком соборе. В этом приделе св. икона находилась до 1737 года, в котором она перенесена в новопостроенную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте.  Казанская явленная икона Богоматери называется и чудотворной. При явлении ее в Казани исцелились два слепца: Иосиф и Никита 75 . Помощью Казанской Богоматери ляхи изгнаны были в 1613 году из Москвы и в память этого события установлен и доселе сохраняется праздник избавления от ляхов 22-го октября, в «оньже преславная победа и заступление Богоматерними молитвами бысть на воспоминание  пред будущим родом» 76 .  Кроме этих чудес упоминается о чуде, бывшем от Казанской иконы Богоматери в Москве. Это чудесное событие изображено на иконе, находящейся в соборе над гробом Кутузова.  Образ Казанской иконы Богоматери поясной; начертан иконописью на кипарисной доске, длиной в 13 1 / 8 верш., а шириной 3 / 4 арш. Богоматерь на левой руке держит Богомладенца, которого десница представлена приподнятой для благословения; персты сложены по подобию пастырского благословения.   Икона Казанской Божьей матери, первоначально украшена была прикладами еще от князя Пожарского, с которыми, вероятно, перенесена в Санкт-Петербург. Ко дню освящения церкви Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге усердием императрицы Анны Иоанновны, на икону возложена была новая богатая золотая риза, с драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вечером того же дня Его Святейшество посетил Успенский Далматовский мужской монастырь в Далматове и поклонился честным мощам преподобного Далмата Исетского. 26 августа 2017 года, в день отдания праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Шадринский и Далматовский Владимир и духовенство Курганской митрополии. На богослужении, в частности, присутствовали председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских и губернатор Курганской области А.Г. Кокорин. По окончании Божественной литургии в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана Святейший Патриарх Кирилл посетил Курганское епархиальное управление и провел встречу с губернатором Курганской области А.Г. Кокориным и митрополитом Курганским и Белозерским Иосифом. В завершение визита Святейший Патриарх Кирилл осмотрел Богоявленский храм и совершил освящение закладного камня в основание Свято-Троицкого храма у набережной реки Тобол в Кургане. 30 августа 2017 года начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Смоленскую епархию, отмечающую в текущем году 880-летие со времени ее учреждения. В сослужении митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского Сергия, епископа Рославльского и Десногорского Мелетия и духовенства Смоленской епархии Его Святейшество совершил чин малого освящения Георгиевского храма города Ярцево.

http://patriarchia.ru/db/text/5028352.ht...

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Дубнинский Иоанн совершили Литургию в Александро-Невском соборе в Париже 15 февраля 2022 г. 11:05 13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и глава Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции митрополит Дубнинский Иоанн совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Архиепископии на рю Дарю в Париже. За Литургией архипастырям сослужили викарные епископы Домодедовский Симеон и Реутовский Елисей , а также клирики Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к собравшимся в храме со словом проповеди: «Мы сегодня слышали притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее. Всякий раз, слыша ее за богослужением, мы понимаем, что скоро Великий пост, потому что именно через притчу о мытаре и фарисее и затем притчу о блудном сыне, которую мы услышим в следующее воскресенье, Господь напоминает нам о покаянии, о том, какой должна быть наша молитва и как мы должны предстоять перед Богом. Фарисей, который зашел в храм помолиться, не сделал ничего дурного — наоборот, это был человек, по тогдашним меркам, образцовый. Он постился два дня в неделю, и не так, как мы с вами это делаем — фарисей в эти два дня не вкушал ни еды, ни воды от рассвета до заката. Он давал десятину не только с того, что было положено по закону иудейскому, но вообще со всего своего имущества. Одним словом, это был очень правильный и благочестивый человек. И он пришел к Богу затем, чтобы отчитаться, сказать: я все делаю правильно, не так, как другие — разбойники или мытари вроде того, который стоит тут. Я не такой, как он. А мытарь не перечислял своих заслуг, он только произносил одну короткую фразу:  " Боже! будь милостив ко мне грешнику! "  (Лк. 18:13). Мы видим двух человек, которые пришли к Богу для того, чтобы вознести молитву. Но один оказался оправданным более другого. Христос в Своей притче не утверждает, что Бог осудил фарисея и оправдал мытаря — Он говорит, что мытарь был оправдан более, нежели фарисей. Это означает, что Господь принимает всякую молитву, даже если она сопровождается самомнением или гордыней, как это было у фарисея. Даже если это молитва человека, который осуждает других, Господь все равно слышит ее.

http://patriarchia.ru/db/text/5900927.ht...

Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители. Сестры старшего поколения помнят его еще отроком, приезжавшим сюда с отцом – священником приходской церкви в Таллинне. В шесть лет будущий Патриарх, одетый в стихарь, прислуживал за богослужением в алтаре Пюхтицкого Успенского собора. В 21 год, после окончания Ленинградской духовной семинарии, он стал настоятелем Богоявленской церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви и часто служил в монастырском храме. Особенно памятен и радостен для насельниц обители 1961 год. 3 марта в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий был пострижен в монашество, а 3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллиннского и Эстонского. С этого момента и до последнего дня жизни Святейшего Патриарха Пюхтицкий Успенский женский монастырь находился под его непосредственным руководством и управлением. Поистине возрождение, укрепление и украшение монастыря свершилось благодаря постоянному отеческому попечению, вниманию, любви архипастыря. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Валентина Алексеевна Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. А 18 января, в канун праздника Богоявления, Высокопреосвященный архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в Таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Москве в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Святейший возложил на неё наперсный крест. Новая игумения стала третьей строительницей обители. За 43 года ее усердных трудов, перечислить которые просто невозможно, монастырь преобразился до неузнаваемости. Игумения Варвара сразу же занялась благоустройством обветшавшего в те годы хозяйства. При помощи и по благословению Владыки Алексия в монастыре развернулось комплексное строительство: было оборудовано центральное отопление; проведены водопровод и канализационная сеть; установлена своя электромельница; возведены новые кирпичные келейные здания, каменные хозяйственные строения.

http://sobory.ru/article/?object=00142

Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе Софии 4 марта 2018 г. 15:43 4 марта 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Патриаршем кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии. Предстоятелям Русской и Болгарской Церквей сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , митрополит Сливенский Иоанникий, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, митрополит Видинский Даниил, митрополит Доростольский Амвросий, митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний, митрополит Русенский Наум, митрополит Старозагорского Киприан, митрополит Неврокопский Серафим, митрополит Врачанский Григорий, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим, епископ Величский Сионий, епископ Адрианопольский Евлогий, епископ Знепольский Иоанн, епископ Белоградишский Поликарп, епископ Константийский Иаков. В числе сослуживших были протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . Также среди сослуживших: представитель Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , ректор Софийской духовной семинарии архимандрит Пахомий (Лозанов), игумен Бачковского монастыря архимандрит Симон (Бодуров).

http://patriarchia.ru/db/text/5156395.ht...

При Александро-Невском соборе открыта иконописная школа имени преподобного Андрея Рублева, у которой два уровня: для начинающих художников и для продвинутых иконописцев. Примечательно, что там занимаются и французы-католики, бывает, что и протестанты приходят. Им интересно не просто изучить технику работы, они проникаются богословием иконы. И через нее приходят к Православию, принимают крещение. — Чаще всего французы заинтересовываются Православием, проходя мимо нашего собора или любого другого храма в Париже: «О, красиво! Дай зайду посмотрю!» И таким образом приходят к нам и знакомятся, — объясняет отец Иоанн. — Иногда узнают о нашей вере из православной телепередачи, которая выходит раз в месяц по воскресеньям. А бывает так, как произошло с управляющим нашей Архиепископией митрополитом Дубнинским Иоанном . Он, чистокровный француз, сначала начал читать Достоевского, потом перешел к Бердяеву, а после него уже обратился к духовной литературе. И так познакомился с Православием, крестился. И это не единственный случай. Потому что не надо забывать, что французы большие интеллектуалы. И до многих вещей в своей жизни они доходят путем серьезных размышлений. А некоторые парижане из нашего прихода стали православными благодаря тому, что услышали церковные песнопения на пластинке или по радио. И захотели послушать эту музыку вживую. В Александро-Невском соборе у них есть возможность услышать удивительный хор, который был создан век назад и получил известность далеко за пределами Франции. В 1921 году протодиакон Николай Тихомиров собирает хор из русских певчих. За ним следует целая плеяда исключительной одаренности регентов — Николай Афонский, Петр Спасский, Евгений Евец. Не раз бывало, что в соборе впервые исполнялись музыкальные произведения, сочиненные известными русскими композиторами. «Сугубая ектения» Гречанинова, спетая Шаляпиным с хором Афонского, получила в 1935 году первый приз на международном конкурсе в Париже. Сегодня хором руководит протодиакон Александр Кедров, продолжатель знаменитой музыкальной династии.

http://patriarchia.ru/db/text/5859402.ht...

В день памяти преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина 1 августа 2021 г. 13:18 1 августа 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение. Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. В этом году отмечается 30-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви направил приветствие участникам торжеств , которые проходят в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре по случаю дня памяти и 30-летия принесения в этот монастырь мощей преподобного Серафима. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года, в день рождения преподобного Серафима Саровского, в Сарове при участии Царской семьи состоялась канонизация почитаемого старца. Его святые мощи были открыты для всеобщего поклонения. В 1920 году в г. Темникове представителями советской власти мощи прп. Серафима, вывезенные из Сарова, были вскрыты. Известно, что затем их перевезли в Москву, в Донской монастырь, превращенный в музей атеизма, затем их след затерялся. В 1990 году мощи преподобного были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга (при советской власти ставшем Музеем истории религии и атеизма). 11 января 1991 года мощи преподобного Серафима были переданы Русской Православной Церкви. В июле состоялось их перенесение в Дивеево. Путь следования Всероссийского крестного хода со святыней лежал через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Арзамас, где при большом стечении народа проходили торжественные богослужения. От Москвы святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий II и члены Священного Синода. В перенесении вновь обретенной святыни участвовали более 50 тысяч верующих. 30 июля 1991 года рака с мощами преподобного Серафима была помещена в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, а 1 августа на монастырской площади Святейший Патриарх Алексий при большом стечении народа совершил торжественную Литургию. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5833577.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010