Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению 19 августа, 2018 На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению Проповедь протоиерея Владимира Залипского (1926 – 1997) на Преображение Господне 1985 года в таллинском Александро-Невском соборе. Братья и сестры, могу сказать вам так: сегодня нет дороги для слов о мрачных, тягостных грехах, потому что праздник-то сегодня света и радости. Сегодня душа лежит к свету и к радости, к веселью духовному, христианскому. Поэтому сейчас мне хочется сказать вам такое, что перекрыло бы то тяжелое, что, может быть, вы сегодня слышали на исповеди – не о грехах, а о том, что нам предстоит. И это все связано с сегодняшним праздником. Праздник этот замечательный, он особенный – он выходит из ряда даже и в круге праздников церковных. Вот в каком смысле: дело в том, что у нас все праздники расположены в порядке истории, в порядке жизни Христа Спасителя. А Христос, как вы знаете, преобразился до Своих страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, но празднуем мы Преображение после всего этого, почти в самом конце церковного года. Почему же? Потому что Преображение – это праздник, говорящий о будущем нашем состоянии, о будущем состоянии верующих в Христа. Получается так, что этот праздник относится, во-первых, к будущему, ну а потом и к настоящему. Почему – к будущему? Есть слова Христа в Писании: «Тогда праведники просветятся как солнце в Царстве Отца их». На Фаворской горе Христос просветился как солнце – и мы тоже, христиане, призваны к этому просвещению, мы тоже будем просвещены в будущем веке, в загробной жизни, в Царстве Божием. А Царство Божие и есть это просвещение. Христос перед Преображением сказал ученикам, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что же такое – Царствие Божие, пришедшее в силе? Вот это Господь показал на Фаворе, когда Он преобразился, но преобразился во время молитвы, это очень показательно. Тут сразу и будущее, и настоящее. Будущее – по виду, по этому свету, по блеску, по сиянию, по небесному состоянию, которое так и воспринималось бывшими там апостолами. Но это, дорогие братья и сестры, есть состояние также и земное – в том смысле, что оно начинается уже здесь, на земле.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-prazdnik...

Архив: Послужный список о. М. Введенского (1926). АЕУА. Вдовенко Евгений Ионович (11.2.1880, Ялта 27.5.1944, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), диакон. Из семьи духовенства. Окончил Ялтинское городское училище и техническую школу при Симферопольской Духовной семинарии (1894), работал по специальности электротехником, учитель начальной земской школы (19001902), перешел на государственную службу гражданским чиновником (19051917), дослужился до чина коллежского асессора, эмигрировал в Сербию, диакон (22.3.1921), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, исполнял должность келейника митр. Евлогия, 2-й диакон при Св. Александро-Невском соборе в Париже (1922), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, организовал маленькое предприятие производства церковной утвари, псаломщик церкви при русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа (1.12.192926.10.1931), снова диакон при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (26.10.19311937), вышел за штат по болезни (1937) и проживал в женской обители в Розэ-ан-Бри близ Мелэна, а затем в старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Архив: Послужный список о. F.. Вдовенко (19221944). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Вейдле Владимир Васильевич (1.3.1894, СПб. 5.8.1979, Париж, Франция), церковно-общественный деятель, историк Церкви, литературовед и искусствовед. Окончил исторический факультет С.-Петербургского университета (1916), доцент Пермского университета по кафедре философии (19181919), доцент Петроградского университета по кафедре истории западного искусства (19201924), эмигрировал через Финляндию во Францию (1924), преподаватель Парижского Св.-Сергиевского богословского института по кафедре христианского искусства и истории западного христианства (19251932), доцент (19321952), член Братства Св. Софии, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), потом перешел в юрисдикцию МП, читал курсы лекций в университетах Мюнхена, НьюЙорка, Принстона (195060-е гг.), участник съездов РСХД, автор многочисленных статей и книг, опубликованных на русск., фр. и англ. языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово при посещении паствы, сказанное в Александро-Невском Симферопольском соборе 23 июня 1855 г. Во время последнего посещения мною вашего города, под конец прошедшего года, я беседовал с вами, если памятуете, хотя отечески, но с некоторой суровостью, как того требовали тогдашние обстоятельства ваши. И признаюсь, хотя суровость эта была делом не моего какого-либо произвола, а следствием необходимости, но, несмотря на то, не раз сожалел я о ней и, если бы возможно было, возвратил бы назад сказанное, ибо кто же, выразимся подобно апостолу Павлу ( 2Кор. 2:2 ), будет доставлять вам отраду и радовать вас среди настоящих скорбей ваших, если мы еще будем вас печалить и сурово обращаться с самыми ранами вашими? Потому-то, говорю, я пенял на себя самого за вас и прилежно смотрел за тем, что произойдет с вами впоследствии: не будете ли вы «скорбию пожерты» ( 2Кор. 2:7 ) и унынием, не придете ли в еще большее смущение, – или, опомнившись от страха, войдете в дух мужества и упования, который я старался внушить вам, и начнете мыслить и действовать, как должно было ожидать от жителей города, столь почтенного, от людей, которые всегда известны были за усердных сынов Отечества? Благодарение Богу, над вами весьма скоро произошло последнее; и сбылись во всей силе слова апостола Павла, который говорит, что «печаль бо, яже по Бозе», – а другой мы не хотели и производить, – «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» ( 2Кор. 7:10 ). Воздремав по слабости человеческой на краткое время, подобно мудрым девам в Евангелии, вы весьма скоро пробудились, спешно наполнили светильники свои елеем милосердия, и немедля вышли бодрственно во сретение жениху. Я разумею под этим то, что вы так скоро после того начали делать и доселе так постоянно и усердно делаете для уязвленных на брани воинов наших. Помните ли, как я призывал вас к этому богоугодному подвигу? Как указывал вам на полную возможность и ближайшую удобность для вас, по самому местоположению города вашего, отличиться в таком роде человеколюбия пред лицом целого Отечества? Теперь вижу, что вы вполне поняли мои слова и уразумели это преимущество вашего местоположения; уразумели и, признаюсь, сделали еще более, нежели сколько можно было требовать от вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Квартет Кедрова: К. Н. Кедров, Н. Н. Кедров-старший, Т. Ф. Казаков, И. К. Денисов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Квартет Кедрова: К. Н. Кедров, Н. Н. Кедров-старший, Т. Ф. Казаков, И. К. Денисов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Репертуар квартета насчитывал неск. сот сочинений: дореволюционные композиции (нередко отредактированные Н. Н.- старшим), произведения композиторов-эмигрантов Ю. Л. Карнавичюса (Карновича) и А. С. Ильяшенко . Специально для квартета А. Т. Гречанинов написал «Литургическую сюиту» (1938) из 5 «религиозных песен» в сопровождении оркестра, премьера к-рой состоялась 24 февр. 1939 г. в Варшаве. В зарубежный период неотъемлемой частью концертных программ стала духовная музыка, в т. ч. произведения Н. Н.- старшего. Самыми ранними его сочинениями, написанными во Франции, были Херувимская G-dur (1926), воскресные прокимны (1926-1927), ексапостиларий «Разбойника благоразумного», пасхальные песнопения, песнопения венчания (1929, написаны по случаю свадьбы дочери Ирины). В кон. 20-х гг. XX в. Н. Н.- старший редактировал и расширял новыми произведениями цикл песнопений «Из византийской литургии» в основу которого были положены песнопения, написанные в Петрограде по просьбе митр. Вениамина. Произведение было посвящено памяти митрополита-страстотерпца, расстрелянного 13 авг. 1922 г. 9 июля 1933 г. за архиерейской литургией в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Н. П. Афонского и квартет Кедрова впервые исполнили «Вселенскую литургию» Н. Н.- старшего. В наст. время в архиве композитора обнаружено лишь несколько номеров этого сочинения, опубликовано только «Буди имя Господне». Планировавшееся в кон. 30-х гг. XX в. издание литургии Н. Н.- старшего не было осуществлено из-за его смерти. Во время заупокойной литургии и отпевания в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Афонского исполнил сочинения покойного композитора, в т. ч. ектению, написанную за неск. дней до кончины. В духовной музыке для клироса, как и в обработках народных песен, Н. Н.- старший достаточно традиционен. Однако в сочинениях, предназначенных для исполнения крупными и технически более совершенными хорами, он пользовался очень широким спектром мелодических, гармонических, фактурных средств, создавал для хора сложные в стилевом и исполнительском отношении «симфонические» полотна.

http://pravenc.ru/text/1684097.html

Горловская епархия организует выдачу гуманитарной помощи через храмы Славянска 26 июня, 2014. Новостная служба Помощь можно будет получить в Александро-Невском кафедральном соборе (возле железнодорожного вокзала), в Воскресенском (ул. Сользаводская) и Серафимовском (пос. Черевковка) храмах. 26 июня, ПРАВМИР. На собрании духовенства под руководством архиепископа Горловского и Славянского Митрофана было принято решение организовать выдачу гуманитарной помощи на трёх приходах Славянска. Жители Славянска уже два месяца не получают зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты. На прилавках магазинов и аптек практически пусто. Горожане обращаются в храмы за самым необходимым — мукой, солью, спичками, самыми простыми лекарствами. Священники по мере сил стараются помочь нуждающимся, но их возможности ограничены. Помощь можно будет получить в Александро-Невском кафедральном соборе (возле железнодорожного вокзала), в Воскресенском (ул. Сользаводская) и Серафимовском (пос. Черевковка) храмах, сообщает пресс-служба Горловской епархии . В храмах Горловки проводится сбор продуктов питания и медикаментов для жителей Славянска. Координатор сбора — Кривоног Лариса Петровна, тел. +38 (095) 425-43-85. СПИСОК НЕОБХОДИМОГО: Лекарства: 1. Жаропонижающие. 2. Обезболивающие. 3. Сердечные. 4. Гипотензивные. 5. Противопростудные. 6. Таблетки для диабетиков. 7. Антисептики. 8. Желчегонные. 9. Желудочно-кишечные. 10. Активированный уголь. 11. Перекись водорода. 12. Бинт, вата, марля. 13. Шприцы 2 мл, 5 мл, 10 мл. Продукты питания: 1. Консервы рыбные, мясные (из расчёта на 1000 человек). 2. Детское питание «Малыш», «Малютка». 3. Подсолнечное масло. 4. Мука. 5. Крупы. 6. Сахар. 7. Соль. 8. Дрожжи. 9. Картофель сухой. 10. Овощи (лук, морковь). 11. Томатная паста. 12. Чай, растворимый кофе. 13. Конфеты, печенье. Прочее: 1. Туалетная бумага. 2. Фасовочные пакеты. 3. Памперсы. 4. Женские прокладки. 5. Спички. 6. Свечи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/gorlovskaya-eparhiya-o...

Цензура преосвященных архиереев и Сената не представила затруднений для принятия проекта. Поэтому Петр дал повеление Сенату «понеже вчерась я слышал, что проект о духовной коллегии как архиереи, так и вы слушали и приняли все за благо; того ради надлежит архиереям и вам оный подписать, который и я закреплю, а лучше бы два подписать и один оставить здесь, а другой послать для подписания архиереям 217 . Относительно этой подписи в конце Духовного Регламента имеется следующее послесловие: «сия вся зде написанная, первее сам Всероссийский монарх, Его Царское Священнейшее Величество слушать пред собой чтомая, рассуждать же и исправлять благоволил сего 1720 году февраля 11 дня, а потом по указу Его Величества преосвященные архиереи, архимандриты, купно же и правительствующие сенаторы слушали же и, рассуждая, исправляли сего же февраля 23 дня. Та же в утверждение и во исполнение непреложное, по приписании рук присутствующих духовных и сенаторских персон, и сам Его Царское Величество своей собственной рукой подписать изволил» 218 . Для подписания регламента прочими архиереями и архимандритами посылались особые комиссии из духовных и светских лиц в Москву, Вологду и Казань, куда особыми указами и вызывались лица, долженствовавшие дать свои подписи. В наказах посланным для отобрания подписей между прочим добавлялось: «если кто из архиереев и архимандритов и игуменов стал бы уклоняться от подписания,-у того взяли бы письменное объяснение о причине уклонения» 219 . Подписание регламента длилось в течение всего 1720 г., быв окончено в декабре. Тогда же назначенные в оное (духовное) правительство члены, которые не были в С.-Петербурге, позваны были указом их Москвы и имели пребывание на Александро-Невском подворье 220 . 25 января 1721 г. последовал царский манифест об учреждении духовной коллегии, а в начале февраля того же года Его Величество еще раз изволил прослушать уже подписанный всеми, кому надлежало, Духовный Регламент, опробовать оный. По принятии установленной присяги, назначенные в коллегию члены 9 февраля имели предуготовительную к открытию действий коллегии сессию на Александро-Невском подворье, а 14 февраля после литургии и молебна в С.-Петербурге, при многочисленном стечении народа в Троицком соборе, последовало самое открытие действий «духовного соборного правительства».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1919 году инициировал открытие при Александро-Невском соборе " Общества милосердия " для оказания помощи семьям и сиротам лиц духовного звания, служивших при соборе. В 1919 году был арестован и находился в тюрьме в течение двух недель. В 1921 году был арестован и находился в тюрьме в течение двух недель. В 1921 году предпринял серьезный шаг для оказания помощи голодающим. Получив соответствующий мандат от ЦК Помгола, он выехал на Украину и в Белоруссию для сбора пожертвований мукой, а недели через две привез с собой целый поездной состав с мукой. Он был принят патриархом Тихоном и председателем ВЦИК М. И. Калининым, получил благодарственную грамоту от ЦК Помгола, а один вагон муки был выдан ему для распределения между нуждающимися по его собственному усмотрению. В 1922 году после возникновения обновленческого раскола о.Леонид поначалу не признавал ВЦУ , но после того как управляющий Саратовской епархией епископ Иов (Рогожин) был за сопротивление обновленцам арестован, о.Леонид примкнул к обновленцам и некоторое время даже состоял членом обновленческого Саратовского епархиального управления. Приблизительно в марте 1923 года о. Леонид принес покаяние и был принят в лоно Русской Православной Церкви и определен к Старо-Покровской церкви г. Саратова . Был лишен избирательных прав. В 1930-е годы, когда ввиду закрытия церквей многие священнослужители оказались без места, о. Леонид устраивал их на должности сторожей, дворников и т.д. при Старо-Покровской церкви, чем спасал их и их семьи от голода, и предоставлял им возможность участвовать в богослужении. Ссылка и лагерное заключение 20 августа 1933 года был арестован по обвинению: " контрреволюционная деятельность среди верующих, инициатор и руководитель нелегальных контрреволюционных сборищ, активное участие в контрреволюционной группе, хранил и распространял контрреволюционную погромную литературу " . В 1934 году особой тройкой при ПП ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан . К 1934 году о.Леонид был вдов. Срок отбывал в Казахстане, в лагере между Джамбулом и Алма-Атой.

http://drevo-info.ru/articles/13676511.h...

Архиерейский хор Александро-Невской лавры совершит юбилейные гастроли по городам Украины 27 февраля 2013 г. 17:10 С 1 по 10 марта 2013 года состоится юбилейное турне по Украине праздничного Архиерейского хора Александро-Невской лавры под управлением Валерия Рязанова. Хор выступит с концертами в ряде городов Украины: Харькове, Изюме, Полтаве, Киеве, Виннице, Почаеве. Вместе с исполнительским коллективом страну посетит наместник лавры епископ Выборгский Назарий . Гастрольный тур приурочен к празднованию 300-летнего юбилея Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 400-летию династии Дома Романовых, 1025-летию Крещения Руси. В концертной программе прозвучат духовные песнопения, императорские гимны Российского государства и полковые песни царской армии. Также в программе будут звучать духовные песнопения, посвященные Александро-Невской лавре и ее покровителю святому благоверному князю Александру Невскому, написанные известным композитором Владиславом Панченко. Организаторами тура выступают: студия «Православное пение» Эдуарда Вакина и общественная организация «Русь Триединая». Мероприятия проходят при поддержке представительства Росструдничества в Украине, а также Генерального консульства Российской Федерации в г. Харькове. Программа Решение о создании Архиерейского праздничного мужского хора Александро-Невской лавры было принято в 2010 году. Хор был создан по инициативе епископа Выборгского Назария. Регент хора — заслуженный работник культуры Российской Федерации В.М. Рязанов. Практически с самого начала своего существования коллектив хора начал подготовку к мероприятиям 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры. В рамках юбилейного года проходит конкурс композиторов «К 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры», где Архиерейский праздничный хор исполняет богослужебную и духовную музыку современных композиторов. Коллектив записал компакт-диск, посвященный юбилею лавры и ее святому покровителю святому благоверному великому князю Александру Невскому. 13 апреля 2013 года в рамках традиционных Великопостных концертов, в этом году посвященных 300-летию Александро-Невской лавры, хор выступит в большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. С 12 по 16 июня 2013 года хор примет участие в Международном Александро-Невском хоровом Соборе в Санкт-Петербурге, также посвященном юбилею лавры. Хор выступит среди ведущих церковных и профессиональных хоровых коллективов из России, Белоруссии и Украины на лучших площадках города. Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2817222.ht...

Вот почему и во внешних проявлениях хочется неизменно опираться не на людскую поддержку и силу, а на тайный покров Вездесущего Бога и Спасителя. Никогда от Бога я не видел и не встретил ничего плохого. Творец изливает на каждого человека только любовь. И беспросветно скорбно становится лишь тем, кои сами вырываются из одеяния Божественной любви, не хотят признавать Бога и полагаются более на свои собственные разум, опыт, дарования…» Деревянная панагия владыки Досифея Деревянная панагия архиеп. Досифея      Архиепископ Досифей (Протопопов), уроженец смоленского села, сын священника, в прошлом и сам «белый» женатый священник, принявший постриг по вдовстве, начинал свое служение на Саратовской земле в январе 1909 года как епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Ему шел тогда 43-й год, у него был достаточно богатый опыт, в основном педагогический (последнее перед архиерейской хиротонией место служения – ректор Смоленской семинарии). В Вольске владыка Досифей прослужил до 1917 года; он полюбил этот город на высоком волжском берегу, привязался к своей вольской пастве и весьма сожалел, когда ему пришлось ее покинуть. Летом 1917 года ради выхода из кризиса власти, который случился в Саратовской епархии, Святейший Синод (Патриарха еще не было!) благословил провести прямые выбора правящего архиерея. Голосование проходило в кафедральном Александро-Невском соборе, и епископ Вольский Досифей получил 248 голосов из 277 возможных. Так он стал епископом Саратовским и Царицынским. «Я откровенно сознаю, – сказал владыка в своей речи по избрании, – свои немощи и свое недостоинство для занятия Саратовской кафедры, и сначала у меня была мысль отказаться от нее в случае избрания, но затем, подумав, что этим своим поступком я поставлю свою волю выше послушания, я решил предать себя в волю Божию…» Он находился под домашним арестом и мог как-то участвовать в управлении епархией, но вскоре оказался в тюрьме Саратовский епископ Досифей участвовал в Поместном Соборе 1917–1918 годов и в интронизации Патриарха Тихона.

http://pravoslavie.ru/157890.html

Святой благоверный князь Александр Невский был именно таким правителем, и Господь споспешествовал ему. Имея горячую веру, твердую надежду на помощь Божию, он не побоялся, будучи 20 с небольшим лет отроду, возглавить дружину, которая должна была остановить шведские войска, вошедшие в устье реки Невы и угрожавшие всей Новгородской земле. Он не побоялся встретить грозного врага, во много превосходящего по силе, на льду Чудского озера, — ливонских рыцарей, закованных в броню. И на Неве, и на Чудском озере он победил, хотя было мало надежд и никто не верил, что этот совсем молодой человек, неопытный, не владеющий полководческим искусством, не имеющий надежного войска, сумеет победить. Но, отправляясь на рать, святой благоверный князь Александр, выходя из Софийского собора Новгорода, сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде». Защищая правду своего народа, он победил; и не только управлял войсками, но и сам, взяв в руки меч, шел впереди войска своего, участвовал в единоборствах и одолел грозного предводителя шведского воинства — не только в переносном смысле, как полководец, но и в прямом — в открытом бою. Затем святой благоверный великий князь должен был решить самую главную задачу — не допустить нового вторжения монгольских завоевателей на Русскую землю, особенно на север Руси, который местами оставался свободным от оккупации. Александр, несомненно, понимал всю стратегическую важность этих территорий, куда устремился народ из центральной, южной, юго-западной и западной Руси — из тех мест, которые мы сейчас называем Беларусью, Украиной, югом России. Люди устремлялись на север, зная, что там безопасность. В этих местах созревала мощь нашего народа и нашего государства, и нужно было всеми силами предотвратить преждевременное нашествие врага. И Александр смиренно идет в Орду, склоняется перед ханом, принимает его волю и, возвращаясь, продолжает ему служить, вызывая нарекания и обвинения со стороны своего народа. Многие называли его предателем, многие считали, что настало время дать битву. Но Александр, зная военное и экономическое состояние Северной Руси, понимал, что этого делать нельзя: нужно было время для накопления материальных средств, для создания войска, для воспитания людей, которые были деморализованы поражениями, падением Киева и других великих русских городов.

http://patriarchia.ru/db/text/2635938.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010