Закрыть Мы должны на Божественную любовь, отвечать своею любовью 27.02.2023 231 26 февраля 2023 года, в Прощеное воскресенье, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил вечерню с чином прощения в кафедральном Александро-Невском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил хор собора. Перед чином прощения владыка Константин обратился к собравшимся с архипастырским словом. Слово доступно для просмотра на епархиальном ютюб-канале. После чего Владыка Константин прочитал молитвы перед началом Великого поста. Затем состоялся Чин прощения, когда все присутствующие в храме попросили друг у друга прощения за все грехи: вольные и невольные, ведомые и неведомые, яже во уме и помышлении. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/02/27/my_d...

Отсутствие духовного зрения — это катастрофа, это опасность огромного масштаба для личности, для общества, для народа. Кто же нам может дать это зрение? Никто, кроме Бога. Очень часто, приходя к старцу, человеку святой жизни, на исповедь, не понимаешь, каким чутьем он все это чувствует, каким образом он понимает твою внутреннюю жизнь. Вроде ничего особенного ты ему не сказал, а человек, только взглянув на тебя, видит, понимает и чувствует. Это нельзя назвать просто интуицией, потому что видение такого человека строго привязано к его образу жизни, к его вере, к его близости к Богу. Когда мы с вами возрастаем в вере, когда у нас появляется навык молитвы, когда мы умеем с Богом разговаривать, когда мы Ему поверяем свои сокровенные мысли и чувства, когда мы раскаиваемся перед Ним, как не можем раскаяться даже перед духовником, когда мы не чувствуем средостение между собой и Богом, — тогда Господь открывает нам это внутреннее духовное зрение, каждому в меру его веры и его близости к Богу. Трудно достичь тех духовных прозрений, которыми обладают святые люди. Но даже простой человек, никак не претендующий на святость, через свой личный духовный опыт способен приблизиться к Богу так, чтобы открылись его внутренние духовные очи. Чтобы он вдруг многое увидел с иной точки зрения, чтобы у него выработалось устойчивое критическое отношение к той информации, которая в огромном объеме обрушивается сегодня на человека, к тем словам, которые иногда увлекают, но ведут не к свету, не к правде, не к счастливой жизни, а к духовной погибели. Духовное зрение — это верный навигатор к тому, чтобы жить полной жизнью, не впадая в крайности и не ставя свою жизнь под угрозу. Господь исцелил слепцов без их молитвы, но нам нужно молиться, чтобы Господь исцелил нашу духовную слепоту. Эта молитва должна быть глубокой, искренней, сердечной. Мы ни в коем случае не должны забывать Бога ни в радости, ни в скорби. Мы не должны Его забывать в течение дня. Это не значит, что мы должны все время молиться, но мы должны жить и сами себя сознавать предстоящими Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/4995320.ht...

Страш ное словосочетание: «сам виноват». Ты  — сам , ты — один , ты… —  и нет никого с тобой, сам нарвался — сам расхлебывай. Сам — изоляция, карантин, «абонент недоступен»… Хорошо, если рядом вовремя окажется человек, который разглядит тревожные симптомы и сумеет убедить страждущего, что надо позаботиться о себе. Помню, как давным-давно со мной рядом оказался такой человек. Я в то время (это был 1987 г.) только начинал трудиться в Таллиннском Александро-Невском соборе. Нагрузка была вполне приличная: сначала читал часы, потом прислуживал в алтаре за Литургией, а после приступал к обязанностям смотрителя. И так каждый день до двух часов дня без выходных. Ну и, конечно, очень ревностно относился к своим послушаниям, переживал… Как-то раз ко мне подошел один наш прихожанин, Борис Иванович, пожилой уже человек, очень благообразный, я на него обратил внимание в первый раз еще, когда только переступил порог собора: какая-то искренняя приветливость была в его улыбке, выделявшейся на депрессивном фоне бабулек (он и в самом деле был истинным подвижником благочестия). Так вот, подходит ко мне Борис Иванович и вручает сложенный вчетверо лист бумаги. Дело давнее, поэтому текст в подробностях не вспомню, а оно того стоило, потому что написано было очень хорошо (Борис Иванович — педагог, в прошлом директор то ли школы, то ли детского дома). Суть сводилась к тому, что в таком напряжении мне долго не выдержать, а когда надорвусь, мою жертву никто не оценит, и никому я не буду нужен. Но он как-то лучше написал. Без сюсюкания, но мягко, не поучая, но давая дружеский совет. После этого я инициировал график дежурств алтарников, и отныне знал, когда моя череда, смотрительские обязанности иногда тоже кому-то передавал. Можно сказать, Борис Иванович меня тогда спас. И никаких выходных Спустя три года я был рукоположен во диакона, а еще через два с половиной — во священника. Проблема выгорания слегка коснулась меня уже в диаконский период (я был активным диаконом: выступал с проповедями по радио, руководил соборной воскресной школой, преподавал в двух общеобразовательных школах, продолжал учебу в ЛДС, затем поступил на, вскоре приказавший долго жить, заочный сектор ЛДА, при этом нес диаконскую череду в соборе). Проявлялось выгорание в сильном нервном напряжении и душевных смущениях. Три дня в Пюхтицах осенью 1992 года перед рукоположением во священника — и симптомы выгорания испарились.

http://pravmir.ru/o-pastyrskom-vygoranii...

– Вплоть до поступления в богословский институт в 19-летнем возрасте я прислуживал в кафедральном Александро-Невском соборе. Там причащались 3–4 раза в год постами и на праздники. Уже в богословском институте я научился тому, что подлинное участие в Литургии нераздельно от самого причащения. Все церковное сознание нашей молодежи, наших молодых преподавателей заключалось в том, чтобы пережить по-новому смысл Литургии, нераздельно от самого причастия. – Как смотрело на это поколение Ваших родителей? – По-разному. Многие сочувствовали, видя, насколько наше евхаристическое сознание глубоко и плодотворно, насколько оно осеменяло всю нашу мысль, все наше творчество, которое тоже было евхаристическим и пасхальным. Чувство нескончаемой Пятидесятницы, понимаете? Оно описано и у отцов Церкви. Николай Кавасила напоминает о том, что Пятидесятница есть не какой-то момент, а длящееся бытие Церкви. Все это мы проповедовали в юношеских организациях «Витязей». – Когда от причащения 3–4 раза в год вы перешли к Причащению за каждой Литургией? – Постепенно. Наши духовники это разрешали в частном порядке. Никогда не было так, что, мол, все могут причащаться, когда хотят. Всегда существовала личная крепкая связь с духовником, который брал на себя власть разрешить: «Причащайся еженедельно, а исповедуйся раз в месяц». – То есть это не было причащением без исповеди? – В том-то и дело. Причащение есть норма нашей жизни в Церкви. А исповедь связана с тем, что есть особые моменты церковного года (начало постов, праздники, Страстная) или чувство собственной греховности, когда мы стремимся непременно подойти к исповеди. У нас исповедь получила самостоятельное значение. Она перестала быть исповедью ради Причастия и сделалась способом внутреннего очищения, покаяния, общения с духовником. Мне в этом смысле очень помогло общение с моим духовником – архимандритом Киприаном (Керном) . Начиная с 16-летнего возраста, я к нему ходил. – Я очень люблю рассказ Бориса Зайцева «Река времен». Там дан точный образ отца Киприана?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

     В данный момент мы договариваемся о сотрудничестве с одним серьезным российским продюсером – не могу вам сказать, с кем именно, так как переговоры еще не окончены. И здесь мы идем к православной России, нам необходимы сотрудничество и помощь. Большинство сербов сегодня могли бы сказать, что сейчас все пути ведут нас не в Рим и не в Царьград, а в Москву – Третий Рим. Думаю, что даже вы в России – а наши судьбы схожи – не можете себе представить масштабов уничтожения национального самосознания сербов во времена Югославии. Сербы часто добровольно становились югославами, и последствия этого неестественного кризиса самосознания чувствуются по сей день. У вас даже при коммунизме снимались фильмы о выдающихся фигурах русской истории – и какие фильмы! Об Александре Невском, об Иване Грозном, об Андрее Рублеве… Здесь такого не было. Недавно на международной конференции о Святой Горе был такой случай. Мы представили участникам концепцию нашего фильма о возникновении сербского государства, о святом Савве и его отце святом Симеоне, лики которых вы можете видеть и на фресках в Архангельском соборе в Москве, а действие фильма преимущественно происходит на Святой Горе. В перерыве после сессии к нам подошли два члена российской делегации и спросили: «Как это возможно, что вы, сербы, до сих пор не сняли фильм о святом Савве? Да, мы видим, что у вас большие финансовые проблемы, но почему Тито не снял фильм о святом Савве?» Но Тито не был сербом и менее всего заботился о сохранении сербского самосознания, напротив. Посмотрим, в какой момент и нынешние сербские власти включатся в проект этой киновстречи с отцом нашего народа, нашей Церкви и нашего государства. Эмир Кустурица. RIA News Владимир Федоренко      – В России о сербском кино судят преимущественно по фильмам Эмира Кустурицы, так как в последние десятилетия не проводятся фестивали балканских фильмов, как это было раньше, – у зрителя просто нет возможности смотреть другие киноработы. Расскажите о сербском кино. Фильмы каких режиссеров вы бы посоветовали посмотреть российскому зрителю?

http://pravoslavie.ru/81937.html

Касилов: " Пред очима Божиими путие мужа: вся же течения его назирает ( Прит. 5:21 ). Той бо зритель есть дел человеческих. Наконец-то, Бог благоволил мне и даровал силу разорвать узы, связующие с расколом! 21-го ноября, пред литургией, меня присоединил к православной кафолической восточной церкви, бывший мой благодетельный собеседник, священник станицы Ханской, ныне, с 14-го сентября, протоиерей города Майкопа, о. Евгений Соколов – в городском Александро-Невском соборе. Итак, Богу содействующу, я исполнил свое обещание, а ваше уже четырехлетнее доброе и спасительное пожелание – оставить мною опровергаемый раскол». Мы сердечно рады этому известию, и теперь уже со всею твердостью можем повторить то, что писали некогда по одному предположению, что Т. И. Касилов присоединился к церкви: «Да поможет ему Бог терпеливо перенести огорчения, какие ожидают его в семейной и общественной раскольнической среде! Да не ослабеет его ревность в проповеди православия и да послужит его обращение к церкви добрым примером для других, ищущих истины и спасения старообрядцев»! (см. Лет. гл. 2). Только что дописали мы эти строки, как получили еще отрадное известие. Достопочтенный священник села Верхнего Березова (Курс. Епар.) о. Емелиан Апошанский пишет нам: «Как будто в ответ на ваше доброе пожелание, выраженное в заметках 15 издаваемого вами журнала «Братское Слово», 5 ноября сего 1889 года совершено было мною присоединение из раскола в православие жены И. Я. Выродова (присоединившегося с малолетним сыном ранее, в апреле месяце) Гликерии Павловой. И теперь, в исполнение ваших слов, действительно водворился «полный мир и союз веры в новом православном семействе», нарушавшийся прежде разностью религиозных взглядов супругов. Сообщая о сем столь радостном событии, глубоко убежден, что и вы сердечно разделите со мною оную радость, и возблагодарите Господа Бога, своею благодатию содействовавшего к обращению в православие столь упорной прежде и закоренелой старообрядки» (Пис. от 22 ноября). И радуемся сердечно, и благодарим Бога, приведшего еще одну заблудшую овцу во двор свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

О, братие, помолимся, да ночь прейдет, и да явится всюду свет Христов! И он не замедлит явиться, если мы, ходя сами в этом свете, будем распространять его и вокруг себя. Вот некая часть того, что мы снесли в душе своей с горы вашей! Для чего мы открываем это пред вами? Для того, чтобы и вы не были хладными зрителями величия природы, вас окружающей. Много содержит она поучений для вас не только в настоящем ее виде, но и в судьбе прошедшей. Прекрасный вид гор да напоминает вам о тех горах, о которых среди вечернего богослужения поется в церкви: " На горы, душе моя! " - о тех горах, о которых святой Давид говорил: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя (Пс. 120; 1)! Аминь.         Слово при посещении паствы, сказанное в Симферопольском Александро-Невском соборе 14 сентября 1854 г.   Мир вам! (Лк. 24; 36) Такими словами Спаситель и Господь наш приветствовал возлюбленных учеников Своих, когда, явившись им по Воскресении Своем, нашел их в страхе и смущении от ужасных событий голгофских. Эти же самые слова любви и успокоения мы дерзаем обратить ныне к вам, жители богоспасаемого града сего, к вам, которые так много смущены теперь от вторжения в страну нашу иноплеменников: мир вам!Мир не от нашего безсилия и немощи, а от Бога Отца Всемогущего! от Бога Сына Всесодержащего! от Бога Духа Святаго Все-животворящего! И что, - скажем словами же Спасителя нашего, - так смущени есте; и почтобоязливые помышления входят в сердца ваша (Лк. 24; 37), - [так] что многие из вас готовы оставить все, искать спасения вне града и страны здешней? Ужели по той причине, что злобный враг наш вторгся в пределы Но разве вы не были давно предварены о том им же самим? И что в этом случае слишком необыкновенного? Впервые ли во время брани вторгаться врагам в землю Русскую? Вторгнуться в нее по ее неизмеримому пространству всегда возможно; трудно только, как показывает опыт, выйти из нее, не доставшись в снедь птицам небесным и зверям земным... Не смущают ли некоторых из вас небольшие успехи врага, пришедшего в таком множестве из-за моря? - Не такие успехи оказывались, и не раз, в подобных обстоятельствах; но чем всегда оканчивались они? - Совершенным поражением врагов и посрамлением их пред целым светом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Кирилла и Мефодия, к Софийской митрополии пришло множество евреев, которые сообщили митр. Стефану о начавшихся на них гонениях и намерении правительства выслать их из Софии в Германию (в частности, о подготовке первых списков видных евреев, подлежавших депортации в немецкие концлагеря) и просили передать царю на торжественном богослужении в Александро-Невском соборе прошение о милости, составленное двумя раввинами. Владыка заявил пришедшим: «Я укрою всех евреев в церквях и монастырях, но не выдам их на расправу», - затем позвонил по телефону во дворец и узнал, что царя нет в Софии. По совершении богослужения в проповеди, апеллируя к органам государственной власти, митрополит заявил: «Да не поработится свободолюбивая, демократичная и общительная болгарская душа, осмысленно принимающая человечность и братолюбие, чуждым внушениям, влияниям и заповедям». Митр. Стефан передал прошение столичных евреев начальнику царской канцелярии Павлу Груеву и говорил с Б. Филовым и министром внутренних дел П. Габровским о «милости к еврейскому меньшинству», но не получил никакой гарантии. Филов посоветовал Владыке перестать беспокоить царя и правительство заступничеством за евреев, на что митр. Стефан заявил, что церковное заступничество является «не политикой, а нравственным, христианским и человеческим долгом». [xlvi] Владыка также телеграфировал в Видин митр. Неофиту, который со своей стороны настойчиво просил Филова и Груева о том, чтобы прошение софийских евреев достигло царя. Митр. Стефан дополнительно составил обширное послание Борису III с просьбой употребить все царское влияние и положить конец «вандализму и настоящему скандалу для болгарского миролюбия и человеколюбия». Это послание было доставлено царю, и через начальника своей канцелярии он заверил, что с большим вниманием «отнесся к его содержанию». Одновременно Владыка направил в правительство другой протест относительно запрета евреям встречать Пасху и протест по поводу гонений на них, он также подал докладную записку в Синод о необходимости быстрой реакции на новую угрозу евреям и об освобождении двух арестованных раввинов.

http://bogoslov.ru/article/581419

А чему нас учит Господь? Что не может быть двух правд. Есть только одна правда, а все остальное — это либо приближение к правде, либо ее искажение. Правда может быть только одна — по каждому вопросу, по каждой проблеме, по каждой конфликтной ситуации. И с христианской точки зрения в той части фильма, который я сегодня упомянул, надо было сказать: «Брат, правда-то в Боге». А почему в Боге? А потому что Бог являет собой абсолютную Правду. В слове Божием содержится абсолютная правда, и нет в нем ни тени неправды, ни тени искажения истины. Вот, наверное, поэтому слово Божие и не могут принять, — потому что живут в неправде, привыкли к неправде, далеки мыслями своими от Божественной правды. Но правда — только то, что исходит от Бога. Открываешь Евангелие, и там каждое слово есть правда, для всех народов, для всех наций, для всех государств, для людей разного пола и разного возраста. Одна правда на всех, и эту правду нам явил Сам Господь. А что же нужно делать в ответ на эту величайшую милость? Философы на протяжении многотысячелетней истории человечества пытались открыть людям некую правду, и у каждого философа была опять-таки своя правда, так что и ссорились они, и мирились, а ни для кого единой правды не было. Но Господь во Христе Иисусе, через слово Свое, даровал нам абсолютную правду, без всякой тени искажения. Что же нам тогда остается делать? А нам остается принять эту правду и жить по ней, жить по слову Божиему. Вот тут-то и начинается самое трудное, потому что правда Божия нудится, то есть силой овладевается (см. Мф. 11:12). Ведь для того чтобы принять Божию правду, нужно в самом себе победить склонность к неправде, склонность к греху, склонность к ошибочному поведению. И потому попытки следовать Божией правде — это очень правильные попытки, это некий путь, по которому должен идти человек. Он не войдет сразу в Божию правду и не овладеет истиной, но само движение навстречу Божией правде уже спасительно, уже радостно, уже наполняет подлинным смыслом человеческую жизнь.

http://pravoslavie.ru/148891.html

Каждый из нас — на пути к этой абсолютной правде, и только Господь может измерить ту дистанцию, которая каждого из нас от этой правды отделяет. Эта дистанция и будет критерием при оценке нашей жизни на Страшном и последнем суде Божием. Ну, а пока мы здесь, пока мы в теле своем, пока мы руководствуемся своим разумом, своей волей, своими чувствами, мы должны максимально впитать Божию правду в свое сознание, соединить ее со своей жизнью, сделать актуальной, научиться применять Божию правду при оценке всего того, что с нами происходит на уровне нашего сознания, на уровне нашей воли, на уровне наших чувств и действий. И если у нас будет этот навык применения Божией правды к самим себе, то мы сможем применять этот критерий и по отношению к другим. С осмотрительностью, чтобы не впадать в осуждение; но само явление правды Божией в нашей жизни поможет нам увидеть и в других людях как правду, так и ложь. А разве не в этом заключается высшая человеческая мудрость и высшая проницательность, чтобы понимать, кто перед тобой — друг или враг, говорящий правду или говорящий ложь, по-настоящему вдохновенный руководитель, который желает для тех, кто идет за ним, добра или тот, кто ведет в пропасть? Так вот, все то, что является жизненно необходимым для человека — способность ориентироваться в историческом пространстве, в пространстве реальной жизни — даруется тому, кто правду Божию поставляет превыше всего и старается жить этой Божией правдой. Да поможет Господь всем нам, всему нашему народу, на который сегодня обрушивается очень много соблазнов. Страну нашу и народ наш критикуют, учат, как нам жить, что нам делать, по какому пути идти. Именно в связи с этими сетованиями и обвинениями в адрес России и нужно помнить, что у нас свой исторический путь. И для того чтобы быть уверенным в правильности этого пути, мы должны соотносить его, а значит, и свои действия с Божией правдой, и тогда никакие соблазны не омрачат нашего сознания и не ослабят силы нашей национальной жизни. Сегодня мы действительно вошли в полосу очень непростых международных отношений, но правда превыше всего, и нельзя идти на компромисс с ложью, даже если эта ложь очень сильная. Ведь отцом лжи является диавол (см. Ин. 8:44), так что идти на компромисс с ложью значит идти на компромисс с диаволом, а диавол не желает нам добра. Вот почему очень важно, мои дорогие, в первую очередь хранить веру, потому что через веру православную нам является высшая мудрость, открытая в Божественных заповедях, в духовном опыте, в опыте молитвы, в соприкосновении с Богом.

http://pravoslavie.ru/148891.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010