Василий Кочуров, Алексий Камнев - др. священник, служивший до 1919 г. в А.-Н. м.,- был выселен. Игум. Ангелина скончалась в 1938 г. В 1949 г. по распоряжению руководства местного колхоза Александро-Невский храм вместе с остальными постройками был снесен. Мон-рь был разрушен полностью, кладбище заросло лесом, от храма остались лишь фундамент и ступени. Кирпич предполагалось использовать при строительстве свинарника, однако стены неоднократно обрушивались и строительство пришлось прекратить. 12 сент. 1996 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) началось восстановление обители, строителем к-рой был назначен иером. Николай (Анисимов). 12 сент. 1998 г. архиеп. Симоном в сослужении 16 священников и 3 диаконов освящен восстановленный Александро-Невский храм. Службы совершаются по прежнему уставу обители. Выстроено одноэтажное кирпичное здание, к-рое впосл. будет преобразовано в богадельню. 7 февр. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Александро-Невском храме обители архиеп. Симоном и еп. Шацким Иосифом (Македоновым) в сослужении духовенства Рязанской епархии к лику местночтимых Рязанских святых был сопричислен Софроний Ибердский и совершен чин прославления его мощей. Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. д. 89. Л. 472-474; Ф. 1033. Оп. 1. л. 657a. Л. 60, 60об., 61; Ф. 1033. оп 1. Д. 664. Л. 25, 25об.; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 70. Л. 526-547 (1905 г.); Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. О прославленных в лике местночтимых святых угодниках Божиих и обретении их мощей: Докл. на епархиальной конф. 2000 г.: Ркп.//Архив Рязанского ЕУ. Иером. Николай (Анисимов), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский

http://pravenc.ru/text/64498.html

Так как скит расположен на крутой горе, то воду достать можно было только из реки Тускари. В осеннее и весеннее время года, вода стекая с гор, была очень плохая, да и носить воду было очень трудно, почему монахиня Феофания, которая была в то время смотрительницей скита, в 1909 году устроила артезианский колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминается в синодике монастырского скита. Колодец в настоящее время не сохранился. Заслуга в создании и строительстве скита св. блгв. кн. Александра Невского принадлежит Игумений Софии. В миру Стефанида Васильевна Ступина, дочь городничего г. Обояни, получила образование в Харьковском институте благородных девиц. Приняв монашество в 1843 г. с именем Софии в 1865 году посвящена в сан Игумений Высокопреосвященным Илиодором. Управляла монастырем 44 года. Умерла в 1909 году на 102-м году жизни. Ее могила была вновь обретена в 1999 году монахиней Серафимой Коноваленко, которая милостию Божией удостоена была с 1998 по 2003 г. восстанавливать Курский Свято-Троицкий женский монастырь. После революции 1917 года Скит св. блгв. кн. Александра Невского постигла участь всех монастырей Русской Православной Церкви. В докладе секретаря Губисполкома Казанского от 18/П 1925 года мы читаем: «На Ваше отношение 102734 сообщаем нижеследующее: 1) Всего закрытых монастырей в Курской губернии – 12; 2) Не закрытых – 3; 3) Особого внимания по количеству имущества заслуживают следующие монастыри: Монастыри Шуклинский Александро-Невский женский Курского уезда, Скит «Лог» Белгородского уезда и Коробкинский Льговского уезда еще функционируют, имущество их не учтено, хотя имеются казенные постройки и утварь. В рапорте инспектора Введенского читаем следующее: «Шуклинский Александро-Невский женский монастырь, числящийся закрытым с 1922 год фактически не закрыт и до сих пор. Те же самые монахини, жившие здесь ранее, а частью переселившиеся сюда, правда в незначительном количестве, из б. женского Курского монастыря, продолжают свою деятельность в Шуклинке, имея свою Игумению, казначейшу и прочих; нач. лиц. В пределах монастыря имеется 22 монашеских домика с келиями из которых в 20 живут монахини в числе до 60 человек и среди них 1 священник. Обследование монастыря с целью выявления Госфонда производимое путем тщательного осмотра каждой келий, при чем установленная наличность чисто монастырского имущества занесена в прилагаемый при сем акт. При выявлении имуществ в Госфонд никаких эксцессов со стороны монахинь не было».

http://sobory.ru/article/?object=17423

Источник: Образование и Православие Примечание модератора: форма обратной связи на сайте " Образование и Православие " не работает, отправить просьбу на разрешение перепечатки информации для sobory.ru оказалось невозможно. Покровский Александро-Невский епархиальный женский монастырь был устроен в 1991 г. А сам некогда заштатный купеческий город Колывань был основан в 1797 г. В XIX веке это был один из городов Томской губернии: он имел свой герб и развитую торговлю. После того как вопрос о проведении первой транссибирской магистрали через Колывань был решен отрицательно, так как было определено проложить железную дорогу южнее Колывани, через село Новониколаевск - ныне Новосибирск, Колывань утратила статус губернского города. История возникновения самого храма, на территории которого расположился ныне монастырь, также очень интересна. Во второй половине XIX веке в городе имелся трехпрестольный собор в честь Живоначальной Троицы, действовали еще несколько храмов, приходская школа, духовное училище. В 1878 г. на общественном сходе мещанское общество заштатного города Колывани имело рассуждение о том, что население города год от года увеличивается, и есть надобность построить еще одну церковь на собственные средства, раскладом. Однопрестольный каменный храм примерно на 700 человек предполагалось возвести в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1881 г. 1 марта было совершено убийство Российского императора Александра II. Колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построить храм в заштатном городе Колывань на свои личные средства во имя небесного покровителя убиенного царя - святого благоверного великого князя Александра Невского. При этом он предлагал использовать проект, уже утвержденный для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Прошение купца Кривцова было удовлетворено. Согласно рапорту священника Ставрова, церковь была заложена 2 мая 1882 г., а через пять лет 4 декабря 1887 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы храм был освящен Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским.

http://sobory.ru/article/?object=19202

Знаменский женский монастырь Построен в 1858 году. Возвращен Церкви в начале 1990-х годов в удручающем состоянии. Однако сейчас храм восстанавливается и постепенно приобретает первоначальный вид. Ныне здесь женский Знаменский монастырь. Храмовая святыня – икона Божией Матери «Знамение». Недалеко от села имеется святой ключ. Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян). Сегодня здесь Иоанно-Предтеченский скит Барнаульского женского Знаменского монастыря. Никольский храм Построен в 1906 году. Полковая церковь, рассчитанная на 600 человек. В годы богоборчества использовался как военный клуб. В настоящее время восстановлена колокольня, возрождение храма продолжается. Среди святынь – образ Божией Матери «Достойно есть», писанный на Афоне. Александро-Невский собор Строительство начато по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, освятившего закладной камень во время своего визита на Алтай. Здесь на большой территории создается новый храмовый комплекс. Уже построены крестильный Богоявленский храм, колокольня, библиотека, хозяйственные здания. Богордице-Казанский женский монастырь Монастырь находился в нагорной части города. Он являлся значительным духовно-просветительским центром города. Здесь был построен в 1903 году крупнейший в городе Казанский собор. Сегодня от монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, причтовый дом, крепостная стена. После закрытия в начале 1920-х годов из монастырских зданий была сделана тюрьма. На территории монастыря был чудотворный Никольский источник с деревянной часовней. Часовня была разрушена, но недавно было обнаружено ее основание. Источник сохранился, и ныне очень почитаем верующими. Недалеко от территории монастыря в нагорном бору находится место расстрела и погребения десятков невинных узников: священников, монахов и мирян. В память о них общественность города в начале 1990-х годов установила памятный знак.

http://azbyka.ru/palomnik/Горно-Алтайск

Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

http://sobory.ru/article/?object=13445

Храмовъ два: 1) деревянный во имя св. Троицы; 2) каменный во имя св. Александра-Невскаго (заложенъ въ 1894 г.). Две гостинницы для богомольцевъ. домъ. Монастырь владеетъ 268 дес. земли. Монахинь и послушницъ 70. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, стр.526 Троицкий Александро-Невский женский монастырь расположен на правом берегу реки Нудоль в 26 км к юго-западу от райцентра (г. Клин) и в 76 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году в монастыре находились два храма: Троицкая деревянная зимняя церковь построена в псевдорусском стиле в 1890 году. (Разобрана в 1930-х гг.) Никольская каменная церковь с приделами Иверской иконы Божией Матери, прп. Тихона Калужского и вмц. Параскевы построена по проекту арх. И. П. Машкова в 1902-1905 гг. (ныне собор Александра Невского). Кроме этого, в обители с 1892 года по проекту арх. А. С. Каминского велось строительство большого пятикупольного каменного собора св. блгв. кн. Александра Невского, в котором предполагались приделы иконы Божией Матери " Скоропослушница " и вмч. Пантелеимона. Но из-за недостатка средств храм не был достроен, а в сер. ХХ века - разобран. За стенами обители в 1899-1900 гг. была построена на средства куп. П. П. Смирнова по проекту арх. И. С. Кузнецова деревянное здание монастырской церковно-приходской школы, в которой была устроена церковь ап. Петра и прмц. Евгении. Школа с храмом разобрана в 1924 году. В 80-х гг. XIX века бывший крепостной крестьянин Клинского уезда Федор Осипович Захаров, испытывая глубокую благодарность к императору Александру II и его преемнику Александру III, решил увековечить их имена созданием в сельце Акатово, принадлежащем ему, каменного храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского с женским общежитием на 12 человек, чтобы здесь возносились непрестанные молитвы об этих монархах. Кроме строений и земли в с. Акатово, Ф.О. Захаровым была пожертвована значительная денежная сумма на устройство общежития. После прохождения необходимых юридических процедур, в 1889 г. последовало официальное разрешение Святейшего Синода на создание обители, однако это решение не застало в живых Ф.О. Захарова, уже скончавшегося к этому времени.

http://sobory.ru/article/?object=08561

По сути обитель действовала всего-то каких-то 20 лет. А дальше свершилась Октябрьская революция 1917 года. Монастыри в России оказались вне закона. Проходит ещё три года, и уже в 1920 году, при закрытом монастыре сёстры обители организовали " трудовую сельскую артель " , в связи с чем монашеская жизнь ещё несколько лет смогла теплиться в стенах обители. Но уже в 1928 году примонастырская артель была закрыта, но в храме Александра Невского до 1933 года продолжались церковные службы, но он был тогда лишь приходским храмом. Его хотели переоборудовать в училище рабочей молодёжи Кожевенного завода, перестроив здание. Но Господь не допустил осуществится этому кощунственному плану. Здание стояло закрытое, постепенно разрушаясь. Собор был сохранён от разрушения благодаря одному человеку - Ивану Ивановичу Бачурину, внуку устроителя монастыря. Местные деревенские жители пытались неоднократно извлечь из его стен добротный кирпич на собственные нужды, но всякий раз Иван Иванович мужественно отстаивал эту святыню от вандалов. Лишь в 1993 году полуразрушенный храм Александра Невского был возвращён Русской Православной Церкви, после чего в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Общими усилиями насельниц в храме был настелен пол, установлены окна, двери, установлен простой иконостас с бумажными литографическими иконами, а чуть позже была перекрыта кровля храма и куполов. 21 марта 1996 года Священный Синод благословил открытие на базе Александро-Невского храма, Александровского женского монастыря в селе Маклаково. 12 сентября 1996 года, в день памяти благоверного князя, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл праздничное богослужение в соборе святого Александра Невского. Особо дорого то, что это событие было приурочено к 100-летию основания обители. Из книги: Александро-Невский женский монастырь. - Маклаково, издательство А.-Н. монастыря, 2019 Комментарии и обсуждение Ехал по делам в Кимры,по незнакомой ранее дороге из Талдома.Заговорившись с попутчиком.прозевал поворот к месту назначения. И через 10 километров очутился в далёком от суеты месте-Маклаково. Но на этом чудеса не закончились,мы оказались в Александро-Невском женском монастыре.Осматривая собор и другие монастырские строения подошли к монахине,разговорились она с необычной любовью поведала о монастырских святынях и бытие. В последствии узнали,что беседовали с Игуменией Тамарой. Большое спасибо за радушный приём.Да хранит Вас Господь.

http://sobory.ru/article/?object=08555

Князь обладал и полководческим даром – он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Этот храм является жемчужиной зодчества в мировом масштабе. Князь Андрей сам установил празднование Покрову Богоматери 14 октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свое покровительство, Свою защиту. Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря. Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней. После кончины князя обитель претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Со времени учреждения Патриаршества в России в 1588 году Боголюбский монастырь подлежал ведомству патриархов и назывался Рождества Пресвятой Богородицы Патриаршим домовым монастырем. Обитель стояла возле оживленной дороги, ведущей в Нижний Новгород и Казань, монастырь часто посещали цари, князья и другие именитые лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. В 1552 году сюда приезжал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбове. В 1680 году по пути во Флорищеву пустынь к настоятелю Илариону (впоследствии Суздальскому митрополиту) в монастыре был царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал император Петр I (в царствование которого и был причислен к лику святых князь Андрей Боголюбский). Здесь бывали также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. А 13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтила своим посещением семья последнего русского императора Николая II с семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

По преданию, первым игуменом монастыря был Иосиф, который управлял обителью до глубокой старости. Это был ревностный подвижник, направлявший братию к строгой монашеской жизни. Монастырский Синодик сохранил для нас имена и других Красногорских игуменов: Иоиль, Гавриил, Рафаил, Герман, Софроний, Досифей и последним настоятелем был архимандрит Иоиль. Из них особенной любовью обитель чтит память выдающегося подвижника благочестия и насельника Красногорского монастыря святителя Софрония (Кристалевского), впоследствии епископа Иркутского и Нерчинского, ныне причисленного Православной Церковью к лику святых. Святитель Софроний (в миру Стефан) родился в Малороссии в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был простолюдин, служивый, крестьянского происхождения. Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У Стефана были еще два брата и сестра Пелагея. С возрастом Стефан поступил учиться в Киевскую Духовную Академию, где в то время обучались два других будущих святителя: Иоасаф, епископ Белгородский (+1754) и Павел, митрополит Тобольский (+1770). Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Свято-Преображенский монастырь (позднее переименован в Свято-Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат, имя которого неизвестно. 23 апреля 1730 года он принял монашеский постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос:”Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех Святых”, предусказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. О последующем периоде жизни Софрония в его послужном списке говорится следующее: ”После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по Указу Переяславской епархии преосвященного Арсения (Берлова)в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет, по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года”.

http://sobory.ru/article/?object=13959

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон .замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич " Большое гнездо " , княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

http://sobory.ru/article/?object=05331

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010