Учение о том, что на кресте страдал не человек обоженный, а Бог воплотившийся, Создатель неба и земли, содержится в богослужении Страстной седмицы: «Сегодня на древе висит повесивший землю на водах; Царь ангелов облачается в терновый венец; одевающий небо облаками одевается в ложную багряницу; освободивший Адама получает заушение; Жених Церкви прибит гвоздями; Сын Девы пронзен Обращаясь к императору Феодосию в ходе Ефесского Собора 431 года, свт. Кирилл Александрийский восклицал: «Мы, христолюбивейший император, возвещаем смерть не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, страдавшего, как писано, за нас по плоти, живого, как Бога, и пребывающего бесстрастным по Своему [Божественному] Бог бесстрастен по естеству, утверждает святой Кирилл, следуя в этом предшествующим греческим отцам. Однако по Своему Домостроительству (то есть совершая наше спасение) Бог Сын стал человеком и вместе с человеческой плотью воспринял и человеческие страдания: «Сам Единородный Сын, рожденный от Бога Отца, или Само Слово Его воплотилось и вочеловечилось, страдало, умерло, воскресло из мертвых в третий день. Без сомнения, Слово Божие, по собственному Своему естеству, недоступно страданиям. Никто, конечно, не будет так несмыслен, чтобы допустить мысль, что естество, превышающее все, может быть способно к страданиям. Но, усвоив Себе плоть от Святой Девы… в собственной Своей плоти по человечеству страдал Тот, Кто как Бог выше всякого После Своей смерти на Кресте Господь, по словам апостола Петра, «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет 3:19 ). В посланиях апостолов есть и другие свидетельства о сошествии Христа во ад: «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет 4:6 ); «“Восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф 4:9–10 ). Священномученик Ириней Лионский говорит: «Нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие Свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, а уверовали в Него все, ожидавшие Его, то есть предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и Преподобный Иоанн Дамаскин излагает эту мысль так: «Обоженная душа [Христа] нисходит в ад, для того чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды, так и для находящихся под землею “во тьме и тени смертной” [ Пс 106:10 ] свет воссиял [ Ис 9:2 ], чтобы, как находящимся на земле Господь благовествовал мир, “пленным освобождение, слепым прозрение” [ Лк 4:18 ], и для уверовавших стал Виновником вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, — таким же образом благовествовал и находившимся в

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Часы Великого пятка по внутреннему составу также отличны от обыкновенных великопостных часов. Прежде всего, все четыре часа поются за один раз и совершенно отдельно от всякой другой службы. Потом, псалмы избраны особенные, в которых есть соотношение с воспоминаемыми событиями. Дальше, на каждом часе поются стихиры, читаются паремия, апостол и Евангелие. Наконец, все это заключается чтением блаженных и пр., как заключаются часы пред преждеосвященной литургией. Так составленные часы поются трижды в году в навечериях величайших праздников: Христова Рождества, Крещения и в Великий пяток. Они называются царскими, потому что в Греции, когда она еще процветала, установлено было петь их в придворной церкви в присутствии государя. Памятником этого доселе сохраняется торжественнейшее возглашение многолетия, по окончании часов, царствующему лицу, с самым подробным исчислением всех подвластных земель и народов, и всему царствующему дому. Часы Великого пятка составлены Кириллом, архиепископом Александрийским. По уставу их должно начинать во втором часу дня, в восьмом утра по нашему счету. Вот состав первого часа. После обыкновенного начала псалмы: пятый, второй и двадцать первый. В них, как и в псалмах прочих часов, пророчества о воспоминаемых в этот день событиях. «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Боже мой! ( Пс. 5:3 ). Кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:7 ). Нет в устах их истины, внутри их разврат, гортань их открытый гроб ( Пс. 5:10 ). Почто мятутся народы и племена замышляют тщетное? Вельможи собираются вместе против Господа и против помазанника его ( Пс. 11:1–2 ). Боже мой! Боже мой! внемли мне, почто ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего? ( Пс. 21:2 ). Я в поношении у людей, в презрении у народа. Все, видящие меня, ругаются мне, расширяют уста, кивают головой и говорят: он положился на Господа, пусть избавит его, пусть спасет его, если благоволить о нем (что за точность предсказания! Как будто Давид стоял у самого креста и слышал эти вопли: «уповал на Господа, пусть теперь избавит его, если Он угоден Ему» и т. д.). Сила моя иссохла, как череп, язык мой прилипнул к устам; и в персть смерти Ты полагаешь меня. Окружили меня псы, толпа злых ходит вокруг меня, пронзили руки мои и ноги мои. Они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои по себе, и об одежде моей мечут жребий. Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена язычников» ( Пс. 21:7–9, 16 –19, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Галлиен не замедлил прекратить гонение в Египте и других восточных провинциях. Евсевий в своей «Истории» сохранил текст замечательного рескрипта, данного императором на имя св. Дионисия Александрийского и некоторых других епископов. Вот слова этого рескрипта: «Император, Кесарь Публий Лициний Галлиен, благочестивый, счастливый, Август Дионисию, Цинне, Димитрию и прочим епископам. Благодеяние моего дара повелеваю распространить на весь мир: да удалятся все от ваших мест богослужения. Поэтому и вы можете пользоваться списком моего рескрипта, чтобы никто не беспокоил вас. Что теперь позволяется вам совершать, на то я давно уже согласился. Верховный прокуратор Аврелий Квириний в силу этого также будет действовать по данному мною рескрипту». 867 Рескрипт явно предписывал не только прекращение гонения, но и признавал за христианами право собираться для совершения богослужения и ограждал неприкосновенность мест богослужебных собраний. Восточные провинции получили теперь те же важные для христиан права, какими уже более года пользовались провинции западные. Весьма вероятно, что св. Дионисий возвратился в Александрию из ссылки именно в силу этого распоряжения Галлиена, воспользовавшись мирным временем, наступившим в Александрии после перехода ее под власть Галлиена. 868 Памятником радостных чувств Александрийского епископа, возвратившегося к своей пастве после продолжительной ссылки, служит послание св. Дионисия к Ермаммону и египетским братьям, написанное вскоре после возвращения из ссылки на 9-м году царствования Галлиена, т. е. в 261 или 262 г. христианской эры. 869 Судя по тому, что оно оканчивается приглашением христиан к празднованию, можно думать, что это послание принадлежало к числу пасхальных 870 и составлено было на Пасху 262 г. Но радость по случаю прекращения гонения и чувство благодарности к императору побуждали Александрийского епископа говорить о счастливой для христиан перемене правительства. И вот св. Дионисий снова обозревает в своем послании «дни царственных лет», напоминает о злонравии Декия и преемника его Галла, рассказывает о Валериане, подробно описывает характер Макриана, его привязанность к язычеству и ненависть к Церкви и оканчивает свое послание похвалой Галлиену, «старому и вместе новому царю», который был и прежде Макриана с сыновьями и остается после их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии На Африканском континенте будут совершаться богослужения на церковно-славянском языке 07.10.2007 Количество православных приходов в Африке , в которых совершаются богослужения на церковно-славянском языке, увеличится. Такая договоренность достигнута на встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, состоявшейся 6 октября в Москве. " Часто к нам поступают просьбы от соотечественников организовать богослужения на церковно-славянском языке в тех странах, где нет русских приходов - в Бенине, Намибии. Мы надеемся на благосклонное внимание, чтобы наши клирики могли периодически совершать богослужения на родном языке в этих странах " , - сказал Святейший Патриарх Алексий Предстоятелю Александийской Православной Церкви. По словам Предстоятеля Русской Церкви , особенно важно, чтобы люди не охладели в вере, а те, которые хотят стать православными христианами, получили бы такую возможность. " С большой радостью мы восприняли эту инициативу. Пусть приезжают клирики Русской Православной Церкви и с благословения местных епископов совершают богослужения на церковно-славянском языке " , - сказал Александрийский Патриарх после встречи, отвечая на вопросы журналистов. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что на Африканском континенте " проживает немало соотечественников, оказавшихся вдали от Родины и пребывающих подчас в трудных ситуациях " . Патриарх Московский и всея Руси выразил благодарность Патриарху Александрийскому за то, что наши соотечественники встречают подлинную отеческую заботу со стороны священнослужителей Александрийской Церкви. " Мы благодарны за то, что наши соотечественники имеют возможность молиться на родном языке в храмах ЮАР, Египта, Туниса, Марокко " , - сказал Его Святейшество. По словам Его Святейшества, связи между Александрийской и Русской Церквами - " давние и крепкие " , и их укреплению помогают представительства Александрийской Церкви в Москве и Московского Патриархата в Каире.

http://drevo-info.ru/news/3737.html

В корне отличался от иерусалимского ессейский культ. Прежде всего необходимо отметить, что кумраниты отказались от еврейского лунного календаря, – они придерживались солнечного, вынесенного из Египта, который употреблялся до Плена. Поводом к разрыву с Иерусалимским Храмом стало учение Учителя Праведности о том, что некогда святое место было осквернено нечестивыми иудейскими священниками. Ессеи ждали пришествия Мессии, с помощью которого они воздвигли бы новый Храм, в котором и будет совершаться богослужение. А до этого они совершали свои ритуалы в пустынных пещерах. До нас дошли сведения о богослужении ессеев, содержащиеся как в трудах историков, так и в кумранских рукописях. Вот как описывает богослужение ессеев Иосиф Флавий: «До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивают его восхождения». У кумранитов сохранилось разделение на утреннее, дневное и вечернее богослужение. Вышеописанный эпизод соответствует утренним молитвам. Далее Иосиф Флавий пишет: «Проработав напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опоясываются холщовым платком и умывают себе тело холодной водой». После этого члены секты приходили в столовую. «Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним-единственным блюдом. Священник открывает трапезу молитвой, до конца которой никто не должен дотронуться к пище; после трапезы он опять читает молитву». Это центральное действо в ессейском культе, и поэтому оно совершалось с большим благоговением. После этого общинники опять отправлялись на работу. Вечером совершался обряд, в точности соответствовавший дневному. Иосиф Флавий описывает лишь схему ессейского богослужения. К его описанию можно добавить сведения Филона Александрийского и Евсевия, согласно которым трапезы кумранитов начинались речью главы секты по поводу какого-либо места Священного Писания. После этого либо сам глава, либо член секты пропевал гимны. Далее совершалось вкушение пищи в том порядке, который описал Иосиф Флавий. В александрийских общинах ессеев, которые просуществовали до конца I в. по Р.Х., были некоторые особенности. Терапевты (так называли александрийских ессеев) использовали при богослужении антифонное пение, которое сопровождалось приплясыванием и жестикуляцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Архимандрит Леонид Горбачев о событиях в Египте: «Нет просвета, нет определенности, просим молитв» С 25 января в Египте не прекращаются массовые акции протеста. В столкновениях с полицией и войсками уже погибли как минимум 150 человек. Происходящее в Каире корреспонденту портала «Правмир» комментирует представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки архимандрит Леонид (Горбачев). 29 января, 2011 С 25 января в Египте не прекращаются массовые акции протеста. В столкновениях с полицией и войсками уже погибли как минимум 150 человек. Происходящее в Каире корреспонденту портала «Правмир» комментирует представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки архимандрит Леонид (Горбачев). С 25 января в Египте не прекращаются массовые акции протеста. В столкновениях с полицией и войсками уже погибли как минимум 150 человек.Наибольшее число погибших отмечено в Каире, далее — в Александрии и Суэце. Происходящее в Каире корреспонденту портала «Правмир» комментирует представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки архимандрит Леонид (Горбачев). Ситуация действительно нестабильная. Сейчас мы вынуждены прекратить богослужения, они приостановлены со вчерашнего дня. Если обстановка будет хоть немного более спокойной – богослужения возобновятся, но мы не можем ставить жизнь людей под угрозу. Президент отправил правительство в отставку, ему необходимо сейчас срочно формировать новый кабинет, потому что сейчас страна практически неуправляема. С минуты на минуту мы ждем выступления по этому поводу. Должно проясниться, снимет ли лично президент с себя полномочия, либо он дальше намерен продолжать свой курс. Президентом были даны обещания, что все, что он делает, – делает ради блага своего народа, и как гарант Конституции он приемлет только конституционные права своих граждан и готов стоять на страже их защиты. Но гарантировать никто ничего не может. Вчера вечером охрана зданий наших дипломатических линий и даже жилого сектора — была снята. Непонятно по какой причине на протяжении 7-8 часов практически никого не было. А толпы агрессивно настроенных людей были повсюду. Сегодня, буквально двадцать минут назад, прибыли армейские части на охрану нашего представительства. Мы в ожидании очередного выступления президента, как они пройдут, в каком ракурсе. Только сегодня восстановилась сотовая связь, вчера мы были весь день практически в полном неведении, интернет не работает до сих пор.

http://pravmir.ru/arximandrit-leonid-gor...

Что же касается пропусков со ссылками на одинаковые места литургии св. Василия, неоднократно встречающиеся в самом составе Кирилловой литургии и также объясняемых более обширным у коптов употреблением первой, нежели последней, то для обзора непрерывного чинопоследования важнейшей части Евхаристического богослужения у коптов не излишне иметь в виду эти места, которые притом отличаются некоторыми коптскими особенностями, для чего они и должны быть изложены в виде подстрочных дополнений. Коптская литургия св. Кирилла Александрийского , вместе с другими коптскими, неоднократно издавалась в латинском переводе то с арабского, то с коптского языка, начиная с первого издания, появившегося в конце XVI столетия в Аугсбурге (Augustae Vindelicorum). Ренодот, вновь пересмотрев несколько ее коптских списков в парижской королевской библиотеке, сделал новый более исправный ее перевод и напечатал со своими примечаниями в сборнике восточных литургий 952 . Бунзен перепечатал тот же латинский текст с собственными замечаниями в своем сочинении о св. Ипполите 953 . Настоящий русский перевод сделан с латинского языка при сличении изданий Ренодота и Бунзена. Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Священник тайно Творец всего видимого и невидимого, провидением управляющий всем, – ибо всё Твое, Господи, любитель душ, – молю Тебя, Господи всемогущий, я слабый, не имеющий добродетели и непотребный более всех служителей Твоих, приступая к Твоему Святому Святых, к совершению этого святого Таинства. Даруй мне, Господи, Духа Твоего Святого, огонь непричастный вещества, который не может быть постигнут мышлением, который истребляет все жестокости, который сожигает злые помыслы и умерщвляет земные и плотские члены и обуздывает движения души, побуждающие к представлениям, исполненным страсти и скорби; и сделай меня, как следует быть священникам, превысшим всякого смертного помысла, и дай мне слова чистые (см. Пс 11, 7 ), чтобы мне совершить это предложенное приношение, которое есть Таинство из всех таинств, в союзе и общении с Христом Твоим, которому с Тобой приличествует слава, и Святому Духу животворящему и единосущному Тебе, ныне и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее председатель Отдела внешних церковных связей ответил на вопросы представителей СМИ. — Вы говорите о приостановке молитвенного поминовения. Это же не означает прекращение евхаристического общения? То есть верующие могут по-прежнему причащаться вместе? — Решение Священного Синода приостановить молитвенное поминовение за богослужением Константинопольского Патриарха не означает полного разрыва евхаристического общения. Те миряне, которые приезжают на Афон или оказываются в храмах Константинопольского Патриархата, могут в них причащаться. Но мы отказываемся от сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата, поскольку всякий раз за богослужением они поминают своего Патриарха, а его поминовение мы приостановили. — То есть Константинопольский Патриарх больше не считается первым среди равных? Это как-то меняет его место в диптихе? — За богослужением, которое совершает Святейший Патриарх Кирилл, поминовение будет начинаться сразу с Александрийского Патриарха, а не с Константинопольского, как это было до настоящего времени. — Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, почему именно сейчас было принято такое решение и есть ли надежда, что удастся все-таки что-то изменить, о чем-то договориться, или это уже окончательное решение? — Полагаю, что решение направить экзархов в Киев принято именно сейчас потому, что Константинополь очень торопится завершить процесс предоставления автокефалии, пока у власти находится нынешний президент Украины Петр Порошенко, который активно его поддерживает. Не думаю, конечно, что все это окончательно закрывает двери для диалога, но наше сегодняшнее решение — это сигнал Константинопольскому Патриархату о том, что если действия подобного рода будут продолжаться, мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение. Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, так о нем говорят средства массовой информации. Но после разрыва евхаристического общения, по крайней мере, половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже в качестве первого среди равных.

http://patriarchia.ru/db/text/5268499.ht...

Положение александрийских иудеев было в высшей степени удобно и благоприятно. Они умели извлекать большую для себя выгоду из торговли и маклерства; но этого мало; не ограничивая своей деятельности одной торговлей, они в тоже время прилежно занимались здесь еще различными ремеслами, искусствами, науками и даже земледелием. Сами по себе, отдельно от туземцев, они составляли в Александрии совершенно особую, замкнутую общину с этнархом (народоначальником) во главе, в помощь которому впоследствии была учреждена еще герусия, или совет старейшин иудейских. Их учреждения и обычаи были неприкосновенны и всегда оставались древне-национальными; они беспрепятственно служили и молились своему единому Иегове в своих многочисленных школах, или синагогах, из которых главная отличалась громадностью и необычайным великолепием, превосходя в этом отношении даже главную синагогу Иерусалимскую; в Гелиопольской области, именно в Леонтополисе, они владели даже и своим собственным храмом. Около 160 года до Р. Х. первосвященнический сын Ония, не могши сделаться первосвященником при храме Иерусалимском, как уже сказано было нами в своем месте, из Палестины бежал в Александрию и здесь был принят весьма радушно Nmoлeмeeм VI Филометором (180–146 до Р. Х.). Между прочим царь предоставил в его полное распоряжение почти уже развалившийся храм в Леонтополисе, и Ония перестроил его по образцу храма Иерусалимского, сделав его только несколько меньше и проще. При этом храме всегда находилось и определенное число иудейских священников; богослужение и жертвы были совершаемы в нем от 160 года до Р. Х. по 72 год после Р. Х. Палестинские иудеи во время великих смут и безурядицы, происходивших тогда в их отечестве, волей-неволей должны были допустить устройство этого нового храма в Египте, хотя и с некоторыми, впрочем, ограничениями (ср. Ис.19:19 ); между прочим, во избежание религиозного раздвоения от александрийских иудеев они потребовали признания Иерусалимского храма главным религиозным центром всего иудейства. Условие это было, конечно, необременительно. Сами египетские иудеи, как ни охотно путешествовали они к храму Онии и как ни отрадно было им приносить в нем свои жертвы, все-таки видели в нем лишь побочное солнце, только отобраз первообраза, и потому всегда обнаруживали большую ревность в оказывании главному храму своего народа принадлежащих ему почестей. С палестинскими иудеями они по-прежнему сознавали себя единым, нераздельным народом, и хотя находились в рассеянии, жили вдали от священной почвы Палестины, связаны были своеобразными условиями новой жизни и интересами, чуждыми для иудеев палестинских, – их гордостью было все-таки строгое охранение своей национальности повсюду и во всех отношениях. А что мы знаем об александрийских иудеях, то повторялось и повсюду, где только ни проживали иудеи рассеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Анафора Б. п. имеет следующий порядок: вступительный диалог предстоятеля и народа; praefatio ; Sanctus с окружающими его фразами; эпиклеза I (моление об освящении предложенных Даров Духом Святым); institutio ; анамнесис ; моление об освящении причащающихся (эпиклеза II); заключительное славословие. Он соответствует порядку анафор александрийского типа, ряд содержательных особенностей анафоры также свидетельствует о ее егип. происхождении, наконец, текст ее почти полностью совпадает с фрагментом анафоры в копт. ркп. Louvain. Copt. 27, VI в. (лат. пер.: H ä nggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 140). Анафора Б. п. начинается с аккламации «Един Бог», широко употреблявшейся в раннехристианском богослужении , к-рая встречается в Б. п. неск. раз. Praefatio анафоры содержит благодарение Богу за сотворение мира и за спасение человечества через Христа (названного в анафоре «Отроком» - термин характерен для доникейского богословия). Sanctus - ангельская песнь из Ис 6. 3 - цитируется в краткой (егип.) форме, т. е. без прибавления к песни «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полны небеса [и земля] твоей славой» евангельских слов «Осанна в вышних...». Следующая фраза, как и во всех др. александрийских анафорах, развивает тему наполненности мироздания славой Божией (что как нельзя лучше сочетается с краткой формой Sanctus) и сразу переходит в моление об освящении Даров. Важная особенность анафоры Б. п.- то, что прошение о ниспослании Св. Духа на принесенные Дары содержится уже в I эпиклезе. Это - аргумент против достаточно распространенного на Западе представления, согласно к-рому «освятительная эпиклеза» (в др. александрийских анафорах это эпиклеза II) является прибавлением к более древней анафоральной структуре, якобы первоначально ее не содержавшей. Для выражения тайны преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в анафоре Б. п. употреблено слово «σωματοποισαι» (греч., букв.- претворить в тело, собрать воедино), характерное для егип. христ. письменности (ср.: PG. 8. Col. 296a; 34. Col. 481b, 1896a). Установительные слова в institutio анафоры цитируются почти в том же виде, как они приводятся в Мф 26. 26b, 28 без дополнений, что может указывать на составление анафоры ранее IV в. Рассказ об установлении Евхаристии (institutio) в анафоре цитируется в качестве обоснования прошения, содержащегося в I эпиклезе, что характерно для александрийских анафор. В анамнесисе анафоры отсутствует указание на принесение Даров, уже прозвучавшее в I эпиклезе; во II эпиклезе говорится об освящении уже не Самих Даров, а причащающихся от них. Наконец, форма славословия соответствует егип. традиции III-IV вв. Все вышесказанное указывает на Египет и III-IV вв. как на место и предположительное время создания анафоры.

http://pravenc.ru/text/77598.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010