Содержание Цитированная литература О послушании Христа Об освящении Христа и о священстве Его О том, что о Господе нашем Иисусе Христе говорится, что Он получил славу О том, что о Христе говорится, что Он воскрес из мертвых силою Отца О том, что Христос, хотя и называется Сыном человеческим, однако от этого ничуть не менее есть истинный Бог     Начиная с 429 г. свт. Кирилл Александрийский вел непрестанную борьбу против константинопольского патриарха Нестория. Защите церковного учения о воплощении Слова, помимо многочисленных писем и проповедей, он посвятил целый ряд крупных полемических сочинений, к важнейшим из которых принадлежат три книги, часто объединяемые под общим названием «О правой вере». Написаны они были вскоре после начала спора, по всей видимости после завершения другого обширного труда, пяти книг «Против богохульств Нестория», составленных весной 430 г. 1 В своем втором письме к свт. Кириллу от 15 июня 430 г. Несторий недвусмысленно дает понять, что пользуется поддержкой императорского двора 2 . Не исключено, что именно это побудило св. Кирилла составить особое обращение непосредственно к императору и другим лицам императорской фамилии 3 . Таким обращением и стали написанные на протяжении того же 430 г., в условиях все более разгоравшегося противостояния, книги «О правой вере», в которых была поставлена цель, без упоминания имени константинопольского первоиерарха, предостеречь царствующих особ от воздействия его богословских взглядов 4 . Эти три книги, или три обширных догматических послания 5 , предназначенные для разных лиц царской семьи, в совокупности образуют замечательное по своей полноте изложение христологического учения александрийского святителя 6 . О содержании первой книги, «О правой вере к императору Феодосию» 7 , достаточное представление может дать опубликованный нами русский перевод диалога святителя «О вочеловечении Единородного», являющегося по существу ее первой редакцией 8 . В наиболее обширной по размеру второй книге, «О правой вере к царевнам» 9 , адресованной младшим сестрам императора Аркадии и Марине, святитель главным образом рассматривает новозаветные «свидетельства», привлеченные им для опровержения несторианских взглядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Три дня с Библией: постскриптум к конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» (ФОТОРЕПОРТАЖ) Темы, обсуждаемые на конференции, как раз и балансировали на тонкой грани новейших исследований и святоотеческой традиции. Современная теория перевода и александрийская школа богословия, Шестоднев глазами современных ученых и Отцов Церкви, критический текст Нового завета и разные уровни понимания Песни Песней Соломона… 2 декабря, 2013 Темы, обсуждаемые на конференции, как раз и балансировали на тонкой грани новейших исследований и святоотеческой традиции. Современная теория перевода и александрийская школа богословия, Шестоднев глазами современных ученых и Отцов Церкви, критический текст Нового завета и разные уровни понимания Песни Песней Соломона… Был ли знаком Псалмопевец с «Большим гимном Атону»? Какие задачи ставил автор книг Паралипоменон? Как переводить встречающиеся в Библии названия неизвестных современной ботанике растений? Почему в Евангелиях встречаются противоречия, и противоречия ли это? Когда увидит свет новый перевод Библии на русский язык? Если эти вопросы способны не дать вам заснуть, материалы конференции «Современная библеистика и Предание Церкви», прошедшей в Москве 26 — 28 ноября, будут для вас особенно интересны. Зачем читать Библию? Слово Патриарха Библию мы знаем плохо. Из трех-четырех процентов воцерковленного населения вряд ли хотя бы половина в совершенстве изучила Псалтирь, несмотря на то, что псалмы читаются и цитируются на службах едва ли не чаще, чем Евангелие. Между тем, изучение не только Нового, но и Ветхого Завета — прямая обязанность христианина. Как минимум, это постижение истории Богообщения и Богооткровения. Как максимум — воздух для христианина. «Слово Божие — чистейший источник, из которого мы почерпаем животворную воду спасения. Оно побуждает переосмыслить жизнь, оно являет ориентиры и подлинные ценности. Сила воздействия Библии заключается в том, что Сам Бог, Владыка неба и земли, обращается к нам человеческим языком со страниц священной книги», — напомнил в своем вступительном слове Святейший Патриарх Кирилл .

http://pravmir.ru/tri-dnya-s-bibliej-pos...

Часть I. Великий святой отец Афанасий Александрийский Предисловие Тема настоящего исследования – «Сотериология святого Афанасия Великого ». Нет, думается, необходимости оправдывать выбор этой темы, как предмета самостоятельного историко-богословского исследования. Учение о спасении является выражением самого существа христианской веры и органически связано с основами духовной жизни, как каждого отдельного христианина, так и всей Церкви в целом. «Главным предметом евангельского благовествования, – говорит один из лучших наших знатоков Новозаветного богословия, – служит спасение людей как преимущественное дело Божественной любви» 1 . Христианство возвестило миру тайну спасения как тайну любви и премудрости Божией, юже предустави Бог прежде век в славу нашу ( 1Кор. 2,7 ). На уразумение этой тайны и её значения для человека было обращено преимущественное внимание в православном богословии. «Вопрос о спасении человека, – говорит Святейший Патриарх Алексий I, – есть основной вопрос... христианского мировоззрения, к посильному уяснению которого христианская мысль стремилась с самых древних времён» 2 . Особенно богатый материал для уяснения этого вопроса находим в творениях святых отцов и учителей Церкви и, в частности, в творениях святого Афанасия Великого . Конечно, святой Афанасий был не первым и не единственным из святых Отцов Церкви, разрабатывавшим в своих творениях вопросы сотериологии. Ни один из святых Отцов ни до, ни после него не прошёл мимо этих вопросов. Но высокий догматический авторитет, которым он пользовался как в христианской древности, так и в новейшее время, даёт нам право с особенно пристальным вниманием отнестись именно к его учению о спасении. Ведь святой Афанасий, архиепископ Александрийский, принадлежит к сонму великих Отцов Вселенской Церкви. Ещё при своей жизни он был почтен редкими наименованиями: великого Учителя святой Церкви, отца Православия, непобедимого защитника веры 3 . Современник его, святой Василий Великий , обращался к нему, как к Самуилу Церкви, и сравнивал с фаросом своего города, спокойно взирающим на волны бушующего житейского моря 4 . В другой раз он писал Александрийскому архипастырю: «Если бы знал ты, какая польза от писем, то никак не преминул бы ни одного представившегося случая писать к нам» 5 . Подобный же отзыв даёт о творениях святого Афанасия и преподобный Косьма: «Если встретится тебе слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Закрыть itemscope itemtype="" > В 2016 году в Константинополе планируется созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви Завершилось собрание (сикансис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей 10.03.2014 499 Время на чтение 12 минут 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных Церквей было оглашено за богослужением в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре, сообщает Патриархия.ru. Вчера, в Неделю Торжества Православия, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся в Стамбуле для решения вопросов по созыву и проведению Всеправославного Собора, совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре — резиденции Константинопольского Патриарха. Служение утрени, которая предваряла Литургию, возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. В храме молились иерархи Поместных Православных Церквей, священнослужители, многочисленные верующие. В числе молившихся за богослужением были царь болгар Симеон II, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов, представители российского дипломатического корпуса. Во время богослужения звучали молитвословия на греческом, церковнославянском, грузинском, сербском, арабском, румынском, албанском языках.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/10/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Антиохийский Иоанн Х, патриарх Мелькитский Юсеф I Абси и патриарх Сиро-Яковитский Игнатий Ефрем II: Американская агрессия в Сирии поощряет терроризм 17.04.2018 515 «Мы, патриархи: Иоанн X, греко-православный Патриарх Антиохийский и всего Востока; Игнатий Афрем II, Сирийский православный патриарх Антиохийский и всего Востока; и Иосиф Абси, Греко-Мелкитский католический патриарх Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, осуждаем и изобличаем вероломное нападение, которое имело место в это утро против Сирии, нашей дорогой родины, США, Францией и Великобританией, под предлогом использования химического оружия сирийским правительством», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ совместном заявлении Патриарха Антиохийского Иоанна X, патриарха Мелькитского Юсефа I Абси и патриарха Сиро-Яковитского Игнатия Ефрема II в связи с обострением ситуации в Сирии. В документе отмечается, что «эта жестокая агрессия является очевидным нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций, так как речь идет о неоправданном нападении против суверенной страны, члена Организации Объединенных Наций». «Мы с прискорбием констатируем, что эти бомбардировки были совершены могущественными странами, которым Сирия не причинила никакого ущерба», - сказано в документе. «Утверждения Соединенных Штатов и других стран о том, что сирийская армия использует химическое оружие, и что Сирия является страной, которая обладает и использует такое оружие, необоснованны и не подкреплены четкими и достаточными доказательствами», - подчеркивается в заявлении. В документе указывается, что «сроки этой необоснованной агрессии против Сирии подрывают работу независимой международной комиссии по расследованию, которая собирается посетить Сирию». «Эта жестокая агрессия разрушает шансы на мирное политическое решение и ведет к эскалации насилия и дальнейшим осложнениям. Эта несправедливая агрессия поощряет террористические организации и дает им импульс для продолжения их варварских действий», - говорится далее.

http://ruskline.ru/politnews/2018/aprel/...

Архив Пн Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили подворье Антиохийской Церкви в Москве 27 января 2014 г. 22:08 27 января 2014 года  Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили храм Архангела Гавриила — подворье  Антиохийской Православной Церкви  в Москве. Предстоятелей встречали настоятель подворья, представитель Патриарха Антиохийского при Московском Патриаршем престоле  архиепископ Филиппопольский Нифон , многочисленные прихожане и гости, в числе которых — председатель  Императорского православного палестинского общества   С.В. Степашин , председатель Попечительского совета Центра национальной славы и  Фонда святого апостола Андрея Первозванного   В.И. Якунин , главы дипломатических миссий, аккредитованные в Москве. Блаженнейшего Патриарха Иоанна сопровождали митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас) и группа мирян. Блаженнейший Патриарх Иоанн и Святейший Патриарх Кирилл отслужили в храме молебен. За богослужением, совершавшемся на русском и арабском языках, молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , представитель Александрийской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , представитель  Иерусалимской Православной Церкви  при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), клирики храма. По завершении молебного пения архиепископ Филиппопольский Нифон обратился со словами приветствия к Предстоятелям Антиохийской и Русской Православных Церквей, отметив: «Нам радостно приветствовать вас в храме нашего подворья, на стенах которого — образа великих антиохийских и русских святителей: Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского, Иоанна Дамаскина, Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Эти святители объединяют нас в молитве, дабы мы единым сердцем прославляли нашего Спасителя. Мы всегда с любовью вспоминаем здесь святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, по благословению которого в 1848 году было создано Антиохийское подворье в Москве, и просим его помощи в укреплении этого моста любви между нашими Церквами, особенно сейчас, когда мы молимся за наш страждущий Восток».

http://patriarchia.ru/db/text/3546522.ht...

Блохин В. С. Содержание Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви 1.2. Основания деления на Поместные Церкви 1.3. Общность и самостоятельность Поместных Церквей 1.4. Предоставление автокефалии 1.5. Церковная автономия Глава 2. Этапы развития Поместных Церквей с первых веков христианства до современности 1.1. Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.) 2.2. Формирование экзархатов и патриархатов 2.3. Становление Автокефальных Поместных Церквей Раздел I. Восточные Патриархаты Глава 3. Константинопольская Православная Церковь 3.1. Основы византийской государственности. 3.2. Константинопольский Патриархат и его роль в формировании христианской догматики 3.3. Константинопольский Патриархат в условиях турецкого завоевания. Особенности церковного управления 3.4. Вселенский Патриархат в XX в.: каноническая территория; греческая диаспора; церковное управление, экуменическая деятельность, эстонский конфликт 3.5. Монастыри и монашество Константинопольского Патриархата. Афон. 3.6. Финляндская и Критская Православные Церкви Глава 4. Александрийская Православная Церковь 4.1. Основание Александрии. Распространение христианства в Египте. Эпоха гонений. 4.2. Роль Александрийских иерархов в тринитарных и христологических спорах 4.3. Патриархат в эпоху арабского владычества (640 – 1517) 4.4. Патриархат в условиях Османского господства (1517 – 1798) 4.5 . Александрийский Патриархат в XIX -XX вв. Глава 5. Антиохийская Православная Церковь 5.1. Основание Антиохии. Складывание АнтиохийскойЦеркви 5.2. Арианские и христологические споры. Яковитский раскол 5.3. Внутреннее состояние Антиохийской Церкви в I – VI вв. 5.4. Антиохийский Патриархат в условиях арабского владычества и крестовых походов 5.5. Османский период (1516 – 1918) 5.6. Антиохийский Патриархат в XX в. Глава 6. Иерусалимская Православная Церковь 6.1. Возникновение Иерусалимской Церкви. Церковный собор 51 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Гиперборейских стран 07.10.2014 1828 Время на чтение 3 минуты 24 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках VI фестиваля «Вера и слово» прошла пресс-конференция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Для богословов, церковных публицистов и просто верующих людей, да и для светских религиоведов эта пресс-конференция полна смыслами и посланиями, значение которых нуждается в глубоком осмыслении. Например, Патриарх особо говорил о Церковно-общественном партнерстве, тем самым понимая общество как отдельный субъект (наряду с государством) Церковно-государственных отношений. Более того, именно включение общества как отдельный субъект в Церковно-государственные отношения позволяет иногда больше привлекать государство к решению насущных задач самой Церкви. Но что особо важно, отвечая на вопросы, Святейший Патриарх уделил особое внимание самой природе Московского Патриархата, при этом дав историческую ретроспективу со времени его образования. Патриарх Кирилл отметил, что когда в 1589 году создавался Московский Патриархат, то в грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, копия которой сейчас висит в зале заседаний Священного Синода РПЦ, титул Московского Патриарха был обозначен как «Архиепископ Московский и Патриарх всех северных стран». И именно этот титул употреблялся до Синодального периода. «Патриархат - это не образование внутри одной страны, не церковное образование, которое покрывает один этнос, а это, если хотите, каноническая юрисдикция на части света, - сказал Святейший Патриарх и дал тому историческое объяснение, напомнив, как образовывался Московский Патриархат. - Константинопольский патриархат имел юрисдикцию в рамках Византийской империи, Римский патриархат - в рамках Западной Римской империи, Александрийский патриархат - в рамках стран, располагавшихся к югу от Византии, Антиохийский патриархат охватывал весь восток, за пределами Византийской империи, включая Индию. Когда от Церкви отпал Римский патриархат, то на место Западного патриарха был избран Московский Патриарх всея Руси и всех северных стран, в юрисдикцию которого входила вся христианская ойкумена на север от Византийской империи - Гиперборея».

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Николай Балашов: Участники Всеправославного Собора представляют меньшинство православного мира Тем временем, Патриарх Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей 18.06.2016 1627 Время на чтение 4 минуты В пятницу, 17 июня 2016 г., Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые прибыли во главе делегаций на остров Крит для участия в церковном Соборе, планировавшемся в качестве Всеправославного, сообщает Седмица.ru. Синод Предстоятелей проходит в здании Православной духовной академии полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), сообщили информационные агентства «Ромфея» и «Амен», а также другие греческие СМИ. В Синоде Предстоятелей участвуют Первоиерархи десяти Поместных Православных Церквей: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Константинопольский Патриархат не посчитался с этим пожеланием и решил провести Собор на Крите в ранее намеченные сроки. Собор официально откроется 19 июня совместным богослужением Предстоятелей по случаю праздника Троицы. Рабочие заседания Собора начнутся 20 июня и завершатся 25 июня 2016 г. В ходе работы малого Синода (Синаксисе) Предстоятелей был рассмотрен проект послания Собора, подготовленного комиссией во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Послание будет официально принято на Соборе наряду с другими официальными документами. На малом Синоде главы десяти Православных Церквей признали, что болезненно переживают отсутствие четырёх Церквей и молятся за их приезд, сообщили в пресс-службе Собора, передает РИА Новости.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/pr...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Собор Константинополь Халкидон Константинополь Константинополь Император св. Константин Вел. Феодосий Вел. Феодосий Младший Маркиан св. Юстиниан Константин Погонат Константин и Ирина Патриарх св. Митрофаний свт. Григорий; Нектарий св. Анатолий св. Евтихий св. Георгий св. Тарасий Председатель Евстафий Антиох. Мелетий Ант; патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля патриарх КПля Сильвестр Целестин Вигилий Агафон Адриан Членов собора Православные участники Мемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский Макарий Антиох., пресв. Петр и Феодор, представители Александрийского и Иерусалимского патриархатов Против кого Македония, Аполинария Нестория Евтихия и Диоскора “Трех глав” Монофелитов Иконоборцев Корни ереси Непримиримость иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения Арианство Сочинения Феодора Мопсуэтского и Диодора Тарсийского Некоторые места у свт. Кирилла, свт. Афанасия Александрийских Стремление имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитами Иконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717–741) “Сын Божий – произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по существу” Аполинарий: “Место человеческого духа во Христе заменил Божественный Логос” Македоний: “Св. Дух – творение” “Дева Мария – Христородица”. Вопрос соединения естеств во Христе Слияние во Христе Божественной и человеческой природ с поглощением последней первою; Евтих: “После Воплощения поклоняюсь одному естеству Бога вочеловечившегося” Во Христе одна воля и одно действие Божеское Иконопочитание – идолослужение. Неописуемость Христа. Сторонники ересиарха Евсевий Никомидийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский пресв. Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан министр Хрисафий при дворе безвольного имп. Феодосия Факунд Гермианский (Африка) – “В защиту трех глав”; западные и африканские епископы и пресвитеры

http://azbyka.ru/shemy/vselenskie_sobory...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010