Аннотация Впервые на русском языке публикуется перевод послания свт. Кирилла Александрийского , содержащего толкование описанного в книге левит жертвоприношения. в предисловии выясняется личность адресата, время написания и дается обзор содержания послания. Отмечается типологический характер предложенного толкования и его тесная связь с христологическими и сотериологическими воззрениями святителя, упоминаются другие типологические толкования этого места в ранней патристике. К толкованию описанного в книге левит жертвоприношения двух козлов 1 свт. Кирилл Александрийский обращался трижды: в раннем сочинении «Глафиры» 2 , в обширном апологетическом труде «против юлиана Отступника» 3 и, наиболее пространно, в специально посвященном этому вопросу трактате – послании епископу Акакию 4 , перевод которого предлагается читателю. В прежнее время его адресата отождествляли со св. Акакием Мелитинским 5 , однако сохранившиеся во Florilegium Cyrillianum и у свт. Фотия Константинопольского свидетельства позволили уточнить, что это другой Акакий Скифопольский 6 . Кроме титула и обращенного к нему послания, о нем ничего не известно, так что с уверенностью можно сказать лишь то, что он был епископом Скифополя 7 и принадлежал к палестинскому кругу близких друзей и почитателей свт. Кирилла. Послание датируют 432 г., то есть после III Вселенского (Эфесского) Собора до заключения мира с Антиохией 8 , либо относят к более позднему времени 9 , сближая его с теми событиями, о которых сообщает в письме патриарху Диоскору Александрийскому (448 г.) блж. Феодорит Кирский . От него мы узнаем, что свт. Кирилл, помимо Акакия, выслал свой трактат «О козле отпущения» (вместе с сочинением «Пр отив Юлиана Отступника») Антиохийскому архиепископу Иоанну с просьбой показать «известным на Востоке учителям». Это способствовало окончательному примирению двух оппонентов: блж. Феодорит «не без удивления» прочитал высланные книги, и они со свт. Кириллом обменялись посланиями, засвидетельствовав взаимное уважение 10 . Это могло иметь место после того, как блж. Феодорит склонился к признанию мира между Александрией и Антиохией, до смерти архиепископа Иоанна, за исключением времени спора вокруг Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского, то есть в период с 434 по 437 г. или с 439 по 441 г. 11 . Отметим, что в творениях самого кирского пастыря дважды встречается толкование этого же места книги Левит, в основном сходное с толкованием свт. Кирилла 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Аннотация Публикация завершает цикл сочинений свт. Кирилла Александрийского , сквозной темой которых является критика антропоморфизма. Она представляет собой перевод его небольшого послания, адресованного одному из египетских епископов. В нем святитель опровергает воззрения антропоморфитов и решает иные вопросы богословского и дисциплинарного характера. В предисловии напоминается об антропоморфистском споре при предшественнике свт. Кирилла – архиепископе Феофиле Александрийском, сообщаются сведения об адресате послания, дается обзор его содержания, рукописной традиции и изданий. Представленное в русском переводе «Послание Калосирию» свт. Кирилла Александрийского по своей главной теме (критика антропоморфных представлений о Боге) продолжает сквозной мотив опубликованных в предыдущих выпусках «Богословского вестника» его же трактатов «Ответы диакону Тиверию» и «Разъяснение догматов» 1 . Но если там ему приходилось отвечать на вопросы монахов Палестины, то здесь критика антропоморфизма касается пустынников его собственного патриархата. Как известно, антропоморфизм в Египте вызвал серьезные проблемы в период, когда епископом был предшественник и дядя свт. Кирилла – архиепископ Феофил Александрийский. В монашеской среде возникли жаркие споры между «антропоморфитами», противниками некоторых положений аллегорической экзегезы Оригена и практики умной молитвы Евагрия Понтийского , и их оппонентами, которых называли «оригенистами». Согласно Сократу Схоластику , после того как в своем «Пасхальном послании» 399 г. архиепископ Феофил провозгласил, что Бога следует представлять бестелесным и чуждым человеческой формы, он столкнулся с мощным противодействием монаховантропоморфитов и сменил позицию, подвергнув оригенистов суровым гонениям 2 . Одним из последствий этого стало столкновение архиепископа Феофила со свт. Иоанном Златоустом , который позволил себе принять участие в судьбе преследуемых оригенистов, что, в конечном счете, вылилось в гонение на самого Златоуста и его осуждение на печально известном Соборе при Дубе 403 г. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Архив Пн В Московской духовной академии начались богословские консультации между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью 18 октября 2023 г. 20:09 17 октября 2023 года в Московской духовной академии начался второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, сообщает пресс-служба МДА. Собеседования проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла согласно его договоренностям с Предстоятелем Коптской Церкви Святейшим Патриархом Тавадросом II. В рамках деятельности Комиссии по двустороннему сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в 2020 году была учреждена специальная рабочая группа по развитию богословских собеседований, в которую вошли со стороны Русской Православной Церкви секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор по учебной работе МДА священник Павел Лизгунов и заведующий кабинетом ориенталистики МДА диакон Сергий Пантелеев. Со стороны Коптской Церкви в рабочую группу вошли викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кириллос, клирик Лос-Анджелесской митрополии и проректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских священник Макарий Рефела, а также представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони. Экспертами второго раунда богословских консультаций от МДА выступили доцент кафедры богословия игумен Адриан (Пашин) и старший преподаватель кафедры филологии иеромонах Феодор (Юлаев). В начале рабочего совещания священник Павел Лизгунов огласил приветственное слово наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры , ректора МДА епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла : «Мы рады видеть вас на благодатной и благословенной земле Святой Троицы — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московской духовной академии. Наша встреча проходит, с одной стороны, во время новых войн и конфликтов в разных уголках мира.

http://patriarchia.ru/db/text/6068864.ht...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом 12 апреля 2010 г. 17:59 12 апреля 2010 года в Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. Во встрече приняли участие Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , члены официальной делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий и другие. Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал А. Ат-Таиба и поздравил его с избранием на должность шейха университета «Аль-Азхар». Обращаясь к собеседнику, Его Святейшество, в частности, сказал: «Я наношу официальный визит Блаженнейшему Патриарху Феодору, он возглавляет Александрийский Патриархат . Я недавно был избран Патриархом Московским и всея Руси, и у нас есть такой обычай: после избрания Патриарха наносить визиты своим собратьям — Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Патриархат Александрии — один из старейших Патриархатов, поэтому я и прибыл в гости к Патриарху Феодору. Я также очень рад нашей с Вами встрече. Мы в Русской Церкви хорошо знаем значение университета Аль-Азхар, знаем, что здесь очень сильная богословская школа. Я давно хотел побывать здесь и очень радуюсь в связи с возможностью сделать это. Мне хотелось бы обсудить сегодня несколько важных вопросов, в первую очередь касающихся роли религии в современном глобализирующемся мире. На мой взгляд, мы живем в эпоху, когда во многом решается будущее человечества, и оно будет зависеть от того, какое место в человеческом обществе будет занимать религия. Потому что если та огромная власть, которую человек имеет над природой, над миром, отделена от веры и нравственности, то это ставит будущее под большую угрозу. И это наша общая тревога — христиан и мусульман, всех, кто верит в Единого Бога, кто признает существование объективного понятия добра и зла, это общая тревога всех людей, которые признают такое понятие, как грех. Сегодня род человеческий делится на тех, кто признает наличие греха, и тех, кто вообще не знает этого понятия. Мы как верующие люди знаем, что такое добро, а что такое зло. Мы знаем, что такое Божий нравственный закон. Мы знаем, что отступление от этого нравственного закона является грехом.

http://patriarchia.ru/db/text/1136663.ht...

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Московской духовной академии начались богословские консультации между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью 19.10.2023 11:16:15 МОСКВА 17 октября 2023 года в Московской духовной академии начался второй раунд богословских консультаций между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, сообщает пресс-служба МДА. Собеседования проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла согласно его договоренностям с Предстоятелем Коптской Церкви Святейшим Патриархом Тавадросом II. В рамках деятельности Комиссии по двустороннему сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в 2020 году была учреждена специальная рабочая группа по развитию богословских собеседований, в которую вошли со стороны Русской Православной Церкви секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор по учебной работе МДА священник Павел Лизгунов и заведующий кабинетом ориенталистики МДА диакон Сергий Пантелеев. Со стороны Коптской Церкви в рабочую группу вошли викарий Лос-Анджелесской митрополии, ректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в США епископ Кириллос, клирик Лос-Анджелесской митрополии и проректор Коптской духовной академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских священник Макарий Рефела, а также представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони. Экспертами второго раунда богословских консультаций от МДА выступили доцент кафедры богословия игумен Адриан (Пашин) и старший преподаватель кафедры филологии иеромонах Феодор (Юлаев). В начале рабочего совещания священник Павел Лизгунов огласил приветственное слово наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректора МДА епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла: «Мы рады видеть вас на благодатной и благословенной земле Святой Троицы — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московской духовной академии. Наша встреча проходит, с одной стороны, во время новых войн и конфликтов в разных уголках мира.

http://radonezh.ru/2023/10/19/v-moskovsk...

Древние александрийские анафоры Предисловие Среди различных христианских богослужебных систем («обрядов») древняя богослужебная система Александрийской Церкви выделяется своими цельностью, самостоятельностью и, что немаловажно, тем, что она лучше других засвидетельствована в источниках такого раннего времени, как III–IV вв. 1 Возникший уже в I в. и развивавшийся сначала в греко-язычной, а затем также и в коптской среде александрийский обряд просуществовал до VII–XI вв., когда оказавшаяся под властью арабов греческая община Александрии и Египта была предельно ослаблена. После XII в. Александрийская Православная Церковь отказалась от своего древнего обряда и перешла, как и все другие Православные Поместные Церкви, на константинопольский («византийский»), сохранив в своём богослужении лишь совсем незначительные в масштабе целого обряда особенности. Так, на вопрос Александрийского патриарха Mapka III (XII в.), обращённый к знаменитому канонисту того времени, патриарху Феодору IV Вальсамону, о том, можно ли совершать литургии, известные под именами ап. Марка и ап. Иакова, тот ответил резко отрицательно 2 ; иными словами, самобытная александрийская традиция ослабла в то время настолько, что в авторитетности было отказано литургии ап. Марка, совершавшейся некогда такими великими отцами Церкви, как свтт. Афанасий Великий и Кирилл Александрийский 3 ! Тем не менее, древний александрийский обряд продолжал жить в коптской и отчасти эфиопской среде, а в XX в. уже отмечавшиеся древность, самостоятельность и цельность этого обряда вызвали к нему новый всплеск интереса со стороны богословов, патрологов и историков богослужения. Ниже вниманию читателя предлагаются русские переводы сохранившихся древних анафор Александрийской Церкви. Анафора, т. е. центральная молитва Божественной литургии, является ядром главного христианского богослужения – Евхаристии, – а значит, и богослужебной традиции вообще. На сегодняшний день существует огромное число публикаций, касающихся как отдельных анафор, так и истории их происхождения в целом, однако практически все они сделаны западными учёными и поэтому плохо известны русскому читателю – как справедливо отмечал проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Содержание Предисловие к новому изданию Краткая библиография по истории литургии Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий» Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Стирается грань между Церковью и расколом» Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей 06.12.2019 2499 Время на чтение 5 минут Сегодня в резиденции Предстоятеля УПЦ МП на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры началось последнее в 2019 году заседание Священного Синода Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Заседание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Донецки й и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Лугански й и Алчевский Митрофан, секретарь Священного Синода УПЦ МП, управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Священный Синод, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявил : «Вынуждены констатировать, что в результате антиканонических действий Константинопольского Патриархата в Украине, а также в связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской Православных Церквей раскольнической " Православной Церкви Украины " , ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась, и разделение между Поместными Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским Патриархатами, но касается всего мирового Православия — всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Эта проблема имеет не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которого никогда не знала Православная Церковь, и фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Церкви Христовой в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над Евхаристией.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/06/st...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010