Они по праву считаются самыми красивыми воротами Иерусалима и обычно служат при вступлении в город нового паши. Хотя Наблусские ворота – название, которое они носят по сей день, – и не относятся, как это теперь известно, к далекой древности, тем не менее несомненно, что они, встречаясь в описаниях уже IV века (так же как и часто упоминаемые в последующие века ворота Св. Стефана 92 ), находятся на своем исконном месте. Ссылки на IV век вызывают сейчас определенные трудности, потому что именно в северной части города точное расположение древней стены неизвестно, однако скалистая почва, поднимающаяся во многих местах на 20–30 футов вверх, между Дамасскими воротами и северо-восточной частью современной стены, говорит о том, что здесь сама природа обусловила ее направление. Это обстоятельство, а также колоссальные развалины древних построек в северо-западной части города, рядом с католическим монастырем во имя Спасителя, всего в сотне шагов от Дамасских ворот, не дает ни малейшего основания гипотезе 93 , что сегодняшняя северная стена в целом соответствует «третьей» стене Иосифа, т. е. той, постройка которой была начата при Ироде Агриппе. Мы стояли у Дамасских ворот, а по левую сторону от нас, на расстоянии около 10 минут к северу, находились те самые известные, пользующиеся большим почетом древние пещерные гробницы, называемые Царскими гробницами, вероятно идентичные гробницам семьи царя Ирода, упоминание о которых встречается в первые века христианства 94 . Они не видны издалека, так как скалы, в которых они находятся, не возвышаются над окружающей местностью. Намного ближе от нас, всего в паре сотен шагов в этом направлении, находился другой памятник, построенный в скале, который по своему первоначальному предназначению и последующим судьбам намного загадочнее, чем Царские гробницы; это так называемая пещера Иеремии. В ней с абсолютной точностью угадывается древняя каменоломня, откуда добывались камни для постройки городской стены и других сооружений. Точно так же вряд ли можно отрицать то, что она служила гробницей, отчего можно предположить, что здесь находится гробница царя Ирода или Александра I Янная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то что тексты «пешарим» имели исторический характер и, создавая их, авторы реагировали на окружающую их ситуацию, рассмотреть в них эту историческую реальность сложно. Аллегорический язык комментариев очень запутан. В итоге предположений о том, кого именно авторы текста называли «толкователями скользкого», какие именно события описаны, кто именно скрывается под маской «Учителя праведности», множество. Так, на роль «Учителя праведности» разные исследователи выдвигали Онию III (ум. в 171 г. до Р. Х.), Бен-Сиру (нач. II в. до Р. Х.), Йосе, сына Йоэзера из Цереды, Маттафию и Иуду Маккавеев, фарисея Элеазара, противника Иоанна I Гиркана (135/4-104 гг. до Р. Х.), ессея Иуду, даже Иоанна Крестителя, Иисуса, Иуду Галилеянина (нач. I в. по Р. Х.) и др. ( Амусин. 1983. С. 177). Одна из возможных кандидатур - неизвестный первосвященник, занимавший пост между датами смерти первосвященника Алкима (159 г. до Р. Х.) и назначения на это место Ионафана Хасмонея (153 г. до Р. Х.) ( Knibb. 2000. P. 921). Тантлевский называет Праведным наставником некоего Цадока, ученика Антигона из Сохо, последователи к-рого, согласно Авот де-рабби Натан (А5, В10), «отделились от Торы» и «верили в воскресение мертвых» ( Тантлевский. 2012. С. 81; ср.: Wacholder. 1983. P. 141-148). Кто именно скрывается за титулом «Нечестивый священник», тоже неясно. С уверенностью можно говорить лишь о том, что речь в комментариях идет о реальном руководителе Израиля, к-рый «был призван во имя истины, когда впервые был облечен своим саном, но, когда он правил в Израиле, вознеслось сердце его, и он оставил Бога и изменил законам из-за богатства» (1QpHab 8. 8-11). Исследователи называли «Нечестивым священником» Менелая, Ионафана Хасмонея, Симона Хасмонея, Александра Янная и др. Многие считают, что под обозначением «Нечестивый священник» скрывается не один, а неск. реальных исторических лиц (ср.: Тантлевский. 1994. С. 113-116). О смерти «Учителя праведности» практически ничего не известно, хотя нек-рые исследователи усматривают в текстах указания на его мученическую кончину ( Bruce. 1957. P. 31-34). Ясно лишь то, что его смерть стала причиной возникновения у членов общины мессианской веры в скорое возвращение их лидера (CD 6. 11; Тексты Кумрана. 1996. С. 69-70).

http://pravenc.ru/text/2462245.html

В штукатурной отделке были обнаружены монеты периода Александра Янная, то есть это начало I века до Рождества Христова. Это и дает самую раннюю возможную датировку данного сооружения, то есть начало I века до Рождества Христова. Предполагают, что, скорее всего, он и находился на месте того самого бассейна, который был построен царем Езекией, но неопровержимо это доказать невозможно. А разрушен он был во время первого антиримского восстания 70-го года, потому что в развалинах также были найдены монеты, указывающие на эту дату. Вот сейчас мы с вами смотрим с запада, вы видите эти три уровня ступеней, вот такие вот ступени. Теперь мы смотрим с востока. Вы видите, что нас сопровождает тогда, в 2007 году, восходящая звезда израильской археологии, а ныне уже состоявшаяся звезда израильской археология Яна Чехановец. Ну вот такая довольно полная картина. А вот это реконструкция. После того как мы сегодня посмотрели макет Иерусалима, скажите пожалуйста: что здесь не так безотносительно самого бассейна, что вам бросается в глаза? Почему эта реконструкция носит условный характер, чего не хватает? Домов не хватает, конечно! Не может быть Силоамский бассейн, который специально был создан внутри города, чтобы обеспечить его водой, – не может он находиться в открытом поле. Поэтому, конечно, реконструкция условная – только для того, чтобы мы посмотрели на сам бассейн. Вы видите, что здесь предполагается, что около бассейна были какие-то проходы, могли подходить люди. В связи с этим стоит вопрос о его функциональном предназначении. Функциональное предназначение обычно указывают в трёх пунктах. Первый пункт: собственно, это снабжение водой жителей близлежащих кварталов и самого Иерусалима. Второе: бассейн во времена Господа Иисуса Христа выполнял функцию миквы. Помните, мы с вами, когда говорили о крещении Господа Иисуса Христа, рассматривали миквы как в Иерусалиме, так и в Сепфорисе. И это был период, это была эпоха, когда иудеи ежедневно, по несколько раз в день сходили в миквы для ритуального омовения.

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Руины укреплений и дворца на горе Масада [Евр.   - крепость], крепость-дворец на вершине одноименной горы (ок. 450 м над уровнем моря) на границе между Иудейской пустыней и долиной Мёртвого м., в 25 км к югу от Эйн-Геди. Была построена Иродом Великим , царем Иудеи, между 37 и 31 гг. до Р. Х. Во время антирим. восстания 66-73 гг. по Р. Х. служила последним оплотом повстанцев- зилотов ; в наст. время М.- символ героизма и силы духа евр. народа. История Подробное описание М. приводит Иосиф Флавий (ок. 37 или 39 - ок. 100 г. по Р. Х.) в «Иудейской войне». Согласно ему, 1-е укрепление на горе возвел первосвященник Ионафан Хасмоней (брат Иуды Маккавея, первосвященник с 152/3 г. до Р. Х.) или Александр (Ионафан) Яннай , царь и первосвященник Иудеи. В поддержку последнего свидетельствуют находки на территории крепости распространенных в Палестине монет времени правления Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.). В период борьбы за господство в Иудее, к-рую с 63 г. до Р. Х. контролировали римляне, их ставленник Ирод, сын идумеянина Антипатра (с 41 г. до Р. Х. правил от имени Марка Антония пров. Иудея), бежавший из Иерусалима, оставил в М. семью. Он назначил своего брата Иосифа комендантом крепости. Согласно Иосифу Флавию, осажденные армией Антигона защитники испытывали недостаток воды, но спаслись благодаря проливному дождю, заполнившему водохранилища. Вернувшись из Рима уже как царь Иудеи, Ирод снял осаду с М. В самом начале правления (между 37 и 31 гг. до Р. Х.) он, перестраивая крепости Хасмонеев в долине р. Иордан, превратил М. в великолепный укрепленный дворец. После смерти Ирода, с 6 по 66 г. по Р. Х., в крепости, видимо, стоял рим. гарнизон. Во время 1-го антиримского восстания, в 66 г., М. захватил Менахем, сын Иуды Галилеянина, с отрядом зилотов. Во время восстания в крепости скрывались все, кто опасались преследований римлян. После гибели Менахема (ок. 67) в М. с отрядом сикариев бежал его племянник Элиезер бен Яир (возглавлял оборону с 70 до ее падения в 73/74).

http://pravenc.ru/text/2562538.html

На этом заканчивается ветхозаветный период и начинается новозаветная история. В связи с Иродом исполнилось одно из древнейших пророчеств, которое прозвучало из уст патриарха Иакова: скипетр отошел от Иуды. Со времен царя иудейского Седекии не было царя в самой Иудее, кроме Александра Янная, но тут царский скипетр попадает в руки идумеянина. И в этот момент происходит величайшее событие, а именно Рождество Христово, Христос приходит в мир. 148 Цит. по Поликарпов Д, прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000, с. 155. 150 Цит. по Поликарпов Д, прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000, с. 155. 152 Цит. по Поликарпов Д, прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000, с. 156. 157 Цит. по Поликарпов Д, прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000, с. 158. 159 Цит. по Поликарпов Д, прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000, с. 163. 161 Цит. по Поликарпов Д, прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000, с. 166. 163 Вообще, самоубийство – явление, крайне редко упоминавшееся в Писании. Бросившись на меч, покончил с собой царь Саул, сжег себя вместе с дворцом недостойный израильский царь-узурпатор Замврий ( 3Цар. 16:18–19 ). 167 Впрочем, мы уже неоднократно сталкивались с тем, что число в Писании имеет в первую очередь символическое значение, и только потом – количественное. Суммарное число – 1000 – в данном случае побуждает предположить, что здесь нам дано указание на то, что жен было очень много, а не на точное их количество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

2. Свиток 4QXIId (4Q79). Текст свитка издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 253-256. Pl. XLVI). Сохранился в виде 2 фрагментов, к-рые содержат (с лакунами) текст Ос 1. 6 - 2. 3 (2. 5). На основании почерка датируется кон. 1-й пол. I в. до Р. Х. Текст содержит ряд орфографических особенностей (напр., написание отрицательной частицы   как   в Ос 1. 10 (2. 1) и 2. 2(4), слова   «земля» как   в Ос 1. 11 (2. 2)). 3. Свиток 4QXIIg (4Q82). Текст свитка издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 271-318. Pl. XLIX-LXIV). Сохранился в виде 249 фрагментов, к-рые содержат отрывки текста книг пророков Осии (1. 10 - 2. 3 (2. 1-5); 2. 12-17(14-19), 20-23(22-25); 3. 1-5; 4. 1, 10-11, 13-14; 6. 3-4, 8-11; 7. 1, 12-16; 8. 1; 9. 1-4, 9-17; 10. 1-14; 11. 2 - 13. 1; 13. 6-8 (?), 11-13; 14. 9-10), Иоиля, Амоса, Авдия , Ионы , Михея , Наума , Аввакума , Софонии и Захарии . Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Текст свитка содержит большее количество matres lectionis, чем МТ. 4. Свиток 4QpHosa (4Q166). Текст был издан в 1959 г. ( Allegro. 1959. P. 142-147; последующие издания: Idem. 1968. P. 31-32. Pl. X; Horgan. 2002. P. 113-117; рус. перевод текста: Амусин. 1971. С. 233-245). Рукопись датируется иродианским периодом (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.). Содержит (с лакунами) текст Ос 2. 6-12(8-14) и кумран. комментарий к нему. Использована орфография, характерная для мн. кумран. текстов (1QS, 1QIsaa и проч.). В ряде случаев библейский текст, содержащийся в свитке, отличается от МТ: отсутствует отрывок:       - «И обнесу ее оградой» в Ос 2. 6(8), использована форма мн. ч. (=LXX, в МТ форма ед. ч.) слова   - «праздник» в Ос 2. 11(13) и др. В комментарии текст Книги прор. Осии интерпретируется в эсхатологическом ключе. 5. Свиток 4QpHosb (4Q167). Текст был издан полностью в 1968 г. ( Allegro. 1968. P. 32-36. Pl. X; последующее издание: Horgan. 2002. P. 119-131; рус. перевод текста: Амусин. 1971. С. 233-245). Рукопись датируется иродианским периодом (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.). Содержит небольшие фрагменты библейского текста: Ос 5. 13-15; 6. 2-4, 7, 9-11; 7. 10-11; 8. 6-8, 13-14 и кумран. комментарий к ним. В комментарии текст Книги прор. Осии интерпретируется как эсхатологические пророчества о событиях II-I вв. до Р. Х. В частности, в нем упоминается «яростный лев» (    ), он же «последний священник» (    ), который «прострет свою руку, чтобы поразить Ефрема» (фрагмент 2, строки 2-3). Как полагают, в этом отрывке содержится указание на расправу хасмонейского царя и первосвященника Александра Янная с фарисеями ( Амусин. 1971. С. 244-245; Charlesworth. 2002. P. 101-106).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Этому пониманию вторит иерусалимский таргум на тот же стих: «Он, Мессия будет ходатайствовать за грехи человека и непослушание его, и человек будет прощен ради него» 92 . В Евангелии Христос указывает на себя как на Слугу, который действует для искупления многих людей: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих » ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). «Это – веский аргумент в пользу того, что Иисус изначально обращал внимание Своих последователей к образу Слуги», – пишет английский библеист Ч. X. Додд (С. Н. Dodd) 93 . В книге Деяний апостольских описывается, что вельможа эфиопской царицы, читая 53-ю главу книги Исаии, усмотрел в Слуге Ягве таинственную и необыкновенную личность, но не мог понять, кто имеется в виду. Обратившись с вопросом к апостолу Филиппу и получив объяснение, что здесь говорится о Мессии Иисусе, он не только согласился с этим, но и принял крещение во имя Христово ( Деян.8:27–40 ). Таким образом, таргумы и новозаветные Писания сохранили свидетельство о представлениях палестинских иудеев начала I века о личности Слуги в книге Исаии как Мессии. Отголоски этих представлений можно найти в палестинском Талмуде . «Каково Его имя [Мессии]? – Школа раввина Шилы сказала: «Его имя – Шило, ибо написано: «пока придет Шило ()» ( Быт.49:10 )». Школа раввина Янная сказала: «Его имя– Йиннон, ибо написано: «Его имя пребудет во веки, всегда, пока будет солнце, Его имя – Йиннон ()» ( Пс.71:17 ). Школа раввина Ханины утверждала: «Его имя – Ханина, ибо написано: «где я не дам тебе Ханину?» Другие сказали: «Его имя – Менаим, сын Езекии, т. к. написано: «Ибо утешитель, который освободил бы душу мою, далеко» ( Плч.1:16 ). Раввины сказали: «Его имя – Прокаженный учитель, ибо написано: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» ( Ис.53:4 )» (Sanhedrin 98b). В этом фрагменте представлен целый спектр мнений относительно Мессии, и одно из них – идентификация Его со Слугой Господа из четвертой песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Диалог содержит типичную для талмудической традиции самоиронию, когда каждая из школ мудрецов представляется присваивающей себе имя Мессии с опорой на ситуативное толкование библейских текстов: Шило – это hap. leg. ( Быт 49:10 ), совпадающий с названием города Силома. В связи с глг. это имя переводят или как «Примиритель» (Син), или в значении «принимать дань» (РБО) 1755 . В оригинале перевода Септуагинты оно читалось, очевидно, как что отсюда интерпретирующий с эсхатологическим уклоном перевод: τ ποκεμενα ατ что для него отложено; слав. 1756 . Слово Йиннон, которое напоминает имя р. Янная, есть часть фразы из псалма: ( Пс 71:17 ), и также нар. leg., что позволяет ученикам Янная производить над ним свои манипуляции. Гезениус наделял его значением «восходить» – «Прежде солнца восходит имя его» 1757 . В Септуагинте стих переведен иначе: «Прежде солнца пребывает имя его». Имя Ханина означает «Милосердие», и опираются ученики р. Ханины на фразу пророка Иеремии: послужите богам чужим денно и нощно там], где Я не окажу вам ( Иер 16:13 ). Аналогичным образом имя Менахем значит «Утешитель», а цитата приведена из книги Плача Иеремии: от меня утешитель, который оживил бы душу ( Плач 1:16 ). Всем этим школам, носящим имена своих учителей, противопоставляются «раввины» () как общность, которые от лица традиции называют Мессию не по имени, а согласно учению о нем, пользуясь не точным воспроизведением еврейского слова но его арамейским истолкованием, которое приводится в соответствие не с именем конкретного учителя, но с положением в обществе , что буквально означает: «Белый [т.е. с белой, прокаженной кожей] из дома учителя – имя его». Тем самым ученая иудейская традиция, вопервых, относит Мессию к числу своих представителей, а вовторых, признает его страдающим за грехи народа согласно 53-й главе пророка Исайи. Правда, на этом спор не заканчивается, и в трактате приводятся другие мнения, однако эти высказывания уже концентрируются вокруг цитат из Священного Писания, с опорой на которые мудрецы пытаются выяснить, кому «подобен» () будущий Помазанник, а не вокруг вырванных из контекста слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

В 1898 г. Ш. Шехтер опубликовал 1-й аутентичный литургический текст палестинской традиции, обнаруженный им в Каирской генизе. С тех пор было издано множество фрагментов палестинского богослужения (см. обзор: Yahalom. 2011). Одной из наиболее важных находок стал Махзор Янная, сохранившийся в рукописи XI в., но составленный, вероятно, в VII в. (изд.: Mahzor Yannai: A Liturgical Work of the VIIth Cent./Ed. I. Davidson. N. Y., 1919). От начала арабских завоеваний до XI в. С распространением ислама значение палестинских иудейских общин постепенно ослабевало, но они продолжали пользоваться авторитетом (во многом благодаря своему географическому положению, которое делало их законными наследниками древней традиции). Отношения с вавилонскими гаонами у них были напряженными, поскольку гаоны претендовали на лидерство в иудейском мире и обладали для этого необходимыми интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Отражением споров между представителями 2 традиций является послание Пиркоя бен Бабоя общинам Сев. Африки и Испании (нач. IX в.), обнаруженное в Каирской генизе (изд. см.: Ginzberg L. Geonica. N. Y., 1909. Vol. 2. P. 48-53; Idem. Ginzei Schechter. N. Y., 1929. Vol. 2: Kita-im mi-kitvei ha Geonim min ha-genizah shebe-mizrayim. P. 504-573 (на евр. яз.); Spiegel Sh. Le-farashat ha-polmos shel Pirqoi ben Baboi//Harry Austryn Wolfson Jubilee/Ed. S. Lieberman. Jerusalem, 1965. [Vol. 3]: Hebrew Sect. P. 243-274 (на евр. яз.)). Пиркой утверждал, что древняя палестинская традиция прервалась в VII в. и только вавилонские раввины сохранили подлинное предание. Он осуждал введение в синагогальное богослужение гимнографии (Пиркой употребляет термин «маамад», к-рый в эпоху гаонов обозначал пиюты, см.: Sefer Halakhot Gedolot/Ed. E. Hildesheimer. Jerusalem, 1980. Vol. 2. P. 33 (на евр. яз.)). По его мнению, все, что связано с молитвой, установлено мудрецами предельно точно, поэтому можно использовать только те благословения, которые приводятся в Талмуде. Пиюты же появились только в период гонений, когда было запрещено молиться обычным способом. Поэтому нельзя прерывать Амиду вставками пиютов не только простым молящимся, но и хаззану (кантору) (особенно недопустимо вставлять прошения в 1-е и 3 последних благословения Амиды). Кроме того, гимнографы (пайтаны) нарушают запрет на публичное оглашение мистического учения (Маасе Меркава).

http://pravenc.ru/text/1237769.html

Христе Боже мой, наисладчайшая Любовь человеков, свете, путь, жизнь, спасение, всяческая красота и благолепие верных Твоих, за которых Ты добровольно возжелал претерпеть все: заключение, распятие, прободение копием, смерть, погребение. Ты, Который воскрес на третий день, одолев смерть, и явился ученикам Своим, укрепив сердца их, утонувшие в скорби, и спустя сорок дней вознесся на небеса, где пребываешь ныне и царствуешь вечно. Ты есть Бог мой, Бог живой и истинный. Ты есть Отец мой святой, Господь мой благоутробный, Царь мой великий, Пастырь мой добрый, Учитель мой единственный, Помощник мой крепкий, самая прекрасная Любовь моя, Хлеб мой живой, Священник мой вечный, Проводник к отечеству моему, Свет мой истинный, Сладость моя святая, Путь мой прямой, Премудрость моя всеоси- янная, Чистота искреннейшая, Согласие, мир дарующее, Оплот мой незыблемый, Доля моя благая, Спасение мое вечное, Податель величайшей милости, Причина моей благой стойкости, Жертва моя чистейшая, Избавление мое священнейшее, Надежда моя вернейшая, наисовершеннейший Дар благодати, Воскресение мое истинное, Жизнь моя бесконечная, Ликование мое и Наслаждение мое благостнейшее. Треблажен ведающий таинство Твое и вкушающий чрез него Наслаждение, которое будет длиться вечно и не будет иметь конца. Я прошу Тебя, взываю к Тебе, умоляю Тебя всем сердцем своим, дабы Ты помог мне приблизиться к Тебе и обрести покой рядом с Тобой. Ибо Ты есть путь, истина и жизнь, ибо без Тебя никто не может прийти к Отцу. Душа моя взыскует Тебя, о сладчайший и прекраснейший паче всего Господь мой! О лучащееся Сияние славы Отчей, Восседающий на херувимах и зрящий бездны, Свет истинный, Свет, истинно освещающий, Свет негасимый, склонившись перед Коим, и ангелы жаждут просветиться. Воистину, сердце мое пред Тобою! Рассей тьму, которая его покрывает, дабы оно заблистало от сияния моего томления по Тебе! Даруй мне присутствие Твое, Боже мой, даруй мне его, дабы я любил Тебя и если мала любовь моя, возлюбил еще сильнее! Я не в состоянии постигнуть, сколько же мне нужно еще любви к Тебе, чтобы достигнуть той ступени, коей надлежит достигнуть. Дабы я мог совершать путь свой, а Ты надежно ограждать жизнь мою, пока лик Твой святой сокрыт от меня. Но я знаю и другое: все, что вне Тебя, Господи, мне во зло, и не только то вне Тебя, что находится вне меня, но и то вне Тебя, что находится внутри меня. Ибо если мне дадут во владение несметные сокровища, если они – не мой Бог, то они обратятся для меня в нищету!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010