В неск. комнатах были сделаны шурфы, к-рые позволили обнаружить на глубине 3,05 м следы поселения израильского периода. Среди мелких находок израильского периода особенно примечательны печати типа «ламелех»: 11 скарабеев с двойными крыльями, 6 скарабеев с 4 крыльями. Найдено большое количество эллинистической керамики (нач. III - кон. II в. до Р. Х.). Импортная керамика включает неск. типов terra sigillata, мегарские чаши, чаши с рифленой поверхностью. Три надписи эллинистического периода открыты и расшифрованы еще Ш. С. Клермон-Ганно . Одна из них была посвящена Арсиное II, царице Египта, жене Птолемея IV Филопатора (221-204 гг. до Р. Х.). В другой упоминается Береника из царского дома Птолемеев. В 3-й, вырезанной на пьедестале статуи орла и посвященной Аполлону, упоминается ктитор. Возможно, 3 надписи, связанные с династией Птолемеев, были сделаны в честь победы Птолемея IV в Палестине в битве при Рафии в 217 г. до Р. Х. Особенный интерес представляют 16 свинцовых статуэток (5-8 см высотой). Большая их часть - мужские или жен. фигурки в разных позах, в некоторых случаях их руки или ноги связаны железной или свинцовой проволокой. Фигурки были найдены в комнатах вокруг религ. квартала. Скорее всего подобные изображения носили магический характер и их использовали для достижения победы над врагом. В эллинистической М. подобная практика была очень популярна, о чем свидетельствуют найденные в юго-зап. части города греч. надписи (расшифрованы Р. Вюншем). В эллинистический период город процветал. У. Ф. Олбрайт и др. считали, что М. был разрушен Хасмонеями, но на основании находок множества хасмонейских монет можно сделать лишь вывод о захвате города, а не об уничтожении его. Всего была обнаружена 61 монета: Птолемеи - 13, Селевкиды - 19, Гиркан I (134-104 гг. до Р. Х.) или Гиркан II (63-40 гг. до Р. Х.) - 25, иродианская - 1 и 2 греческие из неизвестной провинции. Отсутствие монет времени Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.) может указывать на запустение М. в тот период, надписи в гробницах - на то, что Сидонская колония, возникшая здесь неск. лет спустя после хасмонейского завоевания, существовала до 103 г. до Р. Х. Также маловероятно, что верхний город, построенный Габинием в 56 г. до Р. Х., был уничтожен в 40 г. до Р. Х. Скорее эллинистическая М. при Хасмонеях была существенным образом «переориентализирована» - город обрел типично восточный облик. Римский, ранневизантийский, средневек. слои относятся уже к Элевтерополю, М. оставалась разрушенной, но даже новый город не достиг такого же расцвета, как М. в эллинистический период. Нижний город

http://pravenc.ru/text/2561986.html

Они пришли в «землю наследия» семьи Пентефрея; так многократно называется земля, полученная впосл. Иосифом за Асенефу (Iosephus et Aseneth. 3. 5; 4. 2; 16. 4; 24. 15; 26. 1). Поскольку в Библии «землей наследия» называются родовая собственность и земля, дарованная Богом евреям (см.: Втор 2. 12), земля Онии предстает новой землей наследия. Вторую часть апокрифа Бохак также истолковывает как отражение событий кон. II в. до Р. Х.- военного конфликта Клеопатры III и Александра Янная, в к-ром полководцы Клеопатры, Хелкия и Анания, евреи из Земли Онии (вероятно, потомки Онии IV), не воспользовались военным преимуществом и отговорили егип. царицу от покорения царства Хасмонеев. Гипотеза Бохака систематически, хотя и не с одинаковой убедительностью, объясняет больше внутренних особенностей «И. и А.», чем попытки привязать апокриф к той или иной исторической ситуации. Вместе с тем столь ранняя датировка в свою очередь ставит новые проблемы. Одна из них касается происхождения античного романа, другая - сходства мн. образов и выражений в «И. и А.» с образами и выражениями, встречающимися в НЗ. Жанр Хотя задачи, которым служит апокриф, жизненные и прагматические (как у всех библейских и постбиблейских прозаических книг), «И. и А.» является литературным произведением. В нем есть типично сказочная экспозиция, большие поэтические псалмы и изощренно риторически и поэтически построенные молитвы, короткие драматические диалоги, детальные описания облика и одеяний главных героев, а также башен, чертогов и сада, стилизация библейского исторического повествования, интриги и погони и уникальная апокалиптическая сцена. Композиция повествования подчинена принципам хиастической симметрии как в целом, так и в отдельных поэтических частях (см.: Humphrey. 1995. P. 40-49). При сложности и продуманности художественной ткани повести создается впечатление простоты и даже наивности, что сочетается с таинственным величием и космическим масштабом происходящего. Уникальная черта, которая формально объединяет «И.

http://pravenc.ru/text/673673.html

Лидеры Синагоги в массе своей были сторонниками превращения Иудеи в иерократическое государство, живущее по законам Торы и ориентирующееся на нормы религиозной жизни, исповедуемые Синагогой. Нельзя сказать, что все без исключения раввины и учителя Торы были противниками эллинистических влияний; но приоритет во всяком случае отдавался синагогальной традиции, которая на греческие традиции была ориентирована слабо, даже когда речь шла о синагогах диаспоры. К тому же, для Синагоги была исключительно важна раввинистическая традиция, то, что в иудаизме называют обычно «устной Торой», дополняющей писанную Тору. На аристократов верующие иудеи смотрели насторожённо, видя в них людей, в лучшем случае, не слишком благочестивых, а последние презирали их, считая святошами, готовыми ради своих религиозных принципов погубить страну. Такой конфликт между основными группами иудейского общества, разумеется, отнюдь не способствовал внутреннему укреплению страны, ослабляя её перед лицом многочисленных внешних угроз. Приходится признать, что опасения властей в отношении Синагоги имели под собой известные основания. Синагогальные лидеры отнюдь не чуждались политики, и многие из них были настроены далеко не миролюбиво. Это и не удивительно, если вспомнить, что правившая в Иудее династия в их глазах никак не могла считаться законной. Синагога в рассматриваемый период была исполнена мессианских ожиданий, и после ещё столь памятной всем священной войны образ Мессии в сознании многих вновь трансформировался из кроткого Отрока в грозного Правителя и Воина. Правившая в Иудее династия никак не отвечала представлениям Синагоги о мессианской эпохе. Помимо того, что Хасмонеи, идумеи по происхождению, не имели никакого отношения к потомкам Давида, к которым, как считали все теологи эпохи, должен был принадлежать Мессия, они к тому же проводили политику, весьма далёкую от той, которую можно было бы рассматривать как направленную на поддержку религии и на преобразование общества на началах норм Торы. Всё это и привело к предпринятой лидерами религиозных братств в 80 году, во время правления Александра Янная, попытке восстания, которая была жестоко подавлена властями, причём сотни восставших были распяты на крестах.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Хасмонейская династия не оправдала, однако, ожиданий народа. Новые цари скоро превратились в заурядных деспотов, не желавших считаться с Законом Божиим. Произвол властей вызвал отчуждение ревнителей веры от царствующего дома. К тому же законными монархами по традиции считались лишь потомки Давида. В силу этого Хасмонеев просто терпели как временных правителей. Душой оппозиции двору стала группа благочестивых людей, которых называли «отделившимися», или фарисеями. Сначала они пробовали свергнуть династию, но в 88 году их мятеж был беспощадно подавлен. Сотни фарисеев были распяты на крестах царем Александром Яннаем. После смерти Янная положение фарисеев упрочилось. Но постепенно они отошли от политики, всецело посвятив себя религиозной деятельности. Многие из фарисеев стали толкователями Закона и учителями, раввинами. В школах и синагогах они вели трудную, но необходимую работу: укрепляли в людях основы веры и нравственности. Непоколебимая преданность Богу, прочные семейные устои, гуманность, любовь к свободе и справедливости — все это было привито народу лучшими представителями фарисейства, среди которых особенно выделялся кроткий мудрец Гиллель, прибывший в Иерусалим около 40 года до н.э. По его мнению, сущность Закона заключена в золотом правиле: не делай другим того, чего не желаешь себе 18 , а все остальное Гиллель считал лишь «комментарием». Было в законничестве и другое направление. Его вождем стал соперник Гиллеля — Шаммай. Если первый охотно приобщал иноплеменников к вере, то второй презрительно гнал их от себя. Шаммай придавал огромное значение так называемым «преданиям старцев». Его ученики умножали число обрядовых предписаний и любили выставлять напоказ свое благочестие. Фарисеи пользовались большим уважением в народе. Зато саддукеи — священническая аристократия, связанная со двором — относились к ним враждебно и не разделяли их воззрений. В отличие от фарисеев саддукеи считали, что со смертью для человека все кончается. Они признавали только Пятикнижие, а на писания пророков смотрели как на второстепенные 19 . Эти богатые и надменные люди не слишком доверяли предсказаниям о Мессии и ориентировались лишь на земную политику.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Грот Пана впервые упоминается Полибием в рассказе о победе царя Антиоха III Селевкида над егип. полководцем Скопасом в 200 г. до Р. Х. ( Polyb. Hist. XVI 18. 2; XXVIII 1. 3). Культ Пана здесь был установлен в III в. до Р. Х., когда регионом правила егип. династия Птолемеев, заботившаяся о развитии греч. поселений на подконтрольных им землях. Почитание Пана было частью династического культа Птолемеев Диониса. В 4 км к западу от Панеады находилось место древнего библейского г. Дан , которое почиталось евреями эпохи эллинизма и Рима. Евреи также иногда отождествляли Панеаду с Даном. В кон. II в. до Р. Х. Панеада входила в состав Итурейского царства (столица Халкида, ныне Анджар, Ливан). В 104-103 гг. до Р. Х. Панеада с частью Сев. Галилеи отошла во владения евр. царя Аристобула I, а затем его наследника Александра Янная. Часть итуреев была обращена в иудаизм. Однако рядом с Панеадой (4 км к северу) продолжал действовать древний итурейский религ. центр в Сенаиме, что свидетельствует о сохранении местных племенных итурейских обычаев. Т. о., к началу рим. эпохи население региона Панеады состояло из греч., итурейских и иудейских общин, каждая из них имела свой религ. центр. После завоевания Палестины рим. полководцем Помпеем в 63 г. до Р. Х. территория Панеады была сокращена. Город вместе с горой Ермон, Сев. Голанами и сев. долиной Хула был передан в управление Лисания, сына Птолемея (40-36 гг. до Р. Х.). Затем Клеопатра VII отдала его во владение некоему Зенодору, вероятно сыну Лисания. После его смерти в 20 г. до Р. Х. владения были подарены царю Иудеи Ироду Великому ( Strabo. Geogr. XVI 2. 10; Ios. Flav. Antiq. XV 10. 1, 3). Рядом с гротом в Панеаде в 19 г. до Р. Х. Ирод построил красивый храм в честь своего покровителя Августа. Ниша для статуи Пана в Кесарии Филипповой Ниша для статуи Пана в Кесарии Филипповой После смерти Ирода (4 г. до Р. Х.) Панеада вошла в состав владений его сына Филиппа. Вскоре (2-1 гг. до Р. Х.) Филипп основал здесь столицу и дал городу название Кесария Филиппова ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4; XVIII 2. 1; Idem. De bell. II 9. 1). С этого времени небольшое поселение близ святилищ превращается в город, строившийся по греч. градостроительным канонам. В 37-44 гг., после смерти Филиппа (33/34), К. Ф. принадлежала Агриппе I , а затем была подарена римлянами Агриппе II (53-92). Он возобновил строительство и дал полису новое название - Нерониада в честь рим. имп. Нерона ( Idem. Antiq. XX 9. 4), к-рое, однако, не прижилось. Во II-III вв. использовалось название Кесария Панеада (CIG, N 4750, 4921; Waddington. 1870. N 1650b). На монетах 2-й пол. II - нач. III в. (от Марка Аврелия до Элагабала) упоминается полное офиц. название города - Καισ(ρεια) Σεβ(αστ) ερ() κα τν(λος) π Πανεου (Кесария высокая священная и неприкосновенная под горой Пана). В древних евр. источниках город назван Кесарион или Кисрин. С IV в. название Кесария исчезает и вновь город именуется Панеадой или Баниасом.

http://pravenc.ru/text/1684277.html

На рубеже II и I веков до н. э. ессеи стали поселяться и в городах. У этих сектантов, живших «в миру», естественно возникали контакты с иноверцами. Некоторые ессеи даже пытались распространять свои взгляды. Так, Иосиф Флавий рассказывает, что в Иерусалиме около 100 года до н. э. приобрел известность некий ессеи по имени Иуда. Он обладал даром прозорливости и благодаря этому завоевал немало последователей [ 23 ]. Флавий утверждает, что Иуда никогда не ошибался в своих предсказаниях. Тем не менее, исход из пустыни части ессеев не означал отказа от принципа обособленности. Они по-прежнему относились к людям иного толка с осуждением и неприязнью. Особенно враждебны они были к саддукеям. Впрочем, и фарисеев они не щадили, называя их «толкователями скользкого» и «Эфраимом», то есть племенем, отпавшим от истинного Израиля [ 24 ]. Фарисеи переживали тогда трудные годы. Страной правил Александр Яннай (104-78). Современник Суллы, он был столь же жесток и деспотичен, как и римский диктатор. За свои зверства Яннай был прозван «фракийцем». Его придворные — саддукеи — вели постоянную борьбу с фарисеями, популярность которых в массах день ото дня росла. Вместе с Яннаем саддукеи ходили в военные походы, которые, как правило, кончались успешно. Но победитель нашел непримиримого врага в лице собственного народа. Подданные не любили его и, казалось, ждали любого предлога для возмущения. Яннай смог в этом убедиться, когда явился в Храм на праздник Кущей, чтобы в качестве первосвященника принести жертву. Царь не захотел совершить возлияния водой, ибо этот обычай одобряли фарисеи, и выплеснул ее на землю [ 25 ]. Вызов был принят, толпа стала кричать и швырять в Янная чем попало. Греческим наемникам было приказано немедленно подавить бунт. После бойни вокруг Храма осталось несколько тысяч трупов. Но евреи, которых не запугал даже Антиох, тем более не собирались отступать перед собственным тираном. Фарисеи, прежде вполне миролюбивые, решились возглавить восставший народ. В результате вспыхнула гражданская война, которая длилась несколько лет. В конце концов доведенные до крайности фарисеи пошли на безумный шаг. Они призвали в Иудею Селевкидов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Иоанн Гиркан, 135–104 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.8–10 Гиркан был хасмонейским правителем второго поколения. Считая себя «вторым Иисусом Навином», он верил, что его долг состоял в завоевании Земли. На его счастье, империя Селевкидов рушилась, и пока она приходила в упадок, Гиркан присоединял земли к растущему еврейскому государству (серое затенение). Первым его завоеванием стала местность за Иорданом в районе Плоскогорья, вокруг Медевы. Это позволило ему получить доступ на заиорданскую Царскую дорогу. В 129 году Гиркан завоевал юг Самарии и разрушил самарийский храм на горе Гаризим. Затем он покорил Идумею (Едом) на юге. Побеждённые народы, как едомляне, были вынуждены принимать иудаизм (Ирод Великий был потомком обращённых едомлян). Наконец, Гиркан завершил завоевание Самарии, взяв греческие города Скифополь (Беф-Сан) и Самарию, и открыв дверь для последующей экспансии в Галилею. Аристовул, 104–103 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.11 Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым из третьего поколения хасмонейских правителей. Хотя он правил страной всего лишь один год и умер от болезни, но он успел покорить Галилею и подчинить её жителей, евреев и неевреев, иудейским законам (красно-коричневое затенение). Начиная с Аристовула, Иосиф Флавий отрицательно говорит о Хасмонеях. Хасмонейские правители оказались не на много лучше греческих, правивших перед ними. В страстном стремлении к власти Аристовул убил своего брата Антигона. Александр Яннай, 103–76 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.12–15 При правлении Александра Янная, ещё одного сына Иоанна Гиркана, территориальные завоевания Хасмонеев достигли своего пика. К хасмонейскому царству были добавлены следующие территории (жёлтое затенение): 1) северный прибрежный район от Башни Стратона до горы Кармил; 2) на юге от Газы до потока Египетского; 3) северо-восток Заиорданья, включая Галаад и Голан; и 4) юго-восток региона Мёртвого моря до границ с Наватеей. Однако территориальные успехи Александра Янная были омрачены внутренними беспорядками, переросшими в гражданскую войну. Праву Хасмонеев на правление был брошен вызов. Хотя Хас- монеи и были выходцами из священнической семьи, но по мнению многих евреев их претензии и на священничество, и на царство зашли слишком далеко. Соперничавшие между собой политико-религиозные группы, появившиеся в этот период (фарисеи, саддукеи и ессеи), либо поддерживали сыновей Александра Янная, либо воевали с ними. Этой внутренней враждой воспользовались римляне. В 63 году до Р.Х. римский генерал Помпей вошёл в город и даже в Святое святых Иерусалимского храма. Это было начало римской оккупации. Впоследствии римляне сместили Хасмонеев с престола в пользу идумея Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

160 — гибель Иуды 156 — КАРНЕАД (ум. в 129 г.) в Риме. КАТОН (234-149) 152 — Ионатан Хасмоней — первосвященник 150 (ок.) — Кн. ЮДИФЬ. Кн. ЮБИЛЕЕВ 149-146 — 3-я Пуническая война. Разрушение Карфагена 146 — Рим покоряет Грецию 143-130 — восстания рабов в Сицилии 142 — Симон — царь-первосвященник. Основание династии Хасмонеев. Преследование УЧИТЕЛЯ ПРАВЕДНОСТИ 141 — Митридат I, царь Парфии, покоряет Вавилонию 140 — Кушанская династия в Сев. Индии 140 (ок.) — Иудейская СИВИЛЛА (1Ц кн.) 140-130 — основание ессейского монастыря в Кумране. 1-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ 138 — покорение Северо-Западной Индии парфянами 139 — Обвинение евреев в прозелитизме и их изгнание из Рима 135-51 — ПОСИДОНИЙ 133-121 — реформы Гракхов в Риме 134-128 — временное восстановление власти Селевкидов в Иудее 128 — разрушение Гирканом I Самаринского храма 125 (ок.) — независимая военная колония иудеев в Парфии 120 — возникновение «великого шелкового пути» в Китай. Официальное признание Конфуция в Китае 120 (ок.) — 2-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ 115 — начало борьбы Митридата IV Понтийского против Рима 112 — начало войн Рима с Югуртой 109 — смерть ПАНЕЦИЯ 110 (ок.) — смерть Учителя Праведности 106 — рождение Цицерона 107 — присоединение Самарии к Иудее 104 — военная реформа Г. Мария 103 — воцарение Александра Янная. 1-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ. 95-87 — восстание против Янная. Казни фарисеев. Основание колонии терапевтов в Египте. Ессейское течение, признающее брак. 2-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ 88 — поход Суллы на Рим. Митридат господствует в Малой Азии 85 (ок.) — набатеи покоряют Дамаск 84-81 — Яннай присоединяет к Иудее Заиорданье 82-79 — гражданская война и диктатура Суллы в Риме. 80 (ок.) –ТРИПИТАКА, буддийское св. писание, записано на языке пали 74-71 — восстание Спартака.М.Т. ВАРРОН (116-27) 76-64 — фарисеи у власти. Царица Александра (Саломея) и Симон бен-Шетах 65 — победы Помпея над Митридатом Понтипским и Тиграном Армянским 64 — борьба между Аристобулом и Гирканом II 64-48 (ок.) — ПСАЛМЫ СОЛОМОНА. КУМРАНСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ПРОРОКА АВВАКУМА.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Археологами было найдено четыре слоя, свидетельствующих о разных периодах захвата города, между слоем, относящимся к первому захвату, и слоем, указывающим на окончательное его запустение. Что касается двух последних периодов, то город стенами обнесен уже не был». 538 Мы также располагаем археологическим материалом, относящимся к периоду с 135 по 63 г. до Р. X. Однако же наиболее обширен материал, покрывающий период со времени владычества Uoahha I Гиркана до прихода здесь к власти римлян. В это время был захвачен город Вефиль, при раскопках которого были обнаружены монеты Иоанна Гиркана (134–104 гг. до Р. X.), Александра Янная (103–76 гг. до Р. X.) и последующих правителей. Однако отсутствие в этом месте монет Ирода свидетельствует о том, что в то время эта область не находилась под его властью. В 1946 г. в Иоппии было найдено огромное количество совершенно одинаковых монет: в результате археологических раскопок обнаружили 851 монету Александра Янная с надписью «царь Александр». Очевидно, в Иоппии находился монетный двор, чеканивший монеты для Александра. 539 Некоторый исторический материал, касающийся чеканки монет во времена правителей Асмонеев, представляет особый интерес. В одном письме Антиоха VII Сидета, сына Дмитрия I Сотера, к Симону, первосвященнику и этнарху иудеев, упоминаемому в Первой книге Маккавеев (15, 2–9), говорится о том, что Селевкид Антиох позволил Симону чеканить монету с его изображением для своей страны. Однако существуют некоторые сомнения относительно того, действительно ли найденные монеты принадлежат Симону. Иные утверждают, что монеты Маккавеев вошли в употребление только после смерти Антиоха VII (129 г. до Р. X.). Но не вызывает сомнений, что Иоанн I Гиркан (134–104 гг. до Р. X.) чеканил монету, на одной стороне которой были изображены цветы, фрукты, звезды, якоря и вообще изображения, не противоречащие убеждениям тех, кто чтил вторую заповедь Синайского законодательства. На обратной стороне изображались розы, венки из цветов и надпись на древнееврейском: «Иоанн–первосвященник и община иудеев». Александр Яннай чеканил на своих монетах титул «царь», написанный на одних по–гречески, а на других – по–древнееврейски. Его эмблемой были пальма, лилии и колесо. Во времена Гиркана II (63–40 гг. по Р. X.) на монетах был написан только титул «архиерей», но в те времена положение дел уже фактически находилось под контролем римлян. 540

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Традиционно истоки И. р. находят в учении и практике фарисеев (букв.- «отделившиеся»). Это течение, по сведениям Иосифа Флавия, появилось в правление Ионафана I (152-143 гг. до Р. Х.) ( Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 9-10 (171-173)), но в правление Иоанна Гиркана (134-104) фарисеи впали в немилость (Ibid. XIII 10. 6 (296)), при Александре Яннае (103-76) преследовались, но были восстановлены в правах при Саломее Александре (76-67) (Ibid. XIII 16. 2 (408)). В правление Ирода Великого их было более 6 тыс. (Ibid. XVII 2. 4 (42)). Возможно, именно фарисеи фигурируют в некоторых кумран. свитках под именем «ищущих приятного (льстивого)» (    ) (4Q169 Fr. 3-4), а не правды Божией (ср.: Ис 30. 10). Глагол «искать» в данном случае имеет значение «исследовать Писание». Исследователи усматривают здесь игру слов - те, кто занимаются изучением заповедей «    » (     букв.- «исследующие галаху»), на самом деле пытаются их перетолковать (    ,    ). Аргументом в пользу того, что речь идет о фарисеях, является упоминание о том, что эти льстецы привели языческого царя в Иерусалим. По словам Иосифа Флавия, некие лица действительно пригласили последнего царя из династии Селевкидов Деметрия III в Иерусалим в 88 г., во время правления Александра Янная ( Ios. Flav. Antiq. XIII 14. 1-2 (377-383)). Однако большинство иудеев Деметрия не поддержали, и после ряда военных столкновений он ушел обратно. Тогда Александр стал преследовать изменников, распяв на крестах 800 повстанцев. Страну покинули 8 тыс. его противников. На том основании, что при Саломее Александре фарисеи пытались наказать советников Александра Янная (Ibid. XIII 16. 2 (411)), исследователи делают вывод о том, что фарисеи и были теми, кто пытались восстановить правление Селевкидов. Поскольку кумраниты уделяли толкованию Закона Моисеева большое внимание, документы их общины проливают свет на те галахические споры, к-рые велись во II-I вв. до Р. Х. Отдельные сведения об этих спорах сохранились в раннераввинистической лит-ре (ср.: 4QMMT B 55-58; Мишна. Ядаим. 4. 7).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010