1Макк – единственная книга во всем Священном Писании , в которой история начал хасмонейской династии первосвященников и правителей рассказывается с их собственной точки зрения и с неприкрытой симпатией. Автор видит в этой династии «род мужей, рукою которых было даровано спасение Израилю» (5:62). Подобно тому как Бог некогда спасал и сохранял от врагов свой народ, землю и Храм через судей и царей Израиля и Иуды, так же в недавнем прошлом Он сделал спасителями от селевкидских войск и противников в собственных рядах Иуду и его братьев. Такая явная поддержка со стороны Бога, признание полномочий несколькими селевкидскими царями и торжественная поддержка народа должны устранить всякие сомнения в легитимности Хасмонеев как высших административных, религиозных и военных руководителей (14:41 слл.). Автор книги пишет ее после вступления в должность сына Симона Иоанна Гиркана (134г. до н.э.) и, как видно из восторженного описания римлян, еще до вторжения Помпея (63г. до н.э.), но вероятнее всего, в конце правления Иоанна Гиркана или в первые годы правления Александра Янная, то есть около 100г. до н.э. Из кумранских текстов и из сообщений Иосифа Флавия известно, что в это время действительно существовало недовольство устранением разделения властей и бесцеремонными претензиями на полновластие хасмонейской династии, которая не вела своего рода от царя Давида, то есть от колена Иудина, а была просто одной из священнических семей несадокидского происхождения. Быстро ли был сделан перевод написанной по-еврейски книги на греческий, или до этого прошло значительное время, установить невозможно. Во всяком случае, такой перевод уже давно существовал ко времени Иосифа Флавия, который ценил этот источник и использовал его при написании «Иудейских древностей» (ок. 94г. н.э.). 1.3. Богословие Автор, будучи историком, никогда не говорит в своем повествовании о прямом вмешательстве в события Бога и даже не называет Его: Бог не выступает в качестве одного из персонажей наряду с людьми, предпринимающими политические и военные действия. И в то же время только «Небу» (так благочестиво называется Бог в 3:18, 19, 50, 60; 4:10, 24, 40, 55; 9:46; 12:15; 16:3) должна быть воздана благодарность за спасение, осуществляемое «рукою» Иуды и его братьев (3:6; 4:35; 5:62). В победах и поражениях, политических переговорах и указах видно действие «Спасителя Израиля» (4:30). Молитвы с просьбами о спасении в бедственных ситуациях (3:46–54; 4:30–33; 5:33; 7:40–42; 11:71), хвалы и благодарность (4:24, 55) вождей и народа постоянно напоминают читателю о реальном присутствии Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Саддукеи Иудейск. религ. партия, возникновение которой, вероятно, относится к перс. или эллинистич. временам. Свое название она получила по имени некоего Цадока (Садока). Он, очевидно, был первосвященником во времена Давида и Соломона, и с того времени должность первосвященника передавалась в его роду по наследству ( 2Цар. 8:17 ; 3Цар. 1:8 ; 3Цар. 2:35 ; ср. Иез. 40:46 ; Иез. 43:19 ; Иез. 44:15 ; Иез. 48:11 ). С. были весьма политизированы и находились под значительно сильным эллинистич. влиянием. С. являлись противниками ⇒ фарисеев ( Деян. 23:6 ). Во время правления ⇒ Маккавеев С. были мало заметны, но впоследствии, благодаря расположению к ним Иоанна Гиркана, Александра Янная и Аристобула II, активизировались. Во времена НЗ их влияние на народ было незначит., но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в ⇒ Синедрионе ( Деян. 5:17 ) и т.о. участвовали в политич. руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени обществ. выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружеств. В борьбе против Иисуса С. и фарисеи выступали единым фронтом ( Мф. 16:1.6.11 ), но руководствовались различн. мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а С., вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политич. соображениям. С. и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако С. отвергали устное «Предание отцов» (Галаху), т.е. выработ. фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи. Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых ( Мф. 22:23 ; Мк. 12:18 ; Лк. 20:27 ; Деян. 4:1 ; Деян. 23:8 ) и жизнь после смерти (см. Лк. 16:27 ). Иосиф Флавий, бывший противником С., называл их фаталистами. Во многих источниках, сообщающих о С. (труды Иосифа Флавия, раввинистич. лит-ра, НЗ), отчетливо проявляются антисаддукейские тенденции. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

V 79-86). Антиох III вынужден был вернуть египтянам все свои прежние завоевания в П. Птолемей IV совершил поездку по региону, в т. ч., вероятно, побывал в Иерусалиме (3 Макк 1-2). Однако в 201 г. Антиох III воспользовался сменой власти в Александрии и восшествием на престол малолетнего Птолемея V (204), возобновил войну и вновь захватил всю П., кроме Газы ( Polyb. Hist. XVI 40; XVIII 2). В 200 г. егип. полководец Скопас вытеснил сир. войска из П., но вскоре потерпел поражение от Антиоха в битве при Паниасе (впосл. Кесария Филиппова ). После этого успеха Антиох к 198 г. до Р. Х. окончательно закрепил П. за своей державой; Иерусалим сдался ему после непродолжительной осады ( Ios. Flav. Antiq. XII 9. 5-7). Первая группа - приморские города. Крупнейший город П. Газа, несмотря на разрушения кон. IV в., видимо, по-прежнему сохранял свое значение. В кон. II в. Газа могла выставить вооруженное ополчение в 10 тыс. чел. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Эллинизация местного семит. населения, видимо, шла наиболее быстрыми темпами. И Александр, и все его преемники уделяли большое внимание укреплению этого города и поддержке его как базы морской торговли и обороны. Иосиф Флавий уже называл Газу греч. городом ( Idem. De bell. II 97). При Селевке IV Филопаторе (187-175) город был переименован в Селевкию и чеканил монеты с этим названием. В сер. I в. перестройкой Газы и соседней Рафии занимался Габиний, после того как эти города пострадали от войска иудейского царя Александра (Ионафана) Янная . Одной из первых права полиса получила Иоппия ( Яффа ), где уже с 315 г. находился македон. гарнизон. Древний Акко перестроен в греч. полис Птолемеем II Филадельфом и переименован в Птолемаиду (не позднее нач. 50-х гг. III в. до Р. Х.). Спустя столетие, при Антиохе IV Епифане, город был переименован в Антиохию, но это название не прижилось, в то время как название Птолемаида было известно до средневековья. Дор (ныне Хирбат-эль-Бурдж) был хорошо укреплен; присутствие в городе греков ощущалось уже в персид.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Среди рим. авторов упоминания об И. есть в «Естественной истории» Плиния Старшего ( Plin. Sen. Natur. Hist. V 15. 71, 18. 74). Иосиф Флавий упоминает И. в связи с рассказами о завоеваниях Александра Янная ( Ios. Flav. De bell. I 7. 7, 20. 3; II 6. 3, 18. 1, 5; III 3. 1, 10. 10), а также о разделе Палестины между наследниками Ирода Великого решением рим. имп. Августа ( Idem. Antiq. XVII 11. 4; Idem. De bell. II 6. 3). После смерти Ирода И. был возвращен в состав пров. Сирия. Во время 1-й Иудейской войны (66-70 гг. по Р. Х.) горожане-язычники изгнали и частично истребили евр. население. В ответ на это евреи соседних городов атаковали И. ( Idem. De bell. II 18. 1, 5). Евреи из И. участвовали в обороне Тарихеи (Магдалы; Ibid. III 10. 10). Вероятно, после окончания войны в черту И. вошли и поселения евреев на вост. берегу Тивериадского оз. Возможно, большая евр. община проживала и в И. В Иерусалимском Талмуде есть упоминание о действующей в городе синагоге (Кетубот. 2 26). В нач. III в. по Р. Х. при иудейском патриархе Иуде I евреи И. были освобождены от десятины как живущие вне земель «исконного Израиля» (Тосефта. Охалот. 18 4). Остатки синагог рим. эпохи обнаружены в поселениях Фик (Афек) и в Умм-эль-Канатир, входивших во владения И. во II-III вв. Сведений об истории И. во II-III вв. мало. В талмудической лит-ре Сусита появляется как языческий город-анклав, к-рый не платит десятину и не соблюдает субботний год (каждый 7-й год - год покоя земли; Там же. 18 4). Вероятно, И., как и весь Декаполис, в это время переживал период стабильности и экономического расцвета. Греч. И. был серьезным хозяйственным конкурентом для иудейской Тивериады, расположенной на зап. берегу Тивериадского оз. (Иерусалимский Талмуд. Шевиит. 8. 38a). У И. было 2 порта на Тивериадском оз., к-рые имели большое значение для экономики и связей города с др. поселениями региона ( Nun. 1992). И. был включен в систему рим. дорог Палестины, хотя мощеная дорога подходила к городу только с юга, от Скифополя (ныне Бейт-Шеан, Израиль).

http://pravenc.ru/text/673805.html

1971). В них библейские тексты интерпретируются как пророчества о времени, в котором жили и действовали кумраниты (см. Кумранская община ), а библейские персонажи отождествляются с определенными историческими лицами, жившими в кон. I тыс. до Р. Х. Так, напр., в толковании на Книгу прор. Аввакума (1QpHab) «нечестивец» (евр.  ) в Авв 1. 4 отождествляется с «нечестивым священником» (евр.    ), вероятно одним из представителей династии Хасмонеев, а «праведник» (евр.  ) в Авв 1. 13 - с «Учителем праведности» (евр.     основатель кумран. общины). «Халдеи» (евр.  ) в Авв 1. 6-12 отождествляются с «киттиями» (   вероятно, кумран. обозначение римлян). В толковании на Книгу прор. Наума «лев» в Наум 2. 12 отождествляется с царем Деметрием (видимо, селевкидский царь Деметрий III Эвкер, 95-88 гг. до Р. Х.). В толковании на Наум 2. 13 говорится о мести «яростного льва» «толкователям скользкого» (евр.    ), т. е., видимо, речь идет о расправе хасмонейского царя Александра Янная над фарисеями между 90 и 84 гг. до Р. Х. Помимо толкований на М. п. в Кумране сохранились лишь комментарии на Книгу прор. Исаии и Псалтирь, что свидетельствует о том, что члены общины придавали книгам М. п. большое значение. Прор. Захария. Мозаика купола в параклесии ц. Богородицы Паммакаристы в Стамбуле. XIV в. В Евангелии от Матфея тексты М. п. (пророков Осии, Ионы, Михея, Захарии, Малахии) цитируются чаще, чем тексты др. пророческих книг, а именно 10 раз (за ними следует Книга прор. Исаии - 8 раз). Автор использует их для того, чтобы показать, что Иисус является Мессией, приход и важнейшие события жизни Которого были предсказаны пророками. При этом в отдельных случаях пассажи из книг М. п. приводятся без учета их первоначального контекста (напр., Ос 11. 1 в Мф 2. 15). Текст Мих 5. 2 рассматривается в Мф 2. 6 как пророчество того, что Мессия должен был родиться в Вифлееме; повествование евангелиста о поклонении волхвов и бегстве Св. Семейства в Египет (Мф 2) представляет собой рассказ об исполнении этого пророчества.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

1038 ...господей своих изгнаху. – В списках III вида поведение восставших радикальнее: господей своих избиваху. 1042 Устин – Марк Юниан Юстин (втор. пол. II в.), римский историк, составивший краткое изложение (эпитому) 44 книг всемирной истории Трога Помпея (кон. I в. до н. э. – нач. I в. н. э.), утраченных уже в V в. Источник прилога: Юстин «Всеобщая история», I. 2. 5; ср. также: Геродот «История», IV. 1. 3. 1046 ...преломи себе ногу. – В «Театре» 1608 г. о переломе ноги нет ни слова, хотя на гравюре одна из обезьянок, сидя, обнимает и разглядывает заднюю лапу. Судя по «Саду» Вондела, этот мотив появился лишь в переиздании «Театра». 1050 АлександрАлександр Янная (129–76 до н. э.), третий сын Гиркана (см. ниже), царь Иудеи 103–76 гг. 1051 Антигон – второй сын Гиркана, умерщвленный в недолгое царствование (104–103 гг. до н. э.) Аристовула Филеллина, старшего из сыновей Гиркана. 1052 Гиркан – Иоанн Гиркан I, первосвященник и царь Иудеи в 135–104 гг. до н. э., сын Симона и племянник Иуды Маккавеев (см. коммент. к басне 35), династии, правившей в Иудее с 142 по 37 г. до и. э. 1053 ...бысть наследник отцу своему... – Возможно, в смысле «продолжателем дела», ибо Александр наследовал трон по смерти Аристовула, старшего из братьев. В «Театре» нет. 1055 ...изящных ради дел... – Суждение, что величие властителя не в пребывании у власти, а в достойных, славных деяниях, внесено Виниусом. 1056 Иосиф Флавий (37–ок. 120) – иудейский политик и военачальник. Во время иудейского восстания 66–70 гг. перешел на сторону Рима. Автор написанных по-гречески «Иудейской войны» и «Иудейских древностей», излагающих события в Палестине до восстания 66 г. См. «Иудейская война», I. 3–4. 1062 Клеопатра – Клеопатра Теа(ок. 160–121 до н. э.), дочь египетского фараона Птолемея VI и Клеопатры II. Супруга трех царей Сирии: с 150 г. – Александра I Валаса, затем Деметрия Никатора, который в 146 г. сверг Валаса. Когда же в 138 г. Деметрий попал в плен к парфянам, стала женой своего деверя Антиоха VII Сидета. После гибели Сидета в 129 г. Tea некоторое время правила одна, а в 126–121 гг. – вместе с Антиохом VIII Грипом, своим сыном от брака с Деметрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Александра Янная его жена Александра (Саломея), которая осталась у власти, опиралась уже на фарисеев, то есть она полностью сменила курс, их сын Гиркан II был поставлен первосвященником, а Аристовул II, другой сын, был удален и просто вел частную жизнь. В 67 году, после того как Саломея умерла, Аристовул снова включился в борьбу за власть. Ему помогал некий идумеянин по имени Антипатр. Аристовул вынудил Гиркана бежать из Иерусалима. В это время, в 60-е годы до Рождества Христова, на границах с Сирией уже появился Помпей. Пока последние представители Маккавейской династии делили между собой власть, с севера на них надвигались римские легионы. И Помпей, естественно, весьма благосклонно принял обе стороны и предпочел поддержать Гиркана 186 . Помпей в качестве судьи (вспоминается лиса, которой доверили делить сыр) является в Иерусалим, который сам охотно открывал ему двери. Аристовул укрепился в храмовой цитадели и два месяца ее продержал. После чего она была взята, Помпей вошел в храм, осмотрел его, но не разрешил там ничего трогать, причем есть свидетельство, что Помпей вошел даже во Святая Святых и был крайне удивлен тем, что он ничего там не увидел. Привыкший к обычному языческому культу, ожидая увидеть статую, он просто там не нашел ничего, и это привело его в крайнее недоумение. Примерно через десять лет другой римский военачальник, Красс, исправил «ошибку» своего предшественника и как следует ограбил Иерусалим и Храм. Аристовул был отправлен в Рим, а Гиркан остался первосвященником. Иудеи попросили Помпея не восстанавливать монархию, потому что они устали от бесконечной борьбы за власть, приводящей к кровопролитиям. Тем более что не было ни одного достойного представителя династии Давида, которая должна была законно царствовать. Иудеи оказываются фактически под протекторатом Рима. Идумеянин Антипатр, будучи человеком весьма ловким, в 47 году назначается Цезарем прокуратором Иудеи. После его смерти ненадолго воцарился сын Аристовула Антигон. Однако сын Антипатра Ирод отправляется в Рим, и в Риме Антоний назначает Ирода тетрархом со всеми положенными при этой церемонии языческими жертвами. Ирод с небольшим отрядом высаживается на побережье и идет в сторону Иерусалима, что­бы реализовать свои царские полномочия. Он женится на Мариамне, внучке Гиркана II, за счет чего официально приобщается к правящей династии и узаконивает притязания на престол. Ирод овладел Иерусалимом в 37 году. Начинается весьма длительное его правление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Хирбат-эд-Дарих. Набатейский храм. I–II вв. Хирбат-эд-Дарих. Набатейский храм. I–II вв. На землях за Иорданом, входивших одно время в состав Иудейского царства, раскрыты раскопками вилла царя Ирода Великого в порту Каллироя на Мёртвом м., а также находящаяся на горе крепость Махерон (совр. Мукавир) с остатками стен с башнями и дворца с банями от эпохи Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.) до Иудейского восстания (66-74 гг. по Р. Х.). На территории И. находятся почти все основные памятники гос-ва набатеев II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х., сосредоточенные преимущественно в его столице Петре (остатки жилых домов и дворцов, храмы, гробницы). Типичный набатейский храм был прямоугольным в плане, с целлой и портиком. Алтарь - мотаб - с лестничными подъемами к нему располагался у задней стены целлы, иногда окружающее его пространство вместе с боковыми помещениями образовывало 3-частный адитон. Перед портиком храма располагался открытый теменос. Из крупных набатейских храмов (ок. 38×36,5 м) почти на всю высоту (23 м) сохранился храм бога Душары в Петре (т. н. Каср-эль-Бинт-эль-Фираун; посл. четв. I в. до Р. Х.), имеющий 4-колонный портик в антах с фронтоном. Другой хорошо известный благодаря раскопкам объект - храм богини аль-Уззы (т. н. храм Крылатых львов), также в Петре (1-я пол. I в. по Р. Х.). Над мотабом находилась сень, опирающаяся на квадрат из 12 колонн с капителями в виде крылатых львов. Алтарная конструкция стояла у сев. стены квадратной целлы, оформленной пристенными четвертными и полуколоннами, а также 2 рядами из 5 отдельно стоящих колонн вдоль зап. и вост. стен. Перед целлой находился арочный портик, к к-рому вели 2 окруженных колоннадами теменоса. Подобная схема получила развитие в т. н. Большом храме (общая площадь ок. 135×55 м, 1-я пол. I в. до Р. Х.; перестроен во 2-й пол. I в. по Р. Х.), расположенном также на главной улице напротив храма богини аль-Уззы. Ориентированному на юг храмовому зданию предшествует огромный нижний теменос с ведущими на него с улицы пропилеями с 17-метровой лестницей.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Хасиды стремились сохранить древнее благочестие в противовес светским тенденциям двора. Они образовали сплоченные общины, обособившиеся от «невежд в Законе». Поэтому народ стал называть их фарисеями (евр. перушим — отделившиеся). Фарисеи верили в то, что кроме Писания есть устная Тора , Предание, которое восхоит к временам Моисея. Новое откровение о воскресении мертвых и влиянии бесплотных сил на историю нашло живой отклик в фарисейской среде. Политики фарисеи чуждались. Лишь при Хасмонейском царе Александре Яннае (104-78) они пытались возглавить восстание, но с ними жестоко расправились: Яннай распял сотни зачинщиков на крестах. После смерти Янная фарисеи приобрели большое влияние в государстве. Они слыли лучшими знатоками Закона и надежными его толкователями. Их строгий аскетический образ жизни вызывал у всех уважение. Но в самом фарисейском благочестии уже крылись семена гордыни, формализма и ханжества, которые впоследствии сделали их врагами Христовыми. В отличие от фарисеев, члены родовитых семей, высшее духовенство, вельможи, военачальники и судьи были целиком на стороне Хасмонеев. Даже архиерейский клан не оспаривал прав у династии, помышляя лишь о своих привилегиях. Все, что касалось «новых веяний» в религии, аристократы решительно отрицали. Они предпочитали старую мудрость в духе Екклесиаста. Вера в воскресение и ангелов казалась им ненужным изобретением. Словом Божиим была для них лишь Тора. Они объявили себя поборниками истинной праведности — сэдека. Отсюда их наименование саддукеи . В борьбе за прочное место при дворе они превратились в активную политическую группировку. Трибунал старейшин, или Синедрион , состоял в основном из ее членов. С некоторым перерывом саддукеи сохраняли свою позицию вплоть до самого крушения Иудейского государства. Третью религиозную партию образовали члены полумонашеского ордена ессеев (см. §30). 4. Книги Иудифь и 3 Маккавейская. Неканоническая Кн. Иудифь была, по-видимому, написана на еврейском языке, но до наших дней уцелел только ее греческий перевод. На эту книгу как назидательную ссылаются многие Отцы Церкви, начиная со свт. Климента Римского (1 Коринфянам, 55).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

О взимании первосвященником храма ежегодного налога и части продуктов (масла, вина, зерна), а также о взносах в царскую казну свидетельствуют отметки о натуральном взносе на остраконах и штампы на ручках сосудов, оставленных в храме или переданных администрации. Подтверждением растущего влияния эллинизма является обилие амфор для вина с островов Эгейского м. К нач. XXI в. в И. собрано более 1 тыс. ручек амфор со штампами (ок. половины - в городе Давида, относительно хорошо изученном), из них 430 - с о-ва Родос. Часть ручек можно датировать: крупнейшая группа (216 экз.) относится к 205-175 гг. до Р. Х.; ранних (до 260 г. до Р. Х.) и поздних (после 150 г. до Р. Х.) - не более 10. Это говорит о том, что в И. в большом количестве потреблялись изготовленные иноверцами вина, хотя прежде религ. предписания строго соблюдались. О распространении в И. греч. языка, ставшего в III в. до Р. Х. языком коммерции и администрации в городах побережья и в Идумее , свидетельствуют длинные греч. надписи эпохи Антиоха IV Епифана, в т. ч. на монетах: грекоязычных (тетрадрахма 305 г. до Р. Х. (времени Птолемея I) - 1-я монета Иудеи с портретом правителя) и двуязычных (первая 103 г. до Р. Х. и Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.)). При Хасмонеях (142-63 гг. до Р. Х., расцвет И.- при Иоанне I Гиркане и его сыне Александре Яннае) границы И. вновь расширили: были плотно заселены и обнесены новой стеной Храмовая гора, Верхний и Нижний город (с неоднородным в религ. отношении населением); в Верхнем городе открыты большие отрезки стен с прямоугольными башнями, построенные из квадров. В целом линия стены Хасмонеев следовала линии крепости железного века (т. н. Первой стены). Вокруг города были построены монументальные гробницы, из к-рых примечательна т. н. гробница Ясона. Кубическое сооружение завершено пирамидальной кровлей, стены покрыты прекрасно отесанными блоками известняка, балка портала опирается на единственную дорическую колонну. Внутри расположено 2 камеры с погребальными скамьями, нишами-локулами, каменными оссуариями; найдены монеты, лампы, сосуды. На стене обнаружено граффити с изображением корабля и греч. и арам. надписи, упоминающие некоего Ясона. К тому же времени относятся и монументальные семейные гробницы в долине Кедрона, к востоку от города (т. н. гробницы Авессалома, Иосафата и Захарии, Бней Хезир). К событиям борьбы за И. Антиоха VII с Иоанном Гирканом (132 г. до Р. Х.) относится найденный на скальном основании крепости Акра «склад» свинцовых снарядов для пращи, железных наконечников стрел и копий, камней для баллисты ( Johns. 1950. Fig. 7), что может указывать на существование в районе цитадели стены и башен, строительство к-рых приписывают Маккавеям. Римский протекторат. Ирод Великий

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010