ГЛАВА Деяния Александра Янная, царствовавшего 27 лет 1. Вдова Аристобула освободила его братьев из заточения и сделала царем Александра, который и по летам, и по превосходству нрава имел, как казалось, на это все преимущества. Достигнув же власти, он лишил жизни одного из своих братьев, домогавшегося престола; другому же брату, довольствовавшемуся частной и спокойной жизнью, он оказывал полное уважение. 2. Ему пришлось вступить в войну с Птолемеем Лафуром, покорившим город Асохис. Хотя он и наносил чувствительные удары неприятельскому войску, но победа все-таки клонилась на сторону Птолемея. Но когда последний, преследуемый своею матерью, Клеопатрой, удалился в Египет, Александр, после успешной осады, захватил в свои руки Гадару, а также сильнейшую из всех прииорданских крепостей Амаф, в которой хранились, между прочим, сокровища Теодора, сына Зенона. Совершенно неожиданно появился вслед за этим Теодор, который возвратил себе похищенные сокровища и овладел еще царским обозом, убив при этом столкновении до 10 000 иудеев. Александр, однако, оправившись после этого поражения, обратился в приморскую область и завоевал Рафию, Газу и Анфедон, названный потом царем Иродом Агриппиадой. 3. Вслед за покорением этих городов против Александра вспыхнуло восстание иудеев; дело разразилось в праздничный день. Вообще у иудеев волнения вспыхивали большей частью во время праздников. Он не так легко справился бы с этим восстанием, если бы ему не помогли чужеземные наемники; это были писидийцы и киликийцы - сирийцев он никогда не принимал на службу вследствие их врожденной национальной вражды к евреям. Убив больше 6000 человек из восставших, он вторгся в Аравию, подчинил себе эту страну, равно как галаадитян и моавитян, которых он обложил данью, и на обратном пути двинулся опять на Амаф. Теодор, убоясь военного счастья своего противника, покинул крепость. Александр нашел ее незащищенной и срыл ее до основания. 4. В последовавшем за этим столкновении с аравийским царем Обедой он потерял всю свою армию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1877...

2-ой псалом имеет надписание «Псалом Давиду» только в славянском переводе, но в еврейском тексте, как и в большинстве списков перевода LXX его нет. В еврейском тексте псалмы, надписанные именем Давида, начинаются только с 3-го псалма. Поскольку 2-ой псалом идёт до приписываемых Давиду, этого достаточно, согласно прот. Рождественскому, чтобы говорить о принадлежности Давиду и этого псалма. Так же, этот псалом упоминается и в Новом Завете, как составленный Давидом. В молитве в Деян. 4:24–30 апостол применяет этот псалом к израильским старейшинам и заявляет, что Бог «устами отца нашего Давида» ( Деян. 4:25 ) изрёк приведённые слова 169 . Противники авторства Давида возражают, что в то время гора Сион, упоминаемая в псалме, ещё не стала центром жизни еврейского народа. Прот. Александр же считает, что для Давида Сион уже был священной горой. Завоевав Сион, Давид укрепил его, построил себе дом, перенёс туда ковчег завета и указал там место для храма 170 . Сходство 2-го псалма со 109-м псалмом, надписанным именем Давида, говорит так же в пользу авторства Давида. Полемизируя с представителями отрицательной критики, относящими написание 2-го псалма ко временам Маккавейским и даже последующим, и считающими «помазанником» одного из асмонеев – Аристовула I или Александра Янная, прот. А.П. Рождественский приводит убедительные контраргументы. Он считает невероятным, чтобы «гимн в славу кровожадного тирана, вроде Александра Яннея, был внесён в книгу священных песнопений, не говоря уже о том, что ветхозаветный канон завершён был значительно раньше этого времени» 171 . Разбор пророчеств Валаама Разбор пророчества Валаама прот. Рождественский начинает с обстоятельств, при которых оно было дано. Выйдя из Египта, пройдя через пустыни и получив на Синае законодательство, еврейский народ подошёл к самым границам обетованной земли и расположился станом на восточном берегу Иордана. Моавитский царь, чтобы проклясть израильтян, обратился к месопотамскому прорицателю Валааму, который и сам, как говорит прот. Рождественский, хотел произнести волшебные заклинания. Но Бог обратил проклятие в благословение, и Валаам произнёс четыре речи о могуществе израильтян и гибели их врагов. В третьей притче содержится предсказание о грядущем победоносном Царе: «Изыдет человек от семене его и обладает языки многими; и возвысится паче Гога царство его, и возрастет царство его» ( Чис. 24:7 ). В четвертой же притче даётся полное раскрытие откровения: «Покажу ему, и не ныне, ублажаю, и не приближается. Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и погубит князи моавитския, и пленит вся сыны Сифовы; и будет Едом наследие, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость; и востанет от Иакова, и погубит спасаемого от града» ( Чис. 24:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

В ВЗ признаки назорейства очевидны у Самсона (Суд 13. 5; 16. 17) и Самуила (1 Цар 1. 11; в Сир 46. 13 (в евр. тексте) и в 4QSama Самуил также назван Н. ( Tsevat. 1992; Catastini. 1987)). Принято считать, что особый статус Самсона объясняется его положением посвященного Богу воина (ср.: Суд 5. 2-31; Втор 32. 42; Пс 67. 22; Boertien. 1964. S. 18-21). Самуил обладал этим статусом по обету его матери. Представление о посвященном Богу воине (Суд 13. 5, 7) исчезло в период плена; на 1-й план вышла идея отделенности Н. для Бога Израиля, поэтому   в раввинистическом контексте понимается как   - отделяться (Сифре Числ 23 на Числ 6. 3). Принятие запрета не прикасаться к трупам и отказ от вина сближают Н. со священниками (Лев 10. 8-11; ср.: 21. 10-11). В период Второго храма В период Второго храма назорейство, судя по всему, получило широкое распространение. В 1 Макк 3. 49 жертва Н. перечисляется наряду с «первородными и десятинами». О большом числе Н. говорит и Берешит рабба 91. 3 (Мидраш на Быт 42. 4): 300 Н. времени законоучителя Шимона бен Шетаха (кон. II - 1-я пол. I в. до Р. Х.) хотели принести предписанные 900 жертв, половина из Н. имела возможность снять с себя обет; деньги для др. 150 Н. Шимон попросил у Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.). Эта история подтверждает, что назорейство было популярно, но из-за необходимости часто приносить жертвы очень многие не могли себе этого позволить. Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Antiq. XIX 293-294) упоминает существовавший обычай возмещать стоимость жертв бедных Н. Так, царь Ирод Агриппа I (41-44 гг. по Р. Х.) оплатил стоимость жертв Н. во время посещения Иерусалима. Флавий упоминает назорейство Вереники, сестры Агриппы II, которая в 66 г. по Р. Х. пришла в Иерусалим принести предписанные жертвы. Обет назорейства, согласно Флавию, приносили люди в случае тяжелой болезни или во время несчастья, вероятно, в надежде на то, что после принятия обетов Бог избавит их от болезней и неприятностей. Флавий приводит пример обычая, отличающегося от предписанных в Библии: Н. просто отдавали священникам свои обрезанные волосы, к-рые, согласно Книге Чисел, должны были сжигаться (Ibid. IV 72).

http://pravenc.ru/text/2564636.html

Монеты (серебряные и медные), как и керамика, представляют в К. массовый материал (уже де Во собрал ок. 1230 экз. монет; при раскопках 1990-2000-х гг. было найдено еще 180). Древнейшие из них отчеканены в эпоху эллинизма (при Птолемее II Филадельфе (сер. III в. до Р. Х.); при Селевкидах (III-II вв. до Р. Х.)), но они сохранялись в обращении очень долго: в К. монеты стали откладываться не ранее начала периода Ib, т. е. в сер.- 2-й пол. I в. до Р. Х., и особенно активно - в позднюю эпоху Второго храма. Из монет правителей-хасмонеев (80 экз.) больше всего относится ко времени Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.), чекан которого вообще чрезвычайно обилен в находках на памятниках, но более ранних (монет Иоанна I Гиркана, 135/4-104 гг. до Р. Х.) не было обнаружено. Монет Ирода Великого (37-4 гг. до Р. Х.) найдено всего 5, плюс одна набатейская (ок. 17-5 гг. до Р. Х.), монет Ирода I Архелая (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) - 4 экз. Монеты рим. прокураторов и 18 экз. монет царя Агриппы I Ирода (41-44 гг. по Р. Х.) хорошо представлены, как и монеты периода 1-го антирим. восстания (67-68 гг. по Р. Х.). Чекан кон. I-II в. по Р. Х. (императоров Тита, Агриппы II, Траяна, Адриана) лишь отмечен. Времени восстания Бар-Кохбы принадлежат 3 последние монеты, найденные при раскопках памятника. Единственный клад (серебряные тетрадрахмы г. Тира, 126 г. до Р. Х.) был скрыт уже в рим. период, т. к. в нем присутствуют монеты последних десятилетий до Р. Х. Артефакты, связанные с бытом и хозяйственной деятельностью Важные по составу находки собраны в 1990-2000-х гг. на участках, куда выбрасывали мусор. Их 4: на севере, северо-западе, юге (самый древний) и на востоке. Это свидетельства сельскохозяйственной деятельности и быта: базальтовые мельницы, ступки и пестики, чаши и др. каменная посуда. Из металлических изделий найдены браслеты (в т. ч. золотые), серьги (в т. ч. со вставками из камней), заколки-фибулы, пряжки и др. аксессуары, бронзовый кувшин, иголки, железные и бронзовые гвозди, свинцовые грузила, железные ножи и наконечники стрел. Обнаружены фрагменты одежды и обуви, циновок и плетеных корзин. На восточном участке сосредоточены стеклянные изделия: бокалы, кубки, чаши, бутылочки, «сидонские» сосуды. На нек-рых сохранились следы греч. надписей; часть посуды и фрагментов оплавлена (при сожжении К. римлянами ок. 68 г. по Р. Х.?).

http://pravenc.ru/text/2462243.html

1892), который датировал этот фрагмент периодом плена, а Ис 56-66 - послепленным временем. Рассматривая Ис 1-39, Дум приходит к следующим выводам: главы 1-12 и 24-27 - самые поздние части, они созданы «на рубеже I в. до н. э. или позднее» (т. е. на рубеже II и I вв. до Р. Х.); главы 13-23 он датировал временем правления царя Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.) или 2-й пол. II в. до Р. Х.; главы 24-35 вряд ли существовали когда-либо в качестве отдельного источника, они были добавлены на стадии окончательного формирования комплекса глав 1-39; однако в этот раздел И. п. к. входит особый «источник» - главы 28-33, изначально написанные как единое целое. Главы 36-39, составленные из разных фрагментов, созданы редактором Книги Царей и не предназначались первоначально для И. п. к. Вторая часть книги (главы 40-66), к-рую уже мн. авторы до Дума считали совершенно особой по происхождению, состоит, по его мнению, из сочинений 3 авторов: текста Второисаии (главы 40-55; ок. 540 г. до Р. Х., с его «вавилонской» атмосферой); т. н. Песней Раба Господа (42. 1-4; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13 - 53. 12), к-рые появились позднее Второисаии; текста Тритоисаии (главы 56-66), наиболее позднего из всех в этой части, для к-рого характерна «палестинская» атмосфера. Первоначальный вариант книги, исходя из общей картины развития пророческой лит-ры (сначала - биографические повествовательные книги, позднее - книги, включающие в основном т. н. речения пророков), состоял из повествовательных частей 6. 1 - 9. 6 и 36-39, а также из небольших неповествовательных фрагментов. Автор глав 36-39 не знал о существовании глав 40-66. Опираясь на текст Сир 48. 23-28, возможно свидетельствующий о существовании И. п. к. в более или менее полном виде ок. 200 г. до Р. Х., Дум сделал вывод, что в кон. III в. до Р. Х. ядро глав 1-39, состоявшее как минимум из 6. 1 - 9. 6 и 36-39, было соединено с главами 40-66, но это еще не была И. п. к. в совр. виде, т. к. нек-рые тексты (главы 1-12, 13-23 и 24-35) были присоединены позднее.

http://pravenc.ru/text/674802.html

Это положило начало восстанию (166–142 до Р.Х.), известному как Маккавейская война. Интересной археологической иллюстрацией этого времени является раскопанная в 1931 г. В. Олбрайтом и О. Селлерсом крепость Беф-Цур, переходившая из рук в руки при борьбе Маккавеев с Селевкидами. Найдены остатки неоднократных разрушений, хорошо датируемых благодаря множеству (около 300) селевкидских монет, из которых около 120 – с именами Антиоха IV Эпифана и Антиоха V Эвпатора. Действия повстанцев, основной базой которых явилась Иудея, были настолько успешными, что в 164 г. до Р.Х. Антиох IV обратился к ним с посланием, в котором потребовал прекращения вооруженных выступлений, обещав, что тем повстанцам, которые вернутся домой, будет гарантирована амнистия и что иудеи смогут употреблять свою пищу и хранить свои законы, как и прежде. Послание явилось официальным отказом от религиозных гонений и обещанием восстановить автономию иудейской общины. Однако повстанцы отвергли предложение царя. Осуществлению цели Хасмонеев – достижению полной независимости – способствовали два обстоятельства. Первое – поддержка повстанцев Римом, заключившим в 161 г. до Р.Х. договор с Иудой Маккавеем о взаимной помощи в случае войны, что явилось признанием повстанцев самостоятельной политической силой. Второе – начавшаяся после смерти Антиоха IV борьба в державе Селевкидов за престол, в ходе которой претенденты искали у повстанцев поддержки, предоставляя им взамен весьма существенные привилегии – в рамках сохранения Иудеи в составе Селевкидской державы. Однако эта держава на глазах распадалась, и Хасмонеи, особенно Симон, возглавивший борьбу после гибели Иуды и его брата Ионафана, все настойчивее добивались полной независимости, начав уже чеканить собственную монету (см. рис. 112). В 142 г. до Р.Х. сирийский царь Деметрий II освободил Иудею от уплаты всех налогов и предложил заключить мир с ней – фактически как с равной стороной. Период правления хасмонеев исторические сведения Стремление укрепить свою власть толкнуло первых хасмонейских правителей (143–76 до Р.Х.) – Симона, Иоанна Гиркана и Александра Янная – на путь завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Человек этот был, по-видимому, исключительных, военных и политических дарований. Если вспомнить, что происходило в Римской империи до воцарения Октавиана Августа, то остается только удивляться, каким образом Ирод смог маневрировать между всеми борющимися сторонами и при этом уцелеть. Кто там только не был замешан, включая Клеопатру. Тем не менее, Ирод все-таки остался у власти. Одно из известных его деяний то, что в двадцатом году до Рождества Христова он начал перестройку Храма. Когда Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», ему сказали, что храм этот строился сорок шесть лет. Второе восстановление храма произошло за гораздо меньший срок, за двадцать лет, а вот та реконструкция, которую затеял Ирод, к моменту этого диалога Христа с иудеями как раз и продолжалась где-то сорок шесть лет. Ирод был человеком крайне жестоким, и, понимая всю незаконность своей власти, он весьма жестоко относился даже к своим родственникам; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену, после этого у него было еще семь жен. Ирод казнил и многих своих сыновей, так что Август в свое время шутил, говоря, что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном, по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов, их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже по Евангелию. Вот, собственно, конец ветхозаветной истории и начало истории новозаветной. К характеристике Ирода можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано в других источниках. До нас вообще дошло мало исторических трудов того времени. Когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто расстраиваться не будет о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины. Для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме было весьма рядовым событием. В связи с Иродом исполнилось одно из древнейших пророчеств, которое прозвучало из уст патриарха Иакова: скипетр отошел от Иуды. Со времен царя иудейского Седекии не было царя в самой Иудее, кроме Александра Янная, но тут царский скипетр попадает в руки идумеянина. И в этот момент происходит величайшее событие, а именно Рождество Христово, Христос приходит в мир.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Нумизматическая выстака, приуроченная к 200–летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), открылась в Кургане 30 августа 2017 г. 14:25 Самые редкие библейские античные монеты жители и гости города могут увидеть на выставке, которая открылась в Курганском областном культурно-выставочном центре. Выставка члена Московского нумизматического общества Александра Оглоблина «Посвящение Антонину» приурочена к 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) . В экспозицию вошло более 130 предметов, из них около 50 монет и медалей. Самые редкие — монеты Древней Греции, которые назывались лептой — «лепта вдовы» Александра Янная (103-76 гг. до н.э.), лепта Понтия Пилата (30 г. н.э.). В копилке нумизмата — монеты Ирода I Великого (40-4 гг. до н.э.), Иоанна Гиркана (142-104 гг. до н.э.), а также римских императоров Траяна, Веспасиана, Коммода, Гордиана III. Среди уникальных экземпляров — памятная монета римского императора Филиппа I Араба, выпущенная в 248 году в честь 1000-летия Рима, римская серебряная монета «динарий» Октавиана Августа — первого римского императора (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), тетрадрахма (древнегреческая серебряная монета) Александра Македонского (336-223 гг. до н.э.). Именно такие монеты были в коллекции архимандрита Антонина, о чем он упоминает в своих дневниках. На выставке курганцы впервые увидят и тирские шекели — печально известные 30 сребреников, которыми иерусалимские первосвященники расплатились с Иудой Искариотом за предательство Христа. Выставку монет дополняют 26 фотографий Александра Оглоблина, которые он сделал во время своего путешествия на Святую Землю — в Иерусалим, Назарет, Вифлеем. Три витрины посвящены 60-летию коллекционирования автора, где можно увидеть: первый рубль — новгородскую гривну (конец XIII — XIV в.), полтину Великого княжества Московского (XIV в.), первую московскую монету — деньгу Дмитрия Донского (1381-1382 г.), первую «мечевую» копейку Ивана IV Васильевича. На выставке также представлены памятные медали Московского нумизматического общества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

После смерти Александра Янная его жена Александра (Саломея), которая осталась у власти, опиралась уже на фарисеев, то есть она полностью сменила курс, их сын Гиркан II был поставлен первосвященником, а Аристовул II, другой сын, был удален и просто вел частную жизнь. В 67 году, после того, как Саломея умерла, Аристовул снова включился в борьбу за власть. Ему помогал некий идумеянин по имени Антипатр. Аристовул вынудил Гиркана бежать из Иерусалима. В это время, в шестидесятые годы до Рождества Христова, на границах с Сирией уже появился Помпей. Пока последние представители Маккавейской династии делили между собой власть, с севера на них надвигались римские легионы. И Помпей, естественно, весьма благосклонно принял обе стороны и, рассудив, поддержал Гиркана, из-за некоторых ошибок Аристовула. Помпей в качестве судьи (вспоминается лиса, которой доверили делить сыр) является в Иерусалим, который сам охотно открывал ему двери. Аристовул укрепился в храмовой цитадели и два месяца ее продержал. После чего она была взята, Помпей вошел в храм, осмотрел его, но не разрешил там ничего трогать, причем есть свидетельство, что Помпей вошел даже во Святое Святых и был крайне удивлен тем, что он ничего там не увидел. Привыкший к обычному языческому культу, ожидая увидеть статую, он просто там не нашел ничего, и это привело его в крайнее недоумение. Примерно через десять лет другой римский военачальник, Красс, исправил «ошибку» своего предшественника и как следует ограбил Иерусалим и Храм. Аристовул был отправлен в Рим, а Гиркан остался первосвященником. Иудеи попросили Помпея не восстанавливать монархию, потому что они устали от бесконечной борьбы за власть, которая приводила к кровопролитиям. Тем более, что не было ни одного достойного представителя династии Давида, которая должна была законно царствовать. Иудеи оказываются фактически под протекторатом Рима. Идумеянин Антипатр, будучи человеком весьма ловким, в 47 году назначается Цезарем прокуратором Иудеи. После его смерти ненадолго воцарился сын Аристовула Антигон. Однако сын Антипатра Ирод отправляется в Рим, и в Риме Антоний назначает Ирода тетрархом, со всеми положенными при этом языческими жертвами. Ирод с небольшим отрядом высаживается на побережье и идет в сторону Иерусалима, чтобы реализовать свои царские полномочия. Он женится на Марианне, внучке Гиркана Второго, официально приобщается к правящей династии. Царствование себе он таким способом обеспечил. Ирод овладел Иерусалимом в 37 году. Начинается весьма длительное его правление.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Так же решительно иеврейская религиозная традиция осуждает лицемерие: «Лицемерие, или религиозное ханжество, на позднейшем древнееврейском языке обозначается словом, буквальное значение которого «окраска», а ханжа называется «выкрашенный», т. е. человек который вводит в заблуждение, притворяясь набожным. Это выражение восходит к изречению асмонейского царя Александра Янная (Ианния)) (цар. С 103 – до 76 Р. Хр.) Во время своего царствования он вел ожесточенную борьбу с фарисеями, а перед смертью сказал своей супруге Александре Саломее: «Не остерегайся ни фарисеев ни не фарисеев (т. е. саддукев), а остерегайся ханжей, притворяющихся фарисеями. Они поступают как Зимри (Замврий), а желали бы вознаграждения как Пинехас (Финеес) (намек на Числ. 25:6, 14 )…» (Еврейская Энциклопедия. Т. 10, Терра, 1991. С. 314). О клевете святитель Иоанн Златоуст говорит особенно непримиримо: «Ужасная зло клевета, беспокойный демон, никогда не оставляющий человека в мире. Какого на самом деле зла не производит клевета. Из неё рождается вражда, через неё возникают ссоры, от неё берут начало разногласия; дурные подозрения, возбужденные ею, являются причиной бесчисленных зол; ненависть имеет её своим источником. И какие кто не вообразил себе бедствия, все они окажутся проистекающими из клеветы, всех увлекающих в злобу. Клевета возбуждает человека к убийству ближнего. Клевета ожесточает душу и разрушает братское общение, недавнего друга без всякой причины делая врагом. Она, коснувшись Мариами, сестры Моисеевой, тотчас покрыла её проказой и навлекла на неё гнев от Господа. Она разрушает целые дома и мирные города возбуждает к войне. Она разрывает узы прекрасного мира и расторгает великий союз любви. Она, отклоняя от заповедей Божиих, научает преступлению, и, отвлекая от общения с Богом, удаляет от истины. Она первоначально явилась причиной гибели первозданного Адама, и лишила его райской жизни и небесного блаженства, потому что она вошла в уста змия и возвела ложь на неложную благость Божию. Это она сказала: «Подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю?» и побудила Адама преступить заповедь и отпасть от истины. Склонив к себе бывшего собеседника Владыки, она тотчас при помощи обмана сделала его врагом и сразу удалила от благ.

http://azbyka.ru/deti/o-zavisti-v-detyah...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010