Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58 ´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева, по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин), неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Имущество может передаваться в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций. При этом объекты, составляющие исключительную собственность государства, передаче в собственность религиозных организаций не подлежат. К их числу относятся особо ценные объекты культурного наследия, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО (например, здания Новодевичьего ставропигиального женского монастыря г. Москвы, Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря , Исаакиевский собор), музейные предметы и коллекции, составляющие государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Порядок передачи религиозным организациям музейных предметов религиозного назначения, составляющих государственную часть Музейного фонда РФ, регулируется постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям...». В силу прямого указания ст. 14 Федерального закона от 26.05.1996 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются исключительной государственной собственностью. В этой связи такие предметы не могут отчуждаться в собственность граждан и организаций. Соответственно, Церковь не может стать собственником музейных ценностей религиозного назначения. Так, передача раки Александра Невского осуществлена на основании приказа Минкультуры России, предписывающего Государственному Эрмитажу передать из его фондов в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии девять музейных предметов, образующих мемориальный комплекс гробницы святого благоверного князя Александра Невского. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 490 рака, как музейный предмет, после передачи в безвозмездное пользование епархии останется в оперативном управлении Эрмитажа. Таким образом, рака будет иметь двух правообладателей (музей и религиозная организация).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6073120...

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. В XVIII–XIX веков. Над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг. Последующие государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича. В 1919 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 году на базе монастыря создан Художественно-исторический музей, коллекцию которого составили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 года взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, Святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить. В 1970—80 годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею деревянного зодчества под открытым небом, в составе которого памятники народного деревянного зодчества: часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница. Когда строили подземную церковь Константина и Елены, то из-под земли забил родник. Над родником сделали сруб, это место назвали «Святой колодец». Он сохранился до сих пор, находится в правом приделе церкви. Из колодца в Гефсиманский сад отведена труба. Вода в саду у основания Сионского склона изливается мощной струей. Источник считается чудодейственным, а вода в нем – святой. В 1994 году вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Северный придел был освящён во имя великого князя равноапостольного Владимира, а южный — во имя преподобного Сергия Радонежского. После революции 1917 года в начале 1920-х годов в обретшей независимость Эстонии был начат сбор средств на снос собора как «памятника русского насилия». В конце 1928 года в Государственное Собрание был внесён законопроект о сносе Александро-Невского собора. Однако с помощью мировой православной общественности храм удалось отстоять. В период фашистской оккупации собор был закрыт, а на повестку дня вновь встал вопрос о его сносе. В послевоенные годы, в составе СССР, собор вновь оказался под угрозой. В начале 1960-х годов от перестройки под планетарий его спас молодой епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1999 году в знак особого покровительства Таллинскому кафедральному собору был дан статус ставропигиального, т.е. храма, напрямую подчинённого патриарху Московскому и всея Руси. Источник: газета " МИР ПРАВОСЛАВИЯ " Таллиннский кафедральный собор представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм. План храма очень интересен. Центральный купол собора возвышается на высоком барабане и открыт в интерьер, под малыми главами размещаются звонницы. Звонницы объединены обходной галереей, лестницы для подъема в них «спрятаны» в мощных столпах. Основания колоколен-звонниц декорированы двумя ярусами кокошников. Четыре ризалита основного объема завершаются трехчастыми фронтонами с мозаичными панно. Притвор собора решен в виде одноэтажной крытой паперти на всю ширину здания. Три входа (западный, южный и северный) оформлены одинаковыми монументальными лестницами-всходами на крытое крыльцо. Каждое крыльцо завершается фронтоном в виде кокошника, в центре которого находится мозаичное панно - икона. Главный западный вход акцентирован в интерьере перспективным порталом в русском стиле. В храме три престола, боковые приделы расположены по сторонам главного алтаря, за которым устроена обходная галерея. Апсиды алтарей возвышаются над низким объемом галереи.

http://sobory.ru/article/?object=00141

С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. В 1263 г. в монастырском соборе похоронили князя Александра Ярославовича Невского, мощи которого были открыты в 1381 г. Роль первой обители Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежала Рождественскому монастырю до 1561 г., когда он стал вторым после Троице-Сергиевой Лавры. В сер. 17 в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи. В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохр.), тогда же возвели братский корпус. Во 2-й пол. 17 в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания 17 в. существовали на месте Архиерейских палат. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. В 1-й пол. 18 в. территорию монастыря обнесли каменными стенами с башнями. С 1744 г. здесь стал располагаться Архиерейский дом Владимирской епархии, в связи с чем в 1748 г. по заказу епископа Платона строятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в это же время был изменен декор палаток и паперти у собора. В 1828-31 гг. перестраивались фасады и интерьер казенных келий, вероятно, с утратой декора 17 в. В 1831-40 гг. под руководством губернского архит. Е.Я. Петрова реконструируются Архиерейские палаты: боковые части понижены на один этаж, изменены интерьеры, здание получило новую кровлю с переломом. Следующий этап в изменении облика комплекса связан с повелением Александра II о реконструкции и реставрации собора и монастыря. В 1859-69 гг. по проекту архит. Н.А. Артлебена собор полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным, но более дробных и сухих. В 1859 г. сделана каменная пристройка к братскому корпусу, значительно меняется его декор и интерьер. В 1867 г. перестраивается корпус казенных келий, к нему сделана еще одна пристройка, изменен декор. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Хри-сторождественская церковь и трапезная. Тогда же вновь несколько изменен декор Архиерейских палат.

http://sobory.ru/article/?object=01817

23 мая в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошли переговоры Блаженнейшего Патриарха Феофила и Святейшего Патриарха Кирилла, в ходе которых обсуждались вопросы, касающиеся двусторонних отношений между Иерусалимской и Русской Православными Церквами, а также  темы общеправославного характера. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира (I степени). Также церковные награды были вручены членам делегации Иерусалимской Церкви. 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в Крестном ходе из Кремля к памятнику Кириллу и Мефодию на Славянской площади и совершили молебен у памятника. Блаженнейший Патриарх Феофил и Святейший Патриарх Кирилл также совершили Божественную литургию в Никольском Морском соборе Кронштадта. В ходе визита Блаженнейший Патриарх Феофил принял участие в освящении памятника священномученику Ермогену у стен Московского Кремля, посетил Троице-Сергиеву Лавру, Иерусалимское подворье в Москве и художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Главы Иерусалимской и Русской Православных Церквей встретились с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его резиденции в Сочи. Предстоятель Иерусалимской Церкви также побывал на острове Валаам, где молился за Божественной литургией в главном соборе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря и осмотрел его многочисленные скиты, и в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге Его Блаженство посетил Казанский кафедральный собор, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Исаакиевский собор и Троицкий собор Александро-Невской Лавры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила и Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3102900...

Дата: 2018-01-24, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (102) , (3) . Описание: Богоматерь «Утоли моя печали». XIX век. Материал: доска, левкас, темпера. Оклад: латунь, чеканка, серебрение. 38 х 32 см. Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве, Москва. Файл 31060.jpg:   Размер: 750x1000, 0.75 MPix, 337 Kb. Дата: 2018-01-24, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (82) , (3) . Описание: Икона Божией Матери Утоли моя печали. XIX век. 26,7 х 21,8 см. Материал: доска, грунт, масло. Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве, Москва. Файл 31061.jpg:   Размер: 653x783, 0.51 MPix, 167 Kb. Дата: 2018-01-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (75) , (2) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Утоление Печали. Павловский кафедральный собор, г. Гатчина, Ленинградская обл. " Эта икона была найдена на чердаке одного из гатчинских домов во во время войны и перенесена в открытый в 1942 году Павловский собор. " Файл 31584.jpg:   Размер: 804x1024, 0.82 MPix, 402 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 12 (153) , (1) . Описание: Икона Утоли Моя Печали.Подокладная икона,фольгушка,чернушка.Выполненная на сосновой щene.XIX -начало ХХ века.Курская губерния.Передана в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры,г.С.-Петербурга. Файл 32014.jpg:   Размер: 931x1126, 1.05 MPix, 264 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (65) , (1) . Описание: Утоли Моя Печали. XIX век. " Писана в районе Урала - Зауралья (очень похожа на работы иконописцев Верхотурского монастыря) " . 16,9 х 22,1 см. Частное собрание. Файл 33268.jpg:   Размер: 1035x1257, 1.3 MPix, 444 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (62) , (1) . Описание: Священный Синод Украинской Православной Церкви, заседание которого возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Принял решение прославить: Городницкая икона Божьей Матери «Утоли мои печали», которая находится в Свято-Георгиевском ставропигиальном мужском монастыре пгт. Городница Новоград-Волынского района Житомирской области. установлен день празднования 7 февраля — в честь Городницкой иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Чтимый образ Пресвятой Богородицы „Утол[...]

http://pravicon.com/icon-341-photo

Собрания обращение с просьбой не допустить уничтожения святыни. На сторону правосл. населения встала Прибалтийская конференция Международного союза мира, пожелавшая, «чтобы таковой проект был снят с повестки дня» (Uus Elu. 1928. N 10), а также деятели левых оппозиционных партий в парламенте. В 1936 г. из Преображенского собора в А. Н. с. была перенесена кафедра Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), возглавляемая митр. Александром (Паулусом), к-рый начиная с 1922 г. отстаивал существование собора. В кон. 1936 г. настоятелем собора стал прот. Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики. В том же году рус. приход Нарвской епархии покинул стены храма, и до 1940 г. А. Н. с. занимал эст. правосл. приход, переведенный из Симеоновской ц., служба велась на эст. языке. Перемещение приходов помогло сохранить А. Н. с., хотя с куполов собора была снята позолота, в храме повешен маятник Фуко. В 1940 г., когда автономный статус Эстонской Церкви в юрисдикции РПЦ был восстановлен, рус. приход вернулся в стены собора. В период оккупации Эстонии нем. войсками в 1941-1944 гг., А. Н. с. был закрыт. Восстановлен и открыт в мае 1945 г. попечением архиеп. Нарвского Павла (Дмитровского). В подготовке собора к освящению участвовал старший иподиак. архиеп. Павла, буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) , архиерейская хиротония к-рого состоялась 3 сент. 1961 г. в А. Н. с. В нач. 60-х гг., управляя Таллинской епархией, еп. Алексий не допустил перестройки собора под планетарий. В 1991 г. собору был возвращен подвальный этаж, где прежде располагалась Андреевская ц., помещение к-рой в 1947 г. было занято под бомбоубежище, затем под книгохранилище. С 1992 г. правосл. приходы на территории Эстонии из-за нерешенности вопроса о регистрации эст. правительством Устава ЭАПЦ (в юрисдикции Московского Патриархата) лишены легального статуса. приход А. Н. с. на своем собрании 14 марта 1999 г. принял решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии собора в свое непосредственное подчинение.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов. Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь , храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/6018615.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010