ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Фото: Сергей Сосновский В этом году исполняется 600 лет со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, ближайшего ученика Преподобного Сергия Радонежского, основателя знаменитого Саввино?Сторожевского монастыря под Звенигородом и небесного покровителя династии Романовых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, с 24 апреля по 2 мая в Петербурге побывало древнейшее из ныне известных изображений святого - чтимая икона преподобного Саввы Сторожевского середины XVII beka с частицей мощей. Во вторник вечером, 24 апреля, святыня прибыла в Северную столицу из Звенигорода в сопровождении насельников Саввино-Сторожевского монастыря во главе с иеромонахом Амвросием (Быковым). Крестным ходом с Московского вокзала она была торжественно доставлена в собор Феодоровской иконы Божией Матери, где состоялся молебен. В среду, 25 апреля, икону перенесли в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где вплоть до 2 мая она была открыта для поклонения верующих. В настоящее время возрождение Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, наряду с восстановлением петербургского собора Феодоровской иконы Божией Матери, является частью проекта «Историческая память» партии «Единая Россия». Анастасия КОСКЕЛЛО «Свет невечерний» Фото: Вадим Лебедев В галерее «Стекло. Росвуздизайн» в апреле-мае прошла уникальная выставка под названием «Свет невечерний». Мастерская художника Вадима Лебедева представила на ней свои витражи. Вадим Лебедев и его помощники владеют различными техниками витражного искусства, в том числе самой сложной - живописного витража. Последняя предполагает, что изображение создается не по принципу мозаики - соединением однотонных кусочков, - а пишется красками на стекле.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/12...

Адрес: 44400, Украина, Волынская область, Старовыжевский район, c. Мильцы Телефон: (03346) 2-41-14 , (03346) 2-21-70 , (050) 664-69-83 Успенский Низкиничский мужской монастырь [ править править код ] Успенский Низкиничский мужской монастырь Дата основания: 1643. Адрес: 45321, Украина, с. Низкиничи, Иваничевского района Волынской обл. Телефон: +38 (03344) 3 64 81 / +38 (097) 854 61 75 Женский монастырь святого Александра Невского (Городнее) [ править править код ] Свято-Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь открыт на базе прихода во имя святого апостола и евангелиста Луки решением Священного Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года. Адрес: Волынская обл., Любомльский р-н., с. Городно Иоанно-Предтеченский мужской скит [ править править код ] Адрес: Волынская обл., Ковельский р-н., с. Вербка Храмы Волынской области [ править править код ] Свято-Покровская церковь [ править править код ] Покровская церковь Свято-Покровская церковь - православный храм в городе Луцк, старейший из ныне действующих в городе православных храмов. Памятник архитектуры XVII—XIX веков. Покровская церковь находится на территории Государственного историко-культурного заповедника «Старый Луцк». Принадлежит Украинской православной церкви (Московского патриархата), служит в качестве кафедрального собора Луцкой и Волынской епархии. По документам 1583 г. церковь уже числится старой, требующей ремонта. В 1637 г. капитально ремонтируется. С начала 19 в. до 1880 г. служит городским собором. В 1845 г. при пожаре сгорела крыша но вскоре восстановлена. Реконструирована в 1873-76 гг. - пристроена колокольня, полностью заменена кровля, сооружены два декоративных купола. Адрес: 43016, Украина, г. Луцк, ул. Галшки Гулевичивны,, 1 Телефон: (0332) 72–24–71 Успенский кафедральный собор (Владимир-Волынский) [ править править код ] В 1156-1160 гг. князь Мстислав (†1170) строит во Владимире величественный каменный Успенский собор, уцелевший до наших дней и являющийся кафедральным. Южнее храма стоит каменное здание епископского замка, перенявшее свое название от всей совокупности укреплений, окружавших когда-то соборную усадьбу. Ныне в здании размещаются епархиальное управление и резиденция правящего архиерея. Здание датируют 1494 или 1640-ми гг. В кон. XIX в. сооружение отремонтировали почти одновременно с собором, башню на торце корпуса надстроили, превратив ее в колокольню. Ведущие в усадьбу каменные Северные ворота датируют XVII или сер. XVIII в.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Для верующих, которые не смогли попасть в заполненный до предела собор, богослужение транслировалось на большой монитор на площади перед собором, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Александро-Невском соборе была совершена Божественная литургия. Вечером 27 сентября Святейший Патриарх прибыл в Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь и на следующий день служил Божественную литургию в монастырском Успенском соборе. Как оказалось впоследствии, эта поездка стала прощанием Первосвятителя с дорогими его сердцу святынями, которые ценой предельного напряжения усилий и сопутствовавшей им горячей молитвы ему удалось уберечь от закрытия и разорения более 40 лет назад. 29 сентября в президентском дворце в Таллинне состоялась встреча Патриарха Алексия II с президентом Эстонской Республики А. Рюйтелем. 30 сентября прошла встреча Первоиерарха Русской Церкви с представителями Совета Церквей Эстонии, в завершение своего визита Святейший Патриарх Алексий II принял главу церковной структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии митрополита Стефана по просьбе последнего, в состоявшейся беседе приняли участие митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. Представители Московского Патриархата указали, что для нормализации отношений между православными в Эстонии требуется прежде всего реализация договоренностей, достигнутых ранее на встречах делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов в Цюрихе и Берлине. Исполнение принятых решений откроет дорогу для развития братских канонических взаимоотношений, включая возможность литургического сослужения и сотрудничества в области православного свидетельства, образования, социальной и иной деятельности. Трудный путь диалога Возобновление в апреле–июле 2003 г. активных переговоров с Константинопольским Патриархатом по эстонскому вопросу вселяло надежду на то, что договоренности 1996 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Скончалась настоятельница Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова) 8 февраля 2011 г. 11:17 Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности. В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара. Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест. Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство: была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/1405009.ht...

Из времени осады монастыря передается много рассказов, свидетельствующих о бесстрашии монахов и уповании их на небесную помощь. Один глухой инок во время самой сильной канонады с неприятельских пароходов, почувствовав сотрясение, спросил: «что это стукает?» Когда ему показали большое ядро и объяснили: «вот что стукает, такими-то Англичане стукают!» – тогда он равнодушно произнес: «а я думал наши пробуют пушки!». «Ну, когда это Англичанин, у нас есть Бог , Пречистая есть, да и Никола с Преподобными, мы его не боимся». Другой старец нес из монастыря на батарею ядра; на возвратном пути падает пред ним 96 фунтовая бомба и, прокатившись, останавливается. Старец пошевелил бомбу палочкой, взял и понес ее. «Что мало несешь?», – спросил его изумленный очевидец происшествия, – «больше нет, будет с меня». Настоятель архимандрит Александр после четырехлетнего управления монастырем, во внимание к его заслугам, был хиротонисан во епископа архангельского и холмогорского (22 Августа 1857 г.). Во время управления монастырем архимандрита Мелхиседека, преемника Александра, обитель Соловецкая была осчастливлена посещением государя императора Александра Николаевича (в 1858 г.), пожертвовавшего обители в память своего пребывания золотую лампаду чеканной работы к раке преподобного Зосимы и драгоценные облачения. Указание Благочестивейшего Государя на тесноту церкви, в которой помещались тогда раки преподобных Зосимы и Савватия, послужило поводом к построению обширного соборного храма во имя св. Троицы. На построение этого храма тогда же было пожертвовано Его Величеством 2000 рублей. Свято- Троицкий собор с двумя приделами – во имя пр. Зосимы и Савватия, – где почивают мощи их, и св. Александра Невского был построен вчерне в один год при архимандрите Мелхиседеке. Следующие настоятели своею деятельностью и полезными учреждениями немало способствовали процветанию Соловецкой обители и увеличению ее материального благосостояния. Из них обращает на себя внимание своею деятельностью настоятель архимандрит Порфирий (1859–1865).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Никольском Морском соборе в Кронштадте 30 июля 2017 г. 16:52 30 июля 2017 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в ставропигиальном Кронштадтском Морском соборе в честь святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге главном военно-морском храме России. По традиции в последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота России. 27 июля, в преддверии Дня Военно-морского флота, в Кронштадтский Морской собор в Санкт-Петербурге из Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря ( Краснослободская епархия Мордовской митрополии ) впервые была принесена  рака с мощами святого праведного воина Феодора Ушакова, 200-летие преставления которого празднуется в этом году. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Казахстанского митрополичьего округа ; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава Среднеазиатского митрополичьего округа ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московкой Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир ; митрополит Астраханский и Камызякский Никон ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн ; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Краснослободский и Темниковский Климент ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; архимандрит Алексий (Ганьжин), настоятель Никольского Морского собора г. Кронштадта, благочинный Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии , благочинный Кронштадтского округа Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; духовенство Санкт-Петербургской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/4972970.ht...

Архив Пн В Пюхтицком монастыре прошли богослужения по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле 1 декабря 2007 г. 23:04 В Эстонской Православной Церкви продолжаются торжества по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле . Как рассказал ИА Baltic News Service секретарь митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия священник Алексий Колосов, учреждение Ревельской кафедры стало важным этапом становления Православной Церкви Эстонии. По его словам, до 1917 года Ревельская кафедра была викариатством Рижской епархии, но с этого момента обрела более высокий статус. «Для нас это событие важно еще и потому, что самостоятельность стала для Эстонской Церкви ступенью к получению автономии, то есть прав внутреннего самоуправления — автономия была дана святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, в 1920-м году», — отметил о. Алексий. 1 декабря, гости Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, прибывшие на торжества по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле, вместе с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием покинули Таллин. По дороге в Пюхтицу гости посетили Таллинское Александро-Невское православное кладбище, где пропели «Вечную память» на могилах родителей Святейшего Патриарха Алексия, почивших архипастырей Эстонской Православной Церкви, а также сродников митрополита Корнилия. Покидая кладбище, архипастыри осмотрели мемориал «Бронзового солдата», который был перенесен властями из центра Таллина на это кладбище, передает сайт Латвийской Православной Церкви . В 11.30 митрополит Корнилий, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Даугавпилсский Александр посетили храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквери. В этом храме архипастыри совершили молебен перед мощами свщмч. Сергия Ракверского. В 12.30 архипастыри посетили Богоявленский храм в г. Йыхви, где начинал свое священнослужение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 1950-1958 годах . В 13.30 гости вместе с митрополитом Корнилием прибыли в Пюхтицы в Свято-Успенский ставропигиальный монастырь , где их приветствовали колокольным звоном. Архипастыри направились в Свято-Успенский собор, где были встречены игуменией Варварой и сёстрами монастыря, и молились перед святынями, находящимися в соборе.

http://patriarchia.ru/db/text/331614.htm...

В начале XIV века, с переездом митрополитов в Москву , монастырь утратил значение кафедрального всея Руси. Монастырь оставался виднейшим центром книжности - здесь были написаны знаменитая Лаврентьевская летопись , Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому . В ту эпоху в обители подвизался преподобный Пахомий Нерехтский . После обособления Русской Церкви В 1491 году во время городского пожара " и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре, " " и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми, " после чего, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 году во время нового пожара " рождественаго монастыря половина згорела. " Указом царя Иоанна Грозного в 1561 году, когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия , Богородице-Рождественский монастырь был определен вторым по значению в Русском царстве . В XVII веке в обители проводился ряд строительных работ. В 1607 году пребывающим тут на покое митрополитом Ионой был построена церковь во имя святого Александра Невского на святых вратах. В 1634 - 1637 годах в обители настоятельствовал святитель Серапион (Сысоев) , вскоре после чего в монастыре была построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В 1654 году была построена 8-гранная шатровая колокольня. С 1667 года монастырь был ставропигиальным . В 1678 году собор был окружен с трех сторон кирпичными пристройками - одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера " паперть и палатки кирпичные. " В 1678 - 1685 годах в монастырь поступило ряд вкладов на строение " палаток " и " связное железо. " В 1681 и 1689 годах были починены соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пяти главым , каким он изображен на " чертеже " 1715 года. В 1683 году - монастырь пострадал от пожара. В 1695 году московским жителем Иваном Евстегнеевым была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи близ больничных келий. В 1701 году в обители упоминается " трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы , на церкви шатер каменный. " В начале XVIII века монастырь был обнесен деревянными стенами, его земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В 1717 и 1719 годы произошли городские пожары, после которых собор пребывал в запустении.

http://drevo-info.ru/articles/24372.html

1961 год – Пимен (Извеков), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 1972 год – Святейший патриарх Пимен направил послание патриарху Константинопольскому Афинагору в связи с разного рода контактами между представителями «Украинской Православной Церкви в США» и Константинопольским Патриархатом. В послании говорилось: «…Нас весьма удивили сообщения о взаимообщении “епископа” Мстислава (Скрыпника) с экзархом Вашего Святейшества в Америке высокопреосвященным архиепископом Иаковом, а также о приеме Скрыпника Вашим Святейшеством в июле истекшего года и о приветственных посланиях Вашего Святейшества так называемому Седьмому Собору УПЦ в США в октябре 1971 г . и новоизбранному “митрополиту” УПЦ в США Мстиславу (Скрыпнику) с употреблением той традиционной формы обращения к нему, которая применяется в Православной Церкви исключительно к законным иерархам». Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, Управляющий делами Московской Патриархии, Председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви. 1980-е гг. Март 1986 года — Последовала реакция властей на письмо митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) М. С. Горбачеву. Горбачев не понял и не принял позиции управляющего делами Московской Патриархии, письмо митрополита Алексия было разослано всем членам Политбюро ЦК КПСС. Одновременно Совет по делам религий указал, что поднимать такие вопросы не следует. Ответом властей на письмо в полном соответствии со старыми традициями было распоряжение отстранить митрополита Алексия от ключевой в то время должности управляющего делами, что и было исполнено Синодом. 1992 год – Скончался Леонтий (Гудимов), митрополит Донецкий и Славянский. Александро-Невский собор в Таллине 1999 год – Приход Александро-Невского собора в Таллине получил гражданскую регистрацию. Приход приобрел право юридического лица и особое покровительство Патриарха Московского и всея Руси, отразившееся в гражданском наименовании — «Таллинский ставропигиальный Александро-Невский приход». Этот юридический статус предусматривает совмещение церковно-приходской деятельности с функциями представительства Московского Патриархата в Эстонии. В задачу представительства входит осуществление контактов с представителями православных и других христианских конфессий в Эстонии и взаимодействие с государственными и общественными структурами Эстонской Республики, направленное на урегулирование церковных проблем в Эстонии и улучшение взаимоотношений Русской Православной Церкви с Эстонским государством.

http://pravoslavie.ru/5387.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010