В 1491 г. во время городского пожара «и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре», «и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми». После пожара, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 г. во время пожара «рождественаго монастыря половина згорела». В 1561 г. указом царя Ивана Грозного первенство в иерархии русских монастырей перешло от Рождественского монастыря к Троице-Сергиевской Лавре. Митрополитом Ионою в 1607 г. построена церковь во имя Александра Невского на святых вратах. После 1637 г. построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В переписной книге Рождественского монастыря 1701 г. упоминается «трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный». В 1763 г. церковь уже называлась Христорождественской. В 1654 г. построена восьмигранная шатровая колокольня. В 1678-1685 гг. в монастырь поступает ряд вкладов на строение «палаток» и «связное железо». В 1678 г. собор окружен с трех сторон кирпичными пристройками – одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера «паперть и палатки кирпичные». В 1681, 1689 гг. ремонтировались соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на «чертеже» 1715 г. В 1683 г. монастырь вновь пострадал от пожара. Близ больничных келий в 1695 г. построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи московским жителем Иваном Евстегнеевым. После городских пожаров 1717, 1719 гг. собор был в запустении. В 1720 г. в иерархии русских монастырей Рождественский монастырь стал третьим после Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр. В июле 1723 г. архимандрит Рождественского монастыря получил указ Петра I о перенесении мощей св. блг. князя Александра Невского, святые мощи Александра Невского отправлены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую Лавру в 1724 г. 16 июля 1744 г. по именному указу императрицы Елизаветы Петровны повелено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить Ставропигиальный Богородице-Рождественский монастырь для назначенного епископа Платона, до этого архиереи имели резиденцию в Суздале, архиерейский дом.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству посетила территорию бывшего Никитского монастыря в подмосковной Кашире 11 июля 2019 г. 17:48 6 июля 2019 года по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству в составе настоятельницы Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумении Марии (Солодовниковой) и настоятельницы Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря с. Акатова игумении Антонии (Мининой) посетила территорию бывшего Никитского женского монастыря г. Каширы Московской области. В настоящее время Преображенский собор и Никитский храм являются приходскими. Настоятелем является иеромонах Александр (Волков), активно участвующий в восстановлении святынь бывшего Никитского Каширского монастыря с самого начала реставрационных работ. Существует община из благочестивых прихожанок прихода, желающих посвятить свою жизнь Богу и восстановлению обители; духовником общины является иеромонах Александр (Волков). Старшей сестрой назначена насельница Александро-Невского Талдомского женского монастыря монахиня Магдалина (Чекулаева), имеющая 20-летний опыт монастырской жизни. В храмах ежедневно совершаются богослужения суточного круга. Члены Комиссии осмотрели территорию будущий обители, ознакомились с помещениями келий, трапезной, кухней, местом строительства будущих корпусов, пообщались с будущими насельницами и старшей сестрой обители. По итогам поездки члены Комиссии составят рапорт о посещении восстанавливаемого Каширского Никитского женского монастыря. До революции Кашира входила в состав Тульской епархии . Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм вмч. Никиты. В первой половине XIX в. благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю. В 1843 г. при храме открылась богадельня, которая в 1862 г. была преобразована в женскую общину. 8 июля 1884 г. Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь, а настоятельница возведена в сан игумении. В 1889 г. было начато строительство Преображенского собора. В обители установлено неусыпное чтение Псалтири, ежедневное полное богослужение, введен общежительный устав. К 1915 г. в Никитской Каширской обители подвизалось 250 монахинь и послушниц.

http://patriarchia.ru/db/text/5469645.ht...

Имущество может передаваться в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций. При этом объекты, составляющие исключительную собственность государства, передаче в собственность религиозных организаций не подлежат. К их числу относятся особо ценные объекты культурного наследия, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО (например, здания Новодевичьего ставропигиального женского монастыря г. Москвы, Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря , Исаакиевский собор), музейные предметы и коллекции, составляющие государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Порядок передачи религиозным организациям музейных предметов религиозного назначения, составляющих государственную часть Музейного фонда РФ, регулируется постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям...». В силу прямого указания ст. 14 Федерального закона от 26.05.1996 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются исключительной государственной собственностью. В этой связи такие предметы не могут отчуждаться в собственность граждан и организаций. Соответственно, Церковь не может стать собственником музейных ценностей религиозного назначения. Так, передача раки Александра Невского осуществлена на основании приказа Минкультуры России, предписывающего Государственному Эрмитажу передать из его фондов в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии девять музейных предметов, образующих мемориальный комплекс гробницы святого благоверного князя Александра Невского. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 490 рака, как музейный предмет, после передачи в безвозмездное пользование епархии останется в оперативном управлении Эрмитажа. Таким образом, рака будет иметь двух правообладателей (музей и религиозная организация).

http://patriarchia.ru/db/text/6073118.ht...

Состоялись VIII Валаамские образовательные чтения, посвященные 800-летию благоверного князя Александра Невского Валаам, 1 июня 2021 г.      28-30 мая 2021 года Православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама» провел VIII Валаамские образовательные чтения « " Не в силе Бог, а в правде " : Россия на исторических перепутьях», посвященные 800-летию благоверного великого князя Александра Невского, сообщает Патриархия.ru . Чтения проходили в конференц-зале при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Валаамские образовательные чтения проводятся раз в два года и нацелены на развитие церковно-государственного сотрудничества в сфере образования, воспитания и просвещения. На мероприятии традиционно присутствуют представители власти Республики Карелия, ученые, исследователи, священнослужители, деятели культуры и образования. Конференция открылась приветственным словом начальника аппарата Законодательного собрания Республики Карелия А.А. Манина, который зачитал обращение к участникам форума главы региона А.О. Парфенчикова. Глава республики отметил, что за минувшее время Валаамские чтения внесли значимый вклад в укрепление плодотворного сотрудничества Валаамской обители с государством и научным сообществом по актуальным вопросам. Благодаря огромной работе и всецелой поддержке центра «Свет Валаама» конференция стала большим событием в общественной и духовной жизни Карелии и всего Северо-Запада России. А.А. Манин напомнил, что Петрозаводск начинался когда-то «с простой Петропавловской церкви, один из приделов которой был освящен в честь благоверного великого князя Александра Невского; позже заводское общество решило, что новая заводская церковь будет также освящена в честь благоверного князя. В настоящее время главный кафедральный собор Петрозаводска также носит имя благоверного великого князя и освящен Святейшим Патриархом Алексием II в 2002 году, в праздник Собора Карельских святых, 3 июня».

http://pravoslavie.ru/139655.html

Состоялись VIII Валаамские образовательные чтения, посвященные 800-летию благоверного князя Александра Невского 1 июня 2021 г. 14:29 28-30 мая 2021 года Православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама» провел VIII Валаамские образовательные чтения « " Не в силе Бог, а в правде " : Россия на исторических перепутьях», посвященные 800-летию благоверного великого князя Александра Невского. Чтения проходили в конференц-зале при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . Валаамские образовательные чтения проводятся раз в два года и нацелены на развитие церковно-государственного сотрудничества в сфере образования, воспитания и просвещения. На мероприятии традиционно присутствуют представители власти Республики Карелия, ученые, исследователи, священнослужители, деятели культуры и образования. Конференция открылась приветственным словом начальника аппарата Законодательного собрания Республики Карелия А.А. Манина, который зачитал обращение к участникам форума главы региона А.О. Парфенчикова. Глава республики отметил, что за минувшее время Валаамские чтения внесли значимый вклад в укрепление плодотворного сотрудничества Валаамской обители с государством и научным сообществом по актуальным вопросам. Благодаря огромной работе и всецелой поддержке центра «Свет Валаама» конференция стала большим событием в общественной и духовной жизни Карелии и всего Северо-Запада России. А.А. Манин напомнил, что Петрозаводск начинался когда-то «с простой Петропавловской церкви, один из приделов которой был освящен в честь благоверного великого князя Александра Невского; позже заводское общество решило, что новая заводская церковь будет также освящена в честь благоверного князя. В настоящее время главный кафедральный собор Петрозаводска также носит имя благоверного великого князя и освящен Святейшим Патриархом Aлekcueм II b 2002 году, в праздник Собора Карельских святых, 3 июня». Поскольку наместник Валаамской обители  епископ Троицкий Панкратий  и насельник монастыря, директор центра «Свет Валаама» архимандрит Мефодий (Петров) не смогли лично присутствовать на чтениях, они подготовили видеообращения к участникам конференции.

http://patriarchia.ru/db/text/5816226.ht...

В мон-рях Москвы и Московской обл. продолжалось восстановление храмов. Патриарх Кирилл освятил: в 2010 г.- воссозданный Никольский собор Николо-Угрешского мон-ря, ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском жен. мон-ре, Богородице-Рождественский собор Зачатьевского мон-ря, в 2012 г.- возрожденный Никольский собор Покровского жен. мон-ря в Хотькове, в 2013 г.- храм во имя блгв. кн. Александра Невского в Александро-Невском жен. мон-ре в с. Акатове, в 2014 г.- храм во имя свт. Петра Московского в Высокопетровском мон-ре, собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском мон-ре, в 2015 г.- собор во имя Св. Троицы Борисоглебского Аносина мон-ря, Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря, в 2016 г.- Воскресенский собор Новоиерусалимского мон-ря, Малый собор Донской иконы Божией Матери Донского мон-ря, храм Покрова Пресв. Богородицы подворья Зачатьевского ставропигиального монастыря в дер. Барвихе Московской обл. Важнейшими церковно-общественными событиями в жизни М. е. в последние годы стали возвращение исторических колоколов Свято-Данилова мон-ря и торжественная передача Марфо-Мариинской обители милосердия частиц мощей преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, доставленных архиеп. Берлинским и Германским Марком (Арндтом) в 2009 г., выставка-форум «Православная Русь» в нояб. 2011 г., посвященная подведению итогов деятельности Русской Церкви за 20 лет, на к-рую была привезена Тихвинская икона Божией Матери. В 2011 г. в Россию была принесена с Афона часть пояса Пресв. Богородицы, которой только в Москве поклонились ок. миллиона чел. (всего в России - ок. 3 млн). 2012 год был богат на торжества и драматические события.8 сент., в день празднования 200-летия Бородинской битвы, Предстоятель совершил литургию в Спасо-Бородинском монастыре, куда накануне из Смоленска была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Затем образ был торжественно перенесен в храм Христа Спасителя. 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, на Соборной пл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

H. H. Глубоковский был высоко ценим и почитаем в среде болгарского духовенства, среди которого, как отмечалось ранее, были и его ученики, включая наместника председателя Св. Синода митрополита Видинского Неофита и членов Синода – митрополитов Охридского Бориса и Старо-Загорского Павла. Постановлением Болгарского Синода от 11 апреля/29 марта 1924 г. Глубоковский назначен был членом Комиссии по реформе календаря и «по нъекои други църковни въпроси» 3037 , но фактически разумелся спор о ставропигиальности Александро-Невского собора в Софии в связи с протестом против сего митрополита Софийского Стефана. В Комиссию входили митрополит Варненский Симеон (председатель), митрополит Старо-Загорский Павел, протопресвитер Ст. Цанков. С 11 апреля/29 марта по 21/8 июля состоялось семь заседаний (все под председательством митрополита Симеона), и постановлением Синода от 23 июля Александро-Невский собор признан «не епархиально-митрополитским, а синодально-ставропигиальным» 3038 . Глубоковский представил в Комиссию три записки о ставропигиях, высказываясь против ставропигиальности Александро-Невского собора и разойдясь в этом случае со всеми членами Комиссии 3039 . Им подготовлена и передана была в Комиссию записка и по календарному вопросу (переведенная митрополитом Павлом на болгарский язык). Отрицательное отношение к календарной реформе встретило единодушное согласие членов Синода. На последнем заседании 23/10 июля митрополит Павел представил соображения Комиссии о реформе календаря, «как не вызываемой церковными нуждами» 3040 . Глубоковский получил за свой труд от Синода 5000 левов. Обширный доклад Глубоковского «О реформе календаря» опубликован архимандритом Мефодием (Жеревым) в 1943 г. в редактируемом им журнале «Православенъ Мисионеръ» 5−6) и тогда же в Пловдиве вышел отдельной брошюрой. В качестве официального доклада Болгарской Православной Церкви он был представлен на проходившем в июле 1948 г. в Москве Совещании глав и представителей автокефальных православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 3041 . По убеждению Глубоковского, вопрос о календаре не есть лишь вопрос астрономической точности, но, прежде всего, – вопрос церковный, решение которого находится исключительно в компетенции Вселенского собора, и « Церковь теперь не имеет никакой нужды в календарных пертурбациях», а пока нет истинной церковной нужды, «получаются только соблазнительные смуты» 3042 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Северный придел был освящён во имя великого князя равноапостольного Владимира, а южный — во имя преподобного Сергия Радонежского. После революции 1917 года в начале 1920-х годов в обретшей независимость Эстонии был начат сбор средств на снос собора как «памятника русского насилия». В конце 1928 года в Государственное Собрание был внесён законопроект о сносе Александро-Невского собора. Однако с помощью мировой православной общественности храм удалось отстоять. В период фашистской оккупации собор был закрыт, а на повестку дня вновь встал вопрос о его сносе. В послевоенные годы, в составе СССР, собор вновь оказался под угрозой. В начале 1960-х годов от перестройки под планетарий его спас молодой епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1999 году в знак особого покровительства Таллинскому кафедральному собору был дан статус ставропигиального, т.е. храма, напрямую подчинённого патриарху Московскому и всея Руси. Источник: газета " МИР ПРАВОСЛАВИЯ " Таллиннский кафедральный собор представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм. План храма очень интересен. Центральный купол собора возвышается на высоком барабане и открыт в интерьер, под малыми главами размещаются звонницы. Звонницы объединены обходной галереей, лестницы для подъема в них «спрятаны» в мощных столпах. Основания колоколен-звонниц декорированы двумя ярусами кокошников. Четыре ризалита основного объема завершаются трехчастыми фронтонами с мозаичными панно. Притвор собора решен в виде одноэтажной крытой паперти на всю ширину здания. Три входа (западный, южный и северный) оформлены одинаковыми монументальными лестницами-всходами на крытое крыльцо. Каждое крыльцо завершается фронтоном в виде кокошника, в центре которого находится мозаичное панно - икона. Главный западный вход акцентирован в интерьере перспективным порталом в русском стиле. В храме три престола, боковые приделы расположены по сторонам главного алтаря, за которым устроена обходная галерея. Апсиды алтарей возвышаются над низким объемом галереи.

http://sobory.ru/article/?object=00141

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. В XVIII–XIX веков. Над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг. Последующие государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича. В 1919 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 году на базе монастыря создан Художественно-исторический музей, коллекцию которого составили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 года взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, Святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить. В 1970—80 годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею деревянного зодчества под открытым небом, в составе которого памятники народного деревянного зодчества: часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница. Когда строили подземную церковь Константина и Елены, то из-под земли забил родник. Над родником сделали сруб, это место назвали «Святой колодец». Он сохранился до сих пор, находится в правом приделе церкви. Из колодца в Гефсиманский сад отведена труба. Вода в саду у основания Сионского склона изливается мощной струей. Источник считается чудодейственным, а вода в нем – святой. В 1994 году вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. В 1263 г. в монастырском соборе похоронили князя Александра Ярославовича Невского, мощи которого были открыты в 1381 г. Роль первой обители Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежала Рождественскому монастырю до 1561 г., когда он стал вторым после Троице-Сергиевой Лавры. В сер. 17 в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи. В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохр.), тогда же возвели братский корпус. Во 2-й пол. 17 в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания 17 в. существовали на месте Архиерейских палат. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. В 1-й пол. 18 в. территорию монастыря обнесли каменными стенами с башнями. С 1744 г. здесь стал располагаться Архиерейский дом Владимирской епархии, в связи с чем в 1748 г. по заказу епископа Платона строятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в это же время был изменен декор палаток и паперти у собора. В 1828-31 гг. перестраивались фасады и интерьер казенных келий, вероятно, с утратой декора 17 в. В 1831-40 гг. под руководством губернского архит. Е.Я. Петрова реконструируются Архиерейские палаты: боковые части понижены на один этаж, изменены интерьеры, здание получило новую кровлю с переломом. Следующий этап в изменении облика комплекса связан с повелением Александра II о реконструкции и реставрации собора и монастыря. В 1859-69 гг. по проекту архит. Н.А. Артлебена собор полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным, но более дробных и сухих. В 1859 г. сделана каменная пристройка к братскому корпусу, значительно меняется его декор и интерьер. В 1867 г. перестраивается корпус казенных келий, к нему сделана еще одна пристройка, изменен декор. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Хри-сторождественская церковь и трапезная. Тогда же вновь несколько изменен декор Архиерейских палат.

http://sobory.ru/article/?object=01817

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010