«Этот святой был очень близок нашей семье, его хорошо знали мои родители, и он сыграл очень большую роль в нашей жизни. Вот почему именно 3 апреля, когда совершается его память, я с радостью направляю туда свои стопы, тем более, что именно в этот день 40 лет тому назад я был пострижен в монашество», – заключил Предстоятель Русской Православной Церкви. 3 апреля 2009 года Святейший Владыка возглавит литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме поселка Вырица и совершит в домовом храме Санкт-Петербургской Духовной академии утреню с акафистом Божией Матери. 4 апреля 2009 года Его Святейшество посетит храмы Смоленского кладбища, а также Князь-Владимирский собор, собор Владимирской иконы Божией Матери, Новодевичий монастырь и возглавит в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Всенощное бдение. 5 апреля 2009 года Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Исаакиевском соборе. В этот же день Его Святейшество отбудет в Москву. Это первый визит Святейшего Патриарха Кирилла в родной город после интронизации. Три месяца назад, 2 января 2009 года, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге торжества по случаю 100-летия преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. В тот же день Патриарший Местоблюститель посетил ряд храмов города на Неве, совершил молебен у мощей святого Александра Невского, встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских Духовных школ. С декабря 1995 года правящим архиереем епархии является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. По данным митрополии, на 1 января 2008 года количество приходов, зарегистрированных в Управлении юстиции в Санкт-Петербурге, составило 162, в Ленинградской области – 174, всего – 336. Количество приписных, домовых церквей и часовен, не имеющих гражданского устава: в Санкт Петербурге – 76 церквей и 90 часовен, в Ленинградской области – 90 церквей и 96 часовен; всего 166 церквей и 186 часовен. В епархии действуют тринадцать монастырей (восемь мужских и пять женских), четыре скита и пятнадцать монастырских подворий (из них десять мужских и пять женских).

http://pravoslavie.ru/29916.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Мужские монастыри Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22. Древнейшая иноческая обитель Москвы. Основана в 1282 году князем Даниилом Московским (1261–1303), родоначальником московских князей, младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. Сын святого Даниила великий князь Иван Калита в 1330 году перевел часть даниловской братии к кремлевскому храму Спаса на Бору. Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище. Его возрождение началось во времена царя Иоанна Грозного и Макария, митрополита Московского. В те годы в монастыре был построен и освящен храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов (древнейшая постройка в обители). В основе своей собор относится к XVI b., но неоднократно перестраивался в XVII–XVIII bb. На протяжении своей истории Свято-Данилов монастырь неоднократно становился ареной значительных событий в жизни нашего Отечества. В 1591 году у его стен располагался «гуляй-городок» – подвижная крепость, принявшая на себя удар полчищ крымского хана Казы-Гирея. У Данилова монастыря 1 декабря 1606 года собрал свои полки выдающийся русский военачальник М.В. Скопин-Шуйский с тем, чтобы нанести сокруши тельный удар по мятежным отрядам Ивана Болотникова. В сентябре 1610 года отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни обители. После Смутного времени обитель быстро восстановили. 30 августа 1652 года в монастыре состоялось обретение святых мощей его основателя. Во время наполеоновского нашествия строения монастыря остались неповрежденными, но часть имущества обители была разграблена, храмы осквернены. В 1833–1838 годах по проекту архитектора О.И. Бове в обители возводится Троицкий собор, освященный святителем московским Филаретом (Дроздовым) . До революции монастырь был известен своим некрополем. На кладбище монастыря обрели последнее земное пристанище великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт, богослов и общественный деятель А.С. Хомяков, другие видные представители славянофильства (Ю.Ф. Самарин, князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев), ученый-славист Ю.В. Венелин, поэт Н.М. Языков, духовная писательница Н.А. Бахметева, художник В.Г. Перов, основатель Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн. После закрытия монастыря некрополь был уничтожен, лишь несколько захоронений было перенесено на другие кладбища.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Архиепископ Охридский Иоанн посетил Санкт-Петербург 15 апреля 2021 г. 10:18 В ходе посещения Русской Православной Церкви иерарх Сербской Православной Церкви  архиепископ Охридский Иоанн 9-14 апреля 2021 года побывал в Санкт-Петербурге.  В день прибытия в северную столицу в Воскресенском Новодевичьем монастыре он встретился с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием . Гость, которого сопровождал клирик Православной Охридской Архиепископии иеродиакон Эразм (Бранковский), посетил святыни города на Неве, в том числе Казанский кафедральный собор, Александро-Невскую лавру , часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Вечером 10 апреля владыка Иоанн молился за всенощным бдением в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря вместе с настоятельницей игуменией Софией (Силиной), сестрами и прихожанами обители. 11 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий вместе с архиепископом Охридским Иоанном совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). В память о совместной молитве он подарил иерарху Сербской Церкви крест и панагии. Присутствовавший на богослужении директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю.В. Мудров преподнес митрополиту Варсонофию вышитую картину с изображением Исаакиевского собора, а архиепископу Иоанну — изображение Исаакиевского собора на эмали. 12 апреля, посетив Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, гость из Сербской Православной Церкви вознес молитву святому праведному Иоанну Кронштадтскому в храме-усыпальнице, посетил верхний храм Двенадцати апостолов, а затем побеседовал с настоятельницей обители игуменией Людмилой (Волошиной). На следующий день архиепископа Охридского Иоанна встречали в Санкт-Петербургской духовной академии . Гостя приветствовал ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан . В храме академии, освященном в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, владыка Силуан обратился к высокому гостю, отметив, в частности: «Для нас большая честь принимать в академии Вас, владыка Иоанн, так как Вы представляете особо дорогую для русского сердца Сербскую Православную Церковь, которая для нас является Церковью-Сестрой, всегда стоящей на стороне правды и истины в сегодняшнее тяжелое для православного мира время». Отметив, что в этой духовной академии учился ряд выдающихся деятелей Сербской Православной Церкви, таких как Патриарх Варнава (Росич), митрополит Дамаскин (Грданички) и другие, ректор СПбДА упомянул о том, что такая традиция студенческих обменов способствует «возрастанию братской любви и дружбы между нашими Церквами». Он преподнес архиепископу Иоанну на память образ святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5798901.ht...

Митрополит Таллинский Евгений возглавил торжества по случаю праздника Собора святых Эстонской земли 3 декабря 2018 г. 14:50 30 ноября 2018 года, в канун праздника Собора святых Эстонской земли, перед всенощным бдением состоялось перенесение мощей святой блаженной Екатерины (Малков-Паниной), Христа ради юродивой, в Успенский собор Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря . Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений в сослужении сонма духовенства совершил молебен перед мощами в домовом храме монастырской богадельни, освященном в честь святителя Алексия, митрополита Московского, и великомученицы Варвары, затем с крестным ходом мощи святой блаженной Екатерины были перенесены в Успенский собор и положены в приготовленную раку. Затем в Успенском соборе состоялось всенощное бдение, которое совершил Предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в сослужении викария Таллинской епархии епископа Маардуского Сергия и духовенства Таллинской и Нарвской епархий. 7 марта с.г. Священный Синод Русской Православной Церкви  постановил  причислить монахиню Екатерину (Малков-Панину) к лику святых для местного почитания в Пюхтицком монастыре ( журнал 7 ). Память блаженной Екатерины, Христа ради юродивой, положено совершать 22 апреля (5 мая). 20 марта в Пюхтицком монастыре  состоялось  прославление блаженной старицы Екатерины, 26 октября  были обретены  мощи святой. 1 декабря, в праздник Собора святых Эстонской земли, митрополит Евгений возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Пюхтицкой обители. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь , епископ Маардуский Сергий и духовенство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Перед малым входом клирик таллинского кафедрального собора святого благоверного великого князя Александра Невского священник Аристарх Свиридецкий был удостоен права ношения набедренника. По окончании Литургии было совершено славление перед иконами Всех святых, в земле Эстонской просиявших, и святой блаженной Екатерины Пюхтицкой. Митрополит Евгений поздравил всех с праздником, а епископа Маардуского Сергия — с днем памяти его небесного покровителя — священномученика Сергия Ракверского. Затем состоялось вручение церковных наград Эстонской Православной Церкви. Настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Валге протоиерей Владислав Алёшин был удостоен юбилейной медали в честь 100-летия епископской хиротонии священномученика Платона Ревельского, клирик таллинского храма святителя Николая Чудотворца в Копли диакон Олег Клинков — медали священномученика Исидора Юрьевского II степени, регент хора Никольского храма в Копли Н.В. Серёгина — медали священномученика Исидора Юрьевского I степени. Официальный сайт ЭПЦ МП /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5316336.ht...

Изначально (в конце XVII века) это была фреска, то есть художник нанес краски на сырую штукатурку. Затем в XIX веке поверх нее появилось изображение масляными красками. В середине XX века роспись была утрачена, стены заштукатурены. Сейчас специалисты занимаются реставрацией настенной живописи в интерьерах храма. С фресок бережно удаляют загрязнения, прежде всего сажу, и укрепляют слой из красок. В период реставрационных работ планируется полностью заменить водосточную систему здания — все отливы и водостоки. В соборе установят более прочные окна с дубовыми рамами. Новоспасский мужской монастырь — древнейшая православная обитель Москвы. Сейчас он находится в центре города в Таганской районе на левом берегу Москвы-реки. Монастырь был основан в XIII веке первым удельным московским князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. Тогда обитель располагалась на том месте, где сейчас находится Данилов ставропигиальный мужской монастырь (ул. Даниловский Вал, д. 22). По преданию, первая монастырская церковь была построена в 1272 году. В 1330 году московский князь Иван Калита перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм. В конце XV века во время княжения Ивана III произошел еще один переезд монастыря на то место, где он размещается до сих пор. Первый каменный Спасо-Преображенский собор был построен в 1497 году. Особое значение монастырь приобрел в период царствования первых Романовых — Михаила Федоровича (1596-1645) и Алексея Михайловича (1629-1676). Здесь издавна находилась усыпальница представителей этого рода. В подклете собора похоронены родители Михаила Федоровича — Патриарх Филарет и Ксения Романова. К середине XVII века первый каменный Спасо-Преображенский храм обветшал и был разобран. Однако не полностью: сохранилась часть старой западной галереи с подклетом. Новый собор строился в середине XVII века. Это был один из самых величественных храмов столицы, второй по размерам после Успенского кафедрального собора в Кремле. В 1689 году Петр I повелел украсить главную монастырскую церковь росписью. Все стены, своды, простенки, откосы окон костромские мастера во главе с Гурием Никитиным покрыли сплошным живописным ковром. На фресках живописцы изобразили пророков, мучеников, святителей, православные праздники и другие религиозные сюжеты.

http://patriarchia.ru/db/text/5969394.ht...

Александро-Невский монастырь переименовать лаврой наравне с Киево-Печерской и Троицкой Сергиевской. (Указ. 18 Декабря 1797 г. 141 П. С. 3. 18273 п. 3.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 5 Февраля 1858 г. определению 142 ) Святейшего Синода 20 – 30 Декабря 1867 г. Канцелярия Александро-Невской Лавры переименована в Духовный собор с предоставлением ему тех же прав, которыми пользуются подобные соборы в Киево-Печерской и Троицко-Сергиевской лаврах и с оставлением на прежнем основании в отношении к содержанию и нужных для нее канцелярских служителей. (29 Февраля 1858 г. П. С. 32794.) Александро-Невскому монастырю, равно как и Троицкой Сергиевской лавре, по знатности их указано считаться первыми перед прочими великороссийскими монастырями. (24 Февраля 1764 г. Выс. утв. учр. полож. П. С. 3. 12060 п. 3.) В Киево-Печерской лавре, в Александро-Невском монастыре, также в Москве в Ставропигиальном Донском монастыре иметь в каждом месте по десять соборных из иеромонахов, с прибавкой им оклада 143 , определяя в эти места, по дозволению Синода, из монашествующих, учение свое в семинариях и академиях с успехом и пользой окончивших. Эти иеромонахи обязаны упражняться в переводах, сочинениях, в проповедании слова Божия, в преподавании наук по академиям или семинариям. Сверх того, в том месте, где состоят соборными, должны отправлять собором своим службу Божию в назначенные им дни, как то: в первейшие Господские праздники, также в дни рождения, тезоименитства и коронования Государя. Вообще поставляется им в обязанность не в праздности обращаться, но прямо на пользу церковную и государственную служить, отличаясь добрым поведением и тем, по возможности, достигать помещения на степени архиерейские. (Указ. 18 Ноября 1797 г. П. С. 3. 18273 п. 3.) Почаевскую Успенскую обитель, по многочисленности стекающихся в нее богомольцев, по великолепию ее церквей, учредить православным монастырем 1-го класса, присвоив и наименование лавры, которыми отличали ее и униаты, преимущественно пред всеми своими монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По отбытии Архиепископа Ксенофонта из Владимира кафедра Владимирская не долго оставалась праздною. Чрез месяц, и именно 21 Августа, хиротонисан в епископа Владимирского и Суздальского Парфений. Сей Преосвященный (в мире Павел Васильевич Чертков) был природный Москвич. Он был сын диакона церкви Св. Иоанна Предтечи на Лубянке, и получил образование в Московской Славяно-Греко-Латинской духовной Академии; пострижен был в монашество в 1810 году и после сего был Архимандритом Московского Крестовоздвиженского монастыря, затем ректором Вифанской и потом Московской Семинарии и настоятелем Ставропигиального Московского Донского На Владимирской кафедре он удостоен был сана Архиепископа, и всемилостивейше сопричислен к ордену св. Благоверного Князя Александра Невского. По описанию современника, Архиепископ Парфений был примерный администратор. О жалобах на его распоряжения в Св. Синод не было и слуха. Богослужение совершал он с особенною торжественностию и неусыпно следил за проповеданием слова Божия в городских и сельских церквах. Для сиротствующих он был в полном смысле любвеобильнейший отец. Каждое осиротелое семейство было ему известно, и в судьбе несчастных принимал он самое деятельное участие. Во время пребывания его на Владимирской кафедре, во Владимирском попечительном комитете о бедных духовного звания, было скоплено им до 300 тысяч рублей, что можно видеть из актов, а при вступлении его на Владимирскую кафедру таких денег не было ни копейки 198198 . В бытность Преосвященного Парфения во Владимире в 1834 г. посещал Владимирский Успенский собор Император Николай I-й. Посещение Его Величеством собора замечательно по подробностям, записанным о сем посещении, бывшим тогда ключарем собора, протоиереем Доброхотовым. Запись сия утверждена самим Владыкою, с некоторыми его руки поправками. 199199 При Архиепископе Парфении посещали соборный храм в 1837 году Наследник Всероссийского Престола, впоследствии Великий Государь Император Александр Николаевич, а в 1845 году Его Императорское Высочество Герцог Максимилиан Лейхтенбергский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

805 Там же, л. 244. Из 912 церквей было 12 соборных, 38 ружных при девичьих монастырях и безприходных, 830 церквей приходских, 14 цер. домовых, 4 кладбищенских, 5 безприходных, приписанных к другим церквам. 806 Там же, лл. 68–69, 169–172, 304. В Новгородскую епархию из Вологодской поступили г. Белоозеро с 1 собор. храмом и 12 приходскими и безприходными церквами, в уезде один штатный III кл. мужской монастырь и 81 цер., гор. Кириллов – 1 соб. цер., 1 муж. первоклассный монастырь, в уезде – 1 муж. и 1 жен. монастыри III класса и 96 цер., г. Череповец – 1 соб. цер., в уезде одна заштатная пустыня и 50 цер.; в Ростовскую епархию отошло из Ярослав. губ. Пошехонского уез. – 18 цер. 808 Мы не указываем состава городов епархий по губерниям, так как впереди на стр. 531–536 помещен полный список городов по губерниям. Нужно заметить, что при приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими границами даже деревни от старых приходов отписывались в другие епархии и приписывались к новым приходам, соответственно их губернскому и уездному делению. 810 Арх. Св. Син. д. 1788 г. 51, л. 37. Тогда же воронежский епископ Тихон переведен был на Тверскую кафедру, а на его место в Воронеж назначен архимандрит Троице-Сергиевой пустыни С.-Петербургской епархии и ректор Александро-Невской семинарии Иннокентий (Полянский); Феофил, викарий старорусский, переведен в Тамбов, а на его место старорусским викарием назначен архимандрит новгородского Юрьева монастыря Афанасий; в Орловскую и Севскую епархию назначен архимандрит ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Аполлос (Байбаков). 814 Письма митрополита московского Филарета к А.Н. М. (Муравьеву) 1832–1864 г. Киев. 1869 г. стр. 51–52. 817 1. Новгородская епархия, в ней Новгородской губ. – 723 цер., должно поступить из Тверской епархии – 3 цер., всего должно быть – 728 церквей. 2. С.-Петербургская епархия, в ней С.-Петербургской губ. – 170 цер., должно поступить по С.-Петербургской губ. из Новгородской епархии – 90 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

9 июля 2019 года в храме святого равноапостольного великого князя Владимира во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии.  Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Сочинский и Туапсинский Герман. ЖУРНАЛ 68 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: Вечером 29 мая 2019 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в город Санкт-Петербург. 30 мая 2019 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. По завершении заседания Святейший Патриарх Кирилл посетил собор Святой Живоначальной Троицы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, а затем проследовал на Никольское кладбище монастыря, где совершил литию на могиле своего духовного наставника приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Его Святейшество также совершил литию на месте погребения новопреставленного епископа Царскосельского Маркелла и побеседовал с родственниками почившего. Затем Святейший Владыка посетил могилы архимандрита Елеазара (Иванова), духовника Лавры (1936-2011) и протодиакона Павла Герасимова (1930-2002), а также ряд могил преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви побывал на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Собрания обращение с просьбой не допустить уничтожения святыни. На сторону правосл. населения встала Прибалтийская конференция Международного союза мира, пожелавшая, «чтобы таковой проект был снят с повестки дня» (Uus Elu. 1928. N 10), а также деятели левых оппозиционных партий в парламенте. В 1936 г. из Преображенского собора в А. Н. с. была перенесена кафедра Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), возглавляемая митр. Александром (Паулусом), к-рый начиная с 1922 г. отстаивал существование собора. В кон. 1936 г. настоятелем собора стал прот. Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики. В том же году рус. приход Нарвской епархии покинул стены храма, и до 1940 г. А. Н. с. занимал эст. правосл. приход, переведенный из Симеоновской ц., служба велась на эст. языке. Перемещение приходов помогло сохранить А. Н. с., хотя с куполов собора была снята позолота, в храме повешен маятник Фуко. В 1940 г., когда автономный статус Эстонской Церкви в юрисдикции РПЦ был восстановлен, рус. приход вернулся в стены собора. В период оккупации Эстонии нем. войсками в 1941-1944 гг., А. Н. с. был закрыт. Восстановлен и открыт в мае 1945 г. попечением архиеп. Нарвского Павла (Дмитровского). В подготовке собора к освящению участвовал старший иподиак. архиеп. Павла, буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) , архиерейская хиротония к-рого состоялась 3 сент. 1961 г. в А. Н. с. В нач. 60-х гг., управляя Таллинской епархией, еп. Алексий не допустил перестройки собора под планетарий. В 1991 г. собору был возвращен подвальный этаж, где прежде располагалась Андреевская ц., помещение к-рой в 1947 г. было занято под бомбоубежище, затем под книгохранилище. С 1992 г. правосл. приходы на территории Эстонии из-за нерешенности вопроса о регистрации эст. правительством Устава ЭАПЦ (в юрисдикции Московского Патриархата) лишены легального статуса. приход А. Н. с. на своем собрании 14 марта 1999 г. принял решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии собора в свое непосредственное подчинение.

http://pravenc.ru/text/64448.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010