Сектовед Александр Дворкин: Грабовой подвергает людей изощренной пытке Грабовой, безусловно, опасен как глава тоталитарной секты, которую он возглавляет и которая дождалась его выхода. Судя по заявлениям его последователей, секта продолжит свою деятельность, а Грабовой по-прежнему будет находиться во главе нее. То есть ни о каком исправлении, которое должно было наступить в результате его пребывания в пенитенциарной системе, речь, по всей видимости, не идет. 25 мая, 2010 Грабовой, безусловно, опасен как глава тоталитарной секты, которую он возглавляет и которая дождалась его выхода. Судя по заявлениям его последователей, секта продолжит свою деятельность, а Грабовой по-прежнему будет находиться во главе нее. То есть ни о каком исправлении, которое должно было наступить в результате его пребывания в пенитенциарной системе, речь, по всей видимости, не идет. В пятницу после четырехлетнего заключения вышел на свободу главный сектант России – Григорий Грабовой. Суд посчитал возможным освободить обманщика бесланских матерей условно-досрочно. Глава сектоведческого Центра св. Иринея Лионского, председатель экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Александр Дворкин в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, в чем опасность Грабового и что дальше будет с его сектой. – Александр Леонидович, деятельность Грабового оценивают по-разному. Как вы считаете, насколько опасен этот человек? – Грабовой, безусловно, опасен как глава тоталитарной секты, которую он возглавляет и которая дождалась его выхода. Судя по заявлениям его последователей, секта продолжит свою деятельность, а Грабовой по-прежнему будет находиться во главе нее. То есть ни о каком исправлении, которое должно было наступить в результате его пребывания в пенитенциарной системе, речь, по всей видимости, не идет. – Чем он привлек такое количество последователей? – Наверное, это можно объяснить, с одной стороны, абсолютным религиозным невежеством тех людей, которые попались на его уловки. А с другой – в ситуации стресса, в которой находились все эти люди, которые утратили своих близких или были больны какими-нибудь тяжелыми болезнями, они поверили в эти несбыточные обещания. Как утопающий цепляется за соломинку, так и они ухватились за обещания Грабового.

http://pravmir.ru/sektoved-aleksandr-dvo...

Александр Дворкин: В словах «космическая литургия» воцерковленный человек интуитивно чувствует подвох Секты — это паразиты, они редко могут существовать самостоятельно. Поэтому они прикрепляются и маскируются под то, что известно и уважаемо в данном регионе — под самую многочисленную и культурообразующую конфессию. В России они маскируются под православие, в Италии — под католицизм, на севере Германии — под лютеранство. 27 сентября, 2013 Секты — это паразиты, они редко могут существовать самостоятельно. Поэтому они прикрепляются и маскируются под то, что известно и уважаемо в данном регионе — под самую многочисленную и культурообразующую конфессию. В России они маскируются под православие, в Италии — под католицизм, на севере Германии — под лютеранство. В Москве прихожан зазывают на курсы христианской медитации. Что это такое, почему православным следует избегать этих курсов, и зачем секты маскируются под христианство? Об этом порталу «Православие и мир» рассказал Александр Дворкин, сектовед, профессор ПСТГУ, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. — Александр Леонидович, в первую очередь — в чем суть такого явления, как христианская медитация? — Изначально термин «медитация» — библейский. Это слово имеет латинские корни, а, например, в английском переводе псалмов используется глагол «to meditate», что означает «глубоко, сосредоточенно размышлять (о Боге)». И если употреблять его в этом контексте, то христианская медитация — вполне имеет место быть. Другое дело, что в современном словоупотреблении это словосочетание однозначно связано с индуистскими и буддийскими, а затем и оккультными духовными практиками. И вот эта христианская медитация, на курсы которой зовут сейчас в Москве, с христианским вероучением не имеет ничего общего. Для меня это такое же абсурдное словосочетание, как «постное мясо»: не может такого быть по определению, в пост мясо не едят! Медитация в современном значении подразумевает концентрацию на определенных образах и звуках, всегда очень чувственную концентрацию. Это не адресная христианская молитва, обращенная к Богу. Медитация — это всегда техника. То есть, соблюдаешь определенные правила, и результат гарантирован: что хочешь, то и получишь. В этом еще одно ее отличие от христианской молитвы. В молитве нет и не может быть гарантированных результатов, молитва — это встреча двух свободных личностей, человека и Бога, и принудить Бога совершить те или иные действия человек молитвой не может.

http://pravmir.ru/aleksandr-dvorkin-v-sl...

Александр Дворкин: Решение Выборгского суда о признании экстремистским материалом «Перевода нового мира» – громадная ошибка Источник: Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского Александр Дворкин 17 августа 2017 г. Выборгский суд признал экстремистским материалом изготовленный сектой «Свидетели Иеговы» перевод Библии под названием «Священное Писание — Перевод нового мира». Я думаю, меня мало кто может заподозрить в симпатии к тоталитарной секте «Свидетели Иеговы», с которой, как и с другими подобными ей сектами, я борюсь уже на протяжении 25 лет. И, тем не менее, я считаю решение Выборгского суда непродуманным, ошибочным и чрезвычайно вредным. В отношении иеговистского «Перевода нового мира» можно (и нужно) сказать много чего нелестного. Этот перевод ошибочный, научно несостоятельный, грубо искажающий ключевые места Священного Писания, предвзятый, идеологизированный, некомпетентный, полный подтасовок и т.д. и т.п. Но он – не экстремистский! И это все же перевод Библии, хоть и искаженный. А Библия, как ее ни искажай, не может быть экстремистской, что очевидно как здравому смыслу, так и подтверждено законом нашей страны. Экстремистскими могут быть современные комментарии и толкования к Библии, равно как и к другой древней священной книге. Думаю, среди обилия иеговистской литературы можно найти экстремистские толкования Священного Писания (возможно, они есть и среди тех их публикаций, которые наши суды уже признали экстремистскими). Подозреваю, экстремистские комментарии к Библии найдутся в другом малокомпетентном самодельном переводе Нового Завета – «Восстановительном переводе» главы секты «Местная Церковь» Уитнесса Ли. Мне кажется, что весьма много экстремистских высказываний можно найти в комментариях к древнему литературному памятнику «Бхагавадгита», сделанных основателем секты «Общество сознания Кришны» Прабхупадой в его издании «Бхагавад Гита как она есть». То же самое можно сказать и о некоторых других современных комментариях к древним священным текстам разных религий. Ни один из них не застрахован от манипуляторов, которые пожелают использовать их авторитет в своих экстремистских целях.

http://pravoslavie.ru/105915.html

Архив Пн В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений «Секты: миссия или вербовка?» 25 января 2023 г. 18:18 24 января 2023 года в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя в Москве в рамках XXXI Международных Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» прошла работа секции «Секты: миссия или вербовка?». Сопредседателями секции стали епископ Дальнеконстантиновский Филарет , профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , президент Центра религиоведческих исследований священномученика Иринея Лионского, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин , председатель миссионерского отдела Рязанской епархии протоиерей Арсений Вилков, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин. Куратором мероприятия выступил сотрудник Центра религиоведческих исследований Кирилл Чеботарев. В начале работы секции участников приветствовал епископ Филарет: «Через призму рассмотрения глобальных проблем и вызовов высвечивается главная тема смысла существования человечества и проблема бытийности мира. В связи с этим центральное место в парадигме рассмотрения новых вызовов и глобальных проблем занимает человек как личность, его вовлеченность в мировые глобальные процессы и духовный выбор, который он должен сделать во имя жизни всего человечества. Сегодня мы стали свидетелями духовной деградации западной цивилизации через попрание традиционных ценностей христианства, на которых формировались когда-то европейские государства и созидалось европейское общество. Этот отказ от христианских традиций и ценностей сформировал целый спектр политических, социально-экономических и иных общественных коллапсов, которые поставили под угрозу существование самой Европы. Все это указывает на проблему духовной болезни современной цивилизации. В сформировавшемся секулярном мире, где человек является " мерой всех вещей " , человек сам решает для себя, что для него значимо и ценно. Он сам выстраивает иерархию ценностей. В результате такого индивидуального произвола не только происходит девальвация самого понятия " ценность " , но возникают и неизбежные конфликты в обществе.

http://patriarchia.ru/db/text/5999053.ht...

Архив Пн В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений «Тоталитарное сектантство как глобальный вызов современности» 24 января 2023 г. 18:23 24 января 2023 года в рамках работы XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя  в Москве состоялась работа секции «Тоталитарное сектантство как глобальный вызов современности». Председателем секции стал викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет . Сопредседателями выступили профессор, доктор философии, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин , руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии протоиерей Арсений Вилков, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин. Куратор секции — сотрудник Центра религиоведческих исследований Кирилл Чеботарев. В начале мероприятия председатель секции епископ Дальнеконстантиновский Филарет поприветствовал участников. «Те явления, которые мы сегодня называем глобальными проблемами человечества или " новыми вызовами " , на самом деле не являются чем-то исключительно новым, большинство из них сопровождают мир на протяжении всего времени его существования. Разные эпохи ставили перед человеком те или иные вопросы, касающиеся мировой политики, жизни  государств и общества в целом. В последние годы эти проблемы приобретают универсальный характер и именно сегодня так остро они нуждаются во всеобщем осмыслении. В силу стремительного развития науки и техники масштаб этих проблем кратно увеличивается, а информированность о них становится практически повсеместной, поэтому каждый думающий человек не может позволить себе оставаться в стороне. Современная мировая ситуация характеризуется крайним напряжением и нестабильностью. Кризисы наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности человечества. Это климат и природная среда, мировая экономика и международная политика, рост социального напряжения и воздействие на человеческое общество научно-технического прогресса. Сегодня политическое, экономическое и социальное напряжение в мире достигает предельных значений. Для снижения этой напряженности нужен диалог, выработка совместных путей по выходу из глобального кризиса. Необходим трезвый и ответственный взгляд на происходящие глобальные процессы.

http://patriarchia.ru/db/text/5998918.ht...

В рамках Рождественских чтений состоялось заседание секции «Секты как явление антикультуры» Фев 1, 2016 Взаимоотношения со СМИ , Новости , Рождественские чтения , Событие Москва, 1 февраля . 27 января, в рамках направления «Церковь и СМИ. Информационная поддержка церковных и церковно-общественных мероприятий» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность», состоялось заседание секции «Секты как явление антикультуры». В работе секции приняли участие более 150 человек из разных стран и регионов России, включая православных священников, миссионеров, а также ученых, специализирующихся на проблеме тоталитарного сектантства. Открыл заседание приветственным словом вице-президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), член-корреспондент Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS) протоиерей Александр Новопашин. По сложившейся многолетней традиции, президент Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), вице-президент Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS) Александр Дворкин сделал обзор произошедших в 2015 году событий, связанных с сектами. На секции прозвучало 7 докладов, в рамках которых были рассмотрены вопросы, касающиеся тоталитарного сектантства и деструктивных культов как в России, так и во всем мире. Общий тон обсуждения задал кандидат богословия, старший преподаватель кафедры мировой философии и теологии Луганского университета имени В.И. Даля протоиерей Алексий Слюсаренко, который в своем докладе «Расколы, секты и культы в условиях гражданского противостояния на Украине» сделал подробный обзор деструктивной деятельности тоталитарных сект на территории Луганщины в настоящее время. Руководитель Правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев представил доклад на тему «Самые активные мусульманские секты в России», в котором показал современную религиозную картину в мире и в РФ, генезис пседоисламских течений и сект.

http://sinfo-mp.ru/v-ramkah-rozhdestvens...

В тележурнале рассказывается о профессиональной деятельности Александра Леонидовича Дворкина, профессора, заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Александр Дворкин В тележурнале рассказывается о профессиональной деятельности Александра Леонидовича Дворкина, профессора, заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Александр Леонидович также является инициатором создания и президентом таких российских организаций как Центр религиоведческих исследований имени священномученика Иринея Лионского и Российской ассоциации центров изучения религий и сект. В основу тележурнала положено интервью с самим профессором Дворкиным, в котором он рассказывает о разрушительном воздействии всевозможных сект на личность и общество. В фильм включены интервью с людьми, пострадавшими от сект. Ввиду того, что многие тоталитарные секты действуют как международные организации, особое внимание уделено очередной конференции «Европейской федерации исследовательских центров по изучению сектантства», которая состоялась в мае 2009 года в Санкт-Петербурге. Скачать Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 октября, 2015 12 октября, 2015 10 декабря, 2016 28 марта, 2016 28 марта, 2016 22 февраля, 2016 18 января, 2016 17 ноября, 2015 26 октября, 2015 22 октября, 2015 12 октября, 2015 10 декабря, 2016 28 марта, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/telezhurnal-pstgu-nash...

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений «Тоталитарное сектантство как глобальный вызов современности» 25.01.2023 13:20:21 МОСКВА 24 января 2023 года в рамках работы XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя в Москве состоялась работа секции «Тоталитарное сектантство как глобальный вызов современности». Председателем секции стал викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Сопредседателями выступили профессор, доктор философии, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин, руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии протоиерей Арсений Вилков, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин. Куратор секции — сотрудник Центра религиоведческих исследований Кирилл Чеботарев. В начале мероприятия председатель секции епископ Дальнеконстантиновский Филарет поприветствовал участников. «Те явления, которые мы сегодня называем глобальными проблемами человечества или " новыми вызовами " , на самом деле не являются чем-то исключительно новым, большинство из них сопровождают мир на протяжении всего времени его существования. Разные эпохи ставили перед человеком те или иные вопросы, касающиеся мировой политики, жизни  государств и общества в целом. В последние годы эти проблемы приобретают универсальный характер и именно сегодня так остро они нуждаются во всеобщем осмыслении. В силу стремительного развития науки и техники масштаб этих проблем кратно увеличивается, а информированность о них становится практически повсеместной, поэтому каждый думающий человек не может позволить себе оставаться в стороне. Современная мировая ситуация характеризуется крайним напряжением и нестабильностью. Кризисы наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности человечества. Это климат и природная среда, мировая экономика и международная политика, рост социального напряжения и воздействие на человеческое общество научно-технического прогресса. Сегодня политическое, экономическое и социальное напряжение в мире достигает предельных значений. Для снижения этой напряженности нужен диалог, выработка совместных путей по выходу из глобального кризиса. Необходим трезвый и ответственный взгляд на происходящие глобальные процессы.

http://radonezh.ru/2023/01/25/v-hrame-hr...

Мониторинг СМИ «Его власть абсолютна, а авторитет незыблем» Сектовед Александр Дворкин о деятельности схиигумена Сергия 19.06.2020 16:31 Фото: Личный архив Александра Дворкина 17 июня схиигумен Сергий назвал профессора религиоведения православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, известного сектоведа Александра Дворкина в числе тех, кого он считает своими злейшими врагами. В интервью “Ъ-Урал” Александр Дворкин рассказал о том, есть ли признаки секты в деятельности духовника Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и почему Екатеринбургская епархия упустила время. — Вы следите за ситуацией, которая происходит вокруг Среднеуральского женского монастыря? — Я отслеживаю ситуацию по меньшей мере лет десять. Уже тогда к нам в Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского начали поступать жалобы от пострадавших от схиигумена Сергия, а также от людей, которые посетили его монастырь и были в смущении от странных практик. Я несколько раз обращался в Екатеринбургскую епархию с вопросами относительно деятельности схиигумена Сергия, ни разу не получил вразумительного ответа. Сегодня же за ситуацией невозможно не следить: она повсюду — во всех каналах. Этот кризис назревал очень давно, сейчас он дошел до крайней точки. — Как эта ситуация может разрешиться? — Слишком много неизвестных составляющих. Все зависит от того, на что готовы сторонники схиигумена Сергия, готовы ли они к вооруженному сопротивлению. Если это так, если будет проведен штурм без каких-либо переговоров, то может пролиться кровь, а это самое страшное. Такой человек, как бывший уголовник Николай Романов (настоящее имя схиигумена Сергия), вполне может дать приказ, чтобы люди защищали его до последнего и даже прикрыться детьми, которых в монастыре немало. Поэтому нужно взвесить ситуацию, понять, как лучше действовать, чтобы сохранить человеческие жизни. Я думаю, что ответственность за доведение «около кризиса» до «кризисной» ситуации в равной степени лежит не только на самом схиигумене Сергии, но и на Екатеринбургской епархии и местной власти. Епархия, несмотря на многочисленные предупреждения, не предпринимала никаких действий. Если бы она отреагировала хотя бы лет пять назад, то все прошло бы гораздо менее болезненно, с гораздо меньшим скандалом, и гораздо меньшее количество людей пострадало бы от лжестарца Сергия. Тем более, у епархии есть все возможности, учитывая то, что рукоположение Николая Романова в священный сан было абсолютно не каноничное. По церковным канонам строго-настрого запрещается рукоположение человека, который совершил убийство, а Николай Романов убил двух людей, в том числе одного из них в ходе разбойного нападения с дальнейшим сокрытием трупа. Его рукоположение было абсолютно неканоничным, и это надо было объявить и признать его священство недействительным.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Посол Ватикана в РФ архиепископ Иван Юркович: Наследие о. Александра Меня ценно для верующих других конфессий и для неверующих 10.09.2015 12:06 Москва, 10 сентября, Благовест-инфо. Наследие протоиерея Александра Меня (1935-1990), значимость самой его личности необыкновенно ценны не только для православных, но для христиан других конфессий, для неверующих во многих странах мира. Так считает архиепископ Иван Юркович, Апостольский Нунций в Российской Федерации. В своем послании, адресованном участникам Х Меневских чтений, которые проходят в эти памятные дни в Семхозе под Москвой, он написал: «Все проходит: культуры, цивилизации, традиции. Только Христос остается -- «все во всех». Поэтому харизма о. Александра не стареет, не теряет актуальности, наоборот—открывается и для верующих других конфессий, и даже для неверующих». В приветствии нунция, которое зачитала Джованна Парравичини, атташе по культуре Посольства Ватикана в РФ, отмечается: «Спустя 25 лет с того дня, как завершилась судьба о. Александра на земле, мы с вами можем искренне сказать, что он не переставал жить вместе с нами, не переставал быть добрым пастырем и сопровождать людей на пути ко Христу». Архиепископ вспоминает, что впервые он приехал в Россию в 1992 г., поэтому не имел возможности лично познакомиться с о. Александром. «Но я всегда ощущал его присутствие в церковной общине – более того, его присутствие в обществе. Могу сказать, что я знаком с ним, ведь так много людей на вопрос: «Как  вы пришли к вере? Как  вы встретились с Христом?», мне рассказывали о чтении его книг, о встрече с ним или с его духовными детьми, и рисовали столь живую, трепетную картину, как записывает евангелист тот знаменательный день, когда Иисус обратился к первым ученикам и пригласил их к себе: «Они последовали за Иисусом и увидели, где он живет, и остались с ним до вечера» (Ин. 1: 39)». Как объяснить особый  дар о. Александра, задается далее вопросом автор послания. Ему вспоминаются слова Иринея Лионского: «Слава Бога – живой человек». «О. Александр -- «живой человек», то есть человек, прозрачный перед Богом, живущий по тому образу и подобию, с которым он был создан Творцом. То творчество, та свобода, та красота, то обаяние, о которых говорят все видевшиеся с ним, отсылают к Тому, от Кого  о. Александр никогда не отнимал взор», -- пишет архиепископ Юркович.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010