8. Церковные отношения при Палеологах Церковная история времени Палеологов полна глубокого интереса как с точки зрения отношений греко-восточной церкви к папскому престолу, так и с точки зрения религиозных движений в ее внутренней жизни. Отношения к Риму, вылившиеся в форму неоднократных попыток заключения унии с католической церковью, находились, за исключением Лионской унии, в теснейшей зависимости от все усиливавшейся турецкой опасности, которая, по взглядам византийского императора, могла быть предотвращена лишь вмешательством папы и западноевропейских государей. Готовность папы пойти навстречу предложению восточного монарха, в свою очередь, очень часто зависела от условий международной жизни на Западе. Лионская уния Папы второй половины XIII века в своей восточной политике не желали повторения четвертого Крестового похода, который, как известно, не решил столь важного для папы вопроса о греческой схизме и снял с ближайшей очереди другой важный для папы вопрос о крестовом походе во Святую Землю. Папам казалось гораздо привлекательнее и реальнее заключение мирной унии с греками, которая положила бы конец давнишней схизме и вселила бы надежду на возможность осуществить совместный греко-латинский поход на освобождение Иерусалима. Обратное завоевание греками Константинополя в 1261 г. произвело на папу удручающее впечатление. Папские воззвания отправлены были к различным государям с просьбой спасти латинское детище на Востоке. Однако, и в данном случае папские интересы находились в зависимости от итальянских отношений курии: папы не желали, например, действовать на Востоке при помощи ненавистных им Гогенштауфенов в лице Манфреда. Но, так как владычество последних в Южной Италии было уничтожено приглашенным папами Карлом Анжуйским, который, как известно, сразу открыл наступательную политику против Византии, то для папства возможное завоевание Константинополя этим католическим королем казалось менее приемлемым, чем та же мирная уния, так как возросшая вследствие завоевания Восточной империи мощь Карла едва ли бы нанесла меньший ущерб мировому положению папства, чем нанесло бы владычество Гогенштауфенов в Византии. Интересно, что первая уния, заключения Михаилом Палеологом в Лионе, создалась не под давлением восточной турецкой опасности, а под угрозой наступательной политики Карла Анжуйского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Глава II. Досократовская философия §1. Милетская школа Фалес Несколько слов о периодизации античной философии. Её принято делить на три периода. Первый период – это досократики. Само это название ставит временной и тематический предел этому периоду. Второй период – то, что можно назвать классической греческой философией: это философия Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период – философия эпохи эллинизма. Эллинистическая философия после Аристотеля представлена, главным образом, тремя школами – стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом. Кроме них, существовали перипатетическая и академическая школы, а в первые века после Р.Х. к ним добавилась неоплатоническая школа. Сложность реконструкции учений философов-досократиков состоит в том, что произведения этих философов до наших дней не дошли. Известны только цитаты из их работ, упоминаемые у других мыслителей, живших гораздо позднее, чем философы-досократики. Поэтому о философии досократовского периода мы можем судить лишь по фрагментам, цитатам или просто по изложениям некоторых их мыслей. Встречаются они в первую очередь, конечно, у греческих философов – у Платона и Аристотеля, а также у мыслителей, живших в первые века после Р.Х., в том числе и у отцов Церкви. Много цитат мы находим у блаж. Августина, св. Иринея Лионского , Тертуллиана , Климента Александрийского , преп. Максима Исповедника и т.д. По этим фрагментам мы можем в более или менее правильной форме восстановить те философские взгляды, которых придерживались мыслители досократовского периода. Первоначально сборник фрагментов, собранных немецким филологом Германом Дильсом, вышел в Германии в конце XIX в. Впоследствии книга неоднократно переиздавалась с дополнениями, но уже под редакцией ученика Дильса – Вальтера Кранца. Первоначальное название книги – «Фрагменты досократиков». В русском издании книга вышла под названием «Фрагменты ранних греческих философов», потому что в неё были включены фрагменты мыслителей, которых не принято называть досократиками, – Гомера, Гесиода и др. Поскольку во «Фрагментах…» часто цитируются отцы Церкви, то, читая эту книгу, можно определить отношение отцов Церкви к тому или иному мыслителю: или просто цитируют, или осуждают, или одобряют то или иное положение. Таким образом можно не только научиться понимать античную философию, но и правильно с ней работать, выработать христианское отношение к античной философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

С. А. Федченков Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея Исторические сведения о литературной деятельности св. Иринея восходят к глубокой древности. Еще современники св. отца, жившие во второй половине II и первой половине III столетия, знают его сочинения и пользуются ими в своих трудах. Так, уже Климент Александрийский , по свидетельству Евсевия, «упоминает (в сочинении » О Пасхе») о Мелитоне, Иринее и некоторых других и приводит места из их творений» ( ν κα τς διηγσεις τθειται). 1330 Об антигностическом произведении Иринея говорит, как общеизвестном, автор так называемого Малого лабиринта (вероятно, Ипполит): «Кто не знает книг Иринея, Мелитона и прочих, в которых Христос именуется Богом и человеком?» 1331 Ипполит Римский , по словам Фотия, 1332 использовал данные Contra haereses в своей «Синтагме». Точно также в «Философуменах» у него приводится в выдержках значительная часть I книги этого труда. 1333 Зависит от Иринея Ипполит и во многих местах трактата «Об антихристе», повторяя мысли св. отца. 1334 Тертуллиан в числе источников своего сочинения «Против валентиниан» называет между прочими творения Иринея: «Пусть не говорят повсюду, что мы сами выдумали для себя предметы. Ибо они уже изображены и объявлены в превосходнейших сочинениях многими мужами, которые были не только нашими предшественниками, но и современниками, как-то: Иустином Философом и Мучеником, Мильтиадом, церковным софистом, Иринеем, тщательнейшим исследователем всех учений, и нашим Проклом, украшением девственной старости и христианского красноречия». 1335 И в действительности антигностический труд епископа Лионского лежит в основе изложения Тертуллианом учения валентиниан. 1336 Автор эпилога Martyrium " a Polycarpi (по Московской рукописи) говорит, что от Иринея осталось много превосходных и право-славнейших сочинений, в которых св. отец упоминает о своем учителе Поликарпе, опровергает все ереси и излагает церковное учение в том виде, как воспринял от епископа Смирнского. Рассказывается в творениях Иринея, по словам эпилога, между прочим, также и про чудесное извещение Иринея (посредством трубного звука) о смерти Поликарпа. 1337

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Святой Ипполит, епископ Римский, по своей обширной литературной деятельности 1 занимает бесспорно одно из видных мест в истории христианской письменности III века. В данном случае Он уступает первенство разве только Оригену , своему знаменитому александрийскому современнику. Но, к сожалению, беспощадное время сохранило до нашего времени сравнительно только ничтожную часть из той обширной литературной производительности Ипполита, которая была несомненным достоянием современного ему христианского общества. Самая история его жизни преподносится теперь нашему взору только в форме отдельных отрывочных фактов, которые во многих случаях очень трудно объединить одной общей, живою связью. Правда, о личности Ипполита существует много различных легендарных сказаний 2 , но во всех них очень трудно уловить историческую истину в применении к действительным фактам его жизни. Даже с открытием «Философумен» 3 , этого едва ли не самого важного сочинения Ипполита, мы получили возможность прояснить только некоторые, и притом только самые важнейшие, моменты его деятельности. Когда и где родился Ипполит, как протекли первые годы его жизни, при каких обстоятёльствах складывался его умственный и нравственный облик-все это до сих пор остается еще совершенно неизвестным и составляет загадку времени. Правда, бл. Иероним в одном из своих писем 4 замечает, что Ипполит будто бы происходил из римского сословия всадников и до принятия священного сана был римским сенатором, Но достоверность этого свидетельства на весьма точных основаниях в настоящее время богословской наукой совершенно отвергается 5 . Правда также, что патриарх константинопольский Фотий 6 называет Ипполита «учеником Иринея». Но и на основании этого краткого и отрывочного упоминания опять-таки нельзя сделать каких бы то ни было определенных заключений о самом происхождении св. Ипполита и о характере его воспитания 7 . Фотий, называя Иринея учителем Ипполита, – как это видно по связи речи – хотел только указать на непосредственное влияние ересеологических трудов знаменитого лионского епископа на таковые же труды Ипполита, хотел, так сказать, сопоставить между собою ученые труды этих двух древних ересеологов и указать на их внутреннюю связь и отношение; но в то же время этим сближением личностей Иринея и Ипполита едва ли имел в виду засвидетельствовать малоазийское происхождение последнего, указать на сходство самых условий воспитания того и другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Скачать epub pdf Христианам часто приходится слышать об искаженности книг Библии . В частности, звучат обвинения в адрес Церкви в том, будто бы она сама позднее внесла вставки в книги Нового завета. Далее представлен краткий анализ нескольких таких стихов. 1) Евангелие от Марка ( Мк. 16, 9–20 ). В Синайском и Ватиканском кодексах (IVb.) этого текста нет. 1 . Текст цитируется уже во II в. (130–190) у свт. Иринея Лионского (см.: Свт. Ириней Лионский . Против ересей. 3, 10, 6), 2 . Стихи были известны мч. Иустину Философу , около 165 г. претерпел мученическую кончину. 3 . Известны его ученику, Татиану, христианскому писателю II в., соединивший все четыре евангелия в единое повествование, или Диатессарон, которое оставалось в ходу в сирийской церкви на протяжении нескольких столетий. 3 . Есть в W Кодексе четвероевангелия IV-V вв. Это место в самом Кодексе по стилю похоже на Р45 (перв.пол. III в.). 4 . Есть в Кодексе Безы, который одним, правда, исследователем датируется IV в., другими V-VI вв. 5 . Есть в двух Кодексах V в.: Александрийском и кодексе Ефрема. 6 . Если признать, что спорные стихи есть позднейшая вставка, то придется считать заключением Евангелия от Марка слова о женах-мироносицах: «И никому ничего не сказали, потому что боялись» ( Мк.16:8 ). Однако не может Евангелие – Весть Радости – кончаться словами о страхе. 2) «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ). 1 . Сама по себе фраза не содержит того смысла, которым её пытаются наполнить критики Библии (мусульмане, атеисты и др.): т.е. вся Библия должна быть неизменна буквально. Здесь говорится только о Законе, то есть о пятикнижии Моисеевом. Когда Иисус говорил вообще о Ветхозаветном Писании, Он употреблял иные слова, например: “надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах” ( Лк. 24:44 ). 2 . Смотрим контекст. Господь в этом месте, сразу же после этих слов, делает изменение закона: в нём позволялось давать развод по любому поводу, а Иисус говорит: “Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует” ( Лк. 16:18 ). Итак, как можно приписывать этим словам значение буквальной неизменности текста, когда Сам Иисус изменяет законодательные постановления закона? Разумеется, это сказано не о чертах букв, и не о словах, а о сути закона, поскольку изменения, привносимые им, не искажали заповеди, а более полно раскрывали их суть, и по сути заповеди закона остались неизменны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

В ЦДЖ прошла пресс-конференция против строительства кришнаистского храма Москва, 13 февраля 2004 г. Об объединении усилий в борьбе против строительства Центра ведической культуры в Москве заявили представители православного общества «Радонеж», Центра религиоведческих исследований священномученика Иринея Лионского, Союза православных граждан (СПГ), Православного молодежного союза, инициативной группы граждан, проживающих в районе Ходынского поля, и приходского совета церковной общины не восстановленного пока храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. О расширении круга участников протестной кампании, начатой в ноябре 2003 г. СПГ и Мефракционным депутатским объединением «В поддержку традиционных морально-нравственных ценностей», было заявлено на импровизированной пресс-конференции, которая состоялась в вестибюле Центрального дома журналистов 12 февраля, сообщает «Благовест-инфо». Как сообщили участники пресс-конференции - председатель православного общества «Радонеж» Евгений Никифоров, руководитель Центра священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин, пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов, - недопущение их в помещение для пресс-конференции, о которой существовала договоренность с администрацией Дома журналистов, является не случайной несогласованностью действий, а «намеренным проявлением политической воли» председателя Союза журналистов В. Богданова. Тем не менее представителям Православного молодежного союза удалось развернуть в вестибюле плакаты «Не отдадим святыню на поругание!», «Православный молодежный союз не отдаст Ходынку идолопоклонникам, растлителям, убийцам!», «Общество сознания Кришны - тоталитарная секта», на фоне которых участники все-таки донесли до присутствующих суть своей позиции. В пресс-релизе кришнаиты названы «тоталитарной экстремистской псевдоиндуистской сектой». Александр Дворкин настаивает на том, что они не являются представителями традиционного для Индии вероисповедания, а деятельность кришнаитов, по его словам, стала одной из причин «обострения геополитической ситуации и гонений на христиан в Индии».

http://pravoslavie.ru/8941.html

поиск:   разделы   рассылка Сектовед Александр Дворкин: Грабовой подвергает людей изощренной пытке Источник:  Православие и мир В пятницу после четырехлетнего заключения вышел на свободу главный сектант России – Григорий Грабовой. Суд посчитал возможным освободить обманщика бесланских матерей условно-досрочно. Глава сектоведческого Центра св. Иринея Лионского, председатель экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Александр Дворкин в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, в чем опасность Грабового и что дальше будет с его сектой. – Александр Леонидович, деятельность Грабового оценивают по-разному. Как вы считаете, насколько опасен этот человек? – Грабовой, безусловно, опасен как глава тоталитарной секты, которую он возглавляет и которая дождалась его выхода. Судя по заявлениям его последователей, секта продолжит свою деятельность, а Грабовой по-прежнему будет находиться во главе нее. То есть ни о каком исправлении, которое должно было наступить в результате его пребывания в пенитенциарной системе, речь, по всей видимости, не идет. – Чем он привлек такое количество последователей? – Наверное, это можно объяснить, с одной стороны, абсолютным религиозным невежеством тех людей, которые попались на его уловки. А с другой – в ситуации стресса, в которой находились все эти люди, которые утратили своих близких или были больны какими-нибудь тяжелыми болезнями, они поверили в эти несбыточные обещания. Как утопающий цепляется за соломинку, так и они ухватились за обещания Грабового. И по-прежнему исполнение их желаний (т. е. возвращение умерших родных) в их уме привязано к верности Грабовому. Он ведь сказал, что воскресил кого-то из их близких – просто на другом конце земного шара. Значит, нужно сохранять верность Грабовому, заниматься по его методикам – и таким образом приблизить встречу с воскрешенным. – То есть многие пострадавшие себя пострадавшими не признают? – Совершенно верно. При этом, естественно, ни одного случая воскрешения не зафиксировано. Но люди верят. Им до такой степени хочется увидеть своих близких, что если малейшая знакомая черта проскакивает в толпе, бросаются стремглав. Иногда просто свои галлюцинации выдают за действительное. Таким образом, Грабовой просто подвергает этих людей изощренной пытке: они потеряли своего близкого – и теперь в бесконечном ожидании, что он вернется. Это страшнее даже, чем просто утрата.

http://religare.ru/2_75955.html

Беседа директора радиостанции Евгения Константиновича Никифорова с первым вицепрезидентом фонда Андрея Первозванного Михаилом Ильичём Якушевым. -Почему Екатерина Вторая и вслед за ней Александр Сергеевич Пушкин называли Российскую столицу Северной Пальмирой? Что роднило нашу императрицу с героической царицей Зенобой? -Каково значение Пальмиры для мировой цивилизации, и что потеряет человечество при уничтожении этого древнего города? -Что такое ИГИЛ, каковы источники и движущие силы этого движения? -Почему исламисты с такой ненавистью убивают христиан и уничтожают памятники мировой цивилизации? -Какую ответственность за деятельность таких террористических организаций как ХАМАС, Аль-Каида и ИГИЛ несут США, и почему, говоря о создании этих движений, вспоминают историю Франкенштейна? Смотреть: http://radonezh.mbco-dev.ru?id=3477-6119 В прямом эфире руководитель центра святого Иринея Лионского, профессор ПСТГУ Александр Леонидович Дворкин и директор радио " Радонеж " Евгений Константинович Никифоров. -Как за два десятилетия, прошедших со времени распада Советского Союза, менялась картина активности различных сект на территории нашей страны? -Какие секты на сегодняшний день вышли на первый план, и какие из них наиболее опасны? -Вступать ли в полемику с их агитаторами на улицах городов и в Интернете? -Что такое сетевой маркетинг и коммерческие культы, и в чём их опасность? Смотреть: http://radonezh.mbco-dev.ru?id=3477-6120 Беседа директора радиостанции Евгения Константиновича Никифорова с главным редактором телеканала «История» Алексеем Григорьевичем Денисовым о Китае. За что китайцы до сих пор благодарны советским людям? В чём секрет " китайского чуда " и чему мы можем у них поучиться? Почему наш президент - самый популярный мировой политик в Китае? Смотреть: http://radonezh.mbco-dev.ru?id=3477-6121 В прямом эфире старший священник и духовник Алексеевской женской обители протоиерей Артемий Владимиров. Ведущая — Елена Путинцева. Президент США Барак Обама заявил, что теперь его задачей будет распространение на весь мир принципов Содома и Гоморры. Это означает, что люди сами будут

http://radonezh.ru/analytics/novoe-na-ra...

  " Небесная Одиссея " деструктивной секты Пресс-релиз Центра религиоведческих исследований имени св. Иринея Лионского   Последние несколько месяцев москвичи и жители других городов нашей страны могли обратить внимание на красочные рекламные плакаты некоей " Общенациональной акции " Небесная Одиссея " . С плакатов прохожим улыбался молодой человек в военизированной форме и рядом - либо мальчик в такой же форме, либо девочка в гражданском. На некоторых плакатах эта двоица держала в руках земной шар. Молодого человека, судя по подписи, зовут пилот-конструктор Александр Бегак, мальчика - штурман Гена Руденко, девочка же осталась безымянной. Выше располагался призыв со множеством восклицательных знаков: " Стань миротворцем! Напиши свое имя и пожелание! Мы доставим твоё послание будущим поколениям Земли! Миссия мир! Летим в Антарктиду! " А далее приводились адреса нескольких сайтов Интернета. Но более подробно об этой акции написано в рекламных открытках, активно распространяемых в вузах, фирмах, государственных учреждениях и вообще где угодно. В открытке рассказывается, что " Международный Авиационный Центр " и " Институт Ритмологии " Евдокии Марченко обратились с открытым письмом в ООН, чтобы " в январе 2006 г. в день установки на Южном полюсе обелиска мира приостановить все военные действия и наречь этот день " Днем человеческого разума на планете Земля! " " . Для этого планируется полет в Антарктиду, установка там некоей " Капсулы Мира " с размещенным в ней платиновым диском с нашими пожеланиями потомкам, которые, якобы, предостерегут их от повторения наших ошибок. На открытках содержатся благопожелания проекту от президента Путина и значки " Единой России " , " ИТАР ТАСС " и других организаций. Интернет ссылки выводят вас на сайты того же " Института Ритмологии " , а также самого мероприятия с полетами во сне и наяву. На первый взгляд перед нами одна из очередных пустопорожних и совершенно бессмысленных, хотя и безобидных инициатив, которые так любили в советское время, но иногда повторяют и сейчас. На самом же деле, все гораздо серьезнее.

http://moral.ru/news/05_1220_sekta.html

В работе круглого стола приняли депутаты и представители Церкви 10 декабря. ПРАВМИР. Круглый стол на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России» прошел в Государственной Думе. В его работе приняли участие президент Центра религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского Александр Дворкин, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько). Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам общественных объединений Михаил Маркелов подчеркнул: религией не может быть то, что является какой-либо деструктивной силой и представляет некие образования и группы, которые сколачивают представители различных культов, преследуя свои определенные цели, сообщает Патриархия.ru. Игумен Серапион в своем выступлении указал на то, что понятие «секта» — это часть православной богословской терминологии, как и слово «грех». «Мы и впредь будем использовать слово «секта» и рекомендовать использовать его законодателям», — сказал он. Также была представлена новая организация — Молодежный антисектантский центр, действующую в Белгородской области. Центр будет заниматься мониторингом деятельности сект в Интернете и на улицах городов, разрабатывать программы эффективного и юридически грамотного противодействия представителям деструктивных культов. «Сейчас мы создаём единую базу контактов тех, кто способен оказать юридическую и другую квалифицированную помощь пострадавшим от деятельности сект в разных регионах. Люди охотно откликаются: например, звонят и пишут профессиональные юристы, неравнодушные к этой проблеме, выражают готовность консультировать и оставляют свои контакты для всероссийской базы», – цитирует Общественная палата Белгородской области Антона Андросова.  Он лидер «Скорой молодёжной помощи», которая запустила новый проект. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-gosdume-obsudili-pro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010