Рубрики Возвращение из Нью-Йорка в Москву 33 мин., 01.01.2009 Поделиться Наш журнал не может пройти мимо очень важного события в православном книгоиздании. Вышла в свет книга Александра Леонидовича Дворкина " Сектоведение " . По сути, это первый в нашей истории опыт научно-систематического описания и анализа современного сектантства. Мы настоятельно советуем всем нашим читателям, независимо от того, православные они или вовсе неверующие: если увидите в продаже " Сектоведение " , купите обязательно. Мы взяли интервью у автора книги, Александра Леонидовича ДВОРКИНА, заведующего Информационно-консультационным Центром священномученика Иринея, епископа Лионского. В качестве пролога к нему мы помещаем вот это короткое воспоминание. ПЕРВЫЙ УРОК Я вспоминаю одну давнюю историю из моего детства, когда я учился в первом или втором классе (не помню), ничего не знал о Боге и, как каждый советский школьник, считал себя атеистом. И вот в один день (как я теперь знаю, 14 октября) наша учительница Анна Ивановна начала очередной урок со следующих примерно слов: " Д,ети, сегодня православные отмечают праздник Покров. Праздник этот отмечается, потому что в этот день первый снег якобы покрывает землю (!? - А. Д.). На самом же деле, как вы видите, все это - глупости. Посмотрите в окно, как ярко светит октябрьское солнышко, как ласково оно пригревает землю, и вы видите, как далеко в этом году до первого снега. Все это опровергает глупые суеверия наших предков и означает, что никакого Бога нет " . Мы посмотрели в окно - стояла теплая и ясная осенняя погода, на голубом небе не было видно ни облачка - и аргумент нашей строгой пожилой учительницы показался нам чрезвычайно убедительным. Первый урок пошел своим чередом. Но представьте себе, что в ходе урока небо вдруг потемнело, подул сильный холодный ветер, солнце исчезло за серыми облаками, и внезапно повалил густой-густой снег! На учительнице лица не было, она выдавила кривую усмешку и сказала: " Что же, всякие бывают совпадения " , а я впервые подумал... Нет, не помню, что я тогда подумал. Помню только чувство изумления, которое я испытал, глядя на густой, мохнатый, валящий плотной стеной снег.

http://foma.ru/vozvrashhenie-iz-nyu-jork...

Сортировать по Исключить новости Каждый наш случай страшен и драматичен… Интервью с профессором А.Л. Дворкиным 7 июня, 2007. Екатерина Макарова Многие знакомы с ним по фундаментальному труду «Сектоведение». Немало людей эта книга уберегла, многим помогла, и в личном религиозном поиске и в научных исследованиях. К нему обращаются за советом и комментарием, когда возникает вопрос о новой секте, в его центр приходят сотни людей в поиске защиты от тоталитарных сект для себя и близких. Многие знакомы с ним по фундаментальному труду «Сектоведение». Немало людей эта книга уберегла, многим помогла, и в личном религиозном поиске и в научных исследованиях. К нему обращаются за советом и комментарием, когда возникает вопрос о новой секте, в его центр приходят сотни людей в поиске защиты от тоталитарных сект для себя и близких. Александр Леонидович Дворкин — доктор философии, кандидат богословия, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Возглавляет Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея, епископа Лионского. Автор 9 книг и редактор-составитель еще 4 и более 500 публикаций на 15 языках мира. Вице-президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр». Член совета директоров FECRIS (Европейской федерации центров по изучению сектантства). Президент РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект). -Александр Леонидович, в начале хотелось бы спросить о Ваших первых шагах к Богу, к вере. В какой семье выросли, когда для себя впервые определили, что Бог есть?     — Я вырос в обычной московской интеллигентской семье, неверующей. Реально осознал себя верующим, наверное, только оказавшись заграницей. Правда, оглядываясь назад, глядя на свою жизнь, я вижу, что Господь открывал передо мной дверей, мимо которых я проходил. Но это можно увидеть только сейчас, оглядываясь назад. Верующие люди, с которыми я встречался, храмы, в которые я заходил, кризисы переживаемые мной всякий раз, истолковать которые можно было только одним образом, чудеса, которые со мной случались.. Все это было. И мимо всего этого я проходил. Я не могу назвать такой момент до которого я не был верующим, а потом, вдруг, стал верующим. Просто в какой-то момент я понял, что уже давно являюсь верующим человеком. 

http://pravmir.ru/kazhdyj-nash-sluchaj-s...

Глава II. Досократовская философия §1. Милетская школа Фалес Несколько слов о периодизации античной философии. Её принято делить на три периода. Первый период – это досократики. Само это название ставит временной и тематический предел этому периоду. Второй период – то, что можно назвать классической греческой философией: это философия Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период – философия эпохи эллинизма. Эллинистическая философия после Аристотеля представлена, главным образом, тремя школами – стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом. Кроме них, существовали перипатетическая и академическая школы, а в первые века после Р.Х. к ним добавилась неоплатоническая школа. Сложность реконструкции учений философов-досократиков состоит в том, что произведения этих философов до наших дней не дошли. Известны только цитаты из их работ, упоминаемые у других мыслителей, живших гораздо позднее, чем философы-досократики. Поэтому о философии досократовского периода мы можем судить лишь по фрагментам, цитатам или просто по изложениям некоторых их мыслей. Встречаются они в первую очередь, конечно, у греческих философов – у Платона и Аристотеля, а также у мыслителей, живших в первые века после Р.Х., в том числе и у отцов Церкви. Много цитат мы находим у блаж. Августина, св. Иринея Лионского , Тертуллиана , Климента Александрийского , преп. Максима Исповедника и т.д. По этим фрагментам мы можем в более или менее правильной форме восстановить те философские взгляды, которых придерживались мыслители досократовского периода. Первоначально сборник фрагментов, собранных немецким филологом Германом Дильсом, вышел в Германии в конце XIX в. Впоследствии книга неоднократно переиздавалась с дополнениями, но уже под редакцией ученика Дильса – Вальтера Кранца. Первоначальное название книги – «Фрагменты досократиков». В русском издании книга вышла под названием «Фрагменты ранних греческих философов», потому что в неё были включены фрагменты мыслителей, которых не принято называть досократиками, – Гомера, Гесиода и др. Поскольку во «Фрагментах…» часто цитируются отцы Церкви, то, читая эту книгу, можно определить отношение отцов Церкви к тому или иному мыслителю: или просто цитируют, или осуждают, или одобряют то или иное положение. Таким образом можно не только научиться понимать античную философию, но и правильно с ней работать, выработать христианское отношение к античной философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Конклав Конклав . По своему филологическому составу слово конклав (cum, clavis) означает предмет, положенный под замок (запертый ключом), или – место, запертое на ключ. В области церковного права это слово означает место, где, – по смерти римского папы, – собираются кардиналы, чтобы, в строгом заключении, заниматься единственно избранием преемника умершему. Этот термин означает равным образом самое собрание кардиналов, состоявшееся, с соблюдением строго установленных правил, для означенной цели. Слово «конклав», в указанном значении, появилось в первый раз в постановлении Ubi periculum, опубликованном папою Григорием X в июле 1274 г., вслед за пятою сессией второго Лионского собора, одобренном отцами собора и узаконившем тот порядок избрания нового папы, который, отчасти дополненный, а отчасти измененный последующими определениями Климента V (от 1311 г.?), Климента (от 1351 г.), Юлия II (от 1505 г.), Пия IV (от 1562 г.), Григория XV (Aeterni patris от 1621 г., а также Cercmoniale in electione Romani pontixicis observandum), Урбана (от 1626 г.) и Климента XII (от 1732), – в существенном и основном определяет порядок избрания папы и до настоящего времени. Исторически факты предшествовали юридическим определениям, и папа Григорий X узаконил собственно тот порядок, который, силою обстоятельств, был применен при избрании на папский престол его самого. По смерти его преемника – Климента IV (29 ноября 1268 г.), последовавшей в городе Витебро, 18 кардиналов, которые тогда составляли священную коллегию, не могли придти к соглашению. Между тем, продолжительная вакантность римского престола угрожала самым жизненным интересам церкви. Напрасно Филипп III, король французский, и его дядя Карл Анжуйский, король сицилийский, умоляли кардиналов прекратить тягостное и продолжительное вдовство церкви. Тогда, спустя 18 месяцев по смерти Климента IV, в 1270 г., бывший в это время в Витебро Бонавентура, генерал францисканского ордена, посоветовал жителям Витебро подвергнуть кардиналов строгому заключению в епископском дворце, чтобы, изолированные от всякого постороннего вмешательства, они пришли к какому-либо определенному решению. В самой большой зале епископского дворца в Витебро еще и теперь можно видеть те отверстия, в которые были вставлены перекладины для того, чтобы прикрепить обои и, т. обр., устроить келлии для кардиналов. – За полстолетия пред этим жители Перузии прибегли к тому же самому средству, чтобы принудить кардиналов без замедления дать преемника папе Иннокентию III (16 июля 1216 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Святой Ипполит, епископ Римский, по своей обширной литературной деятельности 1 занимает бесспорно одно из видных мест в истории христианской письменности III века. В данном случае Он уступает первенство разве только Оригену , своему знаменитому александрийскому современнику. Но, к сожалению, беспощадное время сохранило до нашего времени сравнительно только ничтожную часть из той обширной литературной производительности Ипполита, которая была несомненным достоянием современного ему христианского общества. Самая история его жизни преподносится теперь нашему взору только в форме отдельных отрывочных фактов, которые во многих случаях очень трудно объединить одной общей, живою связью. Правда, о личности Ипполита существует много различных легендарных сказаний 2 , но во всех них очень трудно уловить историческую истину в применении к действительным фактам его жизни. Даже с открытием «Философумен» 3 , этого едва ли не самого важного сочинения Ипполита, мы получили возможность прояснить только некоторые, и притом только самые важнейшие, моменты его деятельности. Когда и где родился Ипполит, как протекли первые годы его жизни, при каких обстоятёльствах складывался его умственный и нравственный облик-все это до сих пор остается еще совершенно неизвестным и составляет загадку времени. Правда, бл. Иероним в одном из своих писем 4 замечает, что Ипполит будто бы происходил из римского сословия всадников и до принятия священного сана был римским сенатором, Но достоверность этого свидетельства на весьма точных основаниях в настоящее время богословской наукой совершенно отвергается 5 . Правда также, что патриарх константинопольский Фотий 6 называет Ипполита «учеником Иринея». Но и на основании этого краткого и отрывочного упоминания опять-таки нельзя сделать каких бы то ни было определенных заключений о самом происхождении св. Ипполита и о характере его воспитания 7 . Фотий, называя Иринея учителем Ипполита, – как это видно по связи речи – хотел только указать на непосредственное влияние ересеологических трудов знаменитого лионского епископа на таковые же труды Ипполита, хотел, так сказать, сопоставить между собою ученые труды этих двух древних ересеологов и указать на их внутреннюю связь и отношение; но в то же время этим сближением личностей Иринея и Ипполита едва ли имел в виду засвидетельствовать малоазийское происхождение последнего, указать на сходство самых условий воспитания того и другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Дьявольское бесчеловечие» некоторых религиоведов — большая беда нашей Церкви К вопросу о скандальном телеэфире 04.03.2021 6844 Время на чтение 21 минут «Они (т. е. еретики – О.С.) имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость» (Свят. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25). На православном телеканале «Спас» 11 февраля в передаче «Реакция» прошло обсуждение действий государства в отношении запрещенной в России секты «Свидетели Иеговы». В дискуссии приняли участие: известный миссионер и сектовед, основатель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова протоиерей Олег Стеняев, обозреватель православной радиостанции «Радонеж» Сергей Худиев, судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко, сотрудник Центра священномученика Иринея Лионского Кирилл Чеботарев, психолог Александр Невеев. Обсуждение выдалось напряжённым. Игорь Иванишко и Кирилл Чеботарев, оппонировавшие отцу Олегу Стеняеву и Сергею Худиеву, вели себя неприлично. Перебивали собеседников, перекрикивали чужие выступления. Наиболее крикливым и неадекватным спикером оказался господин Иванишко, который беспрерывно призывал к репрессиям в отношении к сектантам, сравнивал деятельность «свидетелей Иеговы» с деятельностью запрещённой в России террористической организацией ИГИЛ. Примкнувший к нему Чеботарев поддакивал и заученно повторял постулаты, внушённые ему руководителями Центра священномученика Иринея Лионского. Не удивительно, что программа вызвала скандал. Иванишко и Чеботарев, вероятно, осознав собственную неадекватность, попытались оправдаться. Их позиция изложена на сайте Центра священномученика Иринея Лионского . Попутно в заметке Игоря Иванишко предпринимается попытка изложить и точку зрения отца Олега Стеняева и Сергея Худиева. Однако каждый, кто посмотрел скандальную телепередачу, легко может убедиться в том, что позиция отца Олега и С. Худиева не только доведена до абсурда, но и серьёзно искажена.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/04/dy...

В.В. Новиков Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна Скачать epub pdf 1. Введение. Цель работы: Проанализировав тексты Толкований на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского , привлекая работы отечественных и зарубежных богословов, проследить и выявить сотериологические аспекты его учения о Боговоплощении. Что хотим доказать: Проследив сотериологические аспекты учения святителя Кирилла о Воплощении в объемном труде, написанном в основном еще до несторианской полемики, можно сделать вывод о том, что святитель Кирилл внес огромный вклад в развитие Христологии. Толкования на Евангелия от Иоанна позволяют понять даже некоторые двусмысленные формулировки. Таким образом, святитель Кирилл выступает не оппонентом, а предшественником Халкидонского Собора и христологического учения Церкви VI века. Как никакая другая догматическая система Православной Церкви, христология имеет самое ярко выраженное применение к реальной духовной жизни христианина. Быть христианином означает не просто соблюдать заповеди, это означает верить во Христа и исповедовать тайну спасения, явленную на Кресте. Именно в вопросе о «двух и одном» во Христе Церковь раскрывает вопросы о Боге в Его отношении к миру и человеку и о спасении человека как основные вопросы христианской догматики. Создание человека по образу и подобию Божьему означает, что существует принципиальная возможность приобщения к божественной благодати через Христа, участвуя в Таинствах Церкви, основанной самим Христом. Такой процесс богоуподобления получил в Православии название обожения. Можно сказать, что предвечный замысел Творца о твари и означает, что мы призваны к обожению. Но обожение стало возможно исключительно потому, что Бог Сам стал человеком для того, что бы соединить разделенное и явить основания, через которые могло быть осуществлено единение Творца и твари. Божественный Логос воспринял полноту человеческой природы из-за нас и ради нас, будучи подобным нам во всем, кроме греха. Воплощение уже само по себе отчасти оживило человека и воскресило его природу. Благодать не просто излилась на человека в Воплощении, но природа человеческая была воспринята в единение «по ипостаси» с Самим Богом. Отцы ранней Церкви единодушно видели в подобном достижении человеком причастия Божественной Жизни всю суть спасения. Спасено, то что соединено с Богом, а то, что не соединено, вовсе не может спастись. Именно эта мысль была основным мотивом всего богословия первых веков: у св. Иринея Лионского , св. Афанасия Великого , Каппадокийцев (наиболее четко эту мысль сформулировал свт. Григорий Богослов в полемике с Аполлинарием), св. Кирилла Александрийского , и позже преп. Максима Исповедника и преп. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Скачать epub pdf Введение „Комментарии на Евангелие от Иоанна“ – самый ранний дошедший до нас 1 экзегетический труд александрийского дидаскала, справедливо названный Анри Крузелем 2 „шедевром Оригена “ 3 . После Оригена подробные комментарии на четвертое Евангелие писали лишь свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский и бл. Августин 4 . Поводом к написанию комментариев послужило составление толкований к Евангелию гностиком Гераклеоном – последователем Валентина (в целом ряде мест Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их 5 ). Ориген начал писать „Комментарии“ в Александрии либо после 318 года приблизительно в 33-летнем возрасте, либо – что вероятнее – между 225 и 229 годами, когда ему было около 40 лет 6 . За период пребывания в Александрии он успел написать первые четыре книги „Комментариев“, пятая была составлена во время путешествия в Палестину в 230–231 годах. До отбытия из Александрии в 231 г. Ориген успел начать шестую книгу. Деятельность же Гераклеона приходилась приблизительно на 170-е годы. Таким образом, первый христианский комментарий на Евангелие от Иоанна (и одновременно ответ на его инославную интерпретацию) был дан в Церкви лишь спустя полвека после смерти заметного представителя гностического учения. Здесь можно вспомнить о другом сочинении Оригена „Против Цельса“, написанном уже в последние годы жизни богослова и посвященном апологии христианства в ответ на критику Цельса тремя четвертями века ранее, в конце 170-х годов. Ориген – как и св. Ипполит Римский – выступил продолжателем ранних апологетов и св. Иринея Лионского и одновременно интерпретатором Священного Писания , защищая учение и от язычников, и от еретиков. Согласно 33-му письму бл. Иеронима 7 , „Комментарии“ состояли из 32 книг 8 , из которых в общем счете сохранилось только 9. Первая книга (39 глав, 292 параграфа) служит введением к толкованию, в ней разбирается первая половина первого стиха Евангелия („В начале было Слово“). Вторая книга охватывает Ин. 1 ,1b-7. Следующие книги дают уже не столь объемные, но все равно достаточно обширные комментарии (книга VI Ин. 1, 19–29; Х : Uh. 2, 12–25; XIII Uh. 4, 13–54; XIX : Ин. 8, 19–25; ХХ : Uh. 8, 37–53; XXVIII Uh. 11, 39–57; XXXII Ин. 13, 2–33 ). Даже по дошедшим до нас частям можно судить о монументальности труда. Толкования Оригена на первые 13 глав заняли 32 книги. Поскольку всего в Евангелии от Иоанна 21 глава, можно представить, сколь объемными были бы все комментарии, если бы Оригену удалось завершить их: при сохранении имеющейся пропорции произведение составило бы 52 книги, т. е. 29 томов в серии Sources Chrétiennes! Такой масштаб намного превосходит толкования всех последующих комментаторов этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Григорий Кипрский: есть ли преемственность между древними отцами Церкви и поздневизантийским богословом? Авторы статьи предлагают рассмотреть влияние сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского на богословскую пневматологическую концепцию Григория Кипрского. Приведены тезисы, которые Григорий Кипрский обосновывает при помощи отрывков из сочинений, подписанных именами названных авторов. Произведен анализ данных цитат и указано, что некоторые из них взяты не из подлинных сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского, а из псевдоэпиграфов. Статья В публикациях и было представлено рассмотрение пневматологической концепции патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского Данная концепция была создана патриархом в целях ведения полемики в условиях церковного кризиса, наступившего в Византии в 80-х гг. XIII в. Одной из главных задач патриарха в данном случае было рассмотрение святоотеческих творений, которые использовались сторонниками Лионской унии для обоснования триадологии Лионского собора 1274 г. Среди святоотеческих текстов, интересовавших патриарха, отдельный интерес представляют тексты отцов Церкви, живших до II Вселенского Собора (381 г.) и до времени великих каппадокийцев. Данные тексты были написаны до того, как Православная Церковь сформулировала догматическое учение о Святом Духе, поэтому очень ценно понять, какие идеи древних авторов Григорий воспринимал как созвучные своей собственной богословской концепции. Из творений представителей «докаппадокийского» богословия Григорий Кипрский цитирует сочинения двух авторов – святителя Григория Неокесарийского и святителя Афанасия Александрийского. Отметим, что исследователи богословия Григория Кипрского обращали и обращают внимание на попытки патриарха опереться на творения этих двух древних церковных писателей с. 130, 146-148, 174, 226; 5, с. 145; 6, с. 116-117]. В настоящей работе мы постараемся ответить на два вопроса: Для каких целей патриарх Григорий использует тексты названных «докаппадокийских» отцов Церкви? Иначе говоря, какие тезисы он хочет обосновать с помощью их сочинений? При помощи каких текстов Григорий строит свою аргументацию?

http://bogoslov.ru/article/6027849

Глава девятая Святоотеческая экзегетика Новозаветное Предание, живое действие Духа Святого обретается в творениях святых отцов. Святоотеческие творения – основа православной экзегетики. Из времен апостольских истолкование Писания имеется в Послании апостола Варнавы . Никем точно не доказано, что это Послание не принадлежит самому ап. Варнаве. Но, даже, если и так, это Послание ценно, как свидетельство апостольского века. Как свидетельство раннехристианского понимания Св. Писания, важны творения отцов и учителей церкви вв. – мужей апостольских и апологетов. Особенно богатый материал по толкованию Писания имеется у св. Иустина, мученика и философа (ум. 166 г.) и св. Иринея Лионского (ум. 202 г.). Св. Иустина не без основания можно считать первым христианским экзегетом, толкователем Писания. Обычно, считается, что у раннехристианских отцов и учителей богословская терминология и само учение не вполне развиты, и этим они уступают отцам Золотого века (IV в.) и позднейшим. В некоторой степени, это так. Но видится и другое – приобретая нечто, иное теряем. Позднейшие отцы преимуществуют в утонченности и углубленности разумения Писания и учения церкви в эллинско-латинской традиции. Учение Писания они выразили на языке и в мышлении Платона-Цицерона. Ранние отцы от этого еще почти свободны, просты, ближе к апостольскому языку и мышлению, непосредственно знают апостолов или их учеников. И то, что считается слабостью или неточностью ранних отцов, как бы не оказалось их силой и правдой. Далее идет великий Ориген (ум. 254 г.). Его труды положили начало, собственно, христианской экзегетике. Он первый цельно толкует книги Св. Писания. Именно через Оригена простое изложение учения и в проповеди , и в письменных трактатах, сменяется истолкованием Писания, т.е. экзегетикой. Он положил, также, начало научной библеистике, библейской текстологии. Из учителей и отцов III в. особенно важны в экзегетике св. Ипполит Римский , Тертуллиан , св. Киприан Карфагенский , Климент Александрийский , св. Дионисий Александрийский , св. Мефодий Патарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010