Где были пределы местной церкви? По каким основаниям определялась ее область? На это труднее, чем думают, дать ответ, обнимающий все разнообразные случаи. Вообще, когда церковь возникала в главном городе муниципии (civitas 682 ), т ο ее область совпадала с границами этой муниципии. Однако это не везде было так. Виеннские христиане, наприм., первоначально, кажется, были очень тесно связаны с лионскими. В Исгийнии в середине III века один и тот же епископ управлял христианами Леона (Legio) и Асторги (Asturica), и в течение многих веков они оставались нераздельными. В провинции Скифии, где было довольно много городов, никогда не было другого епископа, кроме как в Томи 683 . В той части Фракии, которая прилегает к Босфору и из которой образована была при Диоклетиане провинция „Европа“ 684 , в 431 г. было всего лишь 4 епископа, имевших каждый в своим ведении население двух округов. Александрийская церковь до начала III века была единственной церковью в Египте, имевшей своего епископа: есть признаки, что таково же было положение римской церкви в Италии и лионской в кельтской Галлии. Это, разумеется, не значит, что все христиане в Египте, Италии или кельтской Галлии были сосредоточены только в Александрии, Риме и Лионе. Они были рассеяны почти по всей стране группами, которым удалось лишь постепенно организоваться и получить собственное церковное управление. Но и в таком случае, понятно, что филиальные церкви не могли становиться на совершенно равную ногу е церковью-матерью. Зависимость в разных местах выражалась различно. В некоторых местах новым общинам не дали той полной организации какая была у родоначальной церкви; ее епископ продолжал быть их епископом; он управлял ими чрез посредство особого пресвитера или даже диакона. В других местах, где городов было мало и младшие церкви находились в местечках и деревенских селениях, там их глава принимал титул хорепископа 685 . На эльвирском соборе выступали пресвитеры таких городов, в которых как будто никогда не было епископов. Равным образом на греческих соборах IV века часто встречаются хорепископы, обыкновенно из Сирии или восточных, областей Малой Азии. Даже там, где все местные церкви, в больших и малых округах без различия, имели каждая полную иерархию, – напр., в Нижней Италии, в Африке, в Египте, – их епископы были всегда более или менее подчинены епископам старшей церкви, от которой они произошли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Глава 1 2 3 4 5     О первом Соборном послании Святого Апостола Петра Принадлежность первого Соборного послания св. Апостола Петра этому именно первоверховному Апостолу, в новое время западными библеистами иногда оспариваемая, утверждается прежде всего не только указанием второго Соборного послания того же Апостола ( 2Пет 3:1 ), но и единогласным свидетельством первохристианского предания, идущего от самого апостольского века, а затем и внутренними признаками, заключающимися в самом содержании послания. В отношении свидетельств предания достойно замечания, что уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский и ученик св. Апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковн. История IV, 14) «приводит некоторые свидетельства из первого послания Петрова», и это вполне подтверждается сличением Поликарпова послания к филиппийцам с первым Соборным посланием Ап. Петра (из последнего у св. Поликарпа приводятся: I 8, 13, 21, II 11, 12, 22, 24, III 9, 4, 7). Столь же ясные свидетельства в пользу подлинности первого послания Ап. Петра находятся у св. Иринея Лионского , также приводящего места из послания с указанием на принадлежность их Ап. Петру (Adv. halres. IV, 9, 2, 16, 5), у Евсев. (Церк. Ист. V, 8), у Тертуллиана («Против Иудеев»), у Климента Александрийского (Strom. IV, 20). Вообще Ориген и Евсевий называют 1 Петра непререкаемого подлинным επιστολ μολογουμνη (Церк. ист. VI, 25). Свидетельством общей веры древней Церкви первых двух веков в подлинность 1 Петра является, наконец, нахождение этого послания в Сирском переводе II века Пешито. И во все последующие века вселенская Церковь на Востоке и Западе согласно признавала это послание Петровым. О той же принадлежности послания Ап. Петру говорят и внутренние признаки, представляемые самим содержанием послания. Общий тон или акцент воззрений священного писателя послания, характер его богословия, нравоучения и увещания, вполне соответствует свойствам и особенностям личности великого первоверховного Апостола Петра, как известна она из евангельской и апостольской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Древние св. отцы и учители церкви смотрели на благодать Божью как на многообразное проявление благости Триединого Бога Творца, промыслителя и Искупителя мира и, возводя свои взоры к началу этих проявлений, усматривали источник их в Боге Отце и Сыне Его Слове, почему, в след за священными писателями Нового Завета, и говорили сначала (т.е. в первый период – до Оригена ) только о благодати Бога Отца и Сына Его И. Христа, что и замечается, прежде всего, в писаниях мужей апостольских с их характерными приветствиями. То, что относится к действию Св. Духа рассматривалось древнейшими св. отцами и учителями церкви до Оригена не как особая благодать собственно Св. Духа, а как результат, дар той же благодати Отчей и Христовой, почему эти действия не назывались благодатью, а даром, дарованиями Св. Духа и т.п. Дух Св. мыслился сам как благодать, а не как податель благодати. Хотя Дух и дарует многочисленные блага, но эти блага, собственно, прямо и непосредственно не Его, а Отца чрез Сына, а потому дарует их по воле Бога Отца Христос Сын Божий чрез Духа Св., и Дух является собственно Духом благодати Христовой, согласно выражению Св. Писания. Очень рано уже со времен св. Иринея Лионского , находим у отцов стремление разграничивать то, что в действии Божьем на мир должно быть относимо к тому или другому Лицу Св. Троицы. Уже св. Ириней выступает со следующими положениями: «Отец соизволяет и повелевает, Сын делает и устрояет, а Дух питает и возращает», «Дух действует, Сын служит, Отец одобряет ». А у св. Киприана находим немало рассуждений по вопросу: нужно ли отделять действие Духа Св. от благодати Христовой, с отрицательным ответом на этот вопрос, чрез что действия Духа Св. косвенно вводились в объем понятия, обозначаемого словом благодать. Тем не менее, и этот св. отец и другие отцы, и учители церкви, как св. Ириней и Тертуллиан , хотя изредка и допускают выражение «благодать Св. Духа», но воздерживаются от обычного употребления этого выражения, что служит признаком строгой их верности библейскому употреблению слова благодать и характеризует их представления о благодати, как таких благах, которые исходят от первых двух Лиц Св. Троицы, Отца и Сына, как источников всех благ, всякой благодати для человека и которые только подаются чрез Духа Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Закрыть itemscope itemtype="" > Империя и Церковные Соборы " Собор Державный " Главы из книги 01.05.2001 476 Время на чтение 14 минут В распространенности и устойчивости соборной практики до первой четверти четвертого века, то есть до Первого Вселенского Собора, сомневаться не приходится. Только среди подручной литературы, среди настольных книг, не вдаваясь в специальное исследование на тему о древних Церковных Соборах, которое бы только отвлекло от основной цели нашей работы, мы обнаружили сведения более чем о тридцати Поместных Соборах, которые созывались до Собора в Никее. - в 160-170 годы. По свидетельству А.П.Лебедева (без конкретных указаний), были поместные соборы по вопросам времени празднования Пасхи и против ереси Монтана (17) . - 170-е годы. Собор в Иераполе Фригийском 26 епископов под председательством епископа Аполлинария против монтанистов и лжепророков (18) . - 190-192 годы. Поместные Соборы - Римский (под председательством Виктора), Александрийский, Палестинский (под председательством Феофила Кесарийского и Наркиса Иерусалимского), Осроинский, Понтийский (под председательством Пальмы), Коринфский (под председательством Вакхила Коринфского), Галльский (под председательством Иринея Лионского) и Эфесский (под председательством Поликрата). Все по поводу времени празднования Пасхи (19) . - около 196 года. Под председательством Феофила, епископа Кесарийского Палестинский собор греческих епископов о времени праздновании Пасхи (20) . - около 220 года. Карфагенский собор из 70 епископов африканских под председательством Агрипина Карфагенского (21) . - около 230 года. Иконийский собор (22). - около 230 года. Синадский собор (23). - середина 3-го века. Ежегодные поместные соборы в Кесарии Каппадокийской по председательством Фирмилиана Кесарийского (24) . - между 247-264 годами . Арсинойский собор в Египте под председательством Дионисия Александрийского против ереси хилиазма (25) . - между 250-253 годами . Римский собор под председательством Корнилия против ереси катаров (26) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > По чьему заказу арестован Сергий Романов? По поводу полемики о методах миссии с тлг-каналом «Лабарум» 20.05.2021 5945 Время на чтение 7 минут Неожиданно у нас завязалась полемика с православным телеграм-каналом «Лабарум», который ведёт Павел Даровский. Сразу скажу, что по многим вопросам мы согласны с позицией канала – позицией антимодернистской, позицией здорового консерватизма. Так что расцениваем полемику с Павлом, как спор между своими. Напомню, что началом полемики, носившей скорее характер обмена мнениями, стали различия в оценке спора между сторонниками протоиерея Олега Стеняева и его Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова и сторонниками Александра Дворкина и его Центра священномученика Иринея Лионского. Спор между ними произошёл в одной из передач телеканала «СПАС», по итогам которой отец Олег предложил нам опубликовать свою статью « " Дьявольское бесчеловечие " некоторых религиоведов – большая беда нашей Церкви» . На «Лабаруме» появилось несколько заметок с критикой некоторых постулатов протоиерея Стеняева, озвученных им в передаче и статье. А затем, совсем недавно, было опубликовано открытое письмо редакции тлг-канала к нему, которое Павел Даровский прислал нам, предлагая, видимо, высказать свою точку зрения. Я написал статью « Протоиерей Стеняев vs Дворкин: кто прав? », в которой предложил своё видение проблемы. И вот Павел Даровский написал новый текст « Про РПЦ, " командующую силовиками " », теперь уже посвящённую одному из сюжетов моей статьи, а именно аресту бывшего духовника Среднеуральского монастыря, бывшего схиигумена Сергия Романова. Впрочем, дискуссия последователей отца Олега и Дворкина о принципах работы с сектантами и ситуация вокруг ареста Романова близки по смыслу. Можно даже сказать, что ситуация с Романовым наглядно демонстрирует правоту протоиерея Олега Стеняева в его споре с Александром Дворкиным. Впрочем, обо всём по порядку. Прежде всего, хочу посетовать на некорректность Павла Даровского. Он пишет: «Приписывать же эти события влиянию Дворкина вероятно будет лестным для него». Я все-таки говорил не о том, что арест Сергия Романова произошёл под влиянием А.Л. Дворкина, я говорил о том, что была использована дворкинская методология борьбы с сектами руками государства. А это всё-таки разные вещи. Надо быть корректным в передаче смысла слов оппонента.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/20/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Стеняев vs Дворкин: кто прав? По поводу публикаций телеграм-канала «Лабарум» 18.05.2021 4220 Время на чтение 4 минуты Православный телеграм-канал «Лабарум» опубликовал на днях обращение к протоиерею Олегу Стеняеву , в котором обвинил его последователей в давлении на них и даже в угрозах в их адрес. Ранее коллеги с «Лабарума» сделали несколько публикаций с критикой позиции отца Олега и его единомышленников по поводу понимания миссии, которые были сформулированы им в частности в статье на «Русской народной линии» « " Дьявольское бесчеловечие " некоторых религиоведов – большая беда нашей Церкви» . Видимо, какие-то угрозы в адрес коллег с «Лабарума» имели место, увы, мы сплошь и рядом сталкиваемся с отсутствием умения вести корректную полемику именно в православной среде. Явление это печальное и часто встречающееся. Однако для полноты картины коллегам стоило было бы отметить, что в выражениях не стесняется и противоположная сторона. В частности, как отмечено в предисловии к заметке протоиерея Олега Стеняева на РНЛ, руководитель Центра священномученика Иринея Лионского (или РАЦИРС) Александр Дворкин в комментарии к состоявшейся на телеканале «СПАС» полемике заявил: «возражения и выводы г-на Худиева и прот. Стеняева» «либо неинформированы и непрофессиональны, либо демагогичны и манипулятивны» . Мягко говоря, не самый корректный способ вести полемику. Если говорить о сути проблемы, то мы имеем дело с двумя принципиально разными подходами в понимании миссии среди сектантов и противодействия сектантству: подходом протоиерея Олега Стеняева и его Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова и подходом Александра Дворкина и его РАЦИРС. И нельзя сказать однозначно, что какой-то подход правильный, а какой-то неправильный. В принципе об этой разнице подходов говорится и в одной из публикаций «Лабарума», однако, дальше коллеги, к сожалению, переходят исключительно на позиции критики протоиерея Олега Стеняева, что, по меньшей мере, некорректно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/17/pr...

инок Всеволод (Филипьев) I период. Вторая половина I века – начало IV века (312 г.) Отдел первый. Церковная письменность в эпоху мужей апостольских [Втор. пол. I – сер. II вв.] Глава первая. Характеристика мужей апостольских и их творений Отцы Церкви, бывшие непосредственными учениками и преемниками святых апостолов, именуются «мужами апостольскими». Они были самовидцами апостолов и слушателями их наставлений. Эти наставления запечатлелись в писаниях мужей апостольских. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «что слышал от меня... то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим. 2:2 ). Где пребывали святые апостолы и где они учили, там явились и ученики апостольские. Например, к апостолу Иоанну Богослову, по свидетельству священномуч. Иринея Лионского , стекались пресвитеры слушать наставления. В городе Александрии апостол Марк основал огласительное училище, давшее впоследствии многих великих учителей Церкви а св. апостол Фаддей основал такое же училище в Эдессе. Немного письменных памятников сохранилось от времени мужей апостольских. Сохранившиеся писания дышат простотою и искренностью, несут отпечаток трепетности и живости воспоминаний об апостолах. Характерными особенностями писаний мужей апостольских являются: исключительная духовность, отображающая пронизанность всей жизни дарами Святого Духа, отсутствие специальных богословских и догматических интересов, эсхатологические переживания и одновременно пробуждающийся интерес к устроению церковной организации. Мужам апостольским приходилось противостоять иудеям, язычникам и христианским еретикам, что также наложило отпечаток на их писания. Сегодня для нас особенно ценен первохристианский дух писаний мужей апостольских: дух мученического подвига, евангельской жертвенности, ревности по Богу, и эсхатологической устремленности к Царствию Небесному. Письменность мужей апостольских носила смешанный характер. Постепенно от нее стали ответвляться специально апологетическое, полемическое, экзегетическое, догматическое, аскетическое, литургическое, агиографическое и прочие направления христианской письменности. В письменности же мужей апостольских мы уже находим зачатки всех этих направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Книга восемнадцатая Восемнадцатая или лучше последняя книга на Исаию посвящается имени твоему, дочь Евстохия, и святой твоей матери, Павлы, чтобы, на коих я смотрел с одинаковый уважением, тех почтит одинаковым воспоминанием, тем более что и она, когда жила, часть требовала вместе с тобою этого труда, и ученейший муж, брат твой Паммахий и тогда и впоследствии не переставал побуждать меня частыми письмами: а у меня одинаково уважение и к присутствующим, и к отсутствующим друзьям, и к мужам, и к женам, почивающим во Христе, то есть любовь к душам, а не в телам. И не безызвестно мне как велико разнообразие мнений между людьми. Я говорю не о таинств Троицы, правое исповедание которой есть неведение для знания, но о других церковных догматах, именно о воскресения и состоянии душ и плоти человеческой, об обетованиях будущего: как следует принимать их и как должно понимать Откровение Иоанна, которое, если понимать буквально, то следует иудействовать, а если духовно объяснять, как написано, то мы, по-видимому, стали бы в противоречие с мнениями многих древних, – латинян: Тертуллиана , Викторина. Лактанция , и греков, – чтобы опустить других, упомяну только об Иринее, епископе Лионском, против, которого красноречивейший муж Дионисий, епископ александрийской церкви, написал прекрасную книгу, осмеивая баснословие о тысяче лет, и земной Иерусалим, украшенный золотом и драгоценными камни, восстановление храма, кровь жертв, повой субботы, неправду обрезания, браки, рождения, воспитание детей, наслаждение на пиршествах и порабощение всех народов, и снова войны, войска и триумфы и умерщвления побежденных и смерть столетнего грешника. Ему в двух книгах отвечал Аполлинарий, которому не только люди из его секты, но и весьма многие из наших следуют только в этом случае, так что я мысленно уже наперед вижу, в сколь многих должна возбудиться ярость против меня. Я не завидую им, если они настолько любят землю, что в царстве Христовом желают земных [благ] и после обилия явств и [удовлетворения] алчности глотки и чрева, ищут того, что ниже чрева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда были написаны Евангелия? - Православный журнал «Фома» 0:00 Насколько мне известно, современный текст Евангелий был зафиксирован лишь в IV веке. Где гарантия того, что эти тексты соответствуют ранним, подлинным Евангелиям, раз последние, как я понимаю, не сохранились? И где гарантия, что вообще " БЫЛИ ранние тексты, может быть, Евангелие сочинили спустя несколько столетий после так называемого распятия? СВ., г. Москва Может быть, для кого-то будет немного неожиданным узнать, что тексты многих из древних авторов, которые мы читаем и существование которых не вызывает сомнений, до нас не дошли - ксероксов тогда не было. Не сохранилось, например, в оригинале ни одно из произведений Платона, Аристотеля, равно как и многих других античных философов. В средние века Аристотель " пришел " в Европу через арабов, поэтому произведения читались в переводе с арабского (хотя потом были найдены и ранние латинские переводы). Все это ни в коей мере не подрывает доверия научного мира ни к факту существования Аристотеля, ни к тому, что читаемые нами произведения действительно написаны этим греческим философом. И хотя самые ранние Евангельские рукописи датируются 11-111 вв. это не подрывает доверия к Евангельскому тексту и с чисто научной точки зрения, т.к. по сравнению с любым древним автором, с произведениями античной классики, Евангелия и все книги Нового Завета находятся в очень выгодном положении. Это относится и к количеству найденных манускриптов (более 5 тысяч!), и к краткости времени, отделяющего древнейший из них от оригинала, и к серьезности и объему проведенных над текстом критических работ. Церковь считает, что Евангелия написаны в I веке по Р.Х., когда жили написавшие их авторы: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Но Предание, хранимое Церковью, до недавнего времени не было прямо подтверждено находками Евангельских рукописей, относящихся к I веку. Но и до этого существовали свидетельства церковных писателей II-IV вв., рассказывающие о Евангелистах и об обстоятельствах написания ими Евангелий. Большинство этих свидетельств было собрано в начале IV века Евсевием Кесарийским в его знаменитой " Церковной истории " : это свидетельства Пания (ок. 130г.), св. Иринея Лионского (koh.II в.), Климента Александрийского, Тертуллиана (koh.II - нач. Ill вв.), Оригена (1-я половина 1Mb.) и др. Показательно, что в подтверждение своих слов церковные писатели, как правило, ссылаются на дошедшую до них более древнюю традицию.

http://foma.ru/kogda-byili-napisanyi-eva...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли; лат. Johannes de Parma; итал. Giovanni Buralli da Parma] (ок. 1208, Парма - 19.03.1289, Камерино), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. Главным источником сведений о нем является «Хроника» францисканца А. де Салимбене (1221 - ок. 1290), современника и друга И. П. Сохранилось также позднее Житие И. П., написанное францисканским историком Л. Ваддингом (1588-1657) и вошедшее в состав «Анналов миноритов» (Annales Minorum, seu Historia trium Ordinum a S. Francisco institutorum). И. П. вступил в орден францисканцев в 1233 г. в возрасте ок. 25 лет. Закончил Парижский ун-т, затем преподавал в Болонье, Неаполе и Париже. Принял участие в Лионском I Соборе (1245). В 1247 г. на капитуле в Лионе был избран генералом ордена. Кандидатура И. П. получила общую поддержку, в т. ч. со стороны спиритуалов. В начале пребывания в должности генерала он совершил поездку по Европе с целью посетить основные францисканские конвенты и лично убедиться, следуют ли братья орденскому уставу. Весной 1248 г. побывал в Англии, откуда направился во Францию и через Прованс в Испанию. Во время поездки И. П. встретился с англ. кор. Генрихом III и франц. кор. Людовиком IX Святым . В 1249 г. И. П. возглавил миссию францисканцев и доминиканцев, к-рую по просьбе имп. Иоанна III Дуки Ватаца папа Римский Иннокентий IV направил на Восток для переговоров об унии. На состоявшейся в Нимфее встрече присутствовали император, К-польский патриарх Мануил II , представители Антиохийского и Александрийского патриархатов. Переговоры не привели к к.-л. результатам, была достигнута лишь договоренность о визант. посольстве в Рим в 1250 г. За время пребывания И. П. на посту генерала францисканского ордена состоялись 2 капитула: в Генуе (ок. 1251) и в Меце (1254). На капитуле в Меце И. П. решительно противодействовал попыткам реформировать орден, заявив, что в новых уставах нет нужды и следует соблюдать уже существующие. Консерватизм И. П., встреченный с воодушевлением спиритуалами, был причиной недовольства тех членов ордена, к-рые требовали перемен. На капитуле в Меце И. П. настоял на отказе от вызывавшего споры среди миноритов папского бреве «Quanto studiosius» от 19 авг. 1247 г. Этим постановлением Иннокентий IV наделял францисканцев правом самостоятельно избирать синдиков, к-рые формально, не будучи членами ордена, могли заниматься вопросами, связанными с имуществом, т. е. приобретать, продавать, обменивать вещи, переданные или уступленные ордену. Т. о., контроль за хозяйственной деятельностью мон-рей по сути переходил в руки самих миноритов. Позже все положения этого бреве были повторены в булле Мартина IV «Exultantes in Domino» (1283).

http://pravenc.ru/text/471427.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010