Благодарим за помощь Алфею Сегодня наступил день, которого мы так ждали! Собраны средства для лечения и операции нашего друга – Алфея Заморышева! Сколько было волнений, молитв, тревог, математических расчетов – за какой срок возможно собрать нужную сумму. Это был удивительный промежуток времени, в течение которого мы все объединились бедой Алфея. Нас интересовал каждый день его жизни: как он, что с ним. Мы стали единым целым, и болезнь Алфея нас сблизила. Сколько трудов было положено, чтоб донести проблему Алфея до всех неравнодушных. И мы поняли, как милостив к нам Господь, что дал нам возможность помочь беде Алфея. Теперь сумма собрана. Мы благодарим всех-всех, кто принимал и принимает участие в решении проблем Алфея, кто молится за него, кто материально помогает претворить мечту Алфея в жизнь – остаться жить. Господь помог нам принять участие в этом добром деле. Мы благодарим архиепископа Максимилиана, по благословению которого началась работа по оказанию помощи болящему Алфею. Благодарим работников сайтов и групп, занимавшихся оповещением всех о проблемах Алфея, благодарим Сретенский монастырь за сайт, за приют, заботу о нем в Москве. Благодарим всех вас, кто пожертвовал деньги на лечение, кто молится за него, кто не равнодушен к его беде. Благодарим женщину, предложившую Алфею свою почку. Спаси вас всех Господь. Но впереди работы не меньше. Это обследование Алфея. Выбор клиники, где будет делаться операция. Ожидание донорского материала. Послеоперационное выхаживание его. Но теперь Алфей не одинок, у него столько друзей и доброжелателей! С Божией помощью наша любовь, забота, внимание, молитвы о нем – вот что поможет ему выдержать трудности и дальнейшие испытания на его жизненном пути. Открытое письмо Алфея Здравствуйте, дорогие друзья! Еще пару месяцев назад, когда я услышал сумму, которая мне нужна на операцию, у меня не было ничего кроме надежды на Милость Божью и полного непонимания как быть дальше. Сейчас же мою радость сложно описать словами. Благодаря Вашим отзывчивым и добрым сердцам, Вашему стремлению во имя Господа помочь ближнему, у меня появился шанс выжить.

http://pravoslavie.ru/49117.html

То, что Иаков Зеведеев, упомянутый во 2-м стихе, не тождествен с Иаковом Алфеевым, об этом едва ли нужно говорить ввиду того, что сами евангелисты ясно различают этих лиц и, конечно, в целях этого именно различения прибавляют Зеведеев и Алфеев. Что же касается отношения Иакова Алфеева к Иакову, брату Господню, то предания и мнения об этом предмете так неопределенны и запутаны, что решительно нет возможности сказать или установить что-либо точное об этих апостолах. Некоторые средневековые писатели принимали, что этот Иаков (т.е. Алфеев) был брат Господень и он же упоминается в Посланиях ( 1Кор.9:5, 15:7 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ), потому что Мария ( Мк.15:40 ), жена Алфея, была сестрой Марии, Матери Господа, а евангелист Иоанн ( Ин.19:25 ) назвал жену Алфея Марией Клеоповой; может быть, он одинаково назывался и Клеопой (Клофа) и Алфеем. Или та же Мария по смерти Алфея и после рождения Иакова вышла замуж за Клеопу. Но то, что Мария Клеопова была сестрой Богоматери, ничем не подтверждается. Обстоятельство, что две сестры (Богоматерь и Мария Клеопова) назывались одним именем, маловероятно. Мнение о тождестве Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, поэтому в настоящее время можно считать совершенно оставленным. Иоанн Златоуст и Феофилакт различают двух Иаковов – Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева, двух Иуд – Фаддея и Иуду предателя, трех Симонов – Петра, Кананита и предателя, который также, по словам Феофилакта, назывался Симоном. Но об Иакове, брате Господнем, в толкованиях рассматриваемого места Евангелия Матфея не упоминают. Этот Алфей, отец Иакова, не был тот же Алфей, который был отец Матфея ( Мк.2:14 ). У Алфея от Марии родились Иаков и Иуда. Иаков называется Малый, или Меньший ( μικρς – Мк.15:40 ), т.е. возрастом, как считают некоторые, или, может быть, по времени призвания он был моложе Иакова Большого, брата Иоанна. По словам Цана, о втором Иакове существует большое разнообразие текстуального предания, которое, по-видимому, возникло вследствие стремления изгладить разноречия между евангелистами. Рядом с очень натянутыми примирениями и комбинациями, которые уже вследствие одной своей недостаточности и невероятности оставляются без рассмотрения, подозрительны и гармонические тексты, где у Матфея и Марка имеются одинаковые имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нельзя предположить, чтобы у Евангелиста не было при этом особенного намерения; и мы, с своей стороны, признаем более, чем вероятным, что евангелист Матфей в столь важных обстоятельствах хотел прикровенно «указать именно на Ту, Которую христиане верующие «могли узнать и без прямого названия, и Которой не должны были знать враги христианства. 399 Положим, однако же, что Мария Клеопова действительно была не дочь, а жена Клеопы, брата Иосифа Обручника Пресвятой Девы, как и полагают, больше частью, истолкователи: в том и другом случае, ей будет принадлежать имя сестры, или родственницы Матери Господа (ибо δελφ, подобно слову δελφς, не всегда означает родную сестру). Тем не менее, останется еще, во-вторых, недоказанным то, что ее муж Клеопа – тоже, что Алфей. Автор «объяснения уверяет, что «в этом нет никакого сомнения, так же, как в том, что Хаггей (еврейское) по-гречески называется Аγγαος. Но для всякого очевидно, что разница между словами Хаггей и Аггей не столь велика, как между словами Клеопа или Клопа и Алфей. Признаемся, для нас нисколько не представляется убедительным предположение разного произношения, хотя и еврейского имени, но взятого вовсе нс из еврейского текста (ибо в ветхозаветных книгах оно и не встречается), 403 а из греческого. И почему надобно думать, что евангелист Иоанн еврейское имя Хлофай написал именно по галилейскому выговору – Клопа, а Марк и Лука, и особенно Матфей 404 по греческому – Алфей? На это не представлено никаких доказательств, Да едва ли и можно представить: иначе, известнейшие ученые, постоянно сопровождавшие свои толкования разными филологическими соображениями, не преминули бы изложить их, и, стремясь к той же цели – к удостоверению, что Иаков брат Господень есть сын Алфея, не были бы принуждены придумывать другой способ соединения в лице Марии, матери его, имен Клеопы и Алфея. Способ же этот состоит в том предположении, что Мария, мать Иакова и Иосии, есть дочь Клеопы, и жена Алфея. 405 Но и это предположение основывается на одних догадках, которые мы уже видели в предыдущих доводах. Поэтому бездоказателен и вывод из него, равно как и из вышеприведенных филологических соображений, 406 – бездоказательно, что «Мария и Алфей“, а не кто другой, «были родители тех лиц, которые именуются братьями Господними, и из которых Иаков, Иуда, Фаддей и Симон был в числе 12 апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   В Евангелиях и других новозаветных книгах неоднократно упоминаются братья и сестры Иисуса Христа; но это, конечно, дети Иосифа, мнимого отца Иисусова от первой его жены, а не от Марии, которая, по верованию Церкви, как до рождения Ею Иисуса, так и в рождении и по рождении пребыла Девой.    Впрочем, некоторые думают, что сама Мария по праву жены Иосифовой, называлась даже после смерти Иосифа, матерью его сыновей, Иакова и Иосии (Мф. 26:56), хотя Она была только мачехой их. Но это не были двоюродные братья и сестры Иисуса Христа (α?ν??ιοι), как утверждают, вслед за Иеронимом, Феодорит, Августин и другие католические писатели; то есть это не были дети Клеопы, или Алфея, брата Иосифова, и Марии, сестры Богоматери, потому что они здесь прямо называются братьями (α?δελφο?) и, как видно из разговоров Назаретян, жили одним домом, составляли одно семейство с Марией, Матерью Иисуса, и первоначально с Самим Иисусом.    Мнение Католических писателей основывается главным образом на отожествлении Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым — одним из 12 Апостолов — и на неправильном названии Иуды, сына Иаковля, братом Иакова, в том же лике 12-ти; причём само имя Клеопы считается за одно и то же с именем в Сирском и Иудейском языке. Но тожество это ничем не доказано. Притом же у Алфея еще был сын Левий, или Матфей, нигде не упоминаемый в числе братьев Господних; а если следовать мнению Католиков, то и он должен был принадлежать к их числу.    Припомнив наконец, что, по свидетельству Иоанна (7:5), братья Иисусовы долго веровали в Него и тем менее могли войти в состав лика Апостольскаго, православная Церковь строго различает Иакова Алфеева и Иакова брата Господня (первого память 9 Октября, второго 23-го Октября), а равным образом Клеопу — одного из 70 Апостолов — от Алфея, у которого в Евангелии известны только сыновья. Отправление Апостолов на проповедь    (Мф. 10:1-42; Мк. 6:7-13; Лк. 9:1-6).    Укрепив 12 избранных учеников Своих в вере в Себя, открыв им тайны Царствия Божия (Мф. 13:11), основываемого Им на Земле, Иисус Христос посылает их по два к погибшим овцам дома Израилева проповедовать приближение Царства Небесного и, в доказательство наступления его и разрушения царства диавола и греха, повелевает им исцелять все недуги и изгонять бесов, для чего даёт им власть над духами нечистыми. Как посланники Небесного Царя, как Раздаятеля высших благ и высших прав, они должны были подавать эти блага туне и не должны были заботиться ни о чём земном, необходимом для них, как для земных путников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

В Евангелиях и других новозаветных книгах неоднократно упоминаются братья и сестры Иисуса Христа; но это, конечно, дети Иосифа, мнимого отца Иисусова от первой его жены, а не от Марии, которая, по верованию Церкви, как до рождения Ею Иисуса, так и в рождении и по рождении пребыла Девой. Впрочем, некоторые думают, что сама Мария по праву жены Иосифовой, называлась даже после смерти Иосифа, матерью его сыновей, Иакова и Иосии ( Мф.27:56 ), хотя Она была только мачехой их. Но это не были двоюродные братья и сестры Иисуса Христа (νιοι), как утверждают, вслед за Иеронимом, Феодорит, Августин и другие католические писатели; то есть это не были дети Клеопы, или Алфея, брата Иосифова, и Марии, сестры Богоматери, потому что они здесь прямо называются братьями (δελφο) и, как видно из разговоров Назаретян, жили одним домом, составляли одно семейство с Марией, Матерью Иисуса, и первоначально с Самим Иисусом. Мнение католических писателей основывается главным образом на отожествлении Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым – одним из 12 Апостолов – и на неправильном названии Иуды, сына Иаковля, братом Иакова, в том же лике 12-ти; причём само имя Клеопы считается за одно и то же с именем в Сирском и Иудейском языке. Но тождество это ничем не доказано. Притом же у Алфея еще был сын Левий, или Матфей, нигде не упоминаемый в числе братьев Господних; а если следовать мнению католиков, то и он должен был принадлежать к их числу. Припомнив наконец, что, по свидетельству Иоанна ( Ин.7:5 ), братья Иисусовы долго веровали в Него и тем менее могли войти в состав лика Апостольского , православная Церковь строго различает Иакова Алфеева и Иакова брата Господня (первого память 9 октября, второго 23-го октября), а равным образом Клеопу – одного из 70 Апостолов – от Алфея, у которого в Евангелии известны только сыновья. Отправление Апостолов на проповедь ( Мф.10:1–42 ; Мк.6:7–13 ; Лк.9:1–6 ). Укрепив 12 избранных учеников Своих в вере в Себя, открыв им тайны Царствия Божия ( Мф.13:11 ), основываемого Им на Земле, Иисус Христос посылает их по два к погибшим овцам дома Израилева проповедовать приближение Царства Небесного и, в доказательство наступления его и разрушения царства диавола и греха, повелевает им исцелять все недуги и изгонять бесов, для чего даёт им власть над духами нечистыми. Как посланники Небесного Царя, как Раздаятеля высших благ и высших прав, они должны были подавать эти блага туне и не должны были заботиться ни о чём земном, необходимом для них, как для земных путников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Я простил бы твоему неведению, если бы не видел намеренного умолчания. Итак послушай, что говорит Иоанн: стояху же при кресте Иисусове мати Его и сестра матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ). Никто не сомневается, что были два апостола, названные именем Иакова – Иаков Зеведеев и Иаков Алфеев. Тот, не знаю какой, Иаков меньший, которого Писание упоминает как сына Марии, не матери однако же Господа, был апостолом, по твоему мнению, или нет? Если он апостол, то будет сын Алфея и верующий в Иисуса, и не будет из числа тех братьев, о которых написано: ни братия бо Его вероваху в Него. Если он не апостол, а третий не знаю какой Иаков, то как можно считать его братом Господним и каким образом он, третий, будет называться в отличие от старшего меньшим, когда старший и меньший обыкновенно дают понятие о различии возраста не между троими, а между двоими, и когда брат Господень должен быть апостол, по словам Павла: потом по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня ( Гал. 1:18–19 ) и в том же послании: познавше благодать, данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти ( Гал.2:9 ). А что сего нельзя считать Иаковом сыном Зеведеевым, читай Деяния Апостольские. Он ещё Иродом умерщвлен был. Остается заключить, что та Мария, которая представляется в Писании материю Иакова меньшего, была жена Алфея и сестра Марии матери Господа, и её-то евангелист Иоанн прозывает Мариею Клеоповою, прилагая ей это имя или по отцу или по родовой фамилии или по другой какой-либо причине. А если в этих местах ты видишь двух Марий, так как там говорится Мария Иакова малаго мати, а здесь Мария Клеопова, то узнай, что таков обычай Писания, что один и тот же человек называется различными именами. Рагуил, тесть Моисея, называется и Иефроном; Гедеон, без указания предварительно причин к перемене имени, вдруг называется Иероваалом; Осия, царь иудейский, попеременно называется Азариею; гора Фавор именуется Итабирий; также Ермон финикияне называют Саниором, а аммореи Саниром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Воскликнув, что и праведник предался заблуждению ( , κα δκαιος πλανθη), они поспешно взошли на портик, свергнули оттуда Иакова на каменный помост и стали побивать камнями, между тем как он молился за побивавших. Кроткая молитва праведника остановила на время зверское ожесточение убийц, стоявших вблизи. Но в то время прибежал один суконщик и поразил Иакова в голову древом белильничим. Так скончался св. Иоаков, брат Божий, и погребен близь храма незадолго до начала войны иудейской, около 63 года по Р. X. Даже неверующие иудеи (напр. Иосиф Флавий) гнушались сим злодеянием, и вскоре потом случившееся разрушение Иерусалима и храма считали казнию за коварное убийство столь великого праведника. «Все сие постигло иудеев за Иакова праведного, который был брат Иисуса, так называемого Христа, говорит Иосиф, описав бедствия Иудеев, так как Иудеи убили его, хотя он был праведнейший из всех». 129 Примеч. Касательно происхождения св. Иакова, брата Божия, и апостола Иуды известны два различных мнения: 1) Одни, преимущественно западные, утверждают, что Иосиф не имел другой жены, кроме обрученной ему для хранения Св. Девы, Богоматери; посему братьев и сестер Иисуса Христа, упоминаемых в Писании ( Матф 13:55 ), считают или детьми Марии, сестры Божией Матери, или детьми Клеопы, иначе Алфея, брата Иосифа Обручника. Клеопу и Алфея считают они за одно лицо; равно Иакова Алфеева и Иакова брата Божия также за одно (см. Alapide Ргоёт. In Epist. Iacobi.). Некоторые соглашаются даже признать сих братьев и сестер детьми св. Анны, как будто она имела мужа прежде Иоакима (см. A1apide Comment in Matth 12:46). Основанием для сего мнения служат свидетельства преимущественно блаженного Иеронима, который robopum:plerosque non tarn pia, quam audaci temeritate confngere, Josephum plures habuisse uxores, et de bis esse fratres Domini (adversus Heluid). В примечании же на Матфея 12:46 полнее излагает свое мнение следующим образом образом. Quidam fratres Domini de alia uxore Josephi filios suspicantur, sequentes deliramenta apocryphorum, et a quadam Escha muliercula confingentes.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Как произошло его обращение? Ап. Павел говорит, что Сам Господь явился ему по воскресении ( 1Кор. 15:7 ). Затем, как ревностный служитель Господа и Его Церкви, состоявшей первое время главным образом из Иудео-христиан, он был избран епископом Иерусалимской церкви ( Деян. 12:17 ; Гал. 2:9 ), председательствовал на Апостольском соборе (51 г. Деян. 15:13 ) и пользовался высоко-авторитетным положением в древней Церкви не только как апостол Господа в более обширном смысле, но и как апостол наравне с ап. Павлом и в ряду с верховными апостолами из 12 Петром и Иоанном ( Гал. 1:9; 2:9 ) 3 . Он умер мученической смертью в Иерусалиме при первосвященнике Анане в 63–64 г., когда после смерти проконсула Феста новый – Альбин ещё не прибыл сюда (Иосиф Флавий. Древн. XX, 9, § 1; Евсевий. II. 23). По преданию он был апостолом из 70, и память его чтится православной церковью 23 октября. Примечание. От Иакова, брата Господня, должно отличать Иакова, брата Иоанна Богослова, сына Зеведеева, и Иакова Алфеева, апостолов из 12 ( Мф. 10:2–4 ). – Некоторые западные учёные и толкователи, а также и русские (Филарет, митрополит Московский, Филарет, епископ Черниговский, протоиерей Богословский, профессор Чельцов, священник Кибальчич) отождествляют Иакова, брата Господня, и Иакова Алфеева. Одни полагают, что Алфей имел другое имя греческое Клеопа (Κλωπ, греческое имя, сокращение от Κλεοπτρος). И таким образом отожествляют Алфея и Клеопу ( Ин. 19:25 ), которого Егезипп называет братом Иосифа обручника и отцом Иакова праведного (кн. 4, 32). Другие – просто отожествляют имена: Алфей или Халпай и Клеопа, как одно еврейское имя в различной только транскрипции и произношении (филологически не оправдываемое допущение) 4 . Затем, находя, что Иаков и Иосия в других местах Евангелия называются детьми Марии Клеоповой ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40, 47; 16:1 ), или, следовательно, всё равно Алфеевой, т. е. жены Клеопы, или Алфея, они утверждают, что Иаков, Иуда, Иосия и Симон были детьми Марии Клеоповой, почитаемой за сестру Богоматери, и, таким образом, двоюродными братьями Иисуса Христа, и детьми Клеопы или Алфея; а отсюда далее, – что Иаков, брат Господа, потом епископ Иерусалима и писатель послания, был одним и тем же лицом с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12, тем более что о личности Иакова Алфеева совершенно ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

1. По свидетельству священного Писания, и на основании священного предания, святой апостол Иаков Алфеев был сын Алфея, брат Левия Алфеева, или Матфея мытаря, бывшего впоследствии евангелистом. Подобно своему брату, Иаков самим Господом избран в число 12-ти Апостолов ( Мк. 3:18 ; Лк. 6:15 ; Мф. 10:3 ), и вместе с прочими был послан на проповедь ( Мф. 10 :). По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иаков Алфеев сперва совершал апостольские труды с прочими Апостолами в Иерусалиме ( Деян. 1:13; 6:2 ) и вообще в Иудее; потом, быв призван к проповеданию Евангелия язычникам, сопутствовал святому Андрею в Эдес, странствовал для благовестия Христова в Газу, Елевферополь и сопредельные места. Отсюда святой апостол Иаков Алфеев удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нем пребывания, запечатлел апостольские свои подвиги мученической смертью на кресте. 352 Канон святому апостолу Иакову Алфееву, поемый ныне православной Церковью, составлен в IX веке славным по своей учености и благочестию, святителем Феофаном, митрополитом Никейским. В этом каноне, и во всей службе, содержатся довольно ясные указания и на личность святого Апостола и на круг его апостольской деятельности. Так, он прямо называется сыном Алфея. «Верно торжествуем пречестный день твоея памяти, Иакове славне, не яко Алфеова тя сына, но яко апостола Христова почитающе, и проповедника Того неизреченнаго воплощения“. 353 " Не яко сына Алфеова, но яко ученика Слова разумеем тя Иакове, Апостолов славо. 354 Он восхваляется, как самим Господом избранный в число учеников, и именно в число двенадцати. «Сам тя Господь един святый честному лику учеников, блаженне, сочета. 355 – «Священному лику учеников Христовых счетался еси Иакове, исполняя число двонадесятных, с нимиже Владыце предстоя, нас поминай. 356 Как один из 12-ти святой Иаков Алфеев именуется верховным Христовым Апостолом, другом, собеседником, сообитателем и самовидцем Христовым. «Неизреченнаго света сияя светлостьми достойно, верховный Христов Апостоле прилежно молися о творящих память твою, славне, пречестную. 357 «избави от грехов рабы твоя, верховный Христов Апостоле. 358 – «яко ученик Христов и друг“, 359 – «яко собеседник и сообитатель быв Владыце“, 360 – «влекий ко свету незаходимому воплощшагося Единороднаго Сына. егоже самовидец и действенный слуга был оси, блаженне. 361 – «апостолов украшение. Христов самовидче. блаженне. 362 Упоминается, что св. апостол Иаков Алфеев, как один из 12-ти, получил «непобедимую власть и силу, о имени Христове, над демонами ( Мф. 10:1 ; Мк. 6:7 ; Лк. 9:1 )“, 363 а приняв Божественного Духа благодать, в виде огненного языка, «языческое отерновленное попалил безбожие. 364

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Галерий остановил исполнение приговора; он повелел отсечь Роману язык, но мученик, не имея языка, говорил еще яснее прежнего, исповедуя свою веру; его заключили в оковы, растянули на деревянной колодке, подняли на высоту и сокрушили петлею челюсти его. Это было 303 года 17 ноября. Евсевий, говорящий о сих мучениках (Т. II. стр. 2—8 по русск. переводу), был современник события. Тоже о Романе в словах и у Златоуста. (См. об них Христ. Чт. 1830. ч. 39 и 1864 г. Ч. II и III. Прилож.) Акты Алфея и Закхея, из которых Евсевий сделал извлечение, изданы у Ассемани с халдейского (Acta martyr. orient. Т. II. 179). У Ассемани (Cal. un. eccl. Т. V. 358) есть рассуждение: два ли Ромауа воспоминаются восточною церковию 18 ноября или один. Он различает двух Романов, одного кесарийского, другого антиохийского. Тоже у Барония и Морчелли (Т. I. 231). О первом яко бы в месяцеслове Василия 16 марта сказано, что он умер от меча. В месяцеслове Василия 16 марта и в других прологах касательно мученика Романа смешение; по сличению проложных сказаний с повествованием Евсевия выходит; что писатели прологов из одного Романа сделали двух; Евсевий весьма ясно говорит, что св. Роман кесарийского округа, пострадал в Антиохий, ибо находился в ней в то время. Рюинарт и другие справедливо признают одного муч. Романа (Ruinart. Т. II. 329). Варула с сирского значит: раб Божий Евсевий; кратко говорящий о сих мучениках, умолчал об Варуле, но об нем говорит Пруденций в одном из своих гимнов и имя его находится в древнейшем, Иеронимовом мартирологе и у Адона с кратким сказанием. У Рабана есть сказание о сем отроке без имени его. Бароний поместил Алфея и Закхея в Римском мартирологе 17 ноября, неверно утверждая, что восточная церковь чтит их 17 ноября, чего нет ни в одном известном нам месяцеслове. У Евсевия действительно сказано, что они пострадали 17 Дия (ноября) — за 15 дней до декабрьских календ. Царицею Еленою был построен храм муч. Роману в Константинополе и близ него св. ковчег (σορς), где она положила мощи муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010