Петрозаводск. Кафедральный собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Александра Невского. Открыт в 1832 г. Находящаяся в Петрозаводске трёхпрестольная Александро-Невская церковь была торжественно заложена 22 июля 1826 г. и строилась по проекту арх. Горного департамента Александра Ивановича Постникова. Главный Александро-Невский придел и два боковых были торжественно освящены в течение 25-27 января 1832 г. Интересно, что угловые башенки храма были в буквальной точности скопированы с колокольни Вознесенской церкви в Фёдоровском посаде (в Царскосельском уезде СПб губ.), построенной в XVIII в. знаменитым Дж. Кваренги. В 1930 г. храм был закрыт, его купол был перестроен, угловые башенки снесены, и на протяжении последующих 64 лет в нем размещались экспозиции Государственного краеведческого музея. В 1992 г. храм был возвращен верующим, и вскоре в нем начались восстановительные работы (проект реставрации был разработан арх. В.Г. Копниным), завершившиеся в 2000 г. торжественным освящением. В настоящее время храм являятся главным кафедральным собором Петрозаводской епархии. Кутьков Н.П. Собор Александра Невского, Петрозаводск. Кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Петрозаводске построен в 1831 году на пожертвования горожан и рабочих Александровского завода. Каменный храм в стиле высокого классицизма возведен по проекту архитектора Александра Постникова. Строился собор в память о героях Отечественной войны 1812 года. Освящение проведено в январе 1832 года, в день памяти святого Иоанна Златоуста. Кафедральный собор был закрыт в 1929 году. В здании долгое время располагался краеведческий музей. Петрозаводской епархии храм был возвращен лишь в 1991 году. Была начата длительная реконструкция, завершившаяся в 1999 году. На звоннице собора были установлены восемь колоколов, которые изготовили в Воронеже по старинной технологии. Там же был изготовлен позолоченный иконостас. В июне 2000 года кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

http://sobory.ru/article/?object=00149

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Придел преподобного Александра Свирского снова действует В приделе преподобного Александра Свирского Примечательно, что это долгожданное событие пришлось именно на нынешний год, когда отмечаются три даты, связанные с именем глубоко почитаемого в народе русского святого и чудотворца: 560-летие его рождения (15 июня 1448), 500-летие явления преподобному Святой Троицы (1508) и 475-летие со дня его преставления (30 августа 1533). Солнечным утром 25 сентября на торжественное открытие реконструированного юго-восточного придела Покровского собора, где изначально была заложена церковь преподобного Александра Свирского, и на молебен собрались ученые, историки, богословы, представители СМИ. А спустя пару часов в Государственном Историческом музее состоялся «круглый стол», посвященный памяти преподобного Александра Свирского, с участием церковных и светских ученых. Здесь же были представлены экспозиция икон святого Александра XVII–XIX веков и уникальная иллюстрированная 80 миниатюрами рукопись жития преподобного XVIII века из коллекции ГИМ. …Сияет, переливается всеми красками, словно грани драгоценного пасхального яйца Фаберже, обновленный храм Василия Блаженного. Высокое крыльцо со стороны Москва-реки ведет к юго-восточному приделу, освящение которого в честь преподобного Александра Свирского состоялось в 1561 году. И связано это было вот с чем. 30 августа 1552 года под Казанью была одержана важная в стратегическом отношении победа русских войск над ханом Епанчею. На этот день по православному церковному календарю приходилось два праздника – преподобного Александра Свирского и трех Константинопольских патриархов. Так что посвящение двух отдельных приделов каждому из праздников подчеркивало исключительное значение нашей победы. Главный же, восточный, алтарь собора посвящен Святой Троице. По отношению к нему юго-восточный придел является ближайшим правым – этот факт, по мнению историков, свидетельствует о том, что царю Иоанну Грозному, митрополиту Московскому Макарию и народу было известно о явлении Александру Свирскому Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/4481.html

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Александр Дягилев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Лекция протоиерея Александра Дягилева В МДА В настоящее время сложные взаимоотношения и конфликтные ситуации в семье – достаточно распространенная проблема. Чтобы семья не распалась, каждый член семьи должен искренне стремиться к ее сохранению. Тогда появляется возможность грамотно действовать в сложной ситуации и избегать кризисов. Но не каждый человек знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации. 30 мая в Большом актовом зале Московской духовной академии собрались студенты, преподаватели и жители Сергиева Посада. Люди пришли послушать лекцию священника-психолога протоиерея Александра Дягилева о причинах семейных кризисов и способах их преодоления. В начале встречи отец Александр поприветствовал собравшихся радостным «Христос Воскресе!» . Зал трижды пропел тропарь Воскресению Христову и слушатели заняли свои места. Протоиерей Александр рассказал о том, что никогда не думал, что будет заниматься проблемой сохранения семей. Но случилось так, что в семейной жизни священника появились проблемы. И чтобы решить их, отец Александр и его супруга согласились принять участие в семинаре для семейных пар, который проводился в Санкт-Петербурге. «Наша жизнь очень изменилась за эти три дня. Мы поняли, в чем причины наших разногласий, смогли их обговорить. Когда мы ехали в машине у меня появился вопрос: почему у нас никто этим не занимается?», – сказал отец Александр. После этого случая отец Александр взял благословение у митрополита Санкт-Петербургского Владимира на проведение таких же мероприятий. «Мы поехали в Варшаву, нашли там семейную пару, которая когда-то создала эту программу, подробнее о ней узнали и запустили такую же программу в Петербурге», – рассказал отец Александр. Так, с 2010 года и в Православной Церкви появилась аналогичная программа по сохранению семей. Свою лекцию отец Александр начал со статистики по зарегистрированным бракам и разводам. В Российской Федерации за 2018 год распалось 64% зарегистрированных браков. Если более детально, то в Москве распадается 53% браков, в Санкт-Петербурге – 50%, в Ленинградской области – 86%. Почти такие же показатели среди венчанных браков.

http://azbyka.ru/semya/prichiny-semejnyh...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним пострадавшие священномученики Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Александр Иванов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов С вященномученик Александр родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, «расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался»– так описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом. Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее – в Вятской Духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, где обучался за казенный счет. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В этом же году он женился и 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля – во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы, созданной для подготовки псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы. В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие и призывал людей состоятельных помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. В вятском кафедральном соборе во время богослужения 14 сентября 1891 года отец Александр сказал: «Вот и ныне, слушатели христиане, постигло наше Отечество тяжелое бедствие.

http://fond.ru/foto/37/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 23 июня (6 июля) Священномученик Александр Миропольский Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться. В 1868 году Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат спросил Александра: «Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!» – «И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, – вспоминал он впоследствии, – и я бессознательно отвечал: как хотите...» Отец Евгении служил священником в храме в селе Апазове Казанского уезда в приходе, состоявшем в основном из крещеных татар. Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был рукоположен во священника ко храму в селе Александровское Чистопольского уезда. Но прослужил он здесь недолго. В 1871 году тяжело заболел его тесть, и, когда отец Александр приехал навестить больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, так как он собирается уходить за штат по болезни.

http://fond.ru/foto/517/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) января Священномученики Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев С вященномученик Александр родился в 1867 году в Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского. В 1886 году он был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске  Подольской  губернии. В 1891 году епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) Александр Филимонович был принят в Туркестанскую епархию и назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская и законоучителем церковноприходской школы. 8 августа 1893 года он был рукоположен во диакона и впоследствии служил в Александро-Невском храме в городе Маргелане. 21 февраля 1899 года диакон Александр был рукоположен во священника и в 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном. Будучи настоятелем приютской церкви, отец Александр вместе с детьми напротив приюта насадил парк. После закрытия приюта при безбожной власти парк был частично вырублен. В 1907 году отец Александр был назначен настоятелем Николаевской, что на Кучугурах, церкви в городе Верном, где он прослужил до ареста. Отец Александр был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами. Когда-то отец Александр был женат, но жена оставила его, а детей у них не было, и священник жил один в одной из комнат в доме при Николаевской церкви, все свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. «Это же у Престола Господня! – говорил он. – Это же Богу служить! Богу! Богу! Надо, чтобы люди радовались, чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел». Вместе с отцом Александром в храме служил протоиерей Стефан, пострадавший впоследствии вместе со своим настоятелем. Священномученик Стефан (Степан Константинович Пономарев) родился 14 декабря 1880 года в городе Верном. В 1895 году Степан окончил церковноприходскую школу, в 1904-м – назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском Верненского уезда и учителем пения в церковноприходской школе. Женился на девице Прасковье. Когда они повенчались, он ей сказал:

http://fond.ru/foto/45/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 27 (9 сентября) Священномученик Александр Цицеров Священномученик Александр родился 25 августа 1884 года в селе Поводимово Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина Михаила Цицерова. В 1903 году Александр окончил Апшаровскую церковно-учительскую семинарию и до 1908 года был учителем в церковноприходской школе в селе Ольховка Симбирской губернии. Как многие учителя тех лет, Александр Михайлович принимал участие в модной в то время революционной деятельности и даже вступил в 1904 году в партию социал-демократов. В его обязанности входило распространение прокламаций среди солдат стоявшей в этих местах воинской части. В 1906 году социал-демократическая партия была разгромлена, и в домах многих ее участников, в частности и Александра Михайловича, были проведены обыски; некоторые члены партии были привлечены к судебной ответственности и высланы, а некоторые и казнены. Александр Михайлович, как не принимавший активного участия в деятельности партии, арестован не был. Революционные события, которых он был участником, и тот накал страстей, которыми они сопровождались, разгул безбожия и связанная с ним безнравственность – все это заставило его глубже задуматься о причинах происходящего и сделать, в конце концов, однозначные выводы. 1908 году Александр Михайлович поступил учителем-регентом в двухклассную Княжухинскую церковноприходскую школу в Симбирской губернии. В 1913-1914 годах он учился на пастырско-миссионерских курсах в Москве, и 20 апреля 1914 года был рукоположен во священника к Владимирской церкви села Осташева Бронницкого уезда Московской губернии и назначен миссионером. В том же году отец Александр организовал религиозно-нравственные чтения для рабочих Садковской мануфактуры, а в селе Осташево – кооперативное общество, председателем которого он затем состоял в течение двух лет. 25 ноября 1916 года отец Александр был переведен служить в Николаевскую церковь в селе Никольское Звенигородского уезда Московской губернии. В 1926 году он был награжден наперсным крестом, в 1932м – возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Звенигородского округа.

http://fond.ru/foto/740/Aleksandr/

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010