Труженик (Теребени). Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Александра Свирского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. ... в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освещена в середине XVIII в. подземная церковь. В 1757 г. построена подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. Храм преподобного Александра Свирского расположен под землёй. Всё, что мы видим над землёй, это всего лишь вход в храм. http://hram-tver.ru/nikolotrebenm.html «Над святыми вратами церковь каменная во имя преподобнаго Александра Свирскаго» К 320-летию освящения храма преподобного Александра Свирского в Николо-Теребенском монастыре. В последние годы в общероссийской и областной прессе распространилась информация о «подземном храме» в Николо-Теребенском монастыре, что расположился в Максатихинском районе близ реки Молога. Храм этот именуют в честь Александра Свирского и почитают как часть неких «подземных» сооружений монастыря. На этот счёт распространено много различных легенд, по которым можно писать целые фантастические романы. Вместе с тем об истории этого храма почти ничего не известно. В данной статье мы постараемся разобраться в документах, проливающих свет на историю храма, и попробуем восстановить его облик на основании архивных исследований. Многие из нижеприведённых документов будут опубликованы впервые. Храм преподобного Александра Свирского является одним из древнейших храмов обители. Его упоминает документ XVIII в. В перечне храмов обители: «Святых церквей пять: 1-я во имя святителя Николая, 2-я Благовещения Пресвятыя Бгородицы, 3-я Сретения Господня, 4-я Александра Свирскаго, 5-я Иакова Боровицкого, каменного строения в благолепии и твердости, строены 1687 года» и называет датой построения всех церквей обители – 1687 г. Хотя стоит предположить, что в один год все храмы монастыря построены быть не могли. Возможно, заложили их в один год, получив какой-либо весомый вклад, а вот освящали их в разное время.

http://sobory.ru/article/?object=22023

Г. И. Беневич Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Значение свт. Александра Александрийского в истории арианских споров очень велико и в определенном смысле является решающим. Свт. Александр является первым значительным оппонентом Ария; он в немалой степени сформулировал основные идеи антиарианской полемики, перенятые у него свт. Афанасием Александрийским и другими православными богословами; важно также, что свт. Александр играл значительную роль на I Вселенском соборе, на котором было осуждено учение Ария. Свт. Александр родился около 250 г. Он был любимым учеником св. Петра, патриарха Александрийского 153 , который стал мучеником в 311 г. Известно, что свт. Александр установил день памяти Петра 154 ; сохранился панегирик свщмч. Петру, приписываемый свт. Александру 155 , дошедший на коптском языке 156 . После смерти св. Петра Александрийская кафедра какое-то время оставалась вдовствующей, и затем, после недолгого правления свт. Ахиллы, в 312 г. патриархом Александрийским стал свт. Александр. Почти ничего не известно о деятельности свт. Александра до возникновения арианских споров. Когда споры об учении Ария стали охватывать народ Александрии, свт. Александру Александрийскому был сделан донос на Ария 157 . Сначала свт. Александр не воспринял это обвинение всерьез и занял нейтральную позицию, посчитав данный вопрос одним из тех, которые могут обсуждаться в Церкви и относительно которых возможны публичные диспуты 158 . Затем, когда Арий обвинил свт. Александра в савеллианстве из-за слов, произнесенных последним: «Святая Троица есть в Троице Единица», утверждая, в противовес свт. Александру, что было, когда не было Сына, – Александр окончательно встал на сторону осуждающих учение Ария и запретил ему проповедовать свое учение 159 . Однако Арий, который был весьма популярен в александрийской среде, не внял запрещениям свт. Александра. Испробовав все возможности устного и письменного убеждения ариан, свг. Александр созвал собор с участием около ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя (320–321 гг.) и отлучил от Церкви Ария и его сторонников (двух епископов, шесть пресвитеров и шесть диаконов), а также в окружном послании объявил об этом всем Церквам 160 . В этом послании свт. Александр пишет об осуждении Ария и его последователей и просит не принимать их в церковное общение. Он кратко излагает учение Ария и кратко опровергает его. Это отлучение послужило распространению споров по всему христианскому Востоку и допустило придание арнанским спорам общецерковного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 13 (26) Священномученик Александр Поспелов Священномученик Александр родился 21 марта 1883 года в городе Владимире в семье чиновника государственного казначейства, коллежского асессора Василия Владимировича Поспелова. Василий Владимирович рано овдовел и женился во второй раз. В первом браке у него было трое детей – Александр, Николай и Мария, а во втором – пятеро. Семье жилось трудно, зарплаты государственного служащего не хватало, так что пришлось испытать и голод, и в этом случае семье помогали сердобольные соседи. После смерти в 1898 году Василия Владимировича попечение о сиротах взяли на себя родственники, сестры покойной матери и ее брат, священник Михаил Антонович Крылов. Благодаря их поддержке братья Александр и Николай получили хорошее образование. Александр окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Константиновной Тимофеевской, которая была учительницей в школе. Они поженились, и впоследствии у них родилось шесть детей – пять сыновей и дочь, два сына умерли в младенчестве. В 1904 году Александр Васильевич был рукоположен в сан диакона, а впоследствии во священника и служил некоторое время в селе Ваганово Владимирского уезда, а затем в храме в селе Тетерино Торчинской волости Суздальского уезда Владимирской губернии, где и пришлось ему встретить одно из самых беспощаднейших гонений в истории Церкви. Условия жизни стали настолько суровы, что ради прокормления семьи отец Александр стал подрабатывать счетоводом в потребкооперации. В марте 1929 года скончался священник в селе Кибергино. На похоронах присутствовало несколько священников из соседних приходов и среди них отец Александр Поспелов; после панихиды он был приглашен прихожанами и старостой послужить в их храме в ближайшее воскресенье. Отец Александр согласился и отслужил в воскресенье литургию. Его служение и проповедь понравились прихожанам, и они стали просить его остаться у них на постоянно и, в свою очередь, стали просить архиерея Иваново-Вознесенского, чтобы тот благословил отца Александра служить в их селе. После того как архиерей направил священника служить в храме села Кибергино, отец Александр переехал сюда.

http://fond.ru/foto/1500/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 1 (14) Священномученик Александр Агафоников Священномученик Александр родился 3 декабря 1881 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова. По окончании в 1903 году 5-го класса Вятской Духовной семинарии Александр Владимирович поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу. 18 июня 1904 года он был рукоположен во диакона ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии, а 29 октября 1906 года – во священника ко храму в селе Тойкино Сарапульского уезда и назначен преподавателем Закона Божьего в Тойкинском земском училище. В 1911 году отец Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 году – депутатом на окружной училищный съезд. В 1914 году отец Александр был переведен в храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. В 1915-1917 годах отец Александр избирался депутатом на епархиальные съезды, а в 1917 году был избран благочинным 1го округа Орловского уезда. С 1917 года отец Александр стал служить в городе Вятке, а с 1919 года – в Спасо-Троицком соборе в городе Котельнич и вскоре был назначен благочинным. На состоявшемся в 1923 году благочинническом собрании было принято решение просить Патриарха Тихона об учреждении в Котельничах отдельного викариатства. Отец Александр предложил в качестве кандидата на занятие епископской кафедры иеромонаха Флавиана (Сорокина), подвизавшегося в Златоустовском монастыре в Москве. В начале 1924 года иеромонах Флавиан был хиротонисан во епископа Котельнического, викария Вятской епархии. По приезде в Котельнич епископ Флавиан был вызван в уездный исполнительный комитет, где у него спросили, собирается ли он создавать при себе епархиальное управление, на что он ответил, что нет. В этот период отец Александр исполнял обязанности городского благочинного и был ближайшим помощником архиерея. Епископ Флавиан управлял викариатством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал отцу Александру, что попал в чрезвычайно тяжелые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом; в ответ на просьбу о помощи отец Александр стал ежемесячно высылать епископу деньги.

http://fond.ru/foto/975/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 26 ( 9 октября) Священномученик Александр Левитский Священномученик Александр родился 13 февраля 1875 года в Москве в семье священника Михаила Ивановича Левитского. Окончив в 1900 году Московскую Духовную академию, Александр Левитский был назначен преподавателем гражданской истории и словесности в Мариинском епархиальном училище, а также русского языка и словесности в Филаретовском женском училище в Москве. 12 марта 1904 года Александр Михайлович был определен на место священника к Троицкой, что в Троицкой слободе церкви, или как ее впоследствии стали называть – Троицкая церковь на Самотеке, где во времена гонений на Церковь разместилась резиденция Патриарха Тихона. Отец Александр был заведующим церковноприходской школой при Троицкой церкви и преподавателем Закона Божия. С 1905 года к этим послушаниям добавилось преподавание Закона Божия в 5-й женской гимназии, а с 1906 года – в мужской гимназии, учрежденной А.В. Адольфом. В 1911 году отец Александр был назначен членом приходского совета Троицкой церкви. В 1917 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1921м – возведен в сан протоиерея. Весной 1923 года в Троиций храм был назначен новый настоятель, признавший обновленцев, к нему присоединились другие священники, служившие в храме, и отец Александр вынужден был покинуть храм. Однако, ради паствы, он все же решил на некоторое время остаться. Не желая подчиняться и признавать живоцерковников, отец Александр попал в сложное в духовном и опасное в практическом отношении положение из-за тех неприятностей, которые ему могли принести обновленцы. 30 июня 1923 года отец Александр подал настоятелю храма заявление, в котором написал, что не имеет ничего общего с новообразованной обновленческой общиной, и с 1 июля прекратил свое служение в Троицком храме, а уже 6 июля 1923 года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Отца Александра обвиняли в антисоветской агитации, в том, что он явился инициатором приходского собрания, председателем которого обновленцы хотели иметь Красницкого, но прихожане Троицкого храма были настроены категорически против, и Красницкому пришлось удалиться.

http://fond.ru/foto/949/Aleksandr/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Скачать epub pdf Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться. В 1868 году Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат спросил Александра: «Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!» – «И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, – вспоминал он впоследствии, – и я бессознательно отвечал: как хотите…» Отец Евгении служил священником в храме в селе Апазове Казанского уезда в приходе, состоявшем в основном из крещеных татар. Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был рукоположен во священника ко храму в селе Александровское Чистопольского уезда. Но прослужил он здесь недолго. В 1871 году тяжело заболел его тесть, и, когда отец Александр приехал навестить больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, так как он собирается уходить за штат по болезни. Отец Александр не хотел переходить в село, где жило много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство. Но было трудно отказать тестю, которого отец Александр искренне любил, он – согласился и написал прошение, но с большими оговорками, так что в тот момент был почти уверен, что ему откажут.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miro...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужение в соборе Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене 5 февраля. Справа - новонаписанная икона Александра Шмореля ЖМП 7 июль 2012 /  13 июля 2012 г. Смерть за правду 13 июля 1943 года в застенках гестапо в Мюнхене принял мученическую смерть на гильотине Александр Шморель, создатель и идейный вдохновитель антифашистской молодежной группы " Белая роза " . Его выступление против нацистского режима было не просто политическим протестом, скорее мировоззренческим вызовом безбожному тоталитарному режиму. Характер деятельности Александра, его поведение на допросах и последние дни перед смертью позволили Русской Православной Церкви Заграницей поставить вопрос о его канонизации. В начале нынешнего года Александр Шморель был прославлен в лике местночтимых святых Берлинской и Германской епархии РПЦЗ. В день памяти новомученика предлагаем вашему вниманию его краткое житие. Александр Шморель родился в Оренбурге 3/16 сентября 1917 года. Его отец, немецкий подданный Хуго Шморель работал врачом, мать Наталья Введенская была дочерью православного священника. Александр рано лишился матери. Наталья умерла от тифа, когда ему не было и года. Однако образ доброй, мудрой, любящей, глубоко набожной матери Александр хранил в своем сердце всю жизнь. С ранних лет и до мученической кончины Александр Шморель осознавал себя православным. Этому в немалой степени способствовала его няня Феодосия Константиновна Лапшина, отличавшаяся сердечной теплотой, благочестием и верностью семье Шморелей. С ними она, как мнимый член семьи, выехала в Германию в мае 1921 года, когда Шморели решились воспользоваться возможностью покинуть страну, погружавшуюся в омут террора и безбожия. В Мюнхене, куда приехали Шморели, Александр изучал Закон Божий, который преподавал местный православный священник. Все другие члены семьи не принадлежали к Православной Церкви, но в семье сохранялся русский язык и русский уклад жизни. О православии Александра свидетельствуют рассказы из его школьной жизни. Поскольку в то время в Баварии не преподавался православный Закон Божий (он был введен лишь в 1956 году), Александр был обязан посещать католические уроки. Учитель перед всем классом неоднократно призывал его: " Шморель, будучи гостем у нас, вы могли бы совершать крестное знамение, как мы: слева направо " . Александр неизменно отвечал: " Я православный, и мы совершаем его иначе! "

http://e-vestnik.ru/analytics/smert_za_p...

Жития святых благоверных великих князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия Владимирских чудотворцев Источник Житие Святого благоверного великого князя Александра Невского. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года, вероятно, в городе Переславле Залесском. Он был второй сын благочестивого Князя Ярослава Всеволодовича, который княжил то в Переяславле, то в Новгороде, недолго и в Киеве, а после нашествия монгольского сделался Великим Князем Владимирским и всея Руси – первым устроителем земли Русской после монгольского разорения 1 . Мать Св. Александра звали Феодосией, и она отличалась также благочестием 2 . Годы своего детства и отрочества Св. Александр провел то в Переяславле, то в Новгороде; при чем в Новгороде иногда, еще будучи отроком, был оставляем родителем своим на княжение вместе с братом своим Феодором. А потом и долго (лет около 16-ти), в молодые годы свои, Св Александр был Новгородским Князем. Писатель его жития говорит, что Благоверный Князь Александр от юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен, что вселился в сердце его страх Божий, что премного он чтил священнический чин, во все же время юности своей был смиреномудр воздерживаясь и бодрствуя, что во устах его непрестанно были Божественные слова, услаждавшие его паче меда и сота 3 . Наружное благолепие юного Князя отображало в себе внутреннюю красоту его души. Высокий рост и телесная сила также отличали его. Престол велико-княжеский во Владимире занимал тогда мудрый и миролюбивый Великий Князь Св. Георгий Всеволодович; но страшные бедствия начали посещать тогда Русскую землю: то пожары, то голод, то мор. Необычайные солнечные затмения и другие знамения на небе, землетрясение, бывшее и во Владимире и в Киеве, еще более устрашали людей. Ждали конца мира. Но это было еще только предвестием великого горя Русской земли. Внезапно нахлынул на Русскую землю какой то неведомый народ – монголы (или татары) и овладел русским народом надолго. Кровь полилась, как вода. Множество городов русских было сожжено и разорено. Многих уводили в тяжкий плен, а кого оставили, обложили большой данью. Однако Новгород, где княжил Св. Александр, Господь сохранил от разорения татарского: сюда не дошли татары. В такое то время и возрастал Благоверный Александр, которому Господь судил защищать от врагов всю Русскую землю. И по благодати Божией Св. Александр приготовил из себя крепкого и надежного защитника отечества. Не только на Руси, но и в чужих землях прославлялись мудрость, мужество, добродетель и наружное благолепие Новгородского князя Александра. Один чужеземец знатного рода, нарочито приезжавший в Новгород только затем, чтобы видеть Новгородского Князя, по возвращении в свое отечество говорил, что не видал никогда подобного Александру по виду и по доблестям. И вот как на деле оправдал Св. Александр похвальные отзывы о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010