Объяснение Священной книги «Псалмов» протоиерея Гр. Разумовского представляет весьма полезный труд по его назидательности, а по своему популярному – простому и легкому – изложению он является вполне общедоступным. Издание его тем более желательно, что у нас слишком мало цельных истолкований на всю Псалтирь, а таких и вовсе не имеется. Совершенно уверен, что книга получит широкое распространение, чего ей и желаю.     Профессор Николай Глубоковский, СПб, 1914, V,3. суббота.     Предисловие    При поступлении моем в 1895 году на службу в Чагринский женский монастырь Самарской губернии, мне вскоре пришлось вести воскресные и праздничные богослужебные собеседования с монашествующими. Предметом этих собеседований вначале служили объяснения евангельских и апостольских чтений того дня, отрывочные рассказы по поводу праздничных событий и т.п. Вообще это были отрывочные беседы и наставления с практическими приложениями к иноческой жизни. Такие беседы были хотя и понятны малограмотным или же и совсем безграмотным слушательницам, тем не менее, как имевшие характер отрывочности и бессистемности, они потому казались мне и малополезными для них. Задумываясь, вследствие сего, над вопросом о том, нельзя ли избрать для собеседований что-либо такое, что могло бы доставить наибольшую пользу для нравственно-религиозного назидания монастырских обитательниц, я в конце 1896 г. пришел к мысли предлагать насельницам монастыря, при каждом собеседовании, объяснение псалмов, по порядку расположения их в Псалтири, как такой, всем им известной книге, которая служит настольною, молитвенною книгой для монашествующих.    Приступая к выполнению этой нелегкой задачи, я признал тогда же за нужное, в начале одного из собеседований, высказать своим слушательницам следующее: «Главная цель бытия человеческого на земле состоит в том, чтобы жить во славу Божию, а не для собственного удовольствия. Если где, то особенно у живущих в святых обителях, эта цель человеческой жизни должна быть наиболее сознаваема, преследуема и выполняема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

— Хорошо ли тебе? — хотел было спросить его о. Савватий. А тот молча уже развернул свиток, который держал в руках, и о. Савватий прочел написанное там большими блестящими буквами: «Праведницы вовеки живут, И в Господе мзда их». При конце каждой строчки Божественных слов этих стояло по золотой, ярко сиявшей звездочке. Тут как будто на хорах отворилась дверь, и о. Филарета кто-то позвал, и он, поклонившись, удалился. На этом о. Савватий проснулся. Болезни, которую он чувствовал, ложась спать, как не бывало; больные ноги стали как здоровые. Душа его была преисполнена неизъяснимой радости и восторга. Такое-то вот сказание слышал я сегодня от одного из наших богомудрых, удостоивших посетить наше пустынножительство. И хотел было я предложить ему вопрос: можно ли каким бы то ни было снам верить? Но не предложил, ибо и моя душа была преисполнена неизъяснимой радости и восторга. 20 апреля Видение в Шамординой. — О. Памва, простец Оптинский и протоиерей о. Александр Чагринский (Юнгеров). — «Христианин» и мужик. — «Антихриста дождемся». Давно не заглядывал в свои записки: все это время был занят приготовлением к печати рукописи своей «Святыня под спудом» и разбором старых писем. Много их накопилось за последние годы; многие из них обречены на уничтожение, но есть такие, с которыми не только жаль расстаться, но хочется их перенести даже на страницы моего дневника, чтобы как-нибудь не затерялись… Вчера к нам заглянули и чай пили у нас о.о. Нектарий, Варсис и Памва. О. Варсис служил на днях в Шамординой. Его сестра ездила в Петербург, в Иоанновский монастырь, вернулась на днях обратно и заказывала у себя, в Шамординой, заупокойную обедню по о. Иоанне Кронштадтском . За «Херувимской» одна больная монахиня внезапно увидела о. Иоанна, который вместе с великим входом вошел в алтарь Царскими Вратами. Монахиня закричала: — Батюшка, возьми меня! К ней подбежали, думая, не случилось ли с ней чего. — Да разве вы не видели батюшки? — изумилась она, — ведь он только сейчас вошел в алтарь! Раньше ничего подобного с этой монахиней не случалось.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Послесловие Краткий словарь богослужебных терминов   Тире между псалмами означают Славу .     Вступление Свой труд «Объяснение священной книги псалмов» протоиерей Петропавловской церкви г. Самары Григорий Разумовский создавал в течение 18-ти лет, с 1896 по 1914 год. Рукопись получила одобрение одного из авторитетных представителей богословской науки того времени проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского и разрешение на печатание от цензурного комитета. Автор передал свой труд преосвященному Михаилу (Богданову), еп. Самарскому с просьбой посодействовать изданию. Однако наступившая вскорости революция сделала невозможным издание книги. Ясно и доступно изложенное, «Объяснение священной книги псалмов» может стать хорошим подспорьем в изучении православной веры и Св. Писания. Автор подробно излагает события священной ветхозаветной истории, послужившие поводом к созданию того или иного псалма, раскрывая на этом фоне его духовный пророческий смысл и значение его для внутренней жизни христианина. Особенно ценно то, что о. Григорий постоянно обращается к месту и роли Псалтири в православном богослужении, показывая, почему тот или иной псалом стал частью утрени, вечерни и т. д. В своих толкованиях автор опирается на мнения святых отцов, толкователей Псалтири. Самое современное из имеющихся толкований всей Псалтири, это «Объяснение» должно помочь всем, стремящимся к уразумению неисчерпаемого духовного богатства псалмов. Объяснение Священной книги «Псалмов» протоиерея Гр. Разумовского представляет весьма полезный труд по его назидательности, а по своему популярному – простому и легкому – изложению он является вполне общедоступным. Издание его тем более желательно, что у нас слишком мало цельных истолкований на всю Псалтирь, а таких и вовсе не имеется. Совершенно уверен, что книга получит широкое распространение, чего ей и желаю. Профессор Николай Глубоковский , СПб, 1914, V,3. суббота. Предисловие При поступлении моем в 1895 году на службу в Чагринский женский монастырь Самарской губернии, мне вскоре пришлось вести воскресные и праздничные богослужебные собеседования с монашествующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

564. Чагринский – Покровский , женский, общежительный, Самарской губ., Николаевского у., Колокольцовской волости, при селе Покровском, в 105 вер. к сев.-вост. от Николаевска и в 12 вер. от села Колокольцовки. Учрежден под именем женской общины в 1874 г. на средства помещицы Васильевой и купца Головачева, из коих первая пожертвовала 12 тыс. р., а второй 1.420 дес. земли, со всеми постройками, возведенными для помещения общины и при ней богадельни. В 1884 г. община переименована в общежительный монастырь. С 1879 г. здесь существует училище. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 14, ст. 185; 1885 г., 15, ст. 126; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 82; 1884 г., 234, 253. 565. Черкасский – Покровский , женский, заштатный, на южной оконечности гор. Черкас, Киевской губ. Основан в 1818 г. инокинею Афанасиею на купленной ею земле. Здесь помещается богадельня для старух. Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 614. 566. Черкасский – Успенский , мужской, заштатный, Киевской губ., Черкасского у., в 5 вер. от Черкас, на возвышенном берегу р. Днепра. Основан в 1810 г. иноком Пименом. Здесь помещается богадельня для стариков. Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 613. 567. Черноморская – Екатерино – Лебяжская – Николаевская , мужская пустынь, заштатная, Кубанской области, Екатеринодарского округа, в 100 вер. к сев. от Екатеринодара, на зап. берегу Лебяжского лимана, близ Бейсугского гирла. Основана в 1794 г., и до 1872 г. пользовалась содержанием от Черномор. казач. войска, управление которого принимало участие в делах обители. В 1872 г. она поступила в полное и исключительное ведение Кавказ. епарх. начальства, при чем в видах обеспечения в средствах ей предоставлено в собственность 522 десят. войсковой земли, все движимое и недвижимое имущество, в том числе вод. муком. мельницы, 2 рыболов. завода и капитал единовременно в 50.000 руб. При м-ре есть школа для мальчиков. “Ист. Рос. Иер.”, VI, 699; “Полн. Собр. Зак.”, 1847 г., XXIII, 17235; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 91 (принятие в епарх. вед.); 1884 г., 235 (школа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 492; “Известия Археолог. Общ.”, 1868 г., VI, 27 (церковн. древности); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1875 г., II, смесь, 65–67 (письма еписк. Игнатия Брянчанинова) ; Григорович, “Обозр. учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Новотихвинский – Александровский – Екатеринбургский Борисоглебский-Аносин Аркадиевский-Вяземский Благовещенский-Уфимский Спасский-Бородинский Богородицкий-Тихвинский-Кирсановский Тихвинский – Новодевичий-Богородицкий -Керенский Ивановский-Казанский-Сезеновский Троицкий – Одигитриевский – Зосимова пустынь Покровский-Медведовский Сретенский-Сызранский Абабковский-Николаевский Иоанно-Предтечевский-Мариинский Рождество-Богородицкий-Темниковский Тихвинский-Богородицкий-Бузулукский Иверский-Самарский Пророко-Ильинский-Мензелинский Успенский-Краснослободский Влахернский-Спасский Дивеевский-Серафимов Одигитриевский-Богородицкий-Челябинский Покровский-Ардатовский Казанский-Троицкий Богородицкий – Тихоновский – Тюнинский-Задонский Димитриевский – Милостиво – Богородицкий – Кадомский Иоанно-Предтечевский-Кунгурский Троицкий-Верх-Теченский Серафимовский-Понетаевский Вознесенский-Николаевский Никоновский-Сушкинский Димитриевский-Троекуровский Успенский-Оренбургский Покровский-Бугурусланский Боголюбский-Козловский Богородично-Всехсвятский-Болговский Троицкий-Ковыляевский Иоанно – Предтечев – Иннокентиевский – Томский Тихвинский-Екатеринославский Троицкий-Бирский Благовещенский-Бежецкий Богородицкий-Казанский-Ключегорский Софийский-Тулиновский Успенский-Нижнеломовский Благовещенский-Сарапульский Боголюбский-Тишениновский Богородицкий-Казанский-Мокшанский Казанский-Вышневолоцкий Короцкий св. Тихона Задонского Николаевский-Улалинский Рождество-Богородицкий-Федоровский Успенский-Богородицкий-Пермский Благовещенский-Херсонский Варваринский-Сомовский Макариев-Желтоводский-Троицкий Ягодинский-Введенский Александровский-Никитский-Каширский Параскево-Вознесенский-Пайгармский Покровский-Балашовский Чагринский-Покровский Иоанно-Предтечев-Леушинский Иосифовский-Марьевский Казанский-Головинский Казанский-Колычевский Троицкий-Чуфаровский Выксунский-Иверский Николаевский-Дальне-Давыдовский Скорбященский-Старобельский Троицкий-Раковский Крестовоздвиженский-Иерусалимский-Флоро- Лаврский-Лукинский Тихоновский-Троицкий-Задонский Троицкий-Творожковский Троицкий-Черемисский-Козмодемьянский Знаменско-Мариинский-Яранский Богородицкий-Лесневский Воскресенский-Феодоровский Вохоновский-Мариинский Казанско-Богородицкий-Бугульминский Севастьянов – Спасо – Преображенский- Сохотский Покровская-Уральская община 18 мая переименована в общежит. монастырь. („Церковн. вед.”, 1890 г., 23, 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Так под напором большевиков было закрыто учебное заведение, выпустившее не только отдельных бунтовщиков, но и множество благочестивых молодых людей, ставших пастырями Церкви в сложнейший период гонений на неё. Из стен дореволюционной семинарии вышло 11 святых 26 , и это лишь верхушка айсберга, потому что о количестве святых выпускников, не явленных миру, но предстоящих перед Престолом Божиим, ведает один Господь. В 1836 г. в Саратовскую семинарию поступил сын священника из села Аблязова Пензенской губернии Александр Юнгеров. В конце земной жизни о. Александра Юнгерова по духовным дарованиям сравнивали со святыми Амвросием Оптинским и Феофаном Затворником . Он скончался 22 декабря 1900 г. в женской обители в с. Чагры Самарской епархии, и сегодня Церковь почитает его как святого праведного Александра Чагринского. В 1876 г. Саратовскую семинарию закончил воспитанник из села Барановка Вольского уезда Константин Алексеевич Голубев, выдающийся миссионер, жизненный путь которого увенчался страданиями за веру: осенью 1918 г. гонители ещё живым зарыли его в землю. 20 марта 1995 г. были обретены нетленные мощи священномученика Константина, а 18 апреля 1996 г. он был причислен к лику святых. Среди выпускников 1888 г. числился сын сельского псаломщика Сергей Петрович Ильменский. Викарный епископ Соликамский и Чердынский, священномученик Феофан Ильменский, сам питомец духовной школы, большую часть жизни посвятил духовному образованию и проповеди веры. 17 июня 1918 г., после ареста и казни священномученика архиепископа Пермского Андроника, владыка приехал в Пермь и принял управление Пермской епархией. Вскоре, в конце лета, он и сам был арестован. За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака, 23 декабря 1918 г., большевики подвергли владыку изощрённым мучениям. 11 декабря 1918 г. в тридцатиградусный мороз святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик всё ещё оставался жив. Тогда палачи его утопили. Священномученик Феофан Ильменский причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сегодня память великого праведника Церкви Христовой — преподобного Серафима Саровского. Что это был за человек и чему я могу у него сегодня научиться? Он родился 1 августа 1754 г. в купеческой семье. С детства он любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или постигать Святое Евангелие в уединении. Став монахом Серафим (в миру — Прохор) проходил различные подвижнические пути: общежительный монастырь, затвор, пустынничество, подвиг молчания и, наконец, духовничества и старчества, когда двери его кельи открылись, и тысячи страждущих со всей Руси прибегали к преподобному за советом и утешением. Особенным свойством его обхождения и бесед были любовь и смиренномудрие. Кто бы ни был приходивший к нему, бедняк ли в рубище или богач в светлой одежде, с какими бы кто ни приходил нуждами, он всех лобызал с любовью, всем кланялся до земли и, благословлял. Никого не ранил он жестокими укоризнами или строгими выговорами. «Радость моя, стяжи дух мирен! — поучал святой старец. — Это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался». Святой Серафим основал две общины — для девушек, из которой позднее родилась знаменитая Дивеевская обитель, и общину «беседников», которая уже больше 200 лет существует в Саратовской области. Это были крестьянские трудовые и молитвенные общины строгой евангельской жизни. Одним из установлений, данных беседникам св. Серафимом, было полное воздержание от вина. Историки отмечают, что в селах, где жили беседники, царили мир, здоровье и благополучие. Недавно Русская Православная Церковь канонизировала беседнического старца ХХ века Петра Чагринского. Он был простым человеком, крестьянином. Господь Сам просветил его, сделав учителем, старцем и чудотворцем. Пример этого святого трезвенника учит меня со смирением принимать себя самого, свою болезнь и верить, что Господь может сотворить из меня, что Ему угодно. Через беседников, которые продолжают свое дело и сегодня, я чувствую непосредственную связь со святым Серафимом, чувствую его особое благословение на наше движение АА в России. Я стараюсь с любовью и вниманием слушать других на группах взаимопомощи и видеть в любом алкоголике образ Божий. Ведь и меня, отчаявшегося пьяницу, исцеляет Господь через любовь и помощь других пьяниц. Мы, выздоравливающие алкоголики, часто можем помочь там, где врач, священник и психолог оказываются бессильны. «Блаженны нищие духом», — услышал я сегодня слова Господа Христа. Опустившись на самое дно, побывав на краю бездны, алкоголик может так обнищать, что Господь даст ему смирение, достаточно только попросить. А смирение — это и есть Первый Шаг, проживаемый как духовная реальность. Господи, по молитвам Твоего угодника Серафима помоги мне стяжать мирный дух. 16 января. Литургическое чтение: Мк.12:28-37

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Один раз Николай пришел домой и стал снимать иконы, Лиза попыталась помешать ему – он бросился на нее с кулаками. Вдруг ему почудилась, что огромная черная собака кидается на него, он побелел и упал. После этого случая мать ушла из дома, вскоре Елизавета Алексеевна переехала в село Колдыбан. Здесь служил ее духовный отец, иеромонах Никита (Сапожников) 65 . Кандидат богословия – иеромонах Никита с 1918 по 1927 год служил приходским священником в Иоанно-Предтеченском скиту. Из воспоминаний духовной дочери иеромонаха Никиты старицы Рафаилы: «В этом невысоком, худеньком, рыжеватом иноке была удивительно живая вера, зажигательный дар слова и несгибаемая вера… Отец Никита часто уходил в затвор и молился несколько дней, не выходя, питаясь только хлебом и водой, и то в умеренном количестве». Многие почитали «аскета-подвижника». После закрытия монастырей несколько инокинь примкнули к иеромонаху. Количество духовных чад старца быстро росло, в их числе была инокиня Евфимия, сестра закрытого Самарского Иверского монастыря. Наступило засушливое лето 1920 года, чтобы избежать голодной смерти старец Никита перебирается в Чернигов, с ним поехали Елизавета Алексеевна и инокиня Евфимия. В Чернигове Елизавета получала наставления известного старца Лаврентия 66 (ныне прославленный), училась у него нелицеприятию, любви к ближним, а также делиться всем последним и ни к чему не иметь пристрастия. Это помогло ей в лагерях и тюрьмах. В конце 1924 года согрешивший монах мужского монастыря г. Чернигова попросил Елизавету Алексеевну взять на воспитание его малолетнюю дочь, Маню. Девочке не было и двух лет. В 1925 году Елизавета, Маня и монахиня Гавриила, приехавшая в Чернигов из Серафимо-Дивеевского монастыря, вместе с о. Никитой возвратились в Самару. Здесь в Покровском Чагринском монастыре Елизавета приняла постриг с именем Рафаила. Вокруг старца Никиты образовалась община. Жить стали обособленно: девушки, которых собралось около 20, вышивали, делали искусственные цветы, продавали работы, этим и жили и еще огородами. 10 июня 1927 года старца Никиту арестовали, его заточили в Самарской тюрьме. Скит после его ареста возглавила матушка Рафаила. Старца Никиту приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. Мать Гавриила вернулась к старцу Лаврентию в Чернигов, Мать Рафаила осталась в скиту с инокиней Евфимией, девушками и Маней. Вскоре умерла мать матушки Рафаилы – монахиня Параскева. Весь город пришел проводить в последний путь прозорливую старицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Самара) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - православная церковь в Самаре, была построена в 1898 году. Согласно решению облисполкома 165 от 06 мая 1987 г. здание церкви было признано памятником архитектуры местного значения. Содержание История [ править править код ] Самарским архитектором А.А. Щербачевым храм задумывался поначалу как домовой, в русском стиле. Церковь предназначалась для уже открывшегося детского приюта, состоящего из девочек сирот, чьи отцы погибли в русско-турецкой войне. В память усопшей Императрицы-матери Марии Федоровны приют именовался Мариинским. 1989 год Строился храм на средства «Общества попечительства о бедных», которое учредили в 1875 году состоятельные семейства Курлиных, Тимрот, Головиных, Ковригиных и других известных людей Самары. 15 ноября 1898 года храм был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1902 году храм посетил и отслужил в нем молебен святой праведный Иоанн Кронштадтский . Особо почитаема в храме Икона великомученика Целителя Пантелеимона, с частицей его мощей; Казанская и Валаамская иконы Божией Матери, икона Святителя Николая и Преподобного Серафима Саровского, а также икона свщмч. Киприана, переданная в дар Приходу храмом, где хранятся его святые мощи, иконы, привезенные со святых мест Иерусалима и Кипра. Верующие могут поклониться ковчегу с Мощами многих угодников Божьих, помолиться перед иконами с частицами мощей Преподобных Оптинских Старцев и Святого Праведного Александра Чагринского. В 2009 году стараниями прихожан храма и при активной финансовой поддержке постоянных благотворителей храма Иванова Павла Александровича и Овод Анатолия Викторовича при храме было построено здание крестильни, которая была расписана Палехскими мастерами. В последующие годы были установлены новые купола и проведена реставрация настенной росписи храма. При храме открыт филиал Детской школы искусств – образовательный центр «София», в котором дети в возрасте от 3х лет обучаются изобразительному искусству, пению, декоративно-прикладному искусству, домоводству, вышиванию и английскому языку. В храме регулярно проводятся богослужения с сурдопереводом для глухих и слабослышащих людей. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святых...

В конце 80-х годов храм готовили к взрыву, но начавшаяся оттепель перестройки дала возможностьжителям города отстоять сам храм и прилегающие к нему здания от разрушения. В 1986 году было принято решение о реставрации Свято-Покровской церкви. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совмине СССР постановил зарегистрировать в Витебске “второе религиозное общество” Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г., на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось первое богослужение и малое освящение Покровской церкви с преобразованием её в Свято-Покровский кафедральный собор. Реставрация собора была завершена в июле 1992 года, когда на Витебщине проходили празднования в честь 1000-летия Православия на Беларуси. 26 февраля 1998 г. Епископ Витебский и Оршанский Димитрий совершил чин освящения Свято-Покровского собора в сослужении клириков епархии. 25 сентября 1998 г. Свято- Покровский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета, которых встречал Управляющий Витебской епархией Архиепископ Димитрий. Об этом знаменательном событии свидетельствует укреплённая на западном фасаде здания памятная доска. Старинное здание, которое сохранилось рядом со Свято-Покровским кафедральным собором, в XIX веке было приспособлено под детский приют. После Великой отечественной войны здание использовалось как камера предварительного заключения. Сейчас в этом здании находятся административные помещения и приписной к Свято-Покровскому собору храм во имя святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, принявшего лютую смерть от католиков 15 сентября 1648 г. На Пасху 1990 г. здесь была отслужена первая Божественная Литургия. Внутреннее убранство храма, иконостас, настенные росписи разработаны и выполнены под руководством члена Союза художников Российской Федерации, известного московского иконописца Владимира Сидельникова. Почитаемыми святынями храма являются икона Покрова Пресвятой Богородицы (XIX в.), икона святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца (XIX в.), иконы с частицами мощей преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, праведной Иулиании Ольшанской, святителя Иннокентия Московского, святого праведного Иоанна Кормянского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Александра Чагринского, а также икона преподобного Иоанна Рыльского, освященная на его святых мощах.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

   001    002    003   004     005    006