ОЛДП. Q. 626; 1844 г.). Иконогр.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327–334; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 674; Каргополье: Художественные сокровища/Авт.-сост. Г. П. Дурасов. М., 1984. Ил. 85, 87, 118; Преподобный Сергий Радонежский/Авт.-сост. Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 206–207. Ил. 114; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI – начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 2, 3, 64; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 43; Северные письма: Кат. Архангельск, 1999. С. 100. Кат. 188. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/82048.html

Дубенские монастыри, Спасский и Крестный, обращены в униатские в 1630-х годах, во время управления ими отступника от православия, архимандрита Касиана Саковича. Впоследствии времени они, вместе с Дерманским монастырем, большей частью состояли в управлении митрополитов и епископов разных епархий, до самого времени подчинения всех монастырей базилианскому протоархимандриту. Пересопницкий монастырь в 1630 г. отдан клеванским иезуитам, и с тех пор начал упадать; a ныне и следов его не видно. На Волыни были две православные епархии: Владимиро-Брестская и Луцко-Острожская. Владимиро-Брестская епархия Последним пред началом унии православным епископом этой епархии был Игнатий Поцей , принявший унию и усиливавшийся отторгнуть в оную свою епархию. Какими способами он старался привлечь православных своей епархии к унии, об этом можно судить по современным актам. В 1596 году 10-го августа княгиня Збаражская принесла жалобу на Поцея об учиненном им с вооруженными людьми нападении на владимирскую Ильинскую церковь , в которой он собственноручно оборвал престол и порвал в куски св. антиминс. Вслед за тем обращены в унию Успенский собор и Преображенский монастырь. В 1601 году 9 января православные дворяне, Андрей и Александр Загоровские, принесли жалобу на Поцея об учиненном им в ночное время нападении с вооруруженными людьми на владимирскую Васильевскую церковь . В этой жалобе говорится, что Поцей в то время, когда пелась в церкви заутреня, вытащил из алтаря священника и повел его в соборную церковь, где, сидя на амвоне, бил его до крови, а после того остриг его насильно по униатски и запретил ему священнодействие. Тот же Поцей из владимирского Спасопреображенского монастыря выгнал монахов и отдал этот монастырь униатским ксендзам. В 1620 году при посвящении православных епископов на кафедры западно-русской митрополии, во Владимир избран был виленский святодуховский архимандрит Леонтий Карпович , но до посвящения скончался. 970 После того иерусалимский патриарх Феофан, уже на возвратном пути из Малороссии, остановившись на отдых в казацком Терехтемировском монастыре, куда сопровождал его и м. Иов, посвятил во владимирские епископы (в январе 1621 г.) тамошнего игумена, Иезекииля (Иосифа), князя Курцевича . Неизвестно, был ли он допущен к управлению епархией, бывшей уже в руках униатов; вероятно, нет. Но последующая судьба его темна. В 1623 г. он получил, по воле князя Жеславского, Дерманский монастырь, и там будто бы старался склонять монахов к унии; в 1625 г. прибыл в Москву и получил архиепископию Суздальскую, а в 1634 г., за разные непотребные и незаконные дела, сослан в Сийский монастырь, и в том же году лишен святительского сана и переведен в Соловецкий монастырь; в 1640 г. перемещен в казанский Зилантов монастырь, где и скончался. 971 После него не было православных епископов во Владимире. Православными же церквами и монастырями этой епархии управляли луцкие епископы. Луцкая епархия

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Аще кто не возненавидит… Побег мой произвел в семье моей тревогу… …Кто поносил меня, кто на смех подымал, Кто силой воротить соседям предлагал; Иные уж за мной гнались; но я тем боле Спешил перебежать городовое поле, Дабы скорей узреть – оставя те места, Спасенья верный путь и тесные врата. А. С. Пушкин. Святого Даниила Столпника ребенком привели в монастырь и попросили постричь родители. Получили родительское благословение на монашество преподобный Арсений Комельский и святитель Питирим Тамбовский. Но несравнимо чаще уходили тайно, вопреки родительской воле – преподобные Феодосий Печерский , Александр Свирский , Феодосий Сийский. И в наши дни случается; мальчик Саша, имея семью, совсем индифферентную к вере, скрылся из дому и вступил в монастырь. Мать, пока разыскивала его, не надеясь обрести жива, столько наплакалась и настрадалась, что начала понемногу молиться и, встретившись с сыном, уже не настаивала на его возвращении домой. Без конфликта не обходится, кажется, никогда. Уже Киево-Печерский патерик повествует о смущении, которое преподобный Антоний претерпел за пострижение отпрыска знатного боярского рода: разъяренный отец, сорвав с новоиспеченного инока монашеские одежды, повлек его в свои палаты . Отец Иоасафа Белгородского не хотел его отпускать, даже имея извещение свыше, что сын станет архиереем. Семейные трения претерпел и святитель Игнатий (Брянчанинов) . А одного молодого человека, уже в наши дни, забрали из монастыря; он по врожденной тихости нрава не упрямился, молча плелся как на заклание; достигли станции, сели в вагон, поезд тронулся; тут юноша вышел из купе; родители не обеспокоились: ведь не противился, да и вещи все здесь; а он спрыгнул на ходу и пошагал назад в обитель. Мать преподобного Феодосия Печерского нещадно колотила любимое дитя, найдя в монастыре после долгих поисков, – но шпионов, чтоб выследить, и бандитов, чтобы выкрасть его, не нанимала и в суд, народный, а затем в Страссбургский, не подавала, не то что любящая мамаша из новейшего времени, научаемая участливыми газетчиками.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Встречаются поясные изображения преподобного, со свернутым или с развернутым свитком; в последнем случае на свитке обычно помещена надпись: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни…» (Пс 54. 7). На образке из собрания Ф. Р. Комарова М. с непокрытой головой, держит четки, благословляет именословно (кон. XIX в.). Два цикла житийных иллюстраций были созданы в нач. XXI в. для нового издания Жития М. Гравюры петербургского худож. Р. В. Писарева обладают высокими художественными достоинствами, но имеют некоторые расхождения с текстом Жития (напр., вместо «Одигитрии» Тихвинской изображена «Одигитрия» типа Смоленской). Второй цикл состоит из 26 рисунков к Житию и акафисту, стилизованных под прориси с древних икон. К образу М. обращался совр. петербургский иконописец Г. В. Гашев. Его произведения решены в условно-древнерус. стилистике, с ориентацией на искусство Дионисия. На ростовой иконе М. изображен с посохом и развернутым свитком; на поясной - свиток свернут, рукоять посоха имеет загнутые концы. Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. С. 95. Ил. 1, 2; Русские мон-ри: Искусство и традиции. [Б. м.], 1997. С. 197. И. Л. Бусева-Давыдова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Лествица степеней их определена нижеследующая: Лествица степеней А) Монастыри мужские В которых те монастыри состоят Епархиях 1. Новоспасский, что в Москве Ставропигиальные 2. Воскресенский Ново-Иерусалимский, в Звенигородском уезде 3. Юрьев Новгородской 4. Симонов, в Москве Ставропигиальный 5. Богородицкий Свияжский Казанской 6. Донской, в Москве Ставропигиальный 7. Печерский, что в Нижнем Нижегородской 8. Иверский Новгородской 9. Варламиев Хутынский 10. Кириллов Белоезерский 11. Свято-Ярославский Ярославской 12. Пафнутьев, в Боровске Калужской 13. Соловецкий, на Белом море Ставропигиальный 14. Саввин Сторожевский Московской 15. Троицкий Колязин Тверской 2 Класса 1. Заиконоспасский, в Москве Ставропигиальный 2. Спасский Андрониев, в Москве Московской 3. Спасо-Преображенский Казанской 4. Высоко-Петровский в Москве Московской 5. Можайский Лужецкий 6. Богоявленский Аврамиев Ярославской 7. Костромской Богоявленский Костромской 8. Богоявленский в Москве Московской 9. Волоколамский Иосифов 10. Спасский Евфимиев Владимирской 11. Антониев-Римлянина Новгородской 12. Псково-Печерский Псковской 13. Троицкий Макариев Желтоводский Нижегородской 14. Спасский Рязанский Рязанской 15. Тихвинский Новгородской 16. Отрочь Тверской 17. Троицкий Данилов Владимирской 18. Борисоглебский Ярославской 19. Солотчинский Рязанской 20. Спасо-Прилуцкий Вологодской 21. Николаевский Вяжицкий Новгородской 22. Крестовоздвиженский Бизюков, бывший в Смоленской Губернии, Ставропигиальный, а ныне именуемый Ново-Григорьевским Бизюковым Переведён в 1803 году в Екатеринославскую Епархию 23. Преображенский Пыскорский, бывший Ставропигиальный в Пермской Губернии В 1799 году обращён в Пермский Архиерейский дом 24. Борисоглебский Новоторжский Тверской 25. Троицкий Александро-Свирский Новгородской 26. Каргопольский Крестный 27. Бежецкий, ныне именуемый Краснохолмский Николаевский Антониев Тверской 28. Николаевский Греческий Московской 29. Тобольский Знаменский Тобольской 30. Спасо-Преображенский Астраханской 31. Предтечев Вяземский Смоленской 32. Авраамиев училищный 33. Богородицкий Знаменский Курской 34. Успенский Трифонов Вятской 35. Богоявленский Голутвин Московской 36. Антониев Сийский Архангелогородской 37. Алексеевский Акатов Воронежской 38.  Архангельский Великоустюжский Вологодской 39. Цареконстантинов во Владимире Владимирской 40. Нижеломовский Богородицкий Казанский Тамбовской 41. Состоящая по Петергофской дороге Троицкая Сергиева пустыня Санкт-Петербургской 3 Класса 1. Знаменский Московской 2. Духов, ныне обращённый в женский 2 класса Новгородской 3. Павлов Обнорский Вологодской 4. Глушицкий 5. Корнилиев 6. Никитский Переславский Владимирской 7. Можайский Колоцкий Смоленской 8. Николаевский Угрешский Московской 9. Крестовоздвиженский в Москве Московской 10. Златоустов в Москве 11. Даниловский в Москве 12. Путивльский Молчинский Печерский Курской 13. Лаврентиев Калужский В 1799 году обращён в Калужский Архиерейский дом

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На иконе «Собор русских святых» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) присутствует преподобный с именем Нектарий (без пояснения, какой именно из неск. святых). Существовали хромолитографии с изображением Н. и мч. Уара, к-рому был посвящен придел Введенской ц., на фоне мон-ря ( Мальковский, Штюрмер. 1915. С. 13. Рис. 3), а также святцы с фигурой Н. вместе с др. святыми, чья память празднуется 3 апр. Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4, 6, 58-61; (То же, переизд.: Тверь, 1991р); Постников И., свящ. Прп. Нектарий Бежецкий. Тверь, 1910; [Мальковский В., Штюрмер С.]. Прп. Нектарий Бежецкий, основатель Введен. муж. мон-ря в г. Бежецке в XV в. Пг., 1915. Тверь, 2016р. С. 9-17. Рис. 1-9. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564860.html

Немного известно о жизни и преподобного Пахомия, Кенского Чудотворца. Преподобный Пахомий был учеником и сомолитвенником преподобного Александра Ошевенского и вышел из его обители вскоре по смерти преподобного. Строгий постник, молитвенник, он уединился на том месте, где теперь Кенозерский приход Каргопольского уезда, и провел немало лет в уединении. Постепенно о нем узнали окрестные жители и стали приходить к нему за советами и благословением. Нашлись и ревнители иноческих подвигов, которые просили преподобного принять их в свое руководство. Преподобный не мог отказать им в этом, и постепенно около кельи старца возникла целая обитель иноков. Был устроен храм в честь Преображения Господня, обитель обнесена оградой, а над вратами был поставлен образ Преображения Господня. Братия сама вместе с настоятелем, а он был к концу жизни уже игуменом, трудилась в молитвах и в обработке земли:      копали землю, сеяли хлеб, сами его убирали, ловили рыбу, чистили землю от леса под поля. Никто не был празден. В обители преподобного Пахомия принял иночество и подвизался несколько лет преподобный Антоний, Сийский чудотворец. Из жития этого святого мы узнаем, что преподобный Пахомий устроил в своей обители и больницу для немощных старцев, в которой особенно и трудился с любовью преп. Антоний. Преподобный Пахомий почил в глубокой старости в основанной им обители. Время его жизни и подвигов падает на годы 1450–1525 г. Вскоре по смерти преподобного от гроба его стали совершаться чудеса и издавна он был причислен к лику святых. В 1800 г. страшный пожар истребил храм и все находившееся в нем, остались неповрежденными только три доски над могилой святого. Видом преподобный Пахомий был похож на преп. Сергия Радонежского, русые сначала волосы его стали потом убеленными сединами, изображается в схиме. Простой крестьянин по происхождению, преподобный в своей обители устроил больницу. Какой это высокий пример для подражания нашим поселянам, когда в наших селах столько больных и хилых, за которыми некому часто и поприсмотреть?! Отчего бы не созидать этих домов милосердия, где по примеру преп. Антония, ученика Пахомия, могли бы потрудиться желающие из юношей,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Ошевенск)). По штатам 1764 г. монастырь был отнесен к третьему классу. В 1919 г. обитель закрыли. К 2000 г. здания монастыря почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с четырьмя башнями и настоятельский корпус. Александр Свирский (в миру Амос; 30 августа 1533) – преподобный (память 30 августа и 17 апреля – обретение мощей), в 1506 г. основал в восьми километрах от реки Свири Александро-Свирский монастырь (ныне Лодейнопольский район Ленинградской области). В 1918 г. монастырь был закрыт, а братия расстреляна. В 1997 г. обитель возобновлена, мощи преподобного находятся в церкви Святого пророка Захарии. Антоний Сийский (в миру Андрей; 7 декабря 1556) – преподобный (память 7 декабря), основатель Антониево–Сийского монастыря во имя Святой Троицы (находится в девяти километрах от современной деревни Сии Холмогорского района Архангельской области). По штатам 1764 г. монастырь отнесен ко второму классу, в 1923 г. он был закрыт, возрожден в 1992 г. Арсений Комельский (24 августа 1550) – преподобный (память 24 августа), основатель Арсениево-Комельского в честь Положения риз Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыря (Грязовецкий район Вологодской области). В 1764 г. монастырь причислен к третьему классу, после 1918 г. закрыт. Главный Ризоположенский храм обители, где под спудом находились мощи прп. Арсения, разобран в начале 60–х гг. XX в., на его фундаменте построено здание клуба. В настоятельском и братском корпусе сейчас размещается школа. Другие монастырские постройки не сохранились. Герасим Волдинский (в миру Григорий; 1 мая 1554) – преподобный (память 1 мая), основатель четырех монастырей. Около 1530 г. основал Герасимо–Болдинский в честь Святой Троицы монастырь, в котором и был погребен в церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1922 г. монастырское имущество было конфисковано, а мощи святого вскрыты. В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви. На месте пещеры, в которой жил преподобный Герасим, в XIX в. был поставлен храм, сохранившийся до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Емцою. Осно­ван в 1513 г. преп. Антонием Сийским чудотв., ушедшим сюда на уедине­ние из Пахомиевой-Кенской пустыни, Олонец. губ.; в 1520 г. преподобный, по неудовольствию на него крестьян, уда­лился к Двине на р. Сию, где основал нынешний Антониев-Сийский мон. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 724; Ратшин, 17; “Арханг. сборн.”, II, 175; “Словарь ист. о свят.”, 38; “Арханг. губ. вед.”, 1851 г., 18 (опис. Сийского мон. в Холмогор. у.); 1853 г., 6 (происхожд. слова Шелекса); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 156, 310; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 44; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, 10, 16 (христиан. в предел. Арх. губ.). 1833 . Николаевский – Шуйский, мужской, ныне погост Шуйский, Олонец­кой губ., Петрозаводского у., в 12 вер. к сев. – зап. от Петрозаводска, при рч. Шуе. Уже находился в запустении в 1582 г., когда были здесь церковные места св. Николая и теплая Иоанна Пред­течи, келья игумена Никифора да 9 мест келий, в коих жили черноризцы. Ныне здесь 2 церкви, возобновленные в 40 го­дах XIX ст. купцом Янковым. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., VI, 160; “Памят. кн. Олонец. губ. на 1858 г.”, 127; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 38. 1834 . Никола на Жабне, мужской, в гор. Калязине, Тверской губ., – там, где ныне соборная церковь . Существовал еще в XIII ст. до второго татарского погрома, и на развалинах его возник потом городок Калязин. Несомненно же существовал и в XV ст., когда кн. Борис Александрович пожаловал преп. Макарию, основателю Троицкого мон. в Калязине, м-рь Св. Николы на Жабне с землями и «что к нему исстари потягло». Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, Отд. I, 87; “Твер. губ. в.”, 1850 г., 11 (древние анти­минсы, найден. в Николаев. церкви); 1851 г., 44 (обновление Николаев. церкви); 1854 г., 4 (опис. уроч. Язвицы); 50 (грамота, в примеч.); “Архив ист. и практич. свед., относящ. до Росс.”, 1860–61 г., I, 6 (Записка о г. Калязине). 1835 . Никола – Сакма, женский, ны­не приходская церковь в погосте Сакме, Нижегородской губ., Сергачского у., в 40 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Так для древних великих мужей нашей Церкви дружба дружбой была, а правда правдой, кого бы она ни касалась – князя или боярина. Не приводим еще подобного послания к князю преп. Кирилла белозерского и других многих. И не словом только поучали подвижники древней русской Церкви рабовладельцев, а и примером. Эти святые мужи были как бы пророками и, если можно так сказать, прообразователями грядущей свободы чад Божиих. В то время, как толпы земледельцев и рабов бегут из сел мирских землевладельцев, бегут от поработительного насилия сильных, углубляются все далее и далее в дремучие леса и тундры огромных пустынных пространств северо-восточной России и населяют пустыни, – в тоже время, всегда впереди их, идут ходатаи рабов, защитники порабощаемых и угнетаемых земледельцев и рабов – св. отшельники. Дети богатых рабовладельцев – Зосима соловецкий, Антоний сийский, Кирилл белозерский, Александр свирский , Савва вишерский, Корнилий вологодский и целый сонм подобных отшельников из рода богатых бояр – рабовладельцев, измлада напитавшись высоким учением Церкви о рабах, о человеческом достоинстве их, по смерти родителей своих оставляют свои богатые именья, возвещают свободу всем своим рабам; а сами уходят в леса и дебри отдаленных краев России, чтобы там насаждать семена новой жизни, и там еще дают льготы многочисленным колониям земледельцев. И за ними идут тысячи народонаселения, идут в продолжении целых веков непрерывным, стремительным движением, в чаянии чрез них защиты, освобождения, избавления от поработительного деспотизма сильных. И вот около монастырей и пустынь отшельников, среди дремучих дебрей, насаждается множество сел, деревень и починков. Великие отшельники, однажды навсегда отказавшиеся от своих сел и рабов, еще далее уходят от наплыва стремящегося к ним народонаселения в неведомые, непроходимые леса севера, куда, выражаясь языком древняго русского земледельца, ни топор, ни коса, ни соха не ходили; но земледельцы русские, повсюду ходившие с своим заветным топором, косою и сохой, находили и там своих покровителей, отшельников, и населяли около них новые села, деревни и новые починки.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010