С. 35, 41). Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Неск. икон с изображением Д. перечисляется в Главной описи церковного и ризничного имущества Юрьегорской Троицкой ц. Онежского у. за 1907 г. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1829. Л. 8 об., 10, 26). Все они были написаны в XIX в. после пожара 1790 г. и восстановления храмов обители. Ц. во имя Св. Троицы была вновь построена в 1803 г., а в ее трапезе - теплый храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Под церковью с юж. стороны была устроена часовня для гробницы Д., «почивающего под спудом». В часовне «над гробом преподобного Диодора... гробница деревянная, строена в меру возраста человеческаго, на верхней стороне коей икона с изображением св. Николая Чудотворца и преп. Диодора Юрьегорского в молении пред Живоначальною Троицею». В предалтарном иконостасе ц. Введения Пресв. Богородицы во храм находился парный образ Д. и прп. Александра Ошевенского. Вблизи храма в 1890 г. была построена часовня «на месте кельи Диодора, в ней икона святого вместе с Александром Ошевенским». Изображение Д. встречается в группе подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 70-х гг. XX в.); также на книжной миниатюре XIX в. (Соловецкий правосл. церк. календарь. 2000. С. 120). Д. изображен в группе Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, опубл.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на авторских и совр. повторениях этого извода (напр., 1997 г. иконописца Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках). Фигура святого в мантии и куколе, с раскрытой ладонью десницы и вертикальным свитком в левой покровенной руке включена под 20 нояб.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая) АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_11.html

В иконописи XX в. образ Е. встречается в группе Новгородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др.). Иконографическим образцом является рисунок для Миней МП, выполненный прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной,- Е. прямолично в рост, в схиме, с куколем на голове, с благословляющей десницей и со свитком в левой руке (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 239). Святой представлен на иконах Собор Новгородских чудотворцев, созданных в Вел. Новгороде во 2-й пол. XX - нач. XXI в. (образ 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа, совр. список в соборе Св. Софии). Кроме того, Е. изображается на иконах Собор Тверских святых, напр. нач. 90-х гг. XX в. из тверского собора Св. Троицы («Белая Троица»), 2001 г. из кафедрального Воскресенского собора Твери. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 109-110; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239. Я. Э. Зеленина, Ю. Б. Комарова Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/182091.html

В докладе А. Б. Бодэ (Москва; текст был прочитан И. Н. Шургиным) была предложена и прокомментирована графическая реконструкция деревянной Троицкой церкви Юрьегорского прихода 1796 г., выполненная на основе архивных источников. Ю. Н. Кожевникова (Петрозаводск) представила архивный документ XVIII в., содержащий информацию о братской общине Юрьегорского монастыря в 1726 г. Особый интерес у участников конференции вызвал доклад А. В. Алексеева (Москва), рассказавшего о результатах археологических исследований на месте Юрьегорской пустыни в 2013 г. В ходе раскопок была обнаружена и исследована могила прп. Диодора и рядом с ней — другое захоронение, по предположению докладчика, ученику Диодора прп. Прохора Юрьегорского. Алексеев представил также новые данные по истории Троицкой церкви и коллекцию археологических находок, в том числе церковную утварь и нумизматический материал XVII–XIX вв. Исследователю удалось получить сведения и о топографии монастырского комплекса на Юрьевой горе. Ряд докладов был посвящен севернорусской агиографии и культу святых Обонежья и Кольского Севера. А. А. Романова (Санкт-Петербург) представила сведения о святых Обонежья, содержащиеся в малоисследованном рукописном памятнике начала XVIII в. «Книге глаголемой описание о российских святых…». По наблюдениям докладчицы, несмотря на позднее происхождение источника, он содержит ряд уникальных сведений о святых и их почитании. Е. М. Юхименко (Москва) рассказала об одной из самых значимых археографических находок последних лет — о приобретенных ею для Государственного исторического музея хранившихся в филипповской общине Каргополя Выговских четиих минеях (1712–1715 гг.). Основное внимание докладчица уделила входящим в их состав житиям прп. Антония Сийского, прп. Александра Ошевенского и прп. Артемия Веркольского. Юхименко пришла к выводу, что при отборе житий в свои четии минеи выговские старообрядцы отдавали предпочтение текстам первоначальных редакций как более авторитетным и среди них останавливались на том варианте, который содержал большее число чудес и свидетельств прославления святого.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

Изображения Н. крайне редко встречаются в композиции «Собор Российских чудотворцев»: в частности, одно из них имеется на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Святой представлен в традиц. монашеской одежде, куколь лежит на плечах (судя по надписям в нимбах, написан дважды: в левой и правой группе преподобных). В иконографии «Собора Новгородских чудотворцев» изображения Н. и Д. практически неизвестны (на одной из икон 2-й пол. XIX в. из ц. ап. Филиппа на Нутной ул. в Вел. Новгороде появление имени Д. на нимбе относят ко времени поновления образа). Н. в монашеском одеянии с островерхим куколем изображен на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда иконостаса нижнего придела Всех Новгородских святых новгородской ц. ап. Филиппа. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34, 39; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 98-99, 183. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/2577569.html

Наиболее раннее изображение И. имеется вне новгородско-псковского ареала - среди подвижников XVI в. в стенописи галереи всех рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в.). И. представлен старцем с окладистой седой бородой, в клобуке. Из Благовещенской ц. в Опоках происходит икона 1-й пол. XX в.: И. изображен в рост, прямолично, вместе с прп. Никандром Псковским на фоне архитектурного ансамбля мон-ря, постройки к-рого - белокаменный 5-главый Благовещенский храм, колокольня и часовенка с зелеными куполами - раскинулись на берегу р. Шелони; вверху в облаках расположена композиция «Благовещение Пресв. Богородицы». И. показан старцем с широкой седой бородой средней длины, в темной мантии и схимническом куколе; правая рука с четками на запястье поднята перед грудью для благословения, в левой - игуменский посох. Образ преподобного, в аналогичном облачении, с более узкой и длинной бородой, встречается на 2 иконах ремесленного письма сер. XX в. из той же церкви. Святой представлен идущим по луговой тропинке; надпись на иконе: «Св. пр. Ioakuм Опочской». Прямоличный поясной образ И. в традиц. иконописной стилистике создан в мастерской Троице-Сергиевой лавры в 2008 г. Преподобный, с высоким лбом и худощавым ликом, обрамленным волнистыми волосами, и с продолговатой, слегка раздвоенной бородой с проседью, благословляет десницей и держит посох в левой руке. Он облачен в коричневую мантию с куколем на плечах; надпись на иконе: «ОА(г) IAKIMъ ONOЧECKIЙ». В иконописи XX-XXI вв. изображения И. (в куколе) включаются в композицию «Собор Псковских святых», в частности, на 2 иконах: 1982 г. и кон. XX в. из псковского Троицкого собора. И. С. Родникова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/468873.html

из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ) - на фоне панорамы Кириллова Белозерского мон-ря; с прп. Александром Ошевенским: на каргопольских иконах 2-й пол. XVII в. и кон. XVIII - нач. XIX в. артели И. И. Богданова-Карбатовского (АМИИ, КИАМЗ; см.: Святые каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Кат. 3, 6). Со святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским К. представлен на обороте запрестольной выносной иконы Божией Матери «Одигитрия» ок. 1497 г., XVI в. (КБМЗ; см.: Опись. 1998. С. 68; Лелекова. 2011. Т. 1. С. 415-416; Т. 2. Кат. 57), с преподобными Антонием Римлянином и Кириллом Новоезерским - на иконе XIX в. из иконостаса ц. Благовещения Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (КБМЗ). На вологодских и сев. землях образ К. иногда помещали на столбиках царских врат иконостаса - напр., на «унских вратах» сер.- 3-й четв. XVII в. (ГРМ; см.: Федосеева М. В. Памятники древнерус. прикладного искусства, вывезенные акад. В. В. Сусловым из Архангельской губ.//Программа «Храм»: Сб. мат-лов. СПб., 1994. Вып. 6. С. 98-108). Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) На рубеже XVII и XVIII вв. появились композиции «Собор Белозерских святых» с изображением К. на одном из центральных мест. Большая храмовая икона с изображением стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., Белозерский КМ). Основатели монастырей и пустыней на землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

1. С. 121-122; он же. РСв. 18823. Кн. 1. С. 325-338; 2008п. С. 139-143; Костомаров Н. И. Севернорус. народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863. Т. 2. С. 358-360; СИСПРЦ. С. 144-145; Барсов Е. А. В. Пигин Иконография Изображение Л. представлено на иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские чудотворцы» (МИИРК). Икона происходит из часовни-«футляра» над деревянной ц. Воскрешения прав. Лазаря из мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы на о-ве Мурма (Мучь) Онежского оз. (по преданию, церковь была построена Л. в кон. XIV в.; икона перемещена в Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; часовня-«футляр», 1886, сохр. в мон-ре). Икона датируется 1-й пол. XIX в., лик Л. под записью 2-й пол. XIX в. Святые изображены в рост в молении (руки подняты до уровня груди) Спасителю (в сегменте неба). Л.- с длинной темной бородой, на нем ряса охристого цвета, коричневая мантия с золотопробельным письмом, голубая схима, на голове куколь. Над головой надпись: «Св. пр(д). Лазарь Муром: чудо(о).». Образ Л. включен в иконографию Собора Карельских святых, напр., на иконах: «Образ преподобных отцов, в посте просиявших во стране Корельской» (1876, г. Куопио, Финляндия) - Л. изображен с небольшой окладистой бородой, лик широких пропорций, голова не покрыта; «Собор Карельских святых» (кон. ХХ - нач. XXI в., собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске) - с длинной бородой, ряса желтая, куколь на плечах, в руках держит красный крест и свернутый свиток. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2462515.html

В 40-х гг. XVIII в. в Кенском монастыре был составлен цикл сочинений о П.: Похвальное слово П.; «Изъвещение въкратце о преподобном отцы нашем Пахомии Кенском чудотворце, в кая лета бе»; «О бывшем чюдеси преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, которое бысть в лето 7016 году»; «Чюдеса преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, Каргопольскаго чудотворца» (18 посмертных чудес в 1691-1730) (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 48, 1760-1770-е гг.; ГИМ. Барс. 865, нач. XIX в.; ГИМ. Ф. 450. Д. 697а, 3-я четв. XIX в.) (опубл.: Пигин. Лит. сочинения. 2009). Вероятным автором этого цикла К. А. Докучаев-Басков считал строителя Кенского мон-ря Макария (управлял обителью в 1742-1756). Новые по сравнению со сведениями из Жития Антония Сийского биографические данные о П. в этом цикле отсутствуют: «А отъкуду пришед ту, и коего града и рода, града же и отечества, или где пострижен бе, о том по сей час нам обрести не прилучися» (Похвальное слово); «Нам... не познавается, отъкуду сей отец наш авво Пахомий прииде на место сие, коего града или веси, и отечества, и рода» («Извещение…»). Как утверждается в «Извещении…», П. жил во времена вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533), при Московском митр. Варлааме (1511-1521) и Новгородском архиеп. свт. Геннадии (1484-1504), основал мон-рь на р. Кене, где постриг в 1508 г. Антония Сийского, к-рый в 1513 г. ушел из монастыря. Не имея возможности воспользоваться «древней историей» о П., якобы сгоревшей во время «литовского нахождения» (1615), автор обращается к Житию Антония Сийского как к основному источнику сведений о П. Со ссылкой на этот памятник он приводит рассказ о путешествии Антония в Кенский мон-рь, в 5 поприщах от него будущему преподобному явился некий «муж священнолеиных» «в белых ризах», благословивший его на монашеский подвиг. Автор отождествляет этого «мужа» с П. и трактует видение Антония как прижизненное чудо П., к-рый приход ученика «еще прежде духом провидя». Из 18 посмертных чудес П. датированы только 7, хронология совершения этих чудес нарушена. В одном из посмертных чудес П. вместе с прп. Александром Ошевенским исцелил больного. В Похвальном слове прп. Антоний Сийский и П. как святая «двоица» уподобляются преподобным Феодосию и Антонию Печерским: «Якоже Феодосий со Антонием, Печерстии отцы, сподвижеся добре, тако Сийский Антоний с Пахомием Кенским отцы в благоигоношении всеусердно течаста, спасительний подвиг совершающе». Духовная связь П. и прп. Антония Сийского отражена также в иконографии (известны их парные изображения); кроме того, имя П. включено в «род» Антония Сийского в синодике Антониева Сийского мон-ря XVII в. (ГААО. Текущие поступления. 3 син (491). Л. 10 об.). Цикл может свидетельствовать о попытке написания в Кенском мон-ре в 40-х гг. XVIII в. Жития П.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ Прп. Пахомий Кенский. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). Фото: Т. М. Кольцова Прп. Пахомий Кенский. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). Фото: Т. М. Кольцова († после 1513), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.). Наиболее ранним источником сведений о П. является Житие Антония Сийского (1-я редакция составлена в 1578). Согласно этому памятнику, в 1508 г. в Кенском мон-ре игум. П. постриг в монахи буд. св. Антония Сийского (дата пострижения в Житии не указана, но устанавливается на основе приведенных в тексте хронологических расчетов). П. стал духовным отцом и наставником Антония в монашеском делании, позднее благословил его принять священнический сан. При жизни П. в 1513 г. и с его разрешения Антоний удалился из монастыря на р. Емцу вместе с монахами Александром и Иоакимом. Из Жития известно, что П. «бе начялник святому месту тому (т. е. был основателем Кенского мон-ря.- Авт.), мужу ему сущу духовну, и святу, и велми добродетелну попремногу» ( Рыжова. 2000. С. 251). В Исторической редакции Жития, составленной в 1721 г. в Антониевом Сийском мон-ре при участии архим. Никодима Сийского (Мамонтова; 1692-1721), текст был дополнен сообщением о том, что П. являлся «учеником и спостником преподобнаго и знаменоснаго чудотворца Александра Ошевенскаго» (Там же. С. 187). Открывший и опубликовавший редакцию 1721 г. архим. Никодим (Кононов) не сомневался в достоверности этого факта, однако текст содержит заведомо ошибочные утверждения, не позволяющие относиться к нему с доверием как к историческому источнику.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010