Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_2.html

Когда же прп. Александр тяжко заболел, явился ему прп. Кирилл Белозерский в белых ризах. «Я, — рассказывал прп. Александр, — узнал его по образу писаному, ибо в живых не видел его, и стал просить его: „Отче Кирилле, избавь меня от болезни сей! " Святой осенил меня крестом и сказал: „Не скорби больше, брат, ибо я буду молить Бога и его Пречистую Матерь, чтобы ты исцелился. Но не забудь обета твоего, как ты обещался, не оставлять места сего и начинания. Я же буду помощником тебе, всегда молясь о месте сем! " » Придя в себя, прп. Александр почувствовал себя лучше и сейчас же пошел в церковь. Когда же настал его час смертный, он призвал к себе братию и наставил ее ко спасению, заповедав, как самое главное, послушание к игумену и любовь между собою. Заботу по обители поручил своему брату Леонтию, причем предсказал ему, что он будет в ней иноком, и предсказал все, что в ней будет. С каждым братом он простился отдельно, целуя его и испрашивая себе прощения. В последний час жизни он причастился Святых Христовых Тайн и скончался, говоря: «Владыко Господи, сподоби мя стать одесную Тебя, когда сядешь во славе Твоей судить живых и воздать каждому по делом его!» Скончался он 20 апреля 1479 г., во вторник Фоминой недели, 52 лет от роду. Был он среднего роста, имел небольшую бороду и русые волосы с проседью. У него было кроткое лицо и добрый взгляд. От святых мощей его стали сейчас же истекать обильные и дивные чудеса. Так, например, исцелился немой, которому разбойники вырезали язык. А с обителью его случилось все так, как он предсказывал: сильные люди стали обижать бедную и беззащитную сельскую обитель, у которой не было покровителей на земле, — они унесли ее книги и совершенно ее разорили. Тогда сельчане решили, что игуменом ее должен стать не чужой ей инок, а человек им всем известный и которому обитель была бы так же дорога, как и всем им. И выбор их пал на юного дьяка Матфея, сына их приходского священника. Матфей испугался и стал отговариваться своей молодостью. Тогда Леонтий, уже глубокий старец, бывший тогда старостой, вспомнил предсказание прп. Александра и сказал Матфею, что он пострижется, будет ему во всем помощником и они вместе спасут обитель. Матфей, услышав это, уступил и принял постриг с наречением имени Максим. Архиепископ Новгородский тоже не смутился его молодостью, рукоположил его и поставил игуменом. Игумен Максим правил обителью 40 лет и служил примером своей жизнью, трудолюбием и смирением как братии, так и всему селу.

http://sedmitza.ru/lib/text/437096/

1) Храм прпп. Сергия и Германа, напоминающий о Валаамском монастыре; 2) Часовня во имя прп. Сергия Радонежского († 1391), напоминающая о Троице-Сергиевом монастыре; 3) Часовня во имя прп. Кирилла Белозерского († 1427), напоминающая о Кирилло-Белозерском монастыре; 4) Часовня во имя прпп. Зосимы († 1477), Савватия († 1435) и Германа († 1483) Соловецких, напоминающая о Соловецком монастыре; 5) Часовня во имя прп. Павла Обнорского († 1429), напоминающая об Павло-Обнорском монастыре; 6) Часовня во имя прп. Александра Ошевенского († 1479), напоминающая об Александро-Ошевенском монастыре; 7) Часовня во имя прп. Нила Сорского († 1508), напоминающая о Нилово-Сорской пустыни; 8) Часовня во имя прп. Александра Свирского († 1533), напоминающая о Александро-Свирском монастыре; 9) Часовня во имя прп. Трифона Печенгского († 1583), напоминающая о Трифоно-Печенгском монастыре. Взаимное расположение часовен и места их помещения в ландшафте церковной горы определяются с учетом духовано-исторических и пространственно-географических особенностей соответствующих монастырей. При поэтапном осуществлении проекта в начале возводятся первые четыре здания. Часовни, рассчитанные на 5-6 молящихся, рубятся из дерева в стиле аскетичных северных часовен и архитектурно отличаются друг от друга. В каждой часовне находятся по две иконы – в честь посвящения главного престола соответствующего монастыря и его святого основателя (основателей), а также оформленный соответствующим образом текст необходимых кондаков, икосов, величаний и молитв и церковный подсвечник. Рядом с каждой часовней на специальном основании (или ее внешней стене) располагается стенд с фотографией монастыря и кратким рассказом о его истории, а также лавочка для отдыха. Часовни связаны одной кольцевой деревянной тропой. http://voznesenie.mrezha.ru/?p=863 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=43641

А. История церковнославянского языка в России... С. 268–269. 9 Подробнее о принципах работы святителя Афанасия см.: Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России... С. 246–256. 10 О литургическом проекте иеромонаха Германа см.: Кравецкий А.Г. Литургический самиздат XX в.: языковые особенности и проблемы рецепции//Latopisy Akademii Supraskiej. Vol. 3. Jzyk naszej modlitvy – dawnej I dzi. Pod redakcj Urszuli Pawluczuk. Biaystok, 2012. P. 85–94; Кравецкий A. Г. История русской гимнографии: осуществленные и неосуществленные проекты//Przegld Wschodnioeuropejski Vol. 2014. P. 189–198; Кравецкий А.Г. Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского//Вестник ПСТГУ Серия II: История. История Русской Православной Церкви [в печати]. 11 Огромную помощь при подготовке комментариев оказали священник Максим Плякин, иеромонах Далмат (Юдин) и А.Е. Соболева. 12 Митрополит Амвросий (в миру Подобедов), сын священника, родился в 1742 г. Воспитанник Троицкой семинарии, 26-ти лет пострижен, и на 30-м году прославился своими проповедями. В 1778 г. хиротонисан во епископа, через семь лет – архиепископом Казанским, а еще через четырнадцать – Петербургским и возведен в чин митрополита через два года, т. е. в 1801 г. Скончался в 1818 г. 76-ти лет. Из его трудов известен труд «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Заветов». 14 Отделение Олонецкой страны и образование самостоятельной отдельной епархии произошло в 1828 г. с 22 мая. 15 К Олонецким святым относятся прп. Иона Клименецкий (6 июня), прп. Корнилий Палеостровский (19 мая), Авраамий Палеостровский (не канонизирован ), память ему чтят 19 мая, св. Александр Ошевенский (20 апреля), прп. Кирилл Челмогорский (8 декабря), прп. Александр Свирский (30 августа) и прп. Адриан Ондрусовский (26 августа). 16 а) Московского главного архива Министерства иностранных дел 325/705 XVII в., 333/713 XVII в.; б) Барсова Е. В. XVI в. 71; XVIII в. в) Болыпакова вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В XVII в. в разных художественных центрах продолжилось развитие иконографии местных святых. Для муромских храмов в XVI-XVII вв. были написаны 3 Ж. и. святых Петра и Февронии (см.: Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 17, 19, 39); в Ростове - иконы прп. Авраамия Ростовского (сер. XVII в., из ц. Спаса в Графской слободе и нач. XVIII в., из ц. свт. Иоанна Богослова на Ишне, обе - в ГМЗРК); в Ярославле - икона св. князей Василия и Константина Ярославских (Успенский собор Ярославля с клеймами 40-х гг. XVII в. и со средником нач. XVIII в., ЯХМ); в Вологде - икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Александра Куштского нач. XVII в. (Афанасиевская Лысогорская ц. Кадниковского у. Вологодской губ., УКМ); в Переславле-Залесском - икона прп. Никиты Столпника кон. XVII в. (ГТГ). Ж. и. нек-рых местных святых единичны, напр. иконы рубежа XVII и XVIII вв. «Прп. Иринарх Затворник, с житием» из Борисоглебского на Устье мон-ря Ярославской обл. и «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием» из Петровского монастыря в Ростове (обе - в ГМЗРК), икона из г. Кемь «Свт. Николай Чудотворец и прп. Александр Ошевенский» с 16 клеймами жития прп. Александра (2-я пол. XVII в., МИИРК; см.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327-334). Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Напр., Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности костромича Гурия Никитина. Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры встречаются в работах царских изографов Оружейной палаты 90-х гг. XVII в., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи сер. XVIII в. («Свт. Николай Чудотворец», кон. XVII в., в раме с житием 1761 из Сампсониевского собора в С.-Петербурге, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). С посл. трети XVIII в. этот композиционный прием встречается у провинциальных мастеров: «Ап. Лука, с житием» (посл. треть XVIII в., частное собрание), «Прп. Нил Столобенский, с житием» из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. близ Вологды (1771, ВОКМ). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие четкой последовательности их прочтения.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Сырьинский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с избранными карельскими преподобными». 2011 г. Иконописец И. И. Лапин (ц. Собора Сийских святых Антониева Сийского мон-ря) Прп. Кирилл Сырьинский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с избранными карельскими преподобными». 2011 г. Иконописец И. И. Лапин (ц. Собора Сийских святых Антониева Сийского мон-ря) (Кириак; † 1-я пол. XVI в., Успенский Сырьинский мон-рь), прп. (пам. 28 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых), Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского мон-ря (ныне дер. Сырья Онежского р-на Архангельской обл.). О К. известно из Жития прп. Александра Ошевенского, составленного в 1567 г. монахом Александрова Ошевенского муж. мон-ря Феодосием. В Житии есть рассказ «о сырияньском началнике игумене Кирилле», основанный, вероятно, на воспоминаниях старожилов Ошевенского мон-ря. Мирское имя святого было Кириак. Он род. в семье священника из Заветровья Чекуевской вол. на р. Онеге («волостка Чекоево конец острова на Онеге»), где стояли 2 церкви: холодная Преображенская и теплая Успенская. Оставшись в раннем возрасте сиротой, «ремесла же не имея никоего», юноша отправился в Ошевенский мон-рь. Ученик прп. Александра игум. Максим, управлявший Ошевенским мон-рем между 1489 и 1535 гг., принял Кириака в обитель и постриг в монашество с именем Кирилл. Под руководством опытного старца К. постигал иноческую жизнь. Сначала его послушанием было работать в поварне и хлебне, позднее он стал пономарем и просфорником; в мон-ре К. выучился грамоте. Прожив здесь мн. годы, он по благословению игум. Максима направился в Новгород, где архиепископ (вероятно, свт. Геннадий (Гонзов) ) совершил его иерейскую хиротонию. Из Новгорода К. вернулся в родные места, какое-то время служил в знакомом с детства Преображенском храме в вол. Конец Острова: «Он же отиде восвояси и пребысть в некоей веси, именуема Кеноозеро, служа Богови. И оттуду прейде на Онегу на реку в весь, зовома Конец-островие, ту есть храм всемилостиваго Спаса, и тамо пребысть чисте, принося жертву Богови».

http://pravenc.ru/text/1840275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_5.html

СПб., 19025; Молитва прп. и богоносному отцу нашему Макарию Римлянину, новгородскому чудотворцу//Новгородские ЕВ. 1895. 1. С. 55-56; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 144-166. Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 38; СИСПРЦ. 1836. С. 176; Силин П. М. Макарьевская упраздненная пуст.//Новгородские ЕВ. 1894. 11. С. 472-481; он же. Вновь открывающийся Воскресенский миссионерский мон-рь Новгородской епархии//Там же. 1895. 1. С. 45-56; Печальное событие//Там же. 1895. 4. С. 233-234; Зверинский. Т. 2. С. 202; Никодим (Кононов), архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники//Олонецкие ЕВ. 1903. 3. С. 73-77; Левитин-Краснов А. Лихие годы: 1925-1941. П., 1977. С. 215-221; Таисия (Карцова), мон. Жития [рус.] святых. Серг. П., 1991. Т. 2. С. 102-104; Толпыга С. Макарьевская пуст.//София. Вел. Новг., 1998. 1. С. 13-15; Орлов В. С. Макариевская пуст.//С. -Петербургские ЕВ. 2000. 21/22. С. 92-105; Шкаровский М. В. Воскресения Господня муж. мон-рь//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 439-440; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 218, 307; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta - 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintaa?: Diss./Univ. of Eastern Finland. Joensuu, 2013. Ю. Н. Кожевникова Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

Михаила Клопского, произведение, соединяющее в себе черты житий преподобного и юродивого), ни от времени, отделяющего кончину святого от создания жития. Так, использование фольклорных источников в Житиях свт. Иоанна Новгородского († 1186; Житие датируется XV в.) и прп. Антония Римлянина († 1147; Житие было написано не ранее 30-х гг. XVI в.) можно было бы объяснить большим временным интервалом между кончиной святых и началом их прославления и в силу этого утратой документальных источников, однако с момента кончины прп. Михаила Клопского (в кон. 50-х гг. XV в. или в 1471) до создания его Жития прошло менее полувека (Дмитриев датирует первоначальный текст Жития 1478-1479; ср.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 178-209), а 1-я редакция представляет собой подборку устных рассказов о святом легендарного характера (подробнее см.: Дмитриев. 1973. С. 185-198). Большинством исследователей используется понятие «севернорусская агиография», под которым подразумеваются жития святых, подвизавшихся в разное время на территории Новгородской епархии: Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (и др. соловецких подвижников), прп. Антония Сийского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, прп. Александра Свирского, прп. Александра Ошевенского и др. Долгое время первым памятником тверской Ж. л. считалось Житие блгв. вел. кн. Михаила Ярославича Тверского (20-е гг. XIV в., согласно датировке Кучкина). В первоначальной редакции (Пространная нелетописная редакция) этот памятник называется «Убиение… князя Михаила Ярославича», что явно ориентирует текст на традицию мученичеств. Не случайно центральной в этом произведении является сцена гибели князя (ср. Житие блгв. кн. Михаила Черниговского). В 1972 г. Л. В. Тигановой было введено в научный оборот Житие Софии Ярославны Тверской (РГБ. Рогож. 658), датированное ею 2-й пол. XV в., но после обнаружения 2-го списка (РГБ. Чув. 14) Кучкин отнес его составление к 1305-1306 гг. В составе различных летописных сводов XV-XVI вв. сохранились Повести о тверском кн. Михаиле Александровиче, в т. ч. и тексты, охарактеризованные Я. С. Лурье как «торжественно-агиографические» (в составе Рогожского летописца и Симеоновской летописи - Лурье Я. С. Житие Михаила Александровича//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 299), и названные Е. Л. Конявской Житием (в составе Никоновской летописи - Конявская. 2007. С. 153), однако Михаил Александрович Тверской не был официально канонизирован, а летописная традиция почитания не вылилась в агиографическую. Тема княжеской власти была продолжена и развита в «Слове похвальном благоверному и великому князю Борису Александровичу» инока Фомы, однако этот текст, датируемый сер. XV в., сохранился в единственном списке (Архив СПбИИ РАН. Колл. Н. П. Лихачева. 689, 2-я пол. XVI в.), почитания кн. Бориса Александровича не сложилось. Чрезвычайно популярным стало созданное в кон. XV в. (вероятно, после открытия мощей в 1483) Житие свт. Арсения, еп. Тверского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Финляндия) Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Финляндия) Автором 1-й части является священник Покровской ц. в с. Лядины (близ Каргополя) Иоанн, книжник и иконописец, написавший в 1656 г. икону К. О своем авторстве Иоанн сообщает в Житии преподобного, рассказывая о 4-кратном явлении ему К. Иоанн был сыном упомянутого в Житии жителя Лёкшмозерской вол. Венедикта, нек-рые его родственники упоминаются в Житии. Вторая часть («Сказание...») почти целиком основана на Житии прп. Нила Столобенского (рубеж XVI и XVII вв.), из к-рого сделаны дословные пространные выписки. При этом сообщение о пребывании К. в Новгороде, даты его прихода на Челму и преставления приведены только во 2-й части. По-видимому, обе части изначально представляли самостоятельные произведения, затем были объединены. Не исключено, что такую работу сделали в старообрядческом Выголексинском общежительстве : известны поморские списки Жития (БАН. 33.6.7 и др.). В XVIII в. Житие К. было использовано выговским книжником при написании «Слова похвального преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кириллу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожеозерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем Каргополским». В 1844 г. свящ. Ф. И. Гурьев, служивший в Челмогорской пуст. в 1840-1844 гг. и собиравший «разные той пустыни древности», составил новую редакцию Жития К. Как установил А. Б. Мороз, свящ. Ф. Гурьев воспользовался списком ГИМ. Барс. 794, текст к-рого подверг значительной правке: сократил, упростил язык и ввел ряд исторических и географических уточнений. Редакция свящ. Ф. Гурьева известна по рукописи ГИМ. Барс. 795; она была издана К. А. Докучаевым-Басковым по списку, хранившемуся в Челмогорском мон-ре. Еще одним источником сведений о К. и Челмогорском мон-ре является составленное свящ. Ф. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). История жизни К. здесь излагается по Житию с добавлением новых деталей. Среди них - сообщение о прп. Никодиме Кожеезерском, который якобы какое-то время жил вместе с К. и прп. Корнилием Комельским на горе Челма. Несообразность этого известия очевидна: Никодим Кожеезерский († 1639) не был современником К. Источником сведений для свящ. Ф. Гурьева послужил, вероятно, синодик Челмогорского мон-ря, в к-ром имя Никодима Кожеезерского записано вслед за именами К. и Корнилия Комельского. В синодик имя Никодима было включено скорее всего строителем Челмогорского монастыря Филофеем, пострижеником Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря (2-я пол. XVII в.). Биография К.; основание Челмогорского монастыря

http://pravenc.ru/text/1840277.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010