Что в продолжение вре­мени от Стоглавого собора до патриарха Филарета, при котором учение о двуперстии внесено в Катехизис, троеперстие не только оставалось в употреблении у нас, но и было господствующим, всеобщим обрядом перстосложения, – об этом имеются также вполне «авторитетные» свидетель­ства того времени. Таково, во-первых, свидетельство в житии преп. Але­ксандра Ошевенского. Житие написано в 1567 (7075) году, всего через пятнадцать лет после Стоглавого собора, учеником преп. Александра, священноиноком Феодосием. Спи­сатель жития, повествуя об одном из бывших ему явлений пр. Александра, сопровождавшемся наказанием за леность в написании Жития, говорит: «аз же возбнув от видения... и увиде бывшая над собою, яко десная рука моя ослабе, длань же о запястии согнуся, три же перста верхних едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице свое крест­ное знамение воображати». Что здесь говорится о троеперстии, как обычном, общем тогда обряде перстосложения для крестного знамения, этого не отвергают даже сами расколь­ники. Сознавая особенную важность этого свидетельства, они стараются только заподозрить его подлинность. С этой целью один из новейших раскольнических писателей – Онисим Швецов написал даже сочинение, в котором подверг критическому разбору один, и единственный, как он полагал совсем несправедливо, список Жития Александра Ошевенского и особенно содержащееся в нем свидетельство о троеперстии. Совершенную несостоятельность этой критики, и напротив несомненную подлинность Жития, равно как особую важность содержащегося в нем свидетельства о перстосложении, господствовавшем у нас во второй половине 16 столетия, мы показали в свое время 91 и потому не имеем нужды говорить теперь о всем этом. Мы укажем теперь, соответственно нашей задаче, только «автори­тетность» свидетельства, о котором идет речь, Феодосий, священноинок обители Александра Ошевенского, очевидно не имел намерения приведенными словами учить кого-либо троеперстию, или распространять и утверждать этот обряд (хотя, в виду недавнего постановления Стоглавого собора о двуперстии, казалось бы, и была в том надобность); напротив, он без всякого намерения, как бы мимоходом, описывая только постигшее его наказание, упоминает о том, что считал для всех известным, – именно, что желая со­творить крестное знамение, едва мог сложить потребные для этого «три верхние перста».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Предметом исследования в докладе Т. Ф. Волковой (Сыктывкар) стал корпус севернорусских житий в печорских рукописных сборниках, хранящихся в рукописных собраниях Санкт-Петербурга и Сыктывкара. Отдельно докладчицей был выделен печорский список Жития прп. Диодора Юрьегорского (Верхнепечорское собрание ИРЛИ, 2), в котором несколько листов в начале переписано рукой усть-цилемского книжника XIX в. И. С. Мяндина. В докладах А. В. Пигина (Петрозаводск) и Е. С. Кутуковой (Москва) проанализированы различные источники, связанные с именем прп. Александра Ошевенского — духовного покровителя Юрьегорского монастыря. А. В. Пигин представил поздние редакции Жития прп. Александра, составленные в 1820–1830-х гг. архимандритом Тихвинского монастыря Иларионом (Кирилловым), архимандритом Александро-Свирского монастыря Варсонофием (Моревым) и архиепископом Олонецким Игнатием (Семеновым). Новые редакции Жития были созданы с целью их публикации для общерусского прославления прп. Александра, о чем в Святейший Синод подавались соответствующие ходатайства, не получившие положительного решения. Докладчик установил источники этих редакций и проанализировал характер переработки исходных текстов. Е. С. Кутукова затронула вопрос о духовных связях прп. Александра Ошевенского с его предшественниками (преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский) и учениками-последователями (преподобные Пахомий Кенский, Диодор Юрьегорский, Кирилл Сырьинский и др.). В выступлениях участников конференции были представлены также темы церковно-монастырской истории Русского Севера, церковной архитектуры и иконографии, а также сакрального монастырского ландшафта. В. И. Иванов (Краснодар) проанализировал писцовую книгу Обонежской пятины 1563 г. как источник сведений о заонежских монастырях в XVI в. М. М. Шахнович(Петрозаводск) рассказал о результатах археологического обследования православных храмов Русской Лапландии, которое осуществляется с 2009 г. при поддержке Мурманской и Мончегорской епархии. Раскопки на месте Борисоглебской церкви на реке Паз, церкви Рождества Христова Печенгского монастыря и Свято-Никольской церкви в селе Варзуга позволили получить новую информацию об их строительной истории и устройстве, о православной похоронной традиции XIV–XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121748.html

Двадцать семь лет преподобный Александр совершал монашеские подвиги в своей обители. Однажды во время болезни ему явился преподобный Кирилл-Белоезерский и, исцелив, обещал помогать во всех его трудах. По молитвам своего Небесного покровителя преподобный Александр благоустроил монастырь и мудро руководил духовной жизнью не только братии, но и многих мирян, приходивших к нему за наставлениями. Преподобный Александр мирно скончался 20 апреля 1479 года. Нетленные мощи преподобного Александра Ошевенского были обретены при строительстве нового храма во имя Святителя Николая Чудотворца. По распоряжению митрополита Московского Антония, они были свидетельствованы епископом Вологодским Варлаамом. Тогда же была написана икона преподобного Александра, согласно рассказам знавшего его старца и иноков, которым преподобный являлся. Позднее мощи святого хранились в Успенском храме обители, в приделе во имя преподобного Александра (освящен в 1712 году). В 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием написано житие преподобною Александра. Источником для жития послужили сохранившиеся воспоминания его родных и рассказы старцев, живших в монастыре еще при его святом основателе. В Иконописном подлиннике есть описание преподобного Александра: «Подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, и власы главные черные; ризы преподобнические и в схиме». Святаго мученика Гавриила младенца, Белостокскаго ВЕЧЕР Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8, празднику 3 и святому 5, глас 1: Аще не обратитеся и не яко младенцы незлобивии пребудете,/не можете в Царствие Небесное внити,–/сице научает други Своя Христос,/имже чашу страстей Своих обещавает пити;/сию убо спасительную чашу и Гавриил младенец приемлет,/младенческим незлобием мученический венец преукрашая/и того ради сугубое стяжав дерзновение,/во еже молитися о спасении душ наших. Глас 2: Стекается соборище иудейское,/от Бреста же и Белостока,/да непорочнаго младенца мукам предаст./О, беззаконных, о, неверных!/сего непротивлением не вразумившихся,/и младенческую кровь до конца истощивших,/и родители того обезчадствовавших,/но мы, святаго мученика благоговейно почитающе,/того днесь призовем в молитву,/о еже таковаго жестосердия нам избавитися/и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно народной легенде, в жаркий летний день Макарий присел на камень в деревне Софоново и попросил у местных жителей воды, но мужики прогнали его. «Жаль мне вас, бедные люди, – сказал Макарий, – но будете жить ни серо, ни бело». Позднее раскаявшиеся поселяне поставили над камнем Макария часовню 359 . Имя Макария Желтоводского включено в синодик Бережно-Дубровской волости Каргопольского уезда вместе с самыми почитаемыми северно-русскими святыми ( Александр Свирский , Александр Ошевенский, Кирилл Белозерский и др.) 360 . Известны каргопольские списки Жития Макария Желтоводского (БАН, Каргопольское собр., 218:357) 361 , и как уже отмечалось, иконы с изображением святого. Чудотворная икона Макария, по данным XIX–XX вв., собирала в Хергозерском монастыре множество паломников. Люди шли «класть заветы» (куски ткани, полотенца, предметы одежды, в зависимости от того, что болит), приводили сюда скот в дар монастырю (ср. «Чудо 12»), обходили Хергозеро босиком или на коленях, купались в нём, пили воду из него (ср. «Чудо 16») в надежде получить исцеление от различных болезней. Рядом с монастырём летом устраивалась ярмарка, на которой торговали яйцами, маслом, пирогами и т. п. Особенно много людей собиралось в монастыре 24−25 июля, на праздник Макария. Из Каргополя в эти дни устраивался крестный ход, он «шёл по дороге на Челму (к Кирилло-Челмогорскому монастырю. – А.П.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий» 362 . Крестные ходы на Хергозеро шли и из других мест. В устной традиции Каргополья бытуют представления, что монастырь основан самим Макарием Желтоводским и что чудотворная икона с его образом приплыла по озеру. Среди местных каргопольских святых сравниться с Макарием Желтоводским по степени почитания мог, пожалуй, только Александр Ошевенский 363 . Культ нижегородского святого в Каргополье, где он, вопреки народным легендам, никогда не бывал, представляет некоторую загадку. По-видимому, этот культ стал складываться в 1630−1640 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Судьба каждого человека, его семьи, его рода всегда связана с историей страны, так или иначе вовлечена в нее. Записанные Мариной Завгородней воспоминания ее бабушки о трагических событиях 1920–1930-х годов – еще одно тому подтверждение: «обычная» жизнь тверской семьи оказалась сопряжена с подвигом мучеников за веру: игумена Феодорита (Григорьева) – духовника Александро-Свирского монастыря, архимандрита Досифея (Нилова) – настоятеля Александро-Ошевенского монастыря до его закрытия большевиками, старца Сергия (Сребрянского) – духовника Марфо-Мариинской обители в Москве… С. Толмачи      Я гощу у бабушки Наталии Ивановны. Мы сидим на кухне и пьем чай. Напротив, почти на уровне глаз, висит Казанская икона Божией Матери. – Этой иконой твою маму игумен Феодорит благословил. Он нам за отца был. Наш отец Петр рано умер. Не выдержал. – Чего не выдержал, бабушка? – Его несколько раз арестовывать приходили. Сотрудники НКВД с семьями между нами потом поселились и сейчас еще живут. Слышишь, радио на всю деревню орет? Это соседка наша Параскева так развлекается. Старуха уже, а всё с биноклем сидит целыми днями на чердаке своего дома. Со столба из динамика, что под окнами нашего дома, на всю мощь доносилась песня: Хмуриться не надо, Лада, Для меня твой смех – награда, Лада! Даже если станешь бабушкой, Все равно ты будешь ладушкой, Для меня ты будешь ладушкой, Лада!.. – Это ее любимая. Целыми днями одну пластинку крутит. Веселится. Дочь свою Ладу в город жить отправила. Бабушка не выдержала пыток динамиком: – Ладно им теперь живется нашими-то трудами. Детей в город отправили жить на наши деньги. Ладно им живется на наших-то слезах. Мужчин наших уничтожили, а нас оставили на них рабами работать. – Кто были наши мужчины? Наши мужчины Иеромонах Досифей. 1915 г. Последний настоятель Александро-Ошевенского монастыря (1915 –1925 гг.) – Семья в Санкт-Петербурге жила. Отец твоего деда еще молодым умер. Их воспитывал родной брат отца. Он был монах, и большого чина. Семинарию и духовную академию закончил в Петербурге. Там он и служил. Его первого в революцию забрали. Потом его родного брата за него расстреляли, а семью в лагеря отправили. Сына Федора после лагерей в 1937 году здесь, в селе Толмачи, расстреляли. Другой сын, Петр, в лагере долго сидел. После войны он собственный дом в Волховстрое построил, там и жил со своей семьей.

http://pravoslavie.ru/104514.html

Антипа); «Господь Вседержитель, с предстоящими преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским» 1728 г. из с. Турчасова (АМИИ). На иконе 1825 г., написанной мастером онежской иконописной артели И. И. Богданова-Карбатовского , среди избранных святых, поклоняющихся образу Преображения, преподобные Н. и Феодосий Тотемский, свт. Николай Чудотворец (Укозерский) и мц. Стефанида (АГМДЗиНИ); на иконе 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) вместе с Н. представлены прп. Александр Ошевенский, свт. Петр Московский и прп. Сергий Радонежский. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., когда Кожеозерский мон-рь был закрыт, Н. почитался наряду с другими каргопольскими подвижниками: преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Пахомием Кенским. На иконах этого времени Н. изображали в сложившейся иконографии предстояния: так, на образе «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы», XVIII в. под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя), святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; Н.- справа, в молении, вместе с прп. Кириллом Челмогорским, облачен в мантию и схиму с опущенным на голову куколем; длинная изогнутая борода подчеркнута вырезом в окладе иконы. В составе деисусных чинов этого времени образ святого встречается в паре с изображениями основателей разных мон-рей: «Преподобные Макарий Унженский и Никодим Кожеозерский» сер. XIX в., вероятно, письма иконописца Владимирской губ. М. К. Сказываева, происходящей из часовни мучеников Флора и Лавра дер. Семёновская на Кенозере (Кенозерский нац. парк; см.: Небеса и окрестности Кенозерья: Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие ист.-культ. ландшафт Нац. парка «Кенозерский». М., 2009. С. 303-305. 21), «Преподобные Кирилл Новоезерский и Никодим Кожеозерский» 3-й четв. XIX в. из Никольской ц. дер. Сырья (АМИИ). Н. изображали на нек-рых иконах «Собор Новгородских чудотворцев» расширенного извода в период формирования этой композиции.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Я своими глазами видел, как в настоящее время всё это выглядит. Действительно, речка течет как обычно, затем делает поворот и вдруг исчезает. Видно, как течение несет к этому месту листья, щепочки, а затем закручивается в плавный водоворот – и всё. Причем в деревне до сих пор можно увидеть место старого русла реки. В наше время ученые исследовали это явление и объясняют тем, что в данной местности есть карстовые пещеры, куда и уходит вода. Но такое объяснение, думаю, нисколько не умаляет чуда: Господь – Творец вселенной, в Его руке движение звезд, Он управляет стихиями и течение воды силен направить в то или иное русло. Даже под землю. Для людей нахождение близ источника воды всегда было очень важным, поэтому такой неожиданный поворот стал серьезным вразумлением крестьянам за то, что не пустили к себе великого старца. Есть слова в Псалтыри: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». «Наказание» по-славянски – вразумление. Господь вразумляет, но смерти не предает. В данном случае это была не моровая язва, не падёж скота, не что-либо, вредящее человеку, но такое вот настойчивое зримое напоминание о том, что внимательнее нужно быть к праведникам. И хотя преподобный Александр Ошевенский нашел место для обители и создал монастырь, который прославился аскетической жизнью своих насельников, всё же через несколько столетий обитель была разорена. Сейчас от нее сохранились лишь руины да пара корпусов, в которых живут монахи, пришедшие восстанавливать святыню. Меня часто спрашивают, почему Господь попускает разорение монастырей? Почему обители, которые были основаны настоящими подвижниками, действительно легендарными людьми – такими как преподобный Александр Ошевенский или Нил Сорский, потом подверглись разграблению и до сих пор лежат в руинах. Мое мнение, что какое общество, такое и монашество. В монастыри уходят люди, которые не в инопланетной цивилизации родились и не с неба на парашютах спустились, а представители общества. Если в целом состояние народа таково, что есть верующие, которые, живя по-христиански, стремятся еще более строго подвизаться, тогда монастырей много. Иными словами, общество только тогда может давать монахов, когда само живет по законам Христовым. В тех Поместных Церквях, где народ сохранил благочестивые традиции, сильно и монашество. Например, в Греции или Румынии.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

(Вып. Озер. 2:380). Какое перстосложение употреблялось в Русской церкви до патр. Никона? Двоякое: одни, следуя постановлению Стоглавого собора и наставлению Псалтири, крестились двуперстно, другие же, следуя «древнему обычаю и преданию отцов, дедов и прадедов» держались троеперстия. Откуда видно, что креститься троеперстно – древний обычай? Особенно ясно это видно из сложения перстов преп. Спиридона просфорника, жившего в 12 стол. и жития преп. Александра Ошевенского. Преп. Спиридон и теперь почивает в киевских пещерах с троеперстными сложением правой руки 20 , а в житии преп. Александра Ошевенского, написанном в 1567 г., составитель его, иеромонах Феодосий так пишет о себе: «Три перста верхних едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображати; два же перста нижних ко длани прикорчишася» (Вып. Озер. 2:383). Есть ли указание на троеперстие в старопечатных книгах? Есть. В Б. Катехизисе на вопрос – как следует полагать на себя крестное знамение, дается такой ответ: «сице знаменаемся: им сложивше убо три персты десныя руки, и возлагаем на чело, таже на живот, и на десное и на левое рамо» (л. 5 об.). В Мал. Катехизисе, напеч. в Киеве в 1645 г., также повелевается полагать на себе крестное знамение «рукою правою, три пальцы зложивши» (л. 25 об.). Откуда видно, что в Русской церкви не было единообразия в двуперстном сложении? Из тех свидетельств, на которые ссылаются раскольники в защиту своего учения о двуперстии. Так, Стоглав в начале главы (31) говорит: «сице благословити рукою и креститися: большой палец да два нижнии перста во едино совокупив, а верхний перст (очевидно, указательный) с средним совокупив, простер и мало нагнув» (стр. 132 по Казан. изд.); в средине главы уже так: «креститися подобает и благословити: персты три совокупити низу (внизу), т. е. те, которые находятся внизу кисти руки, «а два верхнии», т. е. указательный и большой, «купно»; в конце же главы: «сице благословити рукою и креститися: три персты равны имети вкупе по образу троичьску...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Чарозеро. Церковь Происхождения Честных Древ. Вещезерская Петропавловская церковь Добавить фотографии село Петропавловское, ныне Чарозеро. Фото двадцатых годов XX века. На заднем плане видна Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня 1798г. Хозяйка фото: Щедрова Анна Викторовна (проживает в Чарозере) Евгений Шелковников 1 января 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Чарозере. Дата постройки последнего здания 1798 г. Вещезерская Петропавловская (по бывшему названию села) церковь в с. Чарозеро построена в 1798 году. Имела четыре Престола: в честь Происхождения (изнесения) честных древ Креста; во имя мученицы Параскевы Пятницы; во имя мучеников Флора и Лавра; во имя преподобного Александра Ошевенского. В своей книге " Зимняя поездка в Белозерский край " , вышедшей в 1902 году, П.С. Шереметев со слов приходского священника сообщает, что старая деревянная церковь во имя св. ап. Петра и Павла с приделом во имя св. мч. Флора и Лавра и церковь Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя преп. Александра Ошевенского в селе Петропавловском сгорели. В клировых ведомостях за 1866 год сообщается, что приход Петропавловской церкви был одним из самых многолюдных в уезде и составлял 38 деревень, 224 двора, 1890 человек. По описаниям, найденным в документах 1929-1930 гг.: " Петропавловская-Вещезерская церковь, каменная, с таковою же колокольнею; теплая и холодная в одной связи, крытая железом, окрашена зеленой краской (крыша), ограда кругом церкви каменная, выложена и вытесана из дикого камня, с железной решеткой, выкрашенной зеленой краской " . Колокольня поставлена на каменном фундаменте, на которой перед закрытием церкви было 8 колоколов. В 1945 году колокола были вывезены на переплавку. Церковь была построена " тщанием прихожан " , т.е. люди на свои собственные деньги возводили храм. Известно, что в 1829 году численность прихожан составила 1380 человек. В состав прихода входило не только село Петропавловское, но и окрестные населенные пункты, в границах, определенных епархией.

http://sobory.ru/article/?object=21175

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010