…И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить… Умудренному годами старцу было открыто, что с книги судеб человеческих, лежащей на престоле Господнем, снята первая печать. И первый всадник вошел в мир. Филарет страшился за судьбу Церкви, надежду и опору которой он видел в семинариях и академиях. Сознавал, что невозможно оградить будущих пастырей от всех опасных искушений, а все же из осторожности подчас бывал излишне строг и подозрителен. Ему по сердцу была осмотрительность протоиерея Петра Делицына, публиковавшего в академическом издании труды отцов церкви в максимально приближенном к первоисточнику виде. Жертвуя чистотою языка и плавностью речи, переводчик не посягал на смысл дорогого православного наследия. Вот, кстати, почему профессор Никита Гиляров-Платонов до своего ухода из академии не показывал подлинного текста своих лекций по патрологии митрополиту (он там не только излагал жития отцов церкви, но и критически рассматривал их писания). Нельзя покушаться на цельность православного богословия, хотя бы и называли его иные «казенным» или «школярским», был убежден святитель. Сие не мертвая буква предания, но постоянный живой опыт Церкви, в одном литургическом служении сохраняющей все богатство и глубину веры и знания. В то же время Филарет не был рабом буквы. Еще мудрый митрополит Платон призывал его с Андреем Казанцевым остерегаться впадения в пустую схоластику, когда боговдохновенное учение превращается в ученый комментарий к текстам. При всех ошибках двух врагов — князя Александра Николаевича и отца Фотия — одно их объединяло: стремление лично стяжать благодать Святого Духа. Сие, в свою очередь, есть другая линия богословского умозрения, когда содержание веры раскрывается в самом опыте жизни, когда человек в одиночку восходит к Богу. А между тем начатая четверть века назад отцом Фотием борьба против мистицизма обернулась (при явной поддержке протасовского Синода) обмелением духовного направления в церковной жизни. Допускалось, а равно и одобрялось аккуратное исполнение обрядов, и лишь сердце и духовный разум побуждали священников выходить за узкие рамки выполнения треб.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Из-за простокваши молочной сильно страдает железа и я вместе с нею. Зачем же я ел ее? – Перестать. Поликарп Михайлов усопший – поминать, его жена жива, Александра, сын Евстафий, 17 октября. Больной душевно самоубийца, [...] Константин Аполлонович, жена Лидия Николаевна. Дмитрий Николаевич [...], жена Ольга Васильевна, дочь Надежда и сын Георгий. 17 октября. 18 октября. Вечер, семь часов. Благодарю Господа, принявшего сейчас тайное мое покаяние в раздражении на слугу мою Евгению. По лишении благодати, мира, и простора, и дерзновения сердечного я с упованием обычным обратился к Богу, Спасителю моему, прося искренно и умиленно прощения в том, что из-за суеты уподобился злому врагу, а не остался верным Богу благому, кроткому и незлобливому; получил прощение и мир с дерзновением, и радость сердечную с легкостью. Слава Богу! 24 октября. Четверг. Согрешил я пред Господом и пред людьми, что ударил в неправедном гневе по щеке рабу Божию Надежду, с которой я прежде ездил в Петербурге по домам для молитвы. Она привезла ко мне для [причастия] душевнобольную жену смотрителя бывшего реального училища Варвару, которая любит много болтать. 19 октября. Благодарю, Тебя, Господи, благоволившего увидеть мне и еще день рождения и крещения и тезоименитства моего; по Твоей милости встречаю восьмидесятый год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и сороковой год жизни, а тут – восьмидесятый год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче Мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня! Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных [ Мф.22:12–14 ]. Христос Бог, Жизнедавец наш, уподобил Себя жениху святому, прекрасному, светоносному, вечному, благоволившему обручиться вечным, нетленным, жизненным обручением в будущей неконечной жизни и в здешней, земной, предобручающему Себя верной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иуда (Мф.) Искариотский, [один из двенадцати] пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им; И [пошедши, πελθων] говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Сказал: что вы дадите мне? и я вам предам Его. б. Подкуп предателя. Они [же], услышав, обрадовались, и согласились, и обещали дать ему денег: они [же] предложили ему тридцать сребреников. И он обещался; с того времени, удобного случая (εκαιραν), [чтобы] [как бы] [при удобном случае, εκαρως] предать (παραδψ), – предать (τον παραδοναι) Его им, тайно от народа. 3. Приготовление Пасхи. а. Вопрос, где приготовить Пасху. Настал [же] день опресноков: в первый опресночный, в который должно было закалать пасхального агнца, – когда пасхального агнца (и) закалали, – приступили ученики к Иисусу, говоря, – говорят Ему ученики Его: где велишь (πο θλεις) пойти (πελθντες) нам, приготовить (τοιμσωμεν) есть (Мф. φαγεν, Мк. να φγης) Пасху? посылает (Иисус Христос) двух их учеников своих, – послал Петра, и Иоанна, сказав: подите, приготовьте нам есть Пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? б. Чудесное указание горницы для Пасхальной вечери. Он [же]сказал [и говорить] подите в город к такому-то; вот, когда войдете вы в город, встретится (Мк. παντσει, Лк. συναντσει) с вами человек, несущий в кувшине воду; подите за ним в дом, в который входит; куда он войдет; скажите (Мф. и Мк. επατε, Лк. ρειτε) хозяину дома того: Учитель говорит тебе [Учитель]: время Мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками Моими. Где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И он (Мк. κα ατος, Лк. κακενος) вам покажет горницу большую, убранную, готовую: там приготовьте в. Приготовление Пасхи. И поступили ученики так, как повелел им Иисус: И пошли ученики Его, и [отшедши же], пришли в город, и нашли, как сказал (Мк. επεν, Лк. ερηκεν) им, и приготовили Пасху. Читать далее Источник: Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке, с картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению евангельской истории/Сост. законоучителем Имп. С.-Петерб. Николаев. сирот. ин-та и Александрин. сирот. дома, свящ. м. б. Василием Гречулевичем. Ч. 1-2. В 3-х том. - Санкт-Петербург : тип. Пряца, 1859-1860./Ч.1. - 1859. - XXXII, 518, 127 с., 2 л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 4–7) " Обращение за помощью во внутрицерковном споре к секулярному (безбожному) государству или, ещё паче, к неверному (агарянину) будет означать унижение и, даже, уничижение, нашей Веры!Вот, в этой ситуации и обнаруживается недостаток древней и очень важной конструкции, поддерживающей Земную Церковь - Внешнего Епископа, то есть православного монарха, который и был поставлен Господом для урегулирования подобных политических вопросов, т.е. " житейских споров " .П.С. Как-то довелось читать переписку ВК Владимира Кирилловича с церковными иерархами РПЦЗ, где он пытался выполнять подобную функцию Внешнего Епископа для РПЦЗ даже в изгнании. Был бы признателен уважаемому Александру Николаевичу Закатову, если бы он дал ссылку на эту переписку.С уважением, Григорий. Уважаемый Григорий! По поводу " Внешнего Епископа " , возможно, слишком громко сказано, так как этот статус подразумевает наличие не только династического статуса и соответствующих прав, но также реальной политической власти, дающей Государю возможность защитить Церковь извне. Но, безусловно, законные Государи в изгнании продолжали активное участие в жизни Церкви в духе симфонии. Некоторые важные документы об этом приведены в приложении к моей статье " Церковь и Царство в XX-XXI вв. " : http://www.proza.ru/2011/02/27/957 125. Ответ на 105., Анатолий Степанов: Это - чепуха. Принято называть католиков Католическая церковь, протестантов - Лютеранская церковь, Англиканская церковь и др. И что? Тогда давайте обвиним всю нашу Церковь в нарушении догматов - не только нынешних архиереев, но и дореволюционных, до революции также именовали. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Митрополит Кифирский Серафим: «Критский собор принял сомнительные решения» Митрополит Серафим обвинил Критский собор в «серьезном попрании соборности», обусловленном отсутствием возможности принять участие в его работе для большинства православных епископов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

Какой же урок мы получаем из этих многократных случаев чудного избавления от опасностей нашего Великого Государя? Господь напоминает нам завет отцов наших о преданности царям самодержавным, и охраняет нас от искушений и увлечений чуждыми учениями о властях и народных правительствах. Мы издали слышим, как в странах просвещенных волнуются народные массы, борются партии, разгораются страсти, подкапываются основания подчиненности и повиновения, как люди здравомыслящие желают власти цельной, единой, твердой. Господь веками утвердил в нашем отечестве единую власть царей, и в лице Государя нашего, Богом хранимого, в Его благости, кротости, постоянной заботе дать свободное развитие всем народным силам ко благу отечества, мы видим живое опровержение всех когда-то бывших в народах поводов к устроению иных способов правления. На многие века Он будет идеалом царей самодержавных. В Нем наше народное единство, наше самосознание, наша честь, наша сила и слава. «Господи, спаси Царя и услыши нас, когда будем взывать к Тебе!» ( Псал. 19, 10 ). Чувству праведного негодования против тайных врагов Царя нашего дадим исход и деятельное приложение в посильном для каждого содействии правительствам, к раскрытию их замыслов и козней. Наконец, утешимся словами Пророка, обращенными к Богу вслед за учением о хранении царя силою Божией, в которых он врагов царя называет врагами Божьими: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих. Они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их. Вознесись Господи силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» ( Пс. 20, 9, 19–14 ). РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕННАЯ В МОСКОВСКОМ АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ НА NAHUXIДE В ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ ПО КОНЧИНЕ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, 9 марта 1881 года Мы все скорбим и тужим о постигшем нас несчастье. Точно в каждом семействе близкий сердцу покойник; так всех объяло уныние, так обще, так глубоко чувство печали во всем народе о кончине нашего возлюбленного Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Ксения 26 ноября 2021, 15:38 Я с годами все больше и больше прихожу к такому мнению- не воскресные школы помогут приобрести веру нашим детям, а участие в литургии, благочестивая жизнь нас, родителей, и постоянная и искренняя молитва ко Господу за наших детей... Галина 26 ноября 2021, 12:20 Игорь Александрович26 ноября 2021, 00:30: названные прямо своими именами вещи без манипуляций и подмен понятий действительно могут вызывать неприятные ощущения: в частности когда эти вещи и поступки такими и являются - некрасивыми и не хорошими по своей сути, а не по обертке из красивых формулировок и подмен понятий. Статья же довольно деликатно изобличает суть того, как и что прячут под обёрткой. В терминологии же популяризируемой Великановым же (вкупе с прочими) психологии приведенные авторами в данной статье приемы " новаторства " не называются никак иначе, кроме как " манипуляции " . Галина 26 ноября 2021, 12:06 Поддерживаю обращение по комментарию: Петр Николаевич25 ноября 2021, 13:56 Елена О. 26 ноября 2021, 11:30 Постмодерные технологии - это хитрые провокации. П.С. Слезы сердца в комментах не прольешь. Это требование невыполнимо). Иоанна_ 26 ноября 2021, 11:19 Люди с таким мировоззрением не должны быть пастырями, преподавателями, учителями! Задаюсь тем же вопросом, что и многие: кто " благодетели " , редакторы, духовные наставники этих " великих комбинаторов " , ведь в Церкви ничего без благословения не делается? Как такие смогли свить себе гнёздышко под боком у преподобного Сергия?? Вопросам несть числа, а ответов - нет и не предвидится.. Игорь Александрович 26 ноября 2021, 00:30 Разоблачайте хоть кого, но слезами сердца, а не ударами слов! От большинства менторских комментариев ничего кроме горечи в душе не остаётся. Галина И. 25 ноября 2021, 20:41 Эльвира25 ноября 2021, 16:27: " Обучавшийся в дореволюц. гимназии игумен Никон вспоминал, что уроки Закона Божьего превращались во время острот и кощунств " .//Прочитайте небольшую книгу Н. Помяловского " Очерки бурсы " . Итог? Да ничто никогда для нас даром не проходит, РАСПЛАЧИВАЮТСЯ ВСЕ. " Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды...Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф " (Иер.2).

http://pravoslavie.ru/143058.html

Львом Толстым 16 . Этот же романист представил нам примеры подобных двойственных отношений русского дворянства к французам в эпоху наполеоновских войн 17 . Черкесы эстетически нравились русским, противникам своим. Русское дворянство времени Александра I восхищалось тогдашними французами, вредя им стратегически (а следовательно, и лично) на каждом шагу. Речь г. Достоевского очень хороша в чтении, но тот, кто видал самого автора и кто слышал, как он говорит, тот легко поймет восторг, охвативший слушателей.. Ясный, острый ум, вера , смелость речи.. Против всего этого трудно устоять сердцу. Но возможно ли сводить целое культурное историческое призвание великого народа на одно доброе чувство к людям без особых, определенных, в одно и то же время вещественных и мистических, так сказать, предметов веры, вне и выше этого человечества стоящих,– вот вопрос? Космополитизм православия имеет такой предмет в живой личности распятого Иисуса. Вера в божественность Распятого при Понтийском Пилате Назарянина, который учил, что на земле все неверно и все неважно, все недолговечно, а действительность и веко-вечность настанут после гибели земли и всего живущего на ней,– вот та осязательно-мистическая точка опоры, на которой вращался и вращается до сих пор исполинский рычаг христианской проповеди . Не полное и повсеместное торжество любви и всеобщей правды на этой земле обещают нам Христос и его апостолы , а, напротив того, нечто вроде кажущейся неудачи евангельской проповеди на земном шаре, ибо близость конца должна совпасть с последними попытками сделать всех хорошими христианами... «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба... и не избегнут» (1– е поел. к Фессал. гл. 5, 3). И еще: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Не человеческое ли учреждение посты? Есть ли прямая заповедь об них в евангелии?... Да, – вот где надлежало бы прежде всего православными христианам искать разрешения всяких недоумений и вопросов. Заповедует что-нибудь Христос Спаситель, – значить это верно и надо это исполнять. Запрещает что Господь, – значить это вредно и гибельно, и избегать сего нужно. Это было бы вполне последовательно и вполне честно с нашей стороны. Числиться же христианином и измышлять себе правила для жизни помимо евангелия, – значит хромать на оба колена, служить, ваалу и Иегове, фальшивить наконец пред самим собою, – не так ли? Да будет же всем известно, что в учении Христа Спасителя, есть заповедь о постах, и какая ясная и положительная заповедь! Не знать этого может только тот, кто вовсе не знает и не читает евангелия. «Когда поститесь, – так учи Господь в нагорной своей проповеди , – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачныя лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы, явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–18 ). Что это? Не заповедь ли о посте? Приходят однажды к Иисусу Христу ученики Иоанна Крестителя и говорят: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся»? что же Господь? Сказал ли, что ученики Иоанновы не делом занимаются, что посты не нужны? Нет, вот что он сказал: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф. 9:14, 15 ). Дни эти наступили для святой и непорочной невесты Христовой, церкви ( Еф. 5:25–27 ) – по смерти, воскресении и вознесении ее божественного жениха, Господа Иисуса. И мы видим, что св. апостолы, их ближайшие преемники, и затем бесчисленные сонмы дальнейших учеников Христовых, верные слову своего небесного учителя, проводили жизнь свою в трудех, во бдениих, в пощениих ( 2Кор. 6:5 ). Однажды апостолы приступили к Иисусу наедине и сказали: «почему мы не могли изгнать беса (из одного бесноватого)? Иисус сказал им… сей род (бесов) изгоняется только молитвой и постом» ( Мф. 17:19, 21 ). Итак, пост, по словам Господним, имеет, даже отгнательную силу против духов нечистых. Довольно-ли сих мест, чтобы видеть, как Господь ублажает и превозносит пост? Припомним еще, что сам, он постился некогда дний четыредесять, и нощий четыредесять ( Мф. 4:12 ), искушаем сатаною ( Мк. 1:13 ), нам оставль образ, да последуем стопам Его. Пусть же не обольщают себя отрицающие посты и их не соблюдающие; пусть они рассудят, что поступают вопреки прямому повелению Господню, и отрицают не что иное, как учение своего Спасителя!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Орнамент покрывает практически всю наружную площадь стен. На нем есть фигуры и лики святых, птицы, растения, животные, грифоны и даже слон — его изображений больше нет ни на одном храме в мире. Ученые до сих пор спорят о происхождении и смыслах этих образов. По их мнению резные изображения на соборе — иллюстрация ветхозаветного видения пророка Иезекииля, в котором описывается явленный ему храм: Лев — один из самых знаменитых барельефов храма От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во храме кругом (Иез 41:17—19). Великомученик Георгий Победоносец Святой, живший на рубеже III–IV веков. Он был воином на службе римского императора Диоклетиана (284–305). За исповедание веры во Христа правитель-язычник жестоко мучил святого, а затем приказал казнить. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия особо почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знамёнах. Изображение великомученика Георгия стало частью герба Московского княжества, а затем и герба Российской империи. Сегодня святой Георгий — на гербе Москвы. Успенский собор московского Кремля Первый каменный храм Москвы. Был построен в 1326–1327 годах по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Дорога Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до одноименной станции ехать около 4,5 часов. Дальше — пешком или городским транспортом. Фото Сергея Николаева/railwayz. info Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. На станции одна платформа и четыре пары путей. Ежедневно здесь останавливаются поезда дальнего сообщения и электропоезда местного назначения. От станции Юрьев-Польский можно доехать в Москву, Иваново, Александров, Кинешму и ряд других городов. Ближайшие железнодорожные остановки к станции Юрьев-Польский: Леднево, Старково, Бавлены и Кольчугино.

http://foma.ru/sobor-georgija-pobedonosc...

Особенно ярым приверженцем спиритизма оказался другой неглупый человек, причем где – в славянофильской среде! – родной племянник Сергея Тимофеевича Аксакова Александр Николаевич. Разумеется, Церковь должна была первой дать отпор ереси. В Библии сказано: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» ( Втор.18:9–13 ). И, опираясь на эти слова, православные проповедники обличали ересь спиритизма, как внушенную людям злыми духами, предрекали, что занятия спиритизмом могут приводить к одержимости бесами, что и на самом деле нередко случалось. Полагая, что он общается с душами умерших, участник спиритического сеанса входит в сношение с бесами, являющимися в человеческом облике. В своей обличительной статье митрополит Филарет писал: «О стологадании печально слышать, что многие, как дети на новую игрушку, бросались на оное, не подумав, что это за игрушка и чем кончаться может игра». Он призывал поддавшихся новому соблазну одуматься и осознать, «с кем имеют дело и от кого хотят узнать сокровенное». Он задавал вопрос: «Действительно ли стологадателям отвечают духи умерших, которых имена им объявляются, или имена сии употребляются ложно, и под ними скрываются некие неизвестные?» И сам же отвечал на него: «В сем последнем случае, сии неизвестные суть лжецы, приписывающие себе чужие имена: но ложь не принадлежит чистым существам; отец лжи есть диавол». Ниспровергатель новой ереси, пользуясь своею глубокой образованностью, ниспровергал и саму новизну ее: «Для тех, которые смотрят на стологадание как на новое открытие неизвестной доныне силы в природе и на сем, может быть, думают основать для себя законное право продолжить над нею исследования, небесполезно заметить, что их делу не принадлежит честь не только разумного, но и случайного открытия в природе: они только каким-то образом пробрались в область старого языческого суеверия. Тертуллиан в 23-й главе своей апологии христианства, обличая мечты языческой магии (magiae phantasmata) и приписывая их действию демонов, говорит: per quos et саргае et mensae divinare consueverunt: чрез них и козлы и столы обыкновенно производят гадания».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010