Юбилейные торжества в честь 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского завершатся Патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя в Москве 30 ноября 2021 г. 12:15 6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.  Богослужебные песнопения за Патриаршим богослужением исполнят хоры-лауреаты I Патриаршего международного фестиваля русской духовной музыки «Свет Христов» , который по благословению Его Святейшества проходил в 2021 году. Учредителем и организатором фестиваля является Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Основная цель фестиваля — активизация музыкальной деятельности и творческого потенциала хоровых коллективов, исполняющих русскую духовную музыку по всему миру. В течение всего 2021 года в России и ряде других стран проходили торжества, посвященные 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского.  Важным этапом юбилейных мероприятий стали прошедшие в мае с.г.   XXIX  Международные образовательные чтения и IX Парламенсткие встречи , посвященные теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».   11 сентября на берегу Чудского озера у деревни Самолва в Псковской области  состоялась  церемония открытия мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной», на которой присутствовали Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл.  Основные церковные торжества юбилейного года, которые возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви,  состоялись  в Санкт-Петербурге 12 сентября, в праздник перенесения мощей князя Александра Ярославовича в Северную столицу.  Богослужением 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя, завершается основная часть юбилейных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения Александра Невского.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5867964.ht...

В Новоспасском монастыре замечательными старцами были иеромонах Филарет (Пуляшкин) и иеромонах Александр (Подгорченков), которые были учениками схимонаха Афанасия (Захарова), постриженика и ученика старца Паисия. Иеромонах Филарет (в схиме Феодор), в миру Феодор Николаевич Пуляшкин, один из известных московских подвижников благочестия 19 в. Феодор родился в 1758 г. в г. Вязьме в купеческой семье. Мать его по смерти мужа перебралась в С-Петербург, а в 1786 г. поступила в Московский Новодевичий монастырь, где постриглась в монахини с именем Митрополия 167 . Отрок Феодор, пребывая в родительском доме, обучился грамоте, чистописанию, и Закону Божиему. Его любимым занятием стало чтение духовных книг, которых в доме отца было предостаточно. По прибытии в Петербург он был определен помогать в лавке своего дяди, но вскоре почувствовал отвращение от мирской суеты. По возможности он убегал в Александро-Невский монастырь, а после службы проводил время в беседах со старцем-монахом. Тринадцатилетний отрок Феодор упросил свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь со знакомым старцем. Через полгода старец посоветовал Феодору перейти в Саровскую пустынь, которая славилась строгостью монашеской жизни. Здесь он провел несколько лет в различных послушаниях, а позже поступил в Московский Симонов монастырь, где пребывал послушником его брат Архипп. В 1786 г. Феодор был пострижен с именем Филарет, а через год рукоположен в иеродиакона. В 1788 г. Симонов монастырь был упразднен и обращен в госпиталь, а Филарет по воле митрополита Гавриила был вызван в Петербург, и как монах строгой жизни был помещен в число братства Александровского монастыря 168 . В 1789 г. Филарет был рукоположен митрополитом Гавриилом в иеромонаха. Иеромонах Филарет был в числе духовных старцев, которых рекомендовал митрополит Гавриил ученым Александро-Невской семинарии в помощь для исправления перевода с греческого языка «Добротолюбия», сделанного старцем Паисием Величковским . «Они, говорил мудрый архипастырь ученым исправителям, хотя и не знают так, как вы, греческаго языка, но лучше вас знают из опыта духовныя истины, непостигаемыя одним только книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставлений, содержащихся в этой книге» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Архимандрит Петр в миру именовался Роман Сергеевич Семеновых. Он родился 24 сентября 1878 году в селе Большие Барашки, Нолинский уезд Вятской губернии, в семье крестьян. Роман Сергеевич окончил начальное Земское училище в 1890 году. В юности занимался крестьянским трудом. В 1900 году Роман Семеновых поступил в Александро-Невский Филейский монастырь. Это был новый (основан в 1890 г.) монастырь, вблизи губернского центра — Вятки, на пути следования Великорецкого крестного хода. На месте основания обители до настоящего времени находится святой источник. Ныне монастырь не существует. Место, где он был расположен, находится на территории областного города Киров (бывш. Вятка). Несмотря на юность святой обители, к началу XX века она уже была известна как место подвигов монахов, впоследствии прославленных Церковью в лике святых. Монастырь был основан преподобным Стефаном Филейским (иеромонахом Стефаном (Куртеевым). Наименование Александро-Невский было дано монастырю во имя небесного покровителя императора Александра III, в благодарность Богу за спасение царя во время железнодорожной катастрофы близ станции Борки 17 октября 1888 года. Преподобный Стефан долго подвизался на месте, где возник монастырь. Он отошел ко Господу в год основания монастыря. В обители подвизался преподобный Матфей Яранский Чудотворец, прозванный так народом за многочисленные исцеления, совершенные по его молитвам. В 1899 году преподобный Матфей перешел в монастырь в Яранск. Неизвестно, был ли Роман Семеновых лично знаком с преподобными Стефаном и Матфеем, пользовался когда-либо их наставлениями. Он был еще подростком, когда отошел ко Господу преподобный Стефан, и уже не застал в монастыре преподобного Матфея. Неся послушание в монастырской гостинице, послушник Роман Семеновых познакомился с монахом, который рассказал ему о Святой горе Афон. Рассказы монаха возбудили в послушнике желание подвизаться там. Вскоре он уехал на Афон, где и подвизался восемь лет в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Бытует устное предание, что благословение на поступление в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне Роман Семеновых получил у святого праведного Иоанна Кронштадтского.

http://bogoslov.ru/article/6171532

F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27). Портрет Д. А. имеется также в титулярнике 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047), вложенном, согласно митр. Псковскому Илариону (Смирному), в Троицкий собор Пскова. Подобная традиция сохранялась в более поздних живописных портретах на холсте (кон. XVIII в. ГРМ), на гравюрах и литографиях 1-й пол.- сер. XIX в. (РНБ, см. также: Адарюков, Обольянинов . Словарь портретов. С. 273), на костяных рельефах холмогорской работы, в серии небольших рельефных печатей (инталий) на зеленой сибир. яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ГЭ), по-видимому по заказу Я. В. Брюса (Д. А.- оплечно, в княжеских доспехах). Блгв. князья Александр Невский, Феодор Новгородский и Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». 2-я пол. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Блгв. князья Александр Невский, Феодор Новгородский и Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». 2-я пол. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) На миниатюре в синодике Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненным собственноручно вел. кнж. Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), Д. А. представлен вверху справа в схиме ( Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Цв. рис. 17). В росписи Благовещенского собора Казанского кремля (ок. 1694) Д. А. изображен в княжеских одеждах (плащ с растительным орнаментом по светлому полю) в откосе окна сев. стены, напротив св. кн. Александра Невского (имя святого определено по графье, колорит изменился вслед. пожаров) ( Сорокатый Н. В. Кафедр. Благовещенский собор Казани//Сокровища культуры Татарстана. СПб., 2004. С. 133, 137. (Наследие народов РФ; 5). Собор Московских святых. Икона. Нач. XX в. (ЦМиАР) Собор Московских святых. Икона. Нач. XX в. (ЦМиАР) В иконописи основным иконографическим изводом является изображение Д.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Гейденом подворье, именуемое „Казанским“. В 6 в. от мон. находится древняя греческая церковь (теперь часовня) св. прор. Илии, куда ежегодно 20 июля стекается громадное количество богомольцев. Успенский , общ., в предместье г. Алешек, Днепровского у. Учрежден в 1900 г. из женской общины, основанной в 1896 г. При нем школа. Тамбовская епархия Мужские: Александро-Невский , общ., в 18 в. от уез. г. Кирсанова, при с. Оржевке, учрежденный в 1890 г. Александро-Невский , общ., близ с. Большой Грибановки, Борисоглебского у. Учрежден в 1904 г. При нем странноприимный дом. Борисоглебский Спасо-Преображенский (Носовский), общ., близ с. Туголукова, при р. Карачане, Борисоглебского у. Учрежден в 1903 г. на земле, завещанной пот. поч. гражд. Носовым. Е. Казанский Богородицкий , 3 кл., общ., в Тамбове. Основан в 1667 г. Ныне архиерейский дом. Предтечев Трегуляев , 3 кл., общ., в 10 в. от Тамбова, на прав. бер. р. Цны. Основан в 1688 г. Санаксарский Богородицкий , общ., близ г. Темникова, на лев. бер. р. Мокши. Название получил от небольшого оз. „Санаксар“, находящегося под стенами монастыря. Основан в 1659 г. Саровская Успенская пуст., общ., в 37 в. от уез. г. Темникова, на границе Нижегородской и Тамбовской губ., в 60 в. от ж.-д. стан. Арзамас (в 90 в. от пристани на р. Оке Ватажка, при впадении р. Саровки в р. Сатис) на высокой горе, окруженной со всех сторон густым хвойным лесом. На ее месте находился прежде татарский городок Сараклыч, или Саракнич, и жил в нем некий татарский князь Бехан. По взятии Казани Иоанном Грозным, Сараклыч подвергся разорению, запустел и стал называться „Старым Городишем“. В XVI в здесь появляются отдельные пустынножители. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах Саровских лесов, остались неизвестны. Основание пустыни, как монастыря. положено иеромонахом Исаакием (в схиме Иоанном), в 1705 г. Поселившись в Сарове, он построил для пустынников, с разрешения местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского , деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» и ввел устав древних подвижников Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

15 . Великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся в схиме, с именем Алексия, как сейчас сказали мы, 14-го Ноября 1263-го года. Должно думать, что почитание его памяти началось с самой минуты его погребения, ибо погребение это ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл и о котором, по словам летописи, всем было проповедано от митрополита 97 . В 1380-м году, вследствие видения, были открыты его мощи, от которых начали совершаться чудеса и, по всей вероятности, тогда и установлено было местное ему празднование 98 . (Рязанский князь Роман Олегович, потерпевший мученическую смерть за веру в Орде 19-го Июля 1270-го года. Так как князь потерпел в точном смысле мученическую смерть за веру (оклеветанный к хану, что хулит веру татарскую, он отвечал на требование хана принять эту последнюю веру не только решительным отказом от нее, но и дерзновенными хулами на нее), и притом смерть самую ужасную, и так как летописи говорят о нем, что он «купи себе страстью царствие небесное и венец прият от руки Господней с сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру» 99 : то можно было бы думать, что ему установлено было местное празднование в Рязани (не теперешней, которая, быв тогда пригородом, называлась Переяславлем Рязанским, а тогдашней, которая в настоящее время есть село Старая Рязань, находящееся от теперешней Рязани в 50-ти верстах вниз по Оке). Но отсутствие всяких указаний на существование празднования заставляет считать более вероятным, что его не было установляемо, и причиной сего можно считать то, что тело князя, изрубленное и разметанное Татарами, не было привозимо в Рязань 100 . 16 . Великий князь Русский, удельный князь Тверской, Михаил Ярославович, убитый в Орде, по проискам Московского князя Юрия Даниловича, 22-го Ноября 1318-го года. Современное сказание о смерти князя уверяет, что эта последняя сопровождалась знамениями и чудесами, а его самого называет истинным мучеником, который «причтеся с лики святых и со сродникома своима святыми Борисом и Глебом и с тезоименитником своим великим князем Михаилом Черниговским и прият венец неувядаемый от руку Господня, его же вжеле» 101 . Основываясь на сейчас указанном, и главным образом – на уверении, что уже смерть Михаила Ярославовича сопровождалась знамениями и чудесами, с вероятностью можно думать, что местное почитание страстотерпца мученика князя началось в Твери непосредственно вслед за тем, как привезено было сюда его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1927 году монастырь был закрыт. В Феодоровском соборе разместилась электростанция, колокольня служила водонапорной башней. Богослужения в соборе Александра Невского продолжались до 1934 года, а затем монастырские строения использовались для нужд города. В конце 1940-х — начале 1950-х годов храмы и колокольни монастыря разобрали на строительный материал. На месте храма святого Александра Невского и кладбища построили поликлинику и больницу, а на месте Феодоровского собора проложили дорогу. Домовый храм великомученика Пантелеимона стал клубом, а позже — почтой. В 2009 году по инициативе полпреда Приволжского федерального округа Александра Коновалова, при поддержке архиепископа (ныне митрополита) Нижегородского и Арзамасского Георгия, главы Городецкого муниципального образования Александра Минеева и при участии главы Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына Феодоровский собор был восстановлен вместе с колокольней. В монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. В настоящее время восстанавливается домовый храм великомученика Пантелеимона, роспись которого идет под руководством иконописца Александра Чашкина. В ближайшее время по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Августина в цокольном этаже собора планируется сделать нижний храм и освятить его в честь святого Александра Невского. Памятник святому князю в схиме был установлен в монастыре в 2013 году, в год 750-летия его кончины. Ежегодно с 12сентября по конец декабря в Феодоровском монастыре проходят Александро-Невские дни. Они включают спортивные мероприятия в школах, семинары, которые проводят в городских и районных библиотеках насельники монастыря, молодежные форумы и конференции под общим названием «Александр Невский — имя России». 12 сентября (день перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург), 27 ноября (день кончины) и 6 декабря (день прославления) отмечаются торжественными богослужениями, на которые приезжают духовенство и священноначалие Нижегородской митрополии и руководители администраций разного уровня. После службы в эти дни совершается крестный ход из монастыря к памятнику святому Александру Невскому на Верхне-Волжской набережной.

http://patriarchia.ru/db/text/5758088.ht...

При поддержке Астанайской епархии состоялась международная молодежная онлайн-викторина «Александр Невский» 10 декабря 2020 г. 12:01 6 декабря 2020 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра состоялась международная молодежная онлайн-викторина «Александр Невский», посвященная 800-летию со дня рождения святого благоверного князя. Мероприятие организовано комиссией по просветительскому служению Астанайской епархии . Участниками викторины стали воспитанники воскресных школ и клубы православных молодежных движений Казахстанского митрополичьего округа , сборные из России, Белоруссии, Литвы, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана, светские учреждения образования и культуры. Всего в мероприятии были задействованы 47 сборных (17 — от приходских молодежных клубов и светских организаций; 30 — от воскресных и общеобразовательных школ и спортивных клубов). Интернет-карусель — командное соревнование в решении заданий. Всем командам, участвующим в карусели, одновременно предлагаются в строгом порядке одни и те же вопросы, к которым нужно указывать верные ответы. Время онлайн-викторины ограничено 45 минутами. Соревнование проходило в двух подгруппах: воскресные школы (возраст участников до 17 лет) и молодежные клубы (молодежь старше 17 лет). Вопросы викторины были посвящены жизни и духовному подвигу святого князя Александра, в схимеАлексия. По результатам интеллектуального состязания были определены победители и призеры . Список команд-участниц интернет-карусели «Александр Невский», а также вопросы и ответы интеллектуального конкурса доступны на  сайте «Православная интернет-карусель».  Следующая интернет-карусель «На пути в Вифлеем» состоится 27 декабря. Мероприятие будет посвящено праздникам Рождества Христова, Богоявления и Сретения Господня, а также гражданскому Новому году. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Раскольничья «Православная церковь Украины» исключила из числа святых Александра Невского 05.02.2024 13:59:46 КИЕВ Синод неканонической «Православной Церкви Украины» постановил «изъять из церковного календаря» день памяти святого князя Александра Невского, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Global Orthodox . «Удалить из Церковного календаря Православной Церкви Украины день памяти блгв. кн. Александра Новгородского (Невского), в схиме Алексея, 23 ноября», – сказано в сообщении ПЦУ. Вместо него 23 ноября в ПЦУ решили праздновать память другого Александра – первоначальника обители «Неусыпающих», день памяти которого в Церкви обычно отмечается 7 марта. Князь Александр Невский известен благодаря победе над шведским войском в битве 1240 года. В разное время он носил титулы князя Новгородского, Киевского и Владимирского. Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых в 1547 году. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2024/02/05/raskolnich...

Состоялась первая Литургия в новом храме Валаама Валаам, 18 сентября 2015 г.      12 сентября, в день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невскогосхиме Алексия), состоялась первая Божественная литургия в новом храме, освященном в его честь. Богослужение возглавил начальник Смоленского скита иеромонах Давид, которому сослужила братия обители. Строительство храма в честь благоверного великого князя Александра Невского началось в 2007 году, а в 2015-м были закончены работы по его благоукрашению, сообщает сайт Валаамского монастыря .      10 июля 2015 года во время Первосвятительского визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма: «Святой благоверный князь Александр Невский прославился подвигами на Северо-Западе Руси, и поэтому очень правильно, что храм был освящен в честь его святого имени». 18 сентября 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/82246.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010